Программный симфонизм берлиоза кратко
Обновлено: 05.07.2024
Берлиоз ( 1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) композитор, дирижер, музыкальный критик. Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке.
Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программным симфониям. Созданные в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Берлиоза.
Не достигая философских масштабов Бетховена, Шекспира или Гёте, симфонизм Берлиоза тем не менее близок им по вдохновенности мысли, по широте идей. Его произведения подняли французскую музыку до уровня передовой литературы своего времени. В этом смысле Берлиоз представляется подлинным преемником бетховенского симфонизма.
Берлиоз по праву считается создателем программного романтического симфонизма.
Правда, и до него программность в инструментальной музыке была достаточно распространенным явлением*.
Идея программного симфонизма, близкая современному его пониманию, была впервые сформулирована и введена в жизнь именно в творчестве Берлиоза. Лист, Сметана, Балакирев, Р. Штраус, в некоторых отношениях Григ, при всем своеобразии национальных направлений и индивидуальных решений не могли не учесть его опыт.
Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его содержание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные неистовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставлениями - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:
Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, переживавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы.
«Программа симфонии. Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду.
Первая часть. — Мечтания. Страсти. Он вспоминает прежде всего это душевное беспокойство, это смятение страстей, эту меланхолию, эту беспричинную радость, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую любит; затем вулканическю любовь, которую она внезапно внушила ему, свои безумные тревоги, свой ревнивый гнев, возвращение радости, свои религиозные утешения.
Вторая часть. — Бал. Он находит любимую вновь на балу, посреди шума блестящего празднества.
Третья часть. — Сцена в полях. Однажды вечером, находясь в деревне, он слышит вдали пастухов, которые перекликаются пастушьим наигрышем; этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колеблемых ветром, несколько проблесков надежды, которую он недавно обрел, — все способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. — Но она появляется снова, его сердце сжимается, горестные предчувствия волнуют его, — что если она его обманывает. Один из пастухов вновь начинает свою наивную мелодию, другой больше не отвечает. Солнце садится. отдаленный шум грома. одиночество. молчание.
Четвертая часть. — Шествие на казнь. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти, его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми шумными выкриками. В конце вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.
1 и 5 части – напряженные, бурные;
2 и 4 части – жанровые (вальс и марш);
Программная симфония в творчестве ГекторА БерлиозА
Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его содержание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные неистовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставлениями - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:
Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, переживавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы.
«Программа симфонии. Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду.
Первая часть. — Мечтания. Страсти. Он вспоминает прежде всего это душевное беспокойство, это смятение страстей, эту меланхолию, эту беспричинную радость, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую любит; затем вулканическю любовь, которую она внезапно внушила ему, свои безумные тревоги, свой ревнивый гнев, возвращение радости, свои религиозные утешения.
Вторая часть. — Бал. Он находит любимую вновь на балу, посреди шума блестящего празднества.
Третья часть. — Сцена в полях. Однажды вечером, находясь в деревне, он слышит вдали пастухов, которые перекликаются пастушьим наигрышем; этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колеблемых ветром, несколько проблесков надежды, которую он недавно обрел, — все способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. — Но она появляется снова, его сердце сжимается, горестные предчувствия волнуют его, — что если она его обманывает. Один из пастухов вновь начинает свою наивную мелодию, другой больше не отвечает. Солнце садится. отдаленный шум грома. одиночество. молчание.
Четвертая часть. — Шествие на казнь. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти, его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми шумными выкриками. В конце вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.
1 и 5 части – напряженные, бурные;
2 и 4 части – жанровые (вальс и марш);
Конен - Берлиоз. Симфонии
Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программным симфониям. Созданные в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Берлиоза.
Не достигая философских масштабов Бетховена, Шекспира или Гёте, симфонизм Берлиоза тем не менее близок им по вдохновенности мысли, по широте идей. Его произведения подняли французскую музыку до уровня передовой литературы своего времени. В этом смысле Берлиоз представляется подлинным преемником бетховенского симфонизма.
Однако главная тема его творчества далека от Бетховена. Берлиоз — чистейший романтик. Его искусство подготовлено психологизмом Мюссе, индивидуалистическим бунтарством Байрона,
Берлиоз по праву считается создателем программного романтического симфонизма.
Сценарий композитора во многом автобиографичен. В нем рассказана история любви Берлиоза к Генриетте Смитсон. На первый взгляд, текст поражает своим интимным содержанием. Создается ощущение, будто сокровенные страницы дневника предаются
Музыка симфонии гораздо оригинальней и значительней литературного сценария. Субъективные переживания художника, тема любовных грез получают здесь широкую, многостороннюю трактовку, поднимаясь (как будет видно дальше) до социальных обобщений.
Психологическая тема симфонии, неизвестная ни оперному, ни инструментальному искусству предшественников Берлиоза, привела к смелому преобразованию выразительных элементов сонатной формы.
единственная, так как на ней (или на образующихся из нее мотивах) основывается музыка всей части. Ее интонационное содержание, особенности структуры, тембровое звучание не ассоциируются с обликом тематизма классицистских симфоний:
В музыке сцены бала яркая жанровость сочетается с тонким французским салонным изяществом. Впервые основой симфонической части становится бытовой вальс[6]:
Напевная мелодия, танцевальность, прозрачная инструментовка (две солирующие арфы) придают этой сцене большую выразительность.
Эпизодически появляющаяся тема возлюбленной преображается элементами вальса. Более простая и непосредственная, чем в первом варианте, она сливается с настроением праздника:
В Adagio встречаются театрально-изобразительные моменты, близкие традициям французской оперы: диалог-наигрыш двух пастухов (перекличка английского рожка и гобоя), отдаленные раскаты грома, неожиданно наступившая тишина. Но они полностью подчинены общей эмоциональной атмосфере всей сцены. В музыке Adagio мастерски сплавлены психологические, жанровые и оперно-изобразительные моменты.
различных аспектах. С протестующим отношением к ним героя связана их повышенная эмоциональность.
Зловещая четвертая часть насыщена кошмарами, предчувствием смерти. Железная маршевая поступь, пронизывающая музыку, рождает ощущение бездушной неумолимости и обреченности. В нисходящей гаммообразной мелодии, в отрывистых интонациях противосложения выражен острый трагизм:
Развитие темы вызывает ощущение безостановочного, неотвратимого движения к страшной цели. Мотив возлюбленной, мелькающий перед моментом казни, воспринимается как последнее воспоминание о светлом идеале, которому была посвящена прерванная жизнь героя.
Прежде всего поражает новизна мелодий. Они настолько непохожи на то, что было принято в музыке классицизма, что многие современники вообще отказывались признать у Берлиоза мелодический дар. На самом же деле композитор, умевший превосходно
сочинять и в традиционном песенном стиле [8] , создал в произведениях 30-х годов новый тип национальной французской мелодики.
Ведущую роль в создании образа у композитора играет оркестрово-тембровый элемент. В этой сфере он совершил подлинный переворот. От Берлиоза ведет свое начало современная оркестровая музыка.
Новое в оркестре Берлиоза не ограничивается значительным расширением классицистского состава и увеличением общего количества исполнителей [10] . Композитор мыслил оркестрально. Его образы зарождались не только в неразрывной связи с определенными мелодиями, но с не менее конкретными и при этом тонко дифференцированными звучаниями инструментов. Берлиоз подчинил темброво-красочной выразительности законы голосоведения, гармонии, фактуры, ритма, динамики. Каждой оркестровой группе, как и каждой партии внутри группы, он придал самостоятельность, свойственную отдельным голосам в полифонической музыке.
Оркестр Берлиоза отличается редкой детализацией и тонкостью тембровой нюансировки. Огромный состав исполнителей был нужен ему не только для грандиозных динамических эффектов, но и для тончайших нюансов внутри piano и pianissimo.
Сохраняя за струнной группой ведущую роль, Берлиоз бесконечно расширил и обогатил звучание отдельных духовых и ударных инструментов. Каждый тембр стал у него носителем определенного образа. Так, например, английский рожок выражает меланхолию или страсть; фагот ассоциируется с мрачно-трагическим образом; литавры создают зловещий эффект; кларнет-пикколо — гротеск и т. д.
Тембровое и гармоническое мышление у Берлиоза неразрывно связано. Его гармонический язык поражает своей смелостью.
Оригинальность образов, музыкального языка, приемов развития создает впечатление новизны сонатной формы [11] . Однако существенных отклонений от классицистской схемы у Берлиоза нет.
Поворот от Байрона, Мюссе, Шатобриана к реалистической
драматургии Шекспира, с его многогранными образами и жизнеутверждающим пафосом, обогатил творческую манеру Берлиоза, Правда, в его трактовке шекспировский сюжет романтизирован. Отодвинув в тень общественно-философские мотивы и основной конфликт трагедии, композитор подчеркнул в ней идеи, близкие романтическому искусству: образы любви и смерти, психологические картины, сказочно-фантастические образы (присутствующие у Шекспира лишь в виде вставок), опоэтизированный жанровый колорит. И все же по широте и объективности эта грандиозная симфония возвышается над предшествующими произведениями автора, одновременно отличаясь от них еще более смелым новаторством, более разнообразными музыкально-композиционными приёмами.
Вступительное фугато, рисующее уличную битву, встреча и смерть любовников в склепе образуют рельефные, чисто инструментальные части. Только финал (примирение враждующих семейств) близок к оперно-кантатной сцене. Театрально-оперное завершение вообще характерно для симфоний Берлиоза.
Общее с драмой, но отнюдь не с оперой достигается введением хорового элемента. Однако здесь нет ничего похожего и на использование хора в Девятой симфонии Бетховена.
Типичная для композитора тема смерти героя в этом произведении впервые под влиянием шекспировских образов показана в
оптимистическом преломлений. Грандиозная массовая сцена примирения своим жизнеутверждающим духом близка финалам героико-трагических симфоний Бетховена.
[3] Содержание сценария следующее: «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и с пылким воображением, безнадежно влюбленный, припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы вызвать смерть, и погружает его в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения; ощущения, чувства, воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала мелодией, как бы навязчивой идеей, которую он встречает и слышит всюду.
I. Мечтания, страсти.
Он вспоминает сначала тот душевный недуг, те необъяснимые страсти и печали, те внезапные радости, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую он любит, потом всепоглощающую любовь, нахлынувшую на него внезапно, лихорадочные тревоги, припадки бурной ревности, возвращение нежности, утешение в религии.
Он встречает любимую на балу, в шуме блестящего празднества,
III. Сцена в полях.
Однажды летним вечером он слышит перекликающийся наигрыш двух пастухов. Эти звуки, окружающая природа, шелест слегка колышимых ветром листьев, проблески надежды, недавно осенившей его, — все вселяет в его сердце непривычный покой, а его мысли принимают светлый оттенок. Но она вновь появилась; его сердце сжимается, его волнуют мрачные предчувствия — верна ли она. Один из пастухов возобновляет свою наивную мелодию, другой не отвечает более. Солнце садится, отдаленный раскат грома. одиночество. молчание.
IV. Шествие на казнь.
Ему снится, что он убил ту, которую любил, что он осужден на смерть и его ведут на казнь под звуки марша — то мрачного и сурового, то блестящего и торжественного. Глухой шум тяжелых шагов внезапно сменяется резкими ударами. Наконец, навязчивая идея вновь появляется как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.
V. Сон в ночь шабаша.
[6] Девятая симфония и квартет G-dur Шуберта, использующие вальсовые темы, в те годы еще не были известны.
[10] Он вводит в симфонический оркестр бас-кларнет и офиклеид, создает большую группу ударных, закрепляет и поныне существующий состав меди с тромбонами, отводит большое значение арфам, английскому рожку, альтам, фаготам, стремится к увеличению всего оркестра до ста с лишним человек и т. д.
28 Симфония выросла из сонаты для альта, которую по просьбе Паганини Берлиоз взялся сочинить для него.
[13] Текст Шекспира был переложен Э. Дешампом,
[15] № 1. Интродукция (Уличные схватки. Смятение. Появление герцога), пролог. № 2. Празднество у Капулетти. № 3. Ночная сцена: № 4. Фея Маб, царица снов. № 5. Погребение Джульетты. № 6. Ромео в склепе Капулетти. № 7. Финал.
Особенность творческого метода Берлиоза. Период жизни, в который была создана симфония. Программный симфонизм Г. Берлиоза. Конкретизация образного содержания музыки. Борьба за реализм и за идейность искусства. Новая трактовка симфонического цикла.
Рубрика | Педагогика |
Вид | разработка урока |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.07.2012 |
Размер файла | 17,6 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Методическая разработка аналитического урока по зарубежной музыкальной литературе
1. История создания.
2. Программный симфонизм Г.Берлиоза.
3. 1 часть. Прослушивание
4. 2 часть. Прослушивание
5. 3 часть. Прослушивание
6. 4 часть. Прослушивание
7. 5 часть. Прослушивание
8. Новаторства Берлиоза. Заключение.
Опорные знания: Симфонии венских классиков, симфонические поэмы Ф.Листа.
Цели урока: выход на диалог с композитором, выявление особенностей драматургического мышления, закрепление сонатной формы, пополнение музыкального багажа.
Задача: выявить и проследить новаторства Берлиоза.
1. История создания. Период жизни, в который была создана симфония
берлиоз симфония музыка реализм
2. Программный симфонизм Г.Берлиоза
Симфония состоит из пяти частей, которые объединены одним образом, одной темой - идеей фикс - возлюбленной художника. Наличие конкретной авторской программы позволяет считать нам это произведение программным.
Программность, как ведущий творческий принцип Берлиоза, приводит к новой трактовке симфонического цикла. Прежде всего количество частей цикла диктуется не столько традициями классического симфонизма, сколько данным конкретным программным замыслом, - и симфония освобождается от обязательной четырехчастности.
Объединяющим началом в симфоническом цикле Берлиоза обычно является одна тема, проходящая через все части и характеризующий главный образ - персонаж симфонии. Эта тема является лейтмотивом всей симфонии.
Отдельные части симфонии представляют ряд красочных и внешне связанных музыкальных картин и образов. Особенность творческого метода Берлиоза - картинная описательность.
Такая программа предопределяет наличие лейтмотива, который связывает все части. Нашей задачей будет выявить наличие лейтмотива в каждой части, особенности его музыкального языка.
Allegro agitato - сонатная форма с отступлениями. Здесь основной темой является л\м возлюбленной. В первой части л\м возлюбленной звучит очень возвышенно, нежно. Исполняют его скрипки.
П.П. является одновременно заключением экспозиции. Тематическое прорастание.
Разработка - 3 волны. Состав оркестра - классический.
Слушание 1 части.
Вступление A-dur Вальс 1 ч. Средняя часть
изящный, л\м возлюбленной
грациозный изменен ритм
Тема вальса более л\м у кларнета
Берлиоз выключает фаготы и трубы, зато вводит 2 арфы.
Слушание 2 части.
Начинается 3 часть перекличкой английского рожка и гобоя. Как вы думаете что они изображают? (свирельный наигрыш).
Потом скрипки и флейты исполняют основную тему. Постепенно напряжение нарастает, иногда звучит л\м возлюбленной. Звучит тутти на уменьшенных септаккордах. Наступает успокоение и вновь звучат инструменты, исполняющие основную тему. Но гобой не отвечает. Отдаленные раскаты грома изображаются при помощи тремоло четырех литавр. Свирель смолкает гроза уходит, полная тишина. Как вы думаете, к какой симфонии Бетховена близка эта часть? (Пасторальная, № 6)
Слушание 3 части.
В этом марше Берлиоз использовал громадный оркестр с участием тяжелой меди (три тромбона, две трубы) большого количества ударных (четыре литавры, тарелки и большой барабан). Глухой рокот литавр, мерные отстукивания пиццикато виолончелей и контрабасов, синкопированный ритм создают впечатление далекого, глухого, но приближающегося страшного шествия.
Основная тема марша звучит у виолончелей и контрабасов в низком регистре очень мужественно, грозно.
Слушание 4 части. Проследить начальную тему марша (волевую и грозную) и тему у духовой группы.
Эта часть очень образна и картинна, легко представить всякую нелюдь за счёт необычной оркестровки. В 5 части л\м возлюбленной звучит у кларнета пикколо. Но он неузнаваем: форшлаги и трели, быстрый темп, танцевальный ритм придают ему искаженный характер. Позже этот же мотив звучит у кларнета in Es, к которому присоединяется свистящий звук флейты пикколо.
На фоне колоколов, в мрачном звучании двух туб и фаготов в низком регистре появляется мотив средневековой секвенции Dies irae.
Раздел rondo de sabbat - хоровод шабаша - построен в виде фугато. Захватывая весь оркестр, оно приобретает оргиастический характер
Слушание 5 части симфонии.
8. Новаторства Берлиоза. (выводятся вместе со студентами)
· Традиционные для классической симфонии менуэт, скерцо заменены на бытовые жанры. Впервые в симфонии использованы жанры вальса (2 часть), марша (4 часть), траурной мессы диез ирэ (5 часть).
· Все части симфонии объединяет лейтмотив возлюбленной, который изменяется в зависимости от программного содержания. В 1 части он звучит у скрипки, во 2 части - у флейты в ритме вальса. В отличие от первых 4-х частей, где лейтмотив рисует возвышенный лирический образ возлюбленной, в 5 части он приобретает характер дьявольского танца в звучании кларнета-пикколо.
· Впервые в симфонию введены инструменты: арфа (2 часть), колокола (5 часть)
· Впервые в симфонии использованы соло литавр (3 часть) для изображения грома и соло кларнета-пикколо (5 часть)
· Эксперимент с приемами исполнения на некоторых инструментах. Например: в 5 части использован прием col legno (игра обратной стороной смычка) для изображения хруста костей.
Историческая роль Берлиоза заключается в создании программного симфонизма нового типа. Конечно, программность была и до этого. Но программность Берлиоза имеет существенно иной смысл. Она представляет собой последовательное развертывание в музыкальных образах сюжета, заимствованного из того или иного литературно-поэтического источника или созданного воображением самого композитора. Такой сюжетно-повествовательный тип программности способствовал конкретизации образного содержания музыки и являлся своеобразным выражением борьбы за реализм, за идейность искусства.
Домашнее задание: Учебник Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Стр.44-50. Играть темы, подготовиться к викторине и письменному опросу.
Подобные документы
Изучение влияния развивающих игр и упражнений на формирование творческого воображения учащихся четвертых классов. Исследование экспериментальной работы по определению эффективности развития творческого воображения младших школьников средствами музыки.
дипломная работа [497,6 K], добавлен 07.05.2011
Становление музыкального образования как учебного предмета, подходы к преподаванию музыки. Содержание программ обучения музыке в историческом контексте. Концепция преподавания искусства и музыки Д. Кабалевского, проблема воспитания восприятия музыки.
курсовая работа [36,6 K], добавлен 20.02.2010
Сущность проблем развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий. Описание видов воображения: активное, продуктивное. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников на уроке музыки.
дипломная работа [137,3 K], добавлен 31.05.2012
Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Условия развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами музыки. Анализ предметно-материальной среды. Игровые приемы обучения.
курсовая работа [152,1 K], добавлен 26.10.2014
Особенности организации творческой деятельности на уроке музыки. Использования игровых технологий. Развитие художественно-творческого восприятия музыки через слушание музыкального произведения. Пение как состояние души. Инструментальное музицирование.
курсовая работа [3,9 M], добавлен 25.09.2019
Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".
курсовая работа [38,7 K], добавлен 20.04.2016
Понятие "мышление" и трактовка его сущности в научных психолого-педагогических теориях. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, разработка специальных рекомендаций и программы по его развитию.
Читайте также: