Мусульмане и христиане в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. ХРИСТИАНСТВО и ИСЛАМ – две авраамические религии, зародившиеся в I и VII веках соответственно. При наличии множества общих черт

3. Влияние христианства на ислам

4. Влияние христианства на ислам

Имя Пророка Исы – сына непорочной
Девы Марии (Марьям) упоминается в
Коране 25 раз и полностью обозначается
как Иса ибн Марьям аль-Масих (Иисус
сын Марии Мессия, калька с иудейского
Иешуа Машиах) называется
эпитетами абдуллах (раб
Аллаха), расулюллах (посланник
Аллаха), салих
(праведник), калима (слово
Аллаха), кауль аль-хакк (речение
истины) и так далее.
Изображение Марьям и Исы
на персидской миниатюре
Каноническое изображение Пресвятой
Девы Марии и Иисуса Христа
Мусульмане используют имя Исы, равно
как и имена других библейских и
коранических персонажей, в качестве
личного имени. Длительное общение
мусульман и испанских христиан привело
к тому, что испаноязычные христиане
также стали использовать имя Иисус в
качестве личного имени, хотя в
христианском мире данная практика,
обычно не встречающаяся. В некоторых
мусульманских странах имя Исы давалось
незаконнорожденным детям.
Арабская транскрипция имени пророка Исы

5. Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)

В окружении Мухаммеда христиан
было немало. Христианином был
Барака ибн Науфал, его друг и брат
его первой жены, Хадиджи (он же
занимался переводом Библии на
арабский язык, но успел перевести
только Пятикнижие Моисея). О нем
сам Мухаммед заявлял, что Барака "не
нуждается в обращении в Ислам,
поскольку стоит на правильном
пути".
Когда на Мухаммеда ополчились
язычники, его укрыл от гонений
христианин - император Эфиопии.
Личным секретарем Мухаммеда и
первым переписчиком Корана был
монах-несторианин Сергий.
Впоследствии Мухаммед держал при
себе врачей-несториан (в Арабском
халифате медицина сделалась одним
из основных занятий несторианских
ученых, принося им почет и
известность).
Христианских правителей Мухаммед
заверял в близости их убеждений:
"Свидетельствую, что Иса Сын
Мариам есть Дух Бога и Его Слово".
Несториане

6. Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)

Арабский халифат на пике могущества
Арабский халифат - "золотой век
ислама" явился образцовым примером
добрососедства и сотрудничества
мировых религий. При дворе халифов
были представлены православные,
несторианские, яковитские
священнослужители, в обязанность
которым вменялось молиться о
здравии Повелителя и благословлять
его трапезу. Первенствовали
несториане: их католикос-патриарх
утвердил свою резиденцию в Багдаде.
Приветствовался успех христианских
миссий среди язычников. По поводу
обращения в христианство крупного
монгольского народа - кераитов
мусульманский летописец Рашид адДин восклицал: "Религия Иисуса
(мир Ему!) просветила кераитов, и
они приняли ее!".
При дворе халифа часто проводились
диспуты с участием исламских и
христианских богословов - каждая из
сторон неизменно оставалась при
своем мнении, но такие встречи
имели смысл как для взаимопонимания
религий, так и в качестве
демонстрации веротерпимости.
При дворе халифа

7. Отношение к христианам в исламской традиции (Арабский халифат)

8. Отношение к мусульманам в Европе

9. Отношение к мусульманам в Европе

10. Отношение к мусульманам в Европе

11. Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства

12. Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства

Войска крестоносцев
Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб
(Саладин)
И хотя крестоносцы довольно
быстро освоились в своих новых
владениях (новое поколение,
родившееся и выросшее в Леванте,
считало Святую землю своей
родиной, относясь негативно к вновь
приезжающим крестоносцам; они
часто были больше похожи на
сирийцев, а не на франков; многие
знали греческий, арабский и другие
восточные языки, женились
на гречанках или армянках) их
политика в отношении местного
населения, а также ислама, иудаизма и
восточного христианства вызывала у
соседних мусульманских государей
желание взять реванш.
В последующие годы крестоносцы
стали постепенно терять свои
владения и новые Крестовые походы
не могли изменить ситуации. В 1187
году султан Египта и Сирии Салах адДин Юсуф ибн Айюб (Саладин)
захватил Иерусалим. Королевство
Иерусалимкое прекратило своё
существование.

13. Влияние крестовых походов на отношения ислама и христианства

После захвата Иерусалима все церкви
города, кроме храма Воскресения,
были обращены в мечети. Но
жителям были дарованы жизнь и
возможность выкупить свою свободу,
кроме того, Саладин гарантировал
привилегии и неприкосновенность
христианских паломников,
посещающих Иерусалим.
Фактически это было начало конца
крестоносного движения на Ближнем
Востоке. Был проведён еще ряд
походов, не принесший значительного
успеха.
В 1291 году египетские мамлюлки
захватывают последнюю крепость
крестоносцев – Акру.
Изгнание крестоносцев мусульмане
считали святым делом и в этом их
поддерживали не только иудеи, но
восточные христиане (православные,
несториане, яковиты и др.)
Иерусалим времен Крестовых походов
На милость победителя…..

14. Ислам и Христианство в Монгольской империи

15. Ислам и Христианство в Монгольской империи

В 1256 г. громадная монгольская
армия под началом Хулагу – внука
Чингисхана - направилась на Ближний
Восток. Хулагу был тенгрианином, но
влиявшая на него старшая жена Докуз
– несторианкой. Несторианином был
и его главный полководец Китбуга,
найман по происхождению (по
преданию, в которое он верил, он
потомок одного из трех евангельских
волхвов).
В 1258 г. был взят и разгромлен
Багдад. Все жители великого
исламского мегаполиса были
вырезаны или проданы в рабство.
Жизнь и имущество сохранили лишь
христианам. Багдад так и не
оправился от этого страшного
погрома. Город более уже никогда не
вернул себе прежнего величия.
Один за другим монголы брали
великие мусульманские города. И
всюду повторялась одна и та же
схема: мусульман вырезали, а
христианам оставляли жизнь и
имущество. В 1260 г. пали Алеппо и
Дамаск. 1 марта 1260 г. Китбуга
вступил в Дамаск во главе
монгольской армии. Вместе с ним
ехали король Армении и князь
Антиохийский. Впервые за шесть
веков три христианских государя
ехали с триумфом по улицам древней
столицы халифата.
Впервые за шесть веков мусульмане
на всем Ближнем Востоке оказались
на положении притесняемого
меньшинства.
Хан Хулагу и Докуз-хатун
Взятие монголами Багдада

На нашем уроке речь пойдет о конфликте в эпоху Средних веков двух великих мировых религий – ислама и христианства.

Предпосылки возникновения этого конфликта сложились еще в период раннего Средневековья, когда приверженцы данных религий старались вначале мирным путем доказать правильность своего вероучения.

Коран уехал в самый южный город Земли

Одна из версий начала конфликта двух великих религий – это вторжение христианского войска (Крестовые походы – 1096 – 1270 гг.) в пределы мусульманского мира. Некоторые историки считают, что европейские религиозные фанатики под руководством католической церкви и лично папы Римского начали вторжение в страны, исповедующие ислам, с целью захватить богатства и земли мусульманских верующих, а также по возможности обратить их в христианскую веру.

Конечно, доля истины в подобной версии, несомненно, существует: крестоносцы обычно не брезговали присвоить себе (а какая-то доля награбленного имущества всегда доставалась церкви), те материальные блага, которые часто попадали им в руки в мусульманских городах. Однако говорить о том, что европейские рыцари во время Крестовых походов полностью разграбили и уничтожили средневековую восточную культуру, было бы, конечно, неверно.

http://history-paradox.ru/img/krest_pohod4.jpg

Общепринятой в европейской исторической науке все-таки считается версия, что первый крестовый поход (1096 - 1099 гг.) был организован в 1095 году по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман. Еще в 7 веке, на заре своего существования, сразу в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммеда, мусульмане первыми спровоцировали противостояние с христианским миром.

В 711 году мусульмане уже осмелились напасть на территории, которые находились под непосредственной защитой папы Римского и всей католической церкви – Малую Азию и Испанию. Разгромив вестготское королевство, мусульманское войско покорило почти всю Испанию, а затем вторглось во Францию. Но в 732 году в битве между Пуатье и Туром их разбил франкский король Карл Мартелл. Таким образом, продвижение ислама в Западную Европу было остановлено.

Несмотря на либеральные заповеди, которые оставил своим преемникам Мухаммед, мусульмане, в частности турки, за короткий период времени смогли обрести славу крайне жестоких завоевателей, которые не останавливались ни перед чем, чтобы захватить земли и власть в восточных государствах.


К этому времени мусульманскому войску удалось захватить большую часть восточных (а также некоторые территории и на Западе) христианских государств. Осознавая, что христианство как культура и как религия подвергается большой опасности, перед истинно верующими христианами Западной Европы стал выбор: либо поддаться натиску ислама, либо вступить в борьбу с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что противостояние ислама и христианства – двух великих мировых религий - в период Средневековья достигло своего апогея. Однако даже после завершения европейских Крестовых походов конфликт мусульманства и христианской религии далеко не исчерпал себя, а на самом деле приобрел более скрытый и дипломатический характер.

Ислам в представлении христиан средневековой Европы.

Как воспринимали ислам в Европе времён Средневековья

Благовещение. Марьям и Джибриль. Ангел Джибриль явился к Марьям, чтобы известить о рождении у нее сына Исы. Миниатюра из манускрипта 16 века сочинения Абу Рейхана Мухаммеда ибн Ахмед аль-Бируни (973-ок.1050)

Благовещение. Марьям и Джибриль. Ангел Джибриль явился к Марьям, чтобы известить о рождении у нее сына Исы. Миниатюра из манускрипта 16 века сочинения Абу Рейхана Мухаммеда ибн Ахмед аль-Бируни (973-ок.1050)

В средневековой Европе знания о мусульманской религии, по понятным причинам, были весьма специфическими и ограниченными. Причём в зависимости от временных периодов, географии, образованности и задач христианского толкователя в восприятии ислама европейцами возникали различия. Но общая картина была такова: ислам – это сознательное искажение истины, учение меча, насилия и потворства своим страстям. Мусульман воспринимали как очень опасных врагов, а Муххамеда – как антихриста.

Три главные христианско-средневековые точки зрения


Историки выделяют три точки зрения об исламе в средневековой Европе:
Средневековые интеллектуалы и теологи, среди которых был и Иоанн Дамаскин, соприкасавшиеся в своих землях с мусульманами, утверждали, что ислам – это ересь. Не севере Европы – территориях далёких от ислама, мусульман часто считали идолопоклонниками и язычниками. А некоторые особо ярые приверженцы христианской религии заявляли, что ислам – это кара Господня, Мухаммед – предтеча Антихриста, а приход арабских завоевателей знаменует скорое наступление конца света.

Сегодня возникновение и распространение ислама расценивается как огромная веха в мировой истории. Но в Средневековье у людей сложилась устойчивая картина мира, где кроме христиан, были иудеи, еретики и язычники. Поэтому ислам воспринимался не как новая религия, а как военная угроза.

Папа Римский и ислам

Чаша. Нишапур, Иран, 10 век. Музей исламского искусства, Катар. Дата создания 900 - 1000

В 634 году, когда мусульмане подошли к стенам Иерусалима Патриарх Иерусалимский Софроний (ок. 560-638) читал проповедь на Рождество Христово. В ней говорилось, что грехах и поэтому Господь наказывает их, но исмаилиты как пришли так и уйдут. Тогда никто и предположить не мог, что это надолго.

Вознесение на Небеса Пророка Муххамеда в сопровождении Архангела Гавриила. Копия миниатюры из Басен Лукмана. Арабская рукопись, 1583

Вознесение на Небеса Пророка Муххамеда в сопровождении Архангела Гавриила. Копия миниатюры из Басен Лукмана. Арабская рукопись, 1583

Долгое время в средневековой христианской среде и вовсе не было какой-либо выработанной доктрины об исламе, как и суждений Папы Римского о мусульманской вере, на которые можно было бы опереться. Возможно, именно поэтому для христиан единственной религией было христианство. Всё остальное – или вероотступничество, или язычество.

Коран в VII веке

Впрочем, и в VII-VIII веках и сам ислам ещё не был религией с чёткими догмами и установками. И хотя состав Корана сложился в основном в середине VII века, по свидетельству исламского богослова Джалалуддин ас-Суюти (1445-1505), даже спустя 400 лет после смерти Мухаммеда существовали его различные версии.

Мухаммед получает откровение на горе Хира. Миниатюра XVI века. Библиотека Топкапы, Турция

Мусульмане-завоеватели

Трактат о военном искусстве. 1470

Стоит отметить, что в во времена Средневековья на завоеванных территориях мусульмане были достаточно толерантными – они сохраняли и систему управления, и свободу вероисповедания. Эта либеральная политика приводила к тому, что многие христиане переходили в ислам по той простой причине, что так было удобнее жить. Тогда христианские проповедники, чтобы удержать своих собратьев в лоне церкви, начали убеждать, что самая правильная и важная религия – это христианство, а ислам назовут ересью, убеждая людей, что ислам не обеспечит им Царствие Небесное.

Первый схоласт Иоанн Дамаскин

Святой Иоанн Дамаскин с развернутым свитком, на котором написана песнь в честь Богоматери. Михаил Анагносту, 1734. Византийский музей острова Хиос, Греция

Святой Иоанн Дамаскин с развернутым свитком, на котором написана песнь в честь Богоматери. Михаил Анагносту, 1734. Византийский музей острова Хиос, Греция

Иоанн Дамаскин (кон.VII-VIII в.в.) – последний из великих отцов Восточной Церкви и первый схоласт – провёл всю жизнь в исламских землях. Жил он в столице Омейядского халифата Дамаске, а в миру его звали Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби. Его отец, а некоторое время и сам Иоанн-Мансур, служили при дворе халифа. Но затем Мансур принял решений уйти в монастырь святого Саввы.

Преподобные Иоанн Дамаскин и святой Косьма. Иллюстрация из

Преподобные Иоанн Дамаскин и святой Косьма. Иллюстрация из 'Минология Василия II'. Начало XI в. Ватикан.

Пророк Мухаммед перед Каабой. Османская миниатюра, 1595 г. Дворец Топкапы, Стамбул

Сцена обрезания из манускрипта середины XV века.

В заключение…

Представление об исламе как о христианской ереси, а о Мухаммаде как о лжепророке от сирийцев перешло к византийцам, а позже пришло и в Западную Европу. Но стоит отметить, что византийская и сирийская формы апологетики имели существенные отличия. Сирийская точка зрения была более уравновешенной и сдержанной, а византийская более идеологизированой, представляющей информацию о мусульманах в искажённом виде. Известным представителем византийской апологетики был Феофан Исповедник. К сожалению, в Европе сирийская традиция оказалась, за редким исключением забытой и была неизвестна до XV века, тогда как антимусульманская апологетика в ее византийском варианте процветала.
Продолжение, возможно, последует.


Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.

Распространение ислама

Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Карта Арабского халифата

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

которые читают вместе с этой





В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Средневековый мусульманин во время молитвы

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Школа при мечети

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

Читайте также: