Реализм в живописи кратко
Обновлено: 04.07.2024
Реализм (realismo, от латинского realis — сущностный, истинный) — направление в искусстве, культивирующее объективную реальность, которое зародилось примерно в середине 19 века. Первым художником в истории, использовавшим данный термин, был Гюстав Курбе.
Реалистическая живопись категорически порвала с академизмом, господствовавшим в важнейших художественных кругах. Основными сюжетами реалистических произведений были сцены из жизни простых людей. Художники старались максимально точно отразить реалии повседневной жизни. Они сохранили свои картины в приглушенных тонах, избегая лишних акцентов. Исторический контекст, определяющий это изменение в искусстве, связан с Февральской революцией во Франции 1848 года, когда граждане защищали свое право на труд, а простым людям было предоставлено право голоса.
Широко понимаемый реализм охватывал множество художественных направлений в различных цивилизациях. Реалистический подход также присутствовал в философских и литературных учениях. Например, в изобразительном искусстве данное направление можно найти в древнегреческих эллинистических скульптурах, точно изображающих боксеров и дряхлых старушек. Работы художников 17-го века, таких как Караваджо, голландских жанровых художников, испанских художников Хосе де Рибера, Диего Веласкеса имеют реалистичный подход. Отдельно существовало похожее направление — натурализм, которое отстранялось как от реализма так и от академизма.
Основные направления реализма
Веризм
Социальный
Данный стиль возник во времена Великой депрессии. Особенностью направления был фокус на социальных вопросах и реальных бытовых трудностях. Известные представители: Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Фотореализм
Направление возникло в США в 60-х годах. Мастера делали фото, а после переносили изображение на холст. Художники-фотореалисты: Ральф Гоингс, Дуэйн Хэнсон, Чарльз Белл.
Гиперреализм
Относительно новое направление. Гиперреалистическое искусство в первую очередь применительно к художникам, работавшим в основном во второй половине 1960-х и 1970-х годов в Соединенных Штатах. Их эстетический стиль характеризовался чрезвычайно точным воспроизведением образа действительности. Известные авторы картин в данном стиле: Ральф Гоингс, Ричард Эстес и Чак Клоуз.
Критический (демократический)
Направление в русском реализме второй половины XIX века, которое возникло в результате революционно-демократического движения после отмененного крепостного права в 1861 году. Основоположником жанровой живописи данного стиля является Василий Петров.
Социалистический
Соцреализм в СССР обычно использовал методы натуралистической идеализации для создания образа бесстрашных рабочих и инженеров, поразительно похожих как в героическом позитивизме, так и в отсутствии реалистичности. Направление развивалось также во Франции и Испании. Известные соцреалисты: Евгения Антипова, Исаак Бродский.
Сюрреализм
В данном стиле главная роль отводилась противоречию между реальностью и сновидением. Направление зародилось в 1920 годах, а к основным представителям причислялись: Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Рене Магритт и Фрида Кало.
Прецизионизм (пресижинизм)
Направление, возникшее в Америке 30-х годов. Характерные черты — правдивое изображение городов, четко выверенных и геометричных. Представители: Чарльз Шиллер, Чарльз Демут и Джорджия О’Киф.
Американский
Магический (мистический)
Это художественное направление, которое изображает простые предметы и ситуации, переплетающиеся с фантастическими элементами. Впервые, в 1925 году о нем заговорил немецкий искусствовед и критик Франц Рох. К представителям магического реализма относятся Микалоюс Чюрлёнис, Марк Шагал, Рене Магритт и Фрида Кало.
Можно сказать , что с философской точки зрения реализм подхватил прогрессивные цели модернизма , стремясь к новым горизонтам через пересмотр и опровержение традиционных систем ценностей и верований. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства , призванного точно и объективно зафиксировать действительность.
Начав свой путь во Франции в 1840-х годов , реализм произвел революцию в живописи , расширив представления о том , что представляет собой искусство. Работая в эпоху , отмеченную многочисленными социальными изменениями , художники-реалисты заменили идеалистические образы и литературные представления о традиционном искусстве реальными событиями , придав им такую же значимость , как и историческим картинам и аллегориям. Стремление привнести повседневность в свои полотна стало проявлением желания художников объединить искусство и жизнь.
Реализм затронул многочисленные аспекты социального , экономического , политического и культурного плана , рисуя их без прикрас. Романтические пейзажи , которые постепенно становились ареной конфликта между человеком и природой , стали утрачивать актуальность. Палитра художников-реалистов тяготела к темным , землистым оттенкам , что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными , высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии , которые покровительствовали рынку искусства. Тем не менее , реалисты по-прежнему оставались участниками знаменитого Салона и работали в рамках Академии художеств. С развитием газетной печати многие мастера — например , Гюстав Курбе, Эдуар Мане — использовали страницы прессы для того , чтобы поддержать интерес к своим произведениям и идеям , которые они несли.
Реализм во Франции стал ответом на постоянно меняющиеся системы государственной власти — Первую , Вторую и Третью республики , в промежутках между которыми рождались и разрушались Империи , прошли две революции и война. Развитию нового мировоззрения в искусстве также способствовала свободная пресса , рост социальной критической журналистики и карикатуры , имевший место в начале Июльской монархии ( 1830−1848). Все эти процессы сопровождались бурной индустриализацией , урбанизацией городов и захватнической колониальной политикой.
Еще одним фактором для развития реализма стало появление фотографии: в 1839 году Луи Дагерр публично продемонстрировал принципы фиксации изображения , основанного на свойствах светочувствительности йодистого серебра. Фотография стала видом искусства , претендующим на полную правдивость изображения.
Скандалы в прессе сыграли на руку Курбе и Мане , сделав из них звезд в мире искусства. Художники не только бросили вызов государственной системе , но и показали личным примером большие возможности организации собственных экспозиций и павильонов в рамках масштабных выставок — например , Универсальной выставки 1855 года , где у Курбе был собственный павильон реализма.
Если Курбе связывал свои реалистические картины с социалистической точкой зрения , то многие другие художники-реалисты искренне интересовались жизнью низших классов и представляли ее в залах высокого искусства — как , например , Жан-Франсуа Милле, Роза Бонёр, Жюль Бретон.
Родившись во Франции , реализм постепенно стал популярен во всей Европе и шагнул за океан. Американец Джеймс Эбботт Макнил Уистлер подружился с Курбе в 1860-х годах и стал работать в стиле реализма , однако отвергал идею своего нового друга относительно рисования как социального морализаторства. Выдающимся художником-реалистом США стал Томас Икинс, прославившийся благодаря портретам и картинам с изображениями спортсменов и хирургов за работой.
Еще одним последователем Курбе стал немецкий художник-реалист Вильгельм Лейбль, который наиболее известен своими изображениями крестьянских сцен. Он внедрил откровенный натурализм
Творческие достижения Курбе и Мане предвосхитили живописные искания , без которых не было бы импрессионизма. Использование контурных линий для структурирования формы и ее разделение на цветовые пятна вдохновляло постимпрессиониста Поля Сезанна и его последователей , а также кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Реализм предвосхитил развитие таких направлений живописного искусства , как фотореализм
С момента появления в начале XIX века фотография стала выстраивать свои непростые, зачастую противоречивые отношения с живописью. Возможность запечатлевать окружающую реальность за несколько минут (да-да, экспозиции были очень длинными) захватила умы, а стремительный технический прогресс предоставил человечеству широчайшие возможности. Шли десятилетия, фотография стала отдельными видом искусства, однако живопись при этом никуда не делась. И вот через полтора века появились художники, которые не только использовали фото в подготовке к написанию картины, но и старались повторить визуальные эффекты, делая картину и фотографию полностью идентичными для зрителя. Читать дальше
Хорошим примером живописца-реалиста стали Франсуа Милле, Густав Курбье, Оноре Домье, Алексей Саврасов, Василий Перов, Иван Шишкин, Василий Суриков, Илья Репин, Иван Крамской и другие.
Реализм настолько распространился, что единомышленники начали открывать школы в разных точках Земли, очевидно основанные на этом направлении. К ним относятся такие как:
- Гаагская школа (Нидерланды)
- Група Маккьяколи (Италия)
- Школа мусорного ведра (США)
- Передвижничество (Россия)
- Гейдельберская школа (Австралия)
Давайте рассмотрим основные известные на данный момент виды реализма. К ним относятся:
Реализм возник в ответ на запрос общества на слом традиции изображать мир в идеальном свете — так, как это было принято среди мастеров эпохи Возрождения. Художники, творившие в этом стиле, чувствовали новые потребности — они изображали окружающий мир таким, каким он видится каждому из нас. Многие мастера достигали почти фотографической точности своих полотен, чем восхищали ценителей искусства. В этом проявилось отличие реализма от других направлений живописи — в частности, экспрессионизма, которому было свойственно отображать не реальность, а реакцию людей на неё.
Реализм проник буквально во все жанры изобразительного искусства — пейзажный, исторический, портретный и многие другие. С течением времени он расслоился на несколько направлений, что во многом было связано с индустриальным и экономическим развитием разных стран. Рассматривать реализм целесообразно именно в разрезе различных ответвлений этого стиля — между ними есть отличия, подчас довольно существенные.
Особенности стиля
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.
Пуантилизм как стиль в живописи
Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины : тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.
Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.
Основные школы стиля в течение 19 века представлены:
- Английской Фигуративной школой;
- Французской школой Курбе;
- Школой Репина в России;
- Немецкой во главе с Адольфом фон Менцелем;
- Американская школа Томаса Икинса.
Стиль живописи рококо
Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.
Основные направления реализма
Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:
Веризм
В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.
Прецизионизм
Социальный
Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Супрематизм как стиль в живописи
Социалистический
Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.
Школа Юстон-роуд
Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.
История кубизма в живописи
Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)
Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.
Американский современный
Возник в 1960 — начало 1970 — сравнительно простой реалистичный подход искусству, распространенный в среде художников периода пост-абстрактной эры. Представители стиля предпочитают творить в более традиционной манере. Среди известных живописцев Уильям Бейли, Нил Уэлливер и Филипп Перлстайн. Современное направление отличается от фотореализма в силу склонности к преувеличению последнего.
Передвижничество 19 века
Реализм России, представители: Васнецов, Мясоедов, Серов, Репин и другие.
Фотореализм
Возник в 1960-е – 1970-е годы – направление реализма, характеризующееся особой техникой творчества. Цель – максимально правдоподобная передача реальности, копирование фотоснимков.
Гиперреализм
Общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, которая возникла в начале 1970-х годов. Принципиально отличается от фотореализма: последний – точное копирование фото, первый – стремится создать новую действительность такой, чтобы зрители поверили, что картина написана с натуры.
Магический реализм
Имеет черты сюрреализма и реализма в классическом понимании. Картины отображают действительность с фантазийными деталями.
Сюрреализм
Стиль, основанный на теории психоанализа З.Фрейда и интересе к подсознанию, оккультизму. Художники стремились отойти от догматов живописи и представить что-то новое.
Абстракционизм как стиль в живописи
Китайский
Реализм в китайской живописи 1990-х годов отличается остросоциальной направленностью с нотками иронии, сатиры.
В коротком видео можно увидеть работы иранских художников реалистов: Мортеза Кэтузиэн, Иман Малеки и Касра Киаи:
Реализм в русском искусстве XIX века
Этот вопрос волнует всех мам: Как привить ребенку любовь к чтению?
Первая четверть XIX в. стала временем развития стиля ампир в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. В это время творят такие замечательные архитекторы, как К. И. Росси, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, в Москве работали О. И. Бове и Д. И. Жилярди.
Значение
Одно из наиболее известных направлений в развитии живописи 19 века, ставшее основой для развития новых стилей в 20 столетии. Развитие реализма практически во всех частях света стало целой эпохой в искусстве. Реализм не имеет четких истоков живописи или философии – каждая разновидность имеет свой смысл и особенности.
Региональные особенности стиля объясняются специфическими чертами политического и экономического развития, уровнем культуры, идеологии. Картины отличаются точностью и природностью передачи формы и цвета. Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы.
Художники-реалисты — самые известные представители
По мере развития реализма в разных странах мира появились таланты, создававшие великолепные произведения в этом стиле. В число наиболее известных из них входят:
- Гюстав Курбе (Gustave Courbet);
- Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet);
- Оноре Домье (Honoré Victorin Daumier);
- Алексей Гаврилович Венецианов;
- Илья Ефимович Репин;
- Василий Иванович Суриков;
- Иван Иванович Шишкин;
- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин;
- Исаак Ильич Левитан;
- Павел Андреевич Федотов.
Из года в год картины, выдержанные в реалистичном стиле, остаются предметом внимания ценителей искусства из разных стран мира. Они вызывают и ваш интерес? Вы сможете выбрать и приобрести их на нашем сайте.
Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики художников-реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.
Картины, изображающие человеческое тело, выделяются чувственностью, эмоциональностью, натуралистичность. Реализм отражает прогрессивное значение и функции искусства. Основоположник стиля, по мнению исследователей – Густав Кюрбе.
Стиль развился в множество подвидов – социалистический, социальный, магический, веризм и другие.
Особенности стиля
Реализм в живописи активно развивался во Франции, Великобритании, России, Италии, США 19 века.
Живописцы этой эпохи изображали реальных людей, а не идеализированные типы, свободно передавали на полотнах реальные ситуации, лишенные привычной эстетики и универсальных истин.
Временем развития был 19 век, а наиболее видные представители: Жан-Франсуа Милле, Гюстав Курбе, Оноре Домье. Интересным примером реализма в России считаются работы русского художника Ильи Репина. Выделяются картины : тяготение к натурализму и импрессионизму позволило создать узнаваемые, уникальные работы.
Реалистическое направление стало результатом развития импрессионизма, натурализма, романтизма. Сильное влияние импрессионизма наблюдается во Франции.
Основные школы стиля в течение 19 века представлены:
- Английской Фигуративной школой;
- Французской школой Курбе;
- Школой Репина в России;
- Немецкой во главе с Адольфом фон Менцелем;
- Американская школа Томаса Икинса.
Многочисленные художники создавали картины в комбинированных стилях. Например, Дега и Жерико соединяли особенности реализма и романтизма в создании пейзажей.
Основные направления реализма
Период конца 19 века – начало 20 столетия заставил живописцев пересмотреть взгляды на суть и глубинный смысл изобразительного искусства. Политические события в мире, мировые войны дали новые тематики для работы и толчок для формирования новых школ живописи:
Веризм
В конце 19 века – вначале 20-го в Италии зародился веризм. Картины достоверно передавали явления и объекты окружающей действительности буквально, без необходимости интерпретации.
Прецизионизм
Социальный
Возник в 1920 е – 1930-е годы 20 века – американское направление времен Великой депрессии. Это натуралистический вид, который сосредотачивается исключительно на социальных вопросах и повседневных трудностях. Наиболее известными представителями были Бен Шан, Джек Левайн и Джейкоб Лоуренс.
Социалистический
Возник во времена эпохи строительства государства СССР, развивался в России в 1925 – 1935 годах. Это форма общественной пропаганды искусства, учрежденная Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации. Монументально-героический стиль искусства в России прославляет советский способ развития общества, человека и труженика в огромных плакатах. Направление развивалось также во Франции и Испании.
Школа Юстон-роуд
Сформировалась в 1938 году, это современная реалистическая группа художников, преподававших или закончивших Школу живописи и рисования в Юстон-роуд (Лондон). Настроены против авангардного искусства, они провозгласили главной задачей изображение традиционных предметов в реалистической манере, делая искусство более социально значимым. Представители: Грэхем Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Говинг, Родриго Мойнихан, Клод Роджерс.
Beaux Arts Quartet (1952 – 1955 годы)
Был важным местом для развития современной реалистической живописи. Картины были представлены на персональных выставках четырех молодых художников-реалистов Джона Братби, Деррика Гривза, Эдварда Миддледча, Джека Смита.
Читайте также: