Культ фараона в древнем египте кратко

Обновлено: 05.07.2024

С целью подчеркнуть могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно в фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.

“Сохраняя некоторые, несомненно, портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела”. Яркий пример такого произведения искусства представляет собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. Она была найдена французским египтологом Мариэттом в заупокойном храме в Гизе, на дне колодца. Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия: ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и властного человека. Гордо восседает он на своем троне, а Гор- сокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья.

“Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам от центральной оси, разрезающей всю фигуру. Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры, известная условность композиции и торжественность позы. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного.

В этом плане трактуется портретный облик царя. Портрет Хефрена вполне реален, но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, сколько тип фараона – крупнейшего властелина древневосточной деспотии, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках”.

Египтяне считали своих царей подлинными сыновьями Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистоту солнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья и сестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя. Таким образом, культ фараона, достигший своего апогея в эпоху Древнего Царства – время зенита в развитии централизованной деспотии и наибольшей идеализации власти правителя, стал в Египте государственной религией и нашел свое воплощение в искусстве, оказав влияние в первую очередь на сюжетный круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь единовластных правителей государства, имели преобладающее значение в древнеегипетском искусстве.

В процессе становления классового общества и образования единого рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных – быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”.

Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь, создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.

1.3 Заупокойный культ

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис – умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.

Когда египтянин умирал, его относили к бальзамировщикам. Мастера- бальзамировщики за 70 дней изготовляли мумию – ведь Исида 70 дней собирала тело Осириса и мумифицировала его. Сперва парасхит вскрывает тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекают внутренности и опускают их в погребальные сосуды – канопы, заполненные отварами из трав и другими снадобьями. Канопы изготовлены в виде богов – сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они – хранители сосудов с мумифицированными внутренностями: Имсет – хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф – с желудком, Кебехсенуф – с кишками и Хапи – с лёгкими.

Погребальная процессия, оглашая окрестности, плачем и стонами, переплывали Нил и высаживались на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски богов Дуата. В сопровождении Муу, исполняющих ритуальную пляску, процессия движется к некрополю.

Строгая фиксированность жестов и поз, в которых изображался умерший были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством, подготовленным к церемониям великих богов.

В портретах прекрасно разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний - ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного. Во всем великолепии мы можем наблюдать эту тенденцию в искусстве Древнего царства.


Глава II. Искусство Древнего Царства

Культ фараона в Древнем Египте играл особую роль в существовании общества. Это явление поддерживалось учением жрецов. Согласно ему, фараона считали воплощением божества или богочеловеком.

сакрализация власти фараона

Другими словами, правитель Древнего Египта имел двойную природу. Он обладал как человеческими, так и божественными истоками. Даже его рождение считалось результатом брака между богом-отцом и земной матерью. В связи с этим фараон правил на земле как воплощение Гора, а после смерти отождествлялся с владыкой уже подземного мира.

Династии правителей

История Древнего Египта делится на пять периодов. Это было Раннее и Древнее, Среднее и Новое, а также Позднее царство. Все они существовали в 3-1 тысячелетии до н.э. В эти времена страной поочередно правили тридцать династий фараонов, каждого из которых считали воплощением на земле верховного бога Осириса. Первым подобным правителем был Мина. В свое время он объединил Нижний и Верхний Египет.

Рассматривая культуру этой страны, необходимо отметить то, что она носила религиозный характер. Помимо этого, здесь имела место сакрализация власти фараона (кратко она будет описана в данной статье).

Отношение простых людей к властителям

Все правители Древнего Египта воплощали собой единство страны и считались фигурами сакральными. Именно поэтому и был столь развит культ фараона. В Древнем Египте он магическим образом обеспечивал столь необходимые разливы Нила при помощи проведения специальных ритуалов. Объяснить этот сверхъестественный дар весьма просто. Дело в том, что жрецы, которые владели соответствующими знаниями, уже знали, в какой именно день начнется разлив реки. Фараон же по их подсказке бросал в воду свиток с приказом. В глазах простых людей их правитель был тем полубожеством, которое вызывало полноводье.

Именно поэтому все жители страны были уверены, что от их властителя зависит урожайность полей, приплод домашних животных и даже рождение детей в каждой семье. Имя фараона запрещено было произносить вслух. В связи с этим простому люду приходилось использовать иносказания. А увидеть живого бога удавалось только немногим счастливцам. В египетских текстах можно найти описание такой аудиенции. От посетителя требовалось лежать на животе и целовать землю возле ног владыки страны. При этом простой человек часто терял сознание, а порой и жизнь, от священного трепета перед божеством.

Сакрализация

Из истории развития общества известно, что государственность в любой стране мира возникала на основе власти королей или царей, которая была, как правило, безграничной. Причем этот правитель был один на сотни тысяч и даже миллионы своих поданных.

сакрализация власти фараона в египте

Так было и в Древнем Египте. Там имела место сакрализация власти фараона. Это процесс, наделяющий правителя священными свойствами. Сильной централизованной власти в древнем государстве удалось добиться на основе идеи божественной природы фараона. Причем основными принципами этой власти являлась непостижимость и незыблемость. Древневосточный люд постоянно организовывался вокруг священной фигуры своего правителя. С ним народ соотносил свои помыслы и деяния, в нем видел источник бедствий и благодеяния. Фараон словно центрировал тот мир, в котором жили его подданные, и являлся своеобразной системой координат их взглядов на жизнь.

Религиозные представления

Существовало традиционное древнегреческое представление. Согласно ему, фараон был сыном не только верховного бога, но и всех остальных главных девяти богов. То есть в правителе страны были сконцентрированы все сверхъестественные силы.

Статус фараона

Образ и фигура божественного царя получили наиболее законченное и полное выражение в Древнем Египте. Но, несмотря на это, культ фараона являлся лишь тенденцией для сохранения первобытных представлений. Люди, проживавшие в глубинке, верили своим местным богам, и культ правителя государства существовал для них лишь формально.

сакрализация власти фараона в древнем

О том, что фараоны не всегда носили символ божественности в глазах поданных, свидетельствуют дошедшие до нас древнеегипетские тексты. Но все же в этом государстве культ правителя был развит настолько сильно, насколько это возможно в человеческом обществе.

Теократический характер власти

Учения жрецов Древнего Египта требовали от жителей страны беспрекословного подчинения своему правителю. Непослушание грозило людям страшными бедами не только при жизни, но и после смерти.

Роль искусства

Сакрализация власти фараона поддерживалась египетской культурой. Создаваемые при этом произведения искусства служили вовсе не источником эстетического наслаждения.

Они утверждали в поражающих воображение человека образах и формах ту власть, которой был наделен фараон. Культура Древнего Египта стояла на службе интересов верхушки страны и ее главы. В первую очередь она была призвана создавать памятники, которые прославляли фараонов и знать теократического государственного строя. Подобные произведения выполнялись по определенным правилам, благодаря чему еще больше усиливалась сакрализация власти фараона в Египте.

Шиферная плита Нармера

Существует яркий памятник, свидетельствующий о сакрализации власти фараона в Древнем Египте. Это шиферная плита Нармера. Она представляет собой пластину высотой шестьдесят четыре сантиметра, с обеих сторон которой нанесены рельефные изображения и краткие иероглифические надписи. Эта плита повествует о победе властителя Верхнего Египта Нармера над Нижним Египтом и объединении этих территорий в единое государство. Здесь можно увидеть изображение фараона в самом центре композиции. Он высечен с булавой, которой раздробляет голову вождю врагов. С обратной стороны Нармер в качестве победителя направляется к группе побежденных им военнопленных.

 культ фараона в древнем египте

Изображение, нанесенное на плите, доказывает тот факт, что действительно существовала сакрализация власти фараона в древнем египетском государстве. Ведь правитель изображен более высоким, чем все остальные. Причем данного принципа придерживались художники на протяжении не одного десятка лет во многих произведениях искусства.

Создание скульптур

сакрализация власти фараона это

Ярким примером является статуя фараона Хефрена. Этот умиротворенный и спокойный правитель восседает на троне, над которым расправил крылья бог Гор. Эта статуя, как и все остальные, является культовой, вмещая в себя, по представлению египтян, духовную сущность покойного. Причем в портрете фараона главным является не сходство с его чертами лица. Основной акцент здесь делается на типе властителя, отрешенного от обыденной жизни, являющегося главой крупнейшего древневосточного государства.

Создание храмов

Для сакрализации власти фараонов служили не только росписи, статуи и рельефы. Их власть прославлялась созданием грандиозных храмов, а также целых храмовых комплексов. Все они были воздвигнуты в честь обожествленных правителей Древнего Египта.

сакрализация власти фараона кратко

Одним из наиболее ярких примеров подобного архитектурного шедевра считается гробница царицы Хатшепсут. Ее возвели в конце 16 в. до н.э. в долине Дейр-аль-Бахри. Все основные картины и надписи этого заупокойного храма описывают рождение и коронование царицы, а также ее замечательный воинский подвиг – поход в страну Пунт. Это была первая женщина-фараон, правившая Древним Египтом.

Заупокойный культ

В памятниках искусства, дошедших до нас со времен далекой эпохи, четко прослеживаются две темы – жизни и смерти. В Египте существовало учение, утверждавшее, что умершего непременно ждет Воскресение.

Фараон в этом государстве – не только держатель власти, но и божественное существо. Окончив свою миссию в мире людей, ему положено вновь вернуться к богам, где он и пребывал до своего земного рождения.

Могущественные властители собирали огромные армии работников, которых принуждали тяжело трудиться, высекая огромные гранитные блоки, доставляя их на место строительства, а затем поднимая и укладывая тяжелейшие материалы с использованием лишь примитивной техники.

История не знает ни одного другого государства, где правители решались бы на такие материальные и людские затраты только ради того, чтобы возвести подобный памятник. Однако в Древнем Египте эти гробницы имели важнейшее культовое значение. Народ верил, что с их помощью фараоны смогут совершить восхождение в мир богов. Сама пирамида представляла собой символ многоступенчатой скамьи для поминания, на которой было достаточно места для каждого жителя государства. Этот памятник был завершающим этапом в погребальном обряде, начинавшемся с пристани, на которую прибывало тело фараона, привезенное в лодке по Нилу. Весь последний путь правителя проходил с востока на запад, то есть повторял движение небесного Светила по небосклону.

Символы величия

сакрализация власти фараона теократия и заупокойный культ

Также в числе атрибутов власти фараона с древнейших времен находился посох. Он напоминал о былых временах, когда значительную роль в жизни людей играло скотоводство.

Помимо этих атрибутов, символом власти фараона являлась плеть, или нехех (цеп). Немаловажным царским достоинством была и борода. Ее изготавливали из золота и подвязывали правителю.

Восседал фараон на троне. Это сиденье было выполнено в форме куба и имело очень низкую спинку. По обеим сторонам трона устанавливали символ объединения египетских земель, который представлял собой тростник, перевивающий папирус.


Главнейшей особенностью древнеегипетской культуры является всепроникающая и теснейшая взаимосвязь всех ее сфер и религией. Религия определяла политические, экономи­ческие и социальные институты этой страны, быт и повседневную жизнь. С другой стороны, религия и культура Древнего Египта оказала прямое влияние на культуру и религию древних Греции, Ассирии, Финикии, Иудеи.

Человек первобытной эпохи искал разум и сознательную волю у любого растения, животного, в любом предмете, явлении или состоянии природы. Одухотворение неорганической природы было свойственно и египтянам, но преодолеть его до конца им так и не удалось. На всем протяжении истории Древнего Египта устойчиво сохранялись пережитки первобытных верований – тотемизма и зооморфизма (культа определенных животных).

Пережитки тотемизма проявлялись в том, что часто в облике животных, птиц, насекомых и пр. египтяне олицетворяли природные стихии. Как правило, каждая часть вселенной мыслилась подобно тем существам, которые обитали в недрах земли. Образом земной стихии – засушливой почвы - являлся, например, лев, ибо львы (как и змеи) таились в логовищах, и египтянам казалось, что они вышли из глубины земли, которая первоначально представлялась гигантской змеей, а потом мужчины.

Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Они, как правило, считались покровителями охоты. В процессе приручения диких животных некоторые стали божествами скотоводства. Во многих номах почитались боги в образах быков и коров.

С другой стороны, например, бог мудрости, знания, письма Тот изображался или в виде своих священных животных павиана и птицы ибиса, или в виде мужчины с головой ибиса (илл. 7): по представлениям египтян, ум человека находился в сердце - ибис, спрятав шею и голову в перьях под грудью, очертаниями походил именно на сердце; ибис, пожиратель змей, саранчи и яиц крокодилов, опускал свой вогнутый клюв в землю очень похоже на то, как макали в чернильницу палочки для письма.

Исида почиталась как супруга и сестра Осириса, мать Хора. Символ Исиды – царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. Иногда убором Исиды являлся солнечный диск, обрамленный рогами коровы. Часто изображалась: в облике женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает умершего/западную часть саркофагов, на коленях в белой повязке афнет, оплакивающая умершего; кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Повелительница заклинаний, золота – образца нетленности, запада. Покровительница погребальных пелен и ткачества, священного саркофага, умершего.

Особенности египетской мифологии.

1. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. У большинства богов нет строгих правил иконографии: одного и того же бога изо­бражали либо в виде человека, либо животного, либо человека с головой живот­ного. Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском священным змеем – уреем; во время своего плавания на ночной черной ладье по потустороннему миру изображался с головой барана. Некоторые боги не имеют даже постоянных имен: они могут меняться, нап­ример, в зависимости от времени суток, от действия, которое совершалось в конкретный момент. Так, формы и образы лунного бога Хонсу, изображавшегося в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, покровителя писцов, зависели от фазы лунного цикла: то он податель пропитания, помощник правосудия, судья, вестник богов, то он очень грозное и кровожадное божество, палач богов, отрубающий головы и сжигающий сердца.

Причину этого ученые видят в том, что в религии Египта не было, как у христиан или мусульман, единой священной книги или символа веры, как дол­гое время не было и догматов, отрицавшихся жрецами как "ересь". В каждом номе создавались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. Сюжеты сказаний и образы заимствовались, концепции смешивались. Поэтому боги могли менять роли, иконо­графию. Могли отождествляться между собой из-за сходства в облике, функциях или созвучия имен. Или могли распадаться на множество разновидностей (или ипостасей). Например, бог Хор обычно изображался в облике сокола или человека с головой сокола (илл. 8). На протяжении древнеегипетской истории культы всех других богов, принимавших облик сокола (как бог Ра на илл. 9), ассимилировались культом Хора, в результате чего в Египте насчитывалось более двадцати ипостасей Хора.

С другой стороны, для первобытного мышления одна и та же стихия является то злым, то добрым существом. В мифах мы найдем и злых, и добрых змей.

Сущность человека в древнеегипетском понимании.

Сущность человека мыслилась египтянами в неразрывном единстве его тела, душ, имени и тени. (Оговоримся, что христианские понятие "душа", "воскресение" и другие заключают в себе иной смысл, нежели соответствующие древнеегипетские слова, их употребление в отношении религии Древнего Египта является в литературе условным).

Со смертью, считали египтяне, умирает лишь его материальная оболочка - тело. Но остаются жить несколько нематериальных частей человеческого существа. Сколько их было всего и как представляли их египтяне в полном объеме, в научной литературе однозначного ответа до сих пор нет. Поэтому остановимся на двух, наиболее упоминаемых в египетских текстах.

"Ба" обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой (илл. 15, 15-а), но могла обозначаться знаком горящего масляного светильника. Перевод слова ба не имеет аналогов в современных языках.

У солнечного бога Ра насчитывалось семь ба. Воплощениями ба бога Ра на земле являлись бык Мневис и белоснежная цапля Бену (или феникс). Кошка – это ба богини Бастед. Небесные светила также проявления ба богов.

В земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело (сын есть воплощение ба отца). Человек умирает, когда ба покидает тело, вылетая через рот.

Главная функция ба, посещавшей тело уже в гробнице – позволить умершему выйти из темноты гробницы, насладиться свежим воздухом и природой, добыть покойному хлеб и воду. Благодаря заклинаниям, покойный в качестве живой ба мог принимать различные формы - сокола, ласточки, цапли - кем понравится.

Наступал день, когда к мумии прилетала ба. По ее зову в гробницу являлись боги загробного мира и возвращали умершего к жизни.

Ка, ба, Осирис и бальзамирование.

Так как смерть физического тела нарушало органическое единство его с его же нематериальными субстанциями, то для вечной жизни в загробном мире необходимо было восстановить это единство. В ином мире человек не сможет жить без тела.

Наконец, сохранение тела умершего - основное условие благополучной загробной жизни. Отсюда особая забота о нем, проявлявшаяся, помимо бальзамирования, в помещении тел в надежные гроб­ницы (чтобы оградить их от гиен и грабителей), с портретными статуями, вещами и пропитанием.

Ось всех концепций и относительно Вселенной, и этических основ мировоззрения египтян.

Таковой осью являлись представления египтян о маат

Маат – персонификация истины, справедливости, гармонии Вселенной, установления богов и этических норм. Маат символизировала дарованный богом-творцом во время сотворения мира вселенский порядок и закон. По этому закону движутся звезды, сменяются времена года, существуют боги и люди.

Но принцип маат это не только закономерность эволюции Вселенной, но и ответственность фараона или простолюдина за свои поступки. Львиноголовая богиня Сехмет являлась божественной силой, утверждающей маат, символом неотвратимого наказания за ложь, предательство, ритуальные грехи. Приняв облик львицы, она постоянно преследовала всех, кто восстал против вселенской гармонии, установленной богом Ра.

Маат – действующее лицо загробного суда Осириса.

Изображения маат сохранились практически во всех египетских храмах - в виде сидящей женщины, иногда с крыльями, со страусовым пером на голове. Могла изображаться только пером, либо в виде плоского песчаного первозданного холма с одной скошенной стороной.

Священное насекомое Маат – пчела.

Важнейшие культы и их истоки.

 Культ Осириса, одного из древнейших богов, связан с паводком Нила,


 Культ фараонов.


Предполагают, что истоки культа фараона восходят к древнейшему культу быка, который связывался с почитанием вождя племени. Способствовало так же то, что основой египетской концепции царственности являлось признание божественной сущности фараона, представление о нем как о воплощенном божестве. В отличие от народов Двуречья для египтян правители были созданы богом-Творцом одновременно с небом, землей, людьми. В понимании царской власти египтянами всегда преобладала божественность. Покровителем власти и родоначальником фараонов всегда считался бог Хор. И царственность понималась как наивысшая святость, неизменность и непрерывность – нарушение ее ведет к торжеству Хаоса. А этого египтяне боялись всегда.

Для простых египтян фараон, живой или мертвый, равно бог, независимо от его личных качеств, потомок и исполнитель воли богов. Он защищен ими и от них он получил в правление Египет. Именно через фараона божественные силы проявляются на земле, устанавливая закон мировой гармонии. Фараон – единственный человек, который присутствует от имени всех египтян в святилище храмов во время богослужения, у него - исключительный доступ к богам.

Правителю надлежало поддерживать маат и посредством ритуалов, принесения жертв, личного благочестия и побед в войнах уничтожать Хаос, тем самым устанавливать порядок и утверждать маат, а это – главное в посреднической (между людьми и богами) функции и миссии фараонов.

При фараоне-реформаторе Эхнатоне была изменена идеологема царской власти: царь и царица уже не земные воплощения Хора и Хатхор, а непосредственные дети бога солнца – Шу и Тефнут. Культ статуй Эхнатона был доведен до крайности.

В повседневной жизни фараон должен ежеми­нут­но соответст­вовать своей божественности. Поэтому он, например, не появлялся с непо­кры­той головой и даже в семейном кругу носил па­рик. Фараон - центр мысли, истории, знания. Он видит всё и слышит каждое произнесенное слово. Фараон совершил ритуал - и наступает день. Он всемогущ, всегда и везде побеждает. Если фараон жив - Египту обеспечены мир и процветание. Если божественность фараона не соблюдается - в стране все сразу приходит в упадок. Имя бога Ра включалось в личные имена фараонов: Хафра, Менкаура. Рамсес обозначает "рожденный Ра".

Истоки обожествления фараона, сложная и пышная обрядность царского обихода можно проследить в перенесении на фараона всего цикла представлений первобытно-родовой эпохи о племенном вожде. При жизни он считался средоточием благосостояния племени, а после смерти, при соблюдении надлежащих обрядов, его охранителем.

С другой стороны, фараон как простой смертный сам просил у богов даровать ему власть и жизнь на долгие годы; моление за здравие фараона совершалось в храмах ежедневно.

Культ определенных животных.

Сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога.

Наиболее распространенными были следующие культы: быка, кошки, коршуна, павиана, крокодила и жука-скарабея.

В подземельях храма Аменхотепа III (Новое царство) были обнаружены многочисленные погребения священных птиц бога Тота – ибисов, помещенных в особые керамические, бронзовые и деревянные сосуды, на многих из которых сохранились имена людей, пожертвовавших эти мумии в храм.

Культ мертвых.

Культ мертвых – это и забота о потусторонней жизни умерших, и практическая необходимость.

В основе заупокойного культа, в частности, Древнего царства - представление о сохранении у умерших тех же потребностей, которыми обладают живые люди и главная задача - обеспечить покойного едой и питьем. Это стремление отражено во всех погребальных обрядах, и это отзвуки первобытного страха перед голодом и жаждой (в заупокойных молитвах постоянно звучит ужас перед возможной перспективой загробного голода). Содержание основной древнейшей молитвы - это простое пожелание получить жертвоприношение хлебом, пивом, мясом, благовониями и одеждой.

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация. В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали. Уже в самом раннем периоде своего развития, который начался примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, египтяне имели проработанную оригинальную систему верований.


Благодаря многочисленным литературным, иконографическим и иероглифическим источникам мы узнаем много информации не только о религиозной системе Египта, но и о функции священников в этой системе, культе фараонов и, наконец, мы знаем о существовании пантеона богов и их значении. Однако, величественные пирамиды и сфинксы, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого.

Религия древнего Египта, как и любая другая религия, была не чем иным, как отражением в умах людей внешних сил и природных явлений, которые не могут быть ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, а самыми ранними формами древнеегипетской религии были фетишизм (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные способности) и тотемизм (обожествление животных). Тотемизм с течением времени переродился в культ животных. Происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества (получеловека-полуживотного) с частью тела животного.

Жрецы Древнего Египта

Фараон занимался организацией религиозного культа, но не лично, а с помощью особой социальной группы жрецов. В то же время они были важным фактором в осуществлении сакрализации власти, а также были интеллектуальной элитой в государстве.

Жрецы обладали знанием природных явлений, и одним из достижений египетских жрецов стало введение годового деления на 12 месяцев и 365 дней. Обладая высокими медицинскими познаниями, они довели до совершенства технологию бальзамирования тел. Жрецы занимали привилегированное положение в государстве, что выражалось, в частности, в налоговых льготах и освобождении от общественных работ. Некоторые храмы, благодаря своей собственности и влиянию, приобрели очень важное экономическое положение в государстве, были случаи, когда священники конкурировали друг с другом, чтобы получить право служить важному божеству. Наибольшее влияние жрецов было достигнуто во времена правления девятнадцатой и двадцатой династий Египта.

Верования египтян уделяют большое внимание культу мертвых, поэтому система верований в загробную жизнь весьма развита. Согласно их вере, смерть — это не конец существования, а лишь его трансформация; считалось, что жизнь после смерти может быть счастливее, чем земное существование. Исследователи получили много информации на тему верований в загробную жизнь, изучая древнеегипетскую Книгу мертвых.

Мумификация умерших

Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.

Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:

  1. Трупы тщательно мылись,
  2. Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
  3. Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
  4. Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
  5. Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.

Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.

Боги Древнего Египта

Важное место в представлениях жителей Египта занимают силы природы, особенно Нил и Солнце, неудивительно, что важнейшими были боги, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и боги, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис).

Считалось, что некоторые животные являются воплощением богов, и поэтому они должны быть окружены поклонением, например: описание — черный бык, птицы, например: ястребы и ибисы и даже кошки и крокодилы. Некоторым богам было дано человеческое изображение с головами животных, например: самый известный хранитель фараонов — Хорус появляется с головой сокола, Анубис, который был божеством-хранителем умерших, изображался с головой шакала.

Бог Ра


Осирис

Вторым по значимости был Осирис, считающийся богом плодородия, возрождающейся природы и правителем подземного мира (он был воплощением мертвых фараонов). Основные центры поклонения находились в Абидосе и Бусирисе. В иконографических источниках мы часто видим Осириса в компанией Исиды.

Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов.


Одна из версий мифа об Осирисе представлена в следующем виде: «…царь Египта Осирис был убит своим братом Сетхом. Убийство произошло в местности Недит (или Гехести), близ Бусириса. Исида вместе с другой сестрой Осириса, Нефтидой, нашла его тело. О насильственной смерти Осириса говорится во многих мифах. Заметим, что в египетских текстах Осирис являлся символом умершего фараона, а символом живого и правящего фараона был Хор, сын Осириса, отомстивший за смерть отца и наследовавший его престол.

Гор был богом небес и хранителем фараонов. У него не было одного центра поклонения, ему поклонялись по всему Египту. Он выступал в образе сокола или человека с головой сокола.

Птах был первоначально защитником столицы в Мемфисе, покровителем ремесла и искусства. Главный центр поклонения находился в Мемфисе, а затем (после объединения Египта) по всей стране. Птах является одним из трех, следующим за Ра (Амон-Ра) и Осирисом, самых важных богов Египта.

Амон был хранителем столицы Фив, олицетворением природы, воздуха и ветра. Однако он был вскоре связан с богом Рае, поэтому было создано одно божество Амон-Ре. В то время их культы также слились. Центром поклонения Амону рядом с Фивами была деревня Карнак. Амона представляли в виде царя в короне с перьями, а также в виде барана или гуся.

Исида

Исида часто появляется в компании Осириса, Иштар и Деметры, была богиней любви, покровителем магии. У нее было несколько важных центров поклонения, например, в Абидосе, Коптоме или на острове Файл. Изображалась в виде женщины с иероглифом на голове.

Джехути

Джехути был покровителем луны, науки, священных текстов. Основным центром поклонения был Гермополис, этот бог представлен на изображениях с головой павиана. Голова Джехути была увенчана символами писателей, серпом и диском.

Сет, признанный покровителем пустынь и чужих земель, его часто считали покровителем королевской власти. Центром поклонения были: Аварис и Омбос. На изображениях был с головой фантастического зверя.

Атон встречается на изображениях как солнечный диск, лучи которого заканчиваются ладонями. В периоды Аменхотепа IV и Эхнатона жрецы пытались ликвидировать многобожие, и ввести монотеизм, одним из кандидатов на роль единственного бога был Атон, но попытка оказалась неудачной.

Читайте также: