Миф о пещере платона кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учение философа, согласно которому населяемый людьми мир отождествляется с пещерой. Ее пленники не знают истинного мира идей и судят о нем лишь по теням в пещере.

За минуту

Согласно учению философа населяемый людьми мир отождествляется с пещерой. Ее пленники считают, что благодаря органам чувств знают истинную реальность. Такую жизнь философ называет иллюзией. Истинный же мир идей они не видят и могут о нем судить лишь по тени на стенах своей пещеры.

Чтобы получить наиболее полное представление об истинном мире философ должен ставить перед собой вопросы и искать ответы. Вместе с тем он не сможет сделать свои знания всеобщим достоянием, так как другие люди не могут выбраться из ежедневной иллюзии.

Платон предполагает, что однажды их оковы будут сняты. После этого человек встанет, повернет шею, пройдется и посмотрит в сторону света. Эти движения дадутся ему тяжело. Он будет не в силах смотреть на вещи при ярком сиянии, тень которых наблюдал ранее в пещере.

Философ утверждает, что после того, как человек обратится к более подлинному и правильному взгляду, он решит, что в увиденных им тенях правды больше, чем в тех, которые ему показали теперь.

Древнегреческая аллегорическая история, поставившая вопросы, над решением которых когнитивисты бьются и сегодня.

Он рассказывает Главкону о людях, которые находятся в подземной пещере, в то время как перед ними на стене проходят тени от проносимых за границей их поля видения предметов.

Именно эти тени люди и считают подлинными вещами, даже не задумываясь, что их отбрасывает нечто другое.

— Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

За этой стеной другие люди несут различную утварь, держа её так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.

— Странный ты рисуешь образ и странных узников!

— Подобных нам. Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную перед ними стену пещеры?

— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?

— Если бы в их темнице отдавалось эхом всё, что бы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь иному, а не проходящей тени. Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.

image_image

Чтобы разобраться в том, что именно искажается, превращаясь в тень на стене пещеры, нужно обратиться с платоновскому учению об эйдосах.

Эйдосы (идеи вещей) в представлении Платона существуют сами по себе, то есть обладают онтологической самостоятельностью. А вот реальные вещи, с которыми люди имеют дело в повседневной жизни — отражения идей.

Идеи неразрушимы и вечны, тогда как вещи могут разрушаться. Но это не страшно, ведь имея представление о том, что из себя представляет стол, можно воссоздать его, а то и запустить целую мебельную фабрику.

Какие-то вещи соответствуют своим идеям меньше, какие-то — больше. Нетрудно догадаться, что, согласно Платону, вторые — лучше, потому что более полно передают бытие вещи в качестве себя самой. Скажем, кривой и колченогий стол далеко ушёл от своей идеи, а вот стол красивый и устойчивый справляется со стольностью хорошо. Тем не менее, они оба являются столами. Признать стол в таких разных объектах, как, скажем, такой и такой, нам, согласно платоновскому учению, помогает именно объединяющая их идея.

Благо, которое является главным и высшим предметом познания, Платон сравнивает с Солнцем, освещающим предметы.

Таким же образом, как солнце освещает предметы, Благо позволяет познавать идеи. В мифе о пещере это свет, который освещает предметы (а заодно и создаёт тени, доступные людскому восприятию). Благо — это причина, по которой возможно познание, при этом само оно — абсолют, максимум того, что вообще можно познать.

image_image

Разобравшись с мифом о пещере, можно заодно понять, что такое философский идеализм как таковой.

Кроме объективного идеализма, существует также идеализм субъективный. Тут речь идёт о том, что реальность в принципе не существует за пределами разума субъекта. Все те данные, которые тот получает на основе своих ощущений, впечатлений и суждений, признаются единственным содержанием мира. При таком подходе реальность и вовсе может существовать только в сознании человека.

Представим себе, что мы обучаем алгоритм распознаванию объектов. Он способен запомнить большое количество конкретных объектов, как и их признаки, комбинация которых позволяет определить автомобиль как автомобиль, а собаку — как собаку. Но доступна ли такому роботу идея этого объекта?

Чтобы оценить масштаб вклада платоновской аллегории в историю мысли, не обязательно быть идеалистом. Платон описывает принцип человеческого познания, пытаясь разобраться в соотношении кажимости и истины.

image_image

image_image

За тысячелетия, которые прошли со времени жизни Платона, исследовательский аппарат человечества необыкновенно расширился, но нельзя сказать, что проблемы, которые философ когда-то сформулировал, были решены.

Возможно, вы помните эпопею с синим-или-золотым платьем, которая расколола интернет на два лагеря. Одним казалось, что оно золотое с белым, другим — что синее с чёрным.

image_image

Оригинал в центре. Не у всех, но получается: если особым образом расфокусировать глаза, можно заставить изображение менять свой цвет.

Согласно теории когнитивиста Дональда Хоффмана, то, что мы считаем реальностью, на деле больше похоже на рабочий стол со значками — систему для обозначения и взаимодействия.

image_image

Дональд Хоффман приводит в пример иконку на рабочем столе компьютера — если она синяя и квадратная, это ведь не значит, что сам файл синий и квадратный? Это всего лишь пользовательский интерфейс, который позволяет нам ничего не знать о резисторах и диодах, оптоволоконных кабелях и программном обеспечении. Таким образом, умвельт-интерфейс, через который живые существа познают мир, скорее прячет реальность. Получается, что выбраться из пещеры невозможно — в неё нас отправляет сама эволюция.

Рассмотрим подробно образ пещеры, который рисует Платон.

Платон говорит о тёмной пещере, в глубину которой на одну из стен падает свет. В пещере находятся люди. Они связаны по рукам и ногам. Они не могут ни подвинутся, ни, тем более, выйти из пещеры. Взгляд их направлен не на выход из пещеры, а на противоположную выходу стену.

На входе из пещеры расположена стена из камней, за которой мы тоже видим людей, но уже свободных людей. Эти люди свободно прогуливаются, разговаривают друг с другом и некоторые из них проносят на голове разнообразные статуи. Позади этих людей горит костёр. Завершает эту картину светящееся солнце.

Благодаря солнечному свету тени статуй, проносимых людьми, проникают на стену пещеры. В пещеру также проникает эхо голосов людей снаружи. Таким образом, узники пещеры способны наблюдать только тени и слышать какие-то отголоски. Это и есть их реальность. Истинных причин этих теней и этих отголосков они, конечно же, не знают и узнать не могут (так как отгорожены от внешнего мира).


Миф о пещере Платона

Этот миф получил 4 значения в зависимости от проблематики, которая поднимается в философии Платона.

Первое и основное значение – онтологическое. Онтология – это философское учение о бытии, о понимании бытия, о существовании и реальности. Таким образом,

В такой онтологической трактовке мы видим градацию бытия: от небытия (тени) до абсолютного бытия (солнца – идеи блага).

Когда человек созерцает тени действует его воображение. Если он сможет увидеть уже сами статуи, то это будет уже не голое воображение, а подкреплённое – это верование. Далее ему необходимо в диалектике осознать, что свет, дающий тени, исходит не от костра, а от солнца – от высшей идеи. Этот свет достигается в диалектике – то есть в философии. В этом контексте костёр, например, можно сравнить с математическим знанием.

Следующая трактовка – этическая. В этической трактовке мы понимаем, что люди – это узники. Если в своей моральной жизни мы будем поддаваться чувствам, то мы так и останемся узниками пещеры (пещерными людьми). Чтобы жить в духе, мы должны обернуться к свету. Проходя этот путь из пещеры через препятствия к солнцу, мы морально преображаемся благодаря познанию блага. Путь освобождения – путь преображения.

Если он является высокоморальным существом (а если он преобразился и не может не быть высокоморальным), то он должен вернуться за другими узниками. Такое возвращение, конечно, это очень сложный процесс. После того, как ты видел свет, тяжело возвращаться назад в эту тьму. Кроме того, нужно заново адаптироваться к этой тьме невежества. Нужно понимать, что далеко не каждый будет согласен выслушать тебя, хотя ты вещаешь истину. Также ты рискуешь быть убитым (здесь мы можем вспомнить учителя Платона – Сократа).

Этот миф – очень красивый философский образ.

Последователи Платона в Академии

Сам этот миф и философию Платона развивали его последователи в Академии (школе, основанной в 388 г. до н.э.). Платон оставался в Академии до самой своей смерти. Целью Академии было воспитание людей и организация нового вида знания для людей нового типа, способных изменить государство в лучшую сторону. В целом, цель Академии была больше политико-философской.

После смерти Платона управлять Академией начал его внук Спевсипп, который был не таким искушённым философом, как его дед. Он свёл весь платонизм к числам, к математике. Он растерял очень много существенного во всей платоновской концепции.

После него Ксенократ, пытавшийся восстановить традиции. Но в целом, после смерти Платона, Академия уже не была такой сильной философской школой.

После Ксенократа управление Академией взяли на себя Полемон, Кратет и Крантор. Они уже были представителями философии эллинизма и уже больше увлекались учениями, далёкими от платонизма. За самим платонизмом (поддержанием и развитием идей Платона) они практически не следили. По этой причине спустя века своего существования Академия пришла к распаду.

Дело Платона продолжилось в самом блистательном его ученике – Аристотеле.

миф о пещере Платона или аллегория пещеры, также известная как метафора пещеры, является одной из самых замечательных и прокомментированных аллегорий в истории философии. Ввиду важного значения этот диалог неоднократно интерпретировался с разных точек зрения, подчеркивая гносеологические и политические.

Хотя верно, что аллегория относится к важной роли образования в поиске истины о человеке, главная цель Платона заключалась в создании очень простой метафоры, благодаря которой все понимали, что причина является источником всего истинное знание.


  • 1 Происхождение
  • 2 Описание аллегории пещеры Платона
    • 2.1 Освобождение заключенного
    • 2.2 Вернитесь в пещеру
    • 3.1 В поисках правды
    • 3.2 Политический аспект

    источник

    Аллегория пещеры впервые появилась в начале Книги VII Республики, и, по оценкам, она была написана примерно в 380 году. С.

    Эта аллегория представлена ​​диалектическим упражнением между Сократом, наставником Платона и его братом Глауконом.

    Описание аллегории пещеры Платона

    Диалог начинается с того, что Сократ описывает своему спутнику сцену в пещере, где заключенные находятся на ступнях, руках и шее у стены. Заключенные не могут видеть друг друга; все, что вы можете увидеть, это противоположная стена в нижней части пещеры.

    Позади них несколько человек идут по коридору, держа над головой предметы разной формы. Тени этих объектов отражаются в стене в задней части пещеры из-за костра, который находится немного позади коридора..

    Заключенных заставляли видеть только тени и слышать звуки, издаваемые людьми, когда они ходят. Это единственное, что эти заключенные видели в своей жизни, поэтому они верят, что это реальность мира: только силуэты и отголоски.

    Освобождение заключенного

    Аллегория продолжается, когда Сократ предлагает освободить заключенного. Что будет в этом случае? Заключенный сначала включит огонь, который вызывает тени и будет временно ослеплен и воспален из-за его яркости: в конце концов, его глаза никогда не видели огня раньше..

    Как только этот заключенный привыкнет к свету, он обнаружит истинную причину теней, которые он принял за абсолют. Он видит мужчин впервые и понимает, что силуэты, которые он видел, являются проекциями реальных объектов..

    Однако заключенный вынужден идти дальше. Поднимайтесь по крутому склону, пока не покинете пещеру под открытым небом, и снова вы ослеплены солнечным сиянием.

    Когда его глаза приспосабливаются к этому новому свету, он начинает видеть деревья, озера и животных, которых мы видим ежедневно благодаря свету, который солнце освещает во всех вещах..

    Вернитесь в пещеру

    Через некоторое время заключенный должен вернуться в пещеру, где он попытается объяснить остальным заключенным, что он видел. Однако тьма пещеры снова ослепляет его: его глаза, уже привыкшие к солнечному свету, не видят ничего во мраке.

    Заключенные не верят ему и насмехаются над ним: слепой человек, который не знает, что он говорит. Если человек, освободивший первого заключенного, хотел освободить остальных, они могли убить его, пытаясь держаться подальше от места, вызвавшего слепоту первого освобожденного заключенного..

    Объяснение и толкование

    Рассказывая историю пещеры, Платон пытается объяснить, как человек достигает высших уровней знания, чем ближе он к истинному источнику света, в данном случае к Солнцу..

    В поисках правды

    Толкователи и исследователи философии проанализировали аллегорию пещеры с точки зрения ее политических и эпистемологических аспектов, и хотя в этом диалоге есть и то и другое, история пещеры в основном является примером трудного пути, который должен пройти каждый человек, если он действительно хочет видеть реальность такой, какая она есть.

    Что касается эпистемологической интерпретации, происхождение знания не может быть представлено более четко: для греческого философа мы все живем как заключенные, освобожденные внутри пещеры..

    Огонь представляет собой истинное Солнце. Оттуда, где мы находимся, мы можем видеть людей, фигуры, которые они поднимают над головой, и тени, которые они проецируют..

    Для Платона истинный путь к мудрости - это оставить пещеру во внешнем мире и увидеть с высшим освещением то, что освещает все. Этот путь доступен только тому, кто использует разум.

    Этот мир, к которому мы присоединились бы, был бы непостижимым в его начале, и он ослепил бы нас, поскольку Солнце ослепило пленника, когда он впервые увидел его. Речь идет о взгляде на вещи в новом свете, чтобы они показали свою самую чистую сущность.

    Политический аспект

    Наконец, политический аспект очевиден, принимая за контекст, что работа Республика это величайшая политическая работа Платона.

    Платон твердо убежден в том, что управление народом должно быть временным, чередующимся и исключительным для тех, кто больше всего получил доступ к понятному миру, а не только в тени вещей..

    Пещера сегодня

    Большое количество современных авторов и философов уверяют, что аллегория пещеры может применяться во все времена и времена, и что ее вневременность делает ее действительной даже сегодня..

    Мир представляется каждому человеку по-своему. Эта личная интерпретация определяется через биологическое бремя и культурные убеждения, которые так специфичны для каждого человека.

    Однако такие представления на самом деле не отражают сущности вещей, и большинство людей живут в мире относительного невежества. Это невежество удобно, и мы могли бы жестоко реагировать на тех, кто, как в аллегории, пытается освободить нас и разумно показать нам истинную сущность вещей.

    В настоящее время политический аспект аллегории усиливается из-за той роли, которую маркетинг, и прежде всего дезинформация, играют в общей слепоте человека..

    Согласно аллегории пещеры Платона, человек должен столкнуться со страхом быть ослепленным, покинуть пещеру и увидеть мир разумом, чтобы наконец освободиться от тюрьмы, которая была ему навязана..

    Миф о пещере Платона Это одна из великих аллегорий идеалистической философии, которая так сильно пометила мышление культур Запада.

    Понимание этого означает знание стилей мышления, которые веками были доминирующими в Европе и Америке, а также основ теории Платона. Посмотрим, из чего он состоит.

    Платон и его миф о пещере

    Платон начинает с того, что рассказывает о людях, которые с рождения остаются прикованными к глубине пещеры, не имея возможности покинуть ее и, фактически, не имея возможности оглянуться назад, чтобы понять, каково происхождение этих цепей.

    Таким образом, они всегда смотрят на одну из стен пещеры с цепями, удерживающими их сзади. Позади них, на определенном расстоянии и несколько над их головами, есть костер, который немного освещает область, а между ним и цепями - стена, которую Платон приравнивает к уловкам, которые совершают мошенники и обманщики. так что твои трюки не замечены.

    Между стеной и костром есть другие люди, которые несут с собой предметы, которые выступают над стеной, так что его тень проецируется на стену которые созерцают людей, прикованных цепью Таким образом, они видят силуэт деревьев, животных, горы на расстоянии, людей, которые приходят и уходят, и т. Д.

    Свет и тени: идея жизни в вымышленной реальности

    Платон утверждает, что, какой бы странной ни была сцена, те скованные люди, которых он описывает, напоминают нас человеческие существа, поскольку ни они, ни мы не видим больше, чем те ложные тени, которые имитируют обманчивую и поверхностную реальность. Эта выдумка, проецируемая светом костра, отвлекает их от реальности: пещеры, в которой они остаются закованными.

    Тем не менее, если бы один из мужчин освободился от цепей и мог оглянуться назад, реальность смутила бы его и беспокоила бы его свет огня заставил бы его отвести взгляд, и размытые фигуры, которые он мог видеть, казались бы менее реальными, чем тени, которые он видел всю свою жизнь. Точно так же, если кто-то заставит этого человека идти по направлению к костру и дальше от него до выхода из пещеры, солнечный свет все равно будет беспокоить его еще больше, и он захочет вернуться в темную зону.

    Чтобы иметь возможность уловить реальность во всех ее деталях, вам нужно привыкнуть к ней, посвятить время и усилия, чтобы увидеть вещи такими, какие они есть, не поддаваясь растерянности и раздражению. Однако, если в какой-то момент он вернется в пещеру и снова встретится с прикованными людьми, он останется слепым из-за недостатка солнечного света. Точно так же все, что он мог сказать о реальном мире, было бы встречено насмешками и презрением.

    Миф о пещере сегодня

    Как мы уже видели, миф о пещере объединяет ряд очень общих идей для идеалистической философии: существование истины, которая существует независимо от мнений людей, наличие постоянных обманов, которые заставляют нас держаться подальше от этого истина и качественные изменения, которые подразумевают доступ к этой истине: как только она станет известна, пути назад нет.

    Эти ингредиенты также можно применять ежедневно особенно в отношении того, каким образом средства массовой информации и гегемонистские мнения формируют нашу точку зрения и наш образ мышления, не осознавая этого. Давайте посмотрим, как фазы мифа о пещере Платона могут соответствовать нашей нынешней жизни:

    1. Обман и ложь

    Обманы, которые могут возникнуть из-за желания держать других с небольшим количеством информации или отсутствие научного и философского прогресса, воплощение явления теней, которые проходят через стену пещеры. С точки зрения Платона, этот обман - не просто плод чьего-либо намерения, но следствие того, что материальная реальность является лишь отражением истинной реальности: мира идей.

    Один из аспектов, объясняющих, почему ложь так сильно влияет на жизнь человека, заключается в том, что для этого греческого философа она состоит из того, что кажется очевидным с поверхностной точки зрения. Если у нас нет оснований что-то ставить под сомнение, у нас нет, и его ложь превалирует.

    2. Освобождение

    Акт освобождения от цепей будет актом восстания, которое мы обычно называем революциями или изменения парадигмы. Конечно, бунтовать непросто, так как остальная социальная динамика идет в противоположном направлении.

    В этом случае это будет не социальная революция, а индивидуальная и личная революция. С другой стороны, освобождение означает, что многие из наиболее усвоенных верований потрясены, что порождает неуверенность и беспокойство. Чтобы это состояние исчезло, необходимо продолжать продвижение в смысле открытия новых знаний. По словам Платона, невозможно оставаться без дела.

    3. Вознесение

    Вознесение к истине было бы дорогим и неудобным процессом, который подразумевает отрыв от верований очень укоренились в нас. Следовательно, это большое психологическое изменение.

    Платон имел в виду, что прошлое людей обуславливает способ, которым они испытывают настоящее, и по этой причине он предполагал, что радикальное изменение в понимании вещей должно обязательно вызывать дискомфорт и дискомфорт. Фактически, это одна из вещей, которые ясны в его способе проиллюстрировать этот момент через идею, что кто-то пытается выбраться из пещеры вместо того, чтобы сидеть и получать ослепительный свет снаружи. реальность.

    4. Возвращение

    Возвращение будет последней фазой мифа, которая будет заключаться в распространении новых идей шокирующим может вызвать замешательство, презрение или ненависть к сомнению основных догм, составляющих основу общества.

    Однако, поскольку для Платона идея истины была связана с понятием добра и добра, у человека, который имел доступ к подлинной реальности, есть моральное обязательство заставить других людей отрешиться от невежества, и поэтому он должен распространять свои знания.

    Эта последняя идея делает миф о пещере Платона не совсем историей об индивидуальном освобождении. Это концепция доступа к знаниям, которая часть индивидуалистической перспективы Да, именно индивид своими собственными средствами получает доступ к истине через личную борьбу против иллюзий и обманов, что часто встречается в идеалистических подходах, основанных на принципах солипсизма. Однако, как только человек достиг этой стадии, он должен перенести знание на все остальное.

    Конечно, идея делиться правдой с другими не была актом демократизации, как мы могли понять сегодня; это был просто моральный мандат, проистекающий из теории идей Платона, и его не нужно было переводить в улучшение материальных условий жизни общества.

    Читайте также: