Легенда о происхождении казахов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это не могло не заинтриговать

Первое. Ряд известных специалистов советской эпохи и новейшего времени – М. Тынышпаев, М.П. Вяткин, Т.И. Султанов, М.Х. Абусеитова и другие – аксиоматично идентифицировали Алаша-хана с казахским ханом Хаккназаром, который правил в 1551-1580 годы. При этом они ссылались на два предания, приведённые российскими исследователями Петром Рычковым, со слов башкира Кадряса Муллакаева, и Алексеем Левшиным, записавшим свою версию у казахов племени жетыру Младшего жуза. В обоих преданиях хан – объединитель казахов фигурирует под именем Акнияз, которого второй автор идентифицировал с героем других преданий на ту же тему – Алаша-ханом.

Второе. Загадочным ханом в своё время интересовались и другие авторы: например, Алишер Акишев и Едыге Турсунов вскользь упоминали, что возможным историческим прототипом Алаша-хана был чагатаид Алача-хан, живший во второй половине XV – начале XVI веков.

Третье. Большая группа казахстанских исследователей в разное время считала, что Алаша-хан – многослойный собирательный образ, коренящийся в глубокой древности и возникший на основе этногенетических мифов, а само имя Алаша будто бы отражает пестроту этнического состава казахского народа, образовавшегося из различных родов и племён.

22 оригинальных предания

Но, как я уже сказала, меня заинтриговал характер упоминаний ханов Абулхаира и Абылая об Алаша-хане. А также тот факт, что авторы трёх версий рассматривали не более трёх-пяти одних и тех же преданий и легенд, причём не привлекали самые ранние записи казахского фольклора об этом знаковом персонаже.

Самое раннее упоминание об Алаша-хане я обнаружила в путевых записках Якова Петровича Гавердовского, датируемых 1803-1804 годами. Петербургский дипломат совершил большую поездку по казахским степям, и наряду с другими этнографическими сведениями записал интересные предания по истории образования казахского народа. До недавнего времени его труд существовал только в рукописном виде. Причём историкам была известна лишь вторая часть рукописи, ею многие пользовались, а вот первая, где приводится казахское предание об Алаша-хане, оставалась более двух столетий вне поля зрения специалистов.

Другой, не менее интересный источник, который также не привлекался нашими исследователями, – путевые записки обербергешворена Ивана Петровича Шангина. Служащий Колывано-Воскресенских горных заводов в Барнауле побывал в Северном и Центральном Казахстане в 1816 году. Частично его записки были опубликованы в 1820 году, но полный текст рукописи, в том числе предание об Алаша-хане, записанное с помощью переводчика в акмолинских степях, увидел свет только 14 лет назад в Барнауле.

У истоков трёх жузов

— То есть жузы появились на 100 лет позже основания Казахского ханства?
— Да, три жуза окончательно сформировались спустя столетие – не раньше. Первые казахские ханы Керей и Жанибек откочевали из владений Шибанида Абулхаир-хана в Западное Семиречье в 1465 году и там основали ядро Казахского ханства. В последующие несколько десятилетий эти ханы и их преемники – Бурундук-хан, Касым-хан и другие – активно расширяли территорию своего государства, так как соседние земли, заселённые родственными племенами, частично были под властью чагатаидов, частично – под властью Ногайской орды, а некоторые племена и роды – в зависимости от среднеазиатских ханов шибанидов.

— Да, но когда всё-таки на исторической арене появляется прародитель трёх жузов Алаша-хан?
— Более или менее конкретная информация об этом содержится в наиболее ранних записях преданий. В одних преданиях освещается период детства и юности Алаша-хана, в других – годы его военно-политического могущества и соперничества со среднеазиатскими правителями шибанидами за сферы влияния в регионе. Мне удалось выделить два интересных событийных контекста. В сюжетах, описывающих восхождение этого легендарного молодого человека во власть, прослеживается так называемый ногайский пласт, связанный с историей Ногайской орды.

В частности, в преданиях и легендах Алаша-хана называют сыном некоего ногайского князя или хана, кочевавшего в Волго-Уральском междуречье; хотя у ногайцев ханов не было. При этом совершенно определённо речь идёт о Шейх-Мамае – одном из наиболее влиятельных правителей восточной части Ногайской орды первой половины XVI века. Известно, что он находился в сложных взаимоотношениях с казахами, поскольку кочевал рядом с ними и совершал успешные военные походы в западную часть казахских кочевий, было это предположительно в 20-е годы XVI века. Таким образом, период жизни мальчика Алаши локализуется примерно в первой половине XVI века в ногайских кочевьях.

При этом во многих преданиях утверждается, что Алаша-хан был сиротой и в юности стал рабом правителя ногаев, когда Ногайская орда или Казанское ханство ещё не находились под властью России. То есть в косвенно-завуалированном виде подчеркивается зависимое положение молодого человека от ногайских князей.

В других преданиях чётко прослеживается бухарский контекст – упоминание некоторых собственных имен, этнических названий и топонимов, имеющих отношение к истории Бухарского ханства. В частности, в них фигурирует либо бухарский хан Абдаллах II, либо макротопоним Бухарское ханство. Этот политико-географический термин впервые появляется в 60-е годы XVI века, когда в 1557 году Абдаллах II перенёс столицу своих владений из Самарканда в Бухару. То есть поздний период жизни Алаша-хана сводится в этих преданиях к политическим связям с Бухарским ханством и Абдаллахом II. Напомню: именно к этому периоду, к 70-м годам XVI века, относится первое упоминание о жузах.

— Ирина Викторовна, давайте уточним: вы сказали, что взрослый, самостоятельный Алаша-хан соперничает со среднеазиатскими монархами, в первую очередь с Абдаллахом II?
— Да, в казахских преданиях прямо и косвенно утверждается, что взрослый Алаша-хан был вынужден выстраивать гибкие взаимоотношения с Абдаллахом II. Наиболее подробно данный сюжет прослеживается в записях предания, приведённого в труде Ивана Шангина, где описывается, как Алаша-хан воплощал в Степи сложную политику распространения влияния казахских ханов на присырдарьинские города.

У казахских правителей были сложные взаимоотношения со среднеазиатскими монархами – шло соперничество за сферы влияния в этом регионе, в частности, они боролись за присоединение к своему ханству южных земель. Только в конце XVI века казахам удалось отвоевать Туркестан, и со временем он стал столицей Казахского ханства. Абдаллах II, будучи очень сильным и влиятельным властелином, пытался поставить себя в позицию сюзерена по отношению к степным правителям. Это нашло отражение уже на начальном этапе правления хана Таввакула, находившегося с Абдаллахом II в вассальных отношениях.

Ак-Нияз, Ак-Назар, Хаккназар – Алаша

Детство и юность Алаша-хана, как я уже отметила, приходятся на 20-30-е годы XVI века в Ногайской орде. Российский исследователь Вадим Винцерович Трепавлов идентифицировал этого юношу, жившего в кочевьях Шейх-Мамая, с героем казахских и башкирских преданий, который фигурирует в них под именем Ак-Нияза, либо Алаша, либо Ак-Назара. Всё это одно и то же историческое лицо! Это и есть Хаккназар-хан, о котором много писали наши историки в последнее время. Трепавлов доказывает: юный Ак-Нияз, он же Хаккназар, ребёнком жил в кочевьях ногайцев и воспитывался у Шейх-Мамая в первой половине XVI века. Шейх-Мамай поставил его в качестве вассального правителя над казахами. Однако позже Алаша-хан мужает, набирает силу, обретает суверенный статус и начинает эффективно решать внешнеполитические задачи государства.

Сын казанского, или турецкого, или бухарского хана…

Второе имя – лакаб

Известный среднеазиатский правитель Шайбани-хан, например, имел лакаб Шахбахт-хан. Мало кто знает, что мусульманское имя основателя Казахского ханства Жанибек-хана было Абусаид. Но он известен в основном как Жанибек.

Так вот, по казахским преданиям, записанным в первой четверти XIX века Левшиным, старший сын Жанибека, знаменитый правитель Казахского ханства Касым, запечатлелся в народной памяти под именем Арыстан-хан – хан Лев. Машхур Жусуп Копеев, в свою очередь, приводит предание, где отцом Алаша-хана назван некий Кызыл Арыстан-хан. Это или случайное совпадение, или речь идёт о том, что под Арыстан-ханом в записи Левшина и Кызыл Арыстан-ханом в варианте Копеева имеется в виду одно и то же историческое лицо. Выходит, Хаккназар-хан был сыном Касым-хана, что соответствует исторической правде.

Второе почётное имя имели очень многие исторические деятели. Абылай-хан был прежде Абильмансуром, Чокан Валиханов – Мухамед Канапья; племянник Абулхаира султан Мамай, которого хивинцы провозгласили своим ханом, получил другое имя – Сарыайгыр-хан. Позднее на хивинском престоле были и другие казахские ханы, но они правили там под совершенно иными именами – не теми, которые они носили в Степи. В частности, один из них – по имени Абдаллах – потомок казахских джучидов, в Степи именовался Каракожа.

Неудивительно, что приходится тщательно разбираться с именами, так как степная традиция привносила свой колорит и свои знаковые элементы, благодаря которым человек очень часто был более популярен и известен в своей среде именно под вторым именем.

Универсальный гадкий утёнок

Архетипичный миф о мальчике-сироте, получивший в первой половине XIX века широкое распространение на всём геополитическом пространстве Северной Евразии, как известно, в своё время был использован именитым датским сказочником Хансом Христианом Андерсеном при написании сказки о гадком утёнке. Согласно классическим канонам отвергнутый мнимой родней, жалкий, уродливый птенец мужественно переносит все испытания, постепенно закаляется, умнеет и потом превращается в прекрасного лебедя, его принимают в родную стаю и там он возвышается. Мальчик-сирота, который преодолевает тяжёлые испытания и добивается власти, фигурирует у казахов под именем Алаша-хана, у узбеков периода образования Кокандского ханства он именуется Алтунбишиком, у других народов называются иные имена.

Шелковый полосатый хан

— А как Хаккназар приобрёл свой лакаб Алаша? Вы говорили, что в Степи лакаб давали исключительно по достоинствам. Неужели Алаша-хан стал таковым вследствие мифа о родимых пятнах?
— Во многих преданиях происхождение собственного имени Алаша объясняется тем, что будущий казахский хан родился эдаким уродом, с пятнами на лице, пёстрым. Ещё есть легенда¸ что, провозглашая ханом, степного монарха поднимали на пятнистом ковре. И первое, и второе объяснения неубедительны. В казахских преданиях и легендах образ объединителя казахского народа и учредителя трёх жузов является исключительно положительным, следовательно, такой выдающийся исторический деятель не мог войти в устную память своего народа по отрицательным внешним признакам либо человеческим качествам. Про коврики и говорить не приходится – такого в степной традиции не было: белый войлок – это бренд. Хана, которого якобы поднимали на каком-то пёстром ковре, никто попросту бы не признал.

Модник Алаша-хан

Казалось бы, всё ясно: этот пёстро-полосатый стиль имеет бухарское происхождение. Но что интересно: специалисты, изучавшие ткацкое ремесло, в том числе бухарское, на основе досконального анализа средневековых иранских и среднеазиатских миниатюр и самих тканей, утверждают: вплоть до середины XVI века и в Иране, и в Средней Азии существовала достаточно однотипная ткань, монохромная по цвету, украшенная мелкими цветочками, лепестками и прочими рисуночками. То есть собственно полос и пестроты не было…

Пёстро-полосатые ткани начинают производиться в Бухаре только в период правления Абдаллаха II. Этот период, как я уже отметила, совпадает с первым упоминанием жузов в письменных источниках и борьбой Алаша-хана за расширение территории Казахского ханства. Вот это-то время и есть точка отсчёта становления будущей национальной одежды узбеков – пёстрых полосатых халатов. Новая мода быстро проникает в Степь, так как казахские ханы и султаны были тесно связаны с Бухарой. Что касается Хаккназара, мы уже говорили о его контактах, дружбе и одновременно борьбе с бухарским ханом.

Алаша-хан был, по сути дела, модником, не исключено, что он являлся одним из первых представителей степной элиты, кто принёс такой бренд в Степь. Тесно контактируя с Абдаллах-ханом II и одновременно конкурируя с ним за сферы влияния, Алаша-хан приобретает в Бухаре, имеющей ткацкое производство, совершенно новый для региона вид шелковой ткани.

Патшаи – царская ткань

— Это подтверждается каким-то источником?
— Помните, я говорила о том, что в процессе систематизации собранного массива информации составила сводную таблицу, где были приведены сведения о родовой принадлежности информаторов и местах записи преданий. Дело в том, что Отынши Альжанов – уроженец Восточного Казахстана, из окрестностей Семипалатинска, и через этот город в XVIII – начале XX веков проходил транзитный караванный путь из России в Среднюю Азию и обратно. Семипалатинск был также местом торговли бухарских купцов с казахами Среднего жуза. Последние были тесно связаны с Бухарой и кочевали долгое время как раз в районе Туркестана, вблизи Бухары.

Восточноказахстанские найманы были классическими проводниками торговых караванов, и не случайно именно у представителей этого племени сохранилось воспоминание о происхождении имени казахского хана Алаша от названия шелковой пёстрой одежды, которой он отдавал явное предпочтение перед монохромной материей.

Таким образом, весь выявленный материал топонимического и этнонимического характера, имена собственные, время завершения образования трёх жузов и даты появления пёстрой ткани – всё фокусируется на одной и той же эпохе, в рамках одних и тех же хронологических границ, и самое главное – на деятельности конкретного правителя. Алаша-хан – не какой-то абстрактный собирательный образ, но вполне реальная историческая фигура.

— Давайте посмотрим: первые правители Казахского ханства – это Керей и Жанибек. Когда у старшего хана казахов Керея сын, Бурундук-хан, умер, власть перешла к потомкам Жанибека. У последнего было 9 сыновей: среди первых, старших – Касым-хан и малоизвестный Адик-султан. Далее правили потомки Касым-хана, в том числе Хаккназар, он же Алаша-хан. Но их линия со временем либо полностью пресеклась, либо потеряла влияние в Степи. Поэтому люди ничего не помнили об Алаша-хане.

Следом к власти приходят уже потомки восьмого и девятого сыновей Жанибека. И все наши дальнейшие ханы, начиная с Таваккул-хана (90-е годы XVI века), – всё это ветвь девятого сына, Жадик-султана. Правда, Абулхаир-хан продолжает ветвь восьмого сына Жанибека.

Что интересно: когда в 1748 году Тевкелев приехал в казахскую степь (прежде он уже жил там с 1730 года на протяжении нескольких лет), ему было поручено собрать генеалогические сведения о предках степных правителей того времени. Так вот, сколько он ни опрашивал о влиятельных казахских султанах, но получил информацию только о восьмом и девятом сыновьях Жанибека. Ханы и султаны Младшего и Среднего жузов помнили о том, что основателями их династий были Осек и Жадик, но не помнили того, чьими сыновьями они являлись. И это неудивительно: специалисты, изучающие межпоколенные связи, пишут, что люди, как правило, помнят своих предков до 5-го колена, а после происходит путаница.

Любой человек, и в те времена тоже, прагматик: он держит в голове именно ту информацию, которая ему нужна в повседневной жизни. А остальное он пытается вспоминать в случае необходимости, но чаще всего избавляет свою память от информации о людях, которые никакого отношения к его династийной линии не имеют. Представьте: в то время, когда ему нужно бороться с врагами, пасти скот, обеспечивать семью, одолевать соперников, это была абсолютно малозначимая в практическом смысле, периферийная информация.

Замечено: когда раньше люди постоянно кочевали, то помнили все маршруты, каждую кочку, каждый ручеек. Но, став оседлыми, затруднялись их найти на местности. Почему? Потому что эта информация деактуализировалась. Она уже не имела практического значения и регулярно не воспроизводилась в памяти.

— А для чего тогда нужна была генеалогия?

— Чтобы добиваться определённого места под солнцем, получить высокий социальный статус, иметь престижные брачные связи, бороться за монархические престолы. А тут какие-то линии предков, которые не играли сколько-нибудь весомой роли в его жизни… Зачем они ему нужны?

Я сделал невозможное!

— Ирина Викторовна, а у вас лично в процессе работы возникло уважение к Алаша-хану?

— Конечно! Это замечательный, выдающийся, яркий хан! Об этом можно судить уже по самим преданиям, точнее, пафосу, с которым они переданы. Если народ связывает с ним своё имя, свою консолидацию и появление на международной арене – это не просто уважение. Это намного больше.

Хаккназар-хан, безусловно, был чрезвычайно талантливым правителем. Вспомните, существовали очень сложные взаимоотношения Казахского ханства с Ногайской ордой, территории переходили из рук в руки, Волго-Уральский регион то ногайцы подбирали, то казахи присоединяли к своему ханству. И обратите внимание: на фоне таких перманентных взаимных набегов крохотный человечек оказался в ногайском плену, но смог возмужать, добиться признания – и вернуться к своему народу на белом коне.

Мне также очень импонировала идея о том, что он любил носить пёстро-полосатый шелковый халат. Этим Алаша-хан тоже как бы бросает вызов обществу и самой эпохе. Смотрите, мол, я необычный! Я сделал невозможное! Я пришёл из небытия – и должен выглядеть так, как никто другой не выглядит, должен производить даже внешнее впечатление и оставить о себе память.

А главное – силой своей личности Алаша-хан сыграл историческую роль в судьбе народа: он способствовал консолидации казахских родов и племён и усилению кочевого государства казахов на территории Центральноазиатского региона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Корни этнических казахов очень сложно найти. На протяжении многих веков судьба многих племен и народов усиливалась. Есть два аспекта появления казахского народа, а именно лингвистический и антропологический. Оба процесса развивались вдоль одной и той же области, часто по исторической линии.

Формирование казахского народа

Автор: Баймагамбетов Ерлан Русланович

В заключение известно, что гунны и карлы напрямую связаны с казахским этногенезом. Формирование нации - очень долгий и сложный процесс. Невозможно определить импульс в реальном времени. Следовательно, диаспора казахского народа в светлое будущее казахского народа и объединение всех представителей этногенеза, живущих в Казахстане, является национальной идеей - государствообразующей нацией. История истории страны, включая становление Казахского ханства, особенно важна. Тем не менее, формирование полноценного государства, право на высокое владение землей, ее национальный успех и проведение независимой внешней и внутренней политики стали возможными только после обретения независимости в 1991 году. Сегодня наша страна активно участвует в системе международных отношений как видный член мирового сообщества и известна как страна с общенациональной целью присоединиться к тридцати наиболее конкурентоспособным странам.

О названии и происхождении казахов


Изображение хунну в китайском искусстве

В I веке н.э. Хуннская империя потерпела поражение от военного союза Китая и сяньби. В конце концов, основная часть хуннов ушла на запад, на территорию современного Казахстана, где испокон веков жили саки. Возможно, что передовые части хуннов племена Құман и Алан (Ұлан) достигли реки Куман (Кубань) и Закавказья.

Более того, Российская имперская политика утверждала, что в I веке н.э. хунны не осели на территории Казахстана, а ушли дальше на запад, за реки Итиль и Яик, что помогло им успешно скрыть очевидное родство современных казахов с древними хуннами. Тут царская Россия опиралась на летописи римских историков, которые писали, что некоторые племена хуннов действительно дошли до реки Кубань и до Закавказья. Но, несомненно, большая часть обосновалась именно на территории современного Казахстана.

На основании нижеприведенных данных покажем, что эти утверждения не бездоказательны.


Также известно, что на территории современного Казахского района с XV по XIX век существовал Казахский султанат. Город Казах и Казахская степь в Азербайджане, река Касах и водопад Касах в Армении - напоминание, оставленное азиатами-казахами, о том, что в Закавказье жила часть казахского народа.


Собранные доказательства говорят о том, что в VII веке наши земли населяли казахи и говорил этот народ на казахском языке.


Закавказские казахи позже ассимилировали в состав осетин, балкар, азербайджанцев, армян, грузин и кумыков. В национальном составе осетинских дигоров и балкар существовало рабское сословие казах, а дигоры, балкары и карачаи – прямые потомки народа аланов. Карачаевский и балкарский языки схожи с казахским, а друг друга они называют аланами. Тем временем осетинские дигоры, слившись с иронцами, стали терять дигорское наречие. Эти доказательства говорят, что оставшиеся казахи были ликвидированы и отправлены в рабство аланами или бежали в Армению и Грузию и ассимилировали там. А те, кто бежал в сторону Дона, были вынуждены принять церковный язык и стали врагами своих сородичей, став донскими казаками.

حذح حلج حلج

Хазах Хилж Халаж

قازق قارق

Қазақ Қарақ

Татары, туркмены, кумыки, балкар-карачайцы, аварцы, азербайджанцы, тюрки, гагаузы, крымлар и другие тюркоязочные нации образовались на основе отдельных племен и родов или как союз нескольких племен (татары из племен татар, киргизы из племен кыргы, кумыки из племен куман, балкар-карачай из племен алан и т.д.). Корни самих эти родов и племен уходили к народам хуннов, саков или уйсуней. Отделившись от своего основного народа, эти рода и племена со временем сумели образовать свою отдельную нацию. Казахи же, в свою очередь, были продолжением основной части древних хуннов и саков, а значит праотцами тюркоязычной нации.

Казахи - одни из самых многочисленных тюркских этносов. Над происхождением этнонима "казах" многие годы ломают копья ученые и исследователи, выдвигая различные версии, от научно обоснованных до откровенно экзотических и псевдонаучных.

Большой знаток истории казахов Мухамеджан Тынышпаев (1879-1938 гг.) заявлял, что искать значение слова "казак" столь же бесполезно, как и попытка найти значение слов "русский", "араб", "француз" и т.д.

Официальная историография признает началом казахской государственности 1465 год, когда откочевавшие от государства кочевых узбеков ханы Жанибек и Керей основали в Семиречье Казахское ханство.

По мнению ученого-этнолога А. Абдрахманова, название произошло от слияния двух слов: "каз” и "oг” (ок). "Ог” — в древнетюркском языке означает "род, племя”. В таком случае, "каз-ог” — это "племена казов”

По другой версии, слова казах (казак) является производным двух слов - "ка" и "сак". Приставка "ка" употреблялась древними тюрками в значении "великий". Например, ка-хан (каган) - великий хан. То есть ка-сак должно означать по их мнению великий сак.

Еще одна любопытная версия, связанная с саками - Кас-Сак. В тюркском языке слово Кас или Хас означает - настоящий. Таким образом, по этой гипотезе "кас-сак" должно означать "настоящий сак"

Саки - другое самоназвание скифов, живших в древние времена на территории Казахстана. Но саки проживали за полторы тысячи лет до казахов, поэтому маловероятно, что казахи могли назваться их именем.

Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. Еще одна экзотическая версия утверждает, что слово "казах” образовалось от объединенного названия племен "кас” (каспи) и "сак”.

После вхождения в состав Российской империи казахов, чтобы не путать с русскими казаками кыргызами, стали называть "кайсаками", "киргиз-казаками", "казак-киргизами", "киргиз-кайсаками", а в обиходе просто "киргизами". А до 1734 года казахов называли казаками, а Казахское ханство Казачьей Ордой. Вполне вероятно, что слово "казак", как и само понятие "казаклык" (казаковать), перешло в Русь вместе с тюркоязычными племенами. В своей работе "Киргизская (казахская) родословная" Ч. Валиханов писал: ". нет сомнения, что казачество началось и развилось в Азии и перешло к русским от татар. У татар они должны были развиться ранее. Привольные и обширные степи киргизские (казахские), как Украина для Руси, сделались местом стечения удальцов и батыров, искавших свободу и богатство в добычах".

Еще в 1827 году А.И.Левшин писал:

Ибн Рузбихан в своих записях XVI в. приводит следующие свидетельства:

"Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках, таких, как арабский ”.

Русский этнограф и географ Е.К.Мейендорф в "Путешествии из Оренбурга в Бухару" в начале XIX писал, что

Любопытно, что немецкий ученый Ю. Клапрот в 1822 году пишет о об адыгах следующее:

Касахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют касахами ( kasakh ), а мингрелы — казаками ( kasak ). Это кассоги ( kassoghi ) русских летописей.

Но, я думаю, это не относится напрямую к казахам, и лишь свидетельствует, что такое слово имеет очень древнее происхождение, сохраняя свое основное значение на протяжении многих веков. Либо это всего лишь фонетическое сходство.

Читайте также: