Становление человека и становление общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение человеческого общества.

Эпоха формирования и развития первобытно-общинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных. На протяжении этой эпохи были заложены основы всего дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества.

Первые два этапа являются временем выделения наших древнейших предков из мира животных. Они стали вследствие этого и поворотным пунктом в истории нашей планеты, открыв длительный, тяжёлый и сложный, но великий путь развития труда и общества, который шёл от бессилия перед природой ко всё возрастающей власти человека над ней.

Чтобы полнее представить ход событий на этих первых этапах истории человека, а также и на всём протяжении первобытной истории, необходимо прежде всего иметь в виду ту естественно-географическую обстановку, те события в истории земного шара, на фоне которых происходили изменения в жизни наших отдалённых предков, во многом тесно связанные с изменениями в окружавшей их природе.

Ближайшие предки человека

Третичный период по сравнению со всей историей человека длился чрезвычайно долго. Начался он около 70 млн. и закончился примерно 1 млн. лет тому назад.

Значение третичного периода в истории Земли, особенно её животного и растительного мира, очень велико. За это время произошли большие перемены в облике земного шара. Образовывались обширные горные области, моря и заливы, менялись очертания целых материков. Возникли горы Кавказа, Карпаты и Альпы, поднялась центральная часть Азии, увенчанная горными цепями Памира и Гималаев.

Одновременно происходили не менее важные изменения в растительном и животном мире. Древнейшие растения, в том числе гиганты-саговники, древовидные папоротники и гигантские хвощи, давно уже уступили место более совершенным построению покрытосеменным растениям. Началось время господства млекопитающих животных. Совершилось, наконец, и важнейшее в истории развития жизни на земле обытие, подготовленное всей прогрессивной в целом эволюцией животного и растительного мира: в конце третичного периода в результате процесса длительного развития появляются ближайшие предки человека.

Материалистически мыслящие естествоиспытатели, особенно Чарлз Дарвин, собрали к середине XIX в. громадный материал, позволяющий в общих чертах представить облик тех древних антропоидных (человекообразных) обезьян, которые должны были явиться непосредственными предками человека. Учёные выяснили основные черты образа жизни антропоидов и те биологические предпосылки, которые в ходе борьбы за существование подготовили переход от обезьяны к человеку путём естественного отбора.

Открытие костей дриопитека явилось блестящим подтверждением материалистической теории Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны, так как впервые дало конкретное представление о том, как на самом деле должны были выглядеть эти обезьяны — предки человека.

Причина перехода австралопитеков к прямохождению объясняется общими условиями их жизни и борьбы за существование. В течение предшествующих сотен тысячелетий обезьяны в отличие от животных, ведущих наземный образ жизни, были четверорукими существами, широко применявшими свои конечности, в первую очередь передние, именно для хватательных движений. Н о в отличие от других обезьян, которые жили на деревьях в тропическом лесу, передвигаясь по деревьям при помощи всех четырёх конечностей и хвоста, австралопитек жил в местностях, уже в те далёкие времена почти безлесных и полупустынных — на западе и в центре Южной Африки. Эти условия предопределили переход от лазаний по деревьям к наземной жизни, к передвижению с помощью одних нижних конечностей.

На это указывает строение костей верхних конечностей австралопитека. Его большой палец противопоставлялся остальным пальцам и в отличие от большого пальца у современных антропоидов был относительно велик. Поэтому австралопитеки вполне могли выполнять своими руками такие хватательные операции, которые затруднительны или недоступны для современных нам высших обезьян.

Следующей важной особенностью австралопитека, тоже неразрывно связанной с прямохождением, являются черты строения черепа, указывающие на более вертикальную, чем у других антропоидов, посадку головы. Это видно из того, что на значительной части затылка австралопитека не было уже сильных шейных мышц , которые должны были удерживать голову на весу при горизонтальном её положении. Такая посадка головы австралопитека должна была способствовать в дальнейшем. более ускоренному развитию мозга и черепа предков человека.

Все эти взаимно связанные особенности, сложившиеся на протяжении сотен тысяч лет в условиях наземной жизни, поставили обезьян типа австралопитека в особое по сравнению с другими человекообразными обезьянами положение, открыли перед ними совершенно новые возможности в борьбе за существование. Освобождение передних конечностей от опорных функций и расширение их хватательной деятельности сделали возможным развитие деятельности австралопитека по совершенно новому пути — по пути всё более и более расширяющегося и систематического употребления различных предметов, в первую очередь палок и камней, как естественных орудий.

Постоянное употребление мяса животных этими древними обезьянами в отличие от тех обезьян, которые жили на деревьях и питались преимущественно растительной пищей, содействовало их ускоренному прогрессивному развитию. Мясная пища позволила предкам человека быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение, так как оказала большое влияние на развитие их мозга, .доставляя мозгу необходимые для его развития вещества в большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном, легче усвояемом виде. Усиленное снабжение мозга веществами, нужными для его роста, являлось совершенно необходимым. Борьба за существование была сопряжена с применением первичных .необработанных орудий, она требовала непрерывного развития и усложнения .условно-рефлекторной деятельности, роста сообразительности и находчивости.

Роль труда в выделении человека из животного мира

Обезьяны типа австралопитека под давлением борьбы за существование в корне изменили свой образ жизни, перейдя в поисках пищи от лазания по деревьям тропического леса к наземной жизни. Одновременно открылисьи совершенно новые возможности для развития мозга этих обезьян, определявшиеся переходом к прямой походке, а также тем, что голова стала постепенно приобретать вертикальное положение.

Но самое существенное, решающее, заключалось при этом вовсе не в одних только чисто биологических предпосылках становления человека, блестяще вскрытых Дарвином.

Позднетретичные обезьяны типа австралопитека ещё не умели выделывать искусственные орудия и пользовались лишь готовыми, имеющимися в природе,— палками и камнями. Но они, повидимому, уже не могли существовать без употребления таких, хотя бы вначале данных самой природой, орудий, потому что не имели естественного вооружения, которое могло бы противостоять естественному вооружению их кровожадных противников из мира хищных зверей — у них не было ни острых когтей, ни таких зубов, как у хищников.

Но зато в постоянном употреблении, а затем в изготовлении орудий (сначала в виде простых палок и острых камней) зарождалась трудовая деятельность, на первых порах ещё в значительной мере инстинктивная, затем всё более систематическая и осознанная. Трудовая деятельность была не индивидуальной, а коллективной, объединявшей и сплачивавшей стадные группы наших отдалённейших предков такими крепкими и гибкими узами, каких не знает и не может знать никакое другое животное, также ведущее стадный образ жизни.

В процессе закрепления, развития и усложнения этой первичной трудовой деятельности столь же медленно, но неудержимо и последовательно изменялся весь организм наших предков. В первую очередь всё более и более развивались их руки, а вместе с ними и мозг. Углублялась и расширялась высшая нервная деятельность.

На начальном этапе формирования человека, к которому относится появление обезьян типа австралопитека, назревали, разумеется, только предпосылки для возникновения трудовой деятельности. Но именно отсюда, из отдалённей шей глубины тысячелетий, начинается дорога к труду в настоящем смысле этого слова, к намеренному изготовлению искусственных орудий первобытными людьми.

Значение второго этапа, связанного с изготовлением орудий труда, исключительно велико. С ним начинается развитие человека в собственном смысле этого слова, а вместе с тем — история общества, история человеческого мышления и речи. Правда, первые выделившиеся из животного царства люди были ещё, по словам Энгельса, так же не свободны, как и сами животные. Но каждый шаг в развитии труда был шагом к освобождению человека от полного подчинения стихийным силам природы.

В труде, в добывании средств существования при помощи искусственно произведённых людьми орудий труда возникали и укреплялись социальные связи: стадо обезьян, взявших палки, постепенно и очень медленно превращалось в человеческий коллектив — в общину первобытных людей.

Питекантроп

Большим достижением передовой науки в конце XIX в. явились находки останков ещё более высокоорганизованных существ, чем австралопитек. Останки эти датируются уже целиком четвертичным периодом, который делится на два этапа: плейстоцен, продолжавшийся примерно до VIII—VII тысячелетий до н. э. и охватывающий доледниковое и ледниковое время, и современный этап (голоцен). Открытия эти целиком подтвердили взгляды передовых естествоиспытателей XIX в. и теорию Ф. Энгельса о происхождении человека.

В 1936 г. в Моджокерто, также на Яве, был найден череп ребёнка питекантропа. Там же оказались кости животных, в том числе, как полагают, несколько более древних, нижнеплейстоценового времени. В 1937 г. местные жители доставили в Бандунгскую геологическую лабораторию из Сангирана наиболее полную крышку черепа питекантропа, с височными костями, а затем в Сангиране же были обнаружены и другие останки питекантропа, в том числе ещё два черепа. Всего в настоящее время известны останки по крайней мере семи особей питекантропа.

Как показывает само его название, питекантроп (обезьяночеловек) связывает древних высокоразвитых обезьян типа австралопитека с первобытным человеком более развитого типа. О таком значении питекантропа наиболее полно свидетельствуют черепа из находок в Триниле и Сангиране. В этих черепах сочетаются специфические обезьяньи и чисто человеческие черты. К первым относятся такие особенности, как своеобразная форма черепа, с резко выраженным перехватом в передней части лба, около глазниц, и массивным, широким надглазничным валиком, следы продольного гребня на темени, низкий свод черепа, т. е. наклонный лоб, и большая толщина черепных костей. Но в то же время питекантроп был уже вполне двуногим существом. Объём его мозга (850—950 куб. см) был в 1,5—2 раза больше, чем у современных нам человекообразных обезьян. Однако по общим пропорциям и степени развития отдельных долей мозга питекантроп больше приближался к антропоидам, чем к человеку.

Судя по остаткам растений, в том числе превосходно сохранившимся листьям и даже цветам, найденным в отложениях, непосредственно перекрывающих костеносный тринильский слой, питекантроп жил в лесу, состоявшем из деревьев, которые и сейчас растут на Яве, но в условиях несколько более прохладного климата, существующего ныне на высоте 600—1 200 м над уровнем моря. В этом лесу произрастали цитрусовые и лавровые деревья, фиговое дерево и другие растения субтропиков. Вместе с питекантропом в тринильском лесу обитало множество разнообразных животных южного пояса, кости которых уцелели в том же костеносном слое. При раскопках больше всего найдено рогов антилоп двух видов и оленя, а также зубов и обломков черепов диких свиней. Там же оказались кости быков, носорогов, обезьян, гиппопотамов, тапиров. Нашлись также останки древних слонов, близких к европейскому древнему слону, хищников — барса и тигра.

Как полагают, все эти животные, кости которых найдены в тринильских отложениях, погибли в результате вулканической катастрофы. Во время извержения вулкана лесистые склоны возвышенностей были засыпаны и обожжены массой раскалённого вулканического пепла. Затем дождевые потоки проложили в рыхлой толще пепла глубокие каналы и вынесли в тринильскую долину кости тысяч погибших животных;так образовался костеносный слой Триниля. Нечто подобное имело место во время извержения вулкана Клут в восточной части Явы в 1852 г. По словам очевидцев, огибавшая вулкан большая судоходная река Бронтас вздулась и высоко поднялась. В её воде было не менее 25% вулканического пепла, смешанного с пемзой. Цвет воды был совершенно чёрным, и она несла такую массу сваленного леса, а также трупов животных, в том числе буйволов, обезьян, черепах, крокодилов, даже тигров, что был сломан и полностью уничтожен стоявший на реке мост, самый большой из всех мостов на острове Ява.

Вместе с другими обитателями тропического леса жертвой подобной катастрофы в глубокой древности стали, очевидно, и питекантропы, кости которых обнаружены в Триниле. Эти особые условия, с которыми связаны тринильские находки, как, вероятно, и находки костей питекантропов в других местах на Яве, объясняют, почему там не оказалось никаких признаков употребления питекантропами орудий.

Если бы костные останки питекантропов были найдены в местах временных стоянок, то наличие орудий труда было бы весьма вероятным. Во всяком случае, судя по общему уровню физического строения питекантропа, следует предполагать, что он уже изготовлял орудия и постоянно пользовался ими, в том числе не только деревянными, но и каменными. Косвенным доказательством тою, что питекантроп изготовлял каменные орудия труда, служат грубые изделия из кварцита, обнаруженные на юге острова Ява, вблизи Патжитана, вместе с останками тех же самых животных, кости которых найдены у Триниля в одной толще отложений с костями питекантропа.

Можно, таким образом, сделать вывод, что с питекантропом и близкими к нему существами заканчивается начальный период в формировании человека. Это было, как мы видели, то отдалённейшее время, когда наши предки вели стадный образ жизни и лишь начинали переходить от употребления готовых предметов природы к изготовлению орудий труда.

Во все времена люди пытались понять, как появился первый человек. В современном естествознании этот вопрос является центральным. Ответ на него имеет принципиальное и мировоззренческое значение.

Попытаемся объяснить происхождение человека кратко.

По поводу происхождения человека в биологии есть множество различных теорий. Все они объединяются в отдельные группы, которые, в свою очередь, можно распределить в 3 теории происхождения человека:

Человек как биологический вид

Люди начали мыслить человека как представителя мира животных еще в средние века. Но тогда она не получила развития, так как в обществе и науке было распространено идеалистическое мировоззрение.

Впервые о теории эволюции заговорил французский естествоиспытатель Жан-Батист Ламарк. Ему же принадлежит и первая в мире гипотеза биологического происхождения человека. По его мнению, предки человека — древние обезьяны, перешедшие к прямохождению.

Используя данные сравнительной анатомии и эмбриологии, Чарльз Дарвин нашел подтверждение идеи схожести человека и человекообразных обезьян.

Специфика взглядов на происхождение человека

​​​​​​​

Современные материалисты считают человека — естественным продуктом длительного развития живой природы. У человека, по их мнению, полно общих с животными черт: особенности строения, развития, физиологические и биохимические процессы организма, наследственность и др. Как и другие млекопитающие, у человека не каких-либо черт, которые нельзя было бы назвать результатом эволюции низших приматов.

Современная классификация органического мира относит человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие и отряду Приматы.

На уровне клеточного строения человек схож с другими живыми организмами нашей планеты. Это говорит о земном происхождении человека как биологического вида.

Научная теория происхождения человека

Готовя реферат о происхождении человека, первым делом нужно дать определение антропогенеза.

Антропогенез — появление и формирование человека в ходе эволюции, которые тесно связаны с его трудовой деятельностью, сознанием, членораздельной речью и развитием первобытных форм общества.

Во всех рефератах современная теория происхождения человека говорит о том, что человек и современные человекообразные обезьяны принадлежат к одной ветви одного ствола филогенетического древа. Из этого следует, что у них общий предок.

Многие считают, что таким общим предком был проплиопитек — небольшая обезьяна, которая вымерла несколько миллионов лет назад. Эти обезьяны жили на деревьях и питались растительной пищей. Находки, которые были обнаружены, дают возможность говорить об изменениях, произошедших в строении древних проантропов.

От них произошли гиббоны, орангутанги и дриопитеки. Последних как раз и считают предками современных человекообразных обезьян.

Предполагается, что один из видов дриопитеков стоял во главе образования нескольких видов австралопитеков, которые уже сами изготавливали орудия труда, а не только использовали готовые природные предметы. Это было началом формирования Человека умелого или Homo habilis.

В любом реферате о происхождении человека можно найти информацию о 3 стадиях или фазах человеческого становления:

  1. Древнейшие люди.
  2. Древние люди.
  3. Первые современные люди.

Примечательно, что эти стадии не шли одна за другой, а в течении определенного времени существовали одновременно и конкурировали.

Древнейшие люди — это питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек. К древним людям относят неандертальцев, которые исчезли примерно 40-50 тысяч лет назад.

Отдельные ученые полагают, что миф о снежном человеке — не миф, а свидетельство того, что неандертальцы не вымерли.

Кроманьонцы — первые современные люди — использовали для жилья пещеры или сами строили себе жилье. У них уже была одежда, сшитая из шкур, орудия труда с резьбой в виде украшения. Эти люди шлифовали, сверлили, занимались гончарным делом, приручали животных и выращивали растения.

Поднятие над миром животных, а также длительный и сложный процесс развития превратил наших предков в людей современного типа.


Человечество находится в непрерывном развитии. Совершаются научные открытия, развивается техника, меняется сознание людей. Общество при этом проходит определённые этапы развития. Разработано несколько их классификаций. Познакомимся с самыми распространёнными из них и рассмотрим основные этапы развития общества.

Формационный подход

Эта классификация ориентируется на способ производства продукции и формы собственности. По Карлу Марксу, автору этой теории, человеческое общество переходит от одной общественно-экономической формации к другой. Учёный выделил пять ступеней:

  • первобытная (общинная форма собственности, отсутствие классового деления, присваивающее хозяйство);
  • рабовладельческая (деление общества на рабов и их хозяев, наличие частной собственности);
  • феодальная (существование феодалов — собственников земли и крестьян);
  • капиталистическая (разделение общества на классы буржуа и пролетариев — рабочих, частная собственность в руках предпринимателей);
  • коммунистическая (отсутствует деление на классы, общественная собственность).

Карл Маркс считал, что движущей силой развития общества является социальная революция как результат классовой борьбы.

Карл Маркс

Рис. 1. Карл Маркс.

Современная классификация

За основу современной классификации, принятой в обществознании, взяты исторические ступени развития общества. Они учитывают средства производства, характер экономической деятельности, формы правления. Согласно этой теории, выделяется три этапа развития общества.

Традиционное (аграрное)

Это общество сложилось в древности. Кратко перечислим его черты:

  • тип общества — первобытное, рабовладельческое, феодальное;
  • натуральное хозяйство;
  • ручной труд;
  • абсолютная монархия, деспотия, тирания;
  • в основе развития лежат традиции;
  • Ведущую роль играют церковь или армия;
  • низкая социальная мобильность;
  • большинство населения не имеет образования.

Трудно представить, но в современном мире существуют племена, сохранившие уклад каменного века. Так, в джунглях Амазонки обитает племя пираха, в котором сохранились традиции первобытного общества. Жители племени противятся всему новому, у них нет чисел, счёта времени, обозначений цветов.

Индустриальное

Окончательно индустриальное общество сложилось к середине прошлого века. Его признаками являются:

  • капитализм или коммунизм;
  • индустриализация, развитие промышленности;
  • разделение труда;
  • ограничение власти, формирование основ демократического общества;
  • прогресс науки и техники;
  • увеличение числа городского населения (урбанизация);
  • деление общества на классы буржуазии (промышленники) и пролетариата (наёмные рабочие).

К индустриальному обществу можно отнести такие страны, как Францию XIX века, СССР.

Сталелитейный завод

Рис. 2. Сталелитейный завод.

Постиндустриальное (информационное)

Начало формирования информационного общества относится ко второй половине XX века. Оно имеет следующие черты:

  • капиталистическое общество;
  • главный фактор производства — информация;
  • автоматизация и роботизация производства;
  • развитое гражданское общество и правовое государство;
  • политический плюрализм;
  • научно-техническая революция;
  • отсутствие классов.

К государствам, находящимся на стадии постиндустриального общества, можно отнести США, Японию, Великобританию.

Что мы узнали?

Существуют разные классификации этапов общественного развития. Теория Карла Маркса основана на выделении общественно-экономических формаций. Согласно современной концепции, изучаемой в 8 классе, основными стадиями развития общества являются традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка урока : Происхождение человека и становление общества (2 часа)

Шашкова Наталия Николаевна, учитель истории и обществознания

развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы рационально решать познавательные и проблемные задания; спо собствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Используемые технологии: технология критического мышления, проблемного обучения, работа в группах

I . Фаза вызова.

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единственное определение челове­ ка, свидетельствует такой исторический анекдот.

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.

? И так, сегодня на уроке мы должны ответить на следующий проблемный вопрос:

кто же такой человек?

Наука о происхождении человека.

Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

Становление культуры - неотъемлемая часть становления
человека и человечества.

II . Фаза осмысления.

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические ме­ ханизмы трансформации предков человека и формирования от­личительных свойств человека (прямохождение, использование •передних конечностей в качестве естественных орудий труда, раз­ витие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделе­ния человека из мира животных, изучается социогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

1. Наука о происхождении человека

Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений:

Гомо сапиенс - человек разумный.

Звери, мы с вами одной стаи.

Человек - общественное животное.

Человек - образ и подобие Бога.

Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Че­ ловека?

Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции че­ ловека на Земле?

Прочитайте п. 1 § 7.

Когда и как было положено начало процессу научного иссле­ дования теории происхождения человека?

Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?

К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?

- Охарактеризуйте современные представления процесса ста­новления человека, используя приведенную схему:

Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансфор­мации наших предков:

роль рук как естественных орудий труда;

влияние космических факторов;

изменения, происходящие с корой Земли;

влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изме­ нения в психике);

отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выжи­ вание женщины при родах.

Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.

Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?

Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.

Теория космической природы жизни. Она противостоит обще­ принятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.

Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не заро­ ждалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологи­ческой эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

2. Становление общества

Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характе­ ристику.

Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и ус­ ложнение общества?

(На доске формируется схема.)

Как шло формирование общества людей?

Первые коллективы - человеческое стадо:

сходны с поведением высших социальных животных;

Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:

усложнение трудовой деятельности;

система табу - запреты на совершение определенных дей ствий, которая обуздывает естественные инстинкты индиви­ дуумов, подчиняет их интересам коллектива;

влияние тотемов

Переход от присваивающего к производящему хозяйству

Переход к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управ­ ления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному че­ловеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это пе­редавалось из поколения в поколение

3. Человечество как результат биологической и социокуль турной революции

Работая с п. 3 § 7 , заполните таблицу:

Взгляды философов на человечество

Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества про­является в заповедях универсальных мировых религий

Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепен­но входили в человечество

В качестве фактора развития человечества он выдвигал ф актор совершенствования способностей человека

Основанием для единства человека стала религия

Н.Я. Дани­ левский

Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исто­рический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства

Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с об­щечеловеческой историей. Он считал, что победа над ко­ нечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого чело­века к этой категории через реальный вклад в культуру

Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о чело­ вечестве, то получается следующая схема:

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества

- Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла куль­ тура в становлении человечества.

Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отли­ чается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?

Человек весь соткан из парадоксов. Человек - животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естествен ными вожделениями, но ориентируется прежде всего на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Чело­ век имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.

Разве волки знают муки совести, а пчелы - обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, ра­ зум, культура.

По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура. Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного ею олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынуж­ денным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - соци­альную. Так и родился феномен, которого нет в природе.

Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из приро­ ды и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.

Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать чело­века в докультурной эпохе.

Но не существует и культуры, не связанной с человеком, неро­ жденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура — это общественное достояние, которое полу­ чают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.

Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Река - это природа, канал - культура.

Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.

Стон природен, слово - достояние культуры.

Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.

Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это при­ родный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.

Природные блага достаются людям непреднамеренно и бес­ сознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения соб­ственных усилий.

Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?

Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и поль­ зовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен; быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.

- Как вы думаете, о чем повествует эта притча?

Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.

III . Рефлексия, ответ на поставленный проблемный вопрос.

Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

Читайте также: