Убеждения это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024


Аннотация
В статье анализируются современные подходы к понимаю убеждений. Рассматриваются функции убеждений и приводится авторская классификация их видов.


Abstract
The article analyzes modern approaches to understanding the beliefs. Consider beliefы functions and provides the author's classification of their species.

В когнитивной терапии убеждения подразделяются на два вида: глубинные и промежуточные.

Глубинные убеждения – это установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что люди часто не могут их выразить и даже осознать.

На основе глубинных убеждений формируются промежуточные убеждения, включающие отношения, правила и предположения[1].

Большое внимание работе с убеждениями уделяется в нейролингвистическом программировании (НЛП), которое является отраслью когнитивной психологии, занимающейся моделированием поведенческих навыков. В НЛП в качестве определения убеждений используется описание тех лингвистических структур из которых они строятся. Вот эти структуры:

  1. Комплексный эквивалент. Форма, в которой приравниваются два понятия (А = Б).
  2. Причинно-следственная связь. Структура, в которой одно понятие является причиной или следствием другого понятия (если А, то Б).

Убеждение, в НЛП, – это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. При этом, убеждения являются одним из логических уровней в пирамиде, разработанной Робертом Дилтсом (Robert Dilts)[2], которая включает в себя следующие уровни снизу-вверх: окружение, поведение, способности и навыки, убеждения, ценности, идентификация, миссия. При этом, убеждения являются связующим звеном между ценностями и нашим фактическим поведением.

Для большей точности мы изменим предыдущее определение так, что оно приобретет следующий вид:

Убеждение – это обобщенная интерпретация опыта.

Мы говорим об интерпретации, а не непосредственно об опыте, поскольку такое определение позволяет учитывать субъективность данного феномена. Оно показывает, что человек обобщает именно свою интерпретацию или оценку своего опыта.

Функции убеждений

Разбирая понятие убеждений, нельзя не рассмотреть их функции. В частности, убеждения выполняют следующие функции:

Виды убеждений

В статье была предпринята попытка создать классификацию убеждений.

Прежде всего, необходимо понять, с какими убеждениями работаем. Отвечая на этот вопрос, можно поделить убеждения на три вида:

a) Когда убеждение само по себе является ресурсом, т.е. предполагает наличие в нас способностей, качеств, состояний, необходимых для достижения данной цели.

Важно отметить, что как позитивные, так и негативные убеждения отражают возможность достижения цели в том или ином ключе, только ресурсные убеждения предполагают определенную вероятность успеха в деле, а нересурсные определенную вероятность неудачи. Это одно из наиболее важных отличий этих видов убеждения.

  1. Безнадежность: убежденность в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от наличия возможностей.
  2. Беспомощность: убежденность в том, что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее.
  3. Никчемность: убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

Убеждения также можно разделить на глубинные и неглубинные. Критерием глубины, в данном случае, является количество: подкрепляющих убеждение, подсознательных установок, фактов, подтверждающих убеждение и др. Другим критерием может являться предрасположенность данного типа личности к данному убеждению.

Теперь стоит перейти к той инструментальной классификации убеждений, которая поможет нам понять направление работы с убеждениями. Данная классификация включает следующие виды убеждений:

Таким образом, мы поняли, что виды убеждений бывают по поводу: себя, других людей и явлений. Другим критерием является действие или состояние.

Важный моментом является и другой критерий – время, в течении которого формировалось убеждение: бывают убеждения сформированные в течении жизни, с которыми работать сложнее всего, бывают убеждения, сформированные недавно (с ними работать проще). Однако и здесь бывают исключения.

Выходя за рамки данной статьи, также стоит добавить еще одну задачу: дать понять человеку, что терапевт не пытается менять факты его жизни, так как это в принципе невозможно. Его задача изменить у человека что-то в голове, внести в его сознание ресурс, который, в последствие, поможет ему добиться лучших результатов.

  1. Бек Джудит. Когнитивная терапия. Полное руководство. – Вильямс, 2006 – 400 с.
  2. Дилтс Роберт. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. – Питер, 2012 г. – 256 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Убеждение — это коммуникационный процесс между людьми (и результат этого процесса), в ходе которого пропонент (убеждающий) передаёт оппоненту (убеждаемому) некоторую значимую информацию с целью породить у него веру в её истинность. Убеждение при этом не способно само по себе служить доказательством истинности передаваемой информации. Однако в ходе процесса убеждения часто используются те или иные формы доказательства в рамках аргументации (см. Аргументация). В этом смысле убеждение понимается как способ вербального влияния, который включает в себя систему доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики (см. Логика формальная) и обосновывающих (см. Обоснование) выдвигаемое пропонентом утверждение (тезис).

Цель убеждения как коммуникационного процесса достигнута, если оппонент понял пропонента и поверил ему. Чаще всего она достигается двумя способами: монологом, когда пропонент говорит, а оппонент его слушает, воспринимая передаваемую информацию, и диалогом, когда оппонент имеет возможность не только задавать вопросы, но и критиковать пропонента, анализируя его утверждения. Успешное убеждение ведёт к принятию оппонентом новых сведений и последующему их включению в сложившуюся у него систему взглядов и убеждений, а следовательно, и к изменению мотивационной основы его поведения. Поэтому в некоторых социальных практиках убеждение рассматривается как метод воздействия на мышление и поведение человека. При этом, отличие от такого распространённого метода воздействия на сознание, как внушение, убеждение основано на осмысленном (но не всегда рациональном) принятии индивидом передаваемых ему сведений, на их анализе и последующей оценке.

Результат убеждения (то есть убеждение как результат) может быть представлен как устойчивая осознанная потребность индивида, побуждающая его мыслить и действовать согласно новым ценностным ориентациям. Содержание таких потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определённую картину мира индивида, в правильность которой он верит и на основе которой он действует. Образуя упорядоченную систему взглядов, совокупность убеждений выступает как мировоззрение (см. Мировоззрение). Убеждение как процесс и убеждение как результат не всегда соотносятся однозначно. Отдельного объяснения требует тот факт, что индивид способен не только формировать своё мировоззрение и действовать на основе убеждений, но в ряде ситуаций готов отдать за них жизнь.

В интеллектуальной традиции со времён Платона и Аристотеля различают два метода убеждения: диалектический и эристический. Пропонент-диалектик сообщает оппоненту ту информацию, в которую верит сам, и приводит в её защиту те аргументы, которые убедили его самого. Пропонент-эрист менее щепетилен: он стремится убедить пропонента в правильности той информации, вера в которую выгодна ему или его заказчикам.

Каждое убеждение, как правило, состоит из двух частей: описывающей и предписывающей. Эти две части обуславливают два направления процесса убеждение: пропонент сначала обосновывает истинность сообщаемых им описаний, а затем создаёт веру в рациональность сформулированных на их основе предписаний. Это разные процедуры. Убеждая оппонента в истинности описания, пропонент показывает, что оно соответствует своему предмету, а убеждая его в рациональности предписания, следующего из этого описания, он показывает его соответствие, во-первых, потребностям убеждаемого; во-вторых, законам объективного мира; в-третьих, тем или иным возможностям воплотить его в жизнь. Отсюда следует, что среди факторов, влияющих на результат убеждения, наиболее важное место занимают интересы убеждаемого. Без их учёта ни убедить, ни переубедить его невозможно.

Что такое убеждения и как их изменить

Убеждения — это твердые, осознанные и обдуманные верования, выполняющие роль ориентира. Они направляют поведение и волю и не нуждаются в мотивации — эта сила настолько мощная, что полностью владеет человеком. Но наши убеждения далеко не всегда правильные, мы часто заблуждаемся. И уметь менять свои убеждения — один из признаков зрелой развитой личности.

Чтобы изменить убеждения, нужно сначала понять как они формируются и какие бывают.

Адаптивные убеждения

Некоторые убеждения фиксированы и неизменны. Когда их оспаривают, результатом, вероятно, будет конфликт. Несмотря на мнение антиутопистов, не все в человеке можно изменить.

Однако другие убеждения открыты для вызова. Это не значит, что они плохи или основаны на зыбкой почве предположений, скорее это зависит от умения справляться и анализировать большое количество информации и иметь пластичное мышление. Бывает, что меняется не ядро убеждения, а его часть — она добавляется или убавляется в зависимости от нового опыта.

Человек сильно сопротивляется, когда его убеждения пытаются изменить. Однако он вполне лояльно относится к тому, чтобы менять его постепенно. Ведь убеждения не предполагают, как правило, серых оттенков, они черно-белые. В беседе с таким человеком нужно делать акцент на том, что все ситуации уникальны и могут быть исключения.

Адаптивные убеждения как пластилин — их можно изменить с годами, упростить и усложнить, дополнить новыми концепциями или убрать старые. Они тесно связаны с обучением: если вы измените или отбросите некоторые из них, то сможете учиться намного эффективнее.

Некоторые адаптивные убеждения настолько разрастаются, что их сложно уместить в одну написанную строчку. Они превращаются в целую систему убеждений. Например, в культ или религию.

Что все это значит? Пытаясь переубедить человека, старайтесь различить неизменные и адаптивные убеждения. Выяснив это, думайте о надстройках: что в этом веровании можно дополнить или убрать?

Ограничивающие убеждения

Это убеждения, которые каким-либо образом нас сдерживают. Мы не делаем чего-то, не говорим и не верим в то, что способны достичь цели. Они касаются нашей самоидентификации, а также других людей и мира в целом.

Другие. Мы ограничиваем мнение не только о себе, но и о других людях. Если считаем конкурента умнее, то не станем подвергать это сомнению, не бросим ему вызов, не станем лучше. Если рассматриваем человека как эгоиста, то не будем просить его помочь.

Откуда берутся ограничивающие убеждения? Есть несколько причин:

Личный опыт. Ключевым фактором, который формирует наши убеждения, является непосредственный опыт. Мы действуем, что-то происходит, мы делаем выводы. Часто такие убеждения полезны, но они также могут сдерживать развитие.

Воспитание. Мы читаем и слушаем учителей и родителей, чтобы понять, как устроен мир и как вести себя в нем. Но эти люди также могут ошибаться и формировать в нас те же ограничивающие убеждения, что есть у них.

Отговорка. Мы оправдываем свои неудачи. И часто лишь на основе этих оснований и формируются наши убеждения.

Страх. Ограничивающие убеждения часто основаны на страхе. Чтобы нам не было больно, мы придумываем верование, в котором нет места риску и выходу из зоны комфорта.

Создание убеждений

Чтобы создать убеждения, нужно пользоваться аффирмациями. Это небольшие фразы, несущие пользу; их нужно повторять себе каждый день по нескольку раз на протяжении месяцев, лет, а то и всей жизни.

Вот несколько примеров:

Принцип Самсона

Библейская история о Самсоне, чья сила была заключена в его волосах, метафорически говорит о многих важных вещах, в том числе и об убеждениях. Если вы будете считать, что сильны, умны, уверены в себе, то начнете действовать таким образом, как будто это правда. И со временем поверите в это.

Этот простой принцип говорит о том, что можно изменить ограничивающие убеждения и создать взамен другие. Вспомните, сколько раз в день в вашей голове проносятся мысли, наполненные страхом и сомнениями. Все это влияет на вашу психику, язык тела и убивает уверенность. Поэтому важно понимать, что изменить убеждения возможно, только это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Выпишите на листок бумаги все ограничивающие убеждения, которые засели глубоко. Начните работать с каждым из них отдельно при помощи аффирмаций.


Аннотация
В статье анализируются современные подходы к понимаю убеждений. Рассматриваются функции убеждений и приводится авторская классификация их видов.


Abstract
The article analyzes modern approaches to understanding the beliefs. Consider beliefы functions and provides the author's classification of their species.

В когнитивной терапии убеждения подразделяются на два вида: глубинные и промежуточные.

Глубинные убеждения – это установки, которые настолько глубоки и фундаментальны, что люди часто не могут их выразить и даже осознать.

На основе глубинных убеждений формируются промежуточные убеждения, включающие отношения, правила и предположения[1].

Большое внимание работе с убеждениями уделяется в нейролингвистическом программировании (НЛП), которое является отраслью когнитивной психологии, занимающейся моделированием поведенческих навыков. В НЛП в качестве определения убеждений используется описание тех лингвистических структур из которых они строятся. Вот эти структуры:

  1. Комплексный эквивалент. Форма, в которой приравниваются два понятия (А = Б).
  2. Причинно-следственная связь. Структура, в которой одно понятие является причиной или следствием другого понятия (если А, то Б).

Убеждение, в НЛП, – это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним. При этом, убеждения являются одним из логических уровней в пирамиде, разработанной Робертом Дилтсом (Robert Dilts)[2], которая включает в себя следующие уровни снизу-вверх: окружение, поведение, способности и навыки, убеждения, ценности, идентификация, миссия. При этом, убеждения являются связующим звеном между ценностями и нашим фактическим поведением.

Для большей точности мы изменим предыдущее определение так, что оно приобретет следующий вид:

Убеждение – это обобщенная интерпретация опыта.

Мы говорим об интерпретации, а не непосредственно об опыте, поскольку такое определение позволяет учитывать субъективность данного феномена. Оно показывает, что человек обобщает именно свою интерпретацию или оценку своего опыта.

Функции убеждений

Разбирая понятие убеждений, нельзя не рассмотреть их функции. В частности, убеждения выполняют следующие функции:

Виды убеждений

В статье была предпринята попытка создать классификацию убеждений.

Прежде всего, необходимо понять, с какими убеждениями работаем. Отвечая на этот вопрос, можно поделить убеждения на три вида:

a) Когда убеждение само по себе является ресурсом, т.е. предполагает наличие в нас способностей, качеств, состояний, необходимых для достижения данной цели.

Важно отметить, что как позитивные, так и негативные убеждения отражают возможность достижения цели в том или ином ключе, только ресурсные убеждения предполагают определенную вероятность успеха в деле, а нересурсные определенную вероятность неудачи. Это одно из наиболее важных отличий этих видов убеждения.

  1. Безнадежность: убежденность в том, что желанная цель не достижима, вне зависимости от наличия возможностей.
  2. Беспомощность: убежденность в том, что желаемая цель достижима, но вы не способны достичь ее.
  3. Никчемность: убежденность в том, что вы не заслуживаете желаемой цели из-за собственных качеств или поведения.

Убеждения также можно разделить на глубинные и неглубинные. Критерием глубины, в данном случае, является количество: подкрепляющих убеждение, подсознательных установок, фактов, подтверждающих убеждение и др. Другим критерием может являться предрасположенность данного типа личности к данному убеждению.

Теперь стоит перейти к той инструментальной классификации убеждений, которая поможет нам понять направление работы с убеждениями. Данная классификация включает следующие виды убеждений:

Таким образом, мы поняли, что виды убеждений бывают по поводу: себя, других людей и явлений. Другим критерием является действие или состояние.

Важный моментом является и другой критерий – время, в течении которого формировалось убеждение: бывают убеждения сформированные в течении жизни, с которыми работать сложнее всего, бывают убеждения, сформированные недавно (с ними работать проще). Однако и здесь бывают исключения.

Выходя за рамки данной статьи, также стоит добавить еще одну задачу: дать понять человеку, что терапевт не пытается менять факты его жизни, так как это в принципе невозможно. Его задача изменить у человека что-то в голове, внести в его сознание ресурс, который, в последствие, поможет ему добиться лучших результатов.

  1. Бек Джудит. Когнитивная терапия. Полное руководство. – Вильямс, 2006 – 400 с.
  2. Дилтс Роберт. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. – Питер, 2012 г. – 256 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Сегодня мы поговорим об убеждениях человека и рассмотрим примеры того, как атаковать убеждения оппонента в переговорах.

Блок 1. Убеждение. Определение.

Что такое убеждение?

Убеждение – это осмысленная человеком идея, которая отражает причинно-следственные связи между явлениями в субъективной интерпретации, определена как истинная, представлена в сознании в качестве опорного компонента мировоззрения, детерминирует собственное поведение.

1. Убеждения семантически необходимо разделять на две большие группы:

— Набор идей для внутреннего пользования человеком.

— Совокупность идей, как технологий воздействия на других людей.

2. Убеждения здесь понимаются как свойство личности, как внутренняя программа, задающая определенное направление, характер, тип деятельности.

3. Убеждение предполагает некое основание, причину. Не во всех случаях причинно-следственная связь соответствует формальной логике.

— Заблуждениями субъекта, возникшими в связи с его незнанием, необразованностью.

— Нарушениями в мышлении при психических, неврологических заболеваниях (иногда со стертой клинической картиной, когда человек выглядит как здоровый, хотя таковым не является).

— Проведением намеренных манипуляций в отношении человека (группы) – мишеней.

4. Убеждения имеют устойчивую структуру.

5. Убеждения переживаются личностью как истинные.

6. Человек стремиться свои убеждения реализовывать в жизни на постоянной основе.

Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология? Проведение переговоров с партнерами.

7. Различают формы убеждений:

8. Убеждения возникают в результате познания человеком конкретной области бытия. Познание предполагает не только информированность субъекта, а также личный и общественный поведенческий опыт. Это порождает чувства, человек выделяет ценностную составляющую, некий вывод относительно процессов и результатов.

9. Убеждения появляются в процессе онтогенеза, часть из них закладываются в детстве при активном обучении и когнитивном моделировании образа мира, определяются некие нормы действий вообще и поведенческие акты в частности. В детстве у ребенка существуют все предпосылки для активного формирования убеждений. Ключевыми лицами, способствующими образованию убеждений, является референтная группа. Состав этой группы не однороден. Чаще всего это ближайшие родственники. Однако роль личностей из ближайшего социального окружения может в ряде случаев оказывать решающее воздействие на ребенка.

11. Убеждение — это идея, которая по форме может быть, как суждением, так и умозаключением, а также их совокупностью, разной по степени масштабирования.

12. Убеждения отражают как некие нормы социального взаимодействия, так и охватывают индивидуальное самовосприятие.

13. Убеждение может возникать на основе другого убеждения.

14. Убеждения — это уверенность субъекта в том, что данные идеи истины, а значит представляют ценность не только для субъективного пользования, а и для других людей также. Поэтому человек стремиться расширить ареол жизнепроцветания собственных убеждений за счет распространения среди человеческой популяции, в первую очередь это касается наиболее близкого окружения, социального круга первого уровня, нуклеарной семьи.

15. Собственные убеждения оцениваются человеком как правильные, представляющие ценность. Их восприятие сопровождается положительными эмоциями.

16. Убеждения — это регуляторы социальных взаимоотношений наравне с над индивидуальными законами. При этом убеждения нередко являются приматом поведения, которое осуществляется вопреки групповым нормам.

17. Убеждения являются в том числе мотивами поведения. При конфликте мотивов убеждения нивелируются другими убеждениями или верованиями и соподчиняются. Такого рода выбор не является устойчивым. Он строго локализован в пространстве-времени, обусловлен процессуальным контекстом.

18. Людям свойственно наиболее активно в общении отстаивать собственные убеждения именно по причине того, что они являются фундаментом когнитивной модели мира.

21. Убеждения пронизывают жизнь каждого человека. В различные периоды жизни убеждения претерпевают изменения, более того могут наблюдаться удивительные метаморфозы, когда человек, словно сбрасывающая старую шкуру змея, меняет весь комплекс собственных убеждений на прямо противоположные. Это свидетельствует о том, что убеждения, несмотря на то, что обладают значительной устойчивостью и способностью определять поступки субъекта десятилетиями, при сдвигах восприятия мира трансформируются, и открывается возможность полного отказа от старого и замещения новым качеством. Так, при присоединении человека, например, к секте, его обретенные убеждения разительно контрастируют с предыдущими качествами и удивляют своей новизной социальное окружение из прошлого. При смене убеждений человек часто меняет социальное окружение, оказывается в новом круге, который населяют субъекты с похожими оценочными, установочными комплексами.


Блок 2. Убеждение. Переговоры.

Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология? Проведение переговоров с партнерами.

И если убеждения в той или иной степени можно подкорректировать, т.к. в основе них находится условно рациональный компонент, то верования во многих случаях остаются в неизменном виде. Нейтрализация идеи — верования оппонента — это весьма непростой и сложный процесс без каких бы то ни было положительных прогнозов.

Для Вас я подготовил 10 небольших заготовок, атакующих убеждения оппонента. Наполнить их под конкретную ситуацию легко, просто детализируйте контекст и предмет.

1. Михаил, на первый взгляд то, о чем Вы говорили показалось сильным аргументом в условиях отсутствия других источников информации, а теперь, когда они появились нам нельзя их проигнорировать, в этих источниках сообщается о другом подходе к пониманию нашего вопроса.

2. Алексей, давайте не будем забывать, что оказаться жертвой собственных иллюзий не выгодно ни Вам, ни мне, и чтобы этого не произошло полезно рассматривать проблематику под разными углами и даже с противоположной стороны от Вашей точки зрения.

3. Анна, ваше умение отстаивать свои убеждения — это ценная вещь, особенно, когда для этого были достаточные основания в конкретной прошлой ситуации, вместе с тем, если мы поставили себе новую цель, то важно быть готовым определить и новые подходы ее достижения.

4. Владимир, некоторые высказанные Вами идеи вызывают удивление, однако я со своей стороны не отвергаю их с ходу, потому что допускаю возможность их существования, а Вы со своей стороны готовы на такое же отношение к моим идеям?

5. Марина, есть вещи, в которых мы с Вами одинаково понимаем происходящее, вряд ли у нас с Вами будут разногласия по поводу того, что брошенный в воду камень пойдет на дно, однако наш вопрос несколько более сложный, и чтобы он не пошел на дно, как камень, требуется корректное отношение, когда все предложенные альтернативы рассматриваются одинаково беспристрастно.

6. Анатолий, а разве могут быть надежны источники Ваших убеждений, если существующих свидетельств всего два, вместо пяти, а этого недостаточно для подтверждения.

7. Светлана, стандартно часть людей хотят думать, что только их собственное мнение самое правильное и забывают при этом, что сами не безупречны, а значит и могут, и совершают ошибки, я полагаю, что к этой части людей мы с Вами не относимся, поэтому давайте поставим знак равно между различными альтернативами без предубеждений.

8. Константин, если Вы будете настаивать на единственном и исключительно правильном понимании вопроса в вашей трактовке, то у нас серьезно возрастают риски покинуть наши переговоры без достижения договоренностей, что само по себе уже неправильно и отдаляет нас от цели заработать денег.

9. Ирина, при таком описании ситуации создается впечатление о нашем нежелании помогать Вам в продвижении продукции на рынке, однако существует и другая трактовка событий, но мы здесь с Вами не для того, чтобы оправдываться или доказывать чью-то вину, мы не на судебном заседании, давайте перейдем в конструктивное русло, от которого мы отклонились и поговорим о том, что надо будет сделать всем сторонам для того, чтобы выполнить план продаж.

10. Валерий, в поле нашего внимания недостаточное количество фактов, которые убедительно подтвердят прозвучавшие здесь слова, потому что не определены критерии оценки, по всей видимости потребуется сначала их создать, а пока их нет будем исходить из равнозначных альтернатив решений.

Услуга

На сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание!

Проводите переговоры со смыслом и заранее готовьтесь к ним, подбирая качественные языковые конструкции, с помощью которых атакуете текущие убеждения оппонента и сформируете альтернативные убеждения.

Друзья, ставьте лайки, потому что это увеличивает уровень счастья в Вашей жизни (делиться добром с человеком, который поделился добром с Вами — это правильная психологическая установка)! И пишите свои комментарии, Ваша критика или одобрение помогают копать глубже и искать истину!

Читайте также: