Уровни методологического знания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Наука сможет развиваться только при накоплении новых фактов. Для такого накопления необходимо наличие научно обоснованных методов исследований, на которые влияют комплекс теоретических принципов, именуемых методологией.

Понятие и структура педагогической методологии

Методология – это наука о принципах формирования, способы и формы научно-познавательной активности. Научная методология описывает такие элементы исследований:

  • Задачу.
  • Объект.
  • Предмет.
  • Комплекс средств.

Также научная методология помогает формировать понятие о структуре и последовательности решения разных задач исследований.

Методология в педагогике – это комплекс теоретических принципов о педагогическом познании и изменения действительности.

Такой термин объединяет две важных категории научного инструментария. К первой категории относят систему методов познания реальности в педагогике.

Познание в педагогике – это объединение средств, условий, предписаний и ориентиров исследования.

Ко второй категории относят различные положения, принципы, методы, процедуры, которые представляют технологию преобразования и регуляции работы педагога.

Уровни педагогической методологии

Выделяют 4 уровня методологии:

  • Философия.
  • Общие науки.
  • Конкретные науки.
  • Технологический уровень.

Философский уровень

Общие принципы познания и научные категории в целом – это философия и методология педагогики на высшем уровне.

Система философский знаний выполняет функции методологии. Для исследования чаще всего используются такие направления в философии:

  • Экзистенциализм.
  • Бихевиоризм.
  • Прагматизм.
  • Диалектический материализм.
  • Идеализм.

Экзистенциализм также называют философией человеческого бытия. Полагаясь на это направление, человек – индивид, в котором с самого начала заложены все способности и возможности, и только от человека зависит их развитие, не от воздействий внешних факторов. Воспитание является самовоспитанием. Объект познания – это внутренний мир человека. Важную роль образования данное направление возлагает на гуманитарные предметы, а в воспитании – самовоспитанию, саморазвитию и самообучению. Философия существования человека изучает его внутренний мир, ценности и проявление внутренней обусловленной деятельности. На данном направлении формируются концепции в педагогике, которые основываются на образовательной гуманитарной парадигме.

Главная цель прагматизма – чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея – уникальность каждого человека. Такая идея привела к педоцентризму – ребёнок считается центром процесса образования.

Главная цель бихевиоризма – улучшить человеческое поведение. Главная задача образования – приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений. На принципах бихевиоризма сформированы определённые теории организации воспитательной среды и программированного образования.

За диалектическим материализмом, человек, как личность, должен развиваться в деятельности. Цели обучения формируются государством и социумом. За данным направлением считается, что все обладает причинно-следственной взаимообусловленностью. Воспитание, в рамках диалектического материализма, - это целенаправленное формирование заданных человеческих качеств. Существует религиозная или идеалистическая философия, которая считает, что воспитание – это подготовка к вечному существованию. Каждый человек, в духовном плане, должен найти своё место в мире и смысл жизни. Педагог должен научить различать добро и зло, и делать правильный выбор в жизни. Большое значение здесь имеет нравственное воспитание. Воспитание имеет большее значение, чем образование.

Общенаучный уровень

Ко второму уровню относят общенаучную методологию, которая изучает общенаучные принципы и подходы методологии в педагогики.

Конкретный научный уровень

Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов исследования и процедур, которые применяются в конкретной научной дисциплине.

Такая методология конкретной науки включает в себя проблемы рассмотрения особенностей характера для научного образования в данной определенной области. Также к конкретно-научной методологии относят изучение проблем системного подхода и моделирование в исследованиях педагогики.

Технологический уровень

Технологическая методология – это методика и техника исследований, или конкретный комплекс процедур, которые способствуют получению эмпирической достоверной информации и её обработке для следующих добавлений в комплекс научных знаний.

Методология на данном уровне характеризуется сильным нормативным характером.

Все уровни методологии формируют определенную систему. В середине этой системы все уровни подчиняются друг другу и взаимодействуют. Базой методологического знания является философский уровень. Он определяет человеческое мировоззрение и взгляды на процесс познания и изменение действительности.

8) коммуникативная функция: а) ученые люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех подходов, теорий, позиции которых ими не разделяются, б) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психолого-педагогического знания.

Формы методологического знания:

Два аспекта методологического знания: 1) системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических) которые являются руководящими принципами в научной и практической деятельности; 2) нормативное знание о способах (методах) организации научного исследования в образовании, его логике, этапах, процедурах и т.д.

А) Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. Ретроспективное описание процессов научного познания;

Б) Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результат – построение предписаний и норм, регламентирующих процесс научного познания. Стандартизация исследовательской деятельности (Но надо помнить – готовых рецептов нет!)

Уровни методологического знания: 1) Философский уровень имеет форму философского знания (в высшей степени отрефлексированное мировоззрение), оценка методологического фундамента науки, мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира; 2) Уровень общенаучных принципов и форм исследования. Междисциплинарный характер принципов (системность, детерминизм); 3) Уровень конкретно-научной методологии. На этом уровне методологии общенаучные принципы и философские идеи реализуются (адаптируются) применительно к психологическим теориям: гуманистическая психология, экзистенциальная психология, бихевиоризм и т.д.; 4) Уровень методики и техники исследования. Наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Описание конкретных приемов сбора эмпирических данных. Правила и принципы организации экспериментальной работы и т.д.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. Методология педагогики включает в себя следующие положения. 1. Учение о структуре и функциях педагогического знания. 2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл. 3. Учение о логике и методах педагогического исследования. 4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

Функции методологического знания:

1) ф-я катализации, стимулирования процесса познания;

2) ф-я проблематизации и критического осмысления функционирующих в культуре идей; 3) ф-я формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления;

4) организация и структурирование научного знания, выделение единых философско-мировоззренческих принципов познания;

5) ф-я определения стратегии развития науки, оценки перспективности того или иного научного направления;




6) рефлексивная функция – позволяет выйти ученому в рефлексивную позицию, осознать свои познавательные средства и адекватность их применения;

7) ф-я мировоззренческой интерпретации результатов научного поиска с точки зрения той или иной картины мира;

8) коммуникативная функция: а) ученые люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех подходов, теорий, позиции которых ими не разделяются, б) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психолого-педагогического знания.

Формы методологического знания:

Два аспекта методологического знания: 1) системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических) которые являются руководящими принципами в научной и практической деятельности; 2) нормативное знание о способах (методах) организации научного исследования в образовании, его логике, этапах, процедурах и т.д.

А) Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. Ретроспективное описание процессов научного познания;

Б) Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результат – построение предписаний и норм, регламентирующих процесс научного познания. Стандартизация исследовательской деятельности (Но надо помнить – готовых рецептов нет!)

Уровни методологического знания: 1) Философский уровень имеет форму философского знания (в высшей степени отрефлексированное мировоззрение), оценка методологического фундамента науки, мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира; 2) Уровень общенаучных принципов и форм исследования. Междисциплинарный характер принципов (системность, детерминизм); 3) Уровень конкретно-научной методологии. На этом уровне методологии общенаучные принципы и философские идеи реализуются (адаптируются) применительно к психологическим теориям: гуманистическая психология, экзистенциальная психология, бихевиоризм и т.д.; 4) Уровень методики и техники исследования. Наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Описание конкретных приемов сбора эмпирических данных. Правила и принципы организации экспериментальной работы и т.д.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. Методология педагогики включает в себя следующие положения. 1. Учение о структуре и функциях педагогического знания. 2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл. 3. Учение о логике и методах педагогического исследования. 4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический.

Содержание высшего – философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень – обще-научная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Чтобы успешно осуществляться научно-исследовательскую деятельность, педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой являются:

  • представление о методологии как системе принципов и способов построения не только теоретической, но и практической (продуктивной) деятельности;
  • овладение принципами диалектической логики;
  • понимание сущности педагогики как науки об образовании и основных категорий педагогики;
  • установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
  • освоение принципов единства образования и социальной политики, системного и целостного подхода, расширения совокупного субъекта образования, приоритета развивающих и воспитательных целей в целостном педагогическом процессе;
  • направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и методов;
  • потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
  • стремление выявлять единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
  • критическое отношение к аргументам и положениям, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
  • рефлексия по поводу собственной познавательной деятельности;
  • понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

У будущих педагогов должны быть сформированы основы методологической культуры. Работающие педагоги должны строить свою теоретическую и практическую деятельность на основе системы методологических принципов и способов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология – это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

методическая деятельность - совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею.

Основные виды методической деятельности:

2. методическое исследование

3. описание и обобщение передового опыта,

4. создание методической продукции,

5. обучение педагогических кадров, методическое руководство,

6. методическая помощь,

7. методическая коррекция.

Передовой опыт - это прежде всего умелое использование педагогом своих сильных качеств

Методическая продукция - один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).

Основополагающие методологические принципы научного исследования

Основные правила любых исследований отражаются в ряде принципов т.е. главных положений, которые определяют подходы к проблеме и методу получения фактов и их анализ.

1)принцип целостного изучения явления (пси-пед)– максимальное использование системного подхода в исследовании. Установление связи изучаемого качества или явления(личность целостна). Раскрытие механизма изучаемого явления – определение движущей силы, условия, факторы, составные элементы.

2)Принцип комплексного использования методов исследования при изучении (пси-пед) проблем.

3)Принцип многоцелевой – позволяет решать несколько исследовательских задач. Проверить один и тот же факт многократно, более глубоко проанализировать результаты.

4)Принцип объективности – проверка каждого факта несколькими методами.

5)постоянный самоконтроль, беспристрастность.

6) Принцип единства изучения и воспитания ребёнка (нужно одновременно изучать, развивать и воспитывать)

7)Принцип одновременного изучения личности и коллектива.

8)Принцип изучения явления в изменении и развитии (позволяет определить частоту изменений заданного качества).

9) Принцип глубокого рассмотрения изучаемого явления . Умение видеть сущность проблемы. Исследователь должен постоянно сопоставлять , развивать и анализировать свойства.

10)Принцип историзма – выявить социальные факторы, изучить предпосылки, знать историю возникновения проблемы.

Характеристика основных уровней методологического знания

По Юдину Э.Г. (российский философ, учёный, методолог)

Выделил 4 уровня методологии:

1) уровень философской методологии: общие принципы познания и категориальный строй науки.

Любая наука пользуется такими исходными положениями в которых отражается философское видение мира.

2) Уровень общенаучной методологии – это уровень содержательных общенаучных концепций, воздействующих на всё или достаточно большую совокупность научных систем.

3) Уровень конкретно-научной методологии – совокупность методов, принципов исследований и процедур применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

4) Уровень методики и техники исследования – совокупность методов и принципов исследования обеспечивающих получение единого эмпирического материала.

Все уровни методологии образуют сложную систему в рамках которой между ними существуют вполне определённое соподчинение.

· уровень философской методологии;

· уровень методологии общенаучных принципов исследования;

· уровень конкретно-научной методологии;

· уровень методик и техник исследования

Методология философская - это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Она существует не как система жестких норм или указаний на необходимость неопределенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.
К общенаучной методологии относятся попытки разработки универсальных принципов, средств и форм научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, но применимые к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня.

Конкретно-научная методология разрабатывает те же проблемы, что и общенаучная методология, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки, в отношении как теории, так и эмпирической деятельности.

На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа. На этом уровне рассматриваются проблемы валидности и методики разрабатываемых диагностических методик исследования

Читайте также: