Особенности земного пути сергия радонежского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Перед рождением Сергия его мать Мария пришла к литургии в церковь. В церкви младенец во чреве матери 3 раза издал голос. От рождения младенец, которому нарекли имя Варфоломей, был строгим постником. Он не питался молоком матери по средам и пятницам, не прикасался к сосцам матери в те дни, когда она ела мясо.
В 7 лет Варфоломей был отдан в ученье грамоте. Грамота не давалась ему. Скорбя об этом, Варфоломей молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды Варфоломей встретил под дубом незнакомого старца-черноризца. Отрок поведал ему свою скорбь. Старец помолился о Варфоломее, велел ему вкусить частицу просфоры, говоря: "Возьми, чадо, и съешь: сие даётся тебе в знамение благодати Божией и для уразумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от неё". Благодать снизошла на Варфоломея: Господь дал ему память и разумение, отрок стал усваивать книжную мудрость. При этом Варфоломей был скромным, тихим и молчаливым, со всеми был кроток и ласков, повиновался родителям.
С юных лет Варфоломей почувствовал любовь к молитве. Он стал посещать храм Божий, не пропуская ни одной службы. Избегая детских игр, Варфоломей предавался чтению Божественных и священных книг. Отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам ничего не вкушал, в прочие дни питался только хлебом и водою. Варфоломей делился одеждой с неимущим и старался послужить ему.
В Покрово-Хотьковом монастыре Варфоломей прожил вместе с родителями - Кириллом и Марией - до их кончины.
В Радонежских лесах Варфоломей и его брат Стефан стали строить монастырь. Тяготясь жизни в пустынном месте, Стефан переселился в Москву, в Богоявленский монастырь. Несколько лет Варфоломей провёл в одиночестве, непрестанно молясь и трудясь. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в иноческий чин с именем Сергий.
В 1342 г. к Сергию пришли первые ученики. Отдавая ночное время молитвенным подвигам, Сергий целыми днями трудился для благоустройства обители.
Много чудес происходило благодаря молитвам Сергия. Сергий благословлял многие обители и посылал туда своих учеников. Не раз выступал примирителем русских князей.
Когда в 1380 г. полчища хана Мамая вторглись на Русь, Сергий Радонежский благословил войско князя Дмитрия Донского на победу над врагом. Во время Куликовской битвы Сергий с братией стоял на молитве и молился о победе русского православного воинства.

Сергий Радонежский

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Ко­гда речь за­хо­дит о пре­по­доб­ном Сер­гии Ра­до­неж­ском, по­чти все уве­ре­ны – по­сле при­хо­да на уеди­нен­ное ме­сто бу­ду­щей Тро­иц­кой лав­ры по­движ­ник ни­ку­да из мо­на­сты­ря не ухо­дил, за­то к нему при­хо­ди­ли ве­ли­кие кня­зья и мос­ков­ские пер­во­свя­ти­те­ли. На са­мом же де­ле си­ту­а­ция иная. На Ру­си ма­ло бы­ло игу­ме­нов, спо­соб­ных срав­нить­ся с пре­по­доб­ным Сер­гии по чис­лу ос­но­ван­ных оби­те­лей и в ак­тив­ной про­по­ве­ди за сте­на­ми Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры.

О пер­вом пу­те­ше­ствии пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го рас­ска­зы­ва­ет ран­няя ре­дак­ция его жи­тия, на­пи­сан­но­го Па­хо­ми­ем Ло­го­фе­том – сер­бом, пе­ре­ра­бо­тав­шим пер­во­на­чаль­ное жи­тие, на­пи­сан­ное Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым. Оно бы­ло свя­за­но с кон­флик­том в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. В се­ре­дине 1360-х гг., уже став игу­ме­ном, пре­по­доб­ный Сер­гий по­лу­чил по­сла­ние от Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха свт. Фило­фея Кок­ки­на, ко­то­ро­му в то вре­мя под­чи­ня­лась Рус­ская Цер­ковь.

Это по­сла­ние, а так­же одоб­ре­ние свя­ти­те­ля Алек­сия Мос­ков­ско­го, спо­двиг­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия к на­ча­лу важ­ней­шей мо­на­стыр­ской ре­фор­мы –– вве­де­нию об­ще­жи­тель­но­го ино­че­ско­го уста­ва, при­шед­ше­го на сме­ну уста­ва скит­ско­го.

Еще пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский ввел в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре Сту­дий­ский об­ще­жи­тель­ный устав, ко­то­рый по­том рас­про­стра­нил­ся на мно­гие оби­те­ли. Но к мо­мен­ту со­зда­ния мо­на­сты­ря в честь свя­той Тро­и­цы Сер­гий Ра­до­неж­ский вы­стра­и­ва­ет от­но­ше­ния со сво­и­ми уче­ни­ка­ми по скит­ско­му уста­ву.

Каж­дый мо­нах стро­ил се­бе ке­лию, до­бы­вал про­пи­та­ние и го­то­вил еду, а ви­де­лись ино­ки толь­ко в церк­ви. При этом од­ни от­шель­ни­ки, у ко­то­рых бы­ли за­па­сы пи­щи, мог­ли на­ни­мать сво­их бо­лее бед­ных со­бра­тьев, чтобы те вы­пол­ня­ли тя­же­лые ра­бо­ты (стро­и­тель­ство ке­лий) за еду.

Пре­по­доб­ный Сер­гий ре­шил из­ба­вить­ся от мо­на­стыр­ско­го нера­вен­ства и ввел в оби­те­ли об­щую тра­пе­зу. С это­го мо­мен­та все на­сель­ни­ки оди­на­ко­во тер­пе­ли го­лод из-за нехват­ки при­па­сов, ели в од­но и то же вре­мя в об­щей тра­пез­ной (кро­ме ста­рых и боль­ных), а так­же име­ли лишь са­мый необ­хо­ди­мый ми­ни­мум лич­ных ве­щей (Жи­тие рас­ска­зы­ва­ет, что пре­по­доб­ный Сер­гий об­хо­дит ке­лии ино­ков и вы­бра­сы­ва­ет то, что не по­ла­га­лось по уста­ву).

Услы­шав раз­го­во­ры на кли­ро­се, свя­той мол­ча со­вер­ша­ет служ­бу, вы­хо­дит из хра­ма и ухо­дит из оби­те­ли в неиз­вест­ном на­прав­ле­нии. Пре­по­доб­ный по­се­ща­ет оби­тель Сте­фа­на Махри­щско­го, а за­тем в гу­стых ле­сах ос­но­вал неболь­шую оби­тель на ре­ке Кир­жач (совре­мен­ная Вла­ди­мир­ская об­ласть).

Вско­ре там был устро­ен неболь­шой храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а за­тем к пре­по­доб­но­му ста­ли при­хо­дить рас­ка­яв­ши­е­ся бра­тия, умо­ляя его вер­нуть­ся на­зад. Свя­той от­ка­зы­вал­ся, и лишь вме­ша­тель­ство мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Алек­сия, по­слав­ше­го к нему двух стар­цев для убеж­де­ния, воз­вра­ща­ет игу­ме­на сно­ва в Тро­иц­кий мо­на­стырь.

По мне­нию ис­сле­до­ва­те­ля Бо­ри­са Клос­са, ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря воз­ле Кир­жа­ча про­изо­шло не позд­нее 1375 го­да. Хро­но­ло­ги­че­ски это не пер­вая оби­тель, ос­но­ван­ная Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским за пре­де­ла­ми бу­ду­щей лав­ры, но все ре­дак­ции Жи­тия со­об­ща­ют о ней как о пер­вой.

Сле­ду­ю­щее пу­те­ше­ствие пре­по­доб­ный Сер­гий пред­при­ни­ма­ет уже в Моск­ву. По прось­бе мит­ро­по­ли­та Алек­сия он от­дал сво­е­го уче­ни­ка Ан­д­ро­ни­ка в игу­ме­ны но­вой оби­те­ли в честь Неру­ко­твор­но­го об­ра­за Спа­си­те­ля (Ан­д­ро­ни­ков мо­на­стырь в Москве), а за­тем на­ве­стил его в но­вой оби­те­ли, дал ему на­став­ле­ние и сно­ва вер­нул­ся в лав­ру. По мне­нию Бо­ри­са Клос­са, это про­изо­шло в 1366 го­ду.

По мос­ков­ско­му пре­да­нию, свя­той смот­рел за стро­и­тель­ством Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря с хол­ма, на ко­то­ром се­го­дня на­хо­дят­ся храм прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в Ро­гож­ской сло­бо­де и зда­ние От­де­ла по цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти и со­ци­аль­но­му слу­же­нию.

Сра­зу по­сле по­се­ще­ния Ан­д­ро­ни­ко­ва мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, по прось­бе свя­ти­те­ля Алек­сия и юно­го мос­ков­ско­го кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча, бу­ду­ще­го по­бе­ди­те­ля на Ку­ли­ко­вом по­ле, от­пра­вил­ся в Ниж­ний Нов­го­род с весь­ма необыч­ной мис­си­ей.

Ин­тер­дикт, на­ло­жен­ный Сер­ги­ем, не очень по­мог, и князь Бо­рис по­ко­рил­ся лишь под угро­зой во­ен­но­го вме­ша­тель­ства. По­ве­де­ние пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в этой си­ту­а­ции не очень вя­жет­ся с об­ра­зом сми­рен­но­го мо­на­ха, но не сле­ду­ет за­бы­вать, что Тро­иц­кий игу­мен вме­сте со свя­ти­те­лем Алек­си­ем в тот мо­мент рас­смат­ри­вал де­я­тель­ность мос­ков­ско­го кня­зя как об­ще­рос­сий­скую.

Хо­тя ни од­на из ре­дак­ций Жи­тия пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го не на­зы­ва­ет вре­ме­ни, ко­то­рое тра­тил пре­по­доб­ный на свое пу­те­ше­ствие, они рас­ска­зы­ва­ют о том, что все свои стран­ствия свя­той со­вер­шал толь­ко пеш­ком.

Чтобы при­бли­зи­тель­но пред­ста­вить се­бе про­дол­жи­тель­ность од­но­го из хож­де­ний, да­вай­те вспом­ним, что меж­ду Сер­ги­е­вым По­са­дом и Спа­со-Ан­д­ро­ньев­ским мо­на­сты­рем при­мер­но 76 ки­ло­мет­ров. Из­вест­но, что в Сред­ние ве­ка да­же по тер­ри­то­рии Фран­ции ле­том нель­зя бы­ло прой­ти в сут­ки бо­лее 20 ки­ло­мет­ров пеш­ком, ес­ли че­ло­век не был ко­ролев­ским гон­цом.

Во вре­мя сво­их пу­те­ше­ствий, свя­той был уже весь­ма по­жи­лым че­ло­ве­ком, так что путь в од­ну сто­ро­ну мог за­ни­мать боль­ше неде­ли, ес­ли он про­хо­дил в сут­ки 10 ки­ло­мет­ров, уве­ли­чив ско­рость до 15 ки­ло­мет­ров, мож­но уло­жить­ся в 5 с по­ло­ви­ной су­ток. Ре­аль­но же с уче­том пре­бы­ва­ния в дру­гой оби­те­ли от­сут­ствие пре­по­доб­но­го Сер­гия в Тро­иц­ком мо­на­сты­ре мог­ло про­дол­жать­ся ме­сяц и бо­лее.

Еще бо­лее впе­чат­ля­ю­щи­ми бы­ли пу­те­ше­ствия пре­по­доб­но­го в Сер­пу­хов и Ка­лу­гу, где в 1374 го­ду был ос­но­ван Вы­соц­кий мо­на­стырь, а в 1385 – в Го­лутвин.
Сер­пу­хов­ской Вы­соц­кий муж­ской мо­на­стырь.

В жи­тии под­чер­ки­ва­ет­ся, что оба пу­те­ше­ствия пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский со­вер­шал пеш­ком, несмот­ря на то, что в пер­вом слу­чае свя­то­му бы­ло бо­лее 60, а во вто­ром бо­лее 70 лет.

Сто­ит от­ме­тить, что мо­тив пе­ших пу­те­ше­ствий ши­ро­ко рас­про­стра­нен в рус­ской агио­гра­фии. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий Пе­чер­ский в юно­сти пы­тал­ся убе­жать из Кур­ска в Иеру­са­лим, но был на­стиг­нут сво­ей ма­те­рью, а за­тем пеш­ком вслед за куп­ца­ми ушел из Кур­ска в Ки­ев, обо­шел все мо­на­сты­ри и при­шел к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Пе­чер­ско­му.

Уже игу­ме­ном пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий шел пеш­ком ря­дом с ло­ша­дью, при­слан­ной за ним од­ним из кня­зей. Мо­ло­дой воз­ни­ца, ре­шив, что у мо­на­ха мно­го сво­бод­но­го вре­ме­ни, пред­ло­жил ему по­ме­нять­ся ме­ста­ми, на что свя­той с ра­до­стью со­гла­сил­ся, и лишь пе­ред ко­неч­ной це­лью пу­те­ше­ствия по­про­сил дерз­ко­го юно­шу по­ме­нять­ся сно­ва, чтобы то­му не по­па­ло от пра­ви­те­ля за непо­слу­ша­ние.

На этом занятии происходит обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского. Дети учатся следовать добрым примерам на основе знаний истории православия.

ВложениеРазмер
zanyaie_sergiy_radonezhskiy.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗЕМНОЙ ПУТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сотникова М.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

ЗЕМНОЙ ПУТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Сотникова М.В., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

1. Обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского. Учить следовать добрым примерам на основе знаний истории православия

2. Эстетическое воспитание, формирование духовных и нравственных качеств ребёнка как основы для гармоничного развития личности, воспитание уважения к труду, любви к людям.

3. Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, терпеливое, бережное отношение друг к другу.

Звучит церковное песнопение - Преподобный Сергий Радонежский

Изображение лика святого Сергия Радонежского

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о великом русском святом , чудотворце, молитвеннике и заступнике земли Русской Сергии Радонежском. Как вы думаете кто такой святой?

Дети. Особенный человек, не такой, как все.

Воспитатель. Правильно ребята. Людей, которые прожили жизнь в вере и любви к Богу, были честными, справедливыми и милостивыми, добрыми и смиренными людьми, Господь прославляет как своих святых. Некоторые из них называются преподобными, иначе говоря, особенными, подобными Богу. Хотите, узнать о жизненном пути Сергия Радонежского, и о том, как он стал преподобным?

Воспитатель. Колокольный звон нас перенесет в далекое, далекое прошлое, в давние, давние времена.

Воспитатель . Ребята, мы перенеслись в далекое прошлое, в Ростовскую область, село Варницы.

Недалеко от города Ростова Великого жили хорошие добрые люди – Кирилл и Мария с двумя сыновьями – Стефаном и Петром . Кирилл и Мария были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бездомным. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. За их праведную жизнь Господь послал им удивительного сына Варфоломея. В детстве и отрочестве святой Сергий носил имя Варфоломея.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но грамота не давалась ему, ну никак не мог он освоить сложную славянскую азбуку. Что тут оставалось делать? Только вздыхать и молиться. И Варфоломей молился, и просил бога о помощи. Как- то раз отец послал его искать убежавших жеребят. Ходил Варфоломей, ходил, искал их повсюду. И вдруг увидел в лесу старца.

-Подойди дитя, скажи как тебя зовут?- позвал старец.

-Зовут меня Варфоломей. А не весел я потому, что никак не дается мне учение. А мне так хочется научиться читать книги и познать мудрость, которая в них написана.

-Не огорчайся. Господь милосерден. Вот возьми кусочек просфоры (хлеба).

Взял Варфоломей просфору, поблагодарил старца, и вместе с ним пошел домой.

-Доброму гостю мы всегда рады,- встретили старца Кирилл и Мария,- проходи, садись за стол.

- Спаси Бог вас, люди добрые,- ответил старец,- Помолимся ему. А ты Варфоломей бери книгу и читай.

- Я не умею, не даются мне науки.

-Бери- бери, не робей.

Варфоломей взял в руки книгу и вдруг начал читать так хорошо, что все изумились.

А старец сказал родителям:

- Ваш сын будет велик перед Господом.

С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе. По сей день учащиеся молятся святому Сергию Радонежскому о хорошей учебе.

Прошло время и слова старца исполнились.

Дальше нам идти велят.

Подходят к мультимидийному проектору

Воспитатель . Внимательно рассмотреть ее, найдите отрока Варфоломея и старца-монаха. Попробуйте описать какой характер был у мальчика .

Воспитатель. Варфоломей был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда слушался своих родителей. Любовь к родителям удерживала его в родной семье, и ради них он не уходил в монастырь. После смерти родителей Варфоломей оставил наследство своему младшему брату и вместе со старшим братом ушел в лес строить церковь. Старший брат оставил Варфоломея и ушел в монастырь. Варфоломей около двух лет жил один в лесу.( Показ слайда- Н. Рерих «Сергий строитель) К нему приходил медведь. Самому Варфоломею было почти нечего есть, но он делился с медведем последним куском хлеба. И зверь его не трогал.

Вот так посреди подмосковных лесов вырос Троицкий монастырь, будущая Троице- Сергиева лавра.

Показ слайда- Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века

Посмотрите на преподобного Сергия Радонежского. Вглядитесь в его глаза и скажите , что вы в это время почувствовали и подумали. (Ответы детей).

Лавра преподобного Сергия всегда была на защите нашего Отечества. Недаром же она была построена как монастырь-крепость. ( Показ слайда монастыря.) Она защищала сердце Руси — ее столицу, Москву, от врагов. А кто из вас знает, где находится сама лавра?

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах, Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца дней своих. Так и умер в молчании.

Вот так закончился жизненный путь Сергия Радонежского.

Ребята, а нам пора возвращаться в наше время.

Поспешить скорей велят.

Воспитатель. Я смотрю вы немного устали, давайте поиграем.

Воспитатель . По всей России много Храмов и в каждом храме есть иконы с ликом Сергия Радонежского.( Показ слайда- с изображением разных икон Сергия Радонежского) .Люди обращаются к нему , просят о помощи. Народ со всех концов земли стекается к мощам преподобного. И в наше время здесь не прекращаются чудеса по молитвам преподобного Сергия. Исцеляются больные, подается помощь в учебе (помните, как он сам в детстве молился об этом — и Бог ему помог), улаживаются семейные несчастья, сглаживаются неприятности на работе, подается помощь в беде и горе.

В городе Сергиев –Посад есть памятник Сергию Радонежскому. Бронзовый памятник стоит у самых врат основанной преподобным Троице-Сергиевой лавры. Сергий изображен здесь в простом монашеском одеянии с благословляющим перстом, а в левой руке он держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития. Преподобный Сергий словно бы выходит из лавры в мир, благословляя и напутствуя всех нас на жизнь в мире, согласии и любви"

Сергий Радонежский учил людей жить честно, и следовать совести. Когда вы делаете что-то неправильно - обижаете друг друга, причиняете боль близким людям, что вы при этом чувствуете?

Дети. Нам грустно, настроение плохое, одиноко, хочется помириться

Воспитатель. Вы задумываетесь о своем отношении к близким, о совершенных поступках. Пробуждение совести заставляет вас покаяться – пожалеть о содеянном, и попросить прощения у ближних.

Воспитатель .Ребята, а давайте поиграем в игру.

Цель: познакомить детей с правилами поведения дома и на улице, с последствиями наших поступков. В комлект игры входят карточки ( с магнитом), состоящие из двух частей. На левой половинке изображены поступки, а на правой- их последствия. Ребенок берет левую половинку изображения , подбирает ей соответствующую пару, крепит на магнитную доску и объясняет свой выбор.

Воспитатель. Я слышу колокольный звон. Куда на этот раз он нас перенесет.

Дети подходят к декорациям музея игрушки

Воспитатель . Я, кажется догадалась куда мы попали. Это музей деревянной игрушки.

Показ Художественно- педагогическго музея игрушки

В детский сад идти велят.

Воспитатель. Ребята, колокольный звон нас вернул назад в детский сад. Вам понравилось путешествие?

-А чем оно вам понравилось?

-Что нового вы узнали ?

-Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)

-Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)

-Как звали братьев Преподобного Сергия?.Какой монастырь основал Сергий Радонежский?

-В каком городе находится Троице-Сергиева лавра?

-Чему учит нас своим примером Сергий Радонежский?

-Почему к нему шли люди?

-Чем вам понравился Сергий Радонежский?

-А помогаете ли вы кому- нибудь и чем (маме, папе, сестренке, братику, другу, бабушке и т.д.)?

- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?

- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно )

Воспитатель. Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “ Каждый кувшин изливает то, что содержит ”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте то, что вам понравилось и запомнилось сегодня. Может быть это будет маленький Варфаламей или как Сергий жил и работал в один в лесу , а может быть большой медведь или какая- то деревянная игрушка. А дома родителям покажите свой рисунок и расскажите, что вы узнали сегодня нового.

Звучит песни “Дорогою добра”

Дети рисуют и по- очереди рассказывают о своих рисунках.

Воспитатель. И в заключении я хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам. И на память о нашем сегодняшнем путешествии хочу подарить вам маленькие иконки с изображением Сергия Радонежского.

Читайте также: