Уральская литература 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература Урала

Программа факультатива для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка.

Культура и образование находятся в тесной связи. Изучение жизни, быта, природы и культуры отчего края способствует нравственно-эстетическому и духовно-просветительскому воспитанию юных, становлению их гражданской позиции, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции и уважения к культурам других народов, проживающих на этой территории.

Современная школа сегодня решает главную проблему в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Решению этой проблемы способствуют региональные предметы. Занятия должны заинтересовать ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, познакомить с прошлым родной земли, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.

Русская литература изучается в школе как самостоятельный предмет. Но в процессе преподавания следует учитывать, что с давних времён общероссийская и региональная литература развивались в тесном взаимодействии и оказывали влияние друг на друга. Поэтому велико значение краеведения в расширении литературного кругозора школьников, в развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Здесь будут несколько иные средства анализа, чем литературный разбор в рамках урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и простор для самостоятельной работы учеников.

Современное занятие по литературе – это сотворчество учителя и ученика. А творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Поэтому занятия по литературе родного края, как и обычный урок по русской литературе, должны опираться не только на законы науки, но и, в первую очередь, на законы искусства и должны строиться как художественный процесс, возбуждая работу чувств, воображения, вовлекая жизненный опыт ученика в изучение региональной литературы. Это является одним из важных моментов данной программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Нет счастья вне Родины. Каждый

пускай корень в родную землю.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 08.04.2015 г. №1/15

Программа даёт возможность реализовать культурологический подход в образовании на факультативных занятиях данного курса.

Цель факультативного курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.

* познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале, современной литературной жизнью региона и соотнести этот процесса с развитием русской литературы в целом;

* расширить представление учащихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;

* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности.

Предполагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы с краеведением как средства воспитания молодого поколения.

В основе проведения факультативных занятий по данному курсу предполагается сочетание традиционных и инновационных методик: лекции, семинары, доклады, уроки - презентации проектов, театрализации, проблемно-поисковые ситуации, очно - заочные (виртуальные) путешествия по уральской земле с использованием литературной карты и др.

Интегративный характер факультативного курса направлен на формирование гражданской позиции молодого поколения, воспитания уважительного отношения к прошлому уральского края через художественные произведения уральских авторов.

Программа составлена для учащихся 10 -11 классов общеобразовательной школы. Обучение по УМК:


Первой формой литературного творчества народов Урала было устное фольклорное (поэтическое) творчество. В нем башкиры, коми-пермяки, удмурты и другие народы, населявшие Урал, воспевали своих героев, в нем они клеймили своих угнетателей. Распространенным видом народного поэтического творчества были легенды и предания, которые отражали не только фантастические, но и реальные события, обраставшие мифическими подробностями.

С XV в. поток русских поселенцев привнес произведения русского фольклора, оказавшие влияние на устное творчество местного населения. В последующее время укрепление межнациональных связей сблизило поэтическое творчество разных народов края. В это время сложились предания о борьбе Перы с внешними врагами, о его помощи русскому войску, отразившие дружбу коми-пермяков и русских. Наконец, позднейшие предания о борьбе Перы со Строгановыми отобразили антикрепостническое движение в Прикамье.

Легенды были распространены и среди русских. Например, среди русского населения Вишерского края бытовали сказания о богатыре Полюде. Очень широко были распространены на Урале легенды о Ермаке.

Пожалуй, самое большое место в фольклоре края занимали песни. Многообразные – обрядовые, любовные, плясовые, солдатские, разбойничьи, исторические и т. д., они были летописью народов, освещали их обычаи, верования, труд, особенности быта. Песни были самой чуткой и самой распространенной формой народного творчества. В песнях оренбургских и уральских казаков и башкир нашла широкое отражение и военная служба и ее тяготы. Патриотический подъем, охвативший во время Отечественной войны 1812 г. Россию, нашел свое выражение и в песнях, сложенных на Урале русскими казаками, башкирами, коми-пермяками.

Народ бережно хранил свои поэтические произведения. Русские и коми-пермяцкие певцы и сказители, удмуртские гусляры и башкирские сэсэны передавали их из поколения в поколение, обогащали, совершенствовали.

В творчестве местных литераторов нередко звучали вольнолюбивые антикрепостнические мотивы. Одним из таких литераторов был И. И. Варакин (Варокин), крепостной управляющий Верхне-Муллинского имения князей Голицыных.

На Урале в это время побывал ряд видных русских писателей. Его посетили проездом Ф. М. Достоевский, К. М. Станюкович, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский. Через
Урал провезли на каторгу Н. Г. Чернышевского. В 1890 г. по пути на Сахалин в Перми и Екатеринбурге побывал А. П. Чехов. На Южном Урале некоторое время жил Н. Г. Гарин-Михайловский. В Перми около года (с сентября 1880 г. по август 1881 г.) был в ссылке молодой В. Г. Короленко, а в 1894 г. город посетил А. М. Горький.

Давно замечено: чтобы понять поэта, надо узнать его родину. Но это суждение Гете можно и перефра­зировать: чтобы представить ту или иную землю, надо познакомиться с рожденными ею поэтами.

В этом нет какого-либо уездного чванства или литературного местничества. Ведь чувство родины, без выражения которого едва ли представимо творчество любого состоявшегося художника, во многом опреде­ляется отношением к той самой земле, на которой он родился и рос.

Конечно, очень многое из публиковавшегося в эти десятилетия в литературных рубриках областных изда­ний едва ли правомерно считать собственно литерату­рой. На первых порах таковую замешала, скорее, окололитературная активность. В кружках и объедине­ниях обсуждались рукописи их участников, шло зна­комство с азами версификации, организовывались встречи с посетившими тот или иной город известны­ми прозаиками и поэтами (скажем, в 1928 году, во время трехдневного пребывания в Свердловске,

Растворись, угони в этом счастье —
Быть участником величайших дней,
Новой веры принять причастье,
Креститься в новом огне.

Конечно, в разных городах даже одного края активность дерзавших на литературной стезе была неодинаковой, что зависело от многих причин.

И прежде всего от того, насколько в данном месте ощущалось то новое, что обещала социалистическая эпоха. Не удивительно, что, может быть, самое боль­шое количество строк на рубеже названных десятиле­тий было написано на Магнитке и о Магнитке.

Виктор Губарев, Марк Гроссман, Яков Вохменцев. Участниками ее являлись Борис Ручьев и Людмила Татьяничева. Некоторые из них были (или стали) журналистами, и стихи свои они зачастую писали как газетные передовицы или очерки, когда над выраже­нием внутреннего преобладало отражение внешнего. В основе таких сочинений — установка на фиксацию той или иной общественно значимой, по представле­нию автора, информации.

. безусый татарин Ахун Галимжанов,—
мой друг по деревне — простой, угловатый.
Пришел на строительство в двадцать девятом
и год землекопом по рытвинам лазил,
потом в феврале в ВКП кандидатом
на курсы ушел экскаваторной базы…

Столь же примечательно искреннее признание маг­нитогорских литераторов в своей литературной неис­кушенности, сделанное ими в коллективном стихо­творном монологе 1932 года:

Мы без чудачеств и трезвона
В поэзию пришли вчера
Из котлована, от бетона,
От верстака и топора…

Владислав Занадворов (1914—1942) мечтал стать геологом. Не удивительно, что еще подростком он вместе с изыскательскими партиями побывал в разных уголках России. И из каждой такой экспедиции юноша привозил в Свердловск, где начинал учебу в университете, а потом в Пермь, куда был переведен геологический факультет, стихи, пафос которых дик­товали романтика странствий и готовность выдержать любое испытание.

Нас молодость водила по Игарке,
По первобытным тропам Колымы
И вот из этой молодости жаркой,
Как из железа, выкованы мы.

Вспоминая погибших на фронте земляков-стихо- творцев, их ровесник, пермский поэт Николай Домо­витов спустя годы напишет:

Давным-давно вас нет в солдатских списках,
Но строки ваши, выстроившись в ряд,
И до сих пор, как звезды обелисков,
В военных антологиях горят.

О любимых парни вспоминали
Посреди огромной тишины,
Мне-то хорошо — что на привале,
Что в бою:
Ни милой,
Ни жены.

Эта запомнившаяся автору тишина огненной пере­дышки побуждает думать не столько об оставленном или чаемом мирном бытии, сколько о жесточайшей непреложности войны, когда достаточно шальной пули, чтобы оборвалась жизнь совсем еще, по сути, не жившего юноши.

По материалам книги Литература Урала: очерки и портреты: книга для учителя (Н.Л. Лейдерман, Е.К. Созина)


Знаменитые поэты, родившиеся на Урале

День поэзии был учрежден 15 ноября 1999 года, а сам праздник отмечают 21 марта. В преддверии самого поэтического дня в году Global City вспомнил, кто они – уральские поэты.

Юрий Казарин


С 1989 года Юрий Казарин является членом Союза писателей России, а одним из его поручителей выступил Арсений Тарковский.

С воздуха, с солнца, с пола

пёрышко подберу –

с первым лицом глагола

вечером не умру.

Снег по воде тоскует,

сколько в ковше звезды –

привкус моей беды.

Кто меня так целует

с той стороны воды.

Майя Никулина


Судьбу не пытаю. Любви не прошу.

Уже до всего допросилась.

Легко свое бедное тело ношу

до чистой души обносилась.

До кухонной голой беды дожила.

Тугое поющее горло

огнем опалила, тоской извела,

до чистого голоса стерла.

Алексей Сальников


Алексей Сальников родился в эстонском городке Тарту, но его смело можно назвать уральским поэтом и писателем – с 6 лет он живет в Свердловской области (сначала в поселке Горноуральский, затем в Нижнем Тагиле, а уже в 2005 году Сальников перебрался в Екатеринбург). Учителями литератора были поэты Юрий Казарин и Евгений Туренко. Последний, кстати, – организатор нижнетагильской литературной жизни.

Единожды в жизни надетый,

А значит, почти никакой,

Лежит за твоей сигаретой

Оседлый огонь городской.

Дорога, которая следом

Расставит свои утюги,

Растёртая перцем и снегом,

Темна до последней доски.

Борис Рыжий


Бориса Рыжего по праву можно назвать одним из самых известных уральских поэтов. Его имя неразрывно связано с улицами Вторчермета, где поэт вырос и прожил свою недолгую жизнь. Всего из под его пера вышло около 1300 стихотворений. До сих пор изданы далеко не все.

Приобретут всеевропейский лоск

слова трансазиатского поэта,

я позабуду сказочный Свердловск

и школьный двор в районе Вторчермета.

Но где бы мне ни выпало остыть,

в Париже знойном, Лондоне промозглом,

мой жалкий прах советую зарыть

на безымянном кладбище свердловском.

Илья Кормильцев


они легко могли выбраться из этой тюрьмы

достаточно было одному встать на плечи другого

и дотянуться пальцами до края стены

и вылезти наверх и вытащить наружу второго

но никто не хотел оказаться внизу

никто не верил что другой

не забудет протянуть ему руку оказавшись на воле

а утром за ними пришли и расстреляли обоих.

Читайте также: