Титаны эпохи возрождения микеланджело кратко

Обновлено: 02.07.2024

Микеланджело (Michelangelo; родился 6 марта 1475 г. — умер18 февраля 1564 г.) был великим итальянским художником эпохи Возрождения: скульптором, архитектором, живописцем, литератором и философом. Работы Микеланджело еще при жизни гениального мастера были признаны шедеврами, а сам он первым из деятелей европейского искусства удостоился чести написания подробной биографии.

Микеланджело прожил долгую насыщенную интересными событиями жизнь и внес огромный вклад в мировую культуру. Его имя стоит в одном ряду с двумя другими величайшими фигурами Ренессанса: Рафаэлем (Raffaello Santi) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), а гениальные произведения художника уже в течение 5 столетий считаются образцами совершенства в изобразительном искусстве.

Биография Микеланджело

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони появился на свет в понедельник, 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Он был вторым ребенком в семье потомственного банкира аристократического происхождения Лодовико Буонарроти. Мать мальчика умерла, когда ему едва исполнилось 6 лет и отец женился во второй раз, а сына отдал на воспитание деревенской супружеской паре Тополино. Юный гений рано научился обращаться с глиной и проявил недюжинные способности к искусству.

В 1488 году отец отправил Микеланджело на обучение флорентийскому художнику Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), который научил мальчика азам живописи. Но подростка больше интересовала скульптура, поэтому через год он перебрался в школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), которой покровительствовал могущественный Лоренцо де Медичи (Lorenzo de Medici). Всесильный хозяин Флоренции моментально разглядел талант паренька и взял его под личное покровительство. Но в 1492 году Лоренцо умер, а Микеланджело был вынужден вернуться домой к отцу.

1495 год стал знаковым в жизни художника. Он получил первый крупный заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье и обрел известность по всей Италии. В 1496 году Микеланджело по приглашению кардинала Рафаэля Риарио (Raffaele Riario) переехал в Рим и прожил там 5 лет, создавая многочисленные скульптуры для папского престола и городских храмов.

На протяжении всей жизни Микеланджело часто переезжал из Флоренции в Рим и обратно. Его приглашали в столицу главы католической церкви и делали объемные заказы. В общей сложности художнику пришлось сотрудничать с девятью римскими папами, каждый из которых высоко ценил гения.

Помимо скульптурных работ Микеланджело много времени уделял созданию фресок. Росписью потолка Сикстинской капеллы мастер занимался целых 4 года, но результат превзошел самые смелые ожидания заказчиков. Эта грандиозная композиция включает более 300 тщательно прорисованных фигур, ею ежегодно любуются миллионы туристов, приезжающие в Рим.

Значительный вклад внес Микеланджело и в мировую литературу. Он оставил потомкам более 300 сонетов на любовно-философскую тематику. Практически все свои стихотворные произведения мастер посвящал поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой дружил около 40 лет. Но их отношения были сугубо платоническими, Микеланджело никогда не был женат и тщательно скрывал от посторонних свою личную жизнь.

С середины 1540-х годов художник получает большое количество архитектурных заказов. К числу знаменитых работ мастера относятся создание дворцового фасада Палаццо Фарнезе и нового убранства римского Капитолия. Но всемирную славу гению принесло его главное архитектурное творение — собор Святого Петра.

Именно Микеланджело принадлежит главная идея проекта знаменитого центральнокупольного сооружения. В общей сложности он руководил архитектурными работами в главном католическом храме мира 18 лет, а закончилось строительство собора уже после смерти гения в начале XVII века.

Творческое наследие Микеланджело в живописи заметно уступает по объему многочисленным скульптурным и архитектурным работам. До наших дней сохранилось всего несколько картин великого мастера, которыми он не особенно гордился. Зато гениальный художник оставил потомкам огромное количество сделанных собственноручно эскизов. Он создавал их сотнями в процессе работы над скульптурами и архитектурными проектами на протяжении всей жизни. Рисунки гения и сегодня поражают ценителей искусства величавостью форм и благородством стиля.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет. После смерти мастера Папа римский Пий IV отдал распоряжение построить для него роскошную гробницу в соборе Святого Петра, но этим планам не суждено было сбыться. Тело гения через 5 месяцев перевезли во Флоренцию и с большим почетом захоронили в базилике Санта-Кроче, рядом с останками другого великого итальянца Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli).

Над созданием уникальной гробницы Микеланджело трудились сразу 5 известных художников:

    ;
  • Баттиста Лоренци (Battista Lorenzi);
  • Джованни делла Опера (Giovanni della Opera);
  • Валерио Чоли (Valerio Cioli);
  • Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini).

Самые известные произведения Микеланджело

Многие произведения Микеланджело хорошо знакомы каждому образованному человеку. Они давно причислены к величайшим шедеврам мирового искусства и считаются воистину бесценными. Среди творений гения особо выделяются следующие работы:

На портале Very Important Lot ценители искусства со всего мира имеют возможность не только почитать интересные статьи в блоге, но и принять участие в арт-аукционах. Здесь же можно купить картины и скульптуры у современных художников без посредников.

Микеланджело Буонарроти — великий ваятель, живописец, архитектор и поэт был не только современником Леонардо и Рафаэля, но и вечным соперником этих не менее знаменитых мастеров. Однако по универсальности и размаху творческих замыслов он превзошел своих гениальных антиподов. Его искусство — вершина итальянского Возрождения. Сущность образа мыслей Микеланджело — вера

в безграничные возможности человека, его интеллект и волю. Человек — творец своей судьбы и самого себя, оттого фигура человека стала основной темой искусства этого титана XVI века.

Свой художнический путь Микеланджело начал со скульптуры. Его могучие фигуры стали символом нового человека — героя-победителя, борца. Но мастер возвел и немало архитектурных сооружений, где скульптура играла ведущую роль (гробница Медичи во Флоренции — наиболее известное из них). Однако самое великолепное творение Микеланджело-архитектора — собор Святого Петра в Риме. Здесь же находится и самая значительная работа зрелого мастера — фрески Сикстинской капеллы, выполненные по заказу папы Юлия II. Микеланджело работал над этим шедевром четыре года. Грандиозная роспись в Ватикане была исполнена им без помощников.

Микеланджело Буонарроти родился в 1475 г. в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Его отец был подеста (городской голова) в Капрезе и Кьюзи, а потом управляющим таможней во Флоренции. Семья принадлежала к знатному, но обедневшему роду. Детство будущий гений провел в Тоскане, в Сеттиньяно, где у отца было имение. Около 1885 г. юного Микеланджело привезли во Флоренцию и отдали в латинскую школу. Однако прилежанием ученик не отличался и часто убегал с уроков. Уже тогда, по свидетельству Вазари, Микеланджело стал посещать церкви, чтобы посмотреть, как работают живописцы. Там он впервые начал копировать картины. Но отец Микеланджело посчитал, что художества не самое достойное занятие для его сына, и нет никакой разницы между скульптором и каменотесом. Потому острый конфликт отца и сына кончился тем, что тринадцатилетний Микеланджело бросил школу и ушел в мастерскую известного художника Доменико Гирландайо, хорошего, но прозаичного мастера, у которого проучился около года.

В 1489 г. юноша перешел в другую знаменитую школу, основанную во Флоренции герцогом Лоренцо Медичи Великолепным. Здесь, уже в атмосфере утонченного эстетизма, он начинает изучать скульптуру под руководством Бартольдо ди Джованни, большого почитателя античного искусства. Огромный дар Микеланджело был вскоре замечен самим Лоренцо Медичи, и он пригласил юного мастера к себе во дворец. Так с 1442 г. Микеланджело был выделен из других учеников и обрел мощное покровительство.

Но существовала и оборотная сторона личности герцога Лоренцо Великолепного. Он, так же как и его предшественники, не чуждался коварных интриг с ядом и кинжалом. Когда им был разоблачен заговор противников (Якопо Пацци), сотни врагов вместе с родственниками по его приказу были преданы смерти. Многих из них повесили на окнах монастырей, трупы других волокли по улицам Флоренции. Вот этот человек и стал главным покровителем юного Микеланджело.

В 1496 г., уже после смерти Лоренцо Медичи, Микеланджело впервые направляется в Рим. Здесь он погружается в восторженное изучение античности, знакомится со столичной художественной жизнью, обретает новых покровителей. Среди них оказались кардинал Риарио, богатый банкир Якопо Галли, французский кардинал Жан Билэр де Лагролла. Они купили для него мрамор, приобрели несколько его работ.

Однако в 1501 г. Микеланджело возвращается во Флоренцию, где к этому времени восторжествовала республика. Ее возглавил избранный пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело. Это было время настоящего творческого подъема мастера. Он получает заказы, для него строится большой дом (Каза Буонарроти).

Тогда Микеланджело и было поручено создание статуи Давида, которую власти решили установить перед палаццо Веккио (правительственное здание Флоренции), дабы она символизировала свободу республики. И Микеланджело создал образ огромного гражданственного пафоса и, пожалуй, самый знаменитый свой шедевр. Скульптура вполне соответствовала центральному месту в городе, которое ей отвела тогда авторитетная комиссия. Теперь оригинал хранится в галерее Академии изящных искусств, а на площади установлена копия.

В 1505 г. Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II, который заказал ему свою гробницу. Здесь, где работали лучшие мастера, гуманисты, ученые Возрождения, Микеланджело ожидал найти свое место.

Честолюбивый Юлий II желал, чтобы его грандиозная гробница превосходила по размеру и роскоши все подобные сооружения мира. Ее должны были украшать сорок статуй и множество рельефов. Ей было уготовано место в соборе Святого Петра. Поскольку Микеланджело тяготел к грандиозному и величественному, он охотно принял это предложение и спроектировал масштабное сооружение. Был куплен мрамор.

Однако Юлий II внезапно отказался от первоначального замысла. Не терпевший подобного обращения Микеланджело тайно, без разрешения, покинул Рим и возвратился во Флоренцию. Понтифик потребовал возвращения непокорного мастера. Конфликт с папой затягивался. Все это делало жизнь художника тягостной.

Когда папа предложил Микеланджело новый большой проект в Ватикане, художник не смог отказаться и вернулся в Рим. Так в 1508 г. была начата самая грандиозная работа мастера в Ватикане — фрески плафона Сикстинской капеллы. Микеланджело было тогда тридцать три года. Он работал над этим шедевром в течение четырех лет с огромным напряжением духовных и физических сил. Юлий II постоянно торопил его и требовал покорности.

Росписи в Ватикане, в Сикстинской капелле, где Микеланджело проявил себя как гениальный живописец, в итоге стали вершиной его творчества. Без них невозможно представить себе итальянского искусства. Пожалуй, нигде в европейской живописи нет таких могучих телом и духом персонажей. Огромная, невероятно сложная по исполнению фреска на потолке до сегодняшнего дня остается непревзойденным памятником мировой живописи.

Здесь было сделано открытие новой системы монументальной живописи. Стена теряет значение границы пространства – напротив, стена и потолок обретают движение, они отступают или выдвигаются вперед. Это впечатление усиливает декорация, сопутствующая композициям с фигурами. Именно этим открытием с триумфом воспользовались затем мастера барокко.

По окончании работы в Сикстинской капелле Микеланджело вновь обратился к созданию статуй для гробницы Юлия II. Однако в 1513 г. папа умер, и проект пришлось снова переделывать. От этого замысла, который так и не воплотился, что стало настоящей трагедией для скульптора, в итоге остались две великолепные фигуры рабов (теперь их можно увидеть в Лувре) и пророк Моисей (ныне в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи).

Новый этап творчества мастера сопряжен с его работой над капеллой Медичи во Флоренции, которую он начал в 1520 г. Это были годы перелома в мировоззрении и стиле Микеланджело.

Все эти работы отличает уже совершенно новый пластический язык. Микеланджело то применяет тонкую живописную вибрацию мрамора, то сознательно оставляет незаконченные фрагменты. Фигуры подчеркнуто вытянуты, иногда неправдоподобно изогнуты, часто кажется, что из камня нагромождается какая-то мощная лавина, несущая уже совсем другие настроения. Над этим циклом мастер работал до начала 1530-х гг. — времени падения республики во Флоренции.

Умер Микеланджело в Риме в 1564 г., но останки его были перевезены во Флоренцию и покоятся в знаменитой церкви Санта-Кроче.

Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.

Леонардо да Винчи.

Однако подлинным осно­воположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Искусство для Леонардо было средством по­знания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо во­площал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.

Рафаэль Санти.

Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.




Микеланджело Буонарроти.

Тициан.

Его творчество оказало влияние на Рубенса, Веласкеса.

Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.

Леонардо да Винчи.

Однако подлинным осно­воположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Искусство для Леонардо было средством по­знания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо во­площал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.

Рафаэль Санти.

Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Микеланджело Буонарроти.

Тициан.

Michelangelo_portrait (320x407, 16Kb)

Микеланджело Буонарроти - один из гениев знаменитой эпохи Возрождения, которая расцвела в Италии, а именно во Флоренции.

Гениальный скульптор, художник, поэт, один из главных архитекторов эпохи Возрождения, современник еще одного гения Леонардо да Винчи, родился в 1475 году в маленьком городке Капризе, близ Флоренции. С ранних лет у Микеланджело просыпается огромная тяга к творчеству и отец (умный отец!) отдает его в художественную школу, которая состояла при дворе правивших во Флоренции герцогов Медичи, известными покровителями искусства.

Именно там, в художественной школе, молодой юноша знакомится с красотой античного искусства, другими гуманистическими ценностями эпохи Ренессанса, он вдохновляется творчеством выдающихся старших современников - Сандро Боттичели, Рафаэля Санти и другими выдающимися деятелями искусства тех времен.

Прежде всего Микеланджело Буонарроти известен нам, как скульптор и архитектор, а уж затем и как художник. Не все его скульптуры, к сожалению, сохранились до наших времен.

Michelangelos_David (400x534, 31Kb)

Это скульптура выдающегося библейского героя из старого завета, будущего царя Израиля Давида


Michelangelos_Pieta_5450_cropncleaned_edit (500x524, 92Kb)

А это, наверное, самая знаменитая работа художника, на ней Богородица Мария держит на руках снятого с креста мертвого Иисуса. Эта скульптура называется "Оплакивание Христа". Копии этой прекрасной скульптуры находятся во многих католических церквях Европы


Moses_San_Pietro_in_Vincoli (400x600, 102Kb)

Это скульптура Моисея, великого еврейского пророка, сидящего в раздумьях.

Все свои скульптуры Микеланджело ваял из мрамора. Есть легенда, как один человек спросил у Микеланджело:
- Как вам удается творить такие красивые скульптуры из этих обычных кусков мрамора?
- Всё очень просто! - Ответил великий художник: "Я беру кусок мрамора и убираю из него все лишнее".

Как архитектор, Микеланджело прославился тем, что именно он спроектировал чудо Ватикана - великолепный собор святого Петра

88 (700x525, 83Kb)

А наибольшую славу и заслугу на поприще искусства Буонарроти принесла знаменитая роспись потолка ватиканской Сикстинской капеллы.

Кстати, одна из причин, по которым великий зодчий взялся за эту сложную работу было то, что Леонардо да Винчи, будучи уже богат, знатен и знаменит, называл Микеланджело грубым каменщиком

91 (625x471, 161Kb)

Микеланджело был приглашен папой Римским в Рим, где ему было поручено разрисовать потолок знаменитой Сикстинской капеллы, которая уже тогда являлась одним из известнейших архитектурных памятников эпохи Ренессанса.

92 (600x453, 162Kb)

Потолок Сикстинской капеллы - плод тяжелой и непрерывной работы Микеланджело, которая продолжалась целых четыре года, с 1508 по 1512 года. Уже сама роспись потолка, была героическим поступком, ведь Буонарроти приходилось делать её лежа на спине, в тяжелых условиях, при очень плохом освещении. Росписью художник занимался без помощников, один, а нетерпеливый заказчик работы - папа Римский постоянно беспокоил мастера. Говорят, что даже однажды, разгневанный Микеланджело сбросил на Папу доски с помоста, который слишком донимал художника.

Несмотря на все трудности, роспись потолка капеллы оказалась гениальной и грандиозной, на которой изображена история человечества, с первых дней и до всемирного потопа

93 (550x374, 86Kb)

Это самый известный фрагмент потолка, который изобразил создание Адама, первого человека


94 (700x335, 77Kb)


Этот фрагмент - сотворение Богом светил – Солнца, Луны и звезд.

95 (500x475, 70Kb)


Фрагмент, изображающий грехопадение Адама и Евы

96 (600x309, 30Kb)


И следствие такого грехопадения - изгнания их из Рая.

97 (600x600, 161Kb)

Кстати, итальянцы, ценители прекрасного, почитают Микеланджело Буонарроти, наверное, больше всех, даже более знаменитого Леонардо да Винчи

Читайте также: