Торгово экономические и культурные взаимоотношения народов дагестана кратко

Обновлено: 30.06.2024


Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и его народов выверенная временем общая судьба с народами России. Прославленный на весь мир руководитель горцев Дагестана и Чечни имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет возглавлял борьбу горцев против колониальной политики русского царизма на Кавказе, на закате жизни принес присягу на верность России и завещал дагестанцам жить в дружбе и согласии с ней.

Уникальность Дагестана также в его географическом расположении между Европой и Азией. В историческом прошлом через территорию Дагестана проходила самая короткая сухопутная дорога, соединяющая Европу со странами Передней Азии. Поэтому все завоеватели стремились овладеть территорией Дагестана. По приморской низменности Дагестана также проходил один из Великих шелковых путей из Европы в Китай.

Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило их взаимообогащение.

Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение в свою очередь старалось вести себя по отношению к молодежи вежливо и корректно, оно было сдержанно, неприхотливо и не требовало к себе излишнего внимания.

О мудрости старцев Страны гор народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:

В горах старик седоголовый,

Что ходит в шубе круглый год,

Так подковать умеет слово,

Что в мир пословица войдет.

О, горцы старые! Не раз им

Еще народ воздаст хвалу.

Служил советчиком их разум

И полководцу, и послу…

Современный Дагестан

За последние десятилетия в республике сформировалось новое поколение, которое смогло найти себя в формате изменений социально-политической жизни.

Современная молодежь очень мобильна, креативна, она свободно мыслит, лишена консерватизма. И это естественно и сообразно природе. Но в той же степени, насколько хорошо молодежь владеет новейшими техническими возможностями, она должна знать и любить свою историю, чтить свои традиции, уважать старших, постигать опыт прежних поколений. Только в этом случае возможны преемственность в сохранении художественного наследия, этнических и духовных традиций и прогресс личности.

В этом культурно-познавательном процессе велика роль работников учреждений культуры, участников любительских творческих коллективов, фольклорных ансамблей, в том числе и Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. Это единственное учреждение, которое должно бороться за сохранение, развитие традиций, культуры народов. Его деятельность напрямую связана с востребованными реалиями сегодняшнего дня, решением проблем межкультурного диалога.

Сохранение этнокультурной среды и поддержка носителей этого пласта требуют новаций в формах и методах работы.

В республике традиционные фестивали фольклора, праздники всех жанров любительского творчества проводятся ежегодно. Их зрителями могут стать не только жители и гости нашей столицы, но и многих районов и городов.

Сегодня народной культуре очень нужна поддержка. Необходимость не только муниципальных, но и государственных вложений в эту отрасль возрастает в силу многих причин.

Человека, для которого главными стали такие чувства, как патриотизм, уважение к семье, любовь к родине, нельзя принудить к всякого рода асоциальным действиям и поступкам. Поэтому одной из причин роста преступности, нравственной распущенности, духовной деградации в молодежной среде является отход от этнического, культурного опыта прошлых поколений и традиций.

Сегодня одними из хранителей самобытности, фольклора, культурных традиций являются село, сельские клубные учреждения и клубные формирования: фольклорные ансамбли, народные театры, коллективы, представляющие жанры хореографического, хорового, музыкального искусства. Сегодня все наши фольклорные коллективы имеют сельскую прописку. У них давние традиции и опыт выступлений, богатая история. Но, к сожалению, часто сам факт их существования зависит от воли муниципальных властей.

Большинство народных коллективов нуждается в обновлении национальных костюмов и обуви, народных музыкальных инструментов. Фольклор под фонограмму или электронную музыку нельзя представлять зрителю или слушателю. Это выхолащивает саму идею традиционности народной культуры. Ведь она, помимо эстетического, несет познавательное, воспитательное значение, поэтому живой звук, живой голос – обязательное условие функционирования фольклорного наследия, его жизнеспособности.

Изучение фольклора и растущий интерес к нему – общая мировая тенденция, причем растет интерес к познанию не только своего художественного наследия, но и культурного опыта других народов.

Добиться этого можно лишь всем миром. Тем более, что авторитет народной культуры сегодня неоспорим, и надежды на нее возлагаются огромные, поскольку в современных условиях, реалиях поколение новой постиндустриальной формации не только по обязанности, но и по вдумчивому пониманию воспринимает фольклор и народные традиции как золотой фонд культуры своего Отечества.

Обрядовая культура – древнейший вид народного творчества. Это особый способ передачи определенных идей, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к обществу. Народная музыка, песня, танец, определенный ритуал обряда рождались по ситуации.

В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осенью – одни песни, зимой – другие, с иным настроением народ встречает приход весны и торжествующего лета.

Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры. Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.

Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств.

Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Календарные и семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в своей основе являются древнейшим видом народного творчества. Они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и поэтому календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, а также думы и заботы дагестанского крестьянства о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Обряды, как обычаи и традиции, являются по сути своей массовыми формами организаций духовной жизни. Они осуществляют на протяжении тысячелетий передачу нравственного, социального опыта, моральных и этических качеств предшествующих поколений последующим.

Уникальные по многообразию, красочности и богатству народные обряды составляют сокровищницу и непреходящую ценность народной культуры, неотъемлемую часть народной жизни.

Одними из надежных хранителей народной культуры являются фольклорные коллективы. Очень серьезным направлением являются народные художественные промыслы, переросшие в творчество и наоборот. Они появлялись там, где они могли быть. Возникали и жили ограниченно для тех мест, где они рождались, как заготовки, которые будто созданы для дальнейшей шлифовки.

Мастера учились у природы, пользуясь тем, чем наградила она, талантливо, успешно. Где-то были дерево, рог, камень, глина, металл, многое, из чего делали одежду, вязали, пряли, ткали, вышивали, скорняжничали, сапожничали. И казалось, что каждый творил, чтобы отблагодарить и просто – за шанс сделать полезное, редкое и обязательно красивое. Оригинальностью отличалась так называемая кайтагская вышивка, центрами которой были сс. Маджалис, Баржамат, Джибахни, Карацан. Она выполнялась крупной гладью разноцветными шелковыми нитями. Они служили для обшивки подушек, накидок на люльку и т.д.

Одним из широко распространенных видов народного художественного творчества дагестанцев является декоративно-прикладное искусство и его составная часть – народные художественные промыслы, имеющие многовековые традиции. В Дагестане издавна получили распространение и развитие различные виды ремесла: художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка кости, изготовление национальной одежды и обуви, узорное вязание и вышивка. Значительное развитие достигло и золотошвейное дело, центром которого являлись села Кубачи, Кумух, Чох, Балхар, Согратль и Кулинские села.

Народные художественные промыслы Дагестана, зародившиеся в глубокой древности, прошли длительный путь становления, развития и совершенствования.

Различные виды художественных промыслов продолжали развиваться и в XVIII-XX вв. Высокой степени совершенствования достигла художественная обработка металла в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Чох, Амузги, Харбук, где изготавливались холодное и огнестрельное оружие, а также ювелирные изделия с изысканной художественной отделкой. В производстве и декоративной отделке кинжалов, шашек, кремневых ружей и пистолетов, а также браслетов, серег, колец, женских поясов, всевозможных подвесок, налобных, височных, нагрудных украшений, мужских поясов, газырей кубачинские мастера использовали многообразные технические и декоративные приемы: литье, чернь, позолоту, зернь, филигрань, выемчатую и перегородчатую эмаль, инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью, золотую и серебряную насечку по железу и стали. Центром косторезного дела являлось и продолжает оставаться с. Кубачи.

Оружейное и ювелирное дело было широко известно за пределами Дагестана. Изделия мастеров, работавших в XIX–XX вв., – М. Гасанова, А. Ибрагимова, С. Шахаева из Кубачи, А. Шахшаева, О. Пашаева, А. Габиева из Кумуха, М. Исмаилова из Гоцатля, Мадиева из Чоха, много раз экспонировались на выставках в Тбилиси, Москве, Петербурге, Лондоне, Стамбуле (Константинополь), Тегеране и удостаивались там наград. В это время многие дагестанские златокузнецы работали в городах Центральной России, Ближнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья и т.д.

Большого совершенства достигло в Дагестане ковроткачество, центрами которого являлись селения Рутул, Касумкент, Ахты, Микрах, Хив, Халаг, Хучни, Хурик, Ляхля, Артик, Межгюль, Казанище, Каякент, Эрпели, Хунзах, Тлярата, Карата, Кулецма, г. Дербент и т.д.

Крупными центрами медночеканного, гончарного производства являлись аварские, лакские, даргинские села Гоцатль, Ичичали, Кумух, Кубачи, Балхар, Сулевкент.

Камнерезным искусством славились селения Урари, Уллуая, Кумух, Бакни, Сутбук, Кунки, Ругуджа, Чох, Куяда, Андрейаул, Согратль, г. Дербент и близлежащие к нему лезгинские и табасаранские селения.

Резьбой по дереву занимались в районах, наиболее богатых лесом: в Табасаране, Кайтаге, в селах Южного Дагестана и горной Аварии. Мастера села Унцукуль изготавливали из кизилового, абрикосового, орехового дерева широкий ассортимент изделий с серебряной, медной и латунной насечкой: курительные трубки, мундштуки, табакерки и многие другие оригинальные предметы.

В развитии дагестанских художественных промыслов существенные изменения произошли в советское время. На это положительно повлияли объединение мастеров в кооперативы, создание специализированных промысловых артелей, преобразованных в начале 60-х годов в фабрики и художественные комбинаты, участие мастеров в выставках, выполнение государственных заказов, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций. Для артелей были построены новые здания и созданы новые цеха.

В последние годы значительно повысилось внимание развитию художественных промыслов. Создаются специализированные промысловые крупные артели. Наши мастера и предприятия участвуют в зарубежных и российских выставках, выполняют государственные заказы. Создают более усовершенствованные станки, мастерские, готовят лучших профессиональных специалистов. Труд народных умельцев высоко оценен государством.

Современное искусство народных художественных промыслов зиждется на богатых традициях прошлых исторических эпох. Народные умельцы в своем творчестве опираются на огромный опыт многих предшествующих поколений талантливых мастеров.

Сегодня сохранение народного художественного творчества, народных промыслов – народного мастерства – это объединяющая сила, важный рычаг сохранения народной памяти и культуры нации.

Читайте также: