Международные отношения 80 90 гг 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мир вступал в восьмое десятилетие XX в. в обстановке, значительно отличающейся от той, которая была десять лет назад. Подписав ряд конкретных договоров и соглашений по ядерной проблеме в 1960-е и 1970-е го-

ды и приняв важные решения, в том числе о прекращении войны во Вьетнаме, США в 1980-е годы изменили внешнеполитическую линию, что вызвало рост напряженности в мире.

На развитии международных отношений отрицательно сказался ввод советских вооруженных сил в Афганистан в декабре 1979 г. Представляется, что решение о введении советских войск в Афганистан было не продуманным. Несмотря на происходящие в это время события в Афганистане, вряд ли было целесообразно вводить туда войска. К сожалению, при выводе советских войск из Афганистана были допущены просчеты, что сказалось на последующих трагических событиях в стране и отразилось на советско-афганских отношениях.

Охлаждение между СССР и США, начавшееся на рубеже 1970-х и 1980-х годов, отразилось и на общем состоянии международных отношений. Постепенно все, что было достигнуто положительного, отходило на задний план. Наметившееся решение ряда вопросов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось.

В 1980-е годы гонка вооружений продолжала нарастать, что создавало большую угрозу для человечества. Нельзя было допустить, чтобы этот процесс подошел к черте, за которой стало бы невозможно остановить его с помощью соглашения и поставить под строгий контроль. Ведь тогда он мог стать неуправляемым. Поэтому главной проблемой международных отношений оставалось прекращение гонки вооружений, особенно ядерных. Но поскольку американская администрация стремилась любыми путями добиться военного превосходства над СССР, то, идя на то или иное соглашение, она тут же находила новые пути к наращиванию вооружений. В традиционном послании конгрессу в январе 1980 г.

президент США Дж. Картер писал, что Соединенные Штаты должны заплатить любую цену, какая только потребуется, чтобы оставаться самой могучей страной в мире.

1 980-1 985 гг. Новый президент США Р. Рейган в марте 1983 г. провозгласил так называемую стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Это было не что иное, как долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Ее развертывание приняло угрожающий размах. Выходя на новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опередить здесь Советский Союз и игнорировали тот факт, что использование космоса в военных целях несет смертельную опасность не только какой-либо отдельной стране или региону, но и всему человечеству. По некоторым данным, Соединенные Штаты Америки в 1970-е и 1980-е годы истратили на осуществление космических военных программ до 50 млрд

долларов. В Пентагоне понимали, что Советскому Союзу неминуемо придется заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в военных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.

Некоторые советские предложения 1980-х годов можно критиковать за общие формулировки. Но даже и они, не говоря уже о тех, в которых выдвигались конкретные меры, свидетельствовали о поиске путей к достижению соглашений. СССР предлагал полностью запретить использование космического пространства в военных целях, заключить под строгим контролем соглашение о невыводе на орбиту объектов с ядерным оружием.

Он выступал за использование космоса исключительно в мирных целях. С 1962 г., когда СССР начал космические научные исследования, по октябрь 1985 г. было запущено 1687 спутников, которые принесли народному хозяйству конкретные результаты.

После 1985 г. состоялся ряд встреч между представителями СССРиСША, в том числе и на самом высоком уровне.

В целях достижения соглашений о предотвращении использования космоса в военных целях советское правительство осенью 1981 г. внесло на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение заключить международный договор, который запретил бы размещение в космическом пространстве какого бы то ни было оружия.

В 1984 г. СССР выступил с новой инициативой. Правительству США предлагалось «начать на уровне специально назначенных делегаций со-

Рейган не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряженности и налаживанию советско-американских отношений.

1985-1 990 гг. И все же во второй половине 1980-х годов начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в следующее десятилетие.

И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаимного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться.

Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчеты внешней политики СССР и в

Летом 1985 г. Советский Союз, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить переговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия. С января 1986 г. СССР продлил срок одностороннего моратория на ядерные взрывы, хотя США продолжали испытания ядерного оружия.

С конца 1988 г. в СССР начался период одностороннего сокращения вооруженных сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Значительная часть советских войск была выведена из Монголии. Расчеты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Тем не менее события развивались в прежнем направлении. Рухнула Берлинская стена, с согласия Москвы два германских государства были объединены. Затем перестал существовать Варшавский пакт.

Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продолжалась, и надо было остановить ее и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США, но нельзя забывать о том, что ядерное оружие и ракеты имеются не только у них, но и у других стран Запада и Востока.

Советско-американские отношения до конца 1980-х годов находились в глобальной конфронтации, существенным фактором которой яв

лялся баланс стратегических ядерных сил. К началу 1990-х годов у каждой страны имелось более 10 тыс. боеголовок в наступательных стратегических арсеналах.

Так же как весной 1955 г., спустя 30 лет, в январе 1986 г., Советский Союз внес конкретное предложение о полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия при достижении договоренности и запрете на создание ударных космических вооружений. Советская программа предлагала решить все проблемы в течение 15 лет в три этапа. В 1986 г., как и в 1955-м, советские предложения были отвергнуты Западом.

Основные тенденции развития международных отношений в 1980-е гг.

Охлаждение отношений между двумя великими державами на рубеже 70-80-х гг. отразилось и на общем состоянии международных отношений. Наметившееся решение ряда вопросов, связанных с проблемами разоружения и с урегулированием ряда конфликтов, не состоялось. Гонка вооружений продолжала нарастать, что создавало большую угрозу человечеству. Поэтому в 80-е годы главной проблемой международных отношений оставалось прекращение гонки вооружений, в первую очередь ядерных.

Историю международных отношений в 80-е гг. можно разделить на два периода, примерно равных по времени. Для первой половины 80-х гг. был характерен поворот от разрядки к конфронтации. Целый ряд достижений периода ослабления напряженности был ликвидирован.

Но с начала 1984 г. конфронтация стала ослабевать. И в СССР и в США все больше осознавали опасность взаимного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться. Избранный Генеральным Секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев в своей первой речи на пленуме руководства партии (11 марта 1985 г.) особо выделил значение нового раунда советско-американских переговоров по контролю над вооружениями, который должен был начаться в Женеве днем позже. Он предложил заморозить ядерные арсеналы и прекратить дальнейшее развертывание ракет. Во второй половине 80-х годов в переговорах между СССР и США по вопросам контроля над вооружениями были достигнуты определенные успехи.

Тем самым, во второй половине 80-х гг. в международных отношениях начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в 90-е гг.

ООН в системе международных отношений

В соответствии с решениями Крымской конференции 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась Учредительная конференция Организации Объединенных Наций. Приглашение участвовать в конференции получили 42 государства, подписавшие Декларацию Объединенных Наций и объявившие войну Германии. 26 июня 1945 г. конференция приняла Устав Организации Объединенных Наций и завершила свою работу. Она провозгласила, что первоочередная цель ООН — поддержание международного мира и безопасности.

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 193 государства.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

Под руководством ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.




ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

В структуру Организации Объединенных Наций входит множество специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение.

В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН. С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни. Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира.

Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации.

Совет безопасности ООН

•пять — от государств Африки и Азии;

•один — от государств Восточной Европы;

•два — от государств Латинской Америки;

•два — от государств Западной Европы и других государств

Основные функции и полномочия Совета Безопасности:

1.поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

2.расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

3.выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;

4.вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

5.призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

6.предпринимать военные действия против агрессора;

7.выносить рекомендации относительно приёма новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;

9.выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.




Изменение основ советской внешней политики во второй половине 80-х гг. Новое политическое мышление. С середины 80-х годов в развитии международных отношений начался новый этап, который был связан с приходом к власти в СССР нового руководства во главе с М.Горбачевым. Горбачев сформулировал концепцию нового политического мышления, в которой содержался новый взгляд руководства СССР на принципы отношений между странами. Главными идеями этой концепции были:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, партийными и др.;

- признание права каждого народа на свободный выбор пути развития, без оглядки на сверхдержавы;

- признание того, что в ядерной войне не может быть победителей, поэтому все страны мира должны сообща создать систему всеобщей безопасности;

- необходимость широкого сотрудничества всех стран для решения глобальных проблем современности ( ядерного разоружения, экономической, продовольственной и др.)

С 1985 г. Горбачев выдвинул целую серию предложений по разоружению и расширению сотрудничества между СССР и западными странами. Лидеры западных стран поначалу осторожно отнеслись к этим предложениям, считая их пропагандистским ходом. Однако советские инициативы получили широкую поддержку населения западных стран, что заставило политиков реагировать на предложения Горбачева.

Заметной вехой на пути улучшения советско-американских отношений стал визит Горбачева в 1987 г. в США. В ходе визита руководители двух стран подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР. Кроме того, была подтверждена готовность двух стран соблюдать договор об ограничении систем противоракетной обороны в том виде, как он был подписан в 1972 г. ( в начале 1988 г. руководство СССР по согласованию с правительствами ГДР и Чехословакии решило вывезти с территории этих стран советские ракеты, не дожидаясь ратификации вашингтонского договора).

В последующее время встречи руководителей СССР и США стали регулярными. На них лидеры сверхдержав обменивались своими взглядами по важнейшим международным проблемам и согласовывали позиции своих стран. Изменилось и содержание советско-американских отношений: от противоборства на международной арене СССР и США перешли к сотрудничеству и по целому ряду международных проблем занимали единую позицию. Наиболее ярко это сотрудничество проявилось в урегулировании затяжных локальных конфликтов в Никарагуа, где была прекращена, длившаяся с 1981 г., гражданская война и на юге Африки в конце 80-х годов в Анголе. Одновременно во второй половине 80-х годов активизировалось сотрудничество меду СССР и США в экономической, научно-технической и культурной сферах. США начали оказывать СССР экономическую помощь, а также подтолкнули страны Западной Европы и Японию к увеличению такой помощи СССР.

Изменения в советско-американских отношениях позволили впервые в послевоенное время начать процесс разоружения к уже подписанному договору о ракетах средней и малой дальности в июле 1991 г. добавился договор СНВ-1, предусматривающий сокращение на 30% стратегических наступательных вооружений. Противники Горбачева назвали эти договоры предательством, считая, что они ослабили военную мощь СССР. Однако несомненно, что эти договоры снизили уровень военного противостояния сверхдержав и уменьшили угрозу ядерной войны. После распада СССР Россия продолжила курс на разоружение. В январе 1993 г. США и Россия подписали договор СНВ-2, предусматривающий сокращение до 2003 количества ядерных боеголовок на 3500 с американской стороны и на 3000- с российской. Запад был удивлен, что Россия охотно согласилась вести переговоры и о частичном уничтожении ракет с кассетными боеголовками, каждая из которых наводится на индивидуальную цель ( причины такой сговорчивости российской стороны заключались в сложной внутриполитической ситуации, в экономических и финансовых трудностях России). В 2001 г. США предложили России подписать договор СНВ-3, по которому число ядерных зарядов у каждой страны будет сокращено до 1500. Россия пока не дала ответ на это предложение.

Горбачев не пытался насильственно склонить руководство социалистических стран к проведению таких же реформ, как в СССР. Решающим аргументом должен был стать успех самой перестройки. Провал экономических реформ эпохи перестройки как в СССР, так и в Восточной Европе фактически подвел черту под существованием социализма как мировой общественной системы. Попытка правительственных кругов СССР и ряда восточноевропейских стран активизировать в конце 80-х гг. реформаторский процесс за счет демократизации, обеспечения идеологического плюрализма и гласности лишь ускорили развал системы. Он стал неизбежным, но сценарии смены государственного строя зависели от наследия социалистической эпохи. В тех странах, где в период перестройки активировались реформы, идеологический плюрализм был наибольшим, переход совершался более плавно и на правовой основе.

В Польше, Венгрии, Югославии, Болгарии, Германии, Чехословакии процессы демонтажа коммунистических режимов проходили через экономические и политические реформы, т.е. мирным, хотя и драматическим путем. Так, трансформация государственного строя в Югославии происходила в тесной связи с дезинтеграцией многонациональной федерации. К апрелю 1992 г. Югославия распалась на ряд суверенных республик: Словению, Хорватию, Македонию, Боснию и Герцеговину ( где сразу же вспыхнул межэтнический конфликт) и Союзную Республику Югославию в составе Сербии и Черногории.

Позднее всего демонтаж коммунистического режима произошел в Албании. Еще в 1991 г. здесь состоялся X съезд правящей Албанской партии труда, а менее чем через год после первых свободных выборов к власти пришла оппозиционная Демократическая партия.

Уже в ноябре 1990 г. в Париже прошла конференция руководителей стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На ней была принята Хартия новой Европы, которая предусматривала широкое сотрудничество между странами НАТО и ОВД. Страны, подписавшие Хартию, заявили, что эпоха конфронтации и разделения Европы закончилась, и что отныне их отношения будут строиться на взаимоуважении и сотрудничестве. Кроме того, на конференции было подписано соглашение между НАТО и ОВД о сокращении обычных вооружений в Европе.

После того, как перестала существовать система социализма, в Будапеште в июне 1991 г. участники 49-й сессии Совета Экономической Взаимопомощи приняли решение о его роспуске. А в июне 1991 г. в Праге был подписан протокол о прекращении действия Варшавского договора. С его аннулированием закончилось деление мира на два противостоявших друг другу блока, снизился уровень военного противостояния и появились возможности для создания единой Европы.

Острый региональный конфликт возник в 90-е годы на землях бывшей Югославии. В 1991 г. начались этнические конфликты в Хорватии из-за требования сербского национального меньшинства автономии. На территории Хорватии была провозглашена автономная область Сербская Крайна, против которой хорватские войска начали военные действия. Даже ввод миротворческого контингента ООН не остановил войны. В 1995 г. хорватская армия разгромила вооруженные формирования Сербской Крайны. Вслед за этим последовала этническая чистка этой территории.

С 1998 г. обострились отношения в сербском крае Косово между сербами и албанцами, которые выступали за создание в Косово албанского государства. Сербская армия развернула террор против албанцев. Весной 1999 г. НАТО, не дожидаясь разрешения ООН, начала бомбардировки Сербии. В июне 1999 г. было принято решение об отводе югославских войск из Косово и размещении там миротворческих си из отрядов НАТО и России. Но полностью конфликт не разрешен.

В 2001 г. возник конфликт в Македонии между славянским и албанским населением. В Македонию были введены миротворческие силы НАТО, которые остановили вооруженные столкновения. Одновременно власти Македонии внесли изменения в конституцию страны, по которой албанский язык стал государственным, расширилось представительство албанцев в органах власти. Однако и этот конфликт до конца не решен.

События югославского кризиса показали всю глубину геополитических противоречий, характеризующих процесс вовлечения постсоциалистической Восточной Европы в мировую политику.

Новые политические реалии. В 90-е годы произошли серьезные изменения в расстановке сил на международной арене. После распада СССР в декабре 1991 г. США стали безоговорочным мировым лидером. Эпоха биполярного мира закончилась. Лидерство США проявляется в следующих аспектах:

- большинство стран мира при проведении своей внешней политики действуют с оглядкой на США, рассчитывая получить от них экономическую или политическую поддержку ;

- в ООН США, опираясь на своих союзников, часто добиваются принятия выгодных для себя решений;

- США играют главную роль в урегулировании региональных конфликтов, а их вооруженные силы являются ядром миротворческих сил в разных регионах Земли.

На протяжении 90-х годов претензии США на роль мирового лидера постоянно усиливались, хотя президент США Бил Клинтон старался сделать эти претензии слишком откровенными. В годы его президентства США свои устремления прикрывали решениями ООН или совместными решениями руководства НАТО. В правление Буша США более откровенно демонстрируют свою роль мирового лидера. 2001 г. Буш заявил о намерении США выйти из договора по ПРО и твердо придерживался этой линии, несмотря на возражения ряда стран. После удара террористов по США 11 сентября 2001 г. войска США разгромили осенью 2001 г. движение Талибан в Афганистане и закрепились в этой и других странах. В 2002 г. США значительно увеличили военные расходы, которые превысили расходы времен Рейгана, когда США стремились экономически измотать СССР.

В 90-е годы многие специалисты считали, что Россия, Китай или страны ЕС станут противовесом США на международной арене. Но на сегодняшний день ни одна из этих сил так и не смогла стать таким противовесом.

Цель лекции:Раскрыть особенности дипломатии иностранных государств в 80-е годы.

Вопросы лекции:

1. Два периода международных отношений в 80-е гг., и их характеристика.

2. Факторы усиления конфронтации.

3. Рост гонки вооружения.

Содержание лекции:

Новый президент США Рейган Р. в МР 1983 провозгласил т.н. стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Это было не что иное, как долгосрочная программа США по использованию космического пространства в военных целях. Её развёртывание приняло угрожающий размах. Выходя на новый виток гонки вооружений, американские политики рассчитывали намного опередить здесь Советский Союз и игнорировали тот факт, что использование космоса в военных целях несёт смертельную опасность не только какой-либо отдельной стране или региону, но и всему человечеству. По некоторым данным, Соединённые Штаты Америки в 1970-е и 1980-е истратили на осуществление космических военных программ до 50 млрд.долларов. В Пентагоне понимали, что Советскому Союзу неминуемо придётся заниматься этими же проблемами, чтобы прикрыть свою территорию от возможных ударов из космоса. США хотели не только обогнать СССР в военных планах, но и вынудить его тратить огромные, непосильные средства и тем самым обескровить советскую экономику.

Некоторые советские предложения 1980-х можно критиковать за общие формулировки. Но даже и они, не говоря уже о тех, в которых выдвигались конкретные меры, свидетельствовали о поиске путей к достижению соглашений. СССР предлагал полностью запретить использование космического пространства в военных целях, заключить под строгим контролем соглашение о не выводе на орбиту объектов с ядерным оружием.

Он выступал за использование космоса исключительно в мирных целях. С 1962, когда СССР начал космические научные исследования, по ОК 1985 было запущено 1687 спутников, которые принесли народному хозяйству конкретные результаты. После 1985 состоялся ряд встреч м.представителями СССР и США, в т.ч. и на самом высоком уровне.

В целях достижения соглашений о предотвращении использования космоса в военных целях советское правительство осенью 1981 внесло на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение заключить международный договор, который запретил бы размещение в космическом пространстве какого бы то ни было оружия.
В 1983 было внесено два др.очень важных предложения. Первое, сделанное в ЯН 1983 странами-участницами Варшавского договора, заключалось в том, чтобы государства-члены ОВД и страны-участницы НАТО заключили м.собой соглашение о неприменении первыми военной силы против морских, воздушных и космических кораблей обеих сторон. "Это обязательство распространялось бы на территории всех государств-участников Договора, а также на их военный и гражданский персонал, морские, воздушные и космические корабли и др.принадлежащие им объекты, где бы они ни находились". Второе предложение СССР внёс в АВ 1983 на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это был проект нового договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Предлагалось, чтобы государства взяли на себя обязательство не "прибегать к применению силы и угрозе её применения в космическом и воздушном пространствах и на Земле с использованием для этого космических объектов, находящихся на орбитах вокруг Земли, на небесных телах или размещенных в космическом пространстве каким-либо иным образом, в качестве средств поражения".
В 1984 СССР выступил с новой инициативой. Правительству США предлагалось "начать на уровне специально назначенных делегаций советско-американские переговоры по предотвращению милитаризации космического пространства. В рамках этих переговоров д.б. быть решён и вопрос о взаимном полном отказе от противоспутниковых систем". США отнеслись к советскому предложению негативно. В Вашингтоне искали и использовали любые предлоги для недопущения соглашения с СССР. Именно в эти годы США принимали меры к расширению производства и модернизации оружия первого удара в виде МБР, "МХ", "Трайдент-2", крылатых ракет, "Першинг-2" и др. СССР и единолично и совместно с др.государствами обращался в ООН и непосредственно к партнёрам по переговорам, пр.всего к США, с предложениями, как общими, так и конкретными, по обузданию гонки вооружений, по запрещению использования ядерного оружия вообще и в космическом пространстве в особенности. США в ответ первыми расширяли границы действия современных вооружений вплоть до космоса, первыми испытывали новые виды оружия массового уничтожения. Они вели против СССР борьбу повсюду, где в той или иной мере проявлялись интересы нашего государства. Рейган Р. добился отмены конгрессом поправки Кларка, которая не позволяла США оказывать помощь антикоммунистическим силам, пр.всего в Анголе, Центральной Африке и Камбодже. Широко поддерживались моджахеды, воевавшие против советского контингента в Афганистане.
Рейган Р. не принимал советских предложений по проблемам разоружения, уменьшению напряжённости и налаживанию советско-американских отношений.
Быстро наращивались американские вооружения. У США появились новые типы самолётов, ракет "МХ", новые межконтинентальные ракеты наземного базирования. И, наконец, началось развёртывание ракет средней дальности в Европе. Официально было объявлено, что эта акция является противодействием новым советским ракетам СС-20. Рейган предложил т.н. "нулевой вариант". Он состоял в том, что Америка не будет размещать в Европе ракеты средней дальности, если ракеты СС-20 будут демонтированы. Соединённые Штаты нарушили договорённость и отошли от установленных Договором ОСВ-2 лимитов, введя в строй 131 стратегический бомбардировщик, оснащённый крылатыми ракетами.

И все же во второй пол.1980-х начали постепенно проявляться те процессы, которые полностью раскрылись в следующее десятилетие. И в СССР и в США всё больше осознавали опасность взаимного уничтожения в случае военного конфликта и необходимость договариваться.

Последующие события привели к значительным изменениям в мире. Стали ощущаться некоторые просчёты внешней политики СССР и в отношении Запада и в отношении Востока, выражавшиеся в жёстких ответных реакциях, а также неоправданность ряда его действии в "третьем мире". В Афганистане Советскому Союзу пришлось испытывать трудности, похожие на трудности США во Вьетнаме.
Летом 1985 Советский Союз, чтобы вывести международные процессы из тупика, в одностороннем порядке приостановил все ядерные взрывы и заявил о согласии немедленно возобновить переговоры о полном прекращении ядерных испытаний. В том же году советское правительство подтвердило положение о введении моратория на испытания противоспутникового оружия. С ЯН 1986 СССР продлил срок одностороннего моратория на ядерные взрывы, хотя США продолжали испытания ядерного оружия.

Ещё в Рейкьявике на встрече Горбачёва М.С. и Рейгана Р., как отмечал позднее сам Горбачёв М.С., главным препятствием к достижению договорённостей по ряду важных вопросов, касающихся разоружения, стала американская позиция в отношении Договора по ПРО. Вывод состоял в том, что "Соединённые Штаты не готовы расстаться с надеждой прорваться к военному превосходству".

С к.1988 в СССР начался период одностороннего сокращения вооружённых сил. Был уменьшен количественный состав армии. Ликвидировалась техника. В армии началась реорганизация. Значительная часть советских войск была выведена из Монголии. Расчёты на то, что США и Запад последуют советскому примеру, не оправдались. Т.н.м., события развивались в прежнем направлении. Рухнула Берлинская стена, с согласия Москвы два германских государства были объединены. Затем перестал существовать Варшавский пакт.

"Холодная война" закончилась в том плане, как мы её понимали. Однако США и их партнёры перевели её в др.сферы. Поэтому говорить о том, что она закончилась полностью, ещё рано.

Многие авторы считают, что Советский Союз проиграл "холодную войну" по объективным причинам. Конечно, в этом есть большая доля истины, но представляется, что немаловажными были и причины субъективные. На Западе развернулись дебаты: была ли действительно "холодная война" или её выдумали и раздули в политических интересах? Обсуждается также вопрос, представлял ли вообще Советский Союз угрозу для Запада, о чем писали и говорили долгие годы в странах НАТО.

Несмотря на огромные арсеналы, гонка вооружений продолжалась, и надо было остановить её и принять какие-то совместные решения о сокращении накопленного оружия, особенно ядерного. Главная роль в этом принадлежала СССР и США, но нельзя забывать о том, что ядерное оружие и ракеты имеются не только у них, но и у др.стран Запада и Востока.

Советско-американские отношения до к.1980-х находились в глобальной конфронтации, существенным фактором которой являлся баланс стратегических ядерных сил. К н.1990-х у каждой страны имелось более 10 тыс.боеголовок в наступательных стратегических арсеналах.

Так же как весной 1955, спустя 30 лет, в ЯН 1986, Советский Союз внёс конкретное предложение о полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия при достижении договорённости и запрете на создание ударных космических вооружений. Советская программа предлагала решить все проблемы в течение 15 лет в три этапа. В 1986, как и в 1955, советские предложения были отвергнуты Западом.

Начавшаяся в СССР "перестройка" не дала положительных результатов в международных делах. К к.1980-х положение Советского Союза в Европе и мире в целом становилось все хуже и хуже. Происходило это как по объективным, так и по субъективным причинам.

Вопросы для самоконтроля:

Рекомендуемая литература:

  1. История международных отношений и внешней политики. – В 3-х частях. – Алматы, 1998

2. История дипломатии. Под. ред.Зорина В.А., Семенова В.С., Сказкина С.Д., Хвостова В.М. В 5-ти тт. М,, 1959-1979 гг.

3. Яковлев А.Н. От Трумэна до Рейгана. Доктрины и реальности ядерного века.-М.,1985.

Читайте также: