Неформальные нормы это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социальные нормы — это правила о том, как человек должен вести себя в обществе.

Эти нормы создаются самим обществом. Поэтому-то в каждом обществе они различны. То, что принято в одном, бывает недопустимо в другом.

Никакого штрафа за нарушение социальных норм нет. Санкцией будет, скорее, неодобрительное отношение общества к нарушителю.

А это приводит к социальной изоляции человека. То есть другие люди отказываются общаться с лицом, которое нарушает социальные нормы. Его исключают из общества, круга общения.

Какие бывают примеры социальных норм?

1. Нормы права (или правовые нормы) (это правила, которые установило государство. Они обязательно прописаны в каком-либо законе или ином источнике права, и все граждане обязаны их исполнять).

Пример: Уголовный и Гражданский кодексы России, закон о защите прав потребителей и др.

2. Моральные нормы (правила, которые связаны с моралью. Они относятся к обычаям и культуре человека).

Пример: помогать слепому человеку перейти дорогу, пропускать человека старшего возраста вперёд себя в транспорте, помогать человеку, который нуждается в помощи, и т. д.

3. Этические нормы (правила, которые исходят из этики и понятий добра из зла)

Пример: медицинский этический кодекс, клятва Гиппократа.

4. Религиозные нормы (которые установлены какой-либо религией. Они могут быть прописаны в священных книгах (например, Библии) или же могут передаваться в устной форме).

Пример: креститься при входе в храм, соблюдать пост, соблюдать тишину в церкви и т. д.

5. Коллективные нормы: деловые и корпоративные (это правила, которые формируются в каком-либо коллективе: школе, университете, на работе).

Пример: не разговаривать во время урока, здороваться с преподавателями при встрече, соблюдать деловой кодекс (уважительно относиться к коллегам, не сплетничать, сотрудничать с коллегами и клиентами и т. д.).

6. Эстетические нормы (внешний вид человека, то, как он выглядит и пахнет).

Пример: соблюдать личную гигиену, не перебарщивать с духами.

7. Обычаи и традиции (то, что вошло в привычку человека)

Пример: не здороваться через порог, выпить на посошок, не съедать последний кусок, дарить цветы женщинам на 8 Марта, правила этикета.

Какие бывают виды социальных норм?

Формальные и неформальные

К формальным относят нормы права. Они зафиксированы в письменном виде в каком-либо источнике права. Если их не исполнять, обязательно последует наказание.

К неформальным — все остальные: моральные, этические, религиозные и т.д.

Отличие формальных от неформальных состоит в их обязательности. Формальные обязательны к исполнению, что подтверждается наличием наказания.

Несоблюдение неформальных социальных норм не приведёт к штрафу или ограничению свободы. Результатом будет разве что социальная изоляция и исключение из коллектива, группы.

Универсальные и специальные

Универсальные нормы распространяются на всех членов общества. К таковым относятся правовые нормы, моральные и этические, эстетические нормы.

А специальные — только на отдельные группы. Это корпоративные нормы в какой-либо организации или в школе, религиозные нормы для верующих, обычаи и традиции, которые соблюдаются не всеми.

Функции социальных норм

1. Корректируют и контролируют поведение людей в обществе

2. Помогает разрешить экономические, социальные проблемы. Например, кодекс деловой этики в организации помогает работникам более эффективно выполнять свои обязанности.

В этом кодексе прописаны принципы, которым работники обязаны следовать. Например, быть честным, уважать других, грамотно использовать ресурсы компании.

Если все работники соблюдают эти принципы, то и компания работает слаженно, как часовой механизм. А это приводит к её экономическому процветанию.

Одной из социальных проблем является алкоголизм. Социальные нормы (в большей степени правовые нормы) направлены на борьбу с этой проблемой.

Например, Кодекс об административных нарушениях России содержит норму, которая запрещает распивать спиртные напитки в общественных местах.

3. Помогают человеку социализироваться, т. е. "влиться" в общество, стать его частью.

4. Отталкиваясь от этих норм, мы судим о поведении людей, разделяем их на хороших и плохих. То есть функция этих норм — анализировать и давать оценку.


В ходе урока раскрываются понятия социальная ценность и социальная норма. А также рассматриваются следующие виды норм: запрещающие и разрешающие, формальные и неформальные, нормы-правила, нормы-ожидания и другие.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Социальные ценности и нормы"

C древних времён люди использовали в повседневной жизни определённые правила, которые нельзя нарушать. Так постепенно сформировались различные социальные ценности.


Что можно отнести к социальным ценностям?


Социальная ценность – это убеждения, разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом касаемо поставленной цели.

Важно понимать, что те ценности, которые приняты в конкретном обществе могут, не являться таковыми для конкретного человека. В этом случае речь идёт о ценностной ориентации личности.

Социальная ориентация личности – это ценности которые разделяет каждый конкретный человек.

Например для кого-то высшая цель – это сделать успешную карьеру, для этого он стремится получить качественное образование, найти хорошую работу, обзавестись связями и как можно быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Для другого человека более важно стать знаменитым писателем. Для этого он занимается самообразованием, пытается найти средства самовыражения, принимает участие в культурных мероприятиях, пишет повести, рассказы, стихи.

Очень важен и тот факт, что ценности, которые поставил перед собой человек, будут оказывать влияние на его поведение в обществе в целом, а их совпадение может послужить основой социальных связей.

Социальные связи – это взаимоотношения людей в обществе.

Социальные ценности являются теми критериями для оценок, которые общество ставит человеку.

Таким образом, в системе этих оценок можно выделить следующие виды поведения человека в обществе.


На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

Социальная норма – это общепринятое правило, которое устанавливает границы допустимого поведения в обществе.

С социальными нормами человек сталкивается с самого своего рождения. Примером этому могут послужить известные стихи Владимира Маяковского.


И действительно, с самого детства родители постоянно объясняют нам как себя можно или нельзя себя вести, что можно, а что нельзя делать. Об этом ещё говорили во времена древнегреческого философа Аристотеля.


В обществе действуют много социальных норм. Познакомимся с некоторыми из них.


По своей направленности принято выделять запрещающие и разрешающие социальные нормы. К таким нормам можно отнести правила дорожного движения. В них чётко прописано, что можно, а что нельзя делать на дороге. Например дорогу разрешено переходить на зелёный свет, и запрещено на красный.

По степени обязательности принято выделять нормы-правила и нормы-ожидания. Первые – это обязательные нормы поведения для людей в обществе. Например военные здороваясь отдают честь. Вторые – это поведение, которое допустимо, но не желательно. Например опоздать на урок в школе.

По своей форме принято разделять на формальные и неформальные нормы.

Неформальные социальные нормы – это исторически сложившиеся в процессе развития общества правила, которых люди придерживаются в повседневной жизни и руководствуются ими для принятия каких-либо решений.

Главная особенность неформальных социальных норм, – это то, что человек придерживается их добровольно, то есть без принуждения со стороны общества и государства. Но их соблюдение обеспечивается влиянием общества на конкретного человека, то есть силой общественного мнения. Как правило, это происходит через осуждение, порицание, неодобрение обществом каких то действий или поступков человека.

Формальные социальные нормы – это специально придуманные и чётко прописанные правила и нормы поведения человека в обществе, за нарушение которых человек несёт ответственность, вплоть до определённого наказания.

Эти нормы закреплены в законах. За их соблюдением следят специальные государственные органы. Например полиция, прокуратура, суды и другие.

Так же социальные нормы можно разделить и по сфере их применения. В этом случае выделяют следующие виды социальных норм:

Моральные нормы – это нормы поведения, нарушение которых вызывает осуждение в обществе. Нормы морали заключаются в представлении человека о добре и зле, плохом и хорошем или о допустимом и не допустимом поведении.

Правовые нормы – это принятые нормы поведения, которые установлены государством.

Религиозные нормы – это правила поведения, принятые в религиозных обществах. Например в христианстве, исламе или буддизме.

Политические нормы – это правила, регулирующие поведение гражданина в государстве и использование им гражданских прав и свобод.

Эстетические нормы – закрепляют представления человека о красивом и некрасивом и часто являются индивидуальными для каждого человека.


В целом можно говорить о том, что управлять поведением людей можно следующими способами:

Дозволение – это рекомендации по нормам поведения, которые не являются обязательными.

Предписание – это указание, которое необходимо исполнять в независимости от того нравится оно человеку или нет.

Запрет – это поступки, которые человек не должен совершать ни при каких обстоятельствах.

Можно ли говорить о том, что социальные нормы имеют всеобщий характер? Несомненно, можно. Наверное, если бы можно было их отменить, человек не смог бы развиваться дальше и постепенно вернулся бы к образу жизни первобытных людей.

На всеобщий характер социальных норм прежде всего указывают их признаки.


Многие социальные нормы сложились очень давно, и мы с вами не задумываемся об этом, когда их применяем. Мы их воспринимаем как что-то обыденное и повседневное, а многие из них стали просто привычкой. Например, мы здороваемся со знакомыми и жмём руки при встрече, желаем приятного аппетита и спокойной ночи.


Но не все привычки полезны, есть среди них и вредные, и даже опасные, например говорить с набитым ртом, перебивать старших, курение и употребление алкоголя, употребление наркотиков, интернет-зависимость и другие.

Но многие привычки, которые распространяются на общество в целом, также можно отнести к социальным нормам – это обычаи и традиции.

Обычаи – это исторически сложившиеся примеры поведения людей в обществе, которые возникли в результате многократно повторения определённых действий.

Например празднование нового года или дня рождения.

Традиции – это представления, которые стали традиционными, то есть передаются из поколения в поколение.

Обычно традиции относятся к культурному наследию общества и их придерживаются все члены общества. Примером традиции могут быть религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество.

Некоторые ученные относят к социальным нормам и моду. В случае с модой общество устанавливает нормы внешнего вида в определённой ситуации. Например нельзя прийти в школу в плавках, так как в ней прият деловой стиль одежды. Таким, же для большинства является неприемлемым стиль одежды так называемых неформальных групп: панки, рокеры, байкеры, хиппи и другие. Как правило, их внешний вид подвергается общественному осуждению и порицанию.

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации . Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

Формальные нормы . Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример : соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

Неформальные нормы . Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контроля – нормы и санкции.

Самоконтроль - самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д. При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом - демократии.

Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Существует следующая классификация санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные .премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен.памятника.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.

Формальные негативные санкции (Ф-) – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.

Неформальные негативные санкции (Н-) – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.

Система социальных норм общества создаёт представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидам всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями.

Социальное отклонение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.

Девиация - это отклонение от общепринятых норм.

Девиации

Делинквентное поведение (лат. delinquentus - совершающий проступок) - это преступное поведение, нарушение формальных (писаных) норм (конституции, уголовного права и других законов). Например, воровство, взяточничество, грабёж, убийство.

Девиантное поведение - это более широкое понятие, т.к. включает в себя нарушение не только писаных норм, но и неформальных (неписаных) (традиций, обычаев, этикета, манер и т.д.). Например, сквернословие, алкоголизм, азартные игры, самоубийство.

Девиантное поведение может быть как неодобряемым (революционеры, предатели, бродяги, наркоманы и др.), так и одобряемым (герои, чемпионы, политические лидеры, учёные, передовики труда, красивые люди и др.).

Девиации относительны , они зависят от норм данной группы, от эпохи, от конкретной ситуации. Например, убийство человека в современном обществе расценивается как преступление, а в первобытном обществе убийство стариков и детей считалось нормальным при нехватке питания. Убийство на войне разрешено и поощряется, а в мирное время запрещено. Убийство преступника из самозащиты нормально.

Социальные отклонения (девиации) играют в обществе двойственную, противоречивую роль . Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - иногда помогают обществу обновляться, адаптироваться к изменениям окружающей среды. Например, диссиденты в СССР, протестовавшие против коммунистической системы и диктатуры КПСС, объявлялись людьми с отклоняющимся поведением и подвергались преследованиям или принудительному психиатрическому лечению. Но снятие идеологических и социальных запретов с началом перестройки обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Лекция 8.Социальные институты

1.Основные и не основные социальные институты

2. Признаки и функции социальных институтов

1.Основные и не основные социальные институты

Со временем он приобрёл два значения:

узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);

широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.

Социальный институт - организованная система связей и социальных норм, которая удовлетворяет важнейшие потребности общества.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки.

Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра.

Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Внутри основных институтов скрываются не основные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Похожие документы:

Учебное пособие по обучению письменной речи на материале текстов экономического профиля рекомендовано в качестве учебного пособия

. НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 УДК 811.161:81 .

Конспект лекций знакомит студентов с проблемами управления с позиции социологической науки, а также с общими представлениями о социальных закономерностях управленческой деятельности. Практикум позволяет проверить и закрепить усвоенные знания. Рецензенты

. Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2012 УДК ББК Иванова В.С. Социология управления: учебное пособие . Конспект лекций .

Практикум по легкой атлетике Авторы-составители О. Н. Бобина, И. Н. Родичев

. учебное пособие /авт.-сост. О.Н. Бобина, И.Н. Родичев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета . Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета . 1996) и конспектами лекций, впишите в .

Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ высш учеб заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дер

. в Томске, а студенческие — в Московском университете, . редакционно-издательский совет редакции музыкальной литературы для детей и юношества Государственного музыкального издательства . теориях и системах воспитания: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 1999. .

Ирина Владимировна Лукьянова Корней Чуковский

. лекции в Политехническом . редакционно-издательской группой об организации издательства . конспекта лекций . советовался с Горьким (Горький обстоятельно рекомендовал . качеством приветствий, – писал К. И. в дневнике. – Поздравляли меня – меня. – и Университет .

- механизмы принуждения (систему наказания — прим. автора) у обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция, тюрьмы и т.д.).

Если система формальных правил представляет собой ре­зультат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — С. 200.

Роль неформальных правил в обществе




Этому способствует ряд факторов:

1. В любом обществе можно наблюдать ситуацию, когда от­дельные сферы деятельности регулируются только неформальными нормами при отсутствии формальных правил.

Пример

Отношения между членами семьи, этнических групп, мафиозной (криминальной) группировки.

Необходимость правил появляется всегда при наличии более чем одного субъекта, если между этими субъектами возникают какие-либо отношения. Причем правила в различных группах субъектов могут быть одинаковыми, а могут и сильно различать­ся. Простейшим примером таких правил могут служить отно­шения в рамках отдельной семьи или отдельного коллектива. Отношения в рамках семьи так и остались неформальными, а отношения между членами коллектива, не являющимися родственниками, в подавляющем большинстве случаев были формально закреплены в форме договора, контракта или иного документа (в рамках государства — в гражданском и уголовном кодексах).

2. Неформальные нормы появились в обществе гораздо раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, за­конодательно закрепленных норм. Примеров закрепления нефор­мальных норм в формальных правилах можно найти множество в истории любой страны.

Пример

3. Длительность эволюции неформальных правил определяет их большую устойчивость.

Пример

Институт языка представляет собой сложную, постоянно изменяющу­юся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в речевой оборот. Французская Академия пытается контролировать изменения во французском языке, но это явле­ние сравнительно недавнее, поскольку Академия как структура была ос­нована уже после того, как французский язык сформировался в стройную систему.

Так как институты изначально представляют собой продукт обычая, а судебная практика и законодательство на протяже­нии тысячелетий лишь развивают их, то нельзя сказать, что в настоящее время институциональная система приняла окон­чательный вид.

Информация взята из учебника Неоинституциональная экономическая теория. - М.: ДиС, 2006. Бренделева Елена Алексеевна.

В составе института Д. Норт выделяет три главные состав­ляющие:

- формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);

- неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные условности);

- механизмы принуждения (систему наказания — прим. автора) у обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция, тюрьмы и т.д.).

Если система формальных правил представляет собой ре­зультат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — С. 200.

Роль неформальных правил в обществе

Этому способствует ряд факторов:

1. В любом обществе можно наблюдать ситуацию, когда от­дельные сферы деятельности регулируются только неформальными нормами при отсутствии формальных правил.

Пример

Отношения между членами семьи, этнических групп, мафиозной (криминальной) группировки.

Необходимость правил появляется всегда при наличии более чем одного субъекта, если между этими субъектами возникают какие-либо отношения. Причем правила в различных группах субъектов могут быть одинаковыми, а могут и сильно различать­ся. Простейшим примером таких правил могут служить отно­шения в рамках отдельной семьи или отдельного коллектива. Отношения в рамках семьи так и остались неформальными, а отношения между членами коллектива, не являющимися родственниками, в подавляющем большинстве случаев были формально закреплены в форме договора, контракта или иного документа (в рамках государства — в гражданском и уголовном кодексах).

2. Неформальные нормы появились в обществе гораздо раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, за­конодательно закрепленных норм. Примеров закрепления нефор­мальных норм в формальных правилах можно найти множество в истории любой страны.

Пример

3. Длительность эволюции неформальных правил определяет их большую устойчивость.

Пример

Институт языка представляет собой сложную, постоянно изменяющу­юся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в речевой оборот. Французская Академия пытается контролировать изменения во французском языке, но это явле­ние сравнительно недавнее, поскольку Академия как структура была ос­нована уже после того, как французский язык сформировался в стройную систему.

Так как институты изначально представляют собой продукт обычая, а судебная практика и законодательство на протяже­нии тысячелетий лишь развивают их, то нельзя сказать, что в настоящее время институциональная система приняла окон­чательный вид.

Читайте также: