У ряда народов кавказа бытует эпос о богатырях героях этот эпос называется ответ кратко

Обновлено: 04.07.2024

НАРТСКИЙ ЭПОС - ге­ро­ический эпос ряда на­ро­дов Кав­ка­за (ады­гов, осе­тин, аба­зин, аб­ха­зов, че­чен­цев, ин­гу­шей, бал­кар­цев, ка­ра­ча­ев­цев); упо­ми­на­ния встречаются у кумыков (Да­ге­стан).

В от­ли­чие от ста­ди­аль­но бо­лее позд­них эпических па­мят­ни­ков, ска­за­ния о нар­тах не от­ра­зи­ли кон­крет­ных ис­то­рических со­бы­тий; в них пре­об­ла­да­ют ми­фо­ло­гические и ска­зоч­ные сю­же­ты и мо­ти­вы (о про­ис­хо­ж­де­нии куль­тур­ных рас­те­ний, ору­дий и др.), фи­гу­ри­ру­ют ми­фо­ло­гические пер­со­на­жи. От них не­ред­ко ве­дут своё про­исхо­ж­де­ние основные эпические ге­рои, ко­то­рые так­же на­де­ле­ны ми­фо­ло­гическими чер­та­ми и свя­за­ны с ар­ха­ичными мо­ти­ва­ми, - например, мо­ти­вы ро­ж­де­ния из кам­ня, уяз­ви­мо­го мес­та на не­уяз­ви­мом те­ле, пу­те­ше­ст­вия в цар­ст­во мёрт­вых и др. в цик­ле, свя­зан­ном с од­ним из главных ге­ро­ев всех вер­сий нартский эпос - Со­сру­ко (Со­сла­ном; существуют и др. фонетические варианты имени). В то же вре­мя ми­фо­ло­гическая ар­хаи­ка не­ред­ко со­че­та­ет­ся с мо­ти­ва­ми меж­ро­до­вых рас­прей, кров­ной мес­ти и др.: ска­за­ния о силь­ней­шем из нар­тов - за­ка­лён­ном в ог­не Бат­ра­зе (Бат­ред­зе).

Ис­пол­ни­тель­ская тра­ди­ция

Издания:

Нар­ты. Адыг­ский ге­рои­че­ский эпос. М., 1974;

На­род­ные пес­ни и ин­ст­ру­мен­таль­ные наи­гры­ши ады­гов. М., 1980–1990. Т. 1–3;

Содержание

Становление эпоса

Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Ж. Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Предположение об осетинском происхождении эпоса также имеет и опровержение [2] .

Согласно нартоведу Ахмеду Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское(осетинское) происхождение.

Сказания разных народов

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место. Например, в адыгской версии более обширное место цикл сказов о младшем нарте Сосруко, символе солнца и света; в абхазском — о Сатаней, матери нартов.

Также есть различия в именах героев эпоса.

осет. адыг. вайнах. абхаз. абаз. кабард. карач.-балк.
Сослан/Созрыко Сосруко Сеска Сосла/Соска Сосла Сасрыква Сосруко Сосруко Сосурка/Сосурук
Сата́на/Шатана Сатаней Гуа́ша Села Сата/Сели Сата Сатаней-Гуаша Сатаней Сатаней Сатанай
Батрадз Батараз Патарз/Патриж - - Батараз Батыраз
Сырдон/Ширдон, сын Батага - Боткий Шертга/Шертщко - - - -
Ацамаз Ашамез/Ачемез Ачамаз/Ачамза - Щамаз Ашамез Ачемез
Урызмаг Уазырмес Урузман/Орзми - - Уазырмес Ёрюзмек
Хамыц Химиш/Хымыш Хамчи - - Химиш -
Саууай/Шаууай Шуай Кинда Шоа/Киндий Шоа - - Шауей Карашауай

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх, Ахумида, Бадыноко; у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

В осетинской версии нарты делятся на три фамилии: Ахсартагката, Бората и Аллагата. Первые — воины. Их род небогат, но обладает силой и отвагой. Второй род, Бората, постоянно враждует с Ахсартагката. Они богаты, но трусливы, и именно они послужили причиной гибели нартов. Род Аллагата редко упоминается в эпосе. Аллагата — хранители всех ритуальных предметов, необходимых для обрядов. Ни один праздник, посвящённый духам и богам, не обходится без них. Согласно теории трех функций Жоржа Дюмезиля, это деление на три рода-касты отражает социальный строй древнего индоевропейского общества, отчего и представлено только у осетин - единственного индоевропейского народа в регионе.

Кабардинский эпос схож с эпосом других народов-носителей эпоса. Самым крупным собирателем кабардинских сказаний был Кази Атажукин, человек, составивший в 1864 году кабардинский алфавит. Он первый в кабардинской истории выпустил книгу с некоторыми сказаниями о нартах.

Герои эпоса

Одним из главных героев нартовских сказаний является Сослан/Сосруко/Сеска Сосла/Сасрыква. У всех народов это нарт, рождённый из камня. В осетинских сказаниях у Сослана проходит аналогия с Ахиллом из греческих мифов. У последнего была уязвима лишь пятка, всё остальное тело было неуязвимым. У осетинского Сослана уязвимы были колени. И тот, и другой погибли вследствии удара по слабому месту. Похожий сюжет встречается у многих индоевропейских народов. С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. В абхазской версии он был младшим братом из ста, но превосходил братьев и силой, и находчивостью.

Также важен цикл о Сатане/Сатаней-Гуаше/Сели Сата. В абхазской и адыгской версиях это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. В осетинской версии она как бы приземлена. У осетин она — жена родоначальника нартов, хозяйка, неистощимая на хитрости, женщина.

В кабардинском эпосе существует герой — Бадыноко. Ещё в детстве предвиделось его героическое будущее. Пели ему в колыбельной песне:

Ты обезглавишь сотни чудовищ, Сотни сокровищ нартам раздашь. …Спи моё счастье, храбрый мой львёнок, Славен и звонок будет твой путь. Будешь ты светом рода людского, Здравицы словно скажут тебе.

Бадыноко — единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит:

Никогда я не стремился К угощениям богатым, К песнопениям весёлым. …доспехи боевые Я надел для дел высоких: Мой удел — защита правды.

Любопытно

Нарты у других народов Кавказа

Нарты также упоминаются у народов Дагестана и у некоторых грузинских этнических групп, таких как рачинцы, сваны, хевсуры. Встречаются нарты у них только в сказках. Это безымянные богатыри-великаны, обладающие огромной силой. У народов Дагестана в сказках обычно не один, но семь нартов. Они живут в лесах, в башнях, упирающихся верхушкой в небо. Огорожены их жилища железным забором.

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в 8–7 вв. до нашей эры, а в 13–14 вв. разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную картину того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Мацеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.

В. О. Миллеру и Ж. Демюзилю путем вычленения древнейших пластов эпоса и последующего лингвистического и историко-культурного анализа удалось показать, что у истоков его были, по-видимому, племена североиранских скифо-сарматов и аланов, населявшие территорию нынешнего юга России в I тысячелетии до нашей эры, а также племена, создавшие кобанскую культуру Центрального Кавказа (бронзовый век) . Детали, характеризующие быт этих племен, описание которых можно найти у историков и географов древности, встречаются в нартских преданиях либо в художественно переработанном, либо почти в том же виде, в каком были зафиксированы еще римлянами и греками. Даже имена старейших героев сказаний (Уаерхаег, Ахсартаег, Уырызмаег, Сырдон) имеют иранское происхождение. Исследователи указывают на ряд сюжетных параллелей между нартским эпосом и кельтскими и скандинавскими легендами.

Позднее, в 13–14 вв. , эпос испытал значительное влияние татаро-монгольской культуры. Имена Батрадз, Хамыц, Сослан, Елтаган, Сайнаг, Маргудз имеют монгольское и тюркское происхождение. Однако, как отмечает В. И. Абаев, несмотря на тюркское происхождение имен некоторых героев, а также отдельные совпадения в сюжетах и мотивах, сказания, относящиеся ко второму пласту эпоса, абсолютно оригинальны.

882 1

Нартский эпос очень древен. Возможно, что некоторые предания о нартах возникли уже полторы тысячи лет назад. Пятнадцать столетий, переходя из уст в уста, хранились в памяти народа эти героические песни.

У каждого из этих народов имеется своя версия нартского эпоса. Поскольку, по мнению В.И. Абаева, осетинская версия является наиболее древней, более подробно остановимся на ней.

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Кабардино-Балкария

Кабардино-Балкария

Кабардино-Балкарская Республика является субъектом Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и имеет свои Конституцию и законодательство. Глава Кабардино-Балкарской Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти республики избирается депутатами Парламента Кабардино-Балкарской Республики сроком на 5 лет.

Как вы понимаете институт аталычества у адыгов и балкарцев?

Гостеприимство
Родство по крови
Обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью
Процесс бракосочетания

Аталычество — древний обычай кавказских народов, по которому ребёнок вскоре после своего рождения переходит на некоторое время (для воспитания) в семью приёмного родителя (именуемого аталык), а затем (по истечении определенного обычаем времени) возвращается к своим родителям. Первые научные исследования выполнил советский этнограф М. О. Косвен с 1931 по 1935 годы.

Правильный ответ: Обычай отдачи ребёнка на воспитание в другую семью

Как звучит традиционное обращение к незнакомому человеку в балкарском языке:

Балкар
Таулу
Алан
Малкъар

Правильный ответ: Алан

Пшеница
Кукуруза
Просо
Овес

Основная сельскохозяйственная культура – просо, с 17–18 вв. распространяются также пшеница и кукуруза. До нач. 20 в. господствовало переложное земледелие.

Правильный ответ: Просо

Какое блюдо является традиционно казачьей?

Шашлык
Кулеш
Долма
Хычин

В рационе казаков преобладают обилие рыбных блюд. Донские казаки запекают карпа или леща, варят уху (щербу), готовят кулеш с рыбой. Вместе с тем, они любят есть каши, лапшу, хлеб и пироги, которые запивают взваром (компот сухофруктов) и квасом. Также они готовят голубцы и холодец.

Правильный ответ: Кулеш

Какой героический эпос Кавказа входит в семерку крупнейших эпосов мира:

Манас
Джангар
Шахнаме
Нартский эпос

Правильный ответ: Нартский эпос

Традиционный кисломолочный балкарский напиток:

Тан
Кефир
Айран
Боза

Айра́н — кисломолочный напиток на основе тураха, катыка или разновидность кефира у тюркских, северокавказских, южнокавказских, балканских и турецких народов.

Правильный ответ: Айран

Кто из современных российских художников, получивших мировое признание, имеет кабардинские корни:

Глазунов И.
Сафронов Н.
Кишев М.
Церетели З.

Мухадин Исмаилович Кишев (кабард.-черк. Кӏыщ Мухьэдин, род. 18 декабря 1939) — советский, российский и испанский художник. Искусство Кишева связано с утверждением красоты. Его работы обычно выполнены маслом по холсту или в технике монотипии на бумаге. Главным героем его живописи является цвет.

Правильный ответ: Кишев М.

Хетагурову К.
Кулиеву К.
Кешокову А.
Кашежева И.

Правильный ответ: Кашежева И.

Кому принадлежат эти строки? «Да, заменить родное слово нечем, Расстанусь с ним — наступит немота. Но как представить жизнь без русской речи?

Шогенцукову А.
Мечиеву К.
Зумакуловой Т.
Гамзатову Р.

Правильный ответ: Зумакуловой Т.

Какие казаки проживают на территории Кабардино-Балкарской Республики?

Кубанские
Запорожские
Терские (гребенские)
Донские

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор. К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский.

Читайте также: