Фиктивный финализм по адлеру кратко

Обновлено: 06.07.2024

Вскоре после разрыва с кружком Фрейда, Адлер попал под философское влияние Ганса Вейгингера (Vaihinger, Н.), чья книга "The philosophy of "as if"" вышла в 1911 году (перевод на английский – 1925 г.). Вейгингер развивал любопытную и многообещающую идею о том, что люди живут фиктивными представлениями, не имеющими соответствий в действительности. Эти фикции – например, "все люди созданы равными", "честность – лучшая политика", "цель оправдывает средства" – не дают возможности эффективно взаимодействовать с реальностью. Они представляют собой вспомогательные конструкты или допущения, но не гипотезы, которые можно было бы проверить. Когда они становятся бесполезны, без них можно обойтись.

Адлер воспринял эту философскую доктрину идеалистического позитивизма и использовал в собственных целях. Напомним, Фрейд подчеркивал роль конституциональных факторов и раннего детского опыта как того, что детерминирует личность. Адлер нашел у Вейгингера опровержение этого жесткого детерминизма: он обнаружил идею о том, что в мотивации большую роль играют ожидания, а не прошлые переживания.

Цели не существуют в будущем как часть телеологического плана – ни Вейгингер, ни Адлер не верили в предначертание или рок; нет, они существуют субъективно, ментально, здесь и сейчас – как влияющие на поведение стремления и идеалы. Например, если человек верит, что праведников примут небеса, а грешников – ад, можно предположить, что это окажет определенное влияние на его поведение. Эти фиктивные цели, по Адлеру, – субъективные причины психологических явлений.

Подобно Юнгу, Адлер связывал теорию Фрейда с принципом причинности, а собственную – с принципом финализма.

"Индивидуальная психологии решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на"принципе финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива, в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь финальной цели, могут это сделать" (1930, с. 400).

Эта финальная цель может быть фикцией, то есть недостижимым идеалом, но тем не менее является реальным стимулом и дает окончательное объяснение поведения. Адлер полагал, однако, что здоровый человек может освободиться от этих фикций и при необходимости открыто встретить реальность – невротик на это не способен.

Стремление к превосходству

Что же является той конечной целью, к которой стремятся все люди и которая придает личности связность и единство? Примерно в 1908 году Адлер пришел к заключению, что агрессивность важнее сексуальности. Несколько позже место агрессивных побуждений заняла "воля к власти". Адлер отождествил власть с маскулинностью, а слабость – с фемининностью. Примерно в 1910 году он выдвигает идею "маскулинного протеста" – формы сверхкомпенсации, как мужской, так и женской, в ситуации, когда человек чувствует себя неадекватным и униженным. Позже Адлер отказался от "воли к власти" в пользу "стремления к превосходству" (к этому понятию он прибегал в дальнейшем). Следовательно, его представление о конечной цели человека прошло три стадии развития: 1) быть агрессивным; 2) обладать властью; 3) превосходить.

Адлер очень ясно показывает, что под превосходством он не имеет в виду социальное различие, лидерство или высокое положение в обществе. Под стремлением к превосходству Адлер подразумевает нечто очень сходное с юнгианскими представлениями о самости или принципом само-актуализации Гольдштейна. Это – стремление к совершенной исполненности. Это – "великое движение ввысь".

"В каждом психологическом феномене я начал ясно видеть стремление к превосходству. Оно параллельно физическому развитию и с необходимостью внутренне присуще самой жизни. Оно лежит в основе решения жизненных проблем и проявляется в том, как мы с ними справляемся. Оно определяет направление всех наших функций. Они устремлены к победам, безопасности, росту – в направлении верном или неверном. Импетус от минуса к плюсу бесконечен. Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и психологи – о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании – все это не более, чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь" (1930, с. 398).

Откуда исходит стремление к превосходству? Адлер считает его врожденным; это часть жизни; фактически, это – сама жизнь. С рождения до смерти стремление к превосходству ведет человека на все боле высокие стадии развития. Это – могущественный динамический принцип. Нет отдельных независимых побуждений, ибо каждое из них черпает энергию из стремления к завершенности. Адлер признает, что стремление к превосходству может выражаться тысячью различных способов и что каждый человек по-своему достигает или пытается достичь совершенства. Невротик, к примеру, стремится к самоуважению, силе, самовозвышению – иными словами, преследует эгоистические цели, – в то время как цели здорового человека в первую очередь социальны.

Как же именно индивид обретает конкретные формы стремления к превосходству? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обсудить его представление о чувстве неполноценности.

Fictional finalism). Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

термин А.Адлера, обозначает его убеждение в том, что: а) человек мотивируется в большей степени ожиданиями в отношении своего будущего, чем собственным прошлым опытом, и б) такие ожидания могут выполнять мотивационные функции для больших достижений, но часто являются фикциями в том смысле, что они могут быть недосягаемыми, до конца нереализуемыми. По мнению А.Адлера, при неврозе индивид не может выйти за пределы этих фикций, отвлечься от несбыточных мечтаний и открыто встретиться с действительностью, принять ее такой, какая она есть.

Термин Альфреда Адлера, введенный для того, чтобы зафиксировать его убеждения, что (а) человек мотивируется в большей степени ожиданиями в отношении своего будущего, чем собственным прошлым опытом, и (б) такие проектируемые ожидания часто являются фикциями, в том смысле, что они могут быть нереализуемы или недосягаемы. В позитивистской точке зрения Адлера этот фикционный финализм может выполнять мотивационные функции для больших достижений. Классический Адлерианский невроз, однако, возникает, когда человек не может выйти за пределы этих фикций и встретиться с действительностью.

Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии. Родился он в 1870 году в Вене, в многодетной еврейской семье.

Все детство Адлера преследовали события, сопряженные с несчастьями. Его брат умер в малолетстве, сам Альфред два раза чудом избежал гибели в темных переулках, а в пять лет заболел тяжелой формой пневмонии, от которой его чудом удалось вылечить.

индивидуальная психология адлера

В школьные годы Альфред не блистал успехами: способности к математике, казалось, у него напрочь отсутствовали. Это привело к тому, что его хотели забрать из школы и стали готовить в подмастерья к башмачнику. Ситуацию исправил отец мальчика – правильной мотивацией он пробудил у ребенка интерес к учебе. К окончанию школы Адлер стал лучшим учеником, успевающим по математике и другим предметам.

После школы Альфред поступил в Венский университет, где изучал медицину. Там же он окунулся в политическую жизнь, охватившую столицу. На одном из собраний партии социалистов он познакомился с уроженкой России, Раисой Эпштейн, на которой женился в 1897 году.

В 1895 году Адлер получил медицинскую степень, которую применил в офтальмологии. Но через некоторое время он перестал довольствоваться столь узкой специализацией и получил степень по общей медицине, примененную им в психиатрии.

Увлекшись взглядами Зигмунда Фрейда, Адлер стал активным участником кружка психоаналитиков. Но вскоре его взгляды на психологию и личность стали разниться со взглядами Фрейда, что послужило отделением Адлера от психоаналитического общества.

К 1935 году Адлер принял решение отдалиться и от Европы, по причине активно зарождающегося там фашизма, и переехал с семьей в Америку. В Нью-Йорке он был приглашен в колледж на место преподавателя психологии, где ему, также предоставилась возможность ведения собственной практики.

Индивидуальная психология Адлера. Основные положения

Индивидуальная психология Альфреда Адлера представляет направление психологии, в центре которой располагаются несколько важных понятий: мотивация, как движущая сила индивида и комплекс неполноценности личности, как ее источник. Главное качество личности – социальность, данная от рождения. Она характерна для каждого человека, но есть исключения в лице асоциальных элементов общества и невротиков.

Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.

Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль.

Индивидуальная психология Адлера состоит из нескольких положений:

Индивидуальная психология Адлера кратко представляет собой направление в центре которого находится личность человека со всеми его пороками, достоинствами и особенностями, взаимодействующая с обществом и определяющая личное развитие через проработку индивидуальных свойств.

В рамках данного направления автором были разработаны основы теоретических положений и практические рекомендации. Поэтому индивидуальная психология – это полноценная терапевтическая практика с методами работы с личностью.

Техники индивидуальной психологии Адлера:

Работы Адлера сосредоточены на личности человека, ее сознании и целостности. Поэтому индивидуальная психология — теория личности, давшая миру понимание, что человек самобытен, исключителен и ценен, как уникальное произведение.

Фикционный финализм (Fictional finalism). Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Теории личности. — СПб.: Питер . Л. Хьелл, Д. Зиглер . 2003 .

Смотреть что такое "Фикционный финализм" в других словарях:

Адлер, Альфред — У этого термина существуют и другие значения, см. Адлер (значения). Альфред Адлер Alfred Adler Дата рождения: 7 февраля 1870(1 … Википедия

“Как будто” — 1. ничего не значащие слова, вошедшие тем не менее в научный лексикон и используемое исследователями различных проблем; 2. философская концепция, в которой утверждается, что многие из наиболее фундаментальных и полезных принципов науки являются… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Когда идет речь о теориях личности, и, в частности, о психоанализе, то вслед за Зигмундом Фрейдом специалисты неизменно вспоминают австрийского ученого Альфреда Адлера. Он хоть и примыкал в начале своей карьеры к ученикам Фрейда, но впоследствии создал свою психологическую теорию, названную индивидуальной психологией, по которой основу поведения человека определяют не биологические предпосылки, а социальные.

Теория Адлера

Основные понятия и принципы теории индивидуальной психологии Адлера

Прежде чем говорить про зарождение теории индивидуальной психологии, стоит упомянуть часть биографии самого Альфреда Адлера. Он родился в многодетной семье и не отличался крепким физическим здоровьем. В детстве он пережил рахит, но несмотря на свой недуг старался не отличаться от сверстников и превозмогая боль и слабость выходил с ними играть. Возможно, именно эта жизненная ситуация и повлияла на его дальнейшие взгляды. Он из неуспевающих учеников перешел в разряд лучших в классе, поступил в медицинский университет, а позже, уже будучи врачом, описал теорию неполноценности и “комплекс неполноты” (сегодня более известный, как комплекс неполноценности), согласно которому недостатки и увечья тела люди склонны скрывать самоутверждением через другие сферы жизни и попыткой добиться превосходства над окружающими.

Кстати! Именно Альфред Адлер указал в качестве примера своей теории известных на весь мир тиранов и полководцев: Демосфен, Сталин, Гитлер, Суворов, Наполеон. У всех этих людей имелись врожденные физические дефекты, заболевания или низкий рост.

Индивидуальная теория личности

Согласно теории Альфреда Адлера, главную роль в развитии личности играет сознание. То есть, поведение человека зависит не от биологических, а от социальных мотивов. В каждом человеке с рождения заложена привязанность к социуму. Которую, однако, необходимо воспитывать и развивать в течение всей жизни. А с учётом того, что маленький ребенок изначально неполноценен по сравнению со взрослыми, то зачатки всех комплексов появляются ещё в детстве.

Каждый человек

Теорию Адлера можно условно разделить на семь частей:

  1. Чувство неполноценности и компенсация. Основой этой концепции стали наблюдения Альфреда Адлера за людьми с физической слабостью или каким-либо физическим дефектом. По его мнению, такие люди стараются компенсировать свои “дефекты” развитием определенного уровня профессионализма — они занимаются спортом, стремятся стать во всем лучшими. Иными словами, стараются избавиться от своих психологических комплексов путём постоянной борьбы и преодоления трудностей.
  2. Стремление к превосходству. По мнению Адлера это желание является фундаментальным в жизни человека. Это врожденная потребность стать лучше, выше и сильнее окружающих. Адлер рассматривал это стремление, как одну из главных составляющих своей теории. Психолог считал, что каждый человек может воспитать в себе стремление к саморазвитию и преодоление трудностей ради высшей цели. Именно такая цель становится главной движущей силой и источником мотивации в жизни человека, и, конечно, придает существованию смысл. Адлер полагал, что даже если человек живёт в мире и согласии с окружающей средой, он всё равно постоянно будет стремиться её улучшить.
  3. Стиль жизни. Согласно теории Адлера, стиль жизни — это совокупность привычек и черт характера, которые создают картину мира каждой индивидуальной личности. Формирование стиля жизни происходит ещё в возрасте четырех-пяти лет, и, по мнению Адлера, мало меняется в течение всей жизни индивида. Этот стиль становится главным стержнем и лейтмотивом существования. На стиль жизни преимущественно влияют отношения с ребенка с родителями. А в частности — те страдания, которые переносит в детстве ребёнок. Адлер выделил три основных типа страданий, из-за которых может развиться комплекс неполноценности и сформироваться определенный стиль жизни:
  • дефекты физических органов
  • гиперопека родителей
  • отсутствие интереса родителей к ребёнку.

Таким образом, каждый человек, чем бы он ни занимался, в течение жизни стремится преодолеть комплекс неполноценности, зародившийся в детстве. Становясь старше, человек сталкивается с несколькими наиболее важными жизненными задачами — это дружеские отношения с другими людьми, построение карьеры и любовные отношения. Все три составляющие жизни взаимосвязаны. Решение какой-то одной из этих проблем, неизменно влечет решение всех остальных. Человек понимает это неосознанно, и стремится активно проявлять себя в социуме. Согласно теории Адлера такое поведение можно разделить на два типа, один из которых называется “социальным интересом”, а второй — “степенью активности”.

Социальный интерес — это положительное отношение к людям, как таковым. Адлер считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой личностью.

Инфографик Альфред Адлер

Степень активности характеризуется тем, каким способом человек решает свои проблемы. Людей по Адлеру можно разделять в зависимости от типа их личности. Каждый тип по-своему решает жизненные задачи, в соответствии с собственными установками. Адлер в своей классификации выделил несколько типов установок, которые сопровождают различные стили жизни:

Установка Характеристика
Управление Люди, которые придерживаются этой установки проявляют себя как личности, уверенные в себе и целеустремленные. Они не жаждут заботиться об окружающих и стараются не зависеть от социума. Задачи они предпочитают решать грубым и агрессивным способом. К такому типу личности относятся наркоманы или те, кто неоднократно нарушает закон.
Получение Этот тип личности характеризуется паразитическими свойствами. Такие люди хорошо приспосабливаются в обществе и предпочитают решать и удовлетворять свои потребности за счёт других. Главный их интерес — получить от окружающих как можно больше. Несмотря на подобные характеристики, личности такого типа не опасны для окружающих из-за своей крайне низкой активности.
Избегание К такому типу относятся люди, которые предпочитают вообще не решать проблемы. Они не активны и не имеют особого интереса в социуме. Их поведение и стиль жизни ничем не могут быть полезными. А всю энергию такие люди тратят на бегство от решения каких-либо задач. Сюда же относится избегание ответственности и каких-либо обязательств.
Польза Люди такого типа стараются во всем быть социально-полезными. В теории Адлера это идеальные личности. Активность в них прекрасно сочетается с интересом к социуму. Они заботятся о других, общаются с окружающими и при этом не забывают о собственном развитии и стремлении к целям.

  1. Социальный интерес. Адлер отдельно подчеркивал интерес к людям, как таковым в качестве главного показателя развития человека. Он считал, что если таковой интерес присутствует в жизни человека, то его можно считать зрелой, здоровой личностью. То есть, такой, которая способна и умеет действовать с другими сообща для достижения не только личных, но и общих результатов. Психически здоровые люди по Адлеру, могут беспокоиться не только о себе. А цели преследуют удобные и благополучные для окружающих. Кроме того, такие люди ставят себе в цели и общее благополучие в мире.
  2. Творческое Я. Это еще одна из основ, на которую опирается теория Адлера. Он считал, что стиль жизни человека формируется благодаря его творческим особенностям. Возможность с творческой стороны подходить к каждому делу, дает человеку дополнительную мотивацию в достижении целей и пользу в личном развитии. Правильное и умеренное творческое воплощение идей влияет на то, как развивается память человека, его образное мышление и даже на то, какие сны ему снятся.
  3. Порядок рождения. Это еще одна важная деталь, которую Адлер привнес в свою теорию. Он считал, что порядок рождения ребенка в семье имеет важнейшую роль в его дальнейшем развитии, и конечно, влияет на формирование его стиля жизни.
  • первенец (старший ребенок). Он наслаждается опекой и полноценным вниманием родителей. Нередко становится эгоцентричным. Но это лишь до появления второго ребенка. Привилегированное положение первенца сразу меняется и в его жизни наступает настоящая драма. Впоследствии первенец учится выживать в одиночку. Нередко такие люди становятся лидерами, консерваторами, и хранителями семейных ценностей.
  • единственный ребенок в семье. Такой ребенок привыкает к тому, что все внимание матери приковано к нему. Во взрослой жизни он требует такой же заботы и внимания от окружающих. Нередко последствиями такого воспитания становятся зависимость от окружающих и эгоцентризм.
  • средний ребенок. Как правило, его картина мира формируется в атмосфере постоянного соперничества со старшим ребенком. Он стремится побить рекорды брата или сестры. А затем и всю жизнь неосознанно стремится вырваться в лидеры в любом коллективе. Адлер говорил о таком ребенке, как о личности, лучше других способной добиться выдающихся результатов.
  1. Фикционный финализм. Адлер считал, что основные жизненные цели, ни что иное, как фикция. Их невозможно проверить и нельзя подтвердить. Для кого-то из людей цель — это не конечная точка, а бесконечный жизненный процесс. Его нельзя пощупать руками и как-то измерить. Главная фиктивная цель по мнению Адлера — это стремление человека к превосходству. Но эта жажда идеала и определяет всю жизнь индивидуума, и становится основным ее смыслом.

В середине 20 века индивидуальная психология Адлера завоевала огромную популярность. Она радикально отличалась от теории психоанализа Фрейда и во многом отвечала интересам общества. Сам Альфред Адлер впоследствии начал искать практическое подтверждение своей теории и увлекся педагогикой. Впоследствии теория Адлера легла в основу гуманистической психологии, главной целью которой является всестороннее развитие личности.

Читайте также: