Геополитические противоречия китая и японии кратко
Обновлено: 02.07.2024
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления политического и экономического сотрудничества между Японией и КНР на рубеже XX–XXI вв. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе.
Китайскояпонские отношения в конце ХХ –началеXXIвв.: от конфронтации к взаимодействию
Аннотация.В статье рассмотрены основные направления политического и экономического сотрудничества между Японией и КНР на рубеже XX–XXIвв. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе. Ключевые слова: КНР, Япония, политическое сотрудничество, экономическое взаимодействие, Ясукуни, тайваньский вопрос,территориальные споры.
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-78575 от 08 июля 2020 г
Научно-методическому журналу присвоен международный код ISSN 2304-120X
Все материалы доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.
По мнению многих экспертов, если в регионе не произойдет какого-либо массового потрясения, то в течение четверти века Азия по показателям ВНП, по-видимому, обойдет и Северную Америку, и Европу.
Подобные тенденции позволяют сделать вывод о том, что новые геополитические вызовы XXI столетия придут из Азиатско-Тихоокеанского региона, и именно поэтому так важно отслеживать динамично меняющиеся геополитические реалии в этом ареале мира. Геополитический баланс здесь определяют сложные отношения между четырьмя главными геополитическими акторами, образующими стратегический параллелограмм сил: Китай — США — Япония — Россия.
Кроме того, американцы всячески препятствуют любому значительному увеличению в геополитическом масштабе и реальном исчислении объема военных усилий Японии. Основной геополитический маневр Америки в отношении Японии состоит в том, чтобы заставить эту мощную экономическую державу повернуть свое лицо к миру и отвернуться от Азии. Тем самым (по идее американских стратегов) Япония удовлетворит свои растущие амбиции, но оставит за США пальму первенства в Азиатско-Тихоокеанском регионе — самом перспективном в геополитическом отношении районе мира. Это тонкая игра, и она ведется весьма последовательно.
Однако при всей важности американо-японских отношений сегодня, по заявлениям крупнейших американских геополитиков, они перестали играть первостепенную роль для США в этом регионе. По мнению Киссинджера и Бжезинского, новым стратегическим партнером США в АТР стал Китай.
В настоящее время Китай превратился в доминирующую региональную державу, и очевидны его усиливающиеся стремления к статусу мировой державы. По прогнозам некоторых экспертов, после завершения современного мирового экономического кризиса уже не США, а Китай будет претендовать на роль мирового гегемона.
Оптимисты считают, что темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в КНР – и те и другие в числе самых высоких в мире - обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза относительно того, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию (в 2010 г. ВВП Китая стал выше ВВП Японии). Этот экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, и вероятно даже для более удаленных географически противников.
Еще более укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в недалеком будущем политическому подчинению Тайваня, Великий Китай превратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но и в мировую державу первого ранга. Совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, уже сейчас составляют около 540 млрд. долл. США.
Однако пессимисты полагают, что нельзя так однозначно использовать в прогнозах политического развития механическую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой геополитической сверхдержавой. Но этого не произошло.
Пессимисты указывают на ряд факторов, которые станут препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба.
Во-первых, КНР будет сложно сохранить бурные темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для сохранения этих темпов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени.
Во-вторых, настоящей проблемой для Китая может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста КНР будут оставаться очень высокими.
Наконец, еще одну сложность для Китая представляет продовольственная проблема. Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении, в связи с этим импорт продовольствия приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности КНР. Зависимость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению.
Помимо этого международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Можно назвать несколько наиболее значимых взрывоопасных вопросов, каждый из которых так или иначе способен втянуть Китай в международные конфликты:
— Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность;
— острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем, при этом соперники — Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу. Исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение;
— раздел Кореи и нестабильность, присущая КНДР, которая приобретает
еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну. В свою очередь, это вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным образом Японию и Китай;
— в число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ).
Все эти факторы позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности в КНР, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу. Однако нельзя не отметить, что до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Уже сегодня Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии, и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы. Для того чтобы стабилизировать ситуацию, Китай стремится расширять свои политические связи с США, Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей.
Союз с Пакистаном и военное присутствие на Бирме необходимо Китаю, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успешно, и это создает серьезные проблемы в сфере безопасности для Индии, ограничивая ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополитическим соперником Китая. Военные контакты с Бирмой необходимы Китаю, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане. Это открывает для китайцев новые стратегические возможности в Юго-Восточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив, что позволило бы ему удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.
Интерес к вопросу объединения Кореи имеет также глубокие политические корни. Очевидно, что объединенная Корея неизбежно превратится в зону распространения американского и японского влияния, и это нанесет сильный удар по политическим амбициям Пекина. Именно поэтому Китай настаивает на том, чтобы объединенная Корея была нейтральным буфером между Китаем и Японией. Дело в том, что по расчетам китайцев имеющая исторические корни враждебность Кореи по отношению к Японии естественным образом втянет Корею в сферу китайского влияния. Но и существование сегодня разделенной Кореи вполне устраивает Китай, поэтому он неизменно выступает за сохранение северокорейского режима.
Однако помимо общих стратегических задач сохранения мира и противостояния гегемонии российско-китайские отношения имеют немало подводных камней и противоречий. Россию серьезно беспокоит проникновение на российский Дальний Восток китайских иммигрантов и торговцев во все увеличивающихся масштабах, что создают угрозу массового заселения этих территорий китайцами. Территориальные претензии Китая к России, пока не актуализированные, но и не забытые, также являются основанием для беспокойства российского руководства. Российские эксперты предполагают, что в случае усиления Китая в Средней Азии он может найти поддержку в лице Узбекистана — государства, которое проявляет наибольшую решимость противостоять политическому влиянию России в Азии; такую же позицию может занять Туркменистан и, возможно, этнически расколотый и, следовательно, в области национальных отношений более уязвимый Казахстан. Став настоящим политическим и экономическим гигантом, Китай сможет также оказывать более откровенное политическое влияние на российский Дальний Восток, в то же время поддерживая объединение Кореи под своим покровительством.
Существенную роль играет Региональный форум АСЕАН по безопасности, созданный в 1994 г. и объединяющий 27 государств региона. Сегодня этот форум утвердился в качестве ведущей площадки общерегионального диалога по вопросам предупреждения и урегулирования конфликтов, выработки мер доверия, противодействия угрозам нового поколения. Многие видят в этом форуме прообраз будущей системы безопасности в АТР.
Другой пример — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Несмотря на молодость, она уже добилась очевидного прогресса в координации усилий России, Китая и четырех Центрально-Азиатских государств в самых разных сферах — от обеспечения стабильности и безопасности до экономики, культуры и образования. При этом ШОС — не замкнутый блок, а региональная организация, открытая для подключения других стран, в том числе в качестве наблюдателей или партнеров по диалогу. Сегодня ШОС объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. принята Хартия ШОС — базовый уставный документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности организации. Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке 16 августа 2007 г. Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который создает предпосылки для вывода разностороннего взаимодействия на качественно новый уровень. Высший орган ШОС — Совет глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС).
Вариант 2
Характерной особенностью современной обстановки в АТР является высокая динамика политических и экономических процессов, формирующих устойчивую тенденцию к превращению его в важнейший центр мировой политики и экономики, сопоставимый с евроатлантическим. По целому ряду показателей этот рубеж уже достигнут.
Доминантой, определяющей ситуацию в регионе, является целенаправленная политика большинства государств на осуществление радикальных экономических преобразований, создание для них максимально благоприятных условий как на национальном, так и общерегиональном (а в последнее время и глобальном) уровне.
Развитие военно-стратегической ситуации в АТР по многим параметрам сильно отличается от процессов, происходящих на евроатлантическом направлении. Это связано с практическим оформлением в АТР нескольких центров силы, отсутствием аналогичной европейской развитой сети переговорных механизмов, мер доверия и т.п. Более того, в политическом сознании большинства азиатских государств присутствует (и не без основания) мнение о несоответствии европейского опыта специфике и реалиям современных международных отношений в АТР. Это в свою очередь связано с весьма различающимися представлениями отдельных стран региона об источниках угроз национальной безопасности, наличием неразрешенных конфликтов и территориальных споров, значительной неравномерностью социально-экономического развития стран этого района мира.
Система безопасности в АТР, по крайне мере, уже в последние два десятилетия не строилась только лишь вокруг противостояния двух великих держав. Сегодня же на нее постоянное и все возрастающее влияние оказывают китайский и японский (и даже индийский) факторы. Их значимость возросла настолько, что вполне допустимо говорить о самостоятельной геополитической роли в регионе Китая и Японии, превращении их в самостоятельные полюса международного влияния в регионе.
Существуют два противоположных подхода к американскому военному присутствию в регионе.
С одной стороны, сохраняется позитивная оценка его стабилизирующей роли со стороны большинства государств АТР, многие из которых использовали и используют военное и экономическое присутствие США в регионе для обеспечения высоких темпов собственного развития и формирования весьма устойчивой интеграционной модели сотрудничества. В основном это новые индустриальные страны (НИС), для которых характерны высокие темпы роста экономики.
Именно страны АТР относятся сейчас к числу государств, наиболее быстро наращивающих свои военные расходы. Пока речь идет о величинах относительно небольших. Но тенденция, тем не менее, просматривается совершенно определенная, что не исключает возникновения непредсказуемых пока угроз в будущем.
В настоящее время реальная опасность широкомасштабного военного конфликта в АТР практически отсутствует. Тем не менее, в регионе сохраняется целый набор весьма серьезных дестабилизирующих факторов (неконтролируемая региональная гонка вооружений, проблема Корейского полуострова, опасность распространения ракетных и ядерных технологий, территориальные споры и т.д.).
Отношения Китая и Японии имеют исторически весьма сложный и противоречивый характер. С одной стороны — Китай оказал значительное культурное влияние на Японию (особенно это касается архитектуры, философии, религии и письменности), с другой стороны — Япония порой совсем не дружелюбно относилась к Китаю и рассматривала Поднебесную как отсталую страну (что особенно проявилось во время китайско-японской войны 1937—1945 г.).
В целом, отношения Китая и Японии во многом схожи с отношениями России и Польши.
Содержание
Характеристика Китая и Японии
Китайская Народная Республика | Япония | |
---|---|---|
Население | 1 368 660 000 | 126 919 659 |
Территория | 9 596 960 км² | 377 944 км² |
Столица | Пекин | Токио |
Крупные города | Шанхай, Гонконг, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Тяньцзинь, Чунцин, Нанкин | Киото, Йокогама, Нагасаки, Осака, Нагоя |
Руководитель | Председатель Си Цзиньпин | Император Акихи́то (формально) |
Вице-премьер | Премьер Государственного Совета Ли Кэцян | Премьер-министр Синдзо Абэ (де-факто глава государства) |
Официальные языки | Китайский язык | Японский язык |
Китайско-японская война (1894—1895)
1 августа 1894 года началась война между Японией и китайской империей Цин. Причиной войны стало столкновение геополитических интересов Китая и Японии в Корее (которая и сегодня является местом столкновения геополитических интересов Поднебесной и Страны восходящего солнца).
Итогом этой войны стало подписание 17 апреля 1895 года Симоносекского мирного договора. С китайской стороны его подписал Ли Хунчжан, с японской — Ито Хиробуми.
- Китай признаёт независимость Кореи, тем самым открывает её для японского влияния.
- Китай передаёт Японии в вечное владение: остров Тайвань (Формозу) и архипелаг Пэнху (Пескадорские острова), а также южную часть Ляодунского полуострова, включая порты Далянь и Люйшунь (Порт-Артур).
- Китай уплачивает контрибуцию в 200 миллионов лян серебра. [1]
- Китай заключает с Японией выгодный для неё торговый договор. Для японских граждан разрешается экономическая деятельность на территории Китая в благоприятном режиме. [1]
После совместного обращения России, Германии и Франции, заключающегося в требовании оставить Китаю захваченный Ляодунский полуостров, Япония отказалась от полуострова взамен на дополнительные 30 миллионов лян серебра контрибуции. [2]
Китайско-японская война (1937—1945)
7 июля 1937 года Япония напала на Китай. Всего за 2 месяца японская армия, поддерживаемая Германией и Италией, смогла захватить значительную часть территории Северного Китая и города Пекин и Тяньцзинь. К концу первого года войны в их руках оказался практически весь Северный и Центральный Китай.
Но, как ни странно, датой начала Второй Мировой почему-то считается 1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу. Для западных историков Китай, видимо, менее значим, чем Польша…
Современные отношения Китая и Японии
Причины сближения Китая и Японии
- Огромная экономическая взаимовыгода (поскольку Китай и Япония — 2 главных экономических гиганта Азии и всего мира).
- Возможность полностью стабилизировать Восточно-Азиатский регион (включая проблемы Корейского полуострова).
- Сближение Китая и Японии также создаёт дополнительные экономические и геополитические возможности для ликвидации американского колониального мира.
Позиция Японии по Второй Мировой войне
Одной из причин напряжённости взаимоотношений Китая и Японии является упорное нежелание официальных властей Японии признавать свои военные преступления, совершённые в Китае во время Второй мировой войны.
15 августа 2015 года МИД КНР Хуа Чуньин, отвечая на вопрос журналиста по поводу высказываний премьер-министра Японии Синдзо Абэ по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны, сказала, что Японии следует дать чёткие и ясные разъяснения по поводу характера и военной ответственности Японии за милитаристскую агрессивную войну и выразить искренние извинения пострадавшим народам.
Поводом стало выступление премьер-министра Японии Синдзо Абэ на пресс-конференции, посвящённой годовщине капитуляции Японии, где он заявил, что несмотря на то, что японцы всегда будут испытывать чувство вины за свои действия во время Второй мировой войны, обвинять в прошлых грехах послевоенное поколение нельзя. [3][4]
Позиция Японии по Тайваню
В начале 2005 года отношения Китая и Японии резко обострились из-за позиции Японии, идущей вразрез с геополитическими интересами Китая в отношении Тайваня.
Территориальные споры
Япония издавна покушается не только на русский остров Сахалин, но и на китайские территории.
Острова Дяоюйдао (Сенкаку)
Китай и Япония многие десятилетия никак не поделят спорные острова Дяоюйдао (японское название — Сенкаку). Оба государства считают их своими, ссылаясь на исторические справки. Было проведено множество переговоров и встреч на высшем уровне, но вопрос так и остался нерешённым. [5]
Окинава
Остров Окинава, расположенный на архипелаге Рюкю, также являются давним предметом спора между Китаем и Японией, поскольку Поднебесная настаивает на том, что данные острова не являются исконно японской территорией.
Сотрудничество Китая и Японии
Соглашения 2008 года
18 июня 2008 года Китай и Япония пришли к соглашению о совместной разработке месторождений природного газа на Восточно-Китайском море.
В соглашении Японии предоставлялось право инвестировать и распределять прибыль от газа на участках спорной территории Восточно-Китайского моря. В договоре также указывалось, что Япония имеет право на территорию Чуньсяо, которую она называла Ширакаба. Территориальный спор относительно Восточно-Китайского моря всё время шёл вокруг юрисдикционных прав на потенциально огромные углеводородные ресурсы, которые находятся под водой. Напряжённые отношения между Китаем и Японией достигли своего апогея в августе 2003 года. В это время компания по добыче китайского древесного масла Китайской национальной корпорации по разработке нефтяных месторождений на шельфе (КНКРНМ) заключила партнёрское соглашение с ЮНОКАЛом и Royal Dutch/Shell для добычи природного газа в газовых месторождениях на Чуньсяо, расположенных в нескольких километрах от черты на Восточно-Китайском море, которую Япония потребовала соблюдать как "срединную линию".
Япония разделила Восточно-Китайское море на две равные части этой линией и, тем самым, разграничила территорию между договаривающимися сторонами на особые экономические зоны в соответствии с Морским правом по ООН 1982 года (КЗОМООН III). Китай же претендует на территориальные полномочия всего Восточно-Китайского моря на основании природных ресурсов его континентального шельфа, системы делимитации морских пространств, также признанных КЗОМООН III. Это и послужило главной причиной разногласий относительно газа, так как Китай утверждал, что Япония не имеет права возражать против его разработок месторождения газа на Чуньсяо, так как место производства газа находится на территории китайской особой экономической зоны.
Таким образом, Китай достиг взаимовыгодного соглашения с Японией, что весьма позитивно сказалось на китайско-японских отношения, так как были удовлетворены амбиции двух крупных геополитических игроков.
Отказ от доллара
С 1 июня 2014 года Китай и Япония стали обменивать свои валюты напрямую, без предварительного пересчёта на доллары США. Валютные рынки Токио и Шанхая займутся обменом японских иен на китайские юани и обратно. Раньше восточные деньги менялись с учётом курсов по отношению к доллару США, но отныне обмен пойдёт напрямую. [7].
Соглашение о межрегиональных экономических обменах 2015 года
В октябре 2015 года Китай, Россия и Япония подписали соглашение о межрегиональных экономических обменах. Подписи под документом поставили представители промышленно-торговых ассоциаций, участвовавшие в симпозиуме регионального сотрудничества между странами Северо-Восточной Азии, который прошёл в городе Яньцзи.
Стороны договорились проводить совещание по межрегиональным экономическим обменам Китай — Россия — Япония ежегодно, поочерёдно в каждой из трёх стран. Также стороны намерены активно поддерживать проведение важных торгово-экономических мероприятий, создавать онлайновую информационную платформу, знакомящую с торгово-экономической политикой этих стран и предоставляющую другую важную информацию.
Китай, Россия и Япония также договорились ежегодно обмениваться визитами торгово-экономических делегаций и тем самым стимулировать совместное освоение маршрутов смешанных перевозок с использованием как сухопутных, так и морских видов транспорта. Также в цели трёхстороннего взаимодействия входит развитие сотрудничества в сельском хозяйстве, охране окружающей среды, туризме.
Естественно, данное соглашение было подписано не просто так: таким образом Япония постепенно пытается взять курс на всё более плотное сближение с Востоком. Для Японии в будущем это может создать возможность присоединения к Шанхайской Организации сотрудничества.
Очередное Совещание межрегиональных экономических обменов Китай — Россия — Япония пройдёт во Владивостоке в ноябре 2016 года.[8]
Культурные связи Китая и Японии
Письменность
Философия
Возникновение философской мысли в Японии связано с проникновением в 6-8 веках из Китая и Кореи буддизма и идей конфуцианства, распространявшихся наряду с национальными религиозно-мифологическими представлениями. Буддийская культура осваивалась сектами Тэндай и Сингон; их основатели Сайте и Кукай выдвигали самостоятельное истолкование буддизма. В 12-14 вв. сложились учения сект дзэн, дзедо и нитирэн, появились крупные интерпретаторы буддийской философии — Догэн, Синран и Нитирэн.
В 14-16 вв. в философской мысли неограниченно господствовал буддизм, с 17 в. преобладающее влияние приобрело конфуцианство, более соответствовавшее феодальным устоям японского общества. Ведущим философским течением была неоконфуцианская школа Сюсигаку, проповедовавшая учение китайского философа Чжу Си. Наряду с ней существовали школа классического конфуцианства — Кокугаку (основные представители — Сорай Буцу, Норинага Мотоори, Мабути Камо) и школа Оемэйгаку, последователей китайского философа Ван Янмина, во главе которой стояли Тодзю Наказ и Бандзан Кумадзава. В 17-18 вв. неортодоксальные учения, отвергающие догмы конфуцианства, развивали Кюсо Муро, Сюнан Ямагата и Байэн Миура. С материалистическими идеями выступали Сеэки Андо и Дзинсай Ито, во 2-й половине 19 в. — Темин Наказ.
Архитектура
Многое в культуре архитектуры Японии поменялось с принятием в VI веке буддизма. Именно с этого времени влияние китайской культуры значительно возросло.
Но в отличие от китайской архитектуры, для японской архитектуры характерна асимметрия.
Значение китайско-японских отношений для России
На сегодняшний день отношения Китая и Японии имеют для России значение по следующим причинам
- Потепление китайско-японских отношений могло бы повлечь за собой потепление российско-японских отношений (особенно в сфере экономики), поскольку Китай и Россия между собой очень сильно связаны, однако таким потеплением может попытаться воспользоваться партия войны в Японии для оказания дополнительного давления на Россию через Китай в вопросах территориальных претензий Японии, так что в этой сфере влияние достаточно сложное.
- Проблема ядерной программы КНДР. Если США столкнут между собой КНДР и Южную Корею, то в дело тут же втянутся Китай и Япония. В плохом сценарии развития конфликта со стороны КНДР весьма вероятно применение ядерного оружия, что может повлечь за собой неблагоприятные экологические последствия для Китая, Японии, Корейского полуострова и российского Дальнего Востока. Сейчас у России прочные отношения с Китаем, весьма хорошие отношения с Северной и Южной Кореей, но прохладные — из-за Курил и санкций — с Японией. Если России удастся посадить за стол переговоров Китай, КНДР, Южную Корею и Японию, то совместными усилиями ядерная проблема Корейского полуострова может быть решена, а экологическая катастрофа предотвращена.
В то же время маловероятно, что Китай как-либо экономически оттеснит Россию из Японии, или же Япония как-либо оттеснит Россию из Китая.
Если вначале Япония была лишь местом пребывания американских оккупационных войск, то со временем стала основой американского военно-политического присутствия в АТР и важным глобальным союзником Америки, выполняя одновременно также роль протектората. Сегодня сложилось глубокое геополитическое противоречие между последними двумя факторами: Япония выступает одновременно как всемирно уважаемый центр экономической власти и как геополитическая пролонгация американской мощи.
Сложившаяся ситуация становится неприемлемой для новых поколений японцев, которых больше не травмирует опыт Второй мировой войны и которые больше не стыдятся ее. Как по причинам историческим, так и по причинам самоуважения, Япония — страна, которая не полностью удовлетворена глобальным статус-кво. Она чувствует, что имеет право на официальное признание ее мировой державой, но также осознает, что ее зависимость от Америки в области безопасности сдерживает это признание 1 .
Современная американская стратегия в отношении Японии является очень гибкой и динамичной. Проблема в том, что геополитическая переориентация Японии либо в сторону перевооружения, либо обособленного сближения с Китаем означала бы конец роли американцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сорвала бы появление регионального стабильного трехстороннего соглашения с участием Америки, Японии и Китая. Это, в свою очередь, помешало бы формированию в АТР геополитического равновесия, управляемого американцами.
Американцы считают нежелательным сокращение в обозримом будущем существующего уровня войск США в Японии, как, впрочем,и в Корее. Они всячески препятствуют любому значительному увеличению в геополитическом масштабе и реальном исчислении объема военных усилий Японии. Вывод значительного числа американских войск, вероятнее всего, заставит Японию подумать о крупной национальной программе вооружений, в то время как давление Америки на Японию с целью заставить ее играть более важную военную роль может только навредить перспективам региональной стабильности, помешать более широкому сближению с большим Китаем, уведет Японию в сторону от принятия на себя более конструктивной международной миссии, в которой очень заинтересованы США.
Тайная цель геополитических маневров Америки в отношении Японии состоит в том, чтобы заставить эту мощную экономическую державу повернуть свое лицо к миру и отвернуться от Азии — тем самым (по идее американских стратегов) Япония удовлетворит свои растущие амбиции, но оставит за США пальму первенства в Азиатско-Тихоокеанском регионе — самом перспективном в геополитическом отношении районе мира. Это тонкая игра, и она ведется весьма последовательно.
В настоящее время Япония уже получила особый экономический статус — она является особым партнером Америки в мировых делах, а это не только приносит плоды в политическом плане, но и экономически выгодно. США рассматривают вопрос о заключении американо-японского соглашения о свободной торговле, создавая таким образом общее американо-японское торговое пространство. Такой шаг, придав официальный статус все более тесным связям между двумя странами, обеспечил бы геополитическую опору как для длительного присутствия Америки на Дальнем Востоке, так и для соответствующих американским интересам глобальных обязательств Японии 1 .
Основной вопрос состоит в том, сможет ли Япония стать подлинно глобальной державой, не рискуя американской поддержкой и не вызывая еще большую враждебность в регионе.
Следовательно, американо-японский союз в Азиатско-Тихоокеанском регионе остается достаточно прочным, и обозначенные нами противоречия пока играют роль подводных камней, которые не мешают кораблю двигаться вперед при ясной погоде.
Серьезные противоречия между США и Китаем связаны с Тайванем. Одной из самых актуальных проблем для Китая является скорейшее возвращение Тайваня и тем самым завершение великого дела объединения родины. Однако США всеми способами препятствуют этому процессу, чтобы помешать усилению Китая. Недовольство Китая независимым статусом Тайваня растет по мере того, как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинает пользоваться своим формально независимым статусом как национальное государство.
Еще один уровень противоречий связан с размещением США и Японией (в рамках двустороннего договора) системы антиракетной обороны в регионе, под предлогом противостояния Северной Корее. Однако с китайской точки зрения это лишь удобный предлог, поскольку острие этих действий США направлено против Китая.
Глубокие разногласия американо-китайских отношений в регионе наиболее полно отражает следующий сложный вопрос: насколько практически возможно и приемлемо, с точки зрения Америки, превращение Китая в доминирующую региональную державу и насколько реально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы?
Темпы экономического развития Китая и масштабы иностранных капиталовложений в стране — те и другие в числе самых высоких в мире — обеспечивают статистическую основу для благоприятного прогноза, что в течение примерно двух десятилетий Китай станет мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К этому времени по показателям ВВП Китай может значительно обогнать Японию, а сегодня уже намного опережает Россию. Новый экономический импульс позволит Китаю приобрести военную мощь такого уровня, что он станет угрозой для всех своих соседей, и даже для более удаленных географически противников. Укрепив свои позиции благодаря присоединению Гонконга и Макао и, возможно, в недалеком будущем политически подчинив Тайвань, Великий Китай превратится не только в господствующее государство Дальнего Востока, но ив мировую державу первого ранга.
Пессимистический прогноз свидетельствует, что нельзя так однозначно использовать в прогностике политического развития механическую зависимость от статистического анализа. Именно эта ошибка была допущена много лет назад теми, кто предсказывал, что Япония обойдет Соединенные Штаты как ведущая экономически развитая страна мира и что ей суждено стать новой политической сверхдержавой. Известно, что этот прогноз не осуществился, поскольку не были приняты во внимание факторы экономической уязвимости Японии от притока иностранных капиталов и рынков сбыта.
Сегодня действительно обозначился ряд факторов, которые могут стать препятствием на пути превращения Китая в сверхдержаву мирового масштаба.
Прежде всего Китаю сложно будет сохранить высокие темпы роста в течение двух ближайших десятилетий. Для поддержания этих темпов в течение исторически продолжительного периода времени потребуется необычно удачное сочетание эффективного национального руководства, политической стабильности, социальной дисциплины внутри страны, высокого уровня накоплений, сохранения очень высокого уровня иностранных капиталовложений и региональной стабильности. Ничто не может гарантировать Китаю сохранение всех этих позитивных факторов в течение длительного времени.
Помимо этого, настоящей проблемой для страны может стать вопрос о новых источниках сырья и энергии. Потребление Китаем энергии растет такими темпами, что уже сейчас они намного превышают возможности внутреннего производства. Этот разрыв может увеличиваться, если темпы экономического роста Китая будут оставаться очень высокими.
Другой сложной проблемой является продовольственная. Даже с учетом снижения темпов демографического роста население Китая продолжает увеличиваться в абсолютном выражении, и импорт продовольствия приобретает все более важное значение для внутреннего благополучия и политической стабильности. Зависимость от импорта не только увеличит нагрузку на экономические ресурсы Китая из-за более высоких цен, но и сделает его более уязвимым к внешнему давлению 1 .
Необходимо подчеркнуть, что международная обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом остается нестабильной. Сложилось несколько очагов напряженности, каждый из которых так или иначе может втянуть Китай в международные конфликты:
• Проблема Парасельских островов и острова Спрэтли в Южно-Китайском море, где существует опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна. Китай при этом в последнее время рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную собственность.
• Проблема острова Сенкаку, который оспаривается Японией и Китаем (при этом соперники — Тайвань и материковый Китай — яростно отстаивают единую точку зрения по этому вопросу), и исторически сложившееся соперничество за господство в регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое значение.
• Вопрос о разделе Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, которая приобретает еще более опасный характер из-за ее стремления стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение может втянуть полуостров в войну, что в свою очередь вовлечет в конфликт Соединенные Штаты и косвенным образом Японию и Китай.
•Скрытые территориально-этнические конфликты: русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские пограничные вопросы (этнические волнения в провинции Синьцзян, а также китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ) 1 .
Перечисленные выше очаги потенциальных конфликтов позволяют предположить возможность наступления этапа политической нестабильности, о чем предупреждают как китайские, так и международные эксперты. В некоторых исследованиях даже содержатся выводы о том, что Китай может оказаться на одном из исторических кругов внутреннего дробления, что может окончательно остановить его продвижение к мировому могуществу.
Однако до сих пор китайскому руководству удается достаточно успешно справляться с политическими и экономическими трудностями. Современный Китай является доминирующей региональной державой в Восточной Азии, и его дальнейшему движению вперед на пути к мировому лидерству могут помешать только внешнеполитические факторы. Для противостояния американской стратегии сдерживания Китай стремится расширять свои политические связи с Россией, Пакистаном, Бирмой и Северной Кореей.
Китай поддерживает союз с Пакистаном и военное присутствие на Бирме, чтобы создать противовес влиянию Индии в регионе. Военное сотрудничество Китая с Пакистаном развивается достаточно успешно, что создает серьезные проблемы в сфере безопасности для Индии,ограничивая ее возможности стать лидером в Южной Азии и геополитическим соперником Китая.
Необходимы Китаю и военные контакты с Бирмой, чтобы получить доступ к военным объектам на нескольких бирманских прибрежных островах в Индийском океане. Эти конфликты открывают для китайцев новые стратегические возможности в Юго-Восточной Азии и особенно в Малаккском проливе. Речь идет о стремлении Китая контролировать Малаккский пролив, что позволило бы ему удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.
Не случайно волнует китайцев и вопрос объединения Кореи, он также имеет глубокие политические корни. В случае объединения Корея неизбежно превратится в зону распространения американского и японского влияния, что нанесет сильный удар по политическим амбициям Пекина. Это является основной причиной, по которой Китай настаивает на том, чтобы объединенная Корея была нейтральным буфером между Китаем и Японией. Дело в том, что, по расчетам китайцев, имеющая исторические корни враждебность Кореи по отношению к Японии естественным образом втянет Корею в сферу китайского влияния. Но и существование сегодня разделенной Кореи вполне устраивает Китай, поэтому он неизменно выступает за сохранение северокорейского режима.
Читайте также: