Уархаг и его сыновья читать кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смотреть что такое "УАРХАГ" в других словарях:

Уархаг — (староосет. волк ), родоначальник нартов в осетинском нартском эпосе. Муж Сайнагон, отец близнецов Ахсара и Ахсартага. От Ахсартага впоследствии происходит род Ахсартагката военных вождей нартов. Мифология Уархаг отправляет своих сыновей охранять … Википедия

Ахсартаг — (осет. Æхсæртæг) один из главных героев осетинского нартского эпоса, сын нарта Уархага и его жены Сайнагон, имел также брата близнеца Ахсара, который впоследствии погибает. Содержание 1 Мифология 2 Имя … Википедия

ОСЕТИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — В формировании О. м. участвовали скифо сармато аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В 13 14 вв. на мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро монголы. Источники для… … Энциклопедия мифологии

Адай-Хох — Вид на Адай Хох (крайний правый пик) … Википедия

Агунда — (осет. Агуындæ) героиня осетинского нартского эпоса, дочь владыки Чёрной горы Сайнаг Алдара. Содержание 1 Мифология 2 Искусство 3 … Википедия

Ацамаз — герой осетинского нартского эпоса, сын нарта Ацы, певец и музыкант, обладатель чудесной золотой свирели. Содержание 1 Мифология 2 Имя 3 Источник … Википедия

К старости родились у нарта Уархага два сына-близнеца. В час, когда поют первые петухи, родился первый сын, и в ту же ночь, когда утренняя звезда Бонварнон еще не взошла на небо, в час, кода поют вторые петухи, родился второй сын. Заглянули лучи утреннего солнца в сердца Уархага и жены: его Сайнагон, и почувствовали родители, как дороги им дети, порожденные ими. Чтобы счастье принес новорожденным день их рождения, Уархаг устроил пир, и, как водилось у нартов, только дичиной, добытой на охоте, потчевали на этом пиру.

Позвал Уархаг на пир небесного кузнеца Курдалагона, повелителя бездны морской Донбеттыра и тестя своего Сййнаг-алдара. Много почтенных нартов, и во главе их Бора и Алыбег, приглашены были на этот богатый пир. Курдалагон полюбил сыновей Уархага и дал им имена. Старшего назвал ои Ахсар, младшего — Ахсартаг.

А почему названы они были Ахсар и Ахсартаг?

И в честь наречения новорожденных подарил Курда-лагон Уархагу чудесную свирель, которую сам сковал из небесной стали фатыг в небесной своей кузнице.

Семь дней и семь ночей пировали гости Уархага, а когда кончился пир, вскочил Курдалагон на гребень огненной бури и, словно крылатый Пакундза, умчался в небеса. Перламутровой огненной рыбой обернулся Донбет-тыр и скрылся в морской бездне, Ушел и Сайнаг-алдар в свою крепость. Нарты же, как подобает тем, кто проводит всю свою жизнь в походах, отправились в опасный путь.

Не по дням, а по часам росли Ахсар и Ахсартаг. За день вырастали они на вершок, а за ночь — на целую пядь. Озорными мальчишками были Ахсар и Ахсартаг. Сделали они себе луки и стрелы, и не стало птицы, которая могла бы пролететь над ними: тотчас подбивали они ее, и камнем падала она на землю. Весь мир скоро узнал, что у нарта Уархага подросли отважные сыновья-близнецы — Ахсар и Ахсартаг.

Два брата АхсартАг и АхсАр в ночь остались сторожить волшебную яблоню, дающую в день по одному волшебному яблоку. Это яблоко могло лечить разные болезни и недуги. В карауле под утро Ахсар подстрелил вора - им оказалась девушка - голубка. Часть крыла вместе с яблоком упали в траву. Разбудив старшего брата, Ахсар всё передал ему. Ахсартаг решается идти за вором по кровавому следу. След приводит братьев к берегу моря. Старший брат, оставив младшего на берегу, смело уходит в подводный мир…В подводном мире он приходит к хрустальному дому. В этом доме встречается с семьёй. Там живут семь братьев и три сестры. Одна из сестер смертельно больна. АхсартАг выясняет, что вылечить её может только он, так как именно эта девушка была голубкой-воровкой. У неё нет крыла, которое у него в платке и ей необходимо волшебное яблоко нартов. Братья готовы отдать девушку в жёны тому, кто вылечит её. АхсартАг соглашается с их условиями. Вылечив Дзерассу, они становятся мужем и женой. Долгое время они живут в подводном царстве доббентыров. И вот АхсартАг вспоминает о земле,о том, что брат его ждёт на берегу. Дзерасса к этому времени уже беременна и соглашается подняться на поверхность, так как заповеди предков говорят, что жена должна родить в доме мужа. Вырвав из косы золотой волос и обернув их с мужем, она превращает их в рыб, и они устремляются в поверхности моря. В это время на берег моря волна выносит волну с белой пеной. Увидев это, Ахсар обрадовался и чтобы подготовить достойный прием брату отправляется на охоту. В селе, тем временем, молодежь, довольная тем, что пропали сыновья Уархага (те были лучше их во всех делах), издеваются над стариком - отцом: Обзывают его, насмехаются, и заставляют бессменно пасти скот. В отместку УархАг не возвращается в село, а скот направляет в пропасть… В это время Ахсанртаг и Дзерасса появляются на берегу моря у шатра. Женщина входит в шатер и тот освещается и начинает играть красками. Ей он очень понравился. Ахсартаг решается идти навстречу брату. Но они в лесу разминулись. Ахсар возвращается к шатру и видит в нём красавицу. Это – Дзерасса! Он понял, что брат вернулся с женой. Тем временем Дзерасса принимает Ахсара за своего мужа. Они с детства очень похожи. И начинает к нему ластится. В это время муж (Ахсартаг) не подстрелив дичь, решается заночевать в лесу, чтобы с рассвета поохотиться и с добычей вернуться на берег моря в шатёр. Собираются спать и в шатре. Ахсар расстелил бурку и положил между ним и Дзерассой свой меч, чтобы ненароком не обидеть жену брата. Дзерасса, не понимая, что происходит, вскакивает и ночь проводит у окна. Утром в шатёр возвращается Ахсартаг. Увидев заплаканную жену, начинает ревновать её, думая, что брат ночью её обидел. Ахсар, проснувшись, увидев сердитого брата, пускает в воздух стрелу, при этом говорит, что пусть она попадет в то место, которым он коснулся Дзерассы. После этого он должен умереть. Стрела попадает в мизинец. Ахсар умирает на глазах брата и его жены. Жена в слезах говорит, что Ахсар её не касался. И Ахсартаг понял, что напрасно думал на брата. Вставив свой меч рукоятью в грудь брата, а остриём себе в горло, он с размаха опускается… Ахсартаг умирает. Дзерасса остается одна… Она молит небо ей помочь. Её услышал Уастырджи - покровитель мужчин, путников и воинов, который спустился с небес на своём трехногом коне на землю. Дзерасса просит его помочь. Дух соглашается, в обмен она должна стать его женой. Та соглашается для видимости. Уастырджи хоронит воинов - братьев. Дзерасса просит Духа умыться в реке, и обманом уплывает в родной край доббентыров. Разгневанный Дух грозит ей отмщеньем в мире мертвых и уходит на охоту. Вернувшись домой в подводное царство Дзерасса узнает, что она ждёт ребёнка. По совету матери она возвращается на землю в родное селение своего мужа. Здесь старейшие жители села благосклонно принимают её. Она решает родить в родовой башне. Счастливо разрешившись Дзерасса производи на свет близнецов - Урызмага и Хамыц.

Священен род был УархАга
Как поутрУ заря взошла.
Во славу рода, его блага
Двоих ДзерАсса родила…

Два близнеца, сыны, как прежде,
Хамыц назвали, УрызмАг.
В них воплощение надежды,
Что род поднимет в башне флаг.

В день на вершок, в ночь – в пядь, взрослея,
росли, мужали близнецы,
Опережая своё время,
Бросая вызов дням судьбы.

Свистели стрелы словно вихорь,
Для них - всё шутка, ерунда.
А нарты, это всё увидев,
Бегом от страха: кто, куда.

На речку пО воду для хлева
Послала дочь КулбАдаг-ус*.
ХамЫц, едва завидев деву,
Пустил стрелу, раздался хруст…

Кувшин разбит, вот так удача,
На платье пали черепки,
Она испуганна и с плачем,
Бегом домой, дела горьки.

«Случилось что с тобой сегодня?
Ответь, чтоб я смогла решить!
Поведай, дочь, кто тот негодник,
Тебя заставил слёзы лить?!

Сказавши речь свою пристойно,
Вручила новый ей кувшин.
Совет, приняв с душой спокойно
Дочь, испытала легкий сплин.

Из дома вышла очень скоро,
Там ждал Хамыц её уже.
А та ему грозит с укором,
И говорит на кураже:

Услышав то, рассвирепели
Два брата в ярости слепой.
Сломали луки свои, стрелы,
И к матери пришли в покой.

Решительно и без стесненья,
Прошли сквозь строй больших дворов.
А в чайхане в центре селенья
Нихас шёл нартов трёх родОв.

В душе идут батыры с верой,
Земля дрожит, тяжелый шаг,
Вниз камни сыплются без меры,
Как будто это камнепад.

Шажок к нему с душой страдальца,
Ступили вместе: брат и брат.
Их кончиками с дрожью в пальцах,
В слезах потрогал УархАГ.

И парни оба разрыдались,
Поведав деду о судьбе,
О смерти сыновей, что знали,
Из слов тех матери своей.

Узнав, воздал хвалу он небу,
Повёл их в башню УархАг,
Но не пройти, давно там не был,
И мусор там, где сам хадзар***.

Один из братьев взял лопату,
И мусор вынес – добрый знак.
Другой метлой замысловатой
Очистил пол, натёр очаг.

И заблестел хадзар священный,
Доволен был и млад и стар.
Блестел он в центре дерзновенно,
Стал лучше прежнего хадзар.

Под руки взяли деда тесно,
Свели во двор, где ярок свет.
Побрили голову до блеска,
И сбрили бороду на нет.

Пока искали братья деда,
Их мать в другом конце села,
В то время вышла вон из склепа,
Той башни, где она жила.

То крепость-башня АхсартАга,
Она - всё тот же славный род.
Не ведала она зигзага,
Что будет новый поворот.

В судьбе порой не ищут брода,
Ведь жизнь – не брошенный пятак!
Но как велят законы рода,
Дзерассу в жёны взял УархАг****.

Грандиозный и познавательный труд, Игорь!
Желаю Вам удачи в дальнейшем изучении эпоса народов Кавказа и написании прекрасных легенд.
С уважением, Георгий.

Спасибо, Георгий! Эта 6-я легенда в первой части Нартского эпоса! С улыбкой, Игорь

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

(Перевод с осетинского Панченко)

Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

(Перевод с осетинского Олендера)

Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

"Подлинную историю трудового народа, - говорит М. Горький, - нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, "Фауст", "Приключения барона Мюнхгаузена", "Пантагрюэль и Гаргантюа", "Тиль Уленшпигель" де-Костера, "Освобожденный Прометей" Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории". (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата. Эти пережитки наиболее ярко сохранились в первых двух циклах: "Уархаг и его сыновья" и "Шатана и Урызмаг". В сказаниях о Шатане наиболее заметное отражение получили древние формы брачных отношений, свойственных материнско-родовой организации. Шатана жила в своем роде, была замужем за своим братом Урызмагом, в общественной жизни нартов она играла выдающуюся роль.

Все эти черты, несомненно, являясь пережитками матриархата, свидетельствуют о том, что формирование нартского эпоса началось еще в глубокой древности - в эпоху материнско-родовой организации.

Однако, эпос, создававшийся в течение тысячелетий, не мог не отразить черт последующих общественно-экономических формаций. Сказания, не теряя своей жизненности, на протяжении многих веков развивались, обогащались новым содержанием. Поэтому вполне понятно, что ряд сказаний отражает черты зарождавшегося у осетин феодализма, борьбу нартов с алдарами, князьями.

В соответствии с этим, если в первых наиболее древних сказаниях речь идет преимущественно об охоте, как основном занятии нартов, то в последующих сказаниях все чаще упоминается о довольно развитом скотоводстве, земледелии, садоводстве, кузнечном ремесле и о появлении водяной мельницы.

В сказаниях о Сослане и Батрадзе нарты выступают не только как охотники, но и как скотоводы и земледельцы.

В сказании "Чем небожители одарили Сослана" рассказывается о том, как нартский народ в лице Сослана получил от покровителя мужчин Уастырджи булатный меч; от покровителя зверей Афсати - обещание удачи в охоте; от покровителя домашнего скота Фалвара - обещание оберегать стада нартов от хищных зверей; от небесного кузнеца Курдалагона - железную соху; от покровителя урожаев Уацилла нарты получили хлебные зерна и обещание богатых урожаев; от повелителя ветров Галагона - обещание ветра в осеннюю пору, когда нарты веют хлеб, и от повелителя вод Донбеттыра - разрешение строить мельницы на быстротекущих реках. Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, домашнее хозяйство - рукоделие, приготовление пива и других напитков, изготовление металлического оружия и его закалка, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.


Была статья и её больше нет? Видимо, автор или администратор решили удалить статью. Возможно потому, что автор ,на тот момент, был щькольником и такой статье место в категории 'Анекдоты'. :)

Комментарии


Комментариев пока нет. Оставь тут свой комментарий или анекдот!

Комментарии к посту

Фантастические постройки римлян, о которых вы не знали.

Казанский собор. Тайна собора. Тайны Петербурга.

Загадочный Крым. Как Николай 2 римские руины раскапывал.

Кхаджурахо. Храм секса в Индии. Древний город.

Притчи о смысле жизни

Карты Таро. Часть 2. История карт.

Защита сайта от СПАМА. проверка в форме.

Как побороть страхи. пошаговая инструкция. психология

Его можно было бы считать злым гением, но злости в нем было много, а гениальности — в обрез.

Смешной афоризм

Вдохновителем на написание романа Л.Н. Толстого *Анна Каренина* стала дочь А.С. Пушкина М.А. Гартунг.

[ Интересные факты о мире ]

Рассказы из категории:

smile, funny, fun, like, happy, веселье, улыбка, смеятся, смешно, майлик

Спасибо за посещение портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! ;-)

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

Статьи, авторы и создатели портала не побуждают к каким либо деяниям, а материалы размещенные на страницах портала имеют лишь ознакомительный характер и не берут во внимание что-то конкретное.
Более того, создатели портала негативно относятся ко всем радикальным и противозаконным деяниям.

Читайте также: