Торжокское золотое шитье кратко

Обновлено: 02.07.2024

Шитье золотыми нитями пришло в Россию из Византии, и со временем стало традиционным промыслом для Торжка. Первые русские мастерицы - монахини местных монастырей, вышивали тончайшей золотой проволокой по бархату, тонкой коже-сафьяну, сукну и атласу. Золотые нити закупали в Византии и стоили они недешево.
Постепенно золотую проволоку заменили скрученной спиралькой из тоненькой толщиной 1-3 мк позолоченной металлической проволочки - канителью. И шитьё стало называться не "золотое", а "золотное", а нити "волоченные". На смену волоченным, пришли "пряденые" нити по немецкой технологии, когда медную проволоку с 3-9%-ным золотым или серебряным напылением, накручивали на шёлковую, льняную или хлопчатобумажную нить.
Большинство историков сходится на том, что золотошвейным ремеслом в Торжке занимаются с XIII века. В то время даже местная денежная единица выглядела как вышитый золотом кожаный лоскуток. Однако некоторые ученые предполагают, что в поселениях на месте нынешнего города вышивали наряды золотыми и серебряными нитями еще в IX веке. Подтверждение тому археологические находки того времени - расплавленные кусочки золота и серебра на сгоревшей одежде.
Золотом и серебром расшивали не только одежду, которая после такой вышивки весила больше пуда, но и сафьяновую обувь, подушки, кошельки, рукавицы, пояса и даже обтянутую сафьяном мебель. Узор и рисунок выполнялись традиционным торжокским золотным кованым и литым швом.
Одежду и предметы быта вышивали цветочным орнаментом, фигурками животных. Любимым мотивом в вышивке были и остаются птицы.

Вот панно "Плодородие", например.
Автор Горшкова Валентина Алексеевна.
Панно было создано в советское время и вышивалось на протяжении целого года.
Сохраняя традиции золотной вышивки Валентина Алексеевна создала уникальную работу!
Темно-зеленый цвет подчеркивает традиционный классический орнамент, неповторимые узоры и уникальность ручной золотной вышивки.
В данной работе представлены более 150 видов швов: корзиночка, ягодка, литой, гладью и т.д.
Название работы "Плодородие" не случайно. В центре композиции расположено дерево в форме женской фигуры с широко распахнутыми ветвями (руками), что символизирует начало и продолжение рода.
Было традицией украшать женские наряды орнаментами, что и использует автор в своей работе. Женская фигура облачена в платье, украшенное растительными элементами: стебельки, листочки, бутоны, цветы.
Птицы, расположенные внизу панно составляют основу рода, охраняя его, питая мудростью своей и силой.
Птицы, расположенные на ветвях - это потомки, продолжатели рода.
Растения, отшитые на панно: пшеница, рожь, кукуруза, подсолнух символизируют богатый урожай.
Необычность работы в уникальном сочетании золотной и серебряной нити, но самое главное, что ни один элемент не повторяется, что придает ей особую значимость и восхищение.

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 1

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 2

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 3

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 4

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 5

Основной объем заказов торжокские золотошвеи получали от церкви. В 1644 году по заказу князя Куракина для Борисоглебского монастыря золотошвеи выполнили лицевое покрывало с изображением Ефремия, шитое шелком, а по краям тропарь, вышитый золотом. В 1671 году по заказу боярыни Луговской была изготовлена напрестольная пелена с изображением на ней иконы, шитая шелком, золотом и серебром.

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 6

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 7

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 8

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 9

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 10

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 11

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 12

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 13

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 14

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 15


К XIX веку свыше 300 женщин были заняты золотошвейным промыслом, что приносило ощутимый доход новоторжским купцам, занимавшихся сбытом продукции. Работы торжокских мастериц высоко ценились и получили известность далеко за пределами Тверской губернии. К примеру, в музее рассказывают, что Александр Сергеевич Пушкин, который проезжал по питерскому тракту через Торжок не меньше 20 раз, останавливался в городе не только, чтобы отведать котлет в придорожной гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской, но еще и купить вышитые золотом пояса и перчатки для Натальи Николаевны. В письме П. А. Вяземскому Пушкин упоминал о своем подарке и для Веры Фёдоровны, жены князя: "Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы".

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 16

В 1894 году по инициативе Дмитрия Дмитриевича Романова, родственника Анны Петровны Керн, был открыт золотошвейный кустарный отдел. Через 5 лет он организовал учебную золотошвейную мастерскую, на базе которой позднее были созданы золотошвейная профтехшкола и музей.
В 1907 году работы торжокских мастериц демонстрировались на международной выставке в Париже, а в 1911 году - в Турине. Работы были отмечены 28 дипломами, медалями и грамотами.
Дмитрий Дмитриевич руководил фабрикой до своей кончины в 1916 году. После революции 1917 года выпускники золотошвейной профтехшколы объединились в торжокскую золотошвейную артель "имени 8 Марта". В те годы работницы артели занимались преимущественно вышивкой знаков отличия для Красной армии, расшивали шелковыми нитками тюбетейки для жителей соседних республик, бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки. До начала 50-х годов в узорах все еще сохранялись мотивы традиционных золотных вышивок XVII - XVIII веков. Позднее на бархате и шелке стали появляться атрибуты соцреализма - звезды, серп и молот.

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 17

Кроме, знамен и вымпелов в советское время, разумеется, вышивали праздничные панно

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 18

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 19

И большое количество тюбетеек. Надо поискать, у меня где-то лежат тюбетейки, подаренные папе в совое время, и одна, насколько я помню, подозрительно похожа на одну из музея.

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 20

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 21

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 22

А это герб Торжка
Торжок, город в Тверской области, поначалу назывался Новый Торг.
Герб его был утвержден весьма прозаично, в 1780 году, тогда же когда утверждались остальные гербы тверских городов. Но вот легенд связанных с этим гербом множество.
На щите голубого цвета изображены шесть голубей. Три из них золотого цвета и три серебряного. До сих пор геральдисты спорят, что значат эти птицы в изображении герба. Версий несколько. Самая простая: однажды Екатерина Великая проезжала мимо Торжка и, увидев над городом множество голубей в небе, приказала, чтобы на гербе были изображены эти птицы.
Самая романтическая: сами жители Торжка очень любили этих птиц и считали их приносившими удачу и счастье. И везде, в том числе и на гербе их изображали.
Самая трагическая: согласно легенде, город Искростень был сожжен княгиней Ольгой с помощью голубей, которые принесли на своих лапках зажженную паклю. Торжок за всю свою историю тоже был неоднократно сожжен дотла. Вот голуби на гербе и выступают в роли напоминания о великих горестях.
Самая географическая. Все дороги древнего Торжка начинались от главной площади и все они "связывались" с главными княжествами Руси. И было этих дорог шесть.
Какая был легенда не была исторически оправданной, герб Торжка безусловно, один из самых нежных и красивых.

Торжок. Торжокские Золотошвеи, фото № 23

В последнем зале уже современные работы.
Кстати, в октябре 2012 года на фестивале "Бархатные сезоны в Сочи" мастериц наградили "Золотым веретеном" - символом Национальной премии в области индустрии моды.
Каменный цветок


Торжокское золотое шитьё - вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия - вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блестками.


Город Торжок находится в Тверской области. Город этот древний, его в 12 веке основали новгородские купцы. Место было удобным, на пересечении торговых путей. Никто мимо не проезжал, всякий путник в этих краях останавливался. Купить что-то, продать или договориться о покупке тут всегда можно было. И никто не уезжал отсюда без чудесного золотого шитья. Ведь промысел этот появился чуть ли не раньше самого города. В Торжке золотом вышивали все, даже боярыни, дочки купцов и знатных людей. Золотое шитьё считалось настоящим искусством. Изо всех сил боярские дворы состязались в золотом шитье. Открывали собственные мастерские, переманивали лучших мастериц. А потом хвастались друг перед другом у кого изделие богаче расшито.

Однажды в Торжок решила приехать сама Екатерина II. Местные мастерицы не стали ломать голову чем удивит царицу. Конечно золотым шитьём. Решили они сшить ей платье из голубого атласа, а на нём вышить золотые лилии. Екатерине платье так понравилось, что мастерицу, которая сделала такое чудо, она увезла с собой в Петербург. Злые языки утверждали, что талантливая мастерица была очень дурна собой. Поэтому уже в Петербурге Екатерина отобрала 12 самых красивых девушек, послала их в Торжок учиться мастерству. Сказала, что красивые вещи должны создаваться только красивыми людьми.


А золотое шитьё удивляло многих. Им ещё поэт А.С. Пушкин восхищался. Сам он раз 20 бывал в Торжке. Конечно, великолепные вышивки не оставались без его внимания. Искусство здешних мастериц вдохновляло поэта. С письмами некоторым своим девушкам он посылал златотканые пояса.

Время прошло, но слава Торжка не угасла. Сюда приезжают, чтобы приобрести удивительные вещи, расшитые золотом: охотничьи фляги, кошельки, сумочки, картины и многое-многое другое.


Торжок – красивейший город Тверской губернии. На восьми холмах развернулись улицы и площади древнего города, прекрасные церкви, памятники и ярмарка, где можно купить знаменитые золотые вышивки.



Для Торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.

В 1928 мастерицы объединились в Торжокскую золотошвейную артель им.

Лит.: Хилевская К. В., Золотой узор. Рассказ о торжокских золотошвеях, М., 1959.

Золотошвейное дело – это одно из самых замечательных русских ремёсел. Оно начало развиваться с Х-го века, со времени принятия на Руси христианства.

Великолепные, расшитые золотом, убранства в храмах: завесы, хоругви, покровы, вышитые иконы, драгоценные облачении священников; княжеские и боярские одежды, парчовые ткани, на которых узоры были вышиты – всё это поражало иностранных гостей своей красотой и роскошью. Блеск и сияние золота, переливы драгоценных камней и жемчужного низанья превращало окружающую реальность в таинственный мир, в ослепительное зрелище.

Золотошвейное дело на Руси

Витая нить не только красивее простой, но и держится на ткани более прочно. Золотая нить сама по себе хрупкая и капризная, продёрнуть золотую нить сквозь ткань практически невозможно – она легко разрывается. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне или скручивают в канитель.

В первом случае золотая нить, плотно навитая на шёлковую, рядами укладывалась на поверхности узора, а затем прикреплялась льняной нитью, которая называлась нить - прикреп. Эта нить красиво выделялась на золотом и серебряном фоне, если она была цветной, то напоминала эмалевые украшения. Канитель использовали не только для вышивки, из неё делали кружева, петли, ожерелья, обвивку пуговиц и т.д. Из золота ткали ткани, кисти, плели тесьму.

Золотошвейное дело на Руси

Золотошвейное дело на Руси

Золотом украшали атлас, бархат, кожу, шёлк. Золотым шитьём были украшены и предметы домашнего обихода: полотенца, платки, скатерти и предметы конского убранства. В узорах шитья изображались птицы, барсы, сцены соколиной охоты, растительные мотивы. Очень часто мастерицы имитировали золотые ткани, привозимые из заморских стран. Они могли воспроизводить не только узоры, но и фактуру тканей.

Если на Руси и не было каких-то видов рукоделия, то однажды увидев их, русские мастерицы могли довести их до совершенства, какого не было до этого. Так рождалось русское искусство и мастерство. В русском народном искусстве заключались идеи добра, света и весны.

На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались во многих уголках необъятной страны – и в боярских домах, и в крестьянских избах, а во главе этих занятий стояла хозяйка дома, которая сама и вышивала. Любили золотошвейное дело и в монастырях. Занимались рукоделием и более высокопоставленные особы княжеского и царского рода: Ефросинья Старицкая, сосланная Иваном Грозным в монастырь, жена и дочь Бориса Годунова – Ирина и Ксения.

монастырь

Золотошвейное дело на Руси

Великолепие золотого шитья мы можем увидеть в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем и других русских монастырях.

К началу XIX века вышивка металлической нитью постепенно исчезает, остаётся лишь на парадных придворных и военных мундирах.


Торжок – старинный городок, в котором в XIII веке зародилось русское золотое шитьё, остался, можно сказать, единственным местом в России, где сохранилось это мастерство. Умелые руки русских мастериц создали уникальные произведения, отличающиеся высокой техникой исполнения и декоративностью. В Торжке вышивают иконы, церковное облачение и утварь.


Изделия, вышитые золотом и серебром, являются лучшим подарком, который по достоинству оценят любители изысканности, красоты и роскоши. Различные сумочки, косметички, очёчники, картины, платки, панно с изображением златоглавых церквей, иконы и другие виды изделий непременно порадуют вас.


Торжок — старорусский город, где исторически сложился и развивается самобытный народный художественный промысел золотного шитья.

История торжокских золотошвей

В Торжке золотное шитьё превратилось в промысел простых граждан. Многочисленные храмы, монастыри требовали немало предметов церковного обихода. Именно монастыри становились невольными распространителями многих ремёсел и женских рукоделий. Однако золотошвейным искусством владела не каждая вышивальщица. Секреты ремесла, приемы шитья переходили по наследству от матерей к дочерям. Навыки девушки получали и в местных монастырских мастерских.

В древней Руси торжокская школа золотного шитья была одной из ведущих. Ещё больший расцвет она получила в XVI – XVII веках. В те времена произведения торжокских мастериц поражали разнообразием методов и способов образования узора, богатством мотивов, сложностью, композиционного строя орнамента, знанием разнообразных швов и умением вышивальщиц объединять их вместе. В XVII веке золотным шитьём богато украшались головные уборы, сарафаны, душегреи, пояса, сумки, кошельки, рукавички, платки, попоны, сёдла и многое, многое другое.

К этому же времени относится расцвет лицевого шитья. В Торжке большими искусницами лицевого шитья слыли монахини Воскресенского монастыря. В 1644 году торжокские мастерицы вышили шелками и золотом удивительное по мастерству и художественному эффекту лицевое покрывало для мощей Святого Ефремия в Борисоглебском монастыре. Работа вошла в историю русского декоративно-прикладного искусства как шедевр лицевого шитья.

В XVIII-XIX веках связи торжокских мастериц расширяются. На ежегодную Нижегородскую ярмарку из Торжка постоянно вывозили расшитую золотыми, серебряными нитями и цветными шелками сафьяновую обувь, сверкающие вышитым узором рукава к праздничному крестьянскому костюму из шёлка и бархата. Им заказывают роскошное приданое богатейшие купцы из разных губерний страны. Драгоценной вышивкой украшается светская женская и мужская одежда знатных особ и членов царской семьи. В 1855 году вышивальщицы Торжка выполнили большой заказ, сделанный императорским двором: в связи с коронацией Александра II 30 лучших золотошвей были доставлены из Торжка в Санкт-Петербург для вышивания гербов на порфире. Некоторые из этих изделий хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже и Оружейной Палате.

Во второй половине XIX века российская мода полностью сменилась. Ушли из обихода кокошники, сарафаны, душегреи. На изделия, украшенные золотной вышивкой, заметно снизился спрос. Для того чтобы сохранить в новых экономических условиях традиции новоторжского золотного шитья и вообще сам промысел, в 1894 г. Новоторжское земство создаёт Кустарный отдел, который возглавил Дмитрий Дмитриевич Романов (1851–1916).

В 1898 году была открыта учебная золотошвейная мастерская, в будущем — училище золотного шитья. На базе учебной мастерской была создана производственная мастерская. Руководители учебной и производственной мастерских старались выполнить главную задачу: сохранить уникальный промысел, сберечь старинные швы и узоры, не дать погибнуть искусству предков.

В 1928 году открывается Торжокская артель им. 8 Марта. Создание артели совпало с поступлением большого заказа на шитьё знамён, знаков различия. Изготавливались в артели и золотошвейные изделия: небольшие партии золотошвейных тюбетеек, наволочки для диванных подушек, дамские сумочки, кошельки, бювары, уникальные изделия, предназначенные для выставок. Золотошвейная вышивка применяется в украшении декоративных панно и занавесей, предназначенных для общественных зданий и выставок.

Изделия торжокских мастериц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород (1896), Филадельфия (1889, 1900, 1902), Москва (1923, 1925, 1928), Париж (1925, 1937), Милан (1927), Нью-Йорк (1939), Брюссель (1958), Осака (1970) и другие. И в современной российской истории изделия торжокских золотошвей можно увидеть на многих отечественных и зарубежных выставках. Коллекции золотошвейных изделий из Торжка хранятся в Государственном Русском музее, в Музее народного искусства, в музее г. Твери.

Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары, декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, салфетки, дорожки, оригинальные женские украшения (броши, нагрудные украшения, заколки для волос), шитые золотом и серебром пояса, нарядная женская одежда, головные уборы, платки, шали, театральные сумочки, косметички, кошельки, портмоне, ежедневники, записные книжки, шкатулки, фляжки, галстуки и многое другое. Золотошвейные изделия, как и в старые добрые времена, выполняются позолоченными и посеребряными нитями на коже, замше, бархате, шёлке, шерсти и других современных материалах. Вышивка дополняется бисером, канителью, полудрагоценными камнями, жемчугом. В композициях золотного шитья используются как русские традиционные растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных, так и современные сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы.

Блестящие ветви простираются по ткани. Сверкающие цветы разворачивают лепестки. Изящные линии переплетаются между собой и образуют причудливые узоры. Оперение сказочных жар-птиц как будто соткано из крошечных золотых блёсток. Иногда можно увидеть целые пейзажи с храмами и дворцами. Торжокское золотное шитьё — настоящее олицетворение утончённой красоты, которая на протяжении многих столетий создавалась руками искусных мастериц.

Драгоценный блеск, овеянный легендами

В XIII веке (а возможно, и ранее) это удивительное искусство было привезено в Торжок из Византии. Первыми мастерицами стали монахини. Затем этот вид шитья заинтересовал рукодельниц всех сословий. Даже княгини и боярыни нередко проводили время за пяльцами. В еках искусство золотного шитья достигло настоящего расцвета. Оно было высоко оценено при дворе. Торжокские мастерицы расшивали даже бальные платья для самой Екатерины II.

Стежок за стежком…

Вначале на бумаге разрабатывается эскиз композиции. После этого он переносится на кальку. В ней проделываются отверстия по контуру рисунка, затем она закрепляется на ткани. Поверх кальки наносится особый состав из керосина и зубного порошка. Смесь проникает сквозь отверстия и оставляет на ткани белый рисунок. По нему в дальнейшем выполняется вышивка. Если изображение переносится на светлую ткань, то вместо зубного порошка используется синька.

Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия. Большая часть работы выполняется вручную. Лишь иногда используются швейные машины. Блестящие нити сделаны, конечно, не из чистого золота и серебра. Драгоценные металлы присутствуют в них, но в очень небольшом количестве. Основа делается из шёлка, хлопка или синтетического материала. На неё наматывается тонкая металлическая нить с золотым или серебряным напылением. Оттенки могут различаться.

Вышитая легенда

Золотное шитьё украшает собой изделия из кожи, бархата, шёлка, шерсти, сукна. Вышивка может дополнительно декорироваться стразами, камнями, жемчугом, блёстками. Среди популярных мотивов торжокских мастериц — цветочные композиции и растительные орнаменты. Нередко вышиваются панно, изображающие архитектурные шедевры. Такие работы становятся замечательными украшениями интерьера.

Посетителей приглашает Музей золотного шитья. Он был открыт в Торжке в 1964 году. Экспозиция знакомит с историей и современным состоянием легендарного промысла. Можно полюбоваться удивительными по красоте и мастерству исполнения работами. Уникальные образцы золотошвейных изделий представлены в Русском музее Санкт-Петербурга и в Музее народного искусства в Москве.

Во время раскопок на территории бывшего Торжокского кремля были обнаружены вышитые золотом кожаные лоскуты. Исследователи предполагают, что они играли роль денежных знаков. Искусство замечательных мастериц действительно драгоценно. Недаром золотное шитьё нередко называют золотым. И дело здесь не только в сказочной красоте. Ведь создаётся сверкающее чудо действительно золотыми руками.

Читайте также: