Каково значение коллектива в романе разгром кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цели урока: дать представление о личности писателя; дать краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов; определить особенности жанра и композиции романа.

Оборудование урока: портрет А. А. Фадеева (1901—1956).

Методические приемы: лекция с элементами беседы, контроль знаний учащихся — тест.

I. Лекция учителя

Александр Александрович Фадеев прошел путь от начинающего писателя, чей первый же роман был высоко оценен советской критикой, до поста председателя Союза писателей СССР, и закончился этот путь трагически.

1. Рассказ о жизни, творчестве и смерти А. А. Фадеева.

Однако реальное произведение вышло за эти схематические рамки.

II. Предварительная беседа по роману

— Каковы особенности композиции романа?

Сюжетная композиция такова, что разгром отряда, очевидность этого разгрома надвигается с каждой главой. Путь к разгрому — это внешняя сюжетная канва. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев. Три части романа, которые мы выделили условно, — три этапа по пути к разгрому отряда. Но вместе с тем это постепенное проникновение во внутренний мир и осложняющиеся отношения героев.

В последней части происходят и кульминация и развязка. Фадеев рисует отряд в сражениях. Здесь изображается разгром отряда, разрешаются все конфликты. Главное же — показано, на что способен каждый герой в решительную минуту, как проявляется его сущность.

Сопоставить образы Морозки и Мечика: подобрать эпизоды, характеризующие героев.

Морозка и Мечик.

Цель урока: выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I. Слово учителя

Для Фадеева как пролетарского писателя и активного деятеля РАПП очень важно противопоставление героев в классовом, социально-политическом плане. Противопоставление это всегда прямолинейно и однозначно.

— В чем особенность этого противопоставления?

II. Сопоставительный анализ образов Морозки и Мечика

— Каков путь становления Морозки?

— Какое событие заставило Морозку взглянуть на жизнь по-другому?

— Что мы узнаем о жизненных устремлениях Морозки?

— Как развивается образ Мечика в романе?

— Как проявляется авторское отношение к Мечику?

— Чем вызван внутренний конфликт Мечика?

— Как в композиции романа проявляется авторское отношение к Мечику?

— Какой эпизод раскрывает истинную суть Морозки и Мечика?

— Как через образы Морозки и Мечика решает автор проблему интеллигенции и революции?

Морозке присущи трезвое, реальное отношение к действительности, растущая осознанность происходящего, понимание смысла и цели борьбы. Мечик — переполненный не жизненно-реальными, а книжными знаниями, человек, не обладавший четким, ясным видением событий и не осознавший еще своего места в жизни, а главное — не обремененный политическими и нравственными принципами. Сопоставление Морозки и Мечика демонстрирует, по мысли Фадеева, превосходство одного и ущербность другого.

III. Заключительное слово учителя

Подобрать эпизоды, характеризующие образ Левинсона.

Образ Левинсона и проблема гуманизма

Цели урока: раскрыть авторский замысел — изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; рассмотреть проблему гуманизма в романе.

Методические приемы: аналитическая беседа.

I. Слово учителя

Самое важное в общем движении действия — судьба всего коллектива, всего партизанского отряда. Левинсон является носителем общего, объединяющего, сплачивающего и организующего начала.

— Как рисует Фадеев образ Левинсона?

— Какое значение имеют воспоминания Левинсона о детстве?

— Какова роль портретной характеристики?

— Каковы основные черты характера Левинсона?

Замкнутость, сдержанность, воля, хладнокровие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, знание психологии людей — основные его черты.

— Что дает Левинсону такую уверенность и власть над людьми? Как он понимает свою ответственность перед ними?

2. В чем, по вашему, заключается сила Левинсона?

4. На кого из героев А. А. Фадеева вам хотелось бы походить и почему?

Написать сочинение по одной из тем:

1. Образ Человека в произведениях Горького и Фадеева.

2. Интеллигенция и революция с точки зрения Горького, Блока, Фадеева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-диспут "Кто он, Павел Мечик?" (по роману А.А.Фадеева "Разгром")

Диспут по роману "Разгром" требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик - "себялюбивый эгоист" или "юный романтик, растерявший свои идеалы".


"Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром"

Рекомендации по ходу урока "Народ и интеллигенция в романе А. Фадеева "Разгром". Работа с текстом.


К уроку литературы "Роман А.Фадеева "Разгром".

индивидуальные карточки для проверки знаний.


Урок - суд по роману Фадеева "Разгром".

Данный урок можно использовать на заключительном этапе изучения романа в 11 классе.


Нужно ли изучать роман А.Фадеева "Разгром" в школе? Почему?

Статья для сборника "Война и мир: научные исследования и императивы современного образования".


Конспект открытого урока по литературе. Новый взгляд на нестареющую классику. Урок- семинар. Для классов гуманитарного профиля.


Место и время действия

События романа происходят во время Гражданской войны, в 1917–1923 годах, в Уссурийском крае.

Главные герои

Другие персонажи

  • Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.
  • Сташинский – доктор в лесном лазарете.
  • Бакланов – помощник Левинсона.
  • Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.
  • Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

Краткое содержание

1. Морозка

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

3. Шестое чувство

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

4. Один

6. Левинсон

7. Враги

8. Первый ход

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

10. Начало разгрома

11. Страда

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненный Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

13. Груз

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, во время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

И что в итоге?

Левинсон — узнав, что убили Бакланова, расплакался, но стойко продолжает исполнять свои обязанности.

Мечик Павел — увидев перед собой казаков, пугается и сбегает, не предупредив отряд; возвращается в город.

Морозка — успевает предупредить свой отряд выстрелами о том, что впереди казаки, затем они его убивают.

Бакланов — убит во время боя с казаками.

Заключение

Краткие сведения о произведении

При подготовке к уроку или перед проверочной работой советуем прочитать не только краткое содержание, но и краткий пересказ по главам.

Главные герои романа

  • Осип Абрамович Левинсон — партизанский командир, стойкий человек. У него особый дар завоёвывать уважение людей. Человек, беспредельно преданный революции.
  • Морозка (Иван Морозов) — бывший шахтёр 27 лет, ординарец Левинсона. Своеволен, бесшабашен, не умеет себя контролировать. В бою проявляет лихость, безоглядность. Спас в решающий момент отряд от гибели.
  • Павел Мечик — юноша, мечтающий о подвигах. Пришёл в партизанский отряд по путёвке партии социалистов-революционеров, но оказался для борьбы слаб духом.


Другие персонажи

  • Бакланов — девятнадцатилетний юноша, помощник Левинсона. Стойкий и храбрый партизан.
  • Сташинский — доктор в партизанском госпитале.
  • Варя — медсестра в партизанском госпитале, жена Морозки.
  • Тимофей Дубов — командир шахтёрского взвода, бывший забойщик.
  • Метелица — взводный командир, бывший пастух. Очень смелый человек.
  • Кубрак — командир 2-го взвода, старый, заслуженный, но не очень умный.
  • Чиж, Пика, Ефимка — партизаны в отряде Левинсона.
  • Хома Рябец — председатель сельсовета.

Очень краткое содержание для читательского дневника


Действие романа происходит в Уссурийском крае в годы Гражданской войны. Отряд красных партизан под командованием Левинсона остановился в селе и в течение долгого времени не вёл боевых действий. Партизаны расслабились, привыкнув к спокойной обстановке. Но противник вскоре начал крупномасштабное наступление, отряд оказался в окружении. Его командир постарался сохранить отряд как боевую единицу, чтобы продолжать борьбу. Когда партизаны при отступлении оказались прижаты к трясине, он распорядился сделать гать и вывел по ней отряд из тайги. Через некоторое время партизаны, попав в казачью засаду, понесли большие потери. Сквозь кольцо врагов удалось вырваться только восемнадцати партизанам и их командиру. Свою задачу сохранить отряд Левинсон выполнил ценой больших потерь. Несмотря на горе, болезнь, усталость он снова готов вести борьбу и исполнять свои обязанности.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава I. Морозка

Сейчас Морозка выехал на Свиягинский боевой участок, услышал выстрелы и ползком забрался на вершину холма. Он увидел отступление отряда Шалдыбы под натиском белых. Заметив раненого парнишку, Морозка взял его к себе на коня и поскакал в отряд Левинсона.

Глава II. Мечик

Глава III. Шестое чувство

Рябец пожаловался Левинсону на то, что Морозка полбаштана у него испортил. Тот приказал Морозке сдать оружие и распорядился собрать сельский сход, чтобы обсудить его поступок, а председателя попросил собрать у жителей деревни хлеба, насушить побольше сухарей, при этом никому не говорить для кого и для чего они нужны. А своему помощнику Бакланову поручил сказать начхозу, чтобы лошадям увеличил порции овса.

Глава IV. Один

Левинсон распорядился, чтобы в свободное от военных действий время партизаны помогали мужикам по хозяйству.

Глава VI. Левинсон

В начале августа Левинсон узнал, что главные партизанские силы потерпели поражение от японцев. А ещё через несколько дней разведчик доложил, что город занят японским десантом и передал приказ сохранить хоть небольшую, но дисциплинированную и крепкую боевую единицу. Чтобы отряд сохранился, Левинсон принял решение отступить заранее и замести следы.

Глава VII. Враги

По предложению командира доктор Сташинский начал постепенно выписывать из госпиталя подлеченных партизан. Остались лишь Фролов, Мечик, Пика. Варя, влюблённая в Мечика, грустно говорит ему, что и он скоро поправится и уйдёт. Мечик ответил, что идти ему некуда. Тогда она посоветовала идти в отряд Левинсона.

Второе письмо от командира в госпиталь привёз Морозка. Заметив симпатию Вари к Мечику, он был оскорблён, что его жена может полюбить такого человека, как Мечик, и решил разорвать свои отношения с ней. Поссорившись с Мечиком, в горячке Морозка забыл взять ответное письмо Сташинского.

Глава VIII. Первый ход

Приехав в отряд, Мечик попросил командира пустить его во взвод, а ординарцем посоветовал назначить Ефимку. Левинсон был не против. Морозка был рад, что снова стал настоящим партизаном и находится во взводе Дубова среди бывших шахтёров.

Подняв ночью боевую тревогу, командир объявил, что отряд уходит, чтобы до поры до времени укрыться.

Глава IX. Мечик в отряде


Сташинскому доложили, что отряд выступает из села. В этот день Мечик в первый раз после ранения смог встать на ноги. У него с Варей тянулись какие-то странные отношения. Медсестра нравилась Мечику, но он боялся её мужа и сознавал, что в неоплатном долгу перед ним за спасение. А Варя, несмотря на то, что раньше у неё было много мужчин, впервые по-настоящему полюбила. Когда Мечик уходил из госпиталя, она подарила ему вышитый кисет.

Направив Мечика во взвод Кубрака, Левинсон распорядился дать ему кобылу Зючиху. Тот, увидев какую ему дали неказистую лошадь, обиделся, не стал за ней ухаживать и поэтому прослыл среди партизан лодырем и задавалой. В отряде Мечик общался только с Пикой и Чижом, который критически отзывался о Левинсоне.

Глава X. Начало разгрома

Разведчики докладывали Левинсону о том, что японцы наступают, но эти сведения были противоречивы. Чтобы узнать обстановку, командир послал в разведку Бакланова и Мечика. В селе они наткнулись на японцев, но, застрелив троих, сумели вырваться. Бакланов влез на дерево, чтобы караулить. Через полчаса он увидел, что из села выехали двадцать всадников и вышли колонны пехоты.

Разведчики помчались на лошадях в отряд. Когда туда подъехала разведка неприятеля, партизаны сначала отстреливались, а затем скрылись в тайге.

Глава XI. Страда

Отряд пришёл к госпиталю. Командир и доктор, понимая, что в походе Фролов, который ранен смертельно, будет им тяжёлой обузой, решают дать ему яд. Мечик, случайно услышавший этот разговор, попытался помешать этому, но Сташинский прогнал его, пригрозив убить. Фролов, всё понимая, просит позаботиться о сыне и выпивает яд.

Глава XII. Пути-дороги

Глава XIII. Груз

Глава XIV. Разведка Метелицы

Левинсон отправил в разведку в деревню Метелицу. Тот встретил у костра мальчика, пасшего коней, который рассказал, что в селе стоят казаки. Метелица, оставив коня пастушонку, попытался разведать о планах противника, затаившись под окном дома начальника эскадрона, но был пойман казаками.

Узнав, что Метелица не вернулся, Левинсон понял, что он попал в руки врага, и решил вести отряд дальше. Чувствовал себя командир всё хуже, так как был сильно болен.

Глава XV. Три смерти

Заметив приближающийся казачий эскадрон, партизаны спешились, залегли в засаде и дали залпы по врагам. Во время боя убили коня Морозки. В освобождённом от казаков селе командир приказал расстрелять мужика, который вывел к казакам пастушонка, чтобы тот опознал Метелицу.

Глава XVI. Трясина

Варя приехала в село, когда партизаны уже устроились в хатах. Узнав, что Морозка жив, она пошла его искать и увидела, что он напился, горюя о погибшем коне. Когда Варя, приведя его в чувство, попрощалась, Морозка обнял её, и они помирились.

Утром в село ворвалась вражеская конница. Так как в партизанском отряде людей было мало, Левинсон приказал отступать. В лесу путь им преградила трясина. Командир скомандовал начать гатить болото. Быстро соорудив из множества ветвей гать, партизаны под пулями перешли трясину.

Глава XVII. Девятнадцать

Недалеко от места, где партизаны перешли болото, казаки устроили засаду. Мечик и Морозка отправились в дозор, причём Мечик ехал впереди. Задремав при езде, он не заметил казаков. Когда они его остановили, Мечик в каком-то животном ужасе сумел от них увернуться и скатился в овраг. Он сбежал, не предупредив о засаде выстрелами. Морозка увидел казаков и перед своей гибелью выстрелил три раза — это был условный сигнал отряду об опасности.
[blok11]

Заключение к краткому пересказу

  • гуманизма;
  • взаимодействия человека и общества;
  • отношения к отдельному человеку;
  • революции и гражданской войны.

Последняя тема — ведущая. В романе жизнь небольшого партизанского отряда является отражением картины масштабных событий того времени.

Идеей произведения является признание важности не допускать стихийности в партизанском движении, необходимости правильного руководства.

Через противопоставление красного командира Левинсона и неуверенного в себе, слабого духом партизана Мечика Фадеев показал, что ведущая сила революции — это волевые, стойкие люди, стремящиеся к победе, не жалея себя.

фадеева разгром анализ

Сюжет и композиция произведения

Роман из 17 глав можно условно разделить на 3 части.

Антитеза как основной прием романа

Анализ образов главных героев, Морозки и Мечика, дает понять, что они противопоставляются во всем: происхождении и образовании, внешности, совершаемым поступкам и их мотивации, отношениях с людьми, месту в отряде. Таким образом автор дает свой ответ на вопрос, каков путь разных социальных групп в революции.

Морозка

фадеев александр александрович

Мечик

Абсолютно другой Павел. Впервые представший в мечущейся толпе, он так и не найдет себе места до конца романа.

фадеев разгром проблемы

Левинсон

Этот персонаж начинает и завершает повествование. Роль Левинсона значительна: он способствует сплочению отряда, объединяет партизан в одно целое.

роман фадеева разгром

Примечательно и то, что трудности лишь закаляют командира, делают его сильнее. Только такой человек, по мысли писателя, способен повести за собой людей.

Идея романа, какой ее видел Фадеев

фадеев разгром содержание

Сегодня произведение Фадеева воспринимается неоднозначно. Так, к бесспорным достоинствам романа можно отнести глубокий анализ психологии главных героев, тем более что это была практически первая попытка в послереволюционной литературе. Но вместе с тем трудно согласиться с мнением, что ради торжества идеи все способы хороши, даже убийство смертельно раненного Фролова. Никакие цели не могут оправдать жестокость и насилие – вот главный принцип нерушимых законов гуманизма, на которых и держится человечество.

Читайте также: