Трудный путь к демократии кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по истории 11 класс

Выяснить расстановку политических сил в феврале-августе 1917 года, оценить альтернативы послефевральского развития страны. Рассмотреть шансы различных политических сил в борьбе за власть. Ответить на вопрос: неизбежны ли были октябрьские события и приход большевиков к власти. Оценить роль субъективных и объективных факторов.

Воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века. Размышление ребят о будущем своей Родины, формируется чувство не посредственного наблюдателя, а возможного творца истории от которого зависит развитие государства.

Развитие умений работы с историческими источниками, программными документами, историографическими оценками и т.д.

-подвести обучающихся к пониманию, осознанию исторической закономерности февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок;

-обучающиеся должны уяснить причины движущих сил революции в России; давать аргументированную оценку двоевластию .

Требования к уровню подготовки учащихся: основные факты, процессы и явления реформы; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом ; форма проведения – беседа.

План изучения темы урока:

Расстановка политических сил.

Кризисы политической власти

Слайд 1 (тема урока). Учителю необходимо выяснить :

-положение в стране перед началом революции

- период двоевластия (чем характеризовался)

- расстановку политических сил (партии)

- почему происходит усиление власти большевиков

Проверка знаний учащихся .

Вопрос к классу: Каковы общие причины революции начала XX века?

Примерные ответы учащихся:

- необходимость модернизации аграрной сферы, политического строя;

Эти вопросы стояли в ходе революции 1905 года, царизм хоть и пытался провести реформы (Столыпинские и др.), но все это было малоэффективным, потому что Николай II не был заинтересован в дальнейших изменениях, боясь потревожить основы самодержавия.

Вопрос к классу: Какие события и явления способствовали возникновению революции 1917 года? Примерные ответы учащихся:

- новые противоречия, порожденные войной

-усилившаяся экономическая разруха

-угроза голода, снижение уровня жизни, инфляция

-изменения психологии масс, чувство озлобленности к верхам

- падение авторитета царской власти (неудачи на фронтах, неспособность разрешения экономических проблем, распутинщина)

-неуступчивость режима в отношении предложений оппозиции о привлечении популярных общественных деятелей к управлению

Вопрос к классу: Мог ли царь в условиях начинающихся февральских событий изменить ситуацию?

Примерные ответы учащихся.

- Николай II не мог в тех условиях изменить ситуацию, т.к. от него уже ничего не зависело, и царь мог бы удержать власть в своих руках, если бы не думская оппозиция в лице кадетов.

3. Основная часть. Подготовка к изучению новой темы.

Учитель: Мы с вами выяснили, какие события и явления способствовали революции, теперь непосредственно приступим к изучению революции.Поговорим о том, с чего же начинается революция 1917 г. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России- Петрограде.

Слайд 2 . (начало революции)

Нужно сказать, что февральские события в значительной степени носили стихийный характер.

Однако в ходе её возникли новые органы власти , которым предстояло переустраивать России.

Слайд 3,4. (Временное правительство)

Утром 27 февраля члены Думы приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы

С председателем Думы М.В. Родзянко. Задача ВКГД – установление контакта с правительственными учреждениями и попытка наведения порядка в стране.

Слайд 5 . (Задача временного правительства).

Члены комитета при этом не претендовали на всю полноту власти в своих руках. Однако комитет не имел серьезной опоры в массах и вынужден был искать поддержку у другого органа, созданного революцией.

Петроградский Совет рабочих депутатов.

Слайд 6.

Первое заседание Петрсовета состоялось вечером 27 февраля в Таврическом дворце, там же, по соседству, где заседала дума. Заметное преимущество в выборах совета – эсеро-меньшевистская интеллигенция. Председатель Н.С.

Слайд 7. ( большевики оказались на вторых ролях)

Эсеро-меньшевистские лидеры считали, что революция является буржуазной и развернули свою деятельность по двум направлениям.

Слайд 8.

Были заблокированы попытки либеральных политиков сохранить монархию, придав ей конст. формы. Николай II , испытывая сильное давление со стороны Петрсовета и командование армии, 2 марта отрекся от престола в пользу брата Михаила.

Слайд 9,10.

3 марта отказался принять царскую корону, оценив настроение народных масс.

Слайд 11.

Одновременно исполком Петрсовета вступил в переговоры с комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство. Слайд 12,13,14.

Совет же должен смотреть за властью, т.е. контролировать действия буржуазного правительства с позиций защиты интересов трудящихся.

Таким образом, уже 28 февраля был принят Приказ №1, который вводил в армии комитеты из выборных солдат и матросов, которые должны были контролировать деятельность офицеров. Т.е. армия фактически переходила под контроль Советов. В сложившейся ситуации Временному правительству приходилось согласовывать свои действия с Петрсоветом.

Слайд 16.

Можно сделать вывод, что в России сложилась система двоевластия.

Слайд 17.

Но это еще не все, кроме установления двоевластия, наступает значительная группировка политических сил .

Слайд 17.

Слайд 18.

Праволиберальные партии – октябристы и прогрессисты.

Они переживали острый кризис.

Слайд 19.

Кадеты (до 70 тыс. чел) превратились в правящую партию. Лидер – Милюков.

Важнейшими задачами партии были:

1.Продолжение войны до полной и окончательной победы над врагом.

2.Агр.отношения –принудительный выкуп части помещечьих земель государством.

3.Единовластие Временного Правительства .

Слайд 20.

Умеренные социалисты – эсеры ( 800 тыс.чел.) и меньшевики ( 200 тыс.чел.)

Важнейшие задачи партии:

Отложили выполнение своих программ в области национально-государственного строительства, аграрных отношений, рабочего законодательства до созыва Учредительного собрания.

Слайд 21.

Левый фланг – большевики (24 тыс.чел.) - руководители (Каменев, Сталин).

Важнейшие задачи партии:

Ориентация партии на борьбу за завершение буржуазно-демократической революции.

Слайд 22.

Слайд 23.

Определяющие для Ленина значение имели 2 исходных момента:

Слайд 24.

Особенностью политической ситуации в после февральской России

Во многом определялось позицией, занятой ведущими политическими силами страны. И именно большевистский лидер сделал

Вывод – о неготовности быстро и кардинально решить самые насущные задачи, ведущими политическим салами:

-покончить с войной;

-дать землю крестьянам;

-свободу угнетенным народам.

Российская буржуазия не всегда умела отделять свои стратегические интересы (удержание власти и в целом господствующего положения в обществе) от интересов тактических преходящих, сохраняя крупное частное землевладение. В продолжении войны, которая приносила огромной прибыли и сулила в случае победы территориальные приобретения.

Ленин понимал, что безынициативность и вялость кадетских и эсеро-меньшевистских политиков неизбежно будет дестабилизировать ситуацию в стране и что в свою очередь открывает путь к власти левым силам.

Слайд 25 . Апрельские тезисы В.И.Ленина

4. лозунг о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов;

5.Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху

8.Контроль Советов за общественным производством и распределением продуктов;

Слайд 26.

VII конференция РСДРП(б) в конце апреля 1917 г., утверждала курс на подготовку социалистической революции.

Вопрос к классу: Как вы понимаете что это?

18 апреля министр иностранных дел кадет Милюков обратился с нотой к союзникам России, где заверял их в решимости довести войну до победного конца. Это явилось поводом к мощным демонстрациям протеста в Петрограде и других городах.

Милюков и военный министр Гучков были вынуждены уйти в отставку.

Вопрос к классу : Объясните почему так произошло?

В начале мая в состав Временного Правительства вошли лидеры умеренных социалистов Чернов (эсер), Церетели (меньшевик), которые стремились укрепить позиции буржуазной власти. Правительство стало коалиционным.

Таким образом, большевизм в этой ситуации набирает силу.

Слайд 27.

Дополнилось это тем, что в июне 1917 года в ходе наступления русских войск на Юго-западном фронте закончилось сокрушительным поражением.

Слайд 28. Работа со слайдами. Логическое задание:

Закрепление материала:

Предложенные задания для закрепления выполняются учащимися индивидуально за компьютерами.

а) как период свободного развития капитализма;

б) как период перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую;

в) как период подготовки буржуазно-демократической революции.

3. Причину сложившегося в России двоевластия В. И. Ленин видел:

а) в нерешительности буржуазных и советских лидеров взять на себя ответственность за судьбу страны;

б) в добровольном согласии лидеров кадетов и меньшевиков поделить власть;

в) в недостаточной сознательности и организованности пролетариата.

б) в ходе вооруженного восстания;

в) в результате государственного переворота.

5. Для этого партия большевиков должна была по предложению Ленина:

а) поддержать меньшевистских лидеров Советов в давлении на Временное правительство;

б) заняться вооружением пролетариата, его военной подготовкой;

в) расширять и укреплять влияние большевиков в Советах.

а) сплочение российского общества, поиск компромиссов и согласия между его группировками;

б) усиление раскола, поляризацию социальных и политических сил российского общества;

в) смягчение противоречий между умеренными и радикальными социалистами.

а) высказался за немедленное прекращение войны;

в) провозгласил лозунг революционного оборончества.

а) установление рабочего контроля над производством и потреблением;

б) национализация промышленных предприятий;

в) сокращение рабочего дня и повышение заработной платы.

9. Временное правительство, в отличие от большевистского лидера, не бралось за немедленное решение вопросов о власти, земле и мире потому, что:

а) в его составе были крупные землевладельцы и фабриканты, не заинтересованные в этом;

б) на Временное правительство энергичное давление оказывали страны Антанты, стремившиеся не допустить выхода России из войны с Германией;

в) министры-капиталисты стремились остаться в рамках законности и не решать вопросы, относящиеся к компетенции Учредительного собрания.

а) были встречены с пониманием его соратниками;

б) были поддержаны умеренными социалистами (меньшевиками и эсерами);

в) были закреплены в решениях партийной конференции после упорной разъяснительной работы.

ОТВЕТЫ: 1-й (апрельский) кризис: 1, 5, 6.

2-й (июньский) кризис: 2, 11, 12, 14.

3-й (июльский) кризис: 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13.

ОТВЕТЫ: 1, б; 2, в; 3, в; 4, а; 5, в; 6, б; 7, а; 8, а; 9, а (в); 10, в.

Выставление оценок: комментирование работы наиболее активных и пассивных обучающихся.

Домашнее задание : п.10 Творческое задание:

1) отождествить себя с современником революции 1917 г., определив свое место проживания, социальное положение и отношение к февральским событиям в Петрограде;

2) от имени своего героя, его глазами, эмоционально и образно описать экономическую и политическую ситуацию в стране, повседневную жизнь людей весной — летом 1917 г., ссылаясь на достоверные исторические факты;

3) адекватно положению и мировоззрению героя выдвинуть предложения Временному правительству, кратко аргументировать их целесообразность или описать вероятные

В наше смутное время нет ничего более туманного, как толкование понятия 'Демократия'. Все стараются подогнать это понятие под себя, и это всё субъективные рассуждения. Постараюсь внести ясность в этот вопрос и взглянуть на данную проблему с точки зрения управления общественными процессами. С таких позиций вопросы развития общества ещё никто до меня не поднимал.
Чтоб дать полное и понятное определение "Демократия" необходимо рассмотреть вместе комплексно 3 понятия, к указанному понятию надо добавить ещё понятия "Диктатура" и "Анархия".
Автором разработана своеобразная система координат, постараюсь её описать словами, но для ясности диаграмма приведена выше.

Во-первых, сначала остановимся на осях координат.
Рассматриваемая плоскость этими осями делиться на 4 части. У горизонтальной оси координат слева расположена отрицательная часть оси, справа - положительная.
Эта ось перпендикулярной осью разделяется на две части, - на правую и на левую. Отличие между ними заключается в роли института " Государства" в жизни общества. Институт "Государство" является главным управляющим фактором.
А теперь вернёмся к рассмотрению горизонтальной оси системы координат. В левой части к оси примыкают следующие состояния общества, сверху состояние "Диктатура", снизу состояние "Анархия". Цивилизация зародилась в состоянии "Анархия", когда ещё института "Государство" ещё не было.
Верхняя часть плоскости характеризует государства с плановой ориентацией экономики, нижняя - с рыночной ориентацией экономики.
В рыночной экономике государства движутся против часовой стрелки, в плановой по часовой стрелке, движение это происходит как бы по кругу и эти круги смещаются, у каждой экономики в свою сторону.
При движении по кругу так и напрашивается аналогия с заблудившимся человеком, который, чтоб найти верный путь, возвращается к тому месту, откуда начал движение. Так оно и было на самом деле, что говорит о трудном пути человечества к Демократии.
А теперь рассмотрим правую часть горизонтальной оси, сверху к ней примыкает сектор "Демократия" плановой экономики, снизу сектор "Демократия" рыночной экономики.
Данные сектора в данный момент пусты, то есть, можно говорить о том, что состояния Демократии ни одно государство не достигло!
Чтоб данная система координат отложилась у читателя, надо сразу с изложением начинать рисовать эту систему координат, и по мере дальнейшего изложения обращаться к рисунку.
Обращаю внимание читателя на следующий момент, мы сказали, что цивилизация зародилась в секторе "Анархия", значит, Плановой экономике надо из нижней части плоскости перейти в верхнюю.
Здесь на оси координат и располагается точка "Октябрь 1917 года", которую неминуемо должно перейти государство плановой экономики, как мы знаем из истории, первым государством плановой экономики была Россия, которая первая и направилась в ту часть плоскости, где до неё никогда никого не было! В этом и заключается своеобразие России, она опять движется к подобной точке!
Чтоб сократить разрыв между развитыми странами и отстающими, необходимы и другие формы общественно-экономической организации государства, вот Россия, поэтому и стремиться туда, и это не прихоть отдельных политиков, это на данный момент основная тенденция России, которую нынешние руководители страны упорно игнорируют.

В левой части плоскости, ни о какой Демократии не может быть и речи.

Демократия это такое состояние общества, в котором рационально распределены функции управления между государственными институтами и организациями общественного управления, при главенстве государственных институтов.

В зависимости от конкретных обстоятельств, роль государства может уменьшаться, или возрастать!

Понятие "Диктатура" характеризуется тем, что в силу сложившихся обстоятельств, роль государства в жизни общества становится просто большой. И такое состояние поддерживается большинством населения страны.
В России в начале XX века обстоятельства сложились так, что вся полнота власти в стране перешла в руки государства. В дальнейшем часть государственных властных полномочий должна передаваться вниз обществу.

Когда же власть в стране узурпирует группа лиц, то помимо воли большинства наблюдается, что институт государства используется в интересах этого меньшинства. Такое состояние называется ‘Анархия’.
И это состояние государства долго просуществовать не может, за ним обязательно придёт состояние "Диктатура". Такое состояние присуще России, этим она и отличается от других государств.

И ещё несколько слов по поводу однозначности понятия "Демократия"

По поводу однозначности понятия 'демократия' дело обстоит следующим образом - в рыночной экономике существует одна демократия, в плановой - другая.

При движении цивилизации к демократии у каждого государства свой путь. Состояния 'Анархия' и 'Диктатура' присущи каждому государству.
При движении к демократии у стран рыночной экономики сначала исчезает состояние 'Диктатура', а затем состояние 'Анархия'.
У стран же с плановой ориентации экономики сначала должно исчезнуть состояние 'Анархия', затем 'Диктатура'.
Нельзя это движение к Демократии всегда рассматривать поступательное, и всегда направленное только вперёд, возможны и повороты назад, как, например, что случилось с Россией в 90 годы.
Вторых 90-х годов Россия уже не переживёт.
А теперь зададимся вопросом, чем же состояние 'Анархия' и 'Диктатура' отличаются от состояния 'Демократия'?
Если взглянуть на прилагаемую диаграмму, то можно заметить, что эти состояния занимают диаметрально противоположное состояние на плоскости системы координат.
Если учесть то, что при Демократии власть выбирают, то в состояниях Анархия и Диктатура власть отбирают. Россия в данный момент находится в секторе 'Анархия'! Я думаю, этим всё сказано!
Существуют только два способа отбирания власти. В настоящий момент её отбирают на нечестных выборах. Народ же может получить власть только через событие, подобное Октябрю 1917 года.
Другого не дано. Только таким образом Россия может из нижней части полуплоскости перейти в верхнюю!
В состоянии же 'Демократия' переход через горизонтальную ось координат осуществляется безболезненно.

Особо следует остановиться на переходных периодах между состояниями 'Анархия', 'Диктатура', 'Демократия'.
Нас больше будет интересовать Россия. О первом переходном периоде между состояниями 'Анархия' и 'Диктатура' мы выше только что говорили, здесь существует два варианта поведения России, об одном мы выше только что говорили. Сразу же надо отметить то, что России задолго до Октября 1917 года историей придано движение по часовой стрелке. Другой вариант как раз и связан со сменой этого движения на обратное, и это надо рассматривать, как желание повернуть колесо истории вспять. Этот путь равносилен гибели России.
Следующий переходный период это переход от состояния 'Диктатура' к состоянию 'Демократия'. Этот период характеризуется достаточно длительным временем. Здесь уже существует два варианта, к сожалению, 2 января 1992 года Россией был выбран наихудший вариант. Это хорошо видно на диаграмме автора.

Движение государства в указанной системе координат по форме приближается к круговому движению, и эти круги в каждой экономике сдвигаются в свою сторону. При движении по кругу так и напрашивается аналогия с заблудившимся человеком, который, чтоб найти верный путь, возвращается к тому месту, откуда начал движение.
А теперь обращаю внимание читателя на то, что государства в левой части системы координат движутся в разные стороны, то есть они как бы имеют одинаковый потенциал и поэтому отталкиваются друг от друга.
Государствам с плановой ориентацией экономики придано движение по часовой стрелке, рыночной - против часовой стрелки.
На самом деле государства накапливают свои специфические для каждой ориентации экономики свойства! Этому и посвящено движение в левой полуплоскости. Когда экономики (полюса) накопят эти особенности, они должны будут своими наработками делиться со своим оппонентом.
То есть здесь движение будет идти навстречу друг другу. Этим и характеризуется движение в правой полуплоскости системы координат. То есть внутри каждой экономики начинают накапливаться качества, имеющие разный знак, что и будет признаком притягивания их друг к другу!
Рыночная экономика в своём развитии многое взяла от социализма, но когда пришла очередь плановой экономике брать опыт рыночной, она оказалась к этому не готовой.
Представляет интерес движение экономик в окрестности секторов 'Демократия'. Здесь будет наблюдаться синусоидальные колебания вокруг оси Z.

Теперь можно нарисовать траекторию всего движения каждого государства своей экономики. Мы уже говорили о том, вначале эти движения будут приближаться к круговому, круги эти могут двигаться и назад. Само слово 'назад' уже характеризует основной смысл этого движения. При таком движении в плановой экономике наблюдается возрастание тенденции в развитии к диктатуре, в рыночной экономике - к анархии
Почему движение круговое? Да, просто, вначале не у кого брать опыт, приходится руководствоваться только своим опытом.
Когда же государство перейдёт в правую полуплоскость, то этот опыт надо брать у своего оппонента, но его надо адаптировать к своей экономике. Но ни в коем случае нельзя менять ориентацию своей экономики! В России же это было сделано! Пока из этого никто не извлёк надлежащих уроков!
Только что рассмотренное движение надо рассматривать как идеальное, теоретическое. На самом же деле происходит всё сложнее и события в России тому наглядный пример.
В результате 90 годов Россия откинута на столетие назад и попала в сектор 'Анархия', чем воспользовались только криминальные элементы внутри страны и воспользовались этим внешние силы, которые использовали это в своих интересах, так как у них в это время наблюдался экономический кризис. Не поняв причину своего кризиса, вышли они из него за счёт России. Но это в принципе не решило проблему кризисов!
Волны этих кризисов теперь будут на человечество накатываться регулярно!
При той политике, что проводит нынешняя власть, России ось -Z не пересечь! А смена движения России на противоположное направление, равносильно гибели страны!

И в заключение несколько слов о носителях демократии, о самих демократах, о 'героях', 'улицах' и 'пароходах', как эти понятия изменяются со временем и меняют свой смысл иногда даже на противоположный. Так и случилось и с демократами.
В девяностые годы прошлого века демократы являлись носителями прогрессивного движения, зовущими вперёд, но чётко не представляющими цели и, о парадокс, приведшими страну к противоположным Демократии результатам! - У страны замаячила на горизонте её величество Диктатура.
Правда, у меня всегда в мозгу возникает коварная мысль о том, что это и было так задумано!
И как здесь не сказать о том, что из состояния общества, которым теперь только и делают что пугают, Диктатура превращается в явление, позволяющее вывести страну из той ямы, в которой она находится! - Всё в этом мире относительно!
Вот и понятие 'Революция' уже претерпело изменения, и потеряло свой прогрессивный смысл! Но в философии есть ещё понятие, которое как нельзя лучше подходит для России - 'Скачок'.
Посмотрите на диаграмму 'Россия - этапы пути', точка 'Октябрь 1917' года является вехой разделяющей нижнюю и верхнюю часть плоскости и является своеобразным скачком из нижней части плоскости в верхнюю, из рыночной экономики в плановую!
Самое же главное заблуждение русской современности заключается в том, что ещё не научились наши руководители брать у Запада на вооружение достижения, которые нам не противопоказаны.
А сейчас у Запада просто нет таких достижений, нам теперь надо приглядеться к нашему социалистическому прошлому, которое упорно подвергается всяческому очернению!

Прошлое, настоящее, будущее - это между ними продолжается вечная борьба, со временем настоящее становится всё жёстче, стараясь переделать прошлое, тем самым, уничтожая будущее.
Оказывается, прошлое и будущее тесно связаны, это раньше было трудно определить связь между ними, теперь же применение математических методов анализа к историческим явлениям позволяет это сделать.
Из-за невозможности объяснить эту связь, нашими историками были сделаны далеко идущие выводы о том, что все империи обречены на гибель!
Эту истину уже возвели в аксиому.
Автор постоянно напоминает о том, что забегание вперёд для общества так же опасно, как и отставание.
История напоминает неисправный водопроводный кран со сработавшейся резьбой на штоке. Заворачиваешь, заворачиваешь - вдруг мощная струя и шток выталкивается. - Серость, посредственность, эгоизм, вражда, бескультурье, наглость сметают все на своем пути. И все начинается сначала.
Продолжаться так будет до тех пор, пока не будет заменен шток. А шток этот спрятан у нас в головах, пока не будет понято, что общественно-экономическое и политическое устройство общества является биполярным, мир обречён на кризисы и катаклизмы.
Анализ модели развития общества позволяет сделать вывод о том, что явления подобного тому, что случилось с Россией и миром в 90 годы прошлого века, мир больше не переживёт!

В чём же заключается основная суть этого штока?
Во многих статьях автор не раз говорил об этом, придется это повторить ещё раз.
Вначале необходимо остановиться на роли государства и особо остановиться на ленинской формулировке об отмирании государства.
В связи с этим, основным критерием демократии считается ликвидация института 'государство', что в принципе неверно.
Основной функцией государства в будущем должна стать функция познания обществом самого себя и функция управления общественными процессами. Но это в будущем, сейчас об этом говорить рано, особенно, когда речь идёт о России.
Напомню читатель несколько тезисов.
Возрастание роли государства и рождение двух полярного мира является главным событием XX-ого века, чего не хотят понимать наши философы, государство - главный управляющий фактор. Обществу же отводится роль помехи, вроде ветра, который может дуть и не в ту сторону, что нужно. Но от этой помехи в любом случае отмахиваться нельзя, её надо обязательно учитывать. Но нельзя исключать и случая когда власть начинает действовать вопреки тенденциям развития общества, что и произошло у нас в 90-ые годы. И теперь, видимо, пришло время всё вернуть на свои места!
Мир стал двух полярным, один полюс государства плановой экономики, другой - рыночной, именно, в этом заключается основная тенденция развития человеческой цивилизации! Рыночная экономика и плановая - это две диалектические противоположности.
Основное глобальное противоречие современности - это противоречие между рыночной и плановой экономикой.
Основное внутреннее противоречие - это противоречие между институтом 'Государство' и обществом.
России написано на роду быть государством с плановой ориентацией экономики.

Не надо думать о том, что рождение плановой экономики в России явилось желанием отдельных лиц или групп людей! Нельзя так упрощённо трактовать историю, это всё относится к популярной последнее время теории заговоров. - К этому Россия пришла в результате всего хода её исторического развития.
Плановую экономику в России родили такие исторические события как Первая Мировая война, поражение в ней, гражданская война после Октября 1917 года, Вторая мировая война, затем 'холодная война'. И нельзя из этого исторического контекста вырывать Октябрь 1917 года, только весь этот комплекс исторических событий привёл к рождению в России плановой экономики. Плановая экономика показала свою эффективность, когда государство находится в экстремальных условиях.
Избитым стало выражение, что история развивается по спирали, от себя добавлю, у каждого государства своя спираль и нас должна, прежде всего, интересовать историческая спираль развития России, если мы найдём её, то это во многом упростит ситуацию, не зря же говорится, что если ты предупреждён, то значит, что ты вооружён.
Нельзя думать, что родить плановую экономику могут разные законы и программы.
Из всего сказанного следует, что Россию ожидают тяжёлые времена, она в своём развитии прошла уже один виток исторической спирали и заходит на второй. Если взглянуть на основную диаграмму 'Россия - этапы пути', то будет ясно, какие события её могут ожидать в будущем. И как здесь не вспомнить о причинах и следствиях в применении к историческим явлениям.
Если бы в 90 годы было выбрано другое решение внутренних проблем, то Россия и мир могли бы пойти другим путём.
Оказывается 'Рынок' не всё может расставить на свои места! Но это точка зрения крепко засела в головах наших руководителей страны, и других точек зрения они не приемлют. К сожалению!

И что можно сказать в заключение о Демократии в России? Сейчас нельзя давать конкретных рецептов этой Демократии, но с уверенностью можно сказать одно, что здание ‘Демократии’, строящейся в России, окажется построенным на песке и обречённым на очередную 'перестройку'!

Он предложил провести референдум по вопросу о том, кому люди доверят вывод страны из кризиса: президенту или депутатам, и покинул съезд. Конфликт удалось приглушить принятием компромиссного решения о проведении весной 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции и сменой премьера. Вместо Гайдара 15 декабря 1992 г. главой правительства стал В. С. Черномырдин — гораздо более консервативный политик. Он, как вскоре выяснилось, был наделен даром компромисса, политического лавирования, но отнюдь не являлся реформатором и не имел определенной программы. При Черномырдине экономические преобразования существенно замедлились. Но нового обострения политической ситуации это не предотвратило. В марте 1993 г. на внеочередном съезде народных депутатов был поставлен вопрос об импичменте президенту Ельцину. Однако наорать необходимого числа голосов не удалось. 25 апреля был проведен референдум, в ходе которого большинство его участников высказало доверие не только президенту, но даже его экономическому курсу. В то же время президентская идея переизбрания съезда народных депутатов не получила поддержки. Таким образом, вопреки ожиданиям оппозиции, результаты референдума явно укрепили позиции президента, вместе с тем они не позволяли радикально разрешить его противостояние с народными депутатами. Выход из сложившейся ситуации сторонники президента видели в скорейшей разработке новой Конституции. В конце июня конституционный проект был одобрен конституционным совещанием. Между тем оппозиция радикализировалась. Все более видные позиции в ней постепенно занимали коммунисты. Они стали приходить в себя после провала августовского путча и запрета КПСС. Уже с конца 1991 г. начали возникать различные социалистические и коммунистические партии: Социалистическая партия трудящихся, Российская партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков и др. В феврале 1992 г. Россий- скал коммунистическая рабочая партия под руководством Анпилова и созданная ею организация Трудовая Россия провели массовые антиправительственные митинги и демонстрации.


Российский путь к демократии

Приходько Евгения Анатольевна, кандидат философских наук, доцент;

Назаренко Антон Александрович, студент

Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы:

  1. 80-е годы. Демократия рассматривалась как социалистическая демократия либо как синоним перестройки, т. е. попытки сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя.

Политическая элита страны недвусмысленно восприняла демократию как инструмент в борьбе за политическую власть и влияние. При этом политические игры элиты воспроизводили подмену ценностей, манипулируя общественным сознанием посредством новых мифов:

 свобода сама по себе создает гарантии прав;

 существует воля народа, способная определять управленческие решения;

 воля народа может быть выявлена простым голосованием, после чего она приобретает силу закона [1. с. 22].

В этот период была мифологизирована идеология, правящее партийное руководство, новые реформы и возможности для политической и творческой деятельности. Номенклатура, стремясь к обладанию крупной собственностью, материальными ценностями, прикрывалась целями демократических движений. Народ же прислушивался к новым политическим лозунгам, не вникая глубоко в смысл происходящего.

  1. 90-е годы. Слом прежней советской модели, создание нового государства было началом формирования новой общественности, принятия ценностей плюрализма и гражданских свобод.

Исследования 90 х годов показывают, что сам концепт демократии в то время (а его рассматривали с сугубо прагматической точки зрения) вызывал остро негативные чувства у большинства опрошенных, которые связывали это понятие с политическими практиками, приведшими к ухудшению экономического положения граждан.

На фоне происходящих перемен народ присматривался к новому государственному устройству. В этот период политическая оптика общества была весьма расфокусированной: симпатизировали одним политикам, доверяли другим, а голосовали за третьих. Но, несмотря на все трудности и преграды, настроения в обществе, связанные с демократией, изменялись, постепенно доля людей, считающих, что России нужна демократия, стала возрастать, но народ по-прежнему не мог полностью поверить в такой режим.

  1. 2000 е годы. Произошла своего рода консолидация общества в отношении власти, демократии, политики в целом, сблизились люди разных поколений, регионов, профессий и пр. При путинских реформах, проведенных в 2000-х годах, большинство людей, по их мнению, оказались в выигрышной ситуации, они почувствовали, так сказать, глоток свежего воздуха, получили желанную стабильность и некий позитивный заряд, они были удовлетворены, чего нельзя сказать о ельцинских реформах, которые, по мнению граждан, принесли лишь убытки, разруху и ухудшили экономическое положение.

В то же время на фоне перемен происходило постоянное изменение восприятия гражданами политической и социальной реальности. Согласно данным обследований, с 2000 г. по 2012 г. доля респондентов, которые согласны с тем, что Россия должна быть демократической страной, последовательно выросла до 77 % [4. с. 28]. В основном этот процент возрос благодаря людям, которые до этого еще не определились, но теперь сделали выбор в пользу демократии. Народ начал привыкать к ней, он на собственном опыте ощутил ее плюсы, но еще не стал однозначно полагаться на нее. Большое количество людей выражало надежду и идею того, что Россия может быть страной с демократический политикой, но и сильной государственной властью.

Конечно, в обществе тогда, да и сейчас, наблюдается размытость, неопределенность в отношении демократических процессов. Например, далеко не все поддерживают систему многопартийности, регулярные выборы. У народа не сформировалась единая позиция, иногда он дает взаимоисключающие ответы. Так, в ходе опроса, проведенного в 2012 г., с одной стороны, 52,4 % респондентов довольно четко выразили уверенность, что конкуренция между политическими партиями делает нашу политическую систему сильнее, тогда как противоположную точку зрения высказали только 38 %. Кроме того, 62 % россиян поддержали прямые выборы губернаторов, в то время как не согласились с таким подходом всего лишь 15,6 % опрошенных граждан. С другой стороны, 55,2 % респондентов отметили, что для нашей страны больше подходит политическая система с сильным, уверенным в себе и решительным лидером, которого не ограничивают ни парламент, ни выборы. Противоположную позицию заняли только 30,2 % опрошенных [4. с. 29]. Народные массы хотят некой промежуточной позиции, они поддерживают прямые выборы, но желают видеть у трона лидера, которого не ограничивают те самые выборы, а значит и мнение людей, выраженное через голосование. Возможно, это отголоски советской системы, где центром всего был тот самый мощный лидер, недаром народ и по сей день считает самой главной характеристикой власти силу. После принудительной диктаторской политики советского времени сложно заставить человека начать самому принимать решения. Но отказ от такой политики был вопросом времени, ведь авторитаризм, в свою очередь, беден и статичен, он не считается с человеком и не дает развиваться ему в творческую сторону и не имеет права на существование в современном мире.

  1. 2014 и 2015 годы стали исключительно значимыми с точки зрения консолидации российского общества на других основаниях- патриотических, что связано, прежде всего, с новыми образами своей страны и самих себя, которые сложились в условиях внешней угрозы, событий на Украине и в Сирии. Что же касается поддержки демократии, то она снижается. Люди выражают тревогу по поводу ужесточения политики администрирования, игнорирования интересов народа и в то же время защиты интересов богатых слоев населения, вновь акцентируется внимание на авторитарных пристрастиях россиян. Факторами, определяющими политическую культуру современного российского человека как преимущественно авторитарную, являются слабость гражданского общества, низкий уровень политического образования и воспитания, слабая развитость политического движения в России [6. с. 365].

Краткий анализ становления российской демократии позволяет отметить, что львиная доля гражданских ресурсов в стране не активизирована, и задача политического просвещения и воспитания народа далеко не решена. Необходимо постоянное пробуждение в народе чувства собственного достоинства и ответственности. Но где та сила, которая может и хочет заняться воспитанием народа, может толково сформулировать требования народа к власти? На наш взгляд, эту важнейшую роль должна взять на себя российская интеллигенция, ее прерогатива — свобода мысли и критика общественных явлений, свобода деятельности для народного блага. Именно интеллигенция в силу способности к рефлексии, самокритичности и сомнений, умения сострадать, выработанного нашей трагической историей и еще не окончательно потерянного, способна интегрировать российское общество на разных его уровнях, выступить в роли духовного наставника народа. Сегодня речь должна идти о реанимации в какой-то форме традиционной российской интеллигенции, поскольку ее остатки еще не так плотно инкорпорированы в кланово-бюрократическую систему, как нынешняя властная и околовластная элита.

  1. Сергеев В. М. Народовластие на службе элит. М.: МГИМО-Университет. 2013. 265 с.
  2. Тощенко Ж. Фантомы российского общества. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2015. 668 с.
  3. Зубов А. Б. Органические преимущества демократии // Полис: Политические исследования. 2013. № 2. с. 40–50.
  4. Козырева П. М., Смирнов А. И. Сдвиги в общественной жизни и проблема поддержки демократии в России // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. с. 27–40.
  5. Петухов В. В., Бараш Р. Э. Хотят ли россияне демократию, и, если хотят, то какую? // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены сентябрь-октябрь 2012. № 5(111). с. 46–58.
  6. Лясина И. Ю., Приходько Е. А., Соколов Р. В. Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области) // Молодой ученый. 2012. № 5. с. 360–365.
  7. Шестопал Е. Б. Четверть века политических реформ в России с точки зрения психологии // Полис. Политические исследования.2015. № с. 136–150.
  8. Горшков М. К., Тихонова Н. Е. Мечты россиян и реальность демоскопии // Полис. Политические исследования. 2013. № 5. с. 7–26.

Основные термины (генерируются автоматически): демократия, Россия, народ, общественное сознание, большинство людей, воля народа, политическая система, российская демократия, российское общество, социальная справедливость.

Читайте также: