300 лет российской империи кратко

Обновлено: 05.07.2024

22 октября по старому стилю (2 ноября по новому) исполняется 300 лет Российской империи. В этот самый день, после победы над Швецией в Северной войне и закреплении России на Балтийском море, царь Петр был объявлен императором Всероссийским и Отцом народа. Русь стала именоваться Российской империей. Известие это молча, не сразу, но и без особых возражений, было принято Европой.

Увы, 300-летие основания Российской империи проходит у нас совсем незаметно. Мы упускаем прекрасный шанс не только вспомнить о своем имперском прошлом, но и наметить контуры России будущего, всерьез поговорить о нашей идентичности. О будущем страны, которая стоит сегодня перед вызовами, едва ли уступающими тем, с которыми столкнулся в свое время Петр.

Если уж мы ментально не дозрели до настоящего всероссийского празднества, посвященного Русскому триумфу, то до приуроченных к юбилейной дате научных конференций, выхода серьезных монографий, посвященных имперскому прошлому – неужели тоже нет? До чего же мы созрели? До свадьбы сомнительного потомка династии в Исаакиевском соборе, становящейся новостью гламурных хроник?

Быть может скромность в таких делах и правда добродетель? Что ж, само объявление России империей было обставлено достаточно скромно. Ареной исторического события стал Троицкий собор Санкт-Петербурга, где в торжественном собрании всего двора и при стечении многого народа после отслуженной литургии был зачитан Ништадтский мирный договор, затем с проповедью-речью выступил Феофан Прокопович, напомнивший все выдающиеся дела и заслуги русского царя.

Интересно понаблюдать и за тем, как Российскую империю признавали в Европе. Едва ли мы увидим здесь много расхождений с позднейшим временем. Первым, в ноябре того же года, Российскую империю признал прусский король Фридрих Вильгельм I. За ним свое признание удостоверил грамотой от 21 декабря Венецианский дож Иоанн Корнелий. За ними последовал ряд немецких земель и Нидерланды (май 1722), король Швеции Фредерик I (июль 1723). Дольше всех (что и не удивительно) тянули с признанием Русского имперского флага императоры Священной Римской империи, англичане и Османские султаны. Но и им, в конце концов, пришлось это сделать.

Мне же хочется указать на важнейшую, на мой взгляд, фабулу события. Казалось бы: что есть империя? Была да сплыла. До империи ли нам сегодня? Чай, есть дела поважнее: еще много людей за чертой бедности, демография, промышленность надо поднимать. Однако и вопросы демографии, и бедности, и промышленности упираются в конце концов в волю к жизни. А воля к жизни нации, народа – в цель его существования. Империя – это и есть связь со всем целым истории, а следовательно, будущим. Никому еще не удавалось сохранить страну, нацию и народ, не являя перед ними ясные цели существования. Такую страну и такой народ вне ясной цели ждет неизбежный распад (что демонстрирует нам, например, распад советской империи).

Что же такое Российская империя? Какими смыслами жила она? Какие смыслы транслировала своему государствообразующему народу?

Это были Большие (с большой буквы) смыслы. Еще во времена Ивана Третьего Русь осознала себя Третьим Римом, восприняв свое духовное правопреемство от Византии. Право на которое давала, конечно, не только женитьба Ивана на принцессе царского рода Софье Палеолог, но прежде всего само греческое православие – та святыня, та ценность, ответственность за хранение которой с этого времени (после падения Константинополя) переходила к Руси. Да, Третий Рим – это не о национальном тщеславии, это прежде всего о великой ответственности.

Империя в христианском понимании – это власть истины (imperio – высшая власть, власть Всевышнего), следовательно, единственно легитимная. Империя может быть только одна: один Бог на небе, один император на земле. То, что Империя (еще в дохристианские времена Диоклетиана) была разделена на западную и восточную, сути дела не меняло. И эту суть дела не оспаривали ни Карл Великий, восстановивший западную часть Империи, ни Оттоны, императоры Священной империи германской нации, приложившие немало усилий к объединению двух частей Империи. Увы, безуспешно.

То, что эти проекты оказывались утопичны, не говорит еще об их онтологической неправоте. Просто время им, возможно, еще не пришло. И если Россия вновь осознает себя империей, ей придется брать на себя и имперскую миссию. На этот раз миссию уже, скорее, Ковчега спасения: спасения остатков греко-римской цивилизации, остатков ее культуры, остатков христианского мира.

22 октября по старому стилю или 02 ноября этого года, исполняется 300 лет со дня основания Российской Империи. В этот день 1721 года решением Правительствующего Сената Царь Петр I был провозглашен Императором Всероссийским, Петром Великим и Отцом Отечества.

985761f9dfc9590c134806068b5b75c7.jpg

Это было сделано сразу же после окончания Северной войны, которая была завершена Ништадтским мирным договором 30 августа (ст. стиля). 1721 г., согласно которому к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ижорская земля и другие территории.

Подписание Ништадского мирного Договора с королевством Шведским означал выполнение основной задачи, за которую Россия боролась. Ей удалось разрушить подстрекаемые Великобританией попытки организовать антироссийскую коалицию и расширить фронт боевых действий против России.

По мнению многих историков и политиков Россия уверенно и властно вошла в когорту ведущих держав, от позиции которых зависело решение важнейших европейских проблем. Борьба за выход к морю была завершена, что позволило затем установить прочные экономические связи с Европой.

Разберемся с энциклопедическим понятием Империя

По энциклопедическому определению Импе́рия (от лат. imperium — власть) —монархическое государство во главе с императором или колониальная, либо международно значимая держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующая в интересах военных сословий.

Как правило, империя объединяет разные народы со сложным этническим составом населения и территории в единое государство с единым политическим центром, играющее ведущую роль в регионе или даже во всем мире.

В христианском понимании Империя – это власть истины (imperio – высшая власть, власть Всевышнего), следовательно, единственно легитимная. Империя может быть только одна: ибо один Бог на небе и один император на земле.

Классики геополитики Карл Шмитт и Хэлфорд Маккиндер в своих работах различали два вида империй по форме экспансии.

Разделяя все государства по своей геополитике на теллурократические (континентальные) и талассократические (колониальные), эти мыслители выделили и характерные им имперские формы.

  • Теллурократия – это когда континентальные империи при присоединении соседних земель и включении их в свои границы в целях безопасности вынуждены были сразу же превращать их в свои провинции, гарантировать действие имперских законов и обращение имперской валюты. Это приводило к относительно безболезненному включению элит и обществ в империо-строительство.
  • Талассократия: к ней относят Британскую, Испанскую, Португальскую, Нидерландскую и Японскую колониальные империи.

Существует точка зрения, будто век империи закончился, когда экономическая целесообразность колоний якобы падала, и колониальные империи отказывались от колоний. К началу XXI века практически все колониальные морские империи распались.

Скромность процедуры провозглашения Российской Империи

Само объявление России империей было обставлено достаточно скромно. Местом исторического события стал Троицкий собор Санкт-Петербурга, где в торжественном собрании всего двора и при стечении многого народа после отслуженной литургии был зачитан Ништадтский мирный договор, затем с проповедью-речью выступил Феофан Прокопович, напомнивший о заслугах царя Петра Алексеевича Романова.

300 лет тому назад возникла новая политическая реальность – Российская империя

Самыми известными и международно-значимыми империями являлись Британская, Монгольская, Российская, Османская, Римская и Священная Римская. Провозглашение Петра I императором юридически оформляло новую политическую реальность – Российскую империю.

Сакральность Российской империи последовательно превращают в дешевую мыльную оперу

Мы уже упустили безвозвратный шанс не только вспомнить о своем имперском прошлом, но и наметить контуры России будущего, всерьез подискутировать о нашей идентичности. А также поделится мнениями и планами о будущем страны, которая стоит сегодня перед вызовами, ни сколь не уступающими тем, с которыми столкнулся в свое время Петр Великий.

Но коль мы не дозрели до настоящего всероссийского празднества, посвященного Русскому триумфу, то где приуроченные к юбилейной дате научные конференции, серьезные научные монографии, посвященных имперскому прошлому России?

Разве не актуальны следующие общеинтересные вопросы: Что же такое Российская империя? Какими помыслами и идеям она жила? Какие смыслы транслировала своему государствообразующему народу?

Однако и вопросы пандемии и демографии, бедности и неэффективной экономики упираются в конце концов в волю к жизни. А воля к жизни нации, народа – в цель его существования.

Российская Империя – это и есть связь со всем ценным в истории и настоявшим, а следовательно, а с будущим. Никому и никогда не удавалось сохранить страну, нацию и народ, не являя перед ними ясные цели существования. Что демонстрирует нам, например, распад советской империи.

Русь есть Империя в себе

Еще во времена Ивана Третьего Русь осознала себя Третьим Римом, восприняв свое духовное правопреемство от Византии. Право, на которое давала, конечно, не только женитьба Ивана на принцессе царского рода Софье Палеолог, но прежде всего само греческое православие – та святыня, та ценность, ответственность за хранение которой с этого времени (после падения Константинополя) переходила к Руси.

С объявлением Руси себя Третьим Римом, а затем – Российской империей, объединение мирового христианства, восстановление полноценной Римской империи вновь становится возможным. Такие попытки неоднократно предпринимались русскими царями.

Начиная с Ивана Калиты, Московская Русь стала, как на дрожжах расти и присоединять сначала исторические русские земли, а затем, при Иване Грозном, и близлежащие территории соседних государств, когда в состав России вошли Казанское и Астраханское ханства.

Саму победу над шведами в Северной войне Пётр считал продолжением и завершением Невской битвы русского князя, лично совершив символическое перенесение его мощей в Санкт-Петербург.

Уже при Александре Невском был заложен краеугольный камень имперской идеи. Он расширил интересы Руси до дальних восточных границ.
Формально Россия вошла в состав Золотой Орды, но ментально Россия Золотую Орду сделала частью своего мира.

В этом смысле Пётр Первый – достойный продолжатель и наследник и Александра Невского, и Ивана Великого, и Ивана Грозного, и конечно, своего отца царя Алексея Тишайшего, воссоединившего Великую и Малую Россию (т.н.Украину).

Петровская Империя стала логическим продолжением духовной и политической жизни Московской Руси. Пётр Первый не изобрёл чего-то нового, он интуитивно выразил русскую идею как имперскую идею.

Пётр Первый выступил как глубоко русский Царь, как наследник Иоанна Грозного, которого он почитал и считал себя продолжателем его стратегических планов расширения России на Запад.

Далее Ермак покорил Сибирское ханство. Россия вышла на просторы Сибири и к берегам Тихого океана, раскинулась на просторах двух континентов – Азии и Европы.

И здесь встал вопрос: что делать? Что в конце концов строят великие князья и Цари и какую страну создают? Может быть национальное государство для русских? Тогда другие народы должны быть вытеснены или же раствориться в русском народе.

А может это будет государство для всех, где каждый народ будет чувствовать себя частью целого, именуемого Россией? И тогда Россия будет матушкой не только для русских, но и для чувашей, татар, башкир, казахов, сибирских народов, чукчей, якутов, бурятов…

Россия – великая континентальная Империя

Чем отличается континентальная Империя от национального государства? Национальное государство – государство одной нации. Континентальная Империя же открыта для всех, кто признаёт власть Императора, подчиняется имперским законам, вселяется в этот дом и становится полноправным гражданином Империи. И если в национальном государстве очевидны приоритеты национального, то в Империи приоритет гражданства.

Этот вопрос не мог оставаться нерешенным. Промедление с его решением было смертельно опасным. Миссия разрешить его выпала Петру I. От его решения зависели серьезные исторические последствия. Он, как русский витязь, оказался на распутье и сделал судьбоносный выбор в пользу великой многонациональной Империи.

Провозглашение русского Царя Императором стало выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Хотя акт этот не сразу был признан европейской дипломатией, но день 22 октября 1721 года считается днем основания Российской Империи.

Интересно понаблюдать и за тем, как Российскую империю признавали в Европе. Едва ли мы увидим здесь много расхождений с позднейшим временем.

Первым, в ноябре того же года, Российскую империю признал прусский король Фридрих Вильгельм I. Следом свое признание удостоверил грамотой от 21 декабря Венецианский дож Иоанн Корнелий. За ними последовал ряд немецких земель, Нидерланды (май 1722) и король Швеции Фредерик I (июль 1723).

Дольше всех (что и не удивительно) тянули с признанием Русского имперского флага императоры Священной Римской империи и Османские султаны, англичане и естественно поляки. Но и им, в конце концов, пришлось это сделать.

О преступном низкопоклонстве Петра Великого перед просвещенной Европой

Петра Великого часто изображают каким-то низкопоклонником перед всем западным, который чуть ли не по-обезьяньи копировал всё с манеру голландского или немецкого.

Тут и брадобритье, и переодевание в немецкое платье, и питие кофе, и курение табака, и естественно, пьянство. Причём все эти личные пристрастия Пётр I делал обязательными для подданных под угрозой суровых кар.

В большинстве своем основной массы податного народа эти меры вовсе не коснулись. Да и если посмотреть портреты знати тех лет – не припомню я там множества брадобритых в Европе.

Однако моды это одно, а вот как Пётр относился к государствам Западной Европы? Если он был таким космополитом, как ему приписывают, как же так вдруг получилось, что именно при нём Россия выдвинулась в число великих держав Европы?

При Петре I ещё можно было попробовать создать национальное государство. Но он сделал исторический выбор – и отнюдь не в пользу Европы, как может показаться внешне, а в пользу Империи.

Он обратил свой взор вглубь веков – идеалом для него была Римская Империя, по её примеру он создавал политические институты.

Петр – не европеец, он скорее римлянин. Россия стала Третьим Римом именно при Петре I и не перестала им быть вплоть до наших дней.

Заветы первого Всероссийского Императора и Отца Отечества живы и актуальны

Отрицать то, что мы сегодня во многом живём по заветам Императора Петра Великого бессмысленно. Державное влияние имперского события 22 октября 1721 года – определило всё последующее многовековое бытие России. Никакие исторические катаклизмы за последующие три века не смогли преодолеть инерции заданного Петром вектора.

Государь Пётр понимал, что Империя для России не просто красивый высокий титул, а самое главное – это образ её жизни, способ её бытия и формула её будущего.

Будучи зажатой между Востоком и Западом, как между Сциллой и Харибдой, России, чтобы выжить, нужно было объединить в себе Восток и Запад и ментально, и территориально, и политически, и религиозно.

Все эти проблемы решил гениальный Император Пётр Великий, создав Российскую Империю, увенчав этим статусом многовековое строительство Российского государства его предшественниками.

Для воплощения идеи Империи необходимы были и определенные качества самого народа, ведь Империю невозможно навязать силой или построить как некий утопический коммунизм.

От народа, претендующего на титул носителя имперской идеи, требуются как минимум два нравственных качества.

Прежде всего, нужна глубокая жертвенность народа, потому что титульный народ, отказываясь от узко национального государства, жертвует отчасти своими прерогативами и преимуществами как первого народа Империи. Нужна готовность отказаться от своего естественного национального эгоизма.

Второй момент: нужна широта души титульного народа, чтобы он мог вместить в себя разные этносы и разные культуры, чтобы ему были интересны другие народы, вошедшие в общий имперский дом.

В рамках же менталитета национального государства чаще приходится видеть ксенофобскую риторику, которая приводит к национальным конфликтам и отчуждению народов. В результате воздвигаются политические и ментальные границы.

Русский народ в своей истории не возводил границы, а расширял их, не отгораживался от других народов, но открывал врата своего государства для других народов. И этот процесс завершался только естественными границами континента.

Широта нашей души была ограничена только берегами Северного и Тихого океана. Только распад Советского Союза прекратил процесс естественного расширения Империи. Жертвенность и широта души русского народа позволили ему стать государствообразующим народом Империи. Наш народ в этом выразил и воплотил себя.

Искусственно навязываемый России феномен имперской вины

У современной власти и общественного сознания можно обнаружить некий комплекс вины или даже стыда в связи с феноменом имперского исторического пути Росси.

После Петра I Россия всегда оставалась Империей, чтобы ни происходило, особенно в ХХ веке. Россия меняла гимны и знамёна, но оставалась при этом все той же – Российской, советской, даже демократической, но Империей.

Перед современной Российской федерацией стоит диадема – быть Империей или не быть вообще. Если мы откажемся от имперского пути, то Россия рассыплется.

Сегодня нам нужна именно Новая Российская Империя. К сожалению, о Российской Империи не говорится ни в Конституции, ни в программе какой-либо политической партии. Хотя все как один наши политики дружно размахивают флагом Российской Империи и ее национальными символами.

Понятие Империи в наше время имеет даже негативный оценочный смысл. Исторические окраины России упорно борются с наследием Империи.

Тем не менее, мы живём в реалиях российской Империи влияния. Надо иметь мужество назвать вещи своими именам и надо признаться в имперской природе российской власти.

В 2020 году были внесены изменения в Конституцию Российской федерации, но, к сожалению, не было внесено главное: нужно было чётко прописать, что нынешняя Россия – наследница Российской Империи, хранительница её опыта и заветов, её бытие существует в парадигме имперской идеи и преследует цели свободного объединения народов, культур, цивилизаций.

Для этого в Конституции нужно поменять всего одно слово – Россия является наследником не Российского государства, а Российской Империи. И поменялась бы вся современная идеология России.

Имперская цель – это идеология, которая сегодня может практически объединить как народы России, так и народы соседних стран.

Заключение

Всем хочется жить в большом, сильном и защищенном государстве. Любой малый народ понимает, что он сам по себе не выживет. Имперская идея способна вдохновить и русского, и татарина, и чеченца, и якута. В Империи априори каждый чувствует себя полноправным и полноценным гражданином. Конечно, необходимы определенные государственные реорганизации.

Поэтому необходимо достойное празднование хотя бы грядущих юбилеев Российской Империи. Державе Российской нужен особый исторический праздник – День Российской Империи. Его нужно официально праздновать так же, как в стране уже несколько десятилетий всенародно празднуется День Победы в Великой Отечественной войне.

Трудно объяснить этот эффект беспамятства явления, прямо связанного с самой властью. Думаю, что наш долг как общества и как народа напоминать власти о её истоках и её природе.

И самое время задать несторовский вопрос, откуда есть государство Российское. Юбилей Российской Империи – замечательный повод вспомнить истоки нашей государственности.

К 300-летию Российской империи

В будущем году, кстати, будет отмечаться 100-летие империи советской – создания Советского Союза.

Об этом и предлагаю поразмышлять.


Если мы обратим внимание на Римскую империю, а она классическая империя, то увидим, что формировалась она и объединила народы вокруг главной коммуникационной системы того времени – Средиземного моря. Позднее Британская империя (как и другие колониальные) тоже объединяла земли вокруг освоенных ими торговых коммуникационных путей – от Америки до Европы, от Индии до Британии.

Большая разница существовала между империей Римской и более поздними колониальными империями. Разница хотя бы в том, что Римская империя стремилась подвести своих граждан и свои территории к единому знаменателю – здесь устанавливалось верховенство закона, римское гражданство, которое обеспечивало права и свободы. То есть Римская империя пыталась унифицировать свои территории.

Если говорить о том, что есть империя сегодня, я хочу обратить ваше внимание не на наших историков, которых можно было бы заподозрить в каком-то историческом лоялизме, а на крупнейшего британского специалиста по истории нового времени.

Известный британский ученый Доминик Ливен сегодня так предлагает определять империю вне зависимости от формы правления.

«Империя – это любое большое государство:

а) занимающее большую территорию;

б) включающее множество народов;



Впрочем, для местного православного населения это обернется только в плюс, польские дворяне также впишутся в общеимперскую элиту, а особенности местного самоуправления будут сохраняться десятилетиями.


В Россию переселялись целыми народами. В начале XVII века часть ойратских племен (западных монголов) не смогла сдержать натиск воинственных маньчжуров, и они решили перебраться на земли современного Казахстана и Сибири. Для них это тоже было способом выжить в буквальном смысле. Ойраты обратились за покровительством к Москве и, переселившись в Россию, получили новое имя – калмыки.

Пресс-служба РВИО


Художник: Василий Садовников

Художник: Василий Садовников

В текущем году исполняется 300 лет Российской империи. После заключения Ништадтского мирного договора, которым завершилась победоносная для России Северная война, 22 октября (4 ноября) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в Троицком соборе Санкт-Петербурга от имени Правительствующего Сената, Святейшего Синода и российского народа царю Петру Алексеевичу было преподнесено именование Великий, Император и Отец Отечества (калька древнеримского pater patriae).

Царский титул и сам по себе возвышался над королевским. Представляя трансформацию имени Гая Юлия Цезаря, он стал употребляться римскими принцепсами наряду с именем Августа основателя системы принципата, как титул. Продолжал он применяться и по отношению к христианским правителям Римской империи – василевсам и автократорам ромеев и в разных случаях – к их близким родственникам, которые призывались к соправительству; был заимствован затем балканскими славянами и, наконец, пришел на Русь.

Усвоение царю императорского титула было актом провозглашения лидирующего места России в иерархии европейских государств

Этот трактат составил теоретическое обоснование указа Петра Великого о престолонаследии, изданного в 1722 году. Трактат Феофана и последовавший за ним указ прагматически нацелены были на лишение царевича Алексия права на наследование престола, но на протяжении всего XVIII века, вплоть до издания в начале царствования Павла нового указа о престолонаследии, предусматривавшего строгое соблюдение принципа старшинства в роде, действовал этот Петровский указ. Соответствовавший ему государственный строй Российской империи в отношении преемства верховной власти был ближе к оригинальному образцу, сложившемуся в Риме и существовавшему затем в Византии, чем тот порядок, который действовал в XIX столетии в соответствии с указом императора Павла: в империи ромеев передача власти старшему в роде наследнику имела место по факту, хотя и далеко не всегда ввиду многочисленности переворотов, но не предусматривалась законом.

Российская империя просуществовала без малого два столетия. Ее история закончилась вырванным у святого императора Николая II отречением от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, который отложил решение об исполнении воли старшего брата до созыва Учредительного собрания. В августе 1917 года премьер-министр А.Ф. Керенский, не дожидаясь избрания Учредительного собрания, поторопился объявить Россию республикой, в юридическом плане совершив таким образом государственный переворот. 25 октября (7 ноября) 1917 года на II съезде Советов, на котором большинство составил блок большевиков, левых эсеров и анархистов, было объявлено об образовании Советской республики, и, наконец, само Учредительное собрание, созванное 6 (19) января 1918 года, со своей стороны провозгласило создание Российской демократической федеративной республики. Так закончилась история империи – творения Петра Великого.

В наше время Россия занимает территорию, сопоставимую с допетровской Россией, какой она была на исходе XVII столетия

Посмотрим, каковы итоговые результаты имперской эпохи в истории России. За это время территория государства увеличилась на треть, составив одну шестую часть земной суши. В наше время Россия занимает территорию, сопоставимую с допетровской Россией, какой она была на исходе XVII столетия. В состав империи вошли Финляндия, Курляндия, Литва, Белоруссия, половина современной Польши с Варшавой, Волынь, Подолье, Новороссия, Бессарабия, Крым, Кавказ с Закавказьем и утраченной впоследствии Карской областью, земли Казахстана и Средней Азии, на Дальнем Востоке – Приморский край и Сахалин, южная часть которого была уступлена Японии в результате неудачной войны с ней, Порт-Артур и Дальний на Квантунском полуострове, от которых также пришлось отказаться по Портсмутскому мирному договору.

Потрясающим был демографический взлет, едва ли не беспримерный в истории мира: за без малого два столетия численность населения России увеличилась более чем в 10 раз: с 15 миллионов, что составляло тогда около 2% народонаселения мира, до 175 миллионов (более 10% численности населения Земли), в основном за счет естественного прироста, но также и по причине территориальной экспансии вследствие победоносных войн, удачных договоров, добровольных присоединений ряда народов. Экономический рост не был столь же грандиозным, как демографический, и все же по валовому внутреннему продукту, который вычисляется ретроспективно и поэтому приблизительно, так как этим показателем стали оперировать лишь в 1920-е годы по модели выходца из России С. Кузнеца, в 1913 году Россия занимала 3-е место в мире после Британской империи и США и 2-е, если вместо Британской империи при сравнениях учитывать отдельно Великобританию, без ее доминионов и колоний, то есть без Индии, Австралии, Канады и других зависимых территорий разного статуса. По объему промышленного производства Россия в 1913 году занимала 4-е место после США, Великобритании и Германии, впереди Франции. Если же суммировать показатели метрополий с их колониями, то в этом случае последовательность будет иной: Британская империя, США, Франция с ее заморскими колониями, Германия, Россия и затем уже такие страны, как Австро-Венгрия, Италия, Япония.

Правда, успехи Российской империи выглядят скромнее при сравнению с другими странами по размерам душевого валового продукта. В рейтинге стран ее уровень в 1913 году был сопоставим с тем местом, какое занимал СССР в канун кризиса, закончившегося катастрофой, и с современным уровнем Российской Федерации. Он был ниже, чем в странах Западной Европы и Северной Америки, но не уступал Балканским странам и наиболее развитым государствам Латинской Америки.

Важно также заметить, что эти среднедушевые показатели, характеризующие отчасти уровень жизни, мало что значат при оценке могущества и влияния страны на ход мировой истории, потому что если б они были важны в этом отношении, то сверхдержавы современного мира – США, Россия и Китай – выглядели бы относительно скромно: США на 7-м месте в рейтинге, Россия – на 46-м, Китай – на 70-м, а на первых местах красовались бы такие державы как Люксембург, Сингапур, Катар и Бруней, не говоря уже о сверхбогатых княжествах Монако и Лихтенштейне, но, как известно, к числу сверхдержав ни Люксембург, ни Бруней, ни даже Монако не относятся.

В период от победы над Наполеоном до поражения в Крымской войне Россия, бесспорно, была военной сверхдержавой

А вот что касается мирового влияния Российской империи, то в период от победы над Наполеоном до поражения в Крымской войне она, бесспорно, была военной сверхдержавой, соизмеримой по мощи лишь с владычицей морей Великобританией. Но и в канун Первой мировой войны с вооруженными силами России сопоставимы были лишь армия Германской империи и, благодаря значительному превосходству на море, вооруженные силы Великобритании. В Крымской войне Россия потерпела поражение от коалиции Великобритании, Франции, Османского султаната и Сардинского королевства, включавшего добрую половину Италии. Поражение России в войне с Японией в 1905 году вовсе не значит, что Япония была тогда сильней России. Для страны Восходящего солнца эта война несла экзистенциальную угрозу, а для России военная операция на Дальнем Востоке имела хотя и важное, но периферийное значение. Поэтому в военные действия с Японией вовлечены были почти все ее вооруженные силы, а Россия направила на Дальний Восток лишь часть своих резервов. Хотя все сравнения, как известно, хромают, поражение России в войне с Японией сопоставимо с поражением США во Вьетнамской войне, после которой никто не стал считать одержавший победу Вьетнам более сильным государством, чем Соединенные Штаты.

Но есть, конечно, и другие факторы, характеризующие положение дел в стране. Например ее культурный потенциал. По самому массовому его показателю, грамотности населения, Россия в 1913 году уступала протестантским странам Запада, где грамотных было значительное большинство, уступала Франции, Северной Италии, Японии, но находилась примерно на одном уровне с Южной Италией, Испанией и Балканскими странами и значительно опережала Латинскую Америку, кроме Аргентины и Уругвая, а также мусульманский мир и страны древней культуры – Китай и Индию. По разным оценкам грамотных в России было тогда от трети населения до 40%, а вот интегральные характеристики числа лиц, имевших высшее и среднее образование, ставят Россию на лучшие места в рейтинге великих стран – позади одной только Германии. Что же касается высших достижений русской культуры, то по общему признанию творческое наследие русских писателей XIX века представляет собой одну из вершин мировой литературы, а русское музыкальное искусство этой эпохи своими достижениями уступало разве только Германии, но не Франции или Италии, не говоря уже о Великобритании. Две Нобелевские премии, которыми были удостоены в начале XX столетия русские ученые И.П. Павлов и И.И. Мечников, открытие Д.И. Менделеевым Периодической системы химических элементов, сопоставимое по значимости с Ньютоновским законом всемирного тяготения или теорией относительности А. Эйнштейна, изобретение радио А.С. Поповым до Г. Маркони характеризуют состояние науки в России в канун Первой мировой войны, после окончания которой эмигрировавший русский инженер В.К. Зворыкин изобрел телевидение, а другой эмигрант, И.И. Сикорский, конструировал лучшие в мире самолеты, увы – не для своей Родины.

И, наконец, что касается высшей сферы духовного потенциала страны – религиозности ее населения, – внешние характеристики тут выглядят внушительно. Россия была полиэтнической и поликонфессиональной империей с преобладанием в ней русского этноса и лиц православного исповедания, которое по этой причине имело статус господствующего, при том что свободой вероисповедания пользовались также инославные христиане и иноверцы – мусульмане, иудеи и даже язычники, при известной ограниченности прав старообрядческих общин до 1905 года, и полулегальном (подлежавшие высылке в Закавказье молокане) и нелегальном статусе изуверских сект (скопцы).

Численность паствы Православной Церкви в имперскую эпоху выросла пропорционально демографическому росту более чем десятикратно – с 10 до 110 миллионов, по более консервативным оценкам – до 100 миллионов: разница объясняется расхождением официальной статистики и приблизительной оценкой числа тех, кто действительно пребывал в церковном лоне, говоря точнее, тем обстоятельством, что большинство приверженцев старообрядчества, а также часть сектантов и утративших веру лиц из интеллигенции формально, по документам, числились православными. Поэтому в выступлениях участников Поместного Собора 1917–1918 годов приводились разные оценки количества православных в стране – 100 и 110 миллионов. В 1721 году Русская Церковь имела более 15 тысяч приходов, на исходе императорской (или синодальной) эпохи их количество выросло до 60 тысяч. Число священнослужителей и церковнослужителей за два столетия увеличилось с 60 до 110 тысяч. В 1913 году образовательная система Православной Церкви включала 4 духовных академии, 57 семинарий и 185 духовных училищ, в которых в совокупности обучалось около 52 тысяч студентов и учащихся. В России имелось тогда 550 мужских и 475 женских монастырей с более чем 100 тысячами насельников и насельниц.

Мученики и исповедники XX столетия за немногими исключениями получили воспитание еще в синодальную эпоху

Есть и более важные характеристики церковной жизни синодальной эпохи, чем статистические показатели. В этот период подвизались святители Тихон Задонский, Филарет и Иннокентий Московские, Игнатий Кавказский и Феофан Затворник, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, блаженная Ксения Петербуржская и святой праведный Иоанн Кронштадтский, высотой своей жизни, святостью подвигов достойные быть поставленными в один ряд с прославленными угодниками Божиими Древней Руси. Мученики и исповедники XX столетия, за немногими исключениями, не только родились, но и получили воспитание, а большинство из них и совершали свое служение Богу и Церкви еще в синодальную эпоху.


В советской историографии утверждалось, что движущей силой не только Октябрьского переворота, но и Февральской революции был пролетариат, рабочий класс. При здравом взгляде на ход событий, без предубежденности, граничащей с завороженностью зашоренного ума, поверить в эту концепцию невозможно. Численность профессиональных рабочих (не тех, кто на зиму отправлялся из деревни в города на заработки, а тех, кто круглый год работал у станков или в шахтах) не намного превышала совокупную численность лиц привилегированных сословий – личных и потомственных дворян, духовенства, почетных граждан: около 4 с половиной миллионов рабочих и 4 миллиона лиц бесподатных сословий. За вычетом примерно 10 миллионов мещан, треть которых и составлял тот самый рабочий класс, 6 миллионов казаков, которые заведомо были не на стороне революции, и так называемых инородцев. Основную часть населения, до 80% (до 150 миллионов человек) составляло крестьянство, по своеобразной до вычурности марксистской терминологии – мелкая буржуазия, хотя этимологически буржуазия, или бюргерство – это как раз горожане в противоположность крестьянам и дворянам.

Повод к бунту в столичном гарнизоне ни с какой революционной идеологией – ни с февралистской, ни с большевистской – связан не был

У самого Маркса никакой идеологии не было и быть не могло. Само это слово было для него бранным

Бездумный опыт пересадки на российскую почву западных учреждений до добра не доводит

Из этой печальной истории можно извлечь разные уроки, и один из них заключается в том, что бездумный опыт пересадки на российскую почву западных учреждений до добра не доводит. Это примерно, как если бы вкусившие ананасов и манго лидеры общественного мнения вовлекли последовавшие их призывам массы в искоренение посевов и насаждений, произраставших в своей стране с ее прохладным климатом, чтобы заменить их манговыми рощами и ананасовыми плантациями. Если б при этом не оставалось упрямых ретроградов, продолжавших сеять рожь и пшеницу, избыточно доверчивый народ вымер бы от голода.

Цена восстановления Российского государства оказалась беспримерно высокой – миллионы жизней павших на полях сражений Великой Отечественной войны

В результате разгула темной стихии империя погибла, но Россия выжила хотя и в деформированном, если не сказать – изуродованном виде. Классическая империя во главе с миропомазанным императором в марте 1917 года ушла в прошлое. Но империями принято в наше время называть не только государства, главы которых носят титул императора (на сей день таковым остался лишь микадо, или тэнно (сын Неба) с резиденцией в Токио), но и большие многонациональные государства, обладающие значительной военной мощью и влиянием в мире, независимо от формы правления. В таком виде Российская империя, переименованная в Советский Союз, была восстановлена в огне Великой Отечественной войны, после которой наша страна стала одной из двух сверхдержав. Цена восстановления Российского государства, разрушенного в 1917 году легкомыслием одних политиков и злой волей других, оказалась беспримерно высокой – ее составили миллионы жизней тех, кто пал на полях сражений Великой Отечественной войны, и тех также, кто стал жертвой ускоренной индустриализации 1930-х годов, без успеха которой Россия была бы обречена на поражение в предстоявшей мировой войне. Советской империи запаса прочности хватило на четыре послевоенных десятилетия. На рубеже 1980–1990-х годов состоялся акт ее самороспуска, и в стране снова воцарилась смута, преодолеть которую удалось только в начале третьего тысячелетия…

Читайте также: