Интеллектуальные карты тони бьюзен кратко

Обновлено: 02.07.2024

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.

Это – ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём – обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!

Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  1. Их легко составить
  2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
  3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
  4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
  5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  6. Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

  1. изучение нового материала
  2. закрепление материала
  3. обобщение материала
  4. планирования деятельности
  5. подготовка проекта, презентации
  6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  7. упорядочивания и систематизации информации
  8. конспектирование

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Давайте разберем.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт

1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т. Д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

  1. Разделимся на группы: младший, средний, старший возраст . Попробуем применить данный метод в различных видах деятельности:

Этот метод можно применить и для распределения для своего бюджета. Н-р :………(показать на примере)

Свойства мыслительных карт:

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

Что это такое - интеллектуальные карты?

Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты на сегодняшний день это наверное один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

  • запоминания
  • упорядочивания и систематизации информации
  • планирования деятельности
  • подготовки к выступлениям
  • поиска решений в сложной ситуации
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.

В первоначальном виде карты назывались mindmap. На русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума или диаграммы связей. Чаще же используют более благозвучное название - интеллектуальные карты.

Рисуем mindmap

Итак переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.

За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт, хотя фамильное сходство в любом случае налицо. Я привожу тот способ, которым привык пользоваться сам.

  1. Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.
  2. Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.
  3. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
  4. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
  6. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту нарисованную самим Тони Бьюзеном.

Интеллектуальная карта от Тони Бьюзена


Ну а пользоваться картами просто - взгляните на неё, вспомните как пришлось её рисовать, как создавались рисунки - и нужная информация окажется под рукой.

Ключевые идеи Тони Бьюзена

Бьюзена считают одним из ведущих мировых экспертов в области мозга, обучения и мышления. Он написал около 140 книг, которые были проданы тиражом более 5 миллионов экземпляров по всему миру, читал лекции ведущим международным компаниям, университетам и школам настолько красноречиво, что вошел в пятерку лучших ораторов мира по версии журнала Forbes.

В статье мы расскажем о ключевых идеях Тони Бьюзена, которые помогут вам улучшить способности к обучению, мышлению и запоминанию. Мы уверены, что об этом человеке вы уже слышали неоднократно и, скорее всего, даже знакомы с некоторыми его идеями, поэтому перед тем, как приступить к чтению, предлагаем пройти небольшой тест и проверить свои знания.

С чего все началось

Изучая в университете психологию, английский язык, математику и естественные науки, Тони Бьюзен заметил, что тщательное составление конспектов отнимает очень много времени. Он педантично выводил абзацы текста, но, спустя время, не мог вспомнить ничего из того, что записал. Бьюзен также обратил внимание, что студенты, которые получали лучшие оценки, не были столь аккуратны в конспектировании. Их заметки были усеяны цветными рисунками, ключевыми словами, стрелочками и прочими графическими элементами.

Бьюзен продолжил исследование и обнаружил, что подобное визуальное отображение информации использовали и гении прошлого: тетради Леонардо да Винчи содержали рисунки со словами и примечаниями, Альберт Эйнштейн поступал так же.

Зачем нужна интеллектуальная карта?

Интеллектуальная карта – это визуальный инструмент управления информацией, который помогает человеку структурировать, запоминать, систематизировать, изучать новое и проводить мозговые штурмы.

С помощью интеллект-карт можно:

Составление карт разума будет полезным в следующих областях:

Для повышения производительности труда:

  • планирование стратегии продаж и маркетинга;
  • организация и управление проектами;
  • организация и управление встречами;
  • подготовка к интервью;
  • планирование бизнеса.

Для учебы:

    ;
  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание книг и прочих материалов.

Для жизни вообще:

    ;
  • управление событиями; ;
  • решение проблем;
  • планирование отпуска;
  • финансовое планирование;
  • отслеживание важных дат, событий.

Таким образом, карта разума способна упорядочить и улучшить мыслительный процесс, т.е. является эффективным инструментом развития личности.

Почему интеллект-карта работает?

Способность эффективно и быстро мыслить тесно связана с воображением и умением создавать ассоциации между различными информационными блоками. При этом мозг функционирует лучше, когда для создания ассоциаций используются изображения и символы. Именно эти знания лежат в основе техники mind mapping.

Как известно, человеческий мозг имеет два полушария: левое и правое. Левая сторона отвечает за логику и порядок, извлечение фактов и их анализ. Правая сторона – за творчество и восприятие невербальной информации.

По мнению Бьюзена, запомнить информацию, которая представлена исключительно в форме текста, сложно, потому что при ее считывании задействуется только левое полушарие, а правое при этом бездействует, дремлет. Такой способ требует, чтобы читатель сканировал информацию слева направо и сверху вниз, но естественным для мозга является сканирование сразу всей страницы нелинейным способом.

Человек мыслит картинками. Бьюзен утверждал, что слова – это просто подпрограммы, которые облегчают формирование изображений в нашей голове. Использование картинок и графических элементов в ментальных картах гармонизует работу мозгу, активируя сразу оба полушария.

Поскольку мозг начинает работать комплексно, задействовав инструменты левого и правого полушарий, то мышление становится ясным и структурированным, улучшается память и повышается креативность.

Радиантное мышление

Как упоминалось ранее, человеческое мышление не является линейным. Оно представляет собой массив ассоциаций, исходящих из разных точек. Можно сказать, что мышление – это просто сеть ассоциаций.

Мозг является прекрасной иллюстрацией данной концепции. Он состоит из миллиардов нейронов, каждый из которых имеет сотни дендритов (отростков), соединенных с другими нейронами.

Нейрон – это центральная точка, куда поступает информация. Она порождает ассоциации, которые начинают распространяться во всех направлениях, перетекая по дендритам к соседним нейронам. Этот процесс может продолжаться бесконечно. При этом не существует определенной последовательности образования ассоциаций, движение происходит одновременно на миллиардах каналов (нейронных связей).

7 законов Бьюзена или как составить карту разума

7 ключевых принципов составления карт разума:

Используйте чистый лист бумаги в альбомной ориентации

Разлинованная бумага не подойдет, поскольку линейки и клетки воспринимаются мозгом, как барьеры. Альбомная ориентация также имеет решающее значение, потому что чаще всего человек видит вокруг себя горизонтально ориентированные предметы, нежели чем вертикальные.

Расположите в центральной части листа изображение (картинку)

Фундаментальным правилом составления карт разума является радиантное мышление с центральной идеей и выходящими из нее ассоциациями.

Центр – это ключевой запрос, с которым работает человек, проблема, решение которой он хочет найти, или массив данных, который нужно запомнить. По заверению Бьюзена, ключевой запрос, представленный в виде картинки, активирует воображение. Изображение более интересно для мозга, помогает ему концентрироваться и постоянно быть в фокусе.

Нарисуйте ответвления, которые исходят из центральной картинки

Ветви – это ассоциации, связанные с ключевым запросом. Одна ветвь – одна ассоциация. Мозгу нравится связывать разные вещи вместе, к тому же этот процесс создает новые нейронные пути. Ответвления помогают понять и запомнить информацию намного легче.

Напишите над каждой ветвью одно ключевое слово, которое, как вам кажется, связано с центральным запросом. Продолжайте генерировать ассоциации, рисуя всё новые ветви.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми, и становиться тоньше при удалении от центрального изображения

Прямые линии скучны и ограничивают мозг, изогнутые линии и сам процесс их создания, напротив, безмерно его радуют, активируя отделы, которые отвечают за ощущение удовольствия. Необходимость сужения ветвей объясняется тем, что карта разума должна быть похожа на нейронные сети мозга, где нейрон – это центр, а ветви дендритов становятся всё тоньше при удалении от него.

Используйте изображения и графические элементы в разных частях интеллект-карты

Как известно, картина стоит тысячи слов. Использование изображений и символов активирует ассоциативную память. Кроме того, процесс создания картинок переключает мозг с сосредоточенного, напряженного мышления на размышление, в процессе которого и случаются озарения. Не нужно пытаться нарисовать произведение искусства, достаточно фигурок.

Не бойтесь цвета, он должен быть повсюду

Цвет будоражит мозг, облегчает запоминание, образование новых идей, стимулирует креативность. Также можно использовать цвет в качестве способа категоризации, чтобы акцентировать внимание на более важных идеях. Это дает огромную энергию творческому мышлению.

Оставляйте свободное пространство

И последняя рекомендация: получайте удовольствие от составления карты разума, позвольте себе творить с радостью!

Суперпамять по методу Тони Бьюзена

Ключевая идея, на которой базируется мнемотехника Бьюзена, заключается в том, чтобы придумать для запоминаемого объекта яркий образ-ассоциацию. Вот, что должен включать этот процесс:

    (цельный образ). Необходимо формировать образ, задействовав все органы чувств.
  1. Движение. Добавьте образу динамики, в своем воображении заставьте его каким-то образом двигаться, перемещаться в пространстве.
  2. Ассоциация. Привязку образа нужно осуществлять к хорошо знакомому объекту. . Создаваемый образ должен быть смешным или даже нелепым.
  3. Цвет. Чем красочнее образ, тем легче мозгу его запомнить.
  4. Позитив. Образ должен быть позитивным, это повысит вероятность того, что мозг захочет к нему вернуться, т.е. вспомнить.
  5. Преувеличение. Гиперболизируйте созданный образ, увеличьте в несколько раз размер, контраст, насыщенность цвета и т.д.

Как и карты разума, мнемотехника Бьюзена основана на воображении (т.е создании образов в голове), ассоциациях (т.е. связях) и местоположении (т.е. положении в пространстве).

Принципы скорочтения

Работайте со словарем

Если в тексте встречается незнакомое слово, загляните в словарь, чтобы уточнить его значение. Чем больше вы работаете над своим словарем, тем больше слов сможете распознать, тем больше поймете, и тем быстрее будете читать.

Избегайте регрессии

Если обратить внимание на то, как читает обычный человек, можно заметить, что глаза не скользят по тексту, а движутся резкими движениями по странице, иногда останавливаясь на каких-то словах или возвращаясь к уже прочитанному. Этот возврат называется регрессией. Устранение регрессии значительно улучшает скорость чтения.

Используйте указку

Вспомните, как читали в детстве? Вы скользили пальцем по словам. Это естественный инстинкт: палец держит фокус. Плавное перемещение пальца по строке во время чтения автоматически увеличивает скорость. В качестве указки можно использовать вязальную спицу или китайские палочки для еды. Тонкая указка дает глазам возможность сосредоточиться на окружающих словах. Со временем начните перемещать указку только по средней части предложения. Если активно практиковать этот навык, можно достичь максимальной скорости чтения, просто скользя указкой вниз по странице!

Поставьте цель

Наличие цели чтения – лучший способ концентрации на материале. Вот несколько вопросов, которые стоит задать себе, прежде чем приступить к чтению:

  • Почему я это читаю?
  • Чего я хочу достичь?
  • Как мне этого добиться?
  • Как я пойму, что достиг цели?

Эти простые вопросы обеспечат понимание материала и удержание его в памяти.

Выделяйте ключевые слова

Около 90% слов в тексте не способствуют запоминанию материала, проще говоря, не несут смысловой нагрузки. Старайтесь вычленять из текста ключевые слова, вспоминая которые вы сможете воспроизвести содержание прочитанного. В качестве тренировки: возьмите несколько абзацев любого текста и постарайтесь сократить его до наименьшего количества слов, сохраняя при этом смысл.

Сделайте предварительный просмотр

Перед тем, как начать читать вдумчиво, пробегитесь глазами по тексту, обращая внимание на заголовки, подзаголовки, графики, рисунки, таблицы и все то, что бросается в глаза. Это даст представление о стиле автора, а также о структуре текста. Потратьте на это не более 5-10 минут. По заверению Бьюзена, это даст мозгу большое преимущество.

Соблюдение этих принципов поможет вам не только увеличить скорость чтения, а также приведет к улучшению понимания и запоминания текста.

Перечень книг Тони Бьюзена

Если вы хотите прокачать свой мозг и реально улучшить некоторые свои способности, рекомендуем к прочтению несколько бестселлеров Тони Бьюзена:

Тони Бьюзен написал более 140 книг, которые были переведены на 40 языков мира.

В 2011 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира за создание карт разума – мощного инструмента мышления, который помогает людям учиться, думать, запоминать, общаться, понимать, находить общий язык и делать правильные выводы.

Мир стремителен. Успешность зависит от того, насколько эффективно мы умеем управлять собой в этом безумном потоке. Тони Бьюзен подарил миру mind maps, чтобы люди смогли расширить видение, полностью использовать ресурсы интеллекта, найти предназначение и, следовательно, сделать свою жизнь счастливой, умиротворенной, наполненной энтузиазмом и творчеством. Применяйте этот инструмент для достижения своих целей и будьте успешны!


Человек на стуле несколько раз переспрашивает ведущего. Это увеличивает волнение зрителей: как он всё запомнит, если ещё и отвлекается на вопросы?

Выплывает последний лот — Книга рекордов Гиннесса, издание 1999 года; наступает тишина. Сняв повязку, но по-прежнему с закрытыми глазами, человек называет объекты — с запинками, особенно ближе к финалу. Зрители затаили дыхание: вдруг не получится?

Но человек добивает список до конца. Зал аплодирует. Ведущий объявляет новый мировой рекорд. На стуле сидел Доминик О’Брайен, будущий восьмикратный чемпион мира по мнемоническим видам спорта. Испытание в студии для него — ерунда; через три года после этой записи он в рамках World Memory Championship запомнит последовательность из 2208 случайно выданных игральных карт.

Человеческая память — это ещё и очень красивый спорт.

Среди приёмов, которые помогают удерживать в памяти большие объёмы информации, Доминик О'Брайен называет три технических секрета: 1) ассоциации, умение устанавливать связи между понятиями; 2) локацию, взаимное расположение объектов; 3) воображение. Все эти три механизма задействованы в технике интеллектуальных карт, придуманной Тони Бьюзеном ещё в 60-х. Неудивительно, что Доминик О'Брайен включил интеллектуальные карты в свой арсенал и стал одним из самых мощных амбассадоров этой практики.

Механизм создания и работы интеллектуальных карт

Интеллектуальная карта создаётся так. На листе А4 (или больше) вы пишете в центре название проблемы, или предмета размышления, или тему, которую хотите выучить.

От центра отходят большие отростки, похожие на толстые сучья дерева; рисуйте их, используя цветные карандаши. Цвет нужен не только для красоты, но и для лучшего различения и запоминания. От больших ветвей отходят ветки поменьше. Добавляйте рисунки: это сделает ваш конспект более живым. В результате вы получите визуально приятную запись большого вопроса, одновременно компактную и всеобъемлющую.

Применение интеллектуальных карт

Трудно назвать область умственной работы, где интеллектуальные карты не помогали бы. С их помощью можно структурировать и запоминать большие объёмы информации (или огромные, как это делает Доминик О’Брайен), планировать события любого масштаба, от детского праздника до стратегии компании; искать решение самых разных проблем; писать дипломную работу; создавать презентации и тексты публичных выступлений. Дочитавших книгу Бьюзена до конца ждут подарки: готовая интеллект-карта по созданию и продвижению собственной книги и пошаговая инструкция, как написать стихотворение.

С помощью интеллектуальных карт можно планировать что-то совместно, например, семейные события. Представьте такой рисованный аутлук на холодильнике.

Бьюзен описывает даже технику решения конфликта с помощью интеллект-карт: каждый из участников заранее готовит свою карту в одиночестве, а потом оба участника сверяют свои картины ситуации и готовят общую карту решения.

Преимущества интеллектуальных карт

— Затрагивая и интуитивную, и логическую стороны мышления, интеллект-карты служат универсальным инструментом и подходят всем.

— Готовая карта может стать посредником для людей, которые мыслят по-разному.

— Собственный процесс мышления становится для вас более удобным и управляемым. Это очень наглядный способ думать, в том числе коллективно.

— Приятный и полезный побочный эффект интеллект-карт — желание действовать и эмоциональный подъём, который они вызывают.

Карты переводят проблему из неопределенного тревожного статуса на язык когнитивной лёгкости (о ней можно почитать у Даниэля Канемана). Всё становится понятным, вырисовывается решение, а то и не одно; это улучшает настроение. При этом вы видите проблему или поле заданий как есть, без искажений.

— На важные вопросы теперь можно взглянуть с долей разумного отстранения; в любом жизненном сражении вы теперь как король, наблюдающий за битвой с вершины холма. Возможно, прежде чем обращаться к коучу, стоит составить интеллект-карту. Коуч может стать одной из ветвей, а может быть, и вовсе не понадобится.

А вот что вам точно понадобится, кроме книги: нелинованная бумага (А4 или больше), цветные карандаши, возможно, пробковая доска с силовыми кнопками или магниты для холодильника — на случай, если вы решите повесить интеллект-карту по важному для вас вопросу на видное место.

Как получать пользу от интеллект-карт в условиях изоляции

1) Улучшите свою физическую форму. При помощи интеллект-карты определите основные факторы хорошей физической формы лично для вас: большими ветвями могут стать питание, упражнения, бег на дорожке, гигиенические меры (по выходу в магазин, например), сон, перерывы во время работы и так далее.

2) Освойте новое умение. Научитесь чему-нибудь, что очень хотели, но считали для себя невозможным.

3) Разгребите завалы того, что никак не удавалось сделать по работе. Все долги — на карту!

4) Станьте более продуктивным. Используйте пособия — тренажёры для мозга. Включите в карту медитацию, например.

5) С помощью интеллект-карт можно сделать генеральную уборку — они позволят не забыть ни одного уголка квартиры и наглядно разделят обязанности между домашними.

6) Сейчас ваши передвижения ограничены ближайшим магазином и прогулками с собакой.

Составьте с помощью интеллект-карты каталог воспоминаний!

Наверняка вам вспоминаются места, где вы любите бывать. Какие-то из них особенно часто, и совсем не обязательно это что-то дорогое или пафосное. Запишите их, чтобы посетить сразу, как только это станет возможным.

7) Запланируйте большое изменение, о котором долго думали, но не знали, как к нему подступиться. Составьте карту, где в центре будет ваша мечта (с картинкой!), а к ней будут вести не менее семи реальных возможностей. Это могут быть люди-помощники, курсы, оборудование, планирование времени или что угодно.

Кстати, этот материал был написан с помощью интеллект-карты! Вот она:

И несколько фактов просто так.

— В 2010 году Кристиан Штенгер, чемпионка мира по мнемоническим вида спорта среди юниоров, приняла участие в создании духов The Beautiful Mind из серии Escentric Molecules. Парфюмер Гёза Шон увидел её в журнале, узнал, кто она, и понял, что это его героиня.

— Визуально интеллект-карта очень похожа не нейрон, нервную клетку.

— Китайская ученица Тони Бьюзена создаёт гигантские интеллект-карты: до 120 квадратных метров.

— Тони Бьюзен считает, что создание интеллект-карт в перспективе может стать новым тестом Тьюринга: если компьютер может создать карту, он научился мыслить как человек.

Мыслительная карта (от англ. сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

1. Их легко составить

2. Можно запомнить быстро и качественно много информации

3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение

4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)

5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

6. Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для :

1. изучение нового материала

2. закрепление материала

3. обобщение материала

4. планирования деятельности

5. подготовка проекта, презентации

6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

7. упорядочивания и систематизации информации

Рассмотрение 2-3 примеров использования карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт :

1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Свойства мыслительных карт :

- Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

- выявлять причины затруднений

- корректировать знания воспитанников

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с.

Использование лэпбука в логопедической работе

Использование лэпбука в логопедической работе Закрепить, систематизировать материал по какой-либо теме поможет использование в работе лэпбука, самодельной картонной папки с кармашками,.

Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик. Мною был взят метод интеллектуальных.

Создание и использование интеллектуальных карт в МБДОУ

Создание и использование интеллектуальных карт в МБДОУ Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает.

Читайте также: