Бой у острова саво кратко

Обновлено: 05.07.2024

Даже когда на американских кораблях появились радары, а море и воздух загудели от техники ВМС США, японские крейсеры продолжали сражаться, зачастую добиваясь эпизодических побед. Высокая защищенность позволяла им относительно успешно действовать в условиях численного превосходства противника и выдерживать многочисленные попадания бомб, артиллерийского и торпедного оружия.

Как показала практика, боевая устойчивость этих кораблей была исключительно высока. Единственное, что могло погубить бронированных монстров - обширные повреждения в подводной части корпуса. Лишь после этого, истерзанные американской взрывчаткой, они в изнеможении ложились на морское дно.

Всего их было 18. Восемнадцать самураев, каждый со своей неповторимой версией рождения, историей службы и трагической гибели. До конца войны не дожил никто.

Японские тяжелые крейсеры, построенные в межвоенный период, были, пожалуй, наиболее удачными кораблями в своем классе – мощнейшее наступательное вооружение, солидное бронирование (японцы сделали все, что было возможно в условиях международных ограничений), удачная противоторпедная защита и эффективные схемы контрзатопления, высокая скорость и автономность, достаточная для действий в любом районе Тихого океана.

Приходилось на чем-то экономить: главный удар был нанесен по обитаемости корабля и условиям размещения личного состава (в пределах 1,5 кв. метров на человека). Впрочем, маленькие японцы быстро привыкли к тесноте – главное, чтобы качественно работала вентиляция.

На эффективности применения крейсерских сил немало сказалось научно-техническое отставание Японии. Благодаря наличию торпед и качественной подготовке к ведению ночных артиллерийских дуэлей, японские крейсеры имели приоритет на начальном этапе войны, но с появлением радаров их преимущество сошло на нет.
Вообще вся история о японских тяжелых крейсерах – жестокий эксперимент на тему: как долго сможет продержаться бронированное чудовище под непрерывными атаками с морской поверхности, с воздуха и из-под воды. В условиях многократно превосходящих сил противника и отсутствия хоть сколь-нибудь призрачного шанса на спасение.

Предлагаю уважаемым читателям познакомиться с некоторыми из этих левиафанов. Каковы были их сильные и слабые стороны? Смогли ли японские крейсеры оправдать ожидания своих создателей? Как погибали отважные корабли?

Тяжелые крейсеры типа "Фурутака"

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1922 – 1926 гг.
Полное водоизмещение – 11 300 тонн
Экипаж – 630 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 6 х 203 мм

Ввиду низкой высоты борта, было запрещено пользоваться иллюминаторами во время переходов морем, что, вкупе с недостаточной вентиляцией, делало службу в тропиках крайне изнурительным мероприятием.

Тяжелые крейсеры типа "Аоба"

Количество единиц в серии – 2
Годы строительства – 1924 – 1927 гг.
Полное водоизмещение – 11 700 тонн
Экипаж – 650 чел.
Толщина бронепояса – 76 мм
Главный калибр – 6 х 203 мм

"Аоба", лежащий на дне гавани Куре, 1945 год

Тяжелые крейсеры типа "Миоко" (иногда встречается "Мёко")

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1924 – 1929 гг.
Полное водоизмещение – 16 000 тонн
Экипаж – 900 чел.
Толщина бронепояса – 102 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм

Тяжелые крейсеры типа "Такао"

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1927 – 1932 гг.
Полное водоизмещение – 15200 - 15900 тонн
Экипаж – 900-920 чел.
Толщина бронепояса – 102 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм

Тяжелые крейсеры типа "Могами"

Количество единиц в серии – 4
Годы строительства – 1931 – 1937 гг.
Полное водоизмещение – около 15 000 тонн
Экипаж – 900 чел.
Толщина броневого пояса – 100…140 мм
Главный калибр – 10 х 203 мм

"Могами" с оторванной носовой частью - результат столкновения с крейсером "Микума"

Авианесущий крейсер "Могами"

"Микума" после детонации собственных торпед. На крыше четвертой башни заметны обломки сбитого американского самолета (подобно подвигу Гастелло)

Тяжелые крейсеры типа "Тонэ"

Тонэ" на пути к Мидуэю

Крейсер-легенда. Фантастическая боевая машина с четырьмя башнями главного калибра, сосредоточенными в носовой части корпуса.

Однако, за всей кажущейся гениальности такого решения, размещение всех башен ГК в носовой части имело важный недостаток: появилась мертвая зона на кормовых углах – проблему частично решили, развернув пару башен ГК стволами назад. Кроме того, одно единственное попадание грозило вывести из строя весь главный калибр крейсера.

В общем, несмотря на ряд существенных и несущественных недостатков, корабли получились достойными и потрепали немало нервов своим противникам.

USS_Quincy_CA-39_savo.jpg

Бой у острова Саво ( англ. Battle of Savo Island ) - ночное сражение между Императорским флотом Японии и ВМС США и их союзниками 9 августа 1942 года. Первое крупное морское сражение, в многомесячной Гуадалканальской кампании у Соломоновых островов, во время Второй мировой войны.

Содержание

Предпосылки к сражению



Остров Гуадалканал на Тихоокеанском ТВД, летом 1942 года. (красной линией обозначена условная линия фронта между Японией и США с союзниками)

После победы в сражении у атолла Мидуэй в июне 1942 года, командование США, обратило свой взор на остров Тулага и прилегающие позиции (острова Гуадалканал и Флорида), а также острова Санта-Круз. Союзникам необходимо было остановить продвижение Императорской армии Японии вдоль Соломоновых островов и помешать оккупации Новой Гвинеи. Выполнив этот замысел, Япония перерезала бы транспортные коммуникации, связывающие США и Австралию, таким образом осуществляя блокаду и угрожая прямым вторжением последней. Это полностью исключало дальнейшее участие Австралии в войне на Тихом океане, с потерей контроля всей южной части Тихоокеанского ТВД.

К середине июля 1942 года, союзниками было сформировано 2 оперативных соединения — десантное (Task Force 62), под командованием контр-адмирала ВМС США Ричмонда Тёрнера и прикрытия (Task Force 61), под командованием вице-адмирала ВМС США Френка Флетчера. Десантное соединение (Task Force 62) состояло из 23-х транспортов с 1-й дивизией корпуса морской пехоты США ( англ. United States Marine Corps (USMC) ) и судов снабжения. Эскорт составляли группа непосредственного прикрытия — 3 тяжелых крейсера, легкий крейсер и 9 эсминцев, и группа поддержки десанта — 3 тяжелых крейсера, легкий крейсер и 6 эсминцев. Командовал американо-австралийским эскортным соединением контр-адмирал ВМС Великобритании Виктор Кратчли.

Предшествующие события



Через несколько часов USS S-38 обнаружила и атаковала 2 транспорта с морской пехотой, медленно следовавшие за эскадрой Микавы. Поскольку охранения у транспортов практически не было, а скорость гораздо ниже чем у боевых кораблей — один транспорт был потоплен (Meiyo Maru, 5628 брт), а другой был вынужден повернуть на обратный курс. Таким образом подвоз подкреплений в тот день был сорван, но выполнение эскадрой Микавы главной задачи — разгром американского десанта, решено было продолжать.



Вечером 8го августа, вице-адмирал ВМС США Френк Флетчер принял спорное решение об отходе Task Force 61 (эскадры прикрытия) в Перл-Харбор [2] . По его мнению, большие потери на авианосцах в истребителях (21 %) — сильно ослабляли его соединение в случае воздушной атаки, кроме того необходима были дозаправка кораблей топливом, на случай внезапной атаки кораблей ВМС Японии. Но разгрузка Task Force 62 (десантного соединения) задерживалась, и, с уходом Флетчера, контр-адмирал Ричмонд Тёрнер, оставался без авиационного прикрытия.

Ход боя

Японская эскадра прошла проливом Слот, так и не обнаруженная союзниками. Ещё днём 8 августа, руководящий десантной операцией, контр-адмирал Ричмонд Тёрнер запрашивал у командования дополнительную разведку в этом направлении. Однако по непонятным причинам, запрос не был выполнен, о чём Тёрнер не знал, полагая, что пролив весь день находился под наблюдением.

Состав сил и характеристики сторон

  • сводная группа, вышедшая из Рабаула:
    • Тяжелый крейсер IJN Chōkai, тип Takao (флагман) — повреждён;
    • Легкий крейсер IJN Tenryū, тип Tenryū — повреждён;
    • Легкий крейсер IJN Yūbari;
    • Эсминец IJN Yūnagi, тип Kamikaze;
    • Тяжелый крейсер IJN Aoba, тип Aoba — повреждён;
    • Тяжелый крейсер IJN Kinugasa, тип Aoba — повреждён;
    • Тяжелый крейсер IJN Furutaka, тип Furutaka;
    • Тяжелый крейсер IJN Kako, тип Furutaka;



    Японская эскадра подходила к острову Саво 3-х километровым кильватерным строем во главе с тяжелым крейсером IJN Chōkai. За флагманом следовали тяжелые крейсера IJN Aoba, IJN Kako, IJN Kinugasa и IJN Furutaka. Замыкали строй легкие крейсера IJN Tenryū, IJN Yūbari и эсминец IJN Yūnagi. Микава знал примерный состав и координаты групп противника, а его корабли были полностью готовы к предстоящему ночному бою. Уже подходя к Гуадалканалу, крейсера Микавы запустили 3 гидросамолёта для уточнения положения вражеских кораблей и их освещения во время боя (один из гидросамолётов был опознан дозорным эсминцем USS Ralph Talbot, но сигнал тревоги никто не услышал, а остальные корабли союзников приняли гидросамолёт с включёнными навигационными огнями за свой).

    Бой с южной группой



    В 01:35, на фоне горящего американского транспорта USS George F. Elliott (как и USS Jarvis, повреждённого во время авианалётов), на расстояннии 12,5 км, сигнальщики Микавы визуально обнаружили южную группу союзников справа по носу, идущую встречным курсом. В 01:38, флагман Микавы, тяжелый крейсер IJN Chōkai дал торпедный залп по южной группе (примеру флагмана последовала вся японская эскадра, дружно выстрелив торпедами правого борта). Сразу после залпа, сигнальщики IJN Chōkai доложили о визуальном контакте с северной группой противника слева, в 18 км, почти на траверзе японской колонны и флагман отвернул влево, увлекая за собой свою эскадру.



    Австралийский тяжелый крейсер HMAS Canberra открыл в ответ беспорядочную стрельбу и увеличил скорость, отворачивая вправо, пытаясь пресечь возможный путь следования японской эскадры к транспортам. Следовавший за ним эсминец USS Bagley, также отвернув, дал торпедный залп, в направлении японской колонны, поразив одной или двумя торпедами левый борт отворачивающего HMAS Canberra (в дальнейшем бою USS Bagley участия не принимал). Помимо этого, HMAS Canberra, получил не менее 24-х попаданий 203-мм снарядами тяжелых крейсеров Микавы, вызвавшими тяжелые повреждения и множественные очаги пожаров (в том числе были полностью разрушены оба котельных отделения, что обесточило крейсер). Среди погибших было много офицеров, в том числе командир корабля и старший артиллерист. Набирающий воду, горящий HMAS Canberra, двигаясь уже по инерции, вышел из боя.

    Эсминец USS Patterson, ведя огонь по тяжёлому крейсеру IJN Kinugasa — добился нескольких попаданий, но и сам получил снаряд (предположительно 203-мм). Взрывом разрушило часть надстроек, были повреждены торпедные аппараты и убило 10 членов экипажа, но эсминец продолжал вести бой до потери контакта, затем, выйдя из боя — пошёл на северо-восток вдоль восточного берега Саво. В это же время, японский эсминец IJN Yūnagi, прикрывавший тыл своей эскадры, вышел на USS Jarvis, пропущенный японской колонной ранее и обстрелял его, впрочем, особых успехов не достигнув.

    Бой с северной группой



    USS Quincy сразу получил множество попаданий, вызвавших тяжелые повреждения и массу очагов пожаров. Вдобавок, через несколько минут, в левый борт крейсера, попало 2 торпеды (предположительно от лёгкого крейсера IJN Tenryū). USS Quincy успел ответить всего несколькими залпами, но его 2 снаряда удачно попали в IJN Chōkai — один в штурманскую рубку, взорвавшись в 6-ти метрах от Микавы и убив 36 человек, а второй в основание грот-мачты. В 02:10 снаряд разорвался на мостике USS Quincy, убив командира и практически всех там находившихся [6] , а в 02:16 еще одна торпеда (выпущенная IJN Aoba) попала также в левый борт, ближе к корме. USS Quincy остановился и прекратил огонь, погружаясь в воду носовой частью (полностью затонул в 02:38).

    USS Vincennes открыл ответный огонь в 01:53, после первых накрытий от IJN Kako и IJN Kinugasa (в последний было зафиксировано попадание). Но уже через пару минут, в левый борт, в район первой котельной, попали 2 торпеды IJN Chōkai. В 02:03, третья торпеда (предположительно от IJN Yūbari), угодила в тот же, левый борт, в район второй котельной, полностью обесточив корабль. USS Vincennes потерял ход, его орудия замолчали, а IJN Kako и IJN Kinugasa перенесли огонь на USS Astoria. Позднее, в 2:13, USS Vincennes был повторно освещён и обстрелян, получив очередную серию попаданий. В 02:16 капитан приказал команде покинуть корабль, который полностью ушел под воду в 02:58.



    USS Astoria, обстреливаемый IJN Chōkai, замешкался с открытием ответного огня. Поначалу, старший артиллерист приказал стрелять по прожекторам, но прибежал проснувшийся капитан и потребовал прекратить огонь, опасаясь, что его крейсер стреляет по своим. В это время IJN Chōkai уже пристрелялся — начались накрытия и капитан американского крейсера приказал продолжить стрельбу. Но было уже поздно, к IJN Chōkai присоединились IJN Kako и IJN Kinugasa. А через несколько минут, IJN Aoba и группа крейсера IJN Furutaka, также перенесли огонь на USS Astoria, с уже беспомощного USS Quincy. USS Astoria получил множество попаданий, также потерял ход и был практически полностью разрушен, полыхая от носа до кормы. Единственное попадание от USS Astoria было зафиксировано в 02:15, в первую башню главного калибра, уже отходившего IJN Chōkai — снаряд не разорвался, но вывел из строя поворотный механизм.

    В 02:16 Микава провёл своим штабом короткое совещание. Прикрытие конвоя, судя по всему, было разгромлено и требовалось решить — возвратиться, добить повреждённые корабли и попытаться атаковать транспорта, либо отходить. Для атаки, было необходимо время на сбор крейсеров и перезарядку торпедных аппаратов, что задерживало эскадру фактически до рассвета, подвергая опасности со стороны авианосцев, об уходе которых, Микава не знал. Во время совещания, в 02:17, эсминец IJN Yūnagi, завершив обход острова с южной стороны, на подходе к своей эскадре, наткнулся на мирно патрулирующий USS Ralph Talbot, осветив его прожектором. Мимо проходила группа крейсера IJN Furutaka, которая немедленно открыла по USS Ralph Talbot огонь, добившись 5-ти попаданий и нанеся ему тяжелые повреждения. Эсминцу удалось скрыться только благодаря дождевому шквалу, в который он в это время вошел. Но эта перестрелка, окончательно склонила чашу весов в сторону отхода. В штабе Микавы возникло подозрение, что в заданном районе присутствуют — не обнаруженные ранее, группы вражеских кораблей.

    После боя



    К 5-ти утра, 9 августа 1942 года, практически удалось потушить пожар на HMAS Canberra, но Тёрнер, опасаясь повторной атаки, приказал затопить его. Экипаж был снят эсминцами, а крейсер добит торпедами и артогнём. USS Astoria потушить так и не удалось, корабль затонул в 12:15. Всего союзники в этом бою потеряли 4 тяжелых крейсера и один был сильно повреждён. Погибло 1077 человек. Вечером, 9 августа, уцелевшие крейсера и разгрузившиеся транспорта Тёрнера покинули воды Гуадалканала.

    Значение сражения

    Разгром сводной крейсерской эскадры союзников имел серьёзные последствия. Опасаясь широкой огласки и газетной шумихи, о нём долго официально не сообщали, взяв с выживших моряков подписку у неразглашении [7] . В течении нескольких месяцев, из-за дефицита наличных сил сопровождения, снабжение Гуадалканала союзниками производилось небольшими конвоями, в дневное время, под многочисленным авиационным прикрытием (преимущество в воздухе было на их стороне). В ночное время инициатива переходила к ВМС Японии — совершались артобстрелы американских позиций на острове, так же, небольшими конвоями, подвозились подкрепления, боеприпасы и продовольствие, что позволяло успешно продолжать сопротивление до февраля 1943 года.



    Современные историки, также не однозначны в оценке решения Микавы. Многие даже считают, что именно это решение повлекло за собой поражение Японии в многомесячной Гуадалканальской компании. Но есть и противники этого мнения, считая что разгром транспортов — всего лишь усложнил бы положение высадившихся войск, и, возможно, отсрочил бы победу США и союзников в битве за Гуадалканал на некоторое время.

    Первоочередной целью для союзников после победы у Мидуэя стало остановить продвижение японцев вдоль Соломоновых островов к Новой Гвинее, чтобы предотвратить ее оккупацию, которая могла повлечь за собой установление морской блокады и пресечение транспортных коммуникаций между США и Австралией. Таковой целью для японского командования стал захват острова Гуадалканал для обеспечения наступательных операций в Новой Гвинее.

    В целом, разведка американцев была хорошо налажена, о чем свидетельствуют подводные лодки в районах Трук, Соломоновых островов и архипелага Бисмарка; за последним также следили самолеты Макартура, разведчики Маккейна должны были наблюдать за северными подходами к Гуадалканалу, ближние поиски должны были вести самолеты с авианосцев Флетчера. Велись и дальние поиски путем использования плавбаз гидросамолетов. Но описанный план разведывательных полетов имел существенный недостаток, который заметил адмирал Тернер: он не мог полностью охватить Слот – очевидный маршрут японских кораблей из их базы в Рабауле, но что еще важнее – разведка в этом районе велась утром, в то время как японское соединение должно было войти в Слот днем.

    Экипажам остальных кораблей соединения, как, впрочем, и Северного, была объявлена готовность № 2 (на вахте стояла только половина экипажа), так как после двух дней непрерывных боев матросы и офицеры были измотаны.

    Удача в эту августовскую ночь часто улыбалась японскому адмиралу – кроме того, что он имел полные сведения о местонахождении американских кораблей, которые, несколько раз обнаружив его, не предприняли никаких ответных мер. Микава мог ориентироваться, как на маяк, на горящий американский транспорт USS George F. Elliott, поврежденный ранее во время налета. К тому же на руку японцам играла погода – корабли Южного соединения не могли их визуально обнаружить, потому что японское соединение было скрыто дождевыми тучами.

    Необходимо также отметить, что, будучи уже обнаруженным, Гунъити Микава не стал ни менять план, ни открывать огонь по дозорным кораблям. Возможно, это также обеспечило успех сражения. Его приказ подразумевал следующее: войти в пролив Железное дно, атаковать корабли союзников у Гуадалканала, затем у Тулаги, после чего максимально быстро уничтожить транспорты, чтобы успеть отойти от места сражения за пределы действия американской палубной авиации. К 00 ч. 45 мин. 9 августа 1942 года японские корабли были полностью готовы к бою.

    Прекрасно понимая, что ему противостоят превосходящие силы, адмирал Микава планировал провести стремительный набег, чтобы поджарить союзникам пятки и расчистить путь через пролив Саво для конвоя из 6 войсковых транспортов, отправленных из Рабаула с подкреплениями для гарнизона Гуадалканала. Микава намеревался нанести удар ночью 8/9 августа. Но для этого ему предстояло пройти днем вдоль всех Соломоновых островов.

    Вскоре после выхода японская эскадра была замечена в проливе Сент-Джордж патрульным бомбардировщиком В-17, подчинявшимся МакАртуру. Пилот сразу сообщил об этом, но японские корабли находились слишком близко к Рабаулу, чтобы можно было судить об их намерениях.

    Адмирал Флетчер вечером 8 августа опрометчиво отвел американские авианосцы от Гуадалканала, сообщив адмиралу Гормли, что на кораблях ощущается нехватка топлива, и численность истребительных эскадрилий значительно сократилась.

    В это же время подводная лодка S-38, продолжавшая патрулировать в проливе Сент-Джордж, перехватила японский войсковой конвой, вышедший из Рабаула по приказу Микавы. Отважная старая лодка атаковала его и потопила самый крупный транспорт. Остальные 5 транспортов немедленно получили приказ вернуться в Рабаул. К несчастью, эта победа никак не повлияла на ход событий у острова Саво.

    Тем временем адмирал Кратчли развернул свои силы, чтобы прикрыть подходы к плацдармам на Гуадалканале и Тулаги. Пролив Саво был разделен на три сектора. Северное, Южное и Восточное соединения были расположены в соответствующих секторах. Северное соединение находилось в треугольнике непосредственно к востоку от острова Саво. Южное соединение занимало неправильный четырехугольник южнее Саво. Восточное соединение крейсировало к востоку от линии, соединяющей западную оконечность острова Флорида и Лунга Пойнт.

    Если бы противник попытался пройти мимо острова Саво и войти в пролив, чтобы атаковать транспорты возле Тулаги или на рейде Лунга, он почти наверняка был бы перехвачен Северным или Южным соединением.

    Вдобавок дозорные эсминцы не были выдвинуты достаточно далеко на запад от острова Саво, чтобы своевременно предупредить о появлении японцев. Наконец, крейсерские группы союзников находились слишком далеко друг от друга, чтобы оказать помощь, если одна из них столкнется с противником.

    Однако задним умом все крепки. У моряков союзников, которые в ту ночь дежурили в проливе Саво, глаза были красными от недосыпания и усталости. Большая часть экипажей находилась на боевых постах уже 36 часов. Офицеры буквально падали с ног от изнеможения. Адмиралы Тэрнер, Кратчли и Скотт, узнав, что лишились авиационной поддержки, были вынуждены пересмотреть всю свою оборонительную стратегию, причем нехватка времени не позволила им продумать варианты.

    Итак, актеры заняли свои места, и занавес начал подниматься над самым тяжелым поражением американского флота за всю войну. К острову Саво стремительно шли 5 японских тяжелых и 2 легких крейсера и 1 эсминец, всего 8 кораблей. Им противостояли 4 американских тяжелых и 1 легкий крейсера, 2 австралийских тяжелых и 1 легкий крейсера, а также 8 американских эсминцев, всего 16 кораблей. Японцы имели преимущество инициативы, они могли выбирать время и место прорыва в пролив. Но союзники, кроме численного преимущества, располагали радаром.

    Ночь была облачной и пасмурной, видимость колебалась от 4000 до 12000 ярдов. Примерно за полчаса до полуночи дождевой шквал прошел к юго-востоку от острова Саво, образовав водяную завесу между Северным и Южным соединениями. Все корабли союзников находились в состоянии повышенной готовности: часть команды стояла на боевых постах, вторая половина спала прямо тут же. Примерно в 23.45, когда готовилась смена вахты, в небе раздалось гудение самолетов.

    Так оба американских дозорных эсминца пропустили противника. Из-за неблагоприятных атмосферных условий и маскирующего фона острова Саво радары типа SC не смогли засечь японскую эскадру. 8 кораблей проскользнули, словно были укрыты шапкой-невидимкой.

    Читайте также: