Программный симфонизм берлиоза кратко

Обновлено: 05.07.2024

Берлиоз ( 1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) композитор, дирижер, музыкальный критик. Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке.

Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программ­ным симфониям. Созданные в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Бер­лиоза.

Не достигая философских масштабов Бетховена, Шекспира или Гёте, симфонизм Берлиоза тем не менее близок им по вдохновен­ности мысли, по широте идей. Его произведения подняли француз­скую музыку до уровня передовой литературы своего времени. В этом смысле Берлиоз представляется подлинным преемником бетховенского симфонизма.

Берлиоз по праву считается создателем программного романти­ческого симфонизма.

Правда, и до него программность в инструментальной музыке была достаточно распространенным явлением*.

Идея программного симфонизма, близкая современному его пониманию, была впервые сформулирована и введена в жизнь именно в творчестве Берлиоза. Лист, Сметана, Балакирев, Р. Штраус, в некоторых отношениях Григ, при всем своеобразии национальных направлений и индивидуальных решений не могли не учесть его опыт.

Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его со­держание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные не­истовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставления­ми - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:

Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, пере­живавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы.

«Программа симфонии. Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду.

Первая часть. — Мечтания. Страсти. Он вспоминает прежде всего это душевное беспокойство, это смятение страстей, эту меланхолию, эту беспричинную радость, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую любит; затем вулканическю любовь, которую она внезапно внушила ему, свои безумные тревоги, свой ревнивый гнев, возвращение радости, свои религиозные утешения.




Вторая часть. — Бал. Он находит любимую вновь на балу, посреди шума блестящего празднества.

Третья часть. — Сцена в полях. Однажды вечером, находясь в деревне, он слышит вдали пастухов, которые перекликаются пастушьим наигрышем; этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колеблемых ветром, несколько проблесков надежды, которую он недавно обрел, — все способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. — Но она появляется снова, его сердце сжимается, горестные предчувствия волнуют его, — что если она его обманывает. Один из пастухов вновь начинает свою наивную мелодию, другой больше не отвечает. Солнце садится. отдаленный шум грома. одиночество. молчание.

Четвертая часть. — Шествие на казнь. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти, его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми шумными выкриками. В конце вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.

1 и 5 части – напряженные, бурные;

2 и 4 части – жанровые (вальс и марш);

Программная симфония в творчестве ГекторА БерлиозА

Творчество Берлиоза развивалось в атмосфере романтизма, что определило его со­держание. В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные не­истовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставления­ми - от небесного блаженства до дьявольских оргий. Многое объединяет произведения Берлиоза с творчеством других романтиков – интимная лирика, фантастика, интерес к программности. Безусловно, самая интересная и самобытная область творческого наследия Берлиоза – это его программные симфонии. Рожденные новой эпохой, они не похожи ни на бетховенские симфонии, ни на симфонии немецких романтиков. Их особенности:

Артистом, о котором говорилось в программе симфонии, был сам Берлиоз, пере­живавший романтическую драму любви к знаменитой ирландской актрисе Генриетте Смитсон. Весь Париж с любопытством следил за развитием этой драмы, принявшей, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы.

«Программа симфонии. Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду.

Первая часть. — Мечтания. Страсти. Он вспоминает прежде всего это душевное беспокойство, это смятение страстей, эту меланхолию, эту беспричинную радость, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую любит; затем вулканическю любовь, которую она внезапно внушила ему, свои безумные тревоги, свой ревнивый гнев, возвращение радости, свои религиозные утешения.

Вторая часть. — Бал. Он находит любимую вновь на балу, посреди шума блестящего празднества.

Третья часть. — Сцена в полях. Однажды вечером, находясь в деревне, он слышит вдали пастухов, которые перекликаются пастушьим наигрышем; этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колеблемых ветром, несколько проблесков надежды, которую он недавно обрел, — все способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. — Но она появляется снова, его сердце сжимается, горестные предчувствия волнуют его, — что если она его обманывает. Один из пастухов вновь начинает свою наивную мелодию, другой больше не отвечает. Солнце садится. отдаленный шум грома. одиночество. молчание.

Четвертая часть. — Шествие на казнь. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти, его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми шумными выкриками. В конце вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.

1 и 5 части – напряженные, бурные;

2 и 4 части – жанровые (вальс и марш);

Конен - Берлиоз. Симфонии

Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программ­ным симфониям. Созданные в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Бер­лиоза.

Не достигая философских масштабов Бетховена, Шекспира или Гёте, симфонизм Берлиоза тем не менее близок им по вдохновен­ности мысли, по широте идей. Его произведения подняли француз­скую музыку до уровня передовой литературы своего времени. В этом смысле Берлиоз представляется подлинным преемником бетховенского симфонизма.

Однако главная тема его творчества далека от Бетховена. Бер­лиоз — чистейший романтик. Его искусство подготовлено психологизмом Мюссе, индивидуалистическим бунтарством Байрона,

Берлиоз по праву считается создателем программного романти­ческого симфонизма.

Сценарий композитора во многом автобиографичен. В нем рассказана история любви Берлиоза к Генриетте Смитсон. На первый взгляд, текст поражает своим интимным содержанием. Создается ощущение, будто сокровенные страницы дневника предаются

Музыка симфонии гораздо оригинальней и значительней лите­ратурного сценария. Субъективные переживания художника, тема любовных грез получают здесь широкую, многостороннюю трак­товку, поднимаясь (как будет видно дальше) до социальных обоб­щений.

Психологическая тема симфонии, неизвестная ни оперному, ни инструментальному искусству предшественников Берлиоза, приве­ла к смелому преобразованию выразительных элементов сонатной формы.

единственная, так как на ней (или на образующихся из нее мотивах) основывается музыка всей части. Ее интонационное содержание, особенности структуры, тембровое звучание не ассоциируются с обликом тематизма классицистских симфоний:

В музыке сцены бала яркая жанровость сочетается с тонким французским салонным изяществом. Впервые основой симфонической части становится бытовой вальс[6]:

Напевная мелодия, танцевальность, прозрачная инструментов­ка (две солирующие арфы) придают этой сцене большую выразительность.

Эпизодически появляющаяся тема возлюбленной преображает­ся элементами вальса. Более простая и непосредственная, чем в первом варианте, она сливается с настроением праздника:

В Adagio встречаются театрально-изобразительные моменты, близкие традициям французской оперы: диалог-наигрыш двух пастухов (перекличка английского рожка и гобоя), отдаленные раскаты грома, неожиданно наступившая тишина. Но они полностью подчинены общей эмоциональной атмосфере всей сцены. В музыке Adagio мастерски сплавлены психологические, жанровые и оперно-изобразительные моменты.

раз­личных аспектах. С протестующим отношением к ним героя связана их повышенная эмоциональность.

Зловещая четвертая часть насыщена кошмарами, предчувстви­ем смерти. Железная маршевая поступь, пронизывающая музыку, рождает ощущение бездушной неумолимости и обреченности. В нисходящей гаммообразной мелодии, в отрывистых интонациях противосложения выражен острый трагизм:

Развитие темы вызывает ощущение безостановочного, неотвратимого движения к страшной цели. Мотив возлюбленной, мелька­ющий перед моментом казни, воспринимается как последнее воспо­минание о светлом идеале, которому была посвящена прерванная жизнь героя.

Прежде всего поражает новизна мелодий. Они настолько непо­хожи на то, что было принято в музыке классицизма, что многие современники вообще отказывались признать у Берлиоза мелоди­ческий дар. На самом же деле композитор, умевший превосходно

сочинять и в традиционном песенном стиле [8] , создал в произведе­ниях 30-х годов новый тип национальной французской мелодики.

Ведущую роль в создании образа у композитора играет оркестрово-тембровый элемент. В этой сфере он совершил подлинный пе­реворот. От Берлиоза ведет свое начало современная оркестровая музыка.

Новое в оркестре Берлиоза не ограничивается значительным расширением классицистского состава и увеличением общего коли­чества исполнителей [10] . Композитор мыслил оркестрально. Его об­разы зарождались не только в неразрывной связи с определенны­ми мелодиями, но с не менее конкретными и при этом тонко диф­ференцированными звучаниями инструментов. Берлиоз подчинил темброво-красочной выразительности законы голосоведения, гармо­нии, фактуры, ритма, динамики. Каждой оркестровой группе, как и каждой партии внутри группы, он придал самостоятельность, свойственную отдельным голосам в полифонической музыке.

Оркестр Берлиоза отличается редкой детализацией и тонкостью тембровой нюансировки. Огромный состав исполнителей был ну­жен ему не только для грандиозных динамических эффектов, но и для тончайших нюансов внутри piano и pianissimo.

Сохраняя за струнной группой ведущую роль, Берлиоз беско­нечно расширил и обогатил звучание отдельных духовых и ударных инструментов. Каждый тембр стал у него носителем опреде­ленного образа. Так, например, английский рожок выражает ме­ланхолию или страсть; фагот ассоциируется с мрачно-трагическим образом; литавры создают зловещий эффект; кларнет-пикколо — гротеск и т. д.

Тембровое и гармоническое мышление у Берлиоза неразрывно связано. Его гармонический язык поражает своей смелостью.

Оригинальность образов, музыкального языка, приемов разви­тия создает впечатление новизны сонатной формы [11] . Однако суще­ственных отклонений от классицистской схемы у Берлиоза нет.

Поворот от Байрона, Мюссе, Шатобриана к реалистической

драматургии Шекспира, с его многогранными образами и жизнеутверждающим пафосом, обогатил творческую манеру Берлиоза, Правда, в его трактовке шекспировский сюжет романтизиро­ван. Отодвинув в тень общественно-философские мотивы и основной конфликт трагедии, композитор подчеркнул в ней идеи, близ­кие романтическому искусству: образы любви и смерти, психологи­ческие картины, сказочно-фантастические образы (присутствующие у Шекспира лишь в виде вставок), опоэтизированный жанровый колорит. И все же по широте и объективности эта грандиозная симфония возвышается над предшествующими произведениями ав­тора, одновременно отличаясь от них еще более смелым новаторством, более разнообразными музыкально-композиционными при­ёмами.

Вступительное фугато, рисующее уличную битву, встреча и смерть любовников в склепе образуют рельефные, чисто инструментальные части. Только финал (примирение враждующих се­мейств) близок к оперно-кантатной сцене. Театрально-оперное за­вершение вообще характерно для симфоний Берлиоза.

Общее с драмой, но отнюдь не с оперой достигается введением хорового элемента. Однако здесь нет ничего похожего и на использование хора в Девятой симфонии Бетховена.

Типичная для композитора тема смерти героя в этом произведении впервые под влиянием шекспировских образов показана в

оптимистическом преломлений. Грандиозная массовая сцена при­мирения своим жизнеутверждающим духом близка финалам героико-трагических симфоний Бетховена.

[3] Содержание сценария следующее: «Молодой музыкант с болезненной чув­ствительностью и с пылким воображением, безнадежно влюбленный, припадке отчаяния отравляется опиумом. Доза, принятая им, недостаточна, чтобы вызвать смерть, и погружает его в тяжелый сон. В его больном мозгу возникают самые странные видения; ощущения, чувства, воспоминания претворяются в музыкальные мысли и образы. Сама любимая женщина стала мелодией, как бы навязчи­вой идеей, которую он встречает и слышит всюду.

I. Мечтания, страсти.

Он вспоминает сначала тот душевный недуг, те необъяснимые страсти и пе­чали, те внезапные радости, которые он испытал, прежде чем увидел ту, кото­рую он любит, потом всепоглощающую любовь, нахлынувшую на него внезапно, лихорадочные тревоги, припадки бурной ревности, возвращение нежности, уте­шение в религии.

Он встречает любимую на балу, в шуме блестящего празднества,

III. Сцена в полях.

Однажды летним вечером он слышит перекликающийся наигрыш двух па­стухов. Эти звуки, окружающая природа, шелест слегка колышимых ветром листьев, проблески надежды, недавно осенившей его, — все вселяет в его сердце непривычный покой, а его мысли принимают светлый оттенок. Но она вновь появилась; его сердце сжимается, его волнуют мрачные предчувствия — верна ли она. Один из пастухов возобновляет свою наивную мелодию, другой не от­вечает более. Солнце садится, отдаленный раскат грома. одиночество. молча­ние.

IV. Шествие на казнь.

Ему снится, что он убил ту, которую любил, что он осужден на смерть и его ведут на казнь под звуки марша — то мрачного и сурового, то блестящего и торжественного. Глухой шум тяжелых шагов внезапно сменяется резкими уда­рами. Наконец, навязчивая идея вновь появляется как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом.

V. Сон в ночь шабаша.

[6] Девятая симфония и квартет G-dur Шуберта, использующие вальсовые темы, в те годы еще не были известны.

[10] Он вводит в симфонический оркестр бас-кларнет и офиклеид, создает большую группу ударных, закрепляет и поныне существующий состав меди с тромбонами, отводит большое значение арфам, английскому рожку, альтам, фаго­там, стремится к увеличению всего оркестра до ста с лишним человек и т. д.

28 Симфония выросла из сонаты для альта, которую по просьбе Паганини Берлиоз взялся сочинить для него.

[13] Текст Шекспира был переложен Э. Дешампом,

[15] № 1. Интродукция (Уличные схватки. Смятение. Появление герцога), пролог. № 2. Празднество у Капулетти. № 3. Ночная сцена: № 4. Фея Маб, царица снов. № 5. Погребение Джульетты. № 6. Ромео в склепе Капулетти. № 7. Финал.

Особенность творческого метода Берлиоза. Период жизни, в который была создана симфония. Программный симфонизм Г. Берлиоза. Конкретизация образного содержания музыки. Борьба за реализм и за идейность искусства. Новая трактовка симфонического цикла.

Рубрика Педагогика
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 19.07.2012
Размер файла 17,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Методическая разработка аналитического урока по зарубежной музыкальной литературе

1. История создания.

2. Программный симфонизм Г.Берлиоза.

3. 1 часть. Прослушивание

4. 2 часть. Прослушивание

5. 3 часть. Прослушивание

6. 4 часть. Прослушивание

7. 5 часть. Прослушивание

8. Новаторства Берлиоза. Заключение.

Опорные знания: Симфонии венских классиков, симфонические поэмы Ф.Листа.

Цели урока: выход на диалог с композитором, выявление особенностей драматургического мышления, закрепление сонатной формы, пополнение музыкального багажа.

Задача: выявить и проследить новаторства Берлиоза.

1. История создания. Период жизни, в который была создана симфония

берлиоз симфония музыка реализм

2. Программный симфонизм Г.Берлиоза

Симфония состоит из пяти частей, которые объединены одним образом, одной темой - идеей фикс - возлюбленной художника. Наличие конкретной авторской программы позволяет считать нам это произведение программным.

Программность, как ведущий творческий принцип Берлиоза, приводит к новой трактовке симфонического цикла. Прежде всего количество частей цикла диктуется не столько традициями классического симфонизма, сколько данным конкретным программным замыслом, - и симфония освобождается от обязательной четырехчастности.

Объединяющим началом в симфоническом цикле Берлиоза обычно является одна тема, проходящая через все части и характеризующий главный образ - персонаж симфонии. Эта тема является лейтмотивом всей симфонии.

Отдельные части симфонии представляют ряд красочных и внешне связанных музыкальных картин и образов. Особенность творческого метода Берлиоза - картинная описательность.

Такая программа предопределяет наличие лейтмотива, который связывает все части. Нашей задачей будет выявить наличие лейтмотива в каждой части, особенности его музыкального языка.

Allegro agitato - сонатная форма с отступлениями. Здесь основной темой является л\м возлюбленной. В первой части л\м возлюбленной звучит очень возвышенно, нежно. Исполняют его скрипки.

П.П. является одновременно заключением экспозиции. Тематическое прорастание.

Разработка - 3 волны. Состав оркестра - классический.

Слушание 1 части.

Вступление A-dur Вальс 1 ч. Средняя часть

изящный, л\м возлюбленной

грациозный изменен ритм

Тема вальса более л\м у кларнета

Берлиоз выключает фаготы и трубы, зато вводит 2 арфы.

Слушание 2 части.

Начинается 3 часть перекличкой английского рожка и гобоя. Как вы думаете что они изображают? (свирельный наигрыш).

Потом скрипки и флейты исполняют основную тему. Постепенно напряжение нарастает, иногда звучит л\м возлюбленной. Звучит тутти на уменьшенных септаккордах. Наступает успокоение и вновь звучат инструменты, исполняющие основную тему. Но гобой не отвечает. Отдаленные раскаты грома изображаются при помощи тремоло четырех литавр. Свирель смолкает гроза уходит, полная тишина. Как вы думаете, к какой симфонии Бетховена близка эта часть? (Пасторальная, № 6)

Слушание 3 части.

В этом марше Берлиоз использовал громадный оркестр с участием тяжелой меди (три тромбона, две трубы) большого количества ударных (четыре литавры, тарелки и большой барабан). Глухой рокот литавр, мерные отстукивания пиццикато виолончелей и контрабасов, синкопированный ритм создают впечатление далекого, глухого, но приближающегося страшного шествия.

Основная тема марша звучит у виолончелей и контрабасов в низком регистре очень мужественно, грозно.

Слушание 4 части. Проследить начальную тему марша (волевую и грозную) и тему у духовой группы.

Эта часть очень образна и картинна, легко представить всякую нелюдь за счёт необычной оркестровки. В 5 части л\м возлюбленной звучит у кларнета пикколо. Но он неузнаваем: форшлаги и трели, быстрый темп, танцевальный ритм придают ему искаженный характер. Позже этот же мотив звучит у кларнета in Es, к которому присоединяется свистящий звук флейты пикколо.

На фоне колоколов, в мрачном звучании двух туб и фаготов в низком регистре появляется мотив средневековой секвенции Dies irae.

Раздел rondo de sabbat - хоровод шабаша - построен в виде фугато. Захватывая весь оркестр, оно приобретает оргиастический характер

Слушание 5 части симфонии.

8. Новаторства Берлиоза. (выводятся вместе со студентами)

· Традиционные для классической симфонии менуэт, скерцо заменены на бытовые жанры. Впервые в симфонии использованы жанры вальса (2 часть), марша (4 часть), траурной мессы диез ирэ (5 часть).

· Все части симфонии объединяет лейтмотив возлюбленной, который изменяется в зависимости от программного содержания. В 1 части он звучит у скрипки, во 2 части - у флейты в ритме вальса. В отличие от первых 4-х частей, где лейтмотив рисует возвышенный лирический образ возлюбленной, в 5 части он приобретает характер дьявольского танца в звучании кларнета-пикколо.

· Впервые в симфонию введены инструменты: арфа (2 часть), колокола (5 часть)

· Впервые в симфонии использованы соло литавр (3 часть) для изображения грома и соло кларнета-пикколо (5 часть)

· Эксперимент с приемами исполнения на некоторых инструментах. Например: в 5 части использован прием col legno (игра обратной стороной смычка) для изображения хруста костей.

Историческая роль Берлиоза заключается в создании программного симфонизма нового типа. Конечно, программность была и до этого. Но программность Берлиоза имеет существенно иной смысл. Она представляет собой последовательное развертывание в музыкальных образах сюжета, заимствованного из того или иного литературно-поэтического источника или созданного воображением самого композитора. Такой сюжетно-повествовательный тип программности способствовал конкретизации образного содержания музыки и являлся своеобразным выражением борьбы за реализм, за идейность искусства.

Домашнее задание: Учебник Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Стр.44-50. Играть темы, подготовиться к викторине и письменному опросу.

Подобные документы

Изучение влияния развивающих игр и упражнений на формирование творческого воображения учащихся четвертых классов. Исследование экспериментальной работы по определению эффективности развития творческого воображения младших школьников средствами музыки.

дипломная работа [497,6 K], добавлен 07.05.2011

Становление музыкального образования как учебного предмета, подходы к преподаванию музыки. Содержание программ обучения музыке в историческом контексте. Концепция преподавания искусства и музыки Д. Кабалевского, проблема воспитания восприятия музыки.

курсовая работа [36,6 K], добавлен 20.02.2010

Сущность проблем развития творческого воображения у детей в процессе музыкальных занятий. Описание видов воображения: активное, продуктивное. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников на уроке музыки.

дипломная работа [137,3 K], добавлен 31.05.2012

Проблема развития творческого воображения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. Условия развития творческого воображения детей 5-6 лет средствами музыки. Анализ предметно-материальной среды. Игровые приемы обучения.

курсовая работа [152,1 K], добавлен 26.10.2014

Особенности организации творческой деятельности на уроке музыки. Использования игровых технологий. Развитие художественно-творческого восприятия музыки через слушание музыкального произведения. Пение как состояние души. Инструментальное музицирование.

курсовая работа [3,9 M], добавлен 25.09.2019

Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

курсовая работа [38,7 K], добавлен 20.04.2016

Понятие "мышление" и трактовка его сущности в научных психолого-педагогических теориях. Исследование уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, разработка специальных рекомендаций и программы по его развитию.

Читайте также: