Описание дома кирсановых отцы и дети кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье представлено краткий пересказ романа "Отцы и дети" Тургенева по главам: краткое содержание каждой главы произведения. Роман состоит из 28 глав.

Смотрите:
- Краткое содержание романа (наиболее сжатое)
- Все материалы по роману "Отцы и дети"

Краткий пересказ романа "Отцы и дети" Тургенева по главам (краткое содержание)

Действие романа начинается 20 мая 1859 г. где-то в глубинке Российской Империи.


Глава I
Помещик Николай Петрович Кирсанов встречает своего сына Аркадия из Петербурга, где молодой человек только что окончил Университета. Отец и сын очень рады встрече.

Глава II
Аркадий знакомит отца со своим старшим другом - нигилистом Евгением Базаровым. Все вместе они едут в имение Кирсановых.

Глава III
По дороге Николай Петрович Кирсанов стыдливо рассказывает сыну о своей неофициальной жене - крестьянке Фенечке. Аркадий не осуждает отца, который уже 10 лет вдовец.

Глава IV
Наконец Кирсановы и Базаров приезжают в Марьино - имение Кирсановых. Здесь Базаров знакомится с дядей Аркадия - Павлом Петровичем Кирсановым, бывшим светским львом и аристократом. Базаров и Павел Петрович сразу не нравятся друг другу.

Глава V
Утром Аркадий знакомится с Фенечкой - неофициальной женой своего отца, Николая Петровича. Фенечка показывает Аркадию Митю, его сводного брата. Базаров идет гулять и к завтраку он возвращается с лягушками для своих опытов.

Глава VI
За завтраком Базаров рассказывает старшим Кирсановым, что он - нигилист и ни во что не верит. Кирсановы не одобряют нигилизм. Между Павлом Петровичем и Базаровым нарастает неприязнь. Аркадий и Базаров остаются наедине. Аркадий рассказывает другу историю жизни своего дяди - Павла Петровича Кирсанова.

Глава VII
В этой главе автор рассказывает биографию двух стариков Кирсановых, Павла Петровича и Николая Петровича. Павел Петрович был когда-то блестящим офицером в Петербурге. Из-за страстной любви к княгине Р. он оставил карьеру и уехал за границу к любимой. В конце концов княгиня Р. разорвала с ним отношения. Он тяжело переживал утрату и так и не женился.

Глава VIII
После завтрака Павел Петрович приходит к Фенечке посмотреть маленького Митю. Фенечка, как всегда, смущается при Павле Петровиче. Вскоре приходит Николай Петрович Кирсанов и ласкает сына.

Глава IX
В тот же день Базаров знакомится с Фенечкой и ее сыном Митей. Аркадий говорит, что отцу стоило бы жениться на Фенечке, чтобы узаконить брак. На это Базаров отвечает, что он не верит в брак.
В это время Николай Петрович садится играть на виолончели. Базаров насмехается над старым романтиком. Аркадию неприятны эти насмешки, но не дает отпор Базарову.

Глава X
Спустя около 2 недель. Начало июня.
Базаров снова говорит Аркадию, что его отец, Николай Петрович, слишком романтичен для своего возраста.
В этот же вечер Базаров и Павел Петрович жарко спорят о нигилизме. Павел Петрович выходит из себя, Базаров спокойно остается при своем мнении. Аркадий поддерживает Базарова, так как тоже считает себя нигилистом.

Глава XI
Николай Петрович Кирсанов приходит в беседку в саду и вспоминает счастливое время со своей покойной женой. Несмотря на жизнь с Фенечкой, он по-прежнему грустит о жене, с которой был очень счастлив.

Глава XII
Чтобы развлечься, Базаров и Аркадий едут в город *** к родственнику Кирсановых, чиновнику Колязину.
В городе Базаров встречает своего приятеля Ситникова. Ситников восхищается своим "учителем" Базаровым и тоже называет себя нигилистом. Ситников ведет Базарова и Аркадия к своей подруге Кукшиной, чудаковатой и независимой даме.

Глава XIII
Базаров, Аркадий и Ситников завтракают у Кукшиной. Завтрак превращается в пьяную вечеринку. Аркадий смущается, а Базаров уходит, не попрощавшись. Ситников бежит вслед за Базаровым и спрашивает его мнение о Кукшиной. Базаров ничего о ней не говорит.

Глава XIV
Спустя несколько дней Базаров и Аркадий приезжают на бал к губернатору. На балу Ситников знакомит Аркадия с молодой вдовой Анной Сергеевной Одинцовой. Одинцова приглашает Аркадия и Базарова к себе в гости. Базарову нравится Одинцова, но он всячески маскирует это.

Глава XV
На следующий день Базаров и Аркадий навещают Одинцову в гостинице, где она остановилась. Во время разговора Базаров краснеет - Аркадий это замечает. Одинцова приглашает друзей к себе в имение Никольское. Через три дня они едут к ней в гости.

Глава XVI
Базаров и Кирсанов приезжают в имение Одинцовой. Здесь они знакомятся с младшей сестрой Одинцвой - Катей Локтевой. Тем временем Аркадий влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Но та проводит больше времени с Базаровым. Аркадий ревнует.

Глава XVII
Проходит 15 дней в гостях у Одинцовой.
Базаров говорит, что ему нужно ехать к родителям. Одинцова говорит Базарову, что будет скучать по нему. Она также признается ему, что в душе она очень несчастна и устала жить. Аркадий продолжает ревновать Одинцову к Базарову, но скрывает это.

Глава XVIII
На следующий день Одинцова и Базаров снова говорят наедине. Базаров признается ей в любви. Одинцова не отвечает ему взаимностью. Она боится потерять самое главное - спокойствие в жизни.

Глава XIX
Вскоре Базаров просит у Одинцовой прощения за свое признание. В это время к Одинцовой приезжает Ситников. Он надеется ехать с Базаровым и Аркадием назад в город. Но те нарочно уезжают без Ситникова и направляются в имение к Базарову. В пути друзья мало разговаривают. Их отношения давно напряжены.

Глава XX
Евгений и Аркадий приезжают в имение Базаровых. Оказывается, Базаров уже 3 года не видел родителей. Его родители - очень хорошие люди, безумно любящие сына. Старики сдерживают свои чувства, потому что Евгений не любит показывать чувства.

Глава XXI
На следующий день Аркадий говорит со стариком Базаровым о Евгении. Отец признается. что очень гордится Евгением.
Вечером Базаров объявляет отцу, что завтра он едет назад к Аркадию. Он обещает старикам вернуться через месяц. Когда молодые люди уезжают, отец и мать Базарова грустят, так как сын побыл у них только 3 дня.

Глава XXII
По пути друзья решают заехать к Одинцовой. Она принимает их очень холодно, и приятели через несколько часов уезжают.
Аркадий и Базаров снова поселяются в имении Кирсановых. Через 10 дней Аркадий едет к Одинцовой, но всем говорит, что едет в город по делам.

Глава XXIII
Базаров намекает Аркадию, что понимает, куда тот едет. Тем временем сам Базаров находится у Кирсановых и занимается наукой.
Однажды Базаров остается наедине с Фенечкой. Он целует ее, а она не противится. Павел Петрович видит эту сцену. Фенечка в испуге убегает. Павел Петрович скрывает этот случай от брата Николая Петровича. Он решает сам разобраться с Базаровым.

Глава XXIV
Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. На дуэль Базаров берет в секунданты слугу Петра. В ходе дуэли Евгений ранит Павла Петровича в ногу.
После этого Базаров уезжает от Кирсановых, а Павел Петрович поправляется после дуэли. Он просит брата Николая Петровича жениться на Фенечке, чтобы узаконить отношения.

Глава XXV
Тем временем Аркадий в гостях у Одинцовой сближается с ее сестрой Катей, милой и доброй девушкой. Аркадий собирается признаться ей в любви, но не решается.
Вдруг к Одинцовой приезжает Базаров. Он рассказывает про дуэль. На этот раз Базаров и Одинцова общаются как друзья, но с некоторой неловкостью.

Глава XXVI
На следующий день Аркадий признается в любви Кате. Она отвечает ему взаимностью. Анна Сергеевна согласна выдать Катю замуж, но сначала она хочет узнать мнение отца Аркадия.
Базаров уезжает от Одинцовой домой к родителям. Он прощается с Аркадием навсегда. Он говорит, что их пути разошлись и что они - разные люди.

Глава XXVII
Базаров живет у родителей. Однажды в процессе работы он заражается тифом, смертельной инфекцией. Вскоре он замечает симптомы и понимает, что скоро умрет. Он признается отцу, что смертельно болен. Базаров сообщает Одинцовой, что он умирает. Она приезжает со своим доктором, но тот ничем не может помочь Базарову. Вскоре Евгений умирает.

Глава XXVIII
Спустя 6 месяцев.
Николай Петрович Кирсанов и Фенечка женятся в один день с Аркадием и Катей. "Аристократ" Павел Петрович вскоре уезжает за границу в Дрезден. Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж за видного деятеля. Кукшина тоже уезжает за границу. Ситников женится и живет в Петербурге.

Это был краткий пересказ романа "Отцы и дети" Тургенева по главам: краткое содержание основных событий и фактов из каждой главы.

Марьино является типичной дворянской усадьбой, которая
имеет все атрибуты: и жилой дом, и хозяйственные постройки,
и сад.
В самом начале романа автор описывает родовое гнездо
Кирсановых:" поля, поля, низкие кустарники - всё серое,
неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся,
всё свидетельствует не в пользу хозяина.
Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного
серой краской и покрытого железной красной крышей,
который стоит на ровном и голом поле, служб и фермы,
пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями
и крестьянских деревенек."

О внутреннем убранстве дома усадьбы можно судить по
описанию некоторых комнат.

кабинет Павла Петровича
представлял собой изящную ненужность.
По стенам также развешано оружие (дань прошлому),
библиотека в стиле Возрождения, диван.
На всех вещах лежит отпечаток изящной роскоши и бездомности.
Но кабинет Павла Петровича является темным колодцем в
доме Николая Петровича.
Павел Петрович живёт в полной дисгармонии с окружающей
жизнью. "изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми
обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром
персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой тёмно-
зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого
чёрного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном
письменном столе, с камином…"
Павел Петрович сознательно окружает себя обилием ненужных
вещей, утверждаясь в них.

Тургенев очень точен в своих описаниях, он учел всё,
что касается интерьера дворянских комнат XIX века.
Несомненно, в дворянском доме должен был располагаться
кабинет владельца – святая из святых, где никто не смел
нарушать его покой за важными делами.
Описание усадьбы, внутреннего интерьера соответствует
характеру её владельцев.
Павел Петрович соответствует своему кабинету–
английский франт, который своим видом, своим поведением
подчеркивает своё дворянское происхождение.
Всё в нем породисто и внешний вид, и нежной белизны руки
и одежда.
Французская речь, на которой говорят в доме Кирсановых,
а Павел Петрович чаще всего, так же является важной
характеристикой.

Дома Базарова, Одинцовой и кабинет Павла Петровича стары.
Новым в романе является дом Николая Петровича.
Он стоит на новом месте, все в нем ново.
Порядок и чистота без чопорности и роскоши, нет обилия
бесполезных предметов.
Комната Николая Петровича не описывается, но о ней
можно судить по комнате Фенечки.
В ней все живое. Пахнет полевыми цветами, веселый чиж,
лампада горит перед образом Николая Чудотворца,
только "Ермолов, в бурке, грозно хмурился на отдаленные
Кавказские горы из-под шелкового башмачка для булавок,
падавшего ему на самый лоб".
Фенечка воплощает в себе вечно юную природу.
Николая Петровича, который занимается усадьбой и садом,
характеризует это как человека мягкого, добродушного.

Видно, что Базаров, Одинцова и Павел Петрович не являются
"избранными породами", и в жизни они не сохраняются.
Беззаботно живет только Николай Петрович с семьей,
да Аркадий с Катей в своем новом доме в Марьино.

Что до размеров имения, то две тысячи десятин земли можно считать по-разному: десятины бывали казенные и хозяйственные, они же владельческие (причем их тоже было две: косая и круглая). Допустим, у Тургенева имеются в виду круглые хозяйственные десятины; в таком случае площадь имения Кирсановых — почти 33 квадратных километра, вполне прилично. А сама усадьба совсем не велика: у Тургенева сказано, что Николай Петрович отвел под нее около четырех десятин земли, и это как-то неправдоподобно мало.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок для 10 класса: Описание дворянских усадеб в романе

Тип урока: изучение нового материала.

- дать понятие описанию, его разновидностям; познакомить с особенностями усадеб XIX века, их описаниями в романе;

- продолжить воспитание нравственных и эстетических качеств; прививать интерес к творчеству писателя.

I . Оргмомент.

Учитель приветствует учеников, сообщает тему и цели урока.

II . Подготовка к восприятию нового материала.

Для начала нам с вами необходимо вспомнить, что такое описание.

Описание – это часть текста (наряду с другими типами – повествованием и рассуждением), где даются более или менее развернутое изображение признаков, явлений, процессов.

Существуют два вида описания – деловое и художественное. В деловом описании отмечаются все существенные признаки предмета, то есть такие признаки, по которым можно представить предмет, его внешний вид, узнать о его отличительных свойствах. В художественном же описании об этих же признаках говорится ярко, выражается отношение автора к предмету. При этом могут быть отмечены не все признаки описываемого, а только те, которые представляются автору самыми яркими и важными.

III . Восприятие и осмысление нового материала.

У: Со сколькими усадьбами автор знакомит нас в произведении, кому они принадлежат?

У - к: с 3, с усадьбой Кирсановых, Одинцовой и родителей Базарова.

У: Обратите внимание, что роман написан в 1861 году, следовательно автор должен давать нам описание дворянских усадеб, их внутреннего убранства в соответствии с этими временными рамками.

Давайте послушаем доклад о дворянских усадьбах первой половины XIX века.

У – к: «Дом господина и многочисленные строения, окружавшие его, были укрыты от нескромных глаз высоким забором. Такой участок называли усадьбой.

Во-первых, усадьба – это отдельный дом со всеми примыкающими к нему строениями, угодьями. Во-вторых, это поселок, место, где расположены жилые дома и хозяйственные постройки. Наконец, участок земли, находящийся при доме. Каждая из усадеб – отдельный мир, в котором великолепный господский дом, хозяйственный двор со всеми необходимыми строениями и огороженные стеной парки, куда не долетает шум городской жизни.

Замкнутая, обособленная усадьба, предназначенная для одной семьи, выражала понимание собственного я ее владельца. Отправляясь в деревню, человек как бы переселялся из макромира в микромир. Но и в этом микромире он хотел жить так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр, собственная типография, балы и приемы.

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII и первой половиной XIX века. Начинается он с Указа о вольности дворянской и завершается через несколько лет после казни декабристов.

Каждый владелец усадьбы стремился к тому, чтобы облик его дома, а так же сада и парка, отличался от других. Видимо, эта особая индивидуальность усадебных строений и придавала провинциальной архитектуре особую лирическую красоту.

На протяжении XVIII – XIX веков кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал к непарадным комнатам. Обстановка его была достаточно строгой. Дубовые или красного дерева стулья, диван, кресла. Вместо просторного письменного стола – секретер, бюро или конторка.

В кабинете утверждалась жизнь усадьбы. Здесь хозяин выслушивал доклады управляющего о делах, писал повеления в другие поместья и письма многочисленным родным и знакомым, здесь обсуждали проекты новых строений и разбивки парка.

Вторым по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья, без веселого пира не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Новая мода на парадные столовые, утвердившаяся во Франции, нашла своих последователей в России.

Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Русская усадьба была не только приятным местом времяпровождения владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени.

Одним из ценных мест в усадьбе по праву можно считать библиотеку, каждый уважающий себя дворянин считал своим долгом иметь у себя коллекцию различных книг, пособий, журналов. Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы.

Непременным украшением усадьбы становились портреты и картины. Важной составной частью усадеб были садово-парковые устройства, в их планировочных системах отражались жизнь эпохи и ее стилистические черты. Многие из них были созданы мастерами – садоводами, зодчими, порой достигали большого совершенства и являлись яркими произведениями садово-паркового искусства.

Любовь к земле, к саду, к деревьям – ко всей природе – была всегда сильна у русского человека. Дворяне не скупились на средства и возможности, когда дело касалось садово-паркового искусства, холили, берегли природу и заботились о своих садах.

У: Теперь обратимся к непосредственному описанию усадеб нашего произведения. Первой усадьбой, с которой нас знакомит автор, является усадьба Кирсановых - Марьино. Найдите в тексте ее описание, чьими глазами описывает ее автор?

У: Мы видим, что Марьино является типичной дворянской усадьбой, которая имеет все атрибуты: и жилой дом, и хозяйственные постройки, и живописный сад.

Давайте обратимся к описанию сада, мы с вами говорили, что это неотъемлемая часть усадьбы.

У: Сады и парки устраивались по различным планировочным системам: регулярной, ландшафтной и смешанной. Одни разбивались по ландшафтной, пейзажной системе, следуя свободному подражанию естественно возникшему лесу, подправленной искусством человека природе. Другие имеют в основе более или менее правильную, регулярную систему планировки с геометрической сеткой аллей и дорожек. Третьи занимают промежуточное положение, у них смешанная планировка, включающая естественные участки лугов и лесов, связанных прямой и четкой аллеей, а далее сливающихся с природными угодьями.

Из описания мы можем предположить, что сад Кирсановых имеет регулярно – ландшафтную систему.

О внутреннем убранстве дома усадьбы можно судить по описанию некоторых комнат.

Давайте посмотрим на кабинет Павла Петровича.

У: Тургенев очень точен в своих описаниях, он учел все, что касается интерьера дворянских комнат XIX века. Несомненно, в дворянском доме должен был располагаться кабинет владельца – святая из святых, где никто не смел нарушать его покой за важными делами.

Соответствует ли описание усадьбы, внутреннего интерьера характерам ее владельцев.

У – к: Конечно, с одной стороны характеризует Николая Петровича, который занимается усадьбой, своим садом, как человека мягкого, добродушного. С другой стороны Павел Петрович – английский франт, который своим видом, своим поведением подчеркивает свое дворянское происхождение. Все в нем породисто и внешний вид, и нежной белизны руки и одежда.

Французская речь, на которой говорят в доме Кирсановых, а Павел Петрович чаще всего, так же является важной характеристикой.

У: Далее мы попадаем в усадьбу Одинцовой – Никольское. Эта усадьба также со своими вкусами и традициями. Чьими глазами мы видим ее впервые?

У: Здесь мы видим еще одну важную часть архитектурного ансамбля усадьбы - церковь.

Первым местом в доме усадьбы, куда сначала попали гости Анны Сергеевны, была гостиная, которая также придает дому богатый вид.

У: Несомненно, гостиная является украшением дома, ведь там чаще всего принимали важных гостей. Отсюда и изысканный вид, мебель, выписанная из столицы, либо из заграницы. Стены гостиной украшали портреты хозяев дома и их многочисленной семьи, портретная галерея имелась практически в каждой дворянской семье.

Как характеризует описание усадьбы нашу героиню?

У: посмотрим, есть ли в усадьбе сад.

У – к: Он еще живописнее, чем сад Кирсановых: «Покойный Одинцов не любил нововведений, но допускал некоторую игру облагороженного вкуса и вследствие этого воздвигнул у себя в саду, между теплицей и прудом, строение вроде греческого портика из русского кирпича. На задней, глухой стене этого портика, или галереи, были выделаны шесть ниш для статуй, которые Одинцов собирался выписать из-за границы. Одну из них, богиню Молчания, с пальцем на губах, привезли было и поставили; но ей в тот же день дворовые мальчишки отбили нос…

У: Да Одинцов хотел роскошный сад, в нем и беседки, и скамеечки, и пруд, и портик. Но, о чем нам говорит история одной из статуй?

У – к: О том, что это излишнее, в этом нет необходимости. Автор здесь осуждает некоторые принципы русского дворянства.

По сравнению с прекрасно обделанными господскими домами Кирсановых и Одинцовой, дом Базарова кажется крестьянской избенкой. Василий Иванович Базаров является отставным штаб-лекарем, поэтому и жилье, и хозяйство у него довольно скромные.

Давайте посмотрим на ее внутреннее убранство.

У: Хотя мы и не наблюдаем здесь кокой-то роскоши и богатства, тех мелких, порой ненужных предметов, так часто заполняющих барские комнаты, но мы видим вещи, которые отвечают практическим целям, по крайней мере их владельца.

Конечно же, и в усадьбе Базарова мы наблюдаем сад.

У: И опять мы видим в Василии Ивановиче практика. Пусть и нет у него в саду заграничных, редких пород деревьев и кустарников, но зато есть то, что необходимо, по его мнению, для всех – лекарственные травы, ягоды и фрукты, именно этим и ценится его сад, поскольку он приносит пользу.

Как усадьба, ее убранство, описание комнат характеризуют ее хозяев?

У: То есть, нет у нее и той дворянской привычки казаться начитанным и умным, знать все новшества литературы и читать французские романы. Она очень близка по духу к своим крепостным, знала толк в хозяйстве, хотя и мало чего делала сама.

IV . Закрепление материала.

У: А теперь ребята, сделайте пожалуйста выводы нашего урока.

Необходимо ответить на вопросы:

1.Каковы особенные черты усадеб первой половины XIX века? (из доклада)

2.Учитывает ли И.С.Тургенев особенности времени, эпохи в своих описаниях?

3.Как вы считаете, к какой из усадеб, к кому из владельцев автор высказывает симпатию в своих описаниях?

4.Отражает ли описание усадеб положение в обществе, чин владельцев?

5.Как можно расположить данные усадьбы по степени роскоши и изящества?

V . Подведение итогов.

У: Давайте посмотрим, по какому плану описывает автор усадьбу, какие составные части присутствуют в нем непременно.

Обязательно автор говорит о внешнем виде усадьбы, затем, как бы заглядывая внутрь, дает описание какой-либо комнаты, либо кабинета, либо гостиной. Непременно автор дает описание и сада, который является незаменимой часть усадьбы.

VI . Домашнее задание.

Вашим заданием будет написать сочинение описание по плану, какой вы можете увидеть у автора. А описывать вы будете так же усадьбу.

Читайте также: