Рыцарская культура европейского средневековья кратко

Обновлено: 04.07.2024

Яркую страницу в средневековой культуре составляет рыцарская культура. Создателем этого направления является военно-аристократическое сословие. Оно же стало единственным носителем рыцарской культуры. Рыцарство зародилось в раннее средневековье и достигло расцвета в $XI-XV$ веках. Истоками рыцарской культуры стали:

  1. культура варварских народов, уходящая в глубины веков;
  2. развитая концепция христианского служения. Первоначально она воспринималась как религиозное суждение, но позднее приобрела иную окраску – служение государству, своему сеньору, даме сердца.

В корне рыцарского этоса (стойких требований к нормам поведения) лежит верность сеньору. Рыцари признавали предательство и вероломство самыми тяжким грехом. Наказание за нарушение верности было жестоким, вплоть до исключения из корпорации. Профессиональная деятельность рыцаря – война. Со временем рыцарство берёт на себя ещё одну функцию – защитника справедливости. Хотя рыцари воспринимали справедливость своеобразно и только относительно своего круга, она составила важную составляющую в этосе военного сословия. Её ярко выраженный сословно-корпоративный характер чётко проявляется в высказывании Бернарда де Борна:

Рыцарский кодекс и реальная жизнь

Многие стороны жизни рыцари специально выставлялись напоказ. К привлекательным чертам относились щедрость, благородство, храбрость. Даже если храбрость была безрассудной, а щедрость вела к обнищанию. Воин постоянно стремился к лидерству, стать первым, найти путь к славе. Его подвиги должны быть известны всему миру. Всё это придавало блеск рыцарской культуре, привлекало внимание, требовало соблюдение ритуалов и использование ярких символов и атрибутов. Одним из таких проявлений стали рыцарские турниры, которые имитировали настоящие военные сражения/ К $XIII$ веку они приобрели особую пышность, на них собирался весь цвет рыцарского общества. Гибель участника или нанесение ему увечья на турнире лишь усиливали интерес к мероприятию.

Готовые работы на аналогичную тему

Трубадуры

К началу $XII$ века появляются первые трубадуры (рыцари-поэты). Местом их возникновения считается Прованс. Они писали стихи о любви и распевали их на городских площадях. Известны имена таких трубадуров:

Рыцарская литература выражала стремления рыцарства и, одновременно, формировала идеалы рыцарского самосознания. Влияние литературных произведений была настолько сильным, что хронисты пытались описывать события в соответствии с образцами из рыцарских романов. Романы авторы писали не на непонятной многим латыни, а на национальном языке. Сюжет произведений развивался как череда приключений главного героя. Важным источником придворного рыцарского романа в Западной Европе стали сказания о короле Артуре и о деятельности рыцарей Круглого стола. История любви Тристана и Изольды родилась именно из них.

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет кото­рых приходится на XII—XIII вв., были яркой стра­ницей в истории Средневековья.

Рыцарь на войне

Рыцарь был прекрасно подготовлен к вой­не. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем, а в XIV в. появился сплошной доспех весом до 30 кг. Наступательным оружием были меч и длинное копьё. Несколько веков рыцари господствовали на полях сражений.

В бою стремились взять в плен как можно больше рыцарей, чтобы получить за них выкупы. Поэтому в сражениях рыцари поги­бали редко, зато многие из них попадали в плен.

Жизнь требовала от рыцаря храбрости, физической силы и достоянной тренировки.

С семи лет мальчики из знатных семей служили пажами при дво­ре знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры, однако читать их учили не всегда. Затем юноша на несколько лет становился оруженосцем рыцаря: прислужи­вал, помогал в сражении. Лишь после этого можно было стать рыцарем.

Мир турниров и гербов

В мирное время рыца­ри заполняли досуг занятиями, похожими на войну: охотились на кабанов или оленей, участвовали в турнирах — состязаниях в умении владеть оружием. Сражаясь затуп­ленным оружием и в доспехах, рыцари на турнире погибали редко.

Организацией турниров занимались ге­рольды. Едва взглянув на рыцаря, они могли определить, кто он такой: ведь на его щите они сразу видели знак его рода — герб.

В средние века в Европе начали появляться рыцари. Это были младшие потомки высших сословий, которым не досталось по наследству никакого ценного имущества и земельных наделов.

Младших сыновей обучали военному делу. Доспехи рыцарей могли весить до 70 килограмм. Только физически сильный человек сможет их носить. Из юноши растили непобедимого воина, непобедимого в бою.

После посвящения в рыцари, молодые люди ежедневно тренировались в искусстве владения различным оружием, развивали физические способности. Свои способности рыцари проявляли на турнирах и во время охоты на диких зверей.

Первоначально рыцари защищали обездоленных и слабых от арабов, викингов или венгров. Позже они стали хранителями христианского мира. Рыцарство средневековой Европы обозначало полное посвящение военному делу.

Рыцарь – конный воин дворянского происхождения с тяжелым оружием и неустрашимостью, высокий идеал воина, поклоняющийся женщинам. Рыцари на заре средневековья сильно отличались от рыцарей на закате, но он всегда оставался благородным воинским сословием.

Корнями рыцарство уходит в варварские времена. Доказательством этого служат прозвища воинов и использование геральдических символов на их щитах.

Рыцарство вело определенный образ жизни, имела свою систему ценностей и стереотипов, а так же было религиозно впечатлительным. В Европе была сформирована отдельная рыцарская культура. К ней стремилось большинство воинов благородного происхождения. В культуре переплетались возвышенные идеалы и реалии повседневной жизни. Конечно, культурные идеалы и ценности рыцарей зависели от национальной и групповой идентичности.

Полностью рыцарство сформировалась после осознания духовного братства воинов, которых связывают невидимые узы элитных сословий, и обязанность вставать на защиту братьев по вере.

В средние века в Европе начали появляться крупные феодалы с огромными земельными наделами и политической автономностью. Феодальные замки были очень сильны. Слабость королевской власти позволила этим рыцарям занимать элитную верхушку замковых резиденций. Одновременно автономные мелкие рыцари могли свободно выбирать и менять покровителей, которые выражали им свое уважение в материальной и культурно-знаковой форме.

Рыцари ездили по королевству и искали себе военные приключения, служили церкви и уничтожали неверных, прославляли свои поступками Даму сердца.

Короли Франции и Англии образовывали при дворах ордена рыцарей. Придворные из рыцарской знати были попыткой скопировать праведную жизнь короля Артура и рыцарей Круглого Стола.

Война помогала молодым рыцарям благородного происхождения и небогатым их представителям доказать свою смелость, оправдать социальное признание, собственную независимость, сравняться с крупными магнатами. За отличную службу сеньоры одаривали своих подопечных щедрыми подарками – замками и землями.

Существует и другая сторона рыцарства. Рыцарь хотя и был христианам, в его душе жил варвар. Многие его представители не стремились к совершенству. Они начали деградировать, занимались грабежами и разбоями мирных людей. Иногда под видом сражений за веру скрывались обычные грабежи и захваты земель у иноверцев. На закате Средневековья многие рыцари начинают стремиться к обогащению, а воинское и христианское служение отходит на второй план.

Сегодня рыцарская культура возрождается и привлекает большое количество поклонников благодаря истинным идеалам рыцарей.

Рыцарская культура средневековой Европы

В период Средневековья в среде крупных землевладельцев-феодалов сложилась предельно замкнутая корпорация профессиональных воинов, именовавшихся рыцарями. Между собой их объединял не только сходный образ жизни, но также и общие личные идеалы и морально-этические ценности. Совокупность этих факторов положила основу своеобразной рыцарской культуры, не знавшей аналогов в последующие века.


Возвышение статуса крупных феодалов

Принято считать, что средневековое военное и земледельческое сословие, известное сегодня как рыцарство, впервые начало формироваться в VIII веке во Франкском государстве в связи с его переходом от пешего народного войска к конным дружинам вассалов. Толчком к этому процессу стало вторжение арабов и их союзников ─ христиан Иберийского полуострова, совместными усилиями захвативших Галлию. Крестьянское ополчение франков, полностью состоявшее из пехоты, не могло дать отпор коннице врага и терпело одно поражение за другим.

В результате находившиеся у власти Каролинги были вынуждены прибегнуть к помощи синьората, то есть местных феодалов, обладавших большим количеством вассалов, и способных сформировать из них сильное конное войско. Те откликнулись на призыв короля, но потребовали за свой патриотизм дополнительных привилегий. Если в прежние времена сеньор был лишь командиром вольных ополченцев, то теперь войско состояло из людей, состоявших от него в прямой зависимости, что непомерно возвышало его статус. Так началось зарождение рыцарства и рыцарской культуры, с которой у нас теперь неразрывно связано представление о Средневековье.

Сословие титулованной знати

В эпоху Крестовых походов по всей Европе возникло большое количество религиозно-рыцарских орденов, в результате чего вошедшие в них феодалы образовали крайне замкнутую социальную группу наследственной аристократии. Под воздействием Церкви (а отчасти и поэзии) в ней с годами сложилась уникальная рыцарская культура, краткому описанию которой посвящена данная статья.

В последующие века в связи с усилением государственной власти и появлением огнестрельного оружия, обеспечившем перевес пехоты над конницей, а также формированием регулярных армий, рыцари утратили значение как самостоятельная военная сила. Однако, своё влияние они сохраняли ещё очень долго, превратившись в политическое сословие титулованной знати.


Кто входил в число рыцарей?

Как сказано выше, рыцарская культура европейского Средневековья зародилась в среде крупных феодалов ─ носителей громких титулов и обладателей не только обширных земельных владений, но и многочисленных дружин, порой сопоставимых с армиями целых государств. Как правило, каждый из них имел родословную, уходящую корнями в глубину веков, и окружавшую его ореолом высшего благородства. Эти рыцари составляли элиту общества, и уже по одному этому не могли быть многочисленны.

На следующей ступени социальной лестницы той эпохи находились также благородные отпрыски старинных фамилий, в силу сложившихся обстоятельств не имевшие крупных земельных наделов и, соответственно, лишённые материальных богатств. Всё их достояние состояло в громком имени, военной выучке и доставшемся по наследству оружии.

Многие из них формировали из своих крестьян отряды и во главе их служили в армиях крупных феодалов. Те же, кто не располагал крепостными душами, часто путешествовали в одиночестве, сопровождаемые лишь оруженосцем, и порой примыкали к случайным отрядам, становясь наёмниками. Были среди них и такие, кто не брезговал откровенным разбоем, лишь бы обрести средства для поддержания образа жизни, соответствующего рыцарскому достоинству.

Замкнутость нового аристократического сословия

Устойчивость рыцарской культуры, сохранявшейся на протяжении нескольких веков, во многом объясняется тем, что их стан был крайне замкнутым. Принадлежность к нему передавалась по наследству и лишь в исключительных случаях могла быть дарована монархом за особые заслуги и подвиги. Согласно традиции, истинный рыцарь должен был происходить из какого-либо знатного рода, благодаря чему всегда мог сослаться на генеалогическое древо своих предков.


Кроме того, он должен был обладать фамильным гербом, внесённым в геральдические книги, и собственным девизом. Однако со временем строгость правил начала постепенно ослабевать, а с развитием городов и всевозможного предпринимательства, рыцарское достоинство и связанные с ним привилегии, стали приобретаться за деньги.

Обучение будущих рыцарей

Когда в семье феодала появлялся сын, то основные элементы рыцарской культуры закладывались в него с самых ранних лет. Едва ребёнок освобождался от нянек и кормилиц, как попадал в руки наставников, которые обучали его верховой езде и владению оружием ─ в первую очередь мечом и пикой. Кроме того, юноша обязан был уметь плавать и вести рукопашный бой.

По достижении определённого возраста он становился вначале пажом, а затем оруженосцем какого-либо взрослого рыцаря, порой, собственного отца. Это являлось дополнительным этапом обучения. И лишь после того как молодой человек, пройдя весь курс наук, становился способен на деле продемонстрировать усвоенные навыки, он удостаивался чести быть посвящённым в рыцари.

Забава, ставшая обязанностью

Так, предписывалось, чтобы на выезде в охотничьи угодья рыцаря непременно сопровождала его жена (разумеется, если она у него имелась). Она должна была скакать на коне с правой стороны от мужа и держать на руке сокола или ястреба. От каждой супруги благородного рыцаря требовалось умение выпускать птицу, а затем принимать его обратно, ведь от её действий часто зависел общий успех.


Что же касается сыновей феодала, то они с семилетнего возраста сопровождали родителей во время охоты, но держаться были обязаны с левой стороны от отца. Это аристократическое развлечение входило в общий курс их обучения, и игнорировать его юноши не имели права. Известно, что порой страсть к охоте приобретала у феодалов столь крайние формы, что само это занятие подвергалось осуждению Церкви, поскольку, проводя всё свободное время в погоне за дичью, господа забывали посещать богослужения, а соответственно, переставали пополнять приходской бюджет.

Великосветские модники

Рыцарская культура Средневековья вырабатывала у тех, кто принадлежал к этому узкому сословию, особый тип психологии и обязывала их иметь целый ряд определённых качеств. Прежде всего рыцарь должен был обладать достойной восхищения внешностью. Но поскольку природа не всех одаривает красотой, тем, на ком она сэкономила, приходилось прибегать к разного рода ухищрениям.

То же можно сказать и о причёсках. На старинных картинах перед зрителем предстают и пышные локоны, спадающие на закованные в броню плечи, и жёсткий ёжик, придающий его обладателю строгий и решительный вид. Что же касается бород, то здесь фантазия цирюльников была просто безгранична, и надменные физиономии господ украшались самыми немыслимыми волосяными композициями от вульгарного веника до тончайшей иглы на конце подбородка.


Новинки моды, выкованные из стали

Веяниям моды следовали и при выборе доспехов, которые должны были быть не только надёжной защитой их владельца, но и показателем его статуса. Любопытно отметить, что выковывались они в соответствии с бытовавшей в тот период модой на парадные костюмы. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с коллекциями защитного вооружения, представленными в крупнейших музеях мира.

Бесконечные поиски славы

Ещё одним непреложным требованием рыцарской культуры средневековой Европы была забота о собственной славе. Чтобы воинская доблесть не меркла, её требовалось подтверждать всё новыми и новыми подвигами. В результате, истинный рыцарь находился в постоянном поиске возможностей стяжать очередные лавры. Например, даже малейший пустяк мог послужить поводом для кровавого поединка с малознакомым противником, разумеется, если и тот принадлежал к избранному сословию. Марать же руки о простолюдина считалось совершенно недопустимым. Для наказания смерда у рыцаря имелись слуги.

Рыцарская культура предусматривала и такую форму проявления доблести, как участие в турнирах. Как правило, они представляли собой состязания конных воинов на копьях, и проводились при большом скоплении народа. Если же пики ломались, то бойцы обнажали мечи, а затем брали в руки булавы. Подобные зрелища выливались в настоящие праздники. Поскольку целью поединка было выбить противника из седла и сбросить его на землю, а вовсе не убить или ранить, то участники боёв обязаны были соблюдать определённые меры предосторожности.

Так, разрешалось использовать только тупые копья или даже оснащённые наконечниками в виде поперечно установленных пластин. Мечи предварительно затуплялись. Также и турнирные доспехи должны были иметь дополнительную прочность, в отличие от боевых, которые, в ущерб безопасности, делались более лёгкими, но при этом позволявшими рыцарю сохранить силы для длительного сражения. Кроме того, во время турнирного поединка всадники отделялись друг от друга специальным барьером, чтобы в случае падения одного из них на землю он не попал под копыта лошади своего противника.


Однако, несмотря на все меры предосторожности, поединки нередко заканчивались увечьем или даже смертью участников, что придавало им особую притягательность в глазах зрителей и служило к вящей славе победителя. Примером тому может служить смерть короля Франции Генриха II Валуа, трагически погибшего на турнире в 1559 году. Копьё его противника графа Монтгомери сломалось при ударе о панцирь, и обломок угодил в глазную прорезь шлема, отчего доблестный монарх скончался в ту же минуту. Тем не менее, по законам рыцарства и рыцарской культуры, подобная смерть считалась наиболее достойным завершением жизни. О погибших на турнирах слагались баллады, исполнявшиеся затем трубадурами и менестрелями ─ средневековыми предшественниками современных бардов.

Куртуазно-рыцарская культура

Согласно бытовавшим требованиям, истинный рыцарь обязан был не только проявлять военную доблесть, но и уметь вести себя в светском обществе, поддерживать непринуждённый разговор, и даже петь. Именно куртуазно-рыцарская культура явилась основой для создания в будущем правил этикета, широко распространившихся в Европе, и ставших нормой поведения всех воспитанных людей.

Литература нежных чувств и военных подвигов


Развитие рыцарской культуры дало толчок к появлению нового и весьма своеобразного литературного жанра. Основным сюжетом его произведений являлось описание приключений и подвигов благородных героев. Это были рыцарские романы, воспевавшие идеальную любовь и бесстрашие, проявляемое во имя личной славы. Произведения этого жанра были необычайно популярны в Европе, и находили множество поклонников даже в те времена, когда читать умели лишь единицы. Достаточно вспомнить знаменитого Дон Кихота, ставшего жертвой этих средневековых бестселлеров.

Дошедшие до нас романы подобного рода представляют не только художественный, но также и исторический интерес, поскольку в них во всей полноте отображены черты рыцарской культуры и особенности быта той эпохи. Характерной особенностью произведений этого жанра становится акцент, который авторы начинают делать на отдельных людских личностях. Их героями становятся не боги или какие-либо мифические персонажи, а люди.

Средневековая культура. Культура Средневековья

Средневековье — это тысячелетие, условными историчес­кими рамками которого являются V и XV века. Культура ев­ропейского средневековья возникла в руинах Римской импе­рии. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борь­бе, от исхода которой зависело будущее.

Первая из них — это традиции дряхлеющей греко-римс­кой культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смог­ла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор даль­нейшей культурной жизни Европы был бы обращен в про­шлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, по­добно индийской или китайской культуре.

Второй силой был дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Рим­ском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчез­ла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистичес­кие установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское дви­жение уже имело централизованную церковную организа­цию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.

В этой борьбе культурных влияний и традиций средневе­ковое христианство претерпело некоторые изменения. Про­стые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего бога , сохраняя при этом язычес­кое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.

Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховно­сти чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.

Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средне­вековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выраже­нием господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожи­дание возмездия и блаженства в потустороннем мире.

Культура Средневековья

Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа — дворянство — имело иные представления о человеке. На его основе возник­ла так называемая рыцарская культура, со своим идеалом че­ловека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, вер­ность своему сеньору и богу, благородство, поклонение пре­красной даме.

Наиболее распространенными направлениями средневе­ковой науки были схоластика и мистика. Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианс­кой веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения, которые схолас­ты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Ари­стотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авто­ритет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.

Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учены­ми, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были па­рижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон, уделяв­ший наибольшее внимание вопросам естествознания.

Официальное и светское искусство Средневековья

Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись. В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искус­ства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоци­ях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез цер­ковной архитектуры и скульптуры.

Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совер­шенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием. Музыкальная культура средневековья осо­бенно проявилась в профессиональном многоголосии — дис­канте. Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искус­ства от религиозного мировоззрения придала ему символи­ческий характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, об­разы лишены реалистичности, схематичны.

Рыцарская культура

Рыцарская культура Средневековья

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою осо­бую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов — рыцарство в широком смысле слова — выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-ры­царских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры — публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое рас­пространение получили романы, излагавшие различные ры­царские приключения. Большое место в рыцарской литера­туре занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной при­надлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

Городская культура и народное творчество Средневековья

Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская лите­ратура, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио, в которых содержались остроумные нападки на фе­одалов. Много сатирических моментов, направленных про­тив феодалов, содержали и итальянские городские повести — новеллы.

Дело в том, что религиозность простых людей была свое­образной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мисте­рий, народных праздников распевались непристойные пес­ни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.

Народные праздники, карнавалы, занимали в жизни на­рода Западной Европы в средние века довольно много време­ни. Они были выражением своеобразной смеховой культу­ры, к созданию которой имел доступ простой человек.

Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.

Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бро­дячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротеск­ное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализован­ное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в са­тирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных обра­зах вурдалаков, чудовищ и т.п.

Средневековая архитектура

Средевековая архитектура

Средние века оставили после себя много грандиозных па­мятников архитектурного искусства.

За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. Первый по­лучил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романс­кий стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем антич­ный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий ку­пол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку по­стоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви лег­ко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отно­шении готическая архитектура. Ее характерной чертой явля­ется стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множе­ством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, баре­льефов, причудливая резьба богато украшали здания изнут­ри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величе­ственные двери придавали соборам торжественность.

Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искус­ства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).

Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два опре­деляющих фактора: феодализм и христианство.

Отличительные черты культуры Средневековья

Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чер­тами культуры средневековья были:

христианский, религиозный характер, через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни че­ловека;

традиционализм, который выразился в приверженнос­ти к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности про­изведений;

символизм, нашедший свое выражение в семантичес­ком, широком толковании и анализе текстов из Библии;

историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;

универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных ком­пиляцией теоретических знаний.

Творчество народов средневековой Европы заложило ос­новы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным дости­жением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического миро­воззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: