Модерн в архитектуре россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня я расскажу о русском модерне, чудесными образцами которого богаты не только Москва и Петербург. Многим провинциальным городкам тоже есть чем гордиться!

Итак, что же это за чудо – русский модерн ? Сохраняем шпаргалку, может пригодиться :)

- Самый главный признак, по которому вы всегда сможете отличить модерн от других стилей, это любовь к плавным линиям и нелюбовь к симметрии.

- Модерн любит смешивать стили: в его постройках можно встретить элементы готики, барокко, допетровской русской архитектуры. Отсюда всегда обилие декора: витражи, фасадная скульптура, майолика, ковка и частое тонирование природных материалов;

- Именно зодчие модерна первыми озаботились вопросами комфорта обитателей своих домов. Теперь дом строится для человека – а точнее, для конкретного заказчика. Учитываются потребности и желания будущих жильцов. Да-да, это заслуга именно модерна!

В Россию модерн пришел в самом конце XIX века из Европы и стал стилем, олицетворяющим роскошь и… прагматизм буржуазии.

Но русские архитекторы, принимая заграничные моды, сумели создать удивительные шедевры. Главные имена: Шехтель, Кекушев, Сюзор, Лидваль и другие знакомы даже далеким от архитектуры.

В России в итоге сформировались две главные ветви модерна – московский и петербургский.

Витебский вокзал в Петербурге - один из первых общественных зданий в стиле модерн. 1904 г. Архитектор академика архитектуры С. Бржозовский при участии гражданского инженера С. Минаша.

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Абрамцевский кружок - объединение русских деятелей искусств и ученых. Действовал в усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова - в Абрамцево– в 1870—1890-х гг

Загородный дом в стиле модерн с русскими мотивами. Иллюстрация в книге «Мотивы русской архитектуры». Год издания: 1874-1879. редакция А. Рейнбота. С.-Петербург

Церковь Спаса Нерукотворного. Авторы: В. Васнецов, В. Поленов, А. Мамонтов. 1881—1882 гг.

Церковь Спаса Нерукотворного. Авторы: В. Васнецов, В. Поленов, А. Мамонтов. 1881—1882 гг.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Примером русского модерна может послужить беседка на дачном участке.

Примером русского модерна может послужить беседка на дачном участке.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Казанский вокзал в Москве. Архитектор А. Щусев. 1913- 1926 гг.

Казанский вокзал в Москве. Архитектор А. Щусев. 1913- 1926 гг.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич - российский художник, архитектор. 1859 – 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков - российский, советский архитектор. 1874 – 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Доходный дом Перцова в Москве. Архитекторы С. Малютин и Н. Жуков. 1905-1907 гг.

Доходный дом Перцова в Москве. Архитекторы С. Малютин и Н. Жуков. 1905-1907 гг.

Гостиница «Метрополь». Архитектор В. Валькот. 1899-1903 гг.

Магазин братьев Елисеевых на Невском проспекте а Санкт-Петербурге. Архитектор Г. Барановский 1902—1903 гг.

Модерн возник в конце XIX века в частной жилой архитектуре. Его называли стилем индивидуальностей. На рубеже столетий, с появлением новых технологий строительства, архитекторы получили куда более полную свободу творческого самовыражения, а также возможность воплощать в реальность самые смелые и эксцентричные пожелания заказчиков. Ими чаще всего становились купцы, предприниматели, меценаты и деятели искусства.

Фасады в эпоху модерна зачастую были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора. Они привлекали внимание живописной расстекловкой окон, изображениями растений и животных, а также элементами мозаики, керамической плитки и художественного металла на фасадах. В отличие от усадеб времен классицизма, ни один особняк рубежа столетий не был похож на другой.

Московский модерн не ограничивался изящными частными домами. В этом стиле возводили доходные дома, театры, гостиницы, больницы, вокзалы и даже храмы.

Фасады в эпоху модерна зачастую были асимметричными, а планы зданий — не прямоугольными. Дома выглядели необычно за счет скругленных углов и текучих форм декора. Они привлекали внимание живописной расстекловкой окон, изображениями растений и животных, а также элементами мозаики, керамической плитки и художественного металла на фасадах. В отличие от усадеб времен классицизма, ни один особняк рубежа столетий не был похож на другой.

Московский модерн не ограничивался изящными частными домами. В этом стиле возводили доходные дома, театры, гостиницы, больницы, вокзалы и даже храмы.

ОСОБНЯК ЗИНАИДЫ МОРОЗОВОЙ

Для семьи Саввы и Зинаиды Морозовых архитектор Федор Шехтель спроектировал роскошный особняк, который возводили около пяти лет — с 1893 по 1898 годы.

Федор Шехтель. Особняк Зинаиды Морозовой.
Главный фасад
Бумага, карандаш, тушь. 1893–1897. Построен в 1898 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Федор Шехтель. Особняк Зинаиды Морозовой.
Фрагменты и детали фасадов
Бумага, карандаш, тушь. 1893–1897. Построен в 1898 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Бумага, карандаш, тушь. 1893–1897. Построен в 1898 году / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Бумага, карандаш, тушь. 1893–1897. Построен в 1898 году / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Проект этого дома Шехтель использовал, чтобы сдать экзамен на право проведения строительных работ. Архитектора отчислили с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, поэтому такое разрешение он должен был получить самостоятельно. Для этого Шехтель создал более шести сотен детальных эскизов будущего особняка — от инженерных планов до чертежей мебели.

Шехтель стилизовал дом Морозовых под средневековый готический замок. Главным элементом уличного фасада он сделал большое витражное окно, обрамленное гранеными контрфорсами — выступающими частями стены. Готический облик здания дополнили стрельчатые арки, химеры на водостоках труб и консолях (подпорках).

ОСОБНЯК РЯБУШИНСКОГО

Особняк предпринимателя и банкира Степана Рябушинского возвели по проекту Федора Шехтеля в 1900—1902 годах. Простоту кубической формы дома и его четкой геометрии эффектно дополняет декор. На мозаичном фризе фасада расцветают орхидеи, а на оконных переплетах — необычные цветы и деревья.

Главным визуальным образом для особняка Шехтель выбрал волну. Этот мотив встречается и в деталях интерьера, и на фасаде дома, и в решетке ограды. Даже движение по зданию подчинено своеобразной волне, которая ведет гостя из вестибюля к парадной лестнице и, заставляя переходить по кругу из одной комнаты в другую, возвращает его обратно.

Именно парадная лестница является композиционным центром планировки особняка, вокруг которого сгруппированы остальные помещения. Она напоминает застывший гребень волны, который переходит в рисунок паркета. Морской облик интерьера поддерживают причудливые витражи, фрески, фризы, дверные ручки и вентиляционные решетки.

В особняке Рябушинского с 1931 по 1936 год жил писатель Максим Горький, а сегодня там располагается Музей-квартира М. Горького.

ОСОБНЯК ШЕХТЕЛЯ
В ЕРМОЛАЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Собственный особняк Федор Шехтель построил в 1896 году. Архитектору достался земельный участок неправильной формы, и он использовал эту особенность, чтобы создать для дома сложный план.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке. Гостиная
Фотобумага, ч/б фотопечать. 1913. Построен в 1896 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Шухова, Москва

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке. Гостиная
Фотобумага, ч/б фотопечать. 1913. Построен в 1896 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Шухова, Москва

Фотобумага, ч/б фотопечать. 1913. Построен в 1896 году / Государственный музей архитектуры имени А.В. Шухова, Москва

Фотобумага, ч/б фотопечать. 1913. Построен в 1896 году / Государственный музей архитектуры имени А.В. Шухова, Москва

ОСОБНЯК АЛЕКСАНДРЫ ДЕРОЖИНСКОЙ

Федор Шехтель. Особняк Александры Дерожинской.
Главный фасад
Бумага, акварель, карандаш, тушь, цветная тушь. 1901. Построен в 1903 году
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Особняк Александры Дерожинской.
Кабинет с камином
Фотобумага, ч/б фотопечать. 1903. Интерьер комнаты сохранился частично
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Бумага, акварель, карандаш, тушь, цветная тушь. 1901. Построен в 1903 году / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Фотобумага, ч/б фотопечать. 1903. Интерьер комнаты сохранился частично / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Архитекторы: Уильям Уолкот, Лев Кекушев, Адольф Эрихсон, Павел Висневский, Сергей Шуцман, Николай Шевяков, Владимир Воейков, Стефан Галензовский, Владимир Рубанов, Мариан Перетяткович, Иван Герман, Иван Жолтовский, Виктор Веснин.

Художники: Михаил Врубель, Александр Головин, Сергей Чехонин, Игнатий Нивинский.

Скульптор: Николай Андреев.

Бумага, тушь, чернила, акварель. 1900–1905. Построена в 1905 году с изменениями первоначального проекта / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Изначально в конкурсе проектов 1899 года выиграл архитектор Лев Кекушев, но Мамонтову больше понравился план молодого зодчего Уильяма Уолкота — и в итоге утвердили именно его. За пять лет строительства первоначальный проект многократно перерабатывали и изменяли разные архитекторы, которых привлекали к работе, а основной надзор все же осуществлял Кекушев.

ЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО
КУПЕЧЕСКОГО СОБРАНИЯ

Во второй половине XIX века Московское купеческое собрание было центром общественной и культурной жизни Москвы. Здесь регулярно устраивались концерты, балы, маскарады, вечера карточных игр. В 1904 году Купеческое собрание выкупило участок на Малой Дмитровке для строительства собственного здания, в котором должны были расположиться клуб и театр.

Московское купеческое собрание.
Проект оформления интерьера.
Эскиз декоративного панно
Картон, карандаш, тушь, бронзовый порошок.
1907−1909
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва

Московское купеческое собрание.
Проект оформления интерьера.
Эскиз декоративного панно
Картон, карандаш, тушь, бронзовый порошок.
1907– 1909
Государственный музей архитектуры
имени А.В. Щусева, Москва

Картон, карандаш, тушь, бронзовый порошок. 1907−1909 / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Картон, карандаш, тушь, бронзовый порошок. 1907–1909 / Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва

Архитектором проекта был назначен Илларион Иванов-Шиц. Он спроектировал дом в венском варианте модерна — довольно строгом и геометричном. Симметричный фасад клуба архитектор оформил под шестиколонный портик, характерный для классической архитектуры. Лоджию-портик обрамил выступающими объемами — ризалитами, в которых расположил отдельные входы в клуб и в театр.

Оформление вестибюлей отсылает к древнеегипетскому искусству. Главными украшениями интерьера здесь стали декоративные панно с изображением муз — покровительниц искусств, стиль которых напоминает работы Густава Климта.

ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ

К началу ХХ века в Москве было налажено интенсивное движение поездов, вследствие чего значительно возрос поток пассажиров. Здание Ярославского вокзала, построенное в середине XIX столетия, перестало справляться с высокой нагрузкой — и его решили реконструировать в соответствии с техническими требованиями новой эпохи.

Первоначальный план переустройства старого здания создал Лев Кекушев в 1901 году. Правление Ярославской дороги на тот момент возглавлял Савва Мамонтов, однако после его ареста по обвинению в нарушениях финансового законодательства Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу выкупило государство. Вскоре к проекту привлекли Федора Шехтеля, который не только оформил фасады вокзала, но и представил свой проект перестройки станции прибытия. В нем он реализовал некоторые идеи Кекушева. Новое здание вокзала по объему превзошло старое в три раза.

Ярославский вокзал. Главный вестибюль. 1904
Государственный архитектурный музей имени А.В. Щусева, Москва

Ярославский вокзал. Главный вестибюль. 1904
Государственный архитектурный музей имени А.В. Щусева, Москва

На главном фасаде вокзала выделяется массивный входной портал, ограниченный мощными пилонами. Он располагается не по центру здания, асимметрично, что очень характерно для архитектуры модерна.

Центральную часть вокзала венчает четырехскатная кровля с ажурным завершением и двуглавым орлом в центре. По бокам фасада расположены башни: в левой, перекрытой шатром со шпилем, раньше располагалась водонапорная.

Для строительства Ярославского вокзала зодчие использовали новые на тот момент материалы: железобетон и облицовочную плитку. Нижняя часть здания создана из радомского песчаника, стены облицованы кирпичом пепельно-серого цвета и частично покрыты мозаикой из глазурованных плит.

Богатую цветовую гамму отделочных материалов дополняют металлические решетки и майоликовые панно, изображающие флору и фауну Русского Севера. Их изготовили по рисункам Шехтеля в Абрамцевской мастерской Мамонтова.

Интерьеры Ярославского вокзала современники считали одним из самых ярких примеров национально-романтической ветви московского модерна. Главный вестибюль был выполнен в строгом стиле. Его украшали стильные скамьи, оригинальная осветительная арматура и панно Константина Коровина.

КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ

После того как Рязанскую железную дорогу продлили до Казани, вокзалу в Москве потребовалась перестройка: здание 1860-х годов перестало справляться с возросшим потоком пассажиров. В 1911 году Собрание акционеров общества Московско-Казанской железной дороги объявило закрытый архитектурный конкурс, в котором приняли участие многие зодчие — в том числе Федор Шехтель и Алексей Щусев.

Шехтель планировал связать воедино архитектуру будущего Казанского вокзала и уже построенного к тому моменту Ярославского. Так, в его проекте Казанский вокзал представлял собой выстроенные в ряд объемы разного размера. Центром композиции должна была стать высокая часовая башня. Для художественного оформления архитектор выбрал мотивы древнерусской архитектуры, совмещенные с формами модерна. Однако в конкурсе одержал победу проект Алексея Щусева.

Композиционно проекты Шехтеля и Щусева очень похожи. Щусев также сделал центром своего здания высокую башню, которая копирует казанскую Башню Сююмбике, а вокзал организовал в виде будто бы разных построек, примыкающих вплотную друг к другу. Фасады архитектор оформил в духе средневековой московской архитектуры: выбрал светлую облицовку для стен, добавил килевидные кокошники на часовой башне и наличниках окон. Так Щусеву удалось визуально соединить в вокзале Москву и Казань, что было одним из условий архитектурного конкурса.

Проект Щусева приняли в 1913 году, но строительство надолго затянулось. Казанский вокзал закончили возводить только к 1940 году.

Главная фотография: travel-bug.club

Автор: Екатерина Тарасова
Верстка: Кристина Мацевич


Представляем подробный иллюстрированный обзор произведений русского модерна: от живописи и афиш до архитектурных и декоративных шедевров.

Русский модерн. Власть художников, феерия дизайнеров и архитектурный экстаз

Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

. Он , и правда , не задержался в России надолго — не более десяти-пятнадцати лет: появился в 1890-е , просуществовал до начала 1900-х. И при этом дал название целой эпохе. А все потому , что сумел выйти из музейных залов и укорениться во всех сферах повседневной жизни городов и провинций — от внешнего облика зданий до предметов быта , одежды , ювелирных украшений , афиш и даже открыток.

Особняк Рябушинского — жилой дом в стиле раннего модерна, построенный в 1900 — 1903 гг. по проекту а

Особняк Рябушинского — жилой дом в стиле раннего модерна , построенный в 1900 — 1903 гг. по проекту архитектора Федора Шехтеля.
Ныне — музей-квартира А. М. Горького , Москва. Источник фото


Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

, или новый стиль — так чаще всего называли в России направление в искусстве , которое во Франции было известно как ар-нуво и fin de siecle , в США — тиффани , в Германии — югендстиль , а в Австрии , Польше , Чехии — сецессион

В конце XIX века в нескольких городах Германии и Австрии разразился бунт авангардных художников, скульпторов и архитекторов. В Берлине, Мюнхене и Вене были созданы Сецессионы – сообщества молодых художников, которые протестовали против королевских академий и ассоциаций, против их замкнутой провинциальности и обособленности, против изжившего себя академического стиля, против высокого искусства для избранных и выставок, до которых допускают не всех. Читать дальше

Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Александр Головин. Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда, 1917 г. К тому времени «неистовый аван

Искусство и художественна промышленность. Ежемесячное иллюстрированное издание Императорского Общества Поощрения Художеств, №1-3 за 1898 г.

Ренессанс

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

, хотя и имел немало общих черт с западноевропейским — уход от углов и прямых линий , предпочтение плавных , подчеркнутое внимание к растительным мотивам , интерес к новым технологиям в архитектуре , подъем прикладного искусства, — носил выраженный национальный характер.
Если адепты ар-нуво и сецессиона на Западе творили под лозунгом возврата к простоте и практичности средневековья , раннего Возрождения , а в прикладном искусстве руководствовались эстетикой прерафаэлитов и философией Джона Рескина , то русские мастера черпали вдохновение в народном творчестве , возрождая отечественные художественные кустарные промыслы.

Читайте также: