Сельская община по русской правде кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Настольное покрывало со сценами сельской жизни.

Настольное покрывало со сценами сельской жизни. Настольное покрывало со сценами сельской жизни. Вышивка конца XVI

ЖИЗНЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

ЖИЗНЬ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Сельская местность во Франции и в США — две разные планеты. Все несравнимо: объем пахотных земель, общее настроение и взгляды тех, кто их обрабатывает. Все настолько различно в этих двух мирах: история, география, социология. В сельской местности

Администрация в земледельческой общине

Администрация в земледельческой общине Папуасский бигмен – это кандидат в общинные лидеры, причем есть основания считать, что институционализация руководства общиной шла именно в ходе отбора и спорадических перевыборов претендентов из числа подобных кандидатов.

Малость о сельской жизни после войны

Глава 8 Жизнь в сельской местности

Глава 8 Жизнь в сельской местности На начальном этапе византийской истории императоры, особенно Аркадий (395–408), благоволили больше городским, чем сельским жителям. Аркадий ввел систему налогообложения, которая совершенно определенно была выгодна горожанам, поскольку

Введение второе, историческое, где ничего не сказано о быте, но зато сообщается много интересного о древнем Риме, его гражданской общине и путях ее развития

Введение второе, историческое, где ничего не сказано о быте, но зато сообщается много интересного о древнем Риме, его гражданской общине и путях ее развития Каждому народу дорога его история, но мало какой, наверное, так ценил свое прошлое, как римляне. Нравы предков были

Устройство жизни в первой христианской общине.

Фактическое безвластие в сельской местности

Похвала сельской жизни и критика города

Похвала сельской жизни и критика города О восхвалении сельской жизни как об одном из горацианских мотивов в творчестве Капниста уже шла речь. Подобно античным поэтам, он стилизовал мирную, уединенную и непритязательную, но свою собственную резиденцию в сельской

Истоки деятельности мэра – в детских впечатлениях и порядках сельской общины

Истоки деятельности мэра – в детских впечатлениях и порядках сельской общины Практически все статьи про Юрия Михайловича Лужкова страдают одним: политической ангажированностью, а также публицистическим обелительством или очернительством. А ведь Юрий Михайлович –

Начало распада сельской общины

Начало распада сельской общины В результате подобных изменений те формы общественных отношений, которые были характерны для сельской общины, постепенно уступали место образцам, заимствованным из города, в которых главное место занимала нуклеарная семья, а свойственная

1-ый письменным источником, объединившим все устные формы права, стала Русская правда, которую некоторые трактуют, как договор между князем и общиной. Русская правда сохранилась в нескольких списках, первоисточника нет, мы можем ознакомиться с ней только по ее копиям, изложенным в более поздних летописях. Всего этих списков более сотни. Выделяют 3-и редакции Русской правды, из-за этого и много противоречий в научных кругах (кто смерды – свободные общинники, податное население или феодально-зависимые крестьяне). Следующий источник права – каноническое право, регулирующее все сферы жизни, отнесенные к церкви. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП).

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

Сокращенная редакция появилась в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, да и по содержанию. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. ВКраткую редакциювходят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите".

Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIVвв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси.

Древнерусское общество по Русской Правде

Таким образом, наряду со свободным населением так же, как и в Европе того времени, в древнерусском обществе, хотя и в значительно меньшем числе, имелись рабы (холопы).

Смерд, который ушёл из своей родной общины, превращался в изгоя. Изгоями в общинах называли также вольноотпущенных или выкупленных холопов. Изгои не являлись полноправными общинниками. Иногда в общинах, с разрешения схода, поселялись представители других неславянских народовинородцы(иноземцы).

Вокруг больших общин возникали малые верви. В крупных общинах создавались грады (города)укреплённые центры, где находились княжеский двор, священные реликвии, запасы продовольствия и домаземских бояр, княжеских дружинников, ремесленников и торговцев. После принятия христианства в градах строились церкви, где отправляло религиозную службу белое (приходское) духовенство. С возникновением монастырей появилось черное (монастырское) духовенство.

Постепенно вокруг градов образовались поселения смердов посады. Их жители занимались различной производственной деятельностью, обеспечивая град всем необходимым. В больших городах и посадах возникаликонцы и улицы, жители которых селились по роду их трудовых занятий. Иногда посад тоже огораживался деревянным частоколом или земляным валом.

Бояре разделялись на земских и княжеских. Земские бояре происходили из местных племенных вождей и старейшин, ставших крупными землевладельцами путём освоения новых земель или захвата общинных владений. Они являлись главной силой в народных собраниях, участвовали в выборах князя и входили в егосовет.

По-видимому, часть лично зависимых смердов обрабатывала княжескую землю (барщина), часть платила землевладельцу натуральную подать (дань, повоз). Несмотря на то, что основой производства являлся труд смердов, значительную роль в феодальных вотчинах играли холопы.

Таким образом, в Х веке родоплеменная организация русских земель окончательно превратилась в территориальную. Возникло большое число городов как центров административного, военного и судебного управления, отделённого от родоплеменной организации. Территории племенных союзов полян, древлян, волынян, северян и др. становились землями-волостями, в которых, с образованием Киевской Руси, чётко выделились три главных звена управления: князь, дружина, вече.

Внутри холопов не существовало равенства (привилегированные и непривилегированные холопы).

Огнищане (тиуногнищанский, огневщик) — должность в Древней Руси.

Охраняли княжескую собственность.

ъективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).

Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.

Процесс делился на три стадии:

1) сила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

2) Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

3) гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по Русской Правде состояла из:

- ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом);

Русская Правда (любое издание).
Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. -М.: Изд-во МГУ, 1953.
Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат, 1953. -Гл. 3-5.
Зимин А.А. Холопы Древней Руси // История СССР. -1965. - № 6.
Зимин А.А. Холопы на Руси с древнейших времен до конца XV века. - М.: Наука, 1973.
Ключевский В.О. Соч.: В 9 т.- М.: Мысль, 1987. - Т. 1. Курс русской истории. - Лекц. XIII - XIV.
Скрынников Р.Г. История Российская IX - XVII в. - М.: Изд-во “Весь мир”, 1997.
Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII - XIII в. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.
Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда // Древнерусское государство и его международное значение. - М.: Наука, 1965.

Русская Правда - сборник судебных установлений Древнерусского государства, действовавших на Руси в XI - XIII в. Сохранилось свыше 100 списков (рукописный текст, восходящий к письменному оригиналу) Русской Правды. Так как они различны по времени возникновения, объему и содержанию, то их можно сгруппировать в три основные редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Каждая из редакций - это самостоятельный памятник, отражающий определенный этап в развитии русского законодательства.
Слово “правда” имеет несколько значений. Оно употреблялось в смысле истины, правосудия, суда. В данном случае “правда” означает “закон”.
Русская Правда Краткой редакции сохранилась в двух списках - Академическом и Археографическом - и помещена в Новгородской летописи после известия о победе Ярослава Мудрого над киевским князем Святополком Окаянным. По своему составу эта “грамота Ярослава” представляет собой компиляцию, включая Древнейшую Правду, названную в оригинале “Правдой Роськой” (первые 17 статей), за ней идет “Правда установлена Руськой земли” сыновей Ярослава Мудрого (статьи 18 - 41), а после Правды Ярославичей - “Покон Вирный” (устав вирнику - сборщику вир) и, наконец, “Устав Мостьников” - о плате мастерам за ремонт старого или постройку нового моста. Правда Ярославичей, по предположению академика М.Н.Тихомирова, была составлена в связи с волной народных восстаний, прокатившихся по стране в 1068 - 1071 г. С событиями 1113 г. в Киеве связано и появление знаменитого “Устава Владимира Мономаха” (статьи 53 - 121), вошедшего в Пространную Правду.
По Русской Правде хорошо просматривается социальная структура общества, хотя здесь и не все ясно. Многие исследователи считали, что основным крестьянским населением страны были смерды. Русская же Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин “люди”.
Значительное место закон уделяет рабам. Они были известны под разными названиями - челядь (челядин), холоп (роба). В XII в. из широкого понятия “челядь” выделяются два новых: “закуп” и “обельный”, т.е. “полный”, холоп. Определите по тексту документа источники обельного холопства. “Холоп обельный” противопоставляется в XII в. “холопу” вообще. Термин “холоп” типичен для Пространной Правды. Видимо, новый термин “холоп” какое-то время существовал с прежним - “челядин”.
Часто упоминается “закуп” - разорившийся дружинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду (купу) и работал в счет процентов с суммы долга. Вернув купу, он мог, теоретически, выкупиться на волю.
Русская Правда называет еще некоторые категории населения - рядович (работающий по ряду - договору) и изгой. По мнению В.Б.Кобрина, изгой - это человек, лишившийся своего социального статуса. Так, князьями-изгоями называли князей, не имевших собственного княжества. Изгои Русской Правды - это, видимо, люди, порвавшие со своей общиной, а также, возможно, холопы, отпущенные на волю.
В источниках содержится немало упоминаний о древнерусской общине - верви. Это была, видимо, уже не родовая община. В ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи: Русская Правда подробно разбирает случаи, когда община помогает попавшему в беду своему члену, а когда он сам должен платить, “а людем не надобе”. Найдите эти статьи. Русская Правда в основном регламентировала отношения, возникающие при столкновении общины и княжеского (боярского) хозяйства. Иными словами Русская Правда достаточно односторонне позволяет судить об общине. Сама же вервь, по мнению В.Б.Кобрина, продолжала жить по нормам обычного права и не испытывала в отличие от недавно возникшего феодального землевладения потребности в кодификации. Почему?
Защищая жизнь и имущество знатных людей, закон предусматривал штрафы, разоряющие всю общину. Почему все виры в законах Ярослава измеряются на вес серебра? Что еще, судя по Русской Правде, служило жителям Киевской Руси в качестве денег?
При изучении Русской Правды необходимо учитывать, что все печатные издания ее являются результатом научной археографической обработки. В подлинниках Краткой Правды текст написан сплошь, без разделения на слова и статьи. В Пространной Правде некоторые статьи имеют заголовки, выделенные киноварью. Но эти заголовки далеко не всегда раскрывают содержание помещенного под ними текста. Все это крайне затрудняет чтение и понимание документа. Поэтому исследователи при издании текста сделали свою разбивку на статьи. Следует, однако, иметь в виду, что по вопросу о разделении на статьи ученые не пришли к единому мнению. Поэтому в разных изданиях один и тот же список Русской Правды насчитывает разное число статей. Имеются расхождения в транскрипции отдельных слов, в расстановке знаков препинания, а следовательно, и в понимании текста.
Скрынников Р.Г. о Русской Правде
“Летописное известие о том, что Ярослав дал Правду новгородцам, по-видимому, имеет реальную основу. Присутствие князя с войском в Южной Руси само по себе гарантировало безопасность гридней, ябедников и мечников. В Новгороде ситуация была иной. Новгородский посадник и его люди, присланные из Киева, должны были обеспечить сбор дани в пользу Киева. При любом удобном случае новгородцы старались порвать зависимость и прекратить уплату дани. Ярослав много лет княжил в Новгороде и сам отказался платить дань отцу - киевскому князю. Давая Правду Новгороду, Ярослав ставил под защиту нового закона своих людей в Новгороде и одновременно старался внушить новгородцам, что перед лицом закона все равны. В списке лиц, попадавших под действие статьи о 40 гривнах штрафа, вслед за изгоями записаны “словене”. Под словенами законодатели подразумевали ильменских словен - жителей Новгородской земли. Закон защищал не все новгородское население. За смердов - сельских “словен” полагался небольшой штраф. В то же время Правда “нарочитых мужей” (знать славянского происхождения - О.П.), воинов из новгородской тысячи и пр., приравнивала к русинам из Южной Руси”.

Русская Правда и Правда Ярославичей

Юридический документ появился во времена правления Ярослава Мудрого, постоянно обновлялся и имел 3 редакции:

Правда Ярославичей

Сборник X-XII вв. регулировал бытовые и политические отношения, прописывал методы процессуального права и уголовной ответственности, судебные разбирательства и способы решения бытовых проблем населения. Большую ценность документу придает информация о правовом положении категорий населения государства. В документе четко прослеживается мысль о господстве феодалов, тяжелом положении низшего сословия и полном подчинении властям зависимого населения.

Социальная структура

Согласно первому источнику (Правде Ярославичей) население древней Руси делилось на категории:

Высшее сословие

  • Князья – главные личности управленческого аппарата. К ним относились потомки Рюрика, которым власть передавалась по старшинству.
  • Бояре– знатные и богатые люди, приближенные и советники князя. Это свободные аристократы, которые владели большим количеством земель, имели в подчинении рабов, держали в руках судебную власть.
  • Дружинники– воины главного княжеского отряда, осуществлявшие судебную власть от имени правителя. Они управляли личным хозяйством князя, имели высокое денежное пособие.
  • Духовенство– главные жрецы (до принятия христианства), патриархи.

Судить священнослужителей могла только церковь.

Среднее сословие

  • Горожане – люди, живущие в городе и занимающиеся каким-либо ремеслом. В эту же группу входили торговцы, неместные купцы.
  • Общинники– свободные крестьяне, имеющие свое хозяйство. Они являлись членами сельской общины, имели право выступать на политических собраниях, оказывали влияние на принятие государственных решений.
  • Младшая дружина– охрана бояр и высшего духовенства. В их обязанности входили: сбор налогов, доносы, помощь в работе судебных заседаний.
  • Словене– новгородцы, свободные от налогов и подчинения высшему сословию (по приказу Ярослава).

Низшее сословие

  • Смерды – изначально свободные люди, несшие повинность князю за какой-либо проступок. Они мели собственную землю, платили налоги и могли быть призваны на воинскую службу.
  • Закупы– временно несвободные крестьяне, взявшие в долг что-то у феодала, или работающие на него из-за нужды.
  • Холопы – зависимые от бояр люди, не имевшие собственное хозяйство. Они работали по дому или во дворе работорговца, могли быть проданы или убиты.
  • Челядь– рабы, взятые в плен или купленные на рынке. Их использовали в качестве прислуги, работников по кухне и двору, могли постоянно избивать и насиловать.

С принятием христианства на Руси, жизнь холопов и челяди улучшилась. Они постепенно приобретали свободу и даже наследовали часть имущества своего хозяина (в случае рождения детей от господина).

Категории населения по Русской Правде

Читайте также: