Народность в литературе это кратко

Обновлено: 02.07.2024

1) Близость художественного произведения, его духа широким народным массам; способность выражать и художественно воплощать общенародные, общенациональные интересы, взгляды, пристрастия, настроения, симпатии и антипатии, "быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий" (В.Г. Белинский). Проявляется в правдивости содержания, глубине и значительности идей, в пафосе, сюжете, характерах, средствах художественной выразительности. Н. не является сугубо внешней категорией, а определяется в значительной степени духом произведения, его внутренней связью с народом, общенациональными приоритетами.

2) Воспроизведение в фольклоре и литературе народной психологии, изображение и оценка событий с точки зрения народа, связь произведения с народной образностью и символикой.

Важнейшим признаком лучших произведений художественной литературы является их народность. Под народностью литературы следует понимать связь литературы с жизнью, устремлениями и творчеством широких народных масс, изображение в творчестве писателей народных типов и характеров, отражение идейно-эстетических взглядов и идеалов народа. Народность литературы проявляется также в ее близости к народу не только по содержанию, но и по форме и по тому, насколько произведения литературы стали фактическим достоянием народа, получили ли они всенародное распространение и всенародное признание.

Искусство слова возникло как устное, коллективное творчество народа еще в доклассовом обществе. Устное поэтическое творчество народа развивалось и тогда, когда появилось деление общества на антагонистические классы. В своих песнях, сказках, былинах, пословицах, поговорках и других фольклорных жанрах народ воплощал горький опыт своей жизни под властью царей, помещиков, попов, купцов, выражал мечту о лучшей доле, раскрывал красоту родного языка, создавал образы изумительной силы и красоты.

Жизнь народа, его интересы и стремления, народный язык и народное творчество привлекают самое пристальное внимание лучших писателей, принадлежавших по своему положению к правящим классам, но идейно и творчески в большей или меньшей степени переходивших на сторону народа. Великий Пушкин с гордостью писал о себе:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Н. А. Некрасов заявлял:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил.

В свое время Н. А. Некрасов, с горечью наблюдая, как торговцы снабжают крестьян примитивными картинками и книжонками с глупым и реакционным содержанием, писал:

Эх! Эх! придет ли времечко,

Когда (приди, желанное. )

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя

Это время пришло после победы Октября. За годы Советской власти в нашей стране совершилась великая культурная революция, была ликвидирована неграмотность народа, трудящиеся получили доступ к образованию и ко всем сокровищам культуры. Подлинно народным достоянием стала классическая литература. Так, произведения А. С. Пушкина за 50 лет Советской власти издавались 2177 раз общим тиражом более 114 миллионов экземпляров. Десятками миллионов экземпляров изданы также произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. 10. Лермонтова и других классиков.

В Советской страце народ получил возможность принимать непосредственное участие в литературном развитии. Если в старое время деятели литературы, как правило, были выходцами из эксплуататорских классов, то большинство советских писателей вышло из рядов рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции. За деятельностью советских писателей внимательно и доброжелательно следят десятки миллионов читателей. Наличие такой н а-родной читательской аудитории является лучшим залогом успешного развития советской литературы, залогом ее действенной роли в жизни советского общества.

В наше время советский народ — это миллионы людей с высшим образованием, десятки миллионов со средним, многомиллионная армия читателей, которой доступны высшие достижения творческого гения писателей всех стран и народов. И это предъявляет новые, повышенные требования к творчеству советских писателей.

Рассмотрев понятия классовости, партийности и народности литературы, мы убеждаемся, что эти понятия соотносительны и взаимопроникающи. Чем четче писатель сознает классовую природу своего творчества и чем сознательней он защищает интересы того класса, который ему близок и дорог, тем партийней становится его творчество. У писателей, стоящих на позициях коммунистической партийности, классово-партийная направленность их творчества выражается открыто, честно и прямо в утверждении коммунистического идеала, в изображении жизни с позиций социалистического реализма, в создании произведений, целью которых является коммунистическое воспитание трудящихся масс. Буржуазная партийность в творчестве писателей проявляется и о т к р ы-т о, как прямой призыв к сохранению империалистического строя и к борьбе против коммунизма, и скрыто, как призыв к отказу от политики и как создание произведений, искажающих .правду жизни, одурманивающих массы всевозможными обманами и формалистическими выкрутасами.

Чем прогрессивнее класс и партия, с которыми связал свое творчество писатель, тем легче ему при всех прочих условиях создавать произведения общенародного значения, ибо передовые общественные классы потому и называются передовыми, что они идут в авангарде всего общества, выражают (в большей или меньшей степени) интересы народных масс.

В условиях классово-антагонистического общества в литературе происходит борьба разных классовых и партийных тенденций, в силу чего одни писатели создают произведения, которые помогают народным массам в их борьбе за справедливую и счастливую жизнь, другие пишут книги, враждебные народу. Только после победы социализма литература становится всенародной. Основой всенародности советской литературы является ее классовая рабоче-крестьянская социалистическая природа, ее коммунистическая партийность и коммунистическая идейность.


Народность


Историзм

Историзм — отображение подлинного облика исторической эпохи, характерных для нее черт, в которой живут герои в художественном произведении.

Существенно, что для иллюстрации собственной теории Гердер активно ис­пользовал эффектную риторическую стратегию: рассуждая о судьбе народов, он постоянно прибегал к так называемым органицистским метафорам. Эти метафоры заложили основу нового политического языка. Гердер писал о наро­де так, как будто речь шла о биологическом организме, например чело­веке или растении. У нации как совокупности тысяч или миллионов человек по опре­деле­нию не может быть никакого характера. Однако если мы опишем народ как единое политическое тело, то характер у нации появится, как он есть у ка­ждого индивида.

Языковая терминология Гердера утвердилась благодаря Наполеоновским вой­нам начала XIX столетия. Невиданное по масштабам унижение европейских монархий ускорило кристаллизацию националистической теории. В 1806 году по вине Бонапарта распалась почти тысячелетняя Священная Римская империя германской нации, а в 1812 году иностранная армия впервые за двести лет заняла Москву.

Если уваровская интерпретация могла быть действенной при проведении идео­логической реформы, то в силу своей очевидной узости она неизбежно поро­ждала несогласие. Появление официальной доктрины национализма побудило русское образованное общество высказать свои взгляды на вопрос о русской народности. Так, в 1830-е годы началась полемика между запад­никами и славя­нофилами, к которым затем присоединились сторонники панславизма и со­циалисты.

Читайте также: