Конституции французской революции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конститу́ция Фра́нции 1791 года (фр. Constitution de 1791) — основной закон Франции, утвержденный Национальным собранием 3 сентября 1791 года. Принятие конституции стало итогом первого этапа Великой французской революции, юридически ограничило прерогативы королевской власти, закрепило сложившиеся за два первых революционных года политико-правовые порядки. Формально Конституция Франции 1791 года действовала до 1793 года, когда якобинский Национальный конвент принял Конституцию первого года республики, фактически имела силу около одного года.

Выработка Конституции Франции 1791 года

Разделение властей

Избирательная система

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Учредительное собрание поставило цель – разработать и принять конституцию, упразднить феодальный порядок (упразднение феодальных порядков осуществлялось с помощью декретов 4 – 11 августа 1789 г.). Однако депутаты решили предпослать Основному закону Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Она была провозглашена 26 августа 1789 г. Этот документ стал манифестом принципов нового права и государственности.

Декларация прав человека и гражданина г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 250 – 252.

Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности.

В Декларации содержался и перечень политических прав, которые принадлежат толькогражданину(ст.12 – 15).

В Декларации было представлено сжатое выражение принципов конституционализма: общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет конституции (ст. 16 Декларации).

Декларация была подписана королем 5 октября 1789 г. вместе с подготовительными статьями Конституции. Важнейшим дополнением к ним стал Декрет 8 октября 1789 г., заменивший титул “король Франции и Наварры” на титул “король французов”, тем самым была оформлена конституционная монархия как форма правления государства.

После принятия Декларации главной задачей Учредительного собрания стала разработка Конституции.

Конституция 1791 г.Основным итогом деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, которая из-за противодействия со стороны короля была утверждена лишь 3 сентября 1791 г.

Конституция 1791 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 252 - 282..

Конституция существенно по сравнению с Декларацией 1789 г. расширяла перечень демократических прав, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских законов, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа, частичное бесплатное народное образование, специальное управление общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих, убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Конституция отменяла сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировала цехи и корпорации, упраздняла систему продажности и наследования государственных должностей и иные феодальные правила.

В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Выборы проводились в особом порядке: 1\3 часть депутатов избиралась в соответствии с территориальным критерием (3 от каждого департамента); 1\3 – пропорционально численности активных граждан (все количество активных граждан делилось на 249); 1\3 – в соответствии с суммой уплачиваемых налогов (вся сумма прямых налогов делилась на 249). Конституция предусматривала двухстепенные цензовые выборы.

Конституция закрепила сложившееся и ранее оформленное административно-территориальное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контролировать деятельность местных органов, а именно право отменять распоряжение департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.

Характерной особенностью Конституции являлось то, что она не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.

Конституция 1791 г. действовала лишь один год. 10 августа 1792 г. в Париже поднялось на восстание, в результате которого королевская власть была свергнута. Под давлением народа Законодательное собрание было вынуждено отменить цензовое избирательное право и назначить выборы в национальный учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. Первыми актами 21 сентября 1792 г. Конвент признал необходимости принятия конституции народом, упразднил королевскую власть (в декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI), а на следующий день Франция была объявлена республикой.

Декрет от 21 сентября 1792 г. об утверждении конституции народом и об охране личности и собственности граждан: Декрет 21-22 сентября 1792 г. об упразднении королевской власти во Франции; Декларация от 25 сентября 1792 г. о единстве и неделимости Французской республики // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 282 - 283..

Конституция 1793 г. и якобинская диктатура. В результате народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. к власти пришли якобинцы, и была установлена якобинская диктатура.. Предложенная ими Конституция была принята конвентом 24 июля 1793 г. и утверждена народом на плебисците.

Конституция 24 июня 1795 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 330 – 342.

Но предусмотренная якобинской конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями конвент был вынужден отсрочить вступление Конституции в действие..

Основы организации якобинской диктатуры были определены конвентом в ряде декретов, в частности в учредительном законе от 4 декабря 1793 г.

Учредительный Закон 4 декабря 1793 г. о революционном порядке управления // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 362 – 365.

Правительственную власть осуществлял комитет общественного спасения, который выдвинулся на первое место среди комитетов конвента. Согласно декрету конвента от 10 октября 1793 г., комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы.

Для связи конвента и правительственных учреждений с местными властями в департаменты и в армию посылались комиссары из числа депутатов конвента, которые наделялись широкими полномочиями: контролировали исполнение декретов и могли отстранять должностных лиц в департаментах и генералов в армии. В сложной политической ситуации, в условиях контрреволюционных мятежей, измены в армии, комиссары Конвента нередко исполняли административные и организационные функции, издавая обязательные распоряжения, командовали воинскими частями и т. д.

Закон 26 июля 1793 г. о продовольствии // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 350 - 352.

Закон 17 сентября 1793 г. о подозрительных // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 356 – 357.

Закон 29 сентября 1793 г. о максимуме // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 357 - 360.

Декрет 21 – 22 февраля 1794 г., дополняющий закон о максимуме // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 366 - 367.

Закон 15 апреля 1794 // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 368 - 370.

Декрет 10 июня 1794 о врагах народа // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 370 - 373.

К лету 1794 г., в условиях исчезновения военной опасности, стали усиливаться противоречия среди якобинцев, находящихся у власти. В конвенте возник заговор (Тальен, Баррас и другие). 27 июля 1794 г. (9 термидора — по республиканскому календарю) был совершен переворот. Период якобинской диктатуры закончился.

Термидорианский переворот, Конституция 1795 г. и период Директории.Пришедшие к власти термидорианцы первое время были вынуждены сохранить якобинскую систему государственных органов. Однако Комитет общественного спасения потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна, а также революционные комитеты и народные общества, реорганизовали революционный трибунал.

Однако необходимость конституировать новую власть привела к тому, что 22 августа 1795 г. конвент принял новую Конституцию Франции. Она состояла из Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г.. и Конституции, закреплявшей основы организации государственной власти.

Декларация прав и обязанностей человека и гражданина, Конституция 1795 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 380 – 418.

Конституция отменяла всеобщее избирательное право, восстановив имущественный ценз. Задача законодателя состояла в том, чтобы впредь не допустить сосредоточения власти в руках однопалатного органа, каким был национальный конвент. Для этого был учрежден двухпалатный Законодательный корпус (ст. 44 Конституции). Он состоял из Совета старейшин(250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот(из лиц не моложе 30 лет). Исполнительная власть вручалась директории, состоявшейиз пяти членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом. Ежегодно директория обновлялась на одного члена (ст. 137). Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев (ст. 141).

Переворот Наполеона Бонапарта и Конституция 1799 г.Эта мечта была реализована в ходе государственного переворота, совершенного 9 ноября 1799 г. (18 брюмера — по республиканскому календарю) генералом Наполеоном Бонапартом, ставшим первым консулом.

Его власть была конституирована новым Основным законом.. Конституция VIII года республики была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците, который проводился под надзором полицейских властей.

Конституция 1799 г.// Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 422 – 432..

Для исключения возможной оппозиции со стороны законодательной власти Конституцией вводился своеобразный расщепленный законодательный процесс, который осуществлялся несколькими органами. Государственный совет, контролируемый первым консулом, разрабатывал и предлагал законопроекты, которые затем поступали в трибунат. Этот орган имел лишь право обсуждать законопроекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в законодательный корпус. Члены законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект, а лишь принимали его или отвергали. Учрежденный закон мог быть направлен первым консулом в охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Наконец, закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его.

Согласно Конституции, первому консулу принадлежало право назначения и смещения членов государственного совета, министров, послов, офицеров. Он же назначал (правда, без права смещения) судей, начиная от мировых и заканчивая членами кассационного суда (ст. 42 Конституции).

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих основных законов, не закрепляла выборную департаментскую и коммунальную администрацию. Назначение местных чиновников было отнесено к числу прерогатив первого консула.

Организация власти при Легитимной монархии была определена в Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII после вступления на престол.

Конституционная хартия 4 июня 1814 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 438 – 446 1.

Однако деятельность его преемника стала вновь вызывать негодование в стране. В 1825 г. при короле Карле X были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, предусмотревшие смертную казнь за святотатство и другие преступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Июльская монархия и Конституционная Хартия 1830 г. 26 июля 1830 г. Карл X издает 6 ордонансов, некоторые из них прямо противоречили Хартии: ликвидировалась свобода печати, вводилась цензура, распускалась только что созванная палата депутатов, назначались новые выборы, число избирателей сокращалось на три четверти.

Конституционная хартия 4 июня 1814 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 438 – 446..

В результате в текст Хартии 1814 г. были внесены некоторые изменения: отменена преамбула Хартии, где заявлялось о ее октроированном ее характере, божественном происхождении королевской власти;

Июльская революция вызвала огромный отклик по всей Европе, поскольку в 1830 г французы продемонстрировали отказ от решений Венского конгресса, определивших в 1815 г. восстановление порядка и династий на престолах, которые существовали до наполеоновских войн.

30 – 40 гг. XIX в. во Франции стали временем капиталистического развития, обострения социальных противоречий. Это было особенно заметно во время крупных рабочих восстаний в Лионе в 1831 и 1834 гг., в ходе которых рабочие требовали установления республики. В конституционной истории страны эпоха Июльской монархии - время борьбы за избирательную и парламентскую реформы.

Вторая республика во Франции и Конституция 1848 г. Социально-экономический кризис 1847—1848 гг. способствовал усилению революционных настроений во Франции. Февральская революция 1848 г привела к падению режима Июльской монархии. Созданное в результате февральской революции Временное правительство 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка заставила правительство пойти не только на политические, но и социальные уступки (принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных), поскольку рабочие выдвинули требование установить социальную республику и признать право на труд.

4 марта 1848 г. Временное правительство провозгласило всеобщее мужское избирательное право с 21 года.. После проведения выборов открыло свои заседания Учредительное собрание. Оно образовало исполнительную комиссию, которой было поручено осуществление исполнительной власти. 4 ноября 1848 г. собрания приняло Конституцию.

Конституция Французской республики 4 ноября 4 июня 1848 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 446 - 460.

Основной закон 1848 г. провозглашал широкий круг прав и свобод личности, включая свободу союзов, печати, собраний, преподавания, совести (ст. 2 -17). Однако в перечне не было права на труд.

Ориентируясь на строгое разделение властей, учредитель вручил законодательную власть однопалатному национальному собранию (ст. 20), избираемому на всеобщих мужских выборах сроком на три года.

Исполнительная власть всецело вручалась президенту (ст. 43), также избираемому путем всеобщих выборов сроком на четыре года.. Он назначает и смещает министров и других высших должностных лиц, обеспечивает исполнение законов, распоряжается вооруженными силами, однако без права личного командования. Президент заключает международные договоры, подлежащие затем окончательному подтверждению в национальном собрании, обнародует законы именем французского народа. Он наделен правом вводить чрезвычайное положение.

Конституция предусматривала создание государственного совета, избираемого на 6 лет национальным собранием. Он предварительно рассматривает законопроекты, контролирует администрацию в пределах, установленных законом – осуществляет административной юстиции.

Учредитель практически не создал механизмов воздействия властей друг на друга: президент не имел право роспуска национального собрания, не наделяется правом вето в отношении законов. Он лишь может мотивированно просить национальное собрание о новом совещании по поводу закона. Национальное собрание также не имело конституционных путей воздействовать на исполнительную власть. Президент, министры, агенты и блюстители государственной власти отвечают каждый в своей области за все деяния правительства и администрации. Попытка президента распустить национальное собрание признается преступлением. В этом случае глава государства должен считается утратившим свои полномочия, исполнительная власть переходит к национальному собранию, а верховный суд рассматривает уголовное дело бывшего президента (ст. 68).

Вторая империя и Конституция 1852 г. Первые же выборы, проведенные в соответствии с Конституцией 1848 г., продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран Луи Бонапарт, племянник Наполеона Бонапарта. В ответ на нежелание законодательного органа удлинить срок его полномочий, в конце 1851 г. он совершил действия, которые были прямо запрещены ст. 68 Конституции.

2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт распустил национальное собрание. 14 января 1852 г. он промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала Основной закон 1799 г.

Ссылка на статьи (1-2) Волкова в Институте (адрес)

Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, от его имени осуществлялось правосудие, парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законотворческий процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся государственным советом, законодательным корпусом и сенатом, при этом лишь законодательный корпус был выборным учреждением, члены двух других органов назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в систему государственных органов, учрежденную Конституцией. За президентом было признано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были очевидны.

Логичным следствием издания Конституции 1852 г., закрепившей усиление власти президента, стал сенатусконсульт о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III, правление которого стало приобретать все более авторитарный характер. Сенатусконсульт 25 декабря 1852 г. предоставил императору право председательствовать в государственном совете и сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так называемой либеральной монархии). Законодательный корпус и сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было предоставлено право постатейного голосования по бюджету.

Конституция Великой французской революции — французская конституция, разработанная и принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года.

Предпосылки создания и выработка конституции

В 1789 году при созыве Генеральных штатов как со стороны привилегированных классов, так и со стороны третьего сословия выдвигались требования ограничения королевской власти.

Национальное собрание приняло имя учредительного и 9 июля 1789 года приступило к разработке будущей конституции.

Большинство членов Учредительного собрания было на стороне конституционной монархии, но несмотря на это выработанная конституция, имея внешнюю форму монархической, по существу была республиканской: господствовавшие политические теории (Мабли и Руссо), неуверенность в уходе абсолютизма, недоверие к королевской власти заставили учредительное собрание всеми возможными способами урезать монаршьи полномочия. В этом смысле большое влияние оказало бегство королевской семьи, побудившее собрание включить в конституцию статьи, которые служили основанием считать короля отказавшимся от престола.

Разработанный Конституционный акт 3 сентября 1791 года был предложен королю на утверждение, который, после длительных колебаний и совещаний только 14 сентября принес присягу в верности нации и закону.

Положения Конституции

В основе Конституции лежали следующие принципы:

  • индивидуальная свобода;
  • личная неприкосновенность;
  • независимое проявление личности в области мысли, слова, веры;
  • свобода политическая;
  • народное участие в законодательстве и управлении через представителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Депутаты законодательного собрания в течение двух лет считались представителями целой нации, а не отдельного департамента. Обновление Законодательного корпуса происходило без созыва королём на основании закона. Корпус предлагал и декретировал законы, заведовал национальными имуществами, финансами, военными морскими и сухопутными силами; совместно с королём ему принадлежало право объявления войны и заключения мира.

Король в своих руках имел исполнительную власть, которой мог пользоваться лишь через ответственных министров. Министры не могли быть членами Законодательного собрания, чем уничтожалось единственное связующее звено между народным представительством и королевской властью. Король не имел права законодательной инициативы, не мог распустить законодательное собрание, и лишь обладал правом приостанавливающего вето. Его личность объявлялась священной и неприкосновенной. Три случая являлись основаниями считаться короля отказавшимся от престола: если не присягнет конституции или возьмёт назад присягу; если возглавит армию против французской нации или изданием формального акта не воспротивится восстанию, задуманному в поддержку монархии; если, покинув королевство, не вернётся по приглашению законодательного корпуса в назначенный срок.

Ни король, ни его министры не могли участвовать в замещении каких-либо административных должностей и не имели права смещать чиновников. Администрация строилась на началах народного избрания в первичные и департаментские собрания, причём местные выборные власти в своем ведении имели и общегосударственные дела.

Поражение конституционной монархии

Учредительным собранием в Конституции был определен способ ее пересмотра с указанием, что она должна быть неизменной по крайней мере в течение десяти лет, однако просуществовала она менее года.

  • Конституция, разделив граждан на активных и пассивных, противоречила объявлявшей равенство всех граждан декларации прав;
  • Вопрос о пересмотре Конституции связывал национальную волю;
  • Внутреннее противоречие между монархической форой Конституции и республиканским содержанием;
  • Почти независимые местные выборные власти делали невозможным управление страной законной центральной властью.

Значение Конституции 1789 года и Конституция I года

Все ключевые принципы конституции 1791 года в дальнейшем легли в основу всех французских конституций, включая и ныне действующую.

На смену первой французской Конституции Национальным конвентом 24 июня 1793 года была принята Конституция I года.

Будучи более революционной, якобинская конституция с большей силой говорит о верховенстве нации и о праве на сопротивление в случае нарушения правительством прав граждан.

Установленного конституцией 1791 года социального строя якобинская конституция не изменяет. В политическом отношении в ней больше демократизма: введены прямые выборы, отменен ценз, понижен возраст избирателей до 21 года. Законодательное собрание должно было избираться на год и обладать правом предлагать законы и издавать декреты.

Исполнительная власть якобинской Конституцией вручалась комитету из 24 лиц, которые назначались законодательным корпусом из представленных департаментскими собраниями кандидатов.

Великая Французская революция 1789 - 1794 гг. нанесла решающий удар по феодально-абсолютистскому строю. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм:

– перестал выражать общенациональные интересы;

– защищал средневековые сословные привилегии;

– защищал исключительные права дворянства на землю;

– установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис и вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следующие этапы:

– первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -10 августа 1792 года);

– второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года);

– третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года).

Началом первого этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск. В последующие недели революция распространилась по всей стране.

Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии. Их идеалом являлась конституционная монархия. В основе их политической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина. Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции. Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Согласно Конституции 1791 г. высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер.

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров. Он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Национальным собранием. Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность которых контролировали руководившие ими министры.

Судебная система предусматривала создание Верховного суда, суда присяжных для рассмотрения уголовных дел, кассационного суда.

В 1793м был казнен Король. Жирондисты пытались провести реформы, безуспешно, потому к власти приходят Якобинцы, более радикальные. Они же разработали Конституцию, но чересчур демократичную, потому не принятую.

27 июля 1794 – государственный переворот, к власти приходит умеренная буржуазия.

После того, в августе 1795го Национальный конвент принимает новую конституцию, в соответствии с которой был восстановлен имущественный ценз и отменено всеобщее избирательное право.

Законодательная власть: Появляется двухпалатный парламент – Совет старейшин и Совет пятисот. Совет пятисот имел законодательную инициативу, но акты принимались лишь с одобрения Совета старейшин.

Исполнительная власть: Появляется Директория в составе пяти избранников в результате тайного голосования совета старейшин. Поочередно руководили по три месяца. В их составе был Наполеон, что привело в 1799м к государственному перевороту с Наполеоном и двумя членами директории. Создается Консулат из 3х членов, принимается новая конституция – законодательная власть принадлежала назначаемому Наполеоном депутату (Сложные многоступенчатые выборы), Исполнительная власть – первому консулу. Местная власть также назначалась Первым Консулом.

В 1802м Наполеон был провозглашен Первым консулом пожизненно. В 1804м Наполеон провозглашается Императором, а Франция – Империей. При Наполеоне работал Высший совет из его приближенных, из части его состава формировался Тайный совет, осуществлявший всю полноту власти во главе с императором. Министерства – основные органы управления. Революционная армия стала захватнической.

С 1800го по 1815й было призвано более 3х миллионов французов, с 1799 по 1814 – Авторитаризм. Впоследстивии наступил период реставрации монархии.

Великая французская революция, буржуазно-демократическая революция 1789-94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма.

Первый этап революции (14 июля 1789 - 10 августа 1792). 14 июля восставший народ штурмом взял Бастилию — символ французского абсолютизма. Взятие Бастилии явилось первой победой восставшего народа, началом В. ф. р. Король был вынужден признать революцию. В последующие недели революция распространилась по всей стране. В городах народ смещал старые органы власти и заменял их новыми буржуазными муниципальными органами. В Париже и в провинциальных городах буржуазия создавала свою вооруженную силу — Национальную гвардию.

Одновременно во многих провинциях (в особенности в Дофине, Франш-Конте, Эльзасе и др.) развернулись необычные по силе и размаху крестьянские восстания и выступления. Могучее крестьянское движение летом и осенью 1789 расширило и закрепило победу революции. Отражением огромного революционного подъёма, охватившего всю страну в начальный период революции, когда буржуазия смело шла на союз с народом и всё третье сословие выступало единым против феодально-абсолютистского строя, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789.

Однако плодами революции воспользовалось не всё третье сословие и даже не вся буржуазия, а лишь крупная буржуазия и шедшее с ней вместе либеральное дворянство. Главенствуя в Учредительном собрании, муниципалитетах, в командовании Национальной гвардией, крупная буржуазия и её партия — конституционалисты (руководители — О. Мирабо, М. Ж. Лафайет, Ж. С. Байи и др.) стали господствующей силой в стране.

Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии; законодательство и вся политика Учредительного собрания определялись её интересами. В той мере, в какой они совпадали с интересами остальной части третьего сословия — демократических слоев буржуазии, крестьянства и плебейства — и способствовали разрушению феодального строя, они были прогрессивными. Таковы были декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковного имуществ в распоряжение нации (2 ноября 1789), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого, средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789-90), об упразднении цехов (1791), об уничтожении регламентации и др. ограничений, препятствовавших развитию торговли и промышленности, и т.п.

Антидемократическая политика крупной буржуазии, отделившейся от остальной части третьего сословия и превратившейся в консервативную силу, вызывала резкое недовольство крестьянства, плебейства и шедшей с ними демократической части буржуазии. Крестьянские выступления с весны 1790 вновь усилились. Активизировались народные массы в городах. Ухудшившееся продовольственное положение в Париже и контрреволюционные намерения сторонников королевского двора побудили народ Парижа 5-6 октября 1789 пойти походом на Версаль. Вмешательство народа сорвало контрреволюционные планы и заставило Учредительное собрание и короля переехать из Версаля в Париж.




Второй этап революции (10 августа 1792-2 июня 1793) определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции. Придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми. На первом публичном заседании Конвент единодушно принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 Людовик XVI был казнён.

Победа при Вальми остановила наступление интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель.

4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установление твёрдых цен на зерно. Упорное стремление жирондистов навязать стране свою антинародную политику, усиление репрессивных мер против народных движений, измена в марте 1793 ген. Ш. Ф. Дюмурье, тесно связанного с жирондистскими лидерами, и почти одновременное предание суду Марата свидетельствовали о том, что жирондисты, как в своё время фельяны, стали превращаться из силы консервативной в контрреволюционную. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию (где их позиции были сильны), сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая — 2 июня 1793. Оно завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам.

Начавшийся третий этап революции (2 июня 1793-27/28 июля 1794) был её высшим этапом — революционно-демократической якобинской диктатурой. Якобинцы пришли к власти в критический момент в жизни республики. Войска интервентов вторгались с севера, востока и юга. Контрреволюционные мятежи (см. Вандейские войны) охватили весь северо-запад страны, а также юг. Около двух третей территории Франции оказалось в руках врагов революции. Лишь революционная решимость и смелость якобинцев, развязавших инициативу народных масс и возглавивших их борьбу, спасла революцию и подготовила победу республики. Аграрным законодательством (июнь — июль 1793) якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привилегии.

Якобинское революционное правительство, мобилизовав народ на борьбу с внешней и внутренней контрреволюцией, смело используя творческую инициативу народа и достижения науки для снабжения и вооружения многочисленных армий республики, созданных в кратчайший срок, выдвигая из народных низов талантливых полководцев и смело применяя новую тактику военных действий, уже к октябрю 1793 добилось перелома в ходе военных операций. 26 июня 1794 войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флёрюсе.

За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи буржуазной революции, остававшиеся нерешенными в течение 4 предшествовавших лет. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке, объединявшем классово разнородные элементы, были заложены глубокие внутренние противоречия. До тех пор, пока исход борьбы с контрреволюцией не был решен и оставалась реальной опасность феодально-монархической реставрации, эти внутренние противоречия оставались приглушёнными. Но уже с начала 1794 в рядах якобинского блока развернулась внутренняя борьба. Руководившая революционным правительством группировка робеспьеристов в марте — апреле поочерёдно разгромила левых якобинцев (см. Шометт, Эбертисты), стремившихся к дальнейшему углублению революции, и дантонистов, представлявших новую, нажившуюся за годы революции буржуазию, стремившуюся ослабить революционную диктатуру.

Принятые в феврале и марте 1794 так называемые вантозские декреты, в которых нашли выражение уравнительные устремления робеспьеристов, не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупно-собственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. От якобинской диктатуры стали частично отходить плебейские элементы и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворён. В то же время большая часть буржуазии, не желавшей далее мириться с ограничительным режимом и плебейскими методами якобинской диктатуры, переходила на позиции контрреволюции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а вслед за ним и среднее крестьянство.

Летом 1794 возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером революционного правительства, приведший к контрреволюционному перевороту 9 термидора (27/28 июля 1794), свергнувшему якобинскую диктатуру и тем самым положившему конец революции (см. Термидорианский переворот). Поражение якобинской диктатуры было обусловлено углублением её внутренних противоречий и, главным образом, поворотом основных сил буржуазии и крестьянства против якобинского правительства.

В. ф. р. имела огромное историческое значение. Будучи по своему характеру народной, буржуазно-демократической, В. ф. р. решительнее и основательнее, чем какая-либо др. из ранних буржуазных революций, покончила с феодально-абсолютистским строем и тем самым способствовала развитию прогрессивных для того времени капиталистических отношений. В. ф. р. заложила основу прочных революционно-демократических традиций французского народа, она оказала серьёзное и длительное влияние на последующую историю не только Франции, но и многих др. стран (их идеологию, искусство и литературу).

Великая французская революция, буржуазно-демократическая революция 1789-94 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма.

Первый этап революции (14 июля 1789 - 10 августа 1792). 14 июля восставший народ штурмом взял Бастилию — символ французского абсолютизма. Взятие Бастилии явилось первой победой восставшего народа, началом В. ф. р. Король был вынужден признать революцию. В последующие недели революция распространилась по всей стране. В городах народ смещал старые органы власти и заменял их новыми буржуазными муниципальными органами. В Париже и в провинциальных городах буржуазия создавала свою вооруженную силу — Национальную гвардию.

Одновременно во многих провинциях (в особенности в Дофине, Франш-Конте, Эльзасе и др.) развернулись необычные по силе и размаху крестьянские восстания и выступления. Могучее крестьянское движение летом и осенью 1789 расширило и закрепило победу революции. Отражением огромного революционного подъёма, охватившего всю страну в начальный период революции, когда буржуазия смело шла на союз с народом и всё третье сословие выступало единым против феодально-абсолютистского строя, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием 26 августа 1789.

Однако плодами революции воспользовалось не всё третье сословие и даже не вся буржуазия, а лишь крупная буржуазия и шедшее с ней вместе либеральное дворянство. Главенствуя в Учредительном собрании, муниципалитетах, в командовании Национальной гвардией, крупная буржуазия и её партия — конституционалисты (руководители — О. Мирабо, М. Ж. Лафайет, Ж. С. Байи и др.) стали господствующей силой в стране.

Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии; законодательство и вся политика Учредительного собрания определялись её интересами. В той мере, в какой они совпадали с интересами остальной части третьего сословия — демократических слоев буржуазии, крестьянства и плебейства — и способствовали разрушению феодального строя, они были прогрессивными. Таковы были декреты об отмене деления на сословия, о передаче церковного имуществ в распоряжение нации (2 ноября 1789), о церковной реформе (ставившей духовенство под контроль государства), об уничтожении старого, средневекового административного деления Франции и о разделении страны на департаменты, дистрикты, кантоны и коммуны (1789-90), об упразднении цехов (1791), об уничтожении регламентации и др. ограничений, препятствовавших развитию торговли и промышленности, и т.п.

Антидемократическая политика крупной буржуазии, отделившейся от остальной части третьего сословия и превратившейся в консервативную силу, вызывала резкое недовольство крестьянства, плебейства и шедшей с ними демократической части буржуазии. Крестьянские выступления с весны 1790 вновь усилились. Активизировались народные массы в городах. Ухудшившееся продовольственное положение в Париже и контрреволюционные намерения сторонников королевского двора побудили народ Парижа 5-6 октября 1789 пойти походом на Версаль. Вмешательство народа сорвало контрреволюционные планы и заставило Учредительное собрание и короля переехать из Версаля в Париж.

Второй этап революции (10 августа 1792-2 июня 1793) определялся острой борьбой между якобинцами-монтаньярами и жирондистами. Жирондисты (руководители — Ж. П. Бриссо, П. В. Верньо, Ж. М. Ролан и др.) представляли торгово-промышленную и землевладельческую буржуазию, преимущественно провинциальную, успевшую получить некоторые выгоды от революции. Придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию, не допустить её дальнейшего развития. Якобинцы (руководители — М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Ж. Дантон, Л. А. Сен-Жюст) не были однородной партией. Они представляли блок средних и низших слоев буржуазии, крестьянства и плебейства, то есть классовых групп, требования которых ещё не были удовлетворены, что побуждало их стремиться к углублению и расширению революции.

Эта борьба, принявшая форму конфликта между Законодательным собранием, где главенствовали жирондисты, и Парижской Коммуной, где ведущую роль играли якобинцы, затем была перенесена в избранный на основе всеобщего избирательного права (для мужчин) Конвент, начавший работу 20 сентября 1792, в день победы французских революционных войск над интервентами при Вальми. На первом публичном заседании Конвент единодушно принял решение об упразднении королевской власти (21 сентября 1792). Во Франции была установлена республика. Вопреки сопротивлению жирондистов якобинцы настояли на предании бывшего короля суду Конвента, а затем, после признания его виновности, на вынесении ему смертного приговора. 21 января 1793 Людовик XVI был казнён.

Победа при Вальми остановила наступление интервентов. 6 ноября 1792 при Жемапе была одержана новая победа, 14 ноября революционные войска вступили в Брюссель.

4 мая Конвент, несмотря на сопротивление жирондистов, декретировал установление твёрдых цен на зерно. Упорное стремление жирондистов навязать стране свою антинародную политику, усиление репрессивных мер против народных движений, измена в марте 1793 ген. Ш. Ф. Дюмурье, тесно связанного с жирондистскими лидерами, и почти одновременное предание суду Марата свидетельствовали о том, что жирондисты, как в своё время фельяны, стали превращаться из силы консервативной в контрреволюционную. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию (где их позиции были сильны), сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая — 2 июня 1793. Оно завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам.

Начавшийся третий этап революции (2 июня 1793-27/28 июля 1794) был её высшим этапом — революционно-демократической якобинской диктатурой. Якобинцы пришли к власти в критический момент в жизни республики. Войска интервентов вторгались с севера, востока и юга. Контрреволюционные мятежи (см. Вандейские войны) охватили весь северо-запад страны, а также юг. Около двух третей территории Франции оказалось в руках врагов революции. Лишь революционная решимость и смелость якобинцев, развязавших инициативу народных масс и возглавивших их борьбу, спасла революцию и подготовила победу республики. Аграрным законодательством (июнь — июль 1793) якобинский Конвент передал крестьянам общинные и эмигрантские земли для раздела и полностью уничтожил все феодальные права и привилегии.

Якобинское революционное правительство, мобилизовав народ на борьбу с внешней и внутренней контрреволюцией, смело используя творческую инициативу народа и достижения науки для снабжения и вооружения многочисленных армий республики, созданных в кратчайший срок, выдвигая из народных низов талантливых полководцев и смело применяя новую тактику военных действий, уже к октябрю 1793 добилось перелома в ходе военных операций. 26 июня 1794 войска республики нанесли интервентам решающее поражение при Флёрюсе.

За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи буржуазной революции, остававшиеся нерешенными в течение 4 предшествовавших лет. Но в самой якобинской диктатуре и в якобинском блоке, объединявшем классово разнородные элементы, были заложены глубокие внутренние противоречия. До тех пор, пока исход борьбы с контрреволюцией не был решен и оставалась реальной опасность феодально-монархической реставрации, эти внутренние противоречия оставались приглушёнными. Но уже с начала 1794 в рядах якобинского блока развернулась внутренняя борьба. Руководившая революционным правительством группировка робеспьеристов в марте — апреле поочерёдно разгромила левых якобинцев (см. Шометт, Эбертисты), стремившихся к дальнейшему углублению революции, и дантонистов, представлявших новую, нажившуюся за годы революции буржуазию, стремившуюся ослабить революционную диктатуру.

Принятые в феврале и марте 1794 так называемые вантозские декреты, в которых нашли выражение уравнительные устремления робеспьеристов, не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупно-собственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. От якобинской диктатуры стали частично отходить плебейские элементы и сельская беднота, ряд социальных требований которых не был удовлетворён. В то же время большая часть буржуазии, не желавшей далее мириться с ограничительным режимом и плебейскими методами якобинской диктатуры, переходила на позиции контрреволюции, увлекая за собой зажиточное крестьянство, недовольное политикой реквизиций, а вслед за ним и среднее крестьянство.

Летом 1794 возник заговор против возглавлявшегося Робеспьером революционного правительства, приведший к контрреволюционному перевороту 9 термидора (27/28 июля 1794), свергнувшему якобинскую диктатуру и тем самым положившему конец революции (см. Термидорианский переворот). Поражение якобинской диктатуры было обусловлено углублением её внутренних противоречий и, главным образом, поворотом основных сил буржуазии и крестьянства против якобинского правительства.

В. ф. р. имела огромное историческое значение. Будучи по своему характеру народной, буржуазно-демократической, В. ф. р. решительнее и основательнее, чем какая-либо др. из ранних буржуазных революций, покончила с феодально-абсолютистским строем и тем самым способствовала развитию прогрессивных для того времени капиталистических отношений. В. ф. р. заложила основу прочных революционно-демократических традиций французского народа, она оказала серьёзное и длительное влияние на последующую историю не только Франции, но и многих др. стран (их идеологию, искусство и литературу).

Читайте также: