Функциональная комфортность жилья кратко

Обновлено: 05.07.2024

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМФОРТНОСТЬ это удобство пребывания людей и их деятельности в среде общественного или жилого здания. Параметры этой среды можно задать, оценив функциональные процессы, протекающие в помещениях, наметив сценарий жизнедеятельности человека.

Архитектурно-планировочную структуру здания подчиняют разработанному сценарию поведения людей. Например, планировка квартир жилого дома. Учитывая различный состав и социальное положение семьи, квартиру делят на зоны. Разграничивают коллективные помещения от индивидуальных различного назначения. Эти зоны называют зонами дневного и вечернего пребывания.

К функциональной комфортности относят также доступность различных общественных услуг, мест приложения труда и зон отдыха и т.п.

Строительные элементы и детали оборудования дома приспосабливают к физиологическим особенностям человека. Например, с учетом поведенческих реакций предпочтение отдают правой навеске дверей. На 2-х створчатые двери ручки укрепляют справа. В смысле удобства большое значение имеют габариты дверей, высота установки перил и санитарных приборов.

Для удобства передвижения людей с больными ногами лестницы делают с минимальными уклонами (20-25 о ). Высоту подступенка h принимают 0,14 м, а ширину проступи b рассчитывают, исходя из размаха шага при подъеме и спуске = 0,6 м, т.е. b = 0,6 – 2h = 0,6 – 0,28 = 0,32 м.

Конфигурацию ступеней принимают с учетом особенностей движения ноги инвалида: валик не делают, острые углы заваливают, ограждения лестниц не обрывают у края площадок, а выносят на 0,3-0,45 м для ориентации слепых. Для осязания ими опасности у края площадки укладывают рифленое покрытие шириной 0,3-0,6 м.

Здания оборудуют грузопассажирскими лифтами. Поэтажные площадки рассчитывают на возможность маневрирования инвалидной коляской. Для подъема на отметку пола первого этажа входы оборудуют пандусами с уклоном не больше 14 о .

ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ необходимы для нормального функционирования здания. С ростом возможностей общества повышается техническое оснащение зданий. Развивается кабельное телевидение, устанавливаются спутниковые антенны, монтируются лифты с программным управлением и запоминающими устройствами. Вместо центрального отопления все шире применяют кондиционирование и индивидуальные котельные. Местную коммутаторную связь заменяют комплексной диспетчерской, устанавливают автоматические системы охраны входов в здания.

В практике используют системы пневматического и гидравлического мусороудаления, связывающие приемный клапан в квартире с микрорайонной станцией сбора, автоматической первичной обработки и механизированной погрузки отходов на мусоровозы.

Особое значение имеет специальное инженерное оборудование общественных зданий. Так, современный спортивно-зрелищный комплекс оснащают сложнейшим оборудованием для трансформации зрительного зала в плавательный бассейн, футбольное поле или каток.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ здания и застройки относят к функциональной комфортности, т.к. оно вызывает определенные эмоции. Художественное восприятие здания и его интерьеров во многом зависит от того, насколько внешний вид отражает его назначение.

6. Безопасность зданий.

БЕЗОПАСНОСТЬ относят к комфортности, т.к. здание психологически не может быть удобным для людей, если оно представляет собой потенциальную опасность.

Прочность несущих конструкций и устойчивость здания играет первостепенную роль в обеспечении безопасности людей. Эти качества зависят от правильности выбора конструктивной схемы, учета всех возможных нагрузок, действующих на элементы, и принятых запасов прочности.

Конструкции должны быть надежными. Это условие вступает в противоречие с экономикой, т.к. влечет за собой применение новых долговечных материалов или увеличение сечений рабочих элементов конструкций и, следовательно, удорожание строительства. Поэтому возникает вопрос об оптимальных запасах прочности.

Необходимо учитывать возможность опасных природных процессов в данной местности. При выполнении строительных работ должны выполняться все условия проекта.

ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ зданий зависит от надежности инженерного оборудования. Необходимо вовремя устранять утечки газа. Иногда причиной взрыва является неисправное или перегруженное электротехническое оборудование.

Условия ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ жилища необходимы человеку для ощущения комфортности. Для защиты от проникновения в жилье посторонних лиц входы на лестничную клетку надо оборудовать надежными замками с электронной защитой, на входах в квартиры устанавливать массивные, а не облегченные двери. На окнах первых этажей – устанавливать железные решетки. На стадии проекта нужно разрабатывать централизованные электронные сигнализации.

Защита от насекомых и грызунов. В конструкциях блоков надо учитывать места для установки сетки на окнах. Системы мусороудаления – выносить в специальные помещения, содержащиеся в чистоте. Запретить выброс отходов без специальной тары.

С точки зрения безопасности важно правильно спланировать пути эвакуации в здании. Различают нормальную и вынужденную (аварийную) эвакуацию. Нормальная эвакуация связана с повседневным функционированием дома. Вынужденная эвакуация вызвана возникшей опасностью и потребностью быстро покинуть здание.

ЭВАКУАЦИОННЫЕ ПУТИ – это коридоры, проходные помещения, лестницы, дверные проемы и тамбуры. Их размеры выбираются с учетом физических характеристик людского потока.

Пожаробезопасность зависит от исправности возможных источников возникновения пожаров и от того, насколько легко могут воспламеняться различные части здания.

По степени возгораемости части здания делят на несгораемые, трудно сгораемые и сгораемые. НЕСГОРАЕМЫЕ – конструкции из неорганических материалов. СГОРАЕМЫЕ – из органических горящих, не подвергнутых специальной обработке, повышающей их огнестойкость. ТРУДНО СГОРАЕМЫЕ – сочетание несгораемых и сгораемых элементов.

В практике проектирования различают пожарную нагрузку помещений и пожароопасность установленного в нем оборудования. ПОЖАРНАЯ НАГРУЗКА – это количество сгораемого материала, использованного при строительстве и находящегося в помещении в виде мебели и др. Степень ПОЖАРООПАСНОСТИ связана с протекающими на установленном оборудовании процессами, которые могут вызвать возгорание.

От величины этих характеристик зависят требуемые меры противопожарной защиты. Зоны, отличающиеся высокой опасностью, выполняют в виде герметических отсеков, огражденных несгораемыми конструкциями. Их оборудуют противопожарными дверями и запасными выходами с аварийными запорами, которые снаружи открыть нельзя.

В местах большого скопления людей устанавливают системы пожарной сигнализации. Они обнаруживают пожар, подают сигнал тревоги и оповещают пожарную команду.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ

1. Единая модульная система.

2. Стандартизация в строительстве.

3. Архитектурная композиция.

4. Состав проектов и их ТЭО.

1. Единая модульная система

Организация строительного производства существенно отличается от организации промышленного производства.

В промышленности выпускаемая продукция находится в движении, а орудия труда неподвижны. Поэтому здесь создаются благоприятные условия для хорошей организации производственных процессов, стационарных условий труда и технологии производства.

В строительной индустрии наоборот продукция неподвижна, а подвижны орудия труда. Кроме того, производственный процесс происходит на открытом воздухе, в различных климатических и природных условиях.

Поэтому большое значение имеет индустриализация строительства, применение машинных методов производства. В связи с этим все большее значение приобретают типизация, унификация и стандартизация.

Основу для стандартизации в проектировании, изготовлении изделий и строительстве создает применение единой модульной системы (ЕМС).

ЕМС – совокупность правил согласования размеров объемно-пространственных и конструктивных элементов зданий на базе единого модуля М, равного 100 мм.

В основу ЕМС положен принцип кратности основных размеров зданий и их конструктивных элементов, сборных конструкций и изделий единой величине – основному модулю М-100.

Модульная система определяет объемно-планировочное и конструктивное решение зданий и является основой методики проектирования любых зданий.

Для повышения степени типизации размеров зданий наряду с основным модулем М-100 ЕМС использует также производные – укрупненные и дробные модули. Образуются они умножением единого модуля М на целые и дробные коэффициенты.

Производные укрупненные модули (мультимодули ПМ) применяются при назначении размеров, превышающих 100 мм. Они равны основному модулю М-100, увеличенному в целое число раз. Для жилых и общественных зданий установлен следующий предпочтительный ряд из семи величин мультимодулей: 2М, 3М, 6М, 12М, 15М, 30М, 60М, которые равны соответственно 200, 300, 600, 1200, 1500, 3000, 6000 мм.

Укрупненные модули применяют при назначении основных объемно-планировочные и конструктивных размеров зданий (расстояние между осями несущих конструкций, размеры шагов и пролетов, высота этажа, толщина стен), а также типоразмеров крупных сборных конструкций.

Укрупненные модули 6М и 12М применяются для назначения размеров шага несущих стен или сетки колонн. Исходному модулю 3М кратны номинальные размеры перекрытия, покрытия, длины перегородок и т.д.

Для более мелких деталей: толщина некоторых материалов (плиток, листов и др.) – назначают дробный модуль.

Используются шесть дробных модулей и они составляют: 1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М, 1/100М, т.е. 20, 50, 10, 5, 2 и 1 мм соответственно.

Кроме толщины некоторых материалов, дробные модули используются при назначении зазоров в соединениях между сборными строительными конструкциями и изделиями.

Основные и производные модули используют при выборе расстояний между условными модульными плоскостями. Пространственное расположение элементов здания обозначают с помощью трехмерной системы этих плоскостей.

Расстояния между модульными плоскостями принимаются кратными основному модулю или нескольким взаимосвязанным укрупненным модулям. Следы плоскостей называют разбивочными осями.

Разбивочные (координатные) оси наносят на план тонкими штрих-пунктирными линиями и маркируют в кружках буквами и цифрами.

Поперечные координатные оси обозначают цифрами слева направо.

Продольные – заглавными буквами снизу вверх.

На чертежах разрезов зданий кроме расстояний между координатными осями выносят отметки уровней (высоты, глубины) элементов конструкций зданий. Их обозначают условным знаком и указывают в метрах с десятичными знаками, отделенными от целого числа точкой.

Местоположение элемента относительно разбивочных осей определяют привязкой. Разбивочные оси (линии на чертеже) имеют заданные координаты, которые и определяют положение отдельных элементов и конструкций сооружения, т.е. их привязку. Привязку выражают расстоянием между разбивочной осью и гранью или геометрической остью элемента.

Привязку несущих элементов осуществляют в соответствии с указаниями СНиП. Например, в зданиях с несущими стенами разбивочные оси располагают по оси этих стен. В каркасных зданиях геометрические оси колонн средних рядов совмещают с пересечением разбивочных осей. Расположение крайнего ряда иногда определяют привязкой по грани колонн, если это не противоречит конструктивному решению здания.

Элементы привязывают к осям с помощью линейных размеров, определяющих расстояние.

ЕМС при проектировании зданий предусматривает 3 вида размеров: номинальные, конструктивные, натурные (фактические).

Размер, однозначно установленный в проекте, называют номиналом. Проектное расстояние между разбивочными осями называется номинальным модульным размером (Lн). Номинальным называется также размер между условными гранями конструктивного или сборного элемента здания, включающий в себя примыкающие части зазоров или швов. Его назначают всегда кратным основному или укрупненному модулю. Например, Lн = ПМ = 60М = 6000 мм. Размер конструктивного элемента называют конструктивным номиналом.

Это проектный размер по граням конструктивного элемента, который меньше номинального размера на величину регламентированного зазора (s) или шва между конструкциями или сборными элементами:

Фактический размер элемента, выполненного в натуре, называют натурным.

Натурные размеры всегда отличаются от номинальных. Существуют разрешенные отклонения натурных размеров от номинальных. Их называют допуском.

Допуск (D) – максимально допустимое отклонение фактического размера конструктивного или сборного элемента в большую или меньшую сторону. Указывает на пределы, в которых могут колебаться действительные размеры конструктивного или сборного элемента здания. Допуски бывают: 1) изготовительные – указывают на точность изготовления сборного элемента; 2) установочные – указывают на точность установки сборного элемента при монтаже; 3) разбивочные – указывают на точность разбивки координатных осей здания.

Раздел: Строительство
Количество знаков с пробелами: 317684
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0


Функциональная комфортность территорий и жизнеобеспечение застройки


Функциональная комфортность территорий и жизнеобеспечение застройки

Функциональная комфортность — это удобство пребывания людей и их деятельности в искусственной среде, созданной градостроителями. В этой среде возникают пространственные связи, которые изучают в двух аспектах: антропометрии и психологии поведения человека в пространстве (проксематики).
Пользуясь антропометрическими характеристиками, получают первичные среднестатистические данные о размерах человеческого тела в различных позах и движениях. Размеры элементов пространства, называемые вторичными антропометрическими данными, назначают, исходя из первичных.

Пространство психологически оценивается человеком с точки зрения расстояний и ориентации. Например, небольшие размеры площадки для игр вызывают ощущение тесноты. Аналогичные эмоции может вызвать сосед на парковой скамейке, до его прихода занимаемой одиноким посетителем. Характерно, что такие ощущения приводят к стрессам и желанию нарушить правила общественного порядка. Проведенным в Австралии социологическим обследованием установлено, что в группе, проживающей на жилой площади менее 8 м2/чел., количество антиобщественных проступков и даже преступность была на 100 % выше, чем в группе, проживающей на площади более 14 м2/чел. С другой стороны, большие личные пространства имеют свойство разобщать людей, так как не способствуют социальному сближению.

Говоря о сценарии, нельзя обойти вниманием еще один аспект функциональной комфортности. В результате имущественного расслоения общества возникает проблема психологической совместимости жителей разного достатка. Выбирая вариант реконструкции в каждом отдельном случае, следует оценить возможность их совместного проживания. Решить, допустимо ли размещать квартиры для обеспеченных граждан и муниципальное жилье в одном доме, общей жилой группе и квартале. Не вызовет ли такое расслоение чувства дискомфорта.

Рис. 2.4. Пандус для инвалидных колясок

Разработанному сценарию поведения людей подчиняют архитектурно-планировочную структуру придомовой территории. Устанавливают предпочтительное для жителей размещение элементов благоустройства и учреждений социально-бытового обслуживания.

Элементы среды приспосабливают к потребностям жителей. Пешеходные пути прокладывают по кратчайшим расстояниям. Магазины и другие учреждения обслуживания, включая детские сады и школы, приближают к жилой застройке. Этим сокращают пути передвижения, что важно для детей, престарелых и лиц с ограниченными функциями передвижения. Для последней категории жителей устраивают специальные дорожки, приспособленные к движению инвалидных колясок.

На пересеченной местности избегают устройства лестниц. Уклоны пандусов и пешеходных трасс принимают в рамках нормативных допусков. Учитывают количество полос движения, назначая их ширину (рис. 2.4).

Проезды и проходы с жестким покрытием трассируют с учетом удобства их механической уборки. Ширину трасс, радиусы поворотов и разворотных площадок согласовывают с параметрами уборочных машин. Ликвидируют мертвые зоны, недоступные для механической очистки. Этим создают предпосылку качественного санитарного содержания территории.

Эстетическое восприятие застройки сейчас отождествляют со зрительным комфортом. Видимая среда городов отличается от природной и, как правило, находится в противоречии с законами зрительного восприятия. Такая среда вызвала появление специальной отрасли экологических наук — видеоэкологию.

Человечество 90 % срока становления провело в естественной среде и в процессе эволюции привыкло к ней. Однако за последние четверть тысячелетия положение жителей городов коренным образом изменилось. Урбанизация привела к формированию искусственной среды, кардинально отличной от естественной.

Особенно резко визуальная среда городов России изменилась за последние 50 лет. В середине XX в. эстетическая функция потеряла свое значение из-за стандартизации домостроения.Индустриализация породила монотонную безликую застройку. Методы строительства вступили в противоречие с визуальным и тем более художественным восприятием зданий и городских ансамблей. Преодоление этих противоречий — одна из задач городских и муниципальных властей на ближайшую перспективу.

Одинаковые коробки зданий с жесткими углами и большим количеством повторяющихся элементов — окон, швов между панелями и в лучшем случае невыразительных балконов — создают агрессивную для глаз среду. Унылый серый цвет домов противоестественен для зрения.

Для глаза важно остановиться на каком-либо акценте в декоре здания, однако прямые линии и чередующиеся индустриальные детали фасадов не дают возможности это сделать. Силуэт постройки также играет важную роль в формировании комфортной визуальной среды. Сложная конфигурация крыш, башни и шпили являются реперными точками для фиксации взгляда.

На зрительные ощущения отрицательно сказывается отсутствие на межмагистральных территориях дворов и двориков. Современная планировка жилых групп не создает иллюзию замкнутости, так необходимую человеку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Большие пространства не способствуют социальным контактам между людьми.

При реконструкции застройки нужно учитывать этот фактор, но не за счет заборов и ограждений, монотонность которых усугубляет агрессивность среды. Следует воспользоваться малыми архитектурными формами благоустройства придомовых территорий.

Самым экономичным средством формирования комфортной визуальной среды является колоритное разнообразие фасадов. Их окраска в разные, но гармонично сочетающиеся цвета может обогатить застройку, насытить ее зрительными акцентами, исключить так называемый цветовой голод.

Зеленые насаждения существенно влияют на визуальные характеристики городской среды. Иногда достаточно озеленить несколько квадратных метров двора, чтобы создать условия, близкие к естественным.

Популярно и вертикальное озеленение. Вьющийся по стенам дикий виноград или плющ может обогатить невыразительный фасад здания. С помощью такого озеленения можно значительно сократить агрессивное поле влияния безликого строения.

В мире получило распространение озеленение крыш домов. При наблюдении с верхних этажей соседних домов они превращаются в пятый фасад и украшенные даже неприхотливой зеленью, способной расти в сложных условиях, создают прекрасную визуальную среду. Кровля же под зеленым покровом служит дольше, поскольку защищена от солнца и снега.

Зонирование старогородских территорий и размещение элементов благоустройства представляет серьезную проблему, особенно в исторических центрах городов. Эти территории отличаются высокой плотностью застройки и нарушением за годы советской власти границ домовладений. Сейчас обстоятельства усугубляются экспансией финансово-банковских структур, считающих центральные районы престижными. Не последнее место занимает необходимость вторичного межевания на участки, где расположена частная недвижимость.

В таких условиях идеального планировочного решения добиться практически невозможно. Однако независимо от изложенного вокруг жилья необходимы площадки для отдыха и игр. Жилые территории следует обеспечивать системой социально-бытового обслуживания и детскими учреждениями. Трудно разрешима проблема устройства гаражей для автомашин жителей и стоянок кратковременного пребывания транспорта в местах притяжения горожан.

Рис. 2.5. Уровни потребностей горожан:
а — жилое ядро (квартира, дом); б — жилая территория (микрорайон, квартал или группа кварталов); в — территория города с рекреациями; 1 —детские игры; 2—детское образование; 3 — повседневный отдых; 4 — общение в мелких социальных группах; 5 — хозяйственная деятельность; 6 — повседневные бытовые и коммунальные услуги; /—общие трудовые поездки; //—периодическое и эпизодическое обслуживание; ///—спорт; IV—работа; V— культура; VI— периодический отдых

На следующем уровне — квартала или микрорайона — обеспечиваются повседневные нужды их населения. В том числе малоподвижного, а оно в старых районах составляет 60—70 % от общего количества. Третий уровень — это потребности активной части горожан, а при оптимальных транспортных и планировочных условиях она может достигать 35—40 % населения города.

Рост подвижности — важный фактор, способствующий расширению потребностей горожан. Их удовлетворение связывают с транспортной доступностью не только рабочих мест, но и объектов культуры, обслуживания и отдыха, которая даже в крупных городах не должна превышать 1 ч.

В проблему увеличения подвижности населения входят не только транспортная доступность, но и пешеходная к остановкам общественного транспорта, удобство подходов к ним. Это должно учитываться в планировке жилых территорий. И другая смежная проблема—устройство гаражей и стоянок у жилья. С ростом численности индивидуального транспорта эта проблема требует кардинального решения, иначе степень функциональной комфортности территории будет падать с каждым годом.

Инженерное жизнеобеспечение считают важнейшим фактором комфортности жилья. Жилая застройка теперь немыслима без санитарно-технических систем, электроснабжения, установок слабых токов и лифтового хозяйства.

Санитарно-технические системы — это холодное и горячее водоснабжение, отопление и газоснабжение, вентиляция и установки кондиционирования воздуха, водоотведение и мусороудаление. К системам слабых токов относят радиотрансляционные, телефонные и телевизионные, включая антенны спутниковой связи.

Технически развиваются и другие инженерные системы, например мусоро-переработки. В мировой практике существуют установки для водо- и пневмот-ранспортировки в пределах квартала, централизованной сортировки и брикетирования твердых отходов и мусора. Можно предположить, что через 5—10 лет в домах исчезнут мусорокамеры, а на прилегающих участках — площадки для мусоросборников.

Во всем мире активно решается проблема энергосбережения. Санитарно-технические системы устанавливают с учетом врезки в них счетчиков расходов ресурсов, что не было предусмотрено ранее и сильно усложнило это мероприятие сейчас. Применяют более экономичные отопительные приборы. Водорас-ходную арматуру меняют на краны и смесители нового поколения.

Качественно меняется подход к выработке и транспортировке теплоносителей, поскольку в трубопроводах теряется значительная доля тепла. Проходят испытание временем более экономичные автономные системы получения тепла — надкрышные котельные, гелио-, гидро- и ветроустановки.
Создание полноценного комфорта при реконструкции застройки нереально без модернизации систем ресурсообеспечения и утилизации отходов жизнедеятельности. Однако здесь возникают еще и проблемы пропускной способности существующих сетей, их морального и физического износа. В городах России эта проблема сегодня остра, поскольку имеют место все более частые случаи отказов и аварий, что закономерно при значительном износе систем.
Требуются кардинальные решения, связанные не только с увеличением нагрузки на них, сколько с эксплуатацией в течение 50—100 лет и достижением трубопроводами предельного состояния. Для этого необходимы значительные инвестиции, которыми не располагают муниципалитеты. На наш взгляд выход следует искать в привлечении нетрадиционных инвесторов.

Антропометрия — измерение основных физических показателей человека.

Функциональная комфортность:

— пространство – оценивается с точки зрения расстояния; небольшие пространства приводят к стрессам и нарушениям правил общественного порядка; слишком большие пространства имеют свойство разобщать людей;

— психологическая совместимость жителей;

— архитектурно-планировочная структура придомовой территории – среда приспосабливается к потребностям жителей, пешеходные пути прокладывают по кратчайшим расстояниям; учреждения обслуживания приближаются к жилой застройке; выполняются специальные дорожки для движения на колясках; избегается устройство лестниц; трассировка проездов и дорожек с учетом их механической уборки (ширина трассы, радиусы поворотов, разворотные площадки в соответствии с габаритами уборочных машин) и ликвидация мертвых зон недоступных для механической уборки;

— эстетическое восприятие застройки: цвет фасада (колоритное разнообразие), силуэт постройки, исключение монотонности и безликости застройки, наличие замкнутых дворов и двориков (без заборов), наличие зеленых насаждений, вертикальное озеленение, озеленение крыш домов;

— структура внешних связей: транспортная доступность не более 1 часа, пешеходная доступность, устройство гаражей и стоянок и жилья;

Функциональная комфортность — это удобство пребывания людей и их деятельности в искусственной среде квартиры, здания или придомового участка. В этой среде возникают пространственные связи. Их изучают в двух аспектах: антропометрии и психологии поведения человека в пространстве (проксематики).

Пространство психологически оценивается человеком с точки зрения расстояний и ориентации. Так, большие личные пространства имеют свойство разобщать людей. С другой стороны, помещения небольших размеров вызывают ощущение тесноты.

Пользуясь антропометрическими характеристиками, получают среднестатистические данные о размерах человеческого тела и различных его позах.

Размеры элементов пространства, называемые вторичными антропометрическими данными, назначают, исходя из первичных.

Оптимизировать искусственную среду можно, если создать желаемую модель психологии поведения, свойственную людям в данной ситуации. Параметры этой среды можно задать, оценив функциональные процессы, протекающие в помещениях, наметив сценарий жизнедеятельности человека, семьи или другой группы лиц.

Архитектурно-планировочную структуру здания подчиняют разработанному сценарию поведения людей. Характерным примером такого подчинения является планировка квартир жилого дома. Здесь структура ставится в зависимость от течения жизненных процессов семьи. Их делят на коллективную деятельность и пассивный отдых или индивидуальное времяпрепровождение.

Учитывая различный состав и социальное положение семьи, квартиру делят на зоны, разграничивая коллективные помещения от индивидуальных различного назначения. Иногда эти зоны называют зонами дневного и вечернего пребывания.

Строительные элементы и детали оборудования дома приспосабливают к физиологическим особенностям человека. Например, с учетом поведенческих реакций предпочтение отдают правой навеске дверей. На двухстворчатые двери ручки укрепляют справа. В смысле удобства не меньшее значение имеют габариты дверей, высота установки перил и санитарных приборов.

Инженерные системы в жилом доме необходимы для нормального его Функционирования. Современное городское здание немыслимо без этих систем. С ростом возможностей общества наблюдается закономерное повышение технического оснащения жилья. Так, развивается кабельное телевидение, устанавливаются спутниковые антенны, вместо лифтов с традиционным управлением их монтируют с программным и запоминающими устройствами. Вместо центрального отопления все шире применяют кондиционирование и индивидуальные котельные. Местную коммутаторную связь заменяют комплексной диспетчерской, устанавливают автоматические системы охраны входов в лестничные клетки и квартиры.

В практике используют системы пневматического и гидравлического мусороудаления, связывающие приемный клапан в квартире с микрорайонной станцией сбора, автоматической первичной обработки и механизированной погрузки отходов на мусоровозы.

Следует предположить, что кибернетизация быта горожан будет продолжаться. Найдут применение более совершенные централизованные и индивидуальные системы. Развитие компьютерной техники уже сегодня позволяет обеспечить жилье информационными системами интернета. Сейчас решается проблема трудовой деятельности на дому. Это ставит новые задачи архитектурно-планировочной организации квартиры, выделения помещений для индивидуального труда членов семьи, оборудованных сложной компьютерной связью с миром.

Все инженерные системы здания потребляют много энергии и природных ресурсов. Количество таких систем с каждым годом будет увеличиваться, а ресурсов становится все меньше. Есть два^ути ликвидации этого противоречия. С одной стороны, энергосбережение за счет создания экономичных систем, с другой — использование нетрадиционных источников.

Эстетическое восприятие здания и застройки через призму эргономики относят к функциональной комфортности, поскольку они вызывают определенные эмоции. Высокие эстетические свойства объекта, его красота создают условия, способствующие появлению чувства удовлетворения от пребывания в данной среде.

Художественное восприятие здания и его интерьеров во многом зависит от того, насколько внешний вид отражает их назначение.

Эстетической выразительности достигают различными архитектурно-художественными средствами. Используют закономерности построения пространственных форм, распределения масс, пропорциональности и ритма архитектурных объемов и деталей, соподчинения разнообразной фактуры и цвета применяемых материалов.

В современном обществе функция архитектуры усложнилась. С внедрением в строительство стандартизации и индустриализации возникла проблема монотонности и безликости застройки. Индустриальные методы вступают в противоречие с художественным восприятием зданий и ансамблей. Преодоление этих противоречий — основная задача зодчих на современном этапе. Особенно сложна эта задача при реконструкции.

Структура внешних связей входит в современное понятие комфортности жилья. Сейчас уже нельзя оценивать индивидуальное пространство семьи в трыве от его окружения. Это связано с трансформацией запросов населения, отребностью в общении как альтернативы замкнутой жизни семьи в отдельных квартирах. В мире наблюдается тенденция укрепления социальных связей каK по месту жительства, так и более дальних.

Рост подвижности — важный фактор, способствующий расширению потребностей горожан. Их удовлетворение связывают с транспортной доступностью объектов культуры, обслуживания и отдыха.

Читайте также: