Имре надь биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук.

ИМРЕ НАДЬ: СВОЕВРЕМЕННАЯ БИОГРАФИЯ

Учитывая обилие мифов и спорных версий, следует признать: перевод на русский язык книги известного венгерского историка Я.Райнера и её издание к 50-летию венгерских событий 1956 г. и 110-летию со дня рождения И.Надя вполне своевременны 16 . Эта книга позволит отбросить явные мифы, пересмотреть в некоторых случаях недостаточно аргументированные версии, создать в сознании российской читающей публики реальный, полнокровный образ венгерского политика, представить его подлинную роль в событиях полувековой давности. Выход в свет в 1990-е годы двухтомной биографии Имре Надя стал событием в венгерской исторической науке — тем более значительным, что на родине личность этого политика (что вполне естественно) куда в большей степени, чем в России, становилась предметом домыслов и политических спекуляций. В своих работах, основанных на огромном фактическом материале, Я.Райнеру пришлось опровергать устоявшиеся стереотипы, полемизировать с некоторыми спорными точками зрения, бытующими в венгерской и западной историографии, где никогда не было единства мнений об И.Наде, существовал широкий диапазон оценок. Впрочем, полная демифологизация той или иной исторической личности — задача непосильная для историка, тем более, когда речь идёт о государственном деятеле, концентрирующем в себе существенные политические тенденции новейшего времени, о человеке, чьё наследие продолжает оставаться востребованным и сегодняшним политическим сознанием.

Споры об Имре Наде периодически оживляются в Венгрии, особенно в дни очередных годовщин событий 1956 г. И мнения высказываются подчас диаметрально противоположные. Здесь можно выделить две важные тенденции. С одной стороны, трагизм судьбы венгерского премьера, казнённого в июне 1958 г., бросает отсвет на все его действия и поступки, правые и неправые; мученическая смерть располагает историков, а тем более публицистов и широкое общественное мнение к апологетике, даёт простор для идеализации личности Надя, к явным ошибкам и просчётам подходят менее критически. Это характерно, кстати, и для большой части западной историографии, стремящейся признанием заслуг Надя post mortem как бы компенсировать ту поразительную близорукость в оценке его политического лица, которую западное общественное мнение демонстрировало на протяжении всей венгерской революции. Приветствовав приход к власти В.Гомулки в Польше, оно вместе с тем упорно продолжало видеть в Наде заурядного сталиниста даже тогда, когда для этого было всё меньше оснований 17 .

Если в первые послевоенные годы в Имре Наде сосуществовали и драматически противоборствовали коммунист-интернационалист и защитник интересов венгерского крестьянства, то в октябре 1956 г. он предстает ещё в одной ипостаси — как венгерский патриот. Впрочем, этот поворот был вполне подготовлен всей его предшествующей духовной эволюцией. В 1955 г. в своих записках, адресованных партийному руководству и ставших достоянием публики позже, он радикально пересмотрел некоторые сталинские догмы — особенно там, где дело касалось характера отношений между социалистическими странами: неизменная чувствительность Надя к национальной специфике логически приводила его к требованиям большего равноправия в советско-венгерских отношениях. В дни октября 1956 г. он шёл дальше. Если незадолго до начала решающих событий в беседах с единомышленниками он принципиально отвергал многопартийную систему с позиций традиционной коммунистической ортодоксии, то позже, приняв во внимание голос народа, пришёл к признанию политического плюрализма, как и требования о выводе советских войск из Венгрии.

Все прежние попытки примирить большевистско-ленинскую концепцию социализма с национальными интересами, создать социализм, отвечающий не только этим догмам, но и конкретным венгерским условиям, оказались утопическими и были в октябрьские дни если не отброшены, то на время оставлены. В ситуации, когда надо было делать решительный выбор, венгерский патриотизм возобладал над глубокими коммунистическими убеждениями И.Надя, старый коминтерновец превращался в венгерского национального революционера, последователя традиций 1848 г. Более того, не перестав быть в душе коммунистом, ищущим пути примирения близкой ему идеи с национальными ценностями 25 , И.Надь стал для многих на несколько последующих десятилетий (здесь, вероятно, можно сказать: против своей воли) символом антикоммунистического сопротивления в Венгрии, а в конце 1980-х годов антикоммунистических по своему основному содержанию реформ, направленных на смену системы. Существеннее, однако, другое. 28 октября, сделав решительный шаг к сближению с массовым народным движением, И.Надь переступил грань, отделяющую функционера-партийца, исходящего прежде всего из интересов своего движения, от политика общегосударственного, общенационального масштаба.

Янош Райнер анализирует причины неудач, раскрывает ошибки и просчёты, не идеализируя своего героя, проявлявшего очевидную слабость в практической политике. Вместе с тем, действия И.Надя в период революции оцениваются не только в политических, но и в моральных категориях. По мнению исследователя, утром 4 ноября, в момент решающей советской военной акции, Надь оказался не на высоте положения и стоявших перед ним задач, его поведение ознаменовало собой шаг назад от выполнения общенациональной миссии к узкопартийной политике. Известное радиообращение к народу только дезориентировало многие тысячи венгров, а бегство в югославское посольство не только нанесло удар по легитимности правительства, но было само по себе проявлением человеческой слабости.

Совсем по-другому вёл себя в той же ситуации один из министров в правительстве И.Надя, Иштван Бибо, человек, в меньшей мере обладавший политическими амбициями, однако мыслитель совсем иного, чем Надь, международного масштаба, один из крупнейших венгерских интеллектуалов XX в. Когда около 8 часов утра советские солдаты вошли в историческое здание парламента на берегу Дуная, они застали там лишь одного министра действовавшего правительства — это был И.Бибо. Перед тем, как его задержали советские спецслужбы, он попытался провести нечто вроде пресс-конференции, обратиться с новым воззванием к венгерскому народу от имени правительства — через считанные часы после того, как И.Надь в своём радиовыступлении заверил нацию, что правительство находится на своём посту, а сам после этого укрылся в югославском посольстве. Все-таки Надь избежал морального падения, отказавшись признать новое правительство, навязанное извне. А позже своим героическим сопротивлением попыткам заставить себя играть по чужому сценарию искупил (опять же в моральном плане) допущенные в минуту слабости собственные ошибки.

Имре Надь был не просто типичным восточноевропейским национал-коммунистом середины XX в., продуктом кризиса советских претензий на полный контроль над мировым коммунистическим движением (а этот кризис явно обнаружился уже в 1948 г., когда Тито отказался повиноваться Сталину). И не просто (если прибегнуть к другой оптике восприятия тех же вещей) человеком, чьё активное участие в коммунистическом движении не убило в нём политика, преданного национальным ценностям. Образ действий И.Надя в условиях событий 1956 г. имел свои корни в венгерской исторической традиции. За 100 лет до этого, во время революции 1848 г., премьер-министр граф Лайош Баттяни (казнённый, как и Надь, после поражения революции) также стремился оставаться на почве существующей законности, сложившейся легитимности. Признавая правомерность требований восставших, он в то же время не выступал за немедленный слом старой системы, искал пути мирного разрешения конфликта.

Впрочем, В.Гомулка тоже оказался позже не на высоте положения. Относительный успех национально ориентированных, реформаторских сил в Польше в октябре 1956 г. не был закреплён подлинным реформированием системы, что обусловило явное движение вспять, откат к хотя и не слишком тиранической, но все же весьма неэффективной административно-бюрократической модели социализма. И это, кстати сказать, несколько контрастировало с положением в Венгрии, где режим Кадара с начала 1960-х годов развивался по пути либерализации, а в 1968 г. приступил к экономической реформе, правда не реализованной в полном объёме в силу внешних и внутренних факторов 29 .

Сегодняшний уровень разработки проблемы (в первую очередь в работах Яноша Райнера и Золтана Риппа) даёт основания утверждать: позиция Москвы в деле И.Надя не была столь однозначной, как это принято думать, менялась с течением времени и находилась, к тому же, в тесной зависимости от состояния советско-югославских отношений. В начале 1957 г. в Кремле демонстрировали довольно жёсткий подход, призывая Кадара усилить репрессии. Судебное расследование по делу И.Надя было одобрено советской стороной, каждый новый шаг в этом деле согласовывался между Москвой и Будапештом. Вместе с тем, после разгрома в июне 1957 г. внутрипартийной оппозиции Маленкова-Кагановича-Молотова Хрущёв значительно укрепил свои позиции в руководстве КПСС, что избавляло его от прежней необходимости и дальше демонстрировать предельную жёсткость в венгерском вопросе, дабы нейтрализовать возможные обвинения своих оппонентов в нерешительности и непоследовательности, ведущей к сдаче позиций СССР.

В Москве были, в целом, удовлетворены ходом нормализации в Венгрии, и выбор в пользу Я.Кадара был сделан в это время окончательно и бесповоротно — это явилось первым его серьёзным тактическим успехом в отношениях с Кремлём. Но и после того, как М.Ракоши перешёл в СССР, по сути дела, на положение политического ссыльного, его потенциальные сторонники в руководстве ВСРП продолжали составлять значительную силу. Лишь отчасти ослабил их позиции пленум ЦК КПСС 1957 г., нанёсший удар по оппонентам Хрущёва в Президиуме ЦК, выступавших (прежде всего, Молотов и Ворошилов) за более активное приобщение людей Ракоши к власти в Венгрии. Проявив предельную жёсткость в деле Имре Надя (в общем не очень свойственную этому прагматическому политику), Кадар в 1958 г. окончательно выбил оружие у своих критиков слева — сторонников полной реставрации системы, решительно отвергнутой венгерским народом в октябре 1956 г. Необходимо также помнить, что Имре Надь до конца своей жизни был бы не только центром притяжения для оппозиции, но самим своим существованием напоминал бы о нелигитимности прихода Я.Кадара к власти и был в силу этого крайне неудобен для последнего 34 . Таким образом, советское предложение проявить великодушие не нашло поддержки венгерского лидера. Он предпочёл перенести процесс, но не переписывать уже разработанный сценарий, по которому Имре Надя предполагалось казнить (К этому можно добавить, что после триумфального для Я.Кадара визита Н.С. Хрущёва в Будапешт в апреле 1958 г. венгерский лидер мог позволить себе больше самостоятельности в принятии внутриполитических решений).

Как бы там ни было, июнь 1958 г. в известном смысле поставил точку в истории венгерской революции и подвёл черту под определённым периодом в развитии послевоенной Венгрии; политическая обстановка в стране к этому времени стабилизировалась и для дальнейшей консолидации режима необходима была смена тактики — задачи запугивания непокорных отходят на второй план, уступая место поискам путей наведения мостов с венгерской нацией. Показательно, что расправа над Имре Надем почти совпала по времени с публикацией первых документов, заложивших основы кадаровской либерально-прагматической модели социализма, которая отличалась, пожалуй, наибольшей гибкостью в сравнении с другими реально воплощёнными моделями.

  1. К созданию этой версии приложил руку небезызвестный автор исторических бестселлеров Э.Радзинский в своих жизнеописаниях Николая II, изданных также на Западе. См. также: Кузьмичёв П. Если не закрывать глаза // Литературная Россия. 1991. 20 декабря. С. 22 — 23. См. также полемику с Радзинским известного американского историка Ч.Гати: Гати, Чарльз. Обманутые ожидания. Москва, Вашингтон, Будапешт и венгерское восстание 1956 г. М., 2006. С. 45.

НАДЬ, ИМРЕ (Nagy, Imre) (1896–1958), премьер-министр Венгрии. Родился 7 июня 1896 в Капошваре в крестьянской семье. В годы Первой мировой войны служил в австро-венгерской армии, попал в русский плен. Принимал участие в большевистской революции и Гражданской войне. После войны вернулся в Венгрию, но в 1928 был вынужден бежать в СССР, где оставался до 1944. Наступление Красной армии позволило ему вернуться в Венгрию. В 1944–1945 Надь – министр земледелия временного правительства, в 1947 – член политбюро компартии, в последующие годы – министр заготовок. Выступал против принудительной коллективизации, в 1949–1951 был выведен из состава политбюро, однако восстановлен в правительстве после публичного покаяния. В 1953 Надь стал премьер-министром и приступил к осуществлению программы реформ, однако в 1955 был отстранен от власти.

В октябре 1956 Надь стал премьер-министром коалиционного правительства, программа которого предусматривала свободу хозяйствования для крестьян и мелких собственников при сохранении социалистического государства всеобщего благосостояния, легализацию рабочих советов и некоммунистических партий, проведение свободных выборов, вывод советских войск из Венгрии, нейтралитет Венгрии. 4 ноября 1956 СССР, нарушив ранее взятые на себя обязательства, предпринял широкое вторжение в страну. Было образовано новое правительство во главе с Я.Кадаром. Надь и его ближайшие соратники нашли убежище в посольстве Югославии, однако вскоре были обманом высланы в Румынию. После принудительного возвращения в Венгрию Надь был заключен в тюрьму, а 16 июня 1958 тайно казнен в Будапеште.

Венгерский политический и государственный деятель, один из лидеров Венгерской революции 1956 г.

После освобождения Венгрии от нацистов вернулся в Венгрию и 12 декабря 1944 г. стал министром сельского хозяйства во Временном национальном правительстве Венгрии. Депутат Временного национального собрания Венгрии, в 1945 г. избран в Национальное собрание. Проводил радикальную аграрную реформу. В мае 1945 г. стал членом Политбюро ЦР ВКП. В ноябре 1945 – марте 1946 г - министр внутренних дел. Проводил депортацию немцев из Венгрии. В апреле 1946 г. введен в секретариат ЦР КПВ, отвечал за политику в области сельского хозяйства. В ноябре 1947 г. избран председателем Государственного собрания Венгерской народной республики (ВНР). В 1949 г. М. Ракоши обвинил Надя в “правом оппортунизме”. 2 сентября 1949 г. Надь был исключен из Политбюро, после формального “покаяния” остался в ЦР Венгерской партии трудящихся (ВПТ). Возглавил кафедру аграрной политики Будапештского университета, профессор. Читал лекции также в Сельскохозяйственном университете. В 1950 г. возглавлял Административный отдел ЦР. В 1950-1952 гг. министр про­до­вольствия (заготовок). На II съез­де ВПТ в 1951 г. из­бран членом ЦР, вошел в По­лит­бю­ро и Сек­ре­та­риа­т ЦР. С 14 ноября 1952 г. – заместитель пред­се­да­те­ля Совета министров (СМ) ВНР.

4 июля 1953 г. – 18 апреля 1955 г. возглавлял СМ Венгрии, взял курс на проведение реформ, но был обвинен в “ревизионизме” и отправлен в отставку. 3 декабря 1955 г. исключен из ВПТ. 13 октября 1956 г. восстановлен в партии.

Вокруг Надя сложился круг инакомыслящих интеллигентов и партийных аппаратчиков. После начала Венгерской революции 1956 г. 24 октября Надь был назначен председателем правительства, членом ЦР и Политбюро ВПТ. Добился вывода советских войск из Будапешта, заключения перемирия между противоборствующими сторонами в Будапеште. Возглавил переход к многопартийной системе. 30 октября возглавил коалиционное правительство Венгрии, стал также министром иностранных дел. 1 ноября заявил о выходе Венгрии из Варшавского договора. После начала наступления войск Варшавского договора в Венгрии 4 ноября 1956 г. Надь заявил о начале войны между СССР и Венгрией, а затем укрылся в югославском посольстве. Я. Кадар обещал Надю личную безопасность, тот 22 ноября покинул посольство, был немедленно арестован и вывезен в г. Снагов в Румынии. 14 апреля 1957 г. был возвращен в Венгрию и после процесса 9-15 июня 1958 г. казнен за “измену родине”. Торжественно перезахоронен как национальный герой в июле 1989 г.

120 лет назад, 7 июня 1896 года родился Имре Надь — венгерский премьер, чьё имя первым приходит в голову при обсуждении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 году. В те дни Надь заявил, что его страна выходит из Организации Варшавского договора и в ООН с просьбой о защите суверенитета. Спустя два года он был повешен в Будапеште. Но был ли Надь таким уж стойким и последовательным антикоммунистом?

В Венгрии — культ Будапештского антикоммунистического восстания, которое здесь именуют революцией. Вплоть до Вечного огня героям революции, хотя не венгерским солдатам же Второй мировой огонь зажигать.

На самом же деле Имре Надь был ярым коммунистом. Будучи мобилизованным в австро-венгерскую армию, в 1916 году, попал в русский плен, был вывезен в Иркутскую губернию. В 1917 году вступил в РКП(б), в годы Гражданской войны в России воевал в рядах красных, именно нацмены были самыми жестокими палачами — латыши, венгры, китайцы. Достаточно вспомнить палача Крыма венгра Белу Куна.

Имре Надь упоминается и в перечне лиц, принимавших участие в убийстве царской семьи, но в его автобиографии говорится о пребывании не на Урале, а в Сибири, в районе Верхнеудинска. В итоге, доказательства причастности Надя, а не его вероятного однофамильца, к расстрелу царской семьи, официально не установлены.

Повоевав в России в 1921 году Надь возвращается в Венгрию, делать там революцию, но безуспешно, и в 1929 году эмигрирует в СССР.

В 1929-1944 гг. Надь жил в СССР, работая в Коминтерне и Институте сельского хозяйства АН СССР. 17 января 1933 года был завербован в качестве сексота ГУГБ НКВД СССР. Во время чисток 1937–1938 годов, в результате которых были расстреляны Бела Кун (туда ему и дорога!) и ряд других венгерских коммунистов, сотрудничество Надя с НКВД позволило ему выжить.


Памятник Имре Надю в Будапеште, Adam78, 2004 год

4 ноября 1944 года Надь направлен Сталиным на родину с первой группой коммунистов-эмигрантов строить социалистическую Венгрию, до 1953 года занимал далеко не первые посты в ВНР. В 1953 году стал премьер-министром, в 1955 году смещён в ходе внутрипартийной борьбы. И в итоге снова возглавил Совет министров в дни восстания. Вот такой лидер антикоммунистической революции.

Имре Надь сквозь призму трагедий ХХ века


фото из блога shurigin

С 1941 до ноября 1944 Надь вполне уютно работал на московской радиостанции Кошут-радио, которая вела трансляцию программ на венгерском языке для жителей Венгрии, бывшей союзницей Германии в войне. Здесь стоит напомнить, что Венгрия была одним из главных союзников гитлеровцев в войне против СССР. На советском фронте отвоевало ни много не мало, почти полтора миллиона венгров, из них погибло 404.700 человек, больше 500 000 попало в плен. Венгерскими войсками на территории СССР было совершено множество военных преступлений, которые были зафиксированы следственными органами и комиссиями по расследованию фашиских зверств, но никакой ответственности за свои преступления Венгрия в итоге так и не понесла, вовремя предав вчерашнего союзника и выйдя из войны в 1944 году.

Каялся он столь умело и горячее, что в декабре 1950 года был восстановлен в должности министра сельского хозяйства. Правда, поговаривают, что здесь не обошлось без вмешательства его советских кураторов, которые вступились за своего ценного агента. По утверждениям людей близких к архивам КГБ, с советскими спецслужбами Надь не рвал никогда.

Новое правительство Венгрии с активным участием советских органов безопасности вновь раскрутило маховик репрессий: помимо Надя к смерти приговорили ещё около 300 человек, десятки тысяч человек оказались в тюрьмах и лагерях, в том числе и на территории СССР. Венгры в массовом порядке эмигрировали — в соседнюю Австрию бежало около 200 000 человек. В частности, после окончания Олимпийских игр в Мельбурне в декабре 1956 года половина игроков сборной Венгрии попросила политического убежища на Западе.

Читайте также: