Финикия и палестина в древности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Восточное побережье Средиземного моря - племена ханаанеев. Города-государства: Тир, Библ, Сидон и др. -1 тыс. до н.э. Выгодное географическое положение.

Активная морская и сухопутная торговля. Нехватка земли занятие ремеслами, рыболовством, торговлей; поиски свободных территорий, т.е. колонизация чужих территорий (острова Средиземного моря и Северная Африка). Основание на захваченных территориях колоний, самой знаменитой из которых был город Карфаген (IX-VIII вв. до н.э.).

Лучшие мореходы и кораблестроители конца 2 - нач. I тыс. до н.э. В нач. I тыс. до н.э. первыми в мире создали алфавит, состоявший из 22 букв, обозначавших согласные звуки.
Палестина

XIII в. до н.э. - переселение еврейских племен в долину реки Иордан (скотоводы-кочевники). Войны евреев с ханаанеями за обладание долиной. Постепенное объединение ханаанеев с евреями в один народ в борьбе с филистимлянами.

Х в. до Н.э. - образование еврейского государства Израиль.

Саул - первый царь. Одержал ряд побед над филистимлянами. Погиб в битве с ними. Давид - царь, избранный старейшинами израильтян (конец ХI в. до н.э.). Соломон - последний царь, сын Давида (965 -928 гг. до н.э.). Славился необычайной мудростью.

Израильское царство после смерти Соломона Северное царство просуществовало до 722 г. до Н.э., уничтожено войсками Ассирии. Южное царство В 586 г. до н. э. было захвачено вавилонским царем Навуходоносором, который разрушил храм Яхве в Иерусалиме, евреев переселил в Вавилонию.

Библия (XII в. до н.э. - 2 в. н.э.)

- собрание книг, которые считаются священными в христианстве и иудизме. Состоит из Ветхого Завета (39 книг) и Нового Завета (27 книг). Состав Библии: произведения различных жанров – от сборников мифологических сказаний и древних законов до любовных и бытовых повестей.

Первая часть - Ветхий Завет - предания о происхождении мира, о родоначальниках еврейского народа и его древнейшей истории. Книги пророков, появившихся до рождения Христа.

Вторая часть - Евангелия, послания и деяния апостолов ­ воссоздает жизнь и высказывания Христа, а также его учеников. Апокалипсис, или "откровение Иоанна Богослова", содержит христианское представление о конце мира. В Библии провозглашается единобожие. Устанавливаются десять заповедей (не убивать, не красть, не лгать, почитать отца и мать и др.), принятых впоследствии в качестве нравственных норм большинством народов мира.

Другой народ, вышедший из Месопотамии, выросший из месопотамской культуры, — древние евреи, хотя они принципиально отталкивали все месопотамское. Их история полностью укладывается в Библию. Более того, в Библии — источнике очень подробном — нетрудно усмотреть фазы их этногенеза. Этнический субстрат, послуживший будущему рождению евреев, был перемещен (возможно, в качестве союзников) в Египет нашествием гиксосов в XVI веке до н. э. В Египте правят гиксосские династии, что не оставляет ни малейшего сомнения в правоте ветхозаветного рассказа об Иосифе. Он действительно мог быть вторым человеком после фараона в Египетском царстве, ибо сам фараон был из гиксосов, то есть Иосифу относительно соплеменный, а египтянам — оккупант. Во время Второго переходного периода гиксосская династия была сметена, и был восстановлен Египет Нового царства. На его территории в оставшемся субстрате из переселенцев и произошел этнический старт древних евреев.

Естественно, пребывание в Египте — скрытый подъем (инкубационный период) древнееврейского этноса, а явный подъем описан в Исходе под водительством Моисея. Пассионарный перегрев был растрачен на завоевание владычества в Палестине и победы над многими народами и закончился основанием единого Израильского царства, которое датируется очень точно. Время правление первого древнееврейского царя Саула: около 1030-1010 годов до н. э. Затем следует Давид, потом продолжительное правление Соломона, а далее царство распадается на Израиль и Иудею, что очень характерно для фазы этнического надлома. Попадание сначала Израиля в ассирийский плен, а затем Иудеи — в нововавилонский при Навуходоносоре II приходится на надлом. Затем наступает инерция. Более того, благодаря исключительной подробности Библии, мы видим регенерацию в инерции древних евреев, которая имела место при первых Маккавеях. И на том в I веке н. э. история древних евреев заканчивается. А появление уже следующего иудейского этноса — это восстание Бар-Кохбы (Сына Звезды) при римском императоре Элии Адриане во II веке н. э.

Говорить о Библии — основном наследии древних евреев — невозможно в обзорном курсе. Библия сама по себе достойна полного двухсеместрового курса. Однако обратим внимание на совершенно особую судьбу этой книги. Эллинистический мир начал читать Библию в греческом переводе при Птолемеях во II веке до Р.Х. После того потребовалось не так уж много времени, чтобы перевести ее на латынь. Конечно, использовавшие греческий и латынь в качестве языков науки средневековые народы — наследники библейской традиции по вероисповеданию. Но она перешагнула, что большая редкость в истории, и перешагнула давно за пределы тех культур, для коих является священной книгой, — для двух христианских культур нашего времени, а также мусульманской культуры. К настоящему моменту Библию читают на всех материках. Например, она оставила не такой уж малый след в японской литературе, хотя японцы ни в коем случае не принадлежат к авраамическому кругу.

В свете сказанного очень показателен социологический опрос конца 1970-ых годов среди московских студентов. Их попросили ответить на вопрос: если Вы попадаете на необитаемый остров и можете захватить с собой лишь одну книгу, какую книгу Вы захватите? Опубликовать тогда результаты опроса социологи не смогли, ибо все, в том числе те, кто никогда не читал Библии, указали на нее. Чтобы представить, насколько поразительное место занимает Библия в жизни человека, достаточно попытаться ответить себе на тот же вопрос, только допустив, что можно взять на необитаемый остров не одну, а две книги. Здесь-то и выяснится, что ответить на такой вопрос, то есть выбрать вторую книгу, неизмеримо сложнее.

Главное наследие древних евреев действительно есть Библия, и все же древнееврейская культура не сводится только к ней. Это обособленная культура. Великой она не была, хотя оказала поистине великое воздействие на другие народы. Единственность в исповедании единого Бога предопределяла ее изоляцию, хотя существенно различную в разные эпохи. Древнееврейская архитектура имеет месопотамские черты. Никакой своей архитектурной школы или даже своего почерка в архитектуре у древних евреев не было. А отказавшись от изобразительного искусства, евреи лишили себя и этого наследия.

Что касается самого культа, то он описан. Жертвенник всесожжения Соломонова храма имел размеры 20×20×10 священных локтей (священный локоть равен 522 мм), а жертвенник всесожжения второго храма — 30×15 священных локтей. Этот огонь не могла загасить ни одна буря. Число жертвенных животных упоминается в разных источниках. Так, в Библии говорится, что при освящении Соломонова храма в жертву были принесены 22000 быков и 120000 овец; а Иосиф Флавий пишет, что во втором храме на Пасху в жертву принесли 265500 агнцев. Поток Кедрон отводил жертвенную кровь из храма и удобрял ею Иосафатову долину, которая остается и поныне запредельно плодородной. Звуки сложнейших музыкальных инструментов, известных из заглавий псалмов, не могли заглушить рев животных. А священники Иерусалимского храма, правда, очень редко (на Пасху и в особых случаях вроде освящения храма) ходили по щиколотку в крови в буквальном смысле слова. Чтобы выдержать такое зрелище, нужно быть твердым в вере. Видимо, из-за того, а не только из-за пренебрежения к язычникам им запрещалось входить даже во Двор Иерусалимского храма.

От культа Соломонова храма выстраивается весь Ветхий Завет, а далее и Новый Завет. Все христианское богослужение пронизано ветхозаветными текстами. В Писании есть довольно много мест, достойных того, чтобы относиться к ним со вниманием и почтением. Можно не быть верующим человеком, но нельзя забывать, что ветхозаветный культ был страшен, как страшен и культ христианский — тот же самый по своей внутренней сущности, но превратившийся из кровавого в бескровный. Только историк, который придерживается строго конфессиональной христианской позиции, скажет, что видоизменить подобным образом этот культ было угодно Богу, а историк внеконфессиональный скажет, что таковым его сделали люди.

Финикия

На периферии месопотамского мира (на границе Сирии и Палестины) сложилось еще одно государство — Древний Ханаан. Его обитатели ханаанеи (ханаанцы) были прямыми основными этническими предками финикийцев и небольшой, но очень влиятельной, а временами грозной страны Финикии.

Какое же мировоззрение побуждало финикийцев удерживать такой чудовищный культ? Как отмечают самые разные исследователи (философы — более эмоционально, историки — более сдержанно), этот народ всерьез воспринимал только зло. Он в полном смысле этого слова доверял злу. Финикийцы не были уверены в существовании добра в этом мире, а в существовании зла не сомневались ни на секунду. И все эти жертвы приносились исключительно с целью умилостивить злобное начало.

Они создали довольно высокую цивилизацию, но не создали значительной культуры. Письменные источники финикийцев до нас дошли, особенно со времен Позднего Карфагена. Однако финикийской литературы нет. Есть только деловые и хроникальные материалы (свою историю стремится сохранить любой народ), но и последние отличаются предельной сухостью.

Величайшее достижение финикийской цивилизации, которым пользуются все, — это алфавит. Финикийцы — первые создатели алфавитного письма. Остальные алфавиты так или иначе фонетически связаны с финикийским — и арабский, и греческий, и заимствованный из греческого латинский, и наш, происходящий от более позднего варианта греческого. Тем не менее изобретение алфавита не свидетельствует о самой высокой культуре. Алфавит лишь позволил усовершенствовать деловой обиход. Несколько десятков знаков любого алфавитного письма просто легче запомнить. Но в сравнении с алфавитным иероглифическое письмо неизмеримо богаче по своим информационным возможностям.

Все остальное, что было создано финикийцами, относится к усовершенствованию мореплавания. А мореплавание было необходимо для основного занятия финикийцев — торговли. Они были народом торговым априори.

Если Вавилон, в силу своего эгоизма торгового города, всегда был готов эксплуатировать другие города в своих интересах и не смог основать не только империю, но даже единое государство в размере Нижней Месопотамии, то отрыв финикийцев от окружающего мира, их эгоистическая отстраненность была еще выше.

Культурные центры Финикии лежат у подножья горного Ливана, однако это вовсе не побережье современного Ливана. Это древнейшие города Сидон (нынешняя Сайда), Тир, Гебал (или Библ). Финикийцы — первый, но не последний этнос в мировой истории, избравший себе вмещающим ландшафтом городскую среду.

А финикийцев вообще не интересовало все, что находилось за стенами города. Они стремились лишь подчинить окрестное население, чтобы выгоднее с ним торговать. Кстати, еще в древнейшие времена воинской силой или угрозами финикийцы удерживали власть над теми ливанскими землями, где рос ливанский кедр — совершенно бесценное дерево. Однако они там не жили, а лишь дистанционно управляли ими.

Существует предание, приклеившееся позднее к разным историческим деятелям, но первоначально связанное с основанием Карфагена. Карфаген тоже основали эмигранты, почему-то сбежавшие уже из Тира во главе с царевной Элиссой. Так она названа в их источниках, но скорее всего она — не царская дочь, а родовая аристократка. Высадившись на берег, где впоследствии был основан Карфаген — на окраине современного города Тунис, — Элисса обратилась к местным старейшинам какого-то из ливийских племен (точно неизвестно, кто там жил в то время) с просьбой продать землю под будущую колонию. Тем и в голову никому не приходило, что землю вообще можно продать, потому они с издевкой ответили, что продадут ей столько земли, сколько она сможет накрыть бычьей шкурой. Ночью Элисса разрезала шкуру на тоненькие ремешочки и окружила ими необходимую ей землю. Очевидно, что ремешками можно было окружить лишь место для основания крепости, а земля, как таковая, Элиссу не интересовала.

Жили финикийцы в своих городах страшно тесно. Их пяти-шестиэтажные дома буквально жались друг к другу. В Риме периода империи тоже была переуплотненная городская застройка, но все-таки между инсулами (многоэтажными жилыми домами) было достаточное расстояние. А касательно Карфагена римские источники свидетельствуют, что при его штурме римляне перебрасывали с крыши одного дома на крышу другого через переулок доску и по ней перебегали. Такова была плотность застройки этого мерзкого города, где жил удивительно неприятный народ — народ, которого многие боялись, но никто не любил.

Тема 6 .Древние Финикия и Палестина.

Финикия - страна мореплавателей

На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами, мало было места для полей и пастбищ)

Основные занятия: Активная морская и сухопутная торговля, мореплавание, кораблестроение.

Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Из оливок они выдавливали душистое масло. Вино и масло финикийцы могли обменивать на пшеницу.

Славилась Финикия и строительным лесом. Толстые бревна из кедра ливанского отправляли в Египет и в другие страны.

Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы.

Много было у финикийцев искусных ремесленников — ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости.

Здесь было изобретено прозрачное стекло. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду.

Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный цвет. Они не выгорали на солнце и не синили при стирке.

А секрет добывания пурпурной краски был таков: на дне моря находили маленькие раковины и из каждой улитки выдавливали несколько капель лилово-красного цвета.

Удобно и само положение Финикии — сюда выходили торговые пути из Двуречья.

На ослах и верблюдах прибывали торговые караваны в города финикийцев Библ, Сидон и Тир.А из этих портовых городов можно было плыть дальше — и в Египет, и в Грецию, и в самые далекие земли.

В городе Библ греки покупали египетский материал для письма - папирус (по-гречески библос]. Отсюда произошло название священной книги христиан Библия, означающее "книги", а также слово "библиотека".

Искусство мореплавания финикийцы использовали не только для добрых целей. Среди них были и морские разбойники, пираты, грабившие чужие корабли.

Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Нехватка земли в Финикии привела к поиску свободных территорий, т.е. колонизации чужих территорий (острова Средиземного моря и Северная Африка). В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения — колонии.

Так постепенно в 10—6-м веках до н. э. вдоль побережья Средиземного моря появились финикийские колонии.

Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9-8 веках до н. э. выходцами из города Тир. Постепенно Карфаген превратился в богатейший город, ставший центром могущественного государства. Ему подчинялись не только другие финикийские города-колонии, но и некоторые народы, жившие в Африке и Испании.

Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан, достигая северных земель Европы и западных берегов Африки. Они первыми в мире совершили примерно в 600 году до н. э. морское путешествие вокруг всей Африки.

Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.

Боги финикийцев. Финикийцы поклонялись богу Ваалу. Его имя означает "хозяин, владыка". Он считался богом весны, грома и молний, бури, войны, но также и покровителем государства. Своим богам финикийцы приносили человеческие жертвы: в раскрытую пасть огромного идола, в которой пылал огонь, бросали младенцев.

Главная богиня финикийцев Астарта была сходна с древневавилонской богиней Иштар. Астарта - богиня любви, плодородия и войны.

При раскопках финикийского города Моция было обнаружено ритуальное кладбище, где захоронены сотни глиняных сосудов с обгоревшими останками принесенных в жертву младенцев. Над захоронениями воздвигались небольшие стелы с изображениями финикийских богов, которым эти жертвы приносились.

Финикийский алфавит. В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Их было всего 22. Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Строчки писали не слева направо, как мы, а справа налево. Алфавит у финикийцев заимствовали древние греки, которые также ввели буквы, обозначавшие и гласные звуки. От финикийского и греческого алфавита произошли почти все алфавиты в мире.

Финикийцам мы, возможно, обязаны названием континента - Европы. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды юная Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину ласкового животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно поплыл от берега. Он доплыл до острова Крит, где Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть часть Западного Средиземноморья, а затем и весь континент. Похищение Европы стало одним из любимых сюжетов художников.

В начале 13-12 веке до н. э. на восточное побережье Средиземного моря стали нападать "народы моря". Они захватили земли южнее финикийских городов. Это были филистимляне.

От названия этих народов произошло и название завоеванной ими страны - Палестина. Финикию с Палестиной связывали сложные отношения. Между ними случались и войны, и примирения, велись переговоры, торговля.

Древняя Палестина.

Географическое положение: Земли Палестины лежали на восточном побережье Средиземного моря Финикия находилась на северном побережье, а Палестина – на южном. Река Иордан, пересекающая Палестину в южном направлении впадает в Мёртвое море (очень солёное). Горы и предгорья удобны для развития скотоводства. Не было месторождений металлосодержащих руд. Не росли деревья пригодные для строительства.

Израильско-иудейское государство. На юге Тира жил народ, называемый филистимилянами. Египтяне называли их пелестимами (палестинцами). По названию этого народа и земля была названа Палестиной. Часть древних жителей Палестины называли хананеями.

Примерно три с половиной тысячи лет тому назад на Восточное побережье Средиземного моря, в Палестину, пришли воинственные кочевые племена скотоводов. Сами себя эти племена называли "народ Израиль". Другие же народы называли их "ибрим", или "евреи", что, вероятно, означало "переправившиеся через реку" или "пришедшие из-за реки".

В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города.

Израильско-иудейские племена захватили большую часть Палестины. Северную часть этой земли захватили – израильтяне, а южную – иудеи.

Здесь в 11 в. до н. э. они основали древнееврейское Израильское царство. Первым правителем этого государства стал Саул. Он одержал немало побед над врагами еврейского народа, главными из которых были народы моря - филистимляне. После гибели Саула и его сыновей в неравной битве с филистимлянами царем был избран Давид.

Давид оказался талантливым правителем. Еще при жизни Саула в южной части Палестины он создал самостоятельное царство со столицей в городе Хеброне. Став царем, он объединил Израильское и Иудейское царства, а новой столицей государства стал город Иерусалим.

Давид провел реформу своего государства. Он организовал постоянное войско, в которое входили отряды наемников, создал мощную государственную власть, в состав которой входили судьи, писцы, сборщики налогов и податей с завоеванных земель. Одной из важнейших должностей была должность "докладчика царя".

При Давиде под властью Израильского царства находились различные народы. Израиль в то время поддерживал дружеские отношения с соседней Финикией.

Давид передал престол младшему сыну Соломону (Сулейман). При Соломоне в израильском царстве воцарились мир и благополучие. Царь прекратил войны, а споры предпочитал решать мирным путем.

В это время Израиль имел выход к Средиземному и Красному морям, контролировал важные торговые пути из Аравии в Египет и в другие страны. В Израиль ввозили драгоценные металлы, предметы роскоши, коней, колесницы, строительные материалы. Соломон покровительствовал ремеслам. Он приглашал в страну выдающихся мастеров. Царь скопил столько богатств, что смог превратить Иерусалим в красивейший город мира. В центре города был воздвигнут огромный храм в честь Бога Яхве. Руководили строительством храма лучшие финикийские мастера, а украшали его самые умелые камнерезы-израильтяне. В храме был установлен жертвенник и хранился Ковчег (ларец). В нем лежали скрижали завета, данные когда-то Богом Моисею. Так Иерусалим стал религиозным центром Израиля, хранилищем еврейских святынь.

Царь Соломон прославился своей мудростью, справедливостью и талантами. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение люди называют соломоновым.

Далеко по всему свету распространилась слава о его богатстве и могуществе. В Библии рассказывается, что сам египетский фараон отдал в жены царю свою дочь, а из далекого царства Саба, что расположено в песках Аравии, посмотреть на великого государя приезжала царица Савская.

После смерти Соломона государство распалось на два царства: Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. Столицей Иудеи стал Иерусалим. Эти царства временами даже воевали между собой, что ослабляло и то, и другое. Позже оба царства были захвачены вавилонянами.

Мифы и предания древних евреев. Религия. Из Библии известно, что древние евреи почитали единого бога Яхве, в то время как другие народы поклонялись многим богам и идолам. Поэтому они считали себя народом, избранным Богом.

Древние евреи считали, что единый бог Яхве сотворил мир и человека. Он дал людям свои установления, по которым те должны жить. Божественные заповеди считались законом, который никто из евреев не мог нарушить.

К народу Бог обращался через пророков. Пророки - люди, избранные Богом для того, чтобы донести всем божественное слово откровения.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные ( закрытые) тесты.

1. В Мертвое море впадает река:

A) Тигр. B) Евфрат. C) Галис. D) Нил. E) Иордан.

2. Наиболее развитым городом на юге Финикии был:

А)Библ. В)Угарит C) Арвад. D) Кадеш. Е)Сидон.

3. Финикийцы были хорошими строителями:

A) Крепостей. B) Кораблей C) Дворцов. D) Храмов E) Пирамид.

4. На юге Тира жил народ, который называли:

A) Египтяне. B) Хетты. C) Ассирийцы. D) Филистимляне. E) Урартцы.

5. В Палестину стали прибывать кочевые племена:

A) Саков. B) Скифов. C) Сарматов. D) Тюрков. E) Еврейские племена.

6. Израильско-иудейское государство было создано в годы правления:

A) Царя Давида. B) Царя Саргона. C) Царя Ирода D) Понтия Пилата. E) Царя Ашшурбанипала.

7. Израильско-иудейское государство достигло своего расцвета при царе:

A) Давиде. B) Соломоне. C) Ироде. D) Телепине. E) Хаммураппи.

8. Столица Израиля:

A) Иерусалим. B) Сидон. C) Самария. . D) Библ Е) Дамаск.

9. Важнейшим достижением финикийской культуры являете создание:

A) Книгопечатания. B) Кораблестроения. C) Пирамид. D) Алфавитного письма. Е) Почтовой службы.

10. Главного бога евреев звали:

A) Яхве. B) Иисус. C) Мардук. D) Мотт. E) Давид.

2. Творческие задания.

А) Города финикийцев: Б - - л, С - - - н, Т – р.

Самой известной колонией финикийцев был город К - - - - - - н.

Города финикийцев были расположены на берегах ………… моря.

Ответ: (Библ, Сидон, Тир. Карфаген. Средиземное море.)

Б) Одним из основных занятий древних финикийцев была торговля. «Финикийские купцы продавали:

3. Брёвна ливанского …………. (кедра)
4. Оливковое …………… (душистое масло)
5. Виноградное ………….. (вино)
6. Изделия из …………….. (слоновой кости)

К правителю какой страны обращался Соломон? Каким образом её жители доставляли лес? Каким продовольствием мог заплатить царь Соломон?

Восточное Средиземноморье — это множество различных государств и народов, переплетение цивилизаций, которые на протяжении сотен тысяч лет боролись за господство на этой огромной территории. Это центр культурного обмена и отправная точка многочисленных торговых путей. Восточное Средиземноморье в древности играло огромную роль в становлении и развитии Западной цивилизации.

Восточное Средиземноморье в древности

Географическое описание

Восточная часть Средиземноморья включает в себя узкую прямоугольную полосу, предгорье Тавра до территории Египта, современную Сирию, Палестину, древнюю Финикию. Эти земли располагались неподалеку от побережья, но при этом здесь отмечалась существенная нехватка пресной воды, а крупными реками были лишь Оронь и Иордан. Соответственно, земледелие в этом регионе была крайне ограничено, в основном здесь выращивали виноград и влагоустойчивое оливковое дерево. Живая природа в этих местах была крайне скудной, а вся жизнь сосредоточена на побережье.

В регионе Восточного Средиземноморья выделяются следующие государства:

  • Древняя Финикия.
  • Сирия.
  • Палестина.
  • Современные земли Израиля.

Восточная часть Средиземноморья

В античные времена здесь существовали мощные государства, которые благодаря своему флоту могли не только вести активную торговлю, но и осуществляли успешные военные кампании, в том числе против других стран, расположенных на северном и западном побережье Средиземного моря.

В средние века произошел религиозный раскол, а эти земли стали ареной битвы между крестоносцами и сарацинами. Здесь укрепились тамплиеры, которые на протяжении нескольких веков являлись фактически владельцами этих огромных территорий.

Особенности региона

Из-за особенностей засушливого климата развивать здесь сельское хозяйство было затруднительно. Жители этого региона занимались различными ремеслами, в том числе гончарным и ювелирным делом, ткачеством, строительством и производством стекла. В древности в особенности славилась дорогая пурпурная краска, которую изготавливали из панцирей моллюсков, живущих в этой части Средиземного моря.

Торговля в древнем Восточном Средиземноморье

Основное занятие людей в те времена — это торговля как по сухопутным путям, так и по морю. Появился класс купцов, основным признаком которых являлся кочевой образ жизни. Проблемой того времени можно назвать пиратство, которое процветало в этом регионе Средиземного моря. Существовали даже специальные гильдии и организации разбойников, которые грабили торговые караваны, наводя ужас на все местное население.

Регион Средиземноморья обладал огромными природными ресурсами, здесь добывали медную и железную руду, также был известен ливанский кедр, который использовали для постройки морских судов. Неудивительно, что ещё в доантичные времена этот край привлекает внимание могущественных царств Месопотамии и Египта. Именно эти две цивилизации оказали наибольшее влияние на культуру и уклад жизни жителей Восточного Средиземноморья.

История этих государств кратко изучается в школах и университетах, а многочисленные рефераты, презентации и дипломы содержат списки и таблицы таких стран по их населению и упоминание важнейших исторических дат. В таких работах указывается, какие здесь проживали племена, каковы из особенности и как сложилась история восточной части Средиземноморья.

Крупнейшие страны

В древности регион Средиземноморья состоял из трёх государств, самым сильным из которых считалась Финикия. Эта небольшая прибрежная страна, которая смогла обогатиться за счет торговли, в том числе с использованием суперсовременного на те времена морского флота. Эти земли располагались на окончании сухопутных путей, поэтому в древности местные правители построили большие торговые города и порты, отличающиеся удобным расположением.

Основное занятие финикийцев:

  • морская торговля;
  • ведение войн и захват рабов;
  • пиратство и разбой.

Финикийцы были искусными мореплавателями и судостроителями,

Финикийцы были искусными мореплавателями и судостроителями, не зная в этих вопросах себе равных на протяжении многих сотен лет. Они не только занимались продажей кедра и переправляли в северную часть Средиземноморья рабов, но и совершали многочисленные морские разбойные нападения. Лишь во времена позднего Рима удалось нанести многочисленные поражения финикийцам, практически полностью уничтожив это государство.

В северной части этого региона располагалась Сирия, которая известна едва ли не первой возникшей государственностью во всём Средиземноморье. Уже в XXIII веке до нашей эры здесь была основана независимая страна и величественный город Эбла. Могущество этого государства в первую очередь основывалось на торговле по морю и добрососедскими отношениями со всеми соседями, в том числе с Палестиной и её многочисленными племенами, проживающими на этой территории.

Ещё одно значимое государство Восточного Средиземноморья — это Палестина, которая имела комфортный климат и плодородные земли, что являлось редкостью в этом регионе. Известно, что в древности здесь было отлично развито скотоводство, местные племена кочевали в поисках лучших пастбищ, выращивая коров и овец на мясо и шерсть.

Одними из таких народов были древние иудеи, которые пришли на территорию Палестины со стороны Египта, а в последующем основали здесь государство Израиль.

Период владычествования Рима

Период владычествования Рима

В хронологических рамках история этого региона неразрывно связана с Древним Римом, когда Иудейское государство полностью потеряло свою независимость. В ранний период еще ощущались традиции Востока и Двуречья. Однако в последующем влияние римской культуры на израильское государство стало сказываться всё сильнее, столица была перенесена в Иерусалим, а практически весь регион стал подчиняться централизованной власти, присланной из Рима.

Именно этот период владычествования Рима выделяют как важнейший этап в развитии всех средиземноморских стран. В этот же время были созданы максимально точные и подробные карты как этого региона, так и всей Азии. Был изучен бассейн рек Тигр и Евфрат, появилось подробное описание практически всех этнических групп, проживающих на этой территории.

Это время считается периодом мира и материального благополучия, наладилась общественная жизнь, появились действующие законы, которые регулировали все аспекты взаимоотношения граждан.

Лишь в средние века, когда с этих территорий уходят крестоносцы и тамплиеры, происходит раскол в жизни общества и единая огромная территория начала разделяться на многочисленные независимые государства. Характеристика этого времени крайне сложная, так как политическая обстановка постоянно изменялась, а многие города, в том числе Израильско-Иудейское государство переходило из рук в руки. Менялось также представлениям людей об окружающем их мире, после прогрессивного романского общества часть территории была насильно обращена в ислам, что существенным замедлило развитие таких стран.

Читайте также: