Гигиена охрана голоса и речи у детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человеческий голос – самый тонкий и совершенный инструмент, но в то же время и самый хрупкий.

Наш век сопряжен с неспокойной экологической обстановкой, с преобладанием вредных и, к сожалению, общедоступных продуктов. Психо-эмоциональные нагрузки становятся неподъемными не только для взрослых, но и для детей. Все это негативным образом сказывается на качестве певческих голосов. По личным наблюдениям, за последние 10 лет многократно увеличилось число детей, имеющих с малых лет хронические заболевания голосового аппарата, и грубые дефекты речи. В такой неблагоприятной обстановке вопрос охраны певческих голосов стоит особенно остро.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению.

Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, удерживанием вокальной позиции, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Наряду с большими голосовыми нагрузками следует избегать насильственного расширения диапазона голоса, особенно с малой тесситурой, что так же приводит к нарушению деятельности голосового аппарата.

В школьном возрасте голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием, так называемой, вокальной мышцы (голосовая мышца развивается у детей до 12 лет).

Важным условием охраны детского голоса является правильный и планомерный разогрев голосового аппарата при помощи распевок. Качественная распевка сохраняется несколько часов. Но и здесь надо соблюдать меру. Чрезмерное распевание утомляет связочный аппарат, от чего страдает качество звука на проводимой репетиции или концертном выступлении. Физическое напряжение в сочетании с эмоциональной перегрузкой (если это концерт) могут способствовать появлению микроразрывов на голосовой мышце, что может привести к потере голоса. Недостаточное распевание так же отрицательно сказывается на качестве исполнения.

Сами по себе голосовые связки издают очень слабый звук. Что бы звук качественно резонировал, необходимо правильно подавать воздух через голосовую щель. Дыхание – основа жизни и основа пения. Только при правильном дыхании основная сила звучания возникает не столько от работы голосовых мышц, сколько от резонаторных полостей, что значительно уменьшает риск возникновения травм связок.

И, конечно же, не стоит забывать, что продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей – принесет не только эмоциональный, но и физический комфорт ученику.

Охрана детского голоса так же должна предусматривать некоторые ограничения в пище, поведении ученика и коррекции режима труда.

При пении мы делаем многократные глубокие вдохи. Вместе с воздухом в легкие попадают пыль и различные микрочастицы. Поэтому кабинет для вокально-хоровых занятий должен подвергаться ежедневной влажной уборке. Недопустимо, чтобы ученики или их преподаватель находились в классе в уличной обуви. Помещение нужно проветривать неоднократно в течение дня (при отсутствии учеников).

Запрещается выступление вокалистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С.

Шум, громкие разговоры, форсированное пение расшатывают голос.

Нельзя петь на голодный желудок, так как для пения нужна энергия и опора дыхания. Но есть можно за час-полтора до пения. Следует помнить, что для переваривания пищи также необходима энергия, и эта энергия будет расходоваться не на занятия вокалом.

Из питания детей, занимающихся пением, а также тех, кто хочет сохранить здоровым ЖКТ, следует исключить: острые блюда, кислые блюда, газированные напитки, семечки, чипсы, слишком горячие или холодные блюда. Совершенно недопустимо, чтобы ученик курил (что нередко случается у мальчиков-подростков).

Следует помнить, что отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия ученики имеют отдых для снятия напряжения.

При воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, рините, нарушениях в гайморовых пазухах воспалительного характера занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка. Пение даже при несильном кашле также должно быть исключено, потому что грудной резонатор не будет работать в полную силу, а вдох будет неглубоким. Тем более остаточный кашель может вызывать раздражение и першение в области глотки, что отрицательно сказывается на состоянии голосовой мышцы.

Что же делать с учеником, имеющим еще остаточные признаки болезни, но, по разрешению врача, посещающим школу? Ответ: заниматься слуховой работой, метроритмическими трудностями в изучаемых произведениях, сценическим движением и прочими задачами, не требующими нагрузки на связочный аппарат и резонаторные области.

Для выработки мышечной памяти голосовых связок требуются годы упорного труда. Современные дети более сложно воспринимают информацию; моторика, координация между слухом и голосом возникают с большим трудом, чем у детей, обучавшимися, скажем, 20-25 лет назад. Сейчас ученики могутвообразить себе услышанную мелодию, но почти всегда это не находит отклика в голосовых мышцах. Поэтому я не вижу особых препятствий для слуховых и метроритмических занятий с учеником, даже если он не совсем оправился после болезни. Конечно, мы должны помнить о тех редких талантах, которые учатся в школах искусств, и оберегать их голоса с особым трепетом.

Вопрос охраны детского голоса имеет еще одну щепетильную тему. Детский голос в мутационном периоде.

Основные принципы работы с детьми в мутационный период: не ускорять процесс развития гортани, не использовать репертуар взрослых певцов, не петь при хрипоте.

Мутация, как известно, явление физиологическое, обусловленное изменением функции гортани и всего организма в период полового созревания. Следовательно, мутация носит явно эндокринный характер и наблюдается в возрасте тринадцать-пятнадцать лет. У мальчиков голос становится более низким. У девочек период мутации намного короче. К тому же признаки мутации голоса не сильно выражены. Это связано с тем, что увеличение гортани у женщин происходит постепенно, а у мальчиков резким скачком.

К тому же у девочек к мутационному периоду чаще всего наступает и время первого менструального цикла, что еще больше усложняет вокальную работу. В период менструации возникает покраснение, воспаление гортани, что в синтезе с мутацией может привести к плачевным последствиям, вплоть до потери голоса.

Важным является вопрос: можно ли заниматься пением во время мутации? Ответ однозначный: да. Можно и нужно. С большой осторожностью, с индивидуальным подходом, с соблюдением правил гигиены голоса, с пониманием и моральной поддержкой. Конечно, в этот период речи быть не может о концертных выступлениях. Но щадящие занятия помогут правильному формированию взрослого певческого голоса. Там более подростку в переходном возрасте необходимы занятия музыкой, дающей чувство прекрасного, укрепляющей характер и повышающей самооценку.

Певческий голос – дар природы, нуждающийся в укреплении, направлении и бережном отношении.

Список используемой литературы

Гигиена голоса. Рекомендации фониатров для детей

Гигиена голоса прежде всего основывается на профилактике, т.е. на предупреждении заболевания. Для правильной организации профилактики необходима помощь врача, только он может своевременно обнаружить начальные признаки нарушения функции голосового аппарата и разработать комплекс мероприятий, предотвращающих дальнейшее развитие заболевания.

Умение врача правильно диагносцировать едва уловимые симптомы, свидетельствующие о заболевании голосового аппарата, и избрать наиболее рациональный для каждого отдельного случая способ лечения является очень важным условием, предотвращающим развитие стойких расстройств. Необходимо убеждать больных о необходимости систематического лечения в ранних стадиях заболеваний голосового аппарата. Чрезвычайно важным моментом профилактики заболеваний голосового аппарата является организация постоянной врачебной помощи и регулярного контроля над лицами, профессия которых связана с форсированным использованием голоса, и, прежде всего, над преподавателями, которые, как правило, очень редко обращаются к фониатрам.
Разработка профилактических мероприятий должна основываться не только на ранних диагностических данных, касающихся голосового аппарата, но и на оценке индивидуальности больного, его бытовых условий.

Гигиенические требования и методы профилактики зависят от возраста больного, так как одним законам подчиняется детский возраст, другим — период созревания и зрелый возраст и, наконец, третьим — старость.
Кроме того, анатомическое строение голосового аппарата точно так же, как и его физиологическая функция, в каждом отдельном случае строго индивидуальны.

гигиена голоса у детей

Голосовой аппарат человека нельзя рассматривать вне связи со всем организмом, т.к. он подчиняется тем же руководящим центрам коры головного мозга, которые определяют жизнедеятельность всего организма, т.е. функционирование и взаимосвязь отдельных органов и систем.

Ребенок начинает петь в возрасте 4—5 лет, т.е. приблизительно тогда, когда поступает в детский сад. Детские песенки должны быть так подобраны, чтобы их голосовой объём не выходил за пределы диапазона детского голоса. Чрезмерное расширение диапазона детского голоса может явиться причиной частой хрипоты, усиленной функции дыхательных мышц во время пения, а в некоторых случаях приводит к развитию стойких нарушений функции голосового аппарата. Следует помнить о том, что узелки певцов не являются редкостью у крикливых детей.

Дети, поющие в хорах, должны находиться под постоянным контролем врачей-специалистов точно так же, как и ученики музыкальных школ. Фониатрическое обследование во всех случаях должно быть дополнено основательным контролем слуха.

Чрезмерная полнота в детском возрасте не должна оставаться без внимания. Если применение специальной фруктово-овощной диэты при ограничении мучных, жирных и сладких блюд не сопровождается потерей веса, ребенка необходимо проконсультировать у эндокринолога, т.к. патологическая полнота в детском возрасте может быть следствием нарушения функции желез внутренней секреции. У детей с такого рода эндокринными расстройствами в будущем в период полового созревания могут возникнуть нарушения голоса, связанные с задержкой в развитии гортани.

Период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек, требует специально щадящего и внимательного отношения к голосовому аппарату. Изменения голоса у мальчиков в этом периоде резко выражены, у девочек — незначительны. У девочек голос понижается не больше, чем на терцию, и тембр голоса очень мало изменяется. Голосовой аппарат у мальчиков и у девочек в период полового созревания становится очень неустойчивым по отношению к инфекции, перегреванию или охлаждению, чрезмерной физической нагрузке, особенно голосовой. Мальчики в период мутации не должны учиться пению. Девочки во время менструации должны быть освобождены от вокальных занятий, т.к. у них при каждой менструации точно так же, как у зрелых женщин, возникает гиперемия голосовых связок, голос понижается и быстро утомляется.

Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние самых разнообразных вредностей.

При многократном и длительном влиянии они могут приводить к более или менее стойким нарушениям голоса.

Родители, воспитатели детских садов, учителя школ, пионервожатые и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений.

Многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно говорить громко по нескольку часов подряд.

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.

Основные правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.

Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:

1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;

2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и забо-левания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;

3. изучением физических возможностей человеческого организма;

4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессио-нального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Вот некоторые правила гигиены голоса:

нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;

недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;

необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;

в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса, ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным, постоянно совершенствоваться и сохранить отличные профессиональные качества голоса до преклонного возраста.

  • Говорите достаточно громко, на удобной высоте тона.
  • Говорите легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держите прямо. Участвующие в голосоведении мышцы лица, глотки и шеи должны быть расслаблены. Дыхание должно быть оптимальным.
  • По возможности откажитесь от всех форм перенапряжения голоса (откашливание, крик, шепот, длительные телефонные переговоры, разговоры на шумовом фоне, либо в условиях работающего транспорта). Избегайте визга, чрезмерно громкого смеха. Не создайте своим голосом неестественных шумов.
  • Кашлять и откашливаться следует только при острой необходимости. Делать это по возможности легко и без напряжения.
  • Старайтесь не говорить в шумной обстановке, при езде в транспорте, во время полета в самолете. При этом расстояние между собеседниками не должно превышать 1 метра.
  • Если вы подвержены частым заболеваниям гортани, быстрой утомляемости голоса, то избегайте переутомления и перенапряжения голосового аппарата, используйте для отдыха даже небольшое время перерыва.
  • После окончания работы избегайте продолжительных разговоров, а лучше помолчите в течении 2 – 3 часов.
  • В холодное время года выходить на улицу следует не ранее чем через 15 – 20 минут после голосовой нагрузки.
  • Следите за здоровым состоянием верхних дыхательных путей. Регулярно посещайте врача.
  • При систематическом приеме лекарств, проверьте не вызывают ли они сухости глотки, рта, носа.
  • При острых простудных заболеваниях гортани лица голосоречевых профессий освобождаются от работы и должны соблюдать строгий голосовой режим.
  • Исключите из повседневного рациона питания очень горячие и холодные напитки, чрезмерно острую, кислую, горькую пищу, сильно газированные напитки, алкоголь, курение.
  • Избегайте запыленных и задымленных мест. В рабочем помещении и дома поддерживайте достаточную влажность.
  • Нежелательно длительное нахождение в охлажденных помещениях со сплит-системой и последующий резкой сменой температурного режима.
  • Из за высокой температуры, сухого, горячего воздуха и резкой смены температурного режима не рекомендуется посещение сауны.
  • Овладение правильным навыком голосоведения позволит оптимально использовать голосовую функцию, что поможет в значительной мере предотвратить серьезные заболевания голосового аппарата.

Консультативный прием

Топ голосования (Врачи Оториноларингологи)

Вы можете принять участие в независимой оценке качества условий оказания медицинских услуг

Врачи Оториноларингологи

Шуйская Дарья Александровна

Шуйская Дарья Александровна

Мульмина Светлана Николаевна

Мульмина Светлана Николаевна

Колпакова Надежда Владимировна

Колпакова Надежда Владимировна

Филоненко Надежда Александровна

Филоненко Надежда Александровна

врач–оториноларинголог высшей категории, врач-фониатр

Информация отделения Оториноларингология

Сомнология: факты

О чем говорит храп?

Почему ваш ребенок плохо спит?

Памятка пациенту. Что необходимо для госпитализации.

5. Хронический насморк.

6. Дефекты челюстей и зубов.

7. Рубцовые изменения глотки.

8. Инородные тела глотки.

10. Хронический тонзиллит.

12. Аномалии развития гортани.

13. Инородные тела гортани.

14. Острый ларингит.

15. Хронический ларингит.

16. Профилактика и лечение патологических состояний гортани.

17. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи.

18. Расстройства голосообразования.

Раздел 7. Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей

1. Гигиена, охрана голоса и речи у детей

Отрицательное воздействие вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы и т.д.) к вдыхаемому воздуху. Разъяснительная работа среди детей о вреде курения. Препятствия, мешающие нормальному носовому дыханию. Пение, разговор при быстрой ходьбе, беге, в холодную сырую погоду. Ограничение речи при простудных заболеваниях. Гигиена и охрана певческого голоса у детей и подростков.

Профилактика врожденных и приобретенных патологических состояний органов речи. Закаливающие мероприятия.

2. Профилактика и лечение при функциональных нарушениях голоса и речи

Роль речи родителей и воспитателей.

Ранее выявление недостатков слуха с одновременным развитием речи.

3. Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей

Роль речи педагогов и воспитателей в профилактике и устранении нарушений речи у детей. Совершенствование речи окружающих взрослых. Необходимость развития произношения слов, фраз. Учитель должен научить детей правильно дышать, говорить четко, спокойно, без напряжения голосовых связок.

Читайте также: