Особенности земного пути сергия радонежского кратко
Обновлено: 02.07.2024
Перед рождением Сергия его мать Мария пришла к литургии в церковь. В церкви младенец во чреве матери 3 раза издал голос. От рождения младенец, которому нарекли имя Варфоломей, был строгим постником. Он не питался молоком матери по средам и пятницам, не прикасался к сосцам матери в те дни, когда она ела мясо.
В 7 лет Варфоломей был отдан в ученье грамоте. Грамота не давалась ему. Скорбя об этом, Варфоломей молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды Варфоломей встретил под дубом незнакомого старца-черноризца. Отрок поведал ему свою скорбь. Старец помолился о Варфоломее, велел ему вкусить частицу просфоры, говоря: "Возьми, чадо, и съешь: сие даётся тебе в знамение благодати Божией и для уразумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от неё". Благодать снизошла на Варфоломея: Господь дал ему память и разумение, отрок стал усваивать книжную мудрость. При этом Варфоломей был скромным, тихим и молчаливым, со всеми был кроток и ласков, повиновался родителям.
С юных лет Варфоломей почувствовал любовь к молитве. Он стал посещать храм Божий, не пропуская ни одной службы. Избегая детских игр, Варфоломей предавался чтению Божественных и священных книг. Отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам ничего не вкушал, в прочие дни питался только хлебом и водою. Варфоломей делился одеждой с неимущим и старался послужить ему.
В Покрово-Хотьковом монастыре Варфоломей прожил вместе с родителями - Кириллом и Марией - до их кончины.
В Радонежских лесах Варфоломей и его брат Стефан стали строить монастырь. Тяготясь жизни в пустынном месте, Стефан переселился в Москву, в Богоявленский монастырь. Несколько лет Варфоломей провёл в одиночестве, непрестанно молясь и трудясь. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в иноческий чин с именем Сергий.
В 1342 г. к Сергию пришли первые ученики. Отдавая ночное время молитвенным подвигам, Сергий целыми днями трудился для благоустройства обители.
Много чудес происходило благодаря молитвам Сергия. Сергий благословлял многие обители и посылал туда своих учеников. Не раз выступал примирителем русских князей.
Когда в 1380 г. полчища хана Мамая вторглись на Русь, Сергий Радонежский благословил войско князя Дмитрия Донского на победу над врагом. Во время Куликовской битвы Сергий с братией стоял на молитве и молился о победе русского православного воинства.
Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.
Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.
Когда речь заходит о преподобном Сергии Радонежском, почти все уверены – после прихода на уединенное место будущей Троицкой лавры подвижник никуда из монастыря не уходил, зато к нему приходили великие князья и московские первосвятители. На самом же деле ситуация иная. На Руси мало было игуменов, способных сравниться с преподобным Сергии по числу основанных обителей и в активной проповеди за стенами Троице-Сергиевой лавры.
О первом путешествии преподобного Сергия Радонежского рассказывает ранняя редакция его жития, написанного Пахомием Логофетом – сербом, переработавшим первоначальное житие, написанное Епифанием Премудрым. Оно было связано с конфликтом в основанном им монастыре. В середине 1360-х гг., уже став игуменом, преподобный Сергий получил послание от Константинопольского патриарха свт. Филофея Коккина, которому в то время подчинялась Русская Церковь.
Это послание, а также одобрение святителя Алексия Московского, сподвигли преподобного Сергия к началу важнейшей монастырской реформы –– введению общежительного иноческого устава, пришедшего на смену устава скитского.
Еще преподобный Феодосий Печерский ввел в Киево-Печерском монастыре Студийский общежительный устав, который потом распространился на многие обители. Но к моменту создания монастыря в честь святой Троицы Сергий Радонежский выстраивает отношения со своими учениками по скитскому уставу.
Каждый монах строил себе келию, добывал пропитание и готовил еду, а виделись иноки только в церкви. При этом одни отшельники, у которых были запасы пищи, могли нанимать своих более бедных собратьев, чтобы те выполняли тяжелые работы (строительство келий) за еду.
Преподобный Сергий решил избавиться от монастырского неравенства и ввел в обители общую трапезу. С этого момента все насельники одинаково терпели голод из-за нехватки припасов, ели в одно и то же время в общей трапезной (кроме старых и больных), а также имели лишь самый необходимый минимум личных вещей (Житие рассказывает, что преподобный Сергий обходит келии иноков и выбрасывает то, что не полагалось по уставу).
Услышав разговоры на клиросе, святой молча совершает службу, выходит из храма и уходит из обители в неизвестном направлении. Преподобный посещает обитель Стефана Махрищского, а затем в густых лесах основал небольшую обитель на реке Киржач (современная Владимирская область).
Вскоре там был устроен небольшой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а затем к преподобному стали приходить раскаявшиеся братия, умоляя его вернуться назад. Святой отказывался, и лишь вмешательство митрополита Московского Алексия, пославшего к нему двух старцев для убеждения, возвращает игумена снова в Троицкий монастырь.
По мнению исследователя Бориса Клосса, основание монастыря возле Киржача произошло не позднее 1375 года. Хронологически это не первая обитель, основанная Сергием Радонежским за пределами будущей лавры, но все редакции Жития сообщают о ней как о первой.
Следующее путешествие преподобный Сергий предпринимает уже в Москву. По просьбе митрополита Алексия он отдал своего ученика Андроника в игумены новой обители в честь Нерукотворного образа Спасителя (Андроников монастырь в Москве), а затем навестил его в новой обители, дал ему наставление и снова вернулся в лавру. По мнению Бориса Клосса, это произошло в 1366 году.
По московскому преданию, святой смотрел за строительством Андроникова монастыря с холма, на котором сегодня находятся храм прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе и здание Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Сразу после посещения Андроникова монастыря преподобный Сергий Радонежский, по просьбе святителя Алексия и юного московского князя Дмитрия Ивановича, будущего победителя на Куликовом поле, отправился в Нижний Новгород с весьма необычной миссией.
Интердикт, наложенный Сергием, не очень помог, и князь Борис покорился лишь под угрозой военного вмешательства. Поведение преподобного Сергия Радонежского в этой ситуации не очень вяжется с образом смиренного монаха, но не следует забывать, что Троицкий игумен вместе со святителем Алексием в тот момент рассматривал деятельность московского князя как общероссийскую.
Хотя ни одна из редакций Жития преподобного Сергия Радонежского не называет времени, которое тратил преподобный на свое путешествие, они рассказывают о том, что все свои странствия святой совершал только пешком.
Чтобы приблизительно представить себе продолжительность одного из хождений, давайте вспомним, что между Сергиевым Посадом и Спасо-Андроньевским монастырем примерно 76 километров. Известно, что в Средние века даже по территории Франции летом нельзя было пройти в сутки более 20 километров пешком, если человек не был королевским гонцом.
Во время своих путешествий, святой был уже весьма пожилым человеком, так что путь в одну сторону мог занимать больше недели, если он проходил в сутки 10 километров, увеличив скорость до 15 километров, можно уложиться в 5 с половиной суток. Реально же с учетом пребывания в другой обители отсутствие преподобного Сергия в Троицком монастыре могло продолжаться месяц и более.
Еще более впечатляющими были путешествия преподобного в Серпухов и Калугу, где в 1374 году был основан Высоцкий монастырь, а в 1385 – в Голутвин.
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь.
В житии подчеркивается, что оба путешествия преподобный Сергий Радонежский совершал пешком, несмотря на то, что в первом случае святому было более 60, а во втором более 70 лет.
Стоит отметить, что мотив пеших путешествий широко распространен в русской агиографии. Преподобный Феодосий Печерский в юности пытался убежать из Курска в Иерусалим, но был настигнут своей матерью, а затем пешком вслед за купцами ушел из Курска в Киев, обошел все монастыри и пришел к преподобному Антонию Печерскому.
Уже игуменом преподобный Феодосий шел пешком рядом с лошадью, присланной за ним одним из князей. Молодой возница, решив, что у монаха много свободного времени, предложил ему поменяться местами, на что святой с радостью согласился, и лишь перед конечной целью путешествия попросил дерзкого юношу поменяться снова, чтобы тому не попало от правителя за непослушание.
На этом занятии происходит обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского. Дети учатся следовать добрым примерам на основе знаний истории православия.
Вложение | Размер |
---|---|
zanyaie_sergiy_radonezhskiy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗЕМНОЙ ПУТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Сотникова М.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
ЗЕМНОЙ ПУТЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Сотникова М.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
1. Обогащение духовного мира детей через знакомство с жизнью Сергия Радонежского. Учить следовать добрым примерам на основе знаний истории православия
2. Эстетическое воспитание, формирование духовных и нравственных качеств ребёнка как основы для гармоничного развития личности, воспитание уважения к труду, любви к людям.
3. Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, терпеливое, бережное отношение друг к другу.
Звучит церковное песнопение - Преподобный Сергий Радонежский
Изображение лика святого Сергия Радонежского
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о великом русском святом , чудотворце, молитвеннике и заступнике земли Русской Сергии Радонежском. Как вы думаете кто такой святой?
Дети. Особенный человек, не такой, как все.
Воспитатель. Правильно ребята. Людей, которые прожили жизнь в вере и любви к Богу, были честными, справедливыми и милостивыми, добрыми и смиренными людьми, Господь прославляет как своих святых. Некоторые из них называются преподобными, иначе говоря, особенными, подобными Богу. Хотите, узнать о жизненном пути Сергия Радонежского, и о том, как он стал преподобным?
Воспитатель. Колокольный звон нас перенесет в далекое, далекое прошлое, в давние, давние времена.
Воспитатель . Ребята, мы перенеслись в далекое прошлое, в Ростовскую область, село Варницы.
Недалеко от города Ростова Великого жили хорошие добрые люди – Кирилл и Мария с двумя сыновьями – Стефаном и Петром . Кирилл и Мария были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бездомным. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. За их праведную жизнь Господь послал им удивительного сына Варфоломея. В детстве и отрочестве святой Сергий носил имя Варфоломея.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте, но грамота не давалась ему, ну никак не мог он освоить сложную славянскую азбуку. Что тут оставалось делать? Только вздыхать и молиться. И Варфоломей молился, и просил бога о помощи. Как- то раз отец послал его искать убежавших жеребят. Ходил Варфоломей, ходил, искал их повсюду. И вдруг увидел в лесу старца.
-Подойди дитя, скажи как тебя зовут?- позвал старец.
-Зовут меня Варфоломей. А не весел я потому, что никак не дается мне учение. А мне так хочется научиться читать книги и познать мудрость, которая в них написана.
-Не огорчайся. Господь милосерден. Вот возьми кусочек просфоры (хлеба).
Взял Варфоломей просфору, поблагодарил старца, и вместе с ним пошел домой.
-Доброму гостю мы всегда рады,- встретили старца Кирилл и Мария,- проходи, садись за стол.
- Спаси Бог вас, люди добрые,- ответил старец,- Помолимся ему. А ты Варфоломей бери книгу и читай.
- Я не умею, не даются мне науки.
-Бери- бери, не робей.
Варфоломей взял в руки книгу и вдруг начал читать так хорошо, что все изумились.
А старец сказал родителям:
- Ваш сын будет велик перед Господом.
С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе. По сей день учащиеся молятся святому Сергию Радонежскому о хорошей учебе.
Прошло время и слова старца исполнились.
Дальше нам идти велят.
Подходят к мультимидийному проектору
Воспитатель . Внимательно рассмотреть ее, найдите отрока Варфоломея и старца-монаха. Попробуйте описать какой характер был у мальчика .
Воспитатель. Варфоломей был скромен, молчалив, кроток и ласков, не раздражался никогда, всегда слушался своих родителей. Любовь к родителям удерживала его в родной семье, и ради них он не уходил в монастырь. После смерти родителей Варфоломей оставил наследство своему младшему брату и вместе со старшим братом ушел в лес строить церковь. Старший брат оставил Варфоломея и ушел в монастырь. Варфоломей около двух лет жил один в лесу.( Показ слайда- Н. Рерих «Сергий строитель) К нему приходил медведь. Самому Варфоломею было почти нечего есть, но он делился с медведем последним куском хлеба. И зверь его не трогал.
Вот так посреди подмосковных лесов вырос Троицкий монастырь, будущая Троице- Сергиева лавра.
Показ слайда- Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века
Посмотрите на преподобного Сергия Радонежского. Вглядитесь в его глаза и скажите , что вы в это время почувствовали и подумали. (Ответы детей).
Лавра преподобного Сергия всегда была на защите нашего Отечества. Недаром же она была построена как монастырь-крепость. ( Показ слайда монастыря.) Она защищала сердце Руси — ее столицу, Москву, от врагов. А кто из вас знает, где находится сама лавра?
Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах, Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца дней своих. Так и умер в молчании.
Вот так закончился жизненный путь Сергия Радонежского.
Ребята, а нам пора возвращаться в наше время.
Поспешить скорей велят.
Воспитатель. Я смотрю вы немного устали, давайте поиграем.
Воспитатель . По всей России много Храмов и в каждом храме есть иконы с ликом Сергия Радонежского.( Показ слайда- с изображением разных икон Сергия Радонежского) .Люди обращаются к нему , просят о помощи. Народ со всех концов земли стекается к мощам преподобного. И в наше время здесь не прекращаются чудеса по молитвам преподобного Сергия. Исцеляются больные, подается помощь в учебе (помните, как он сам в детстве молился об этом — и Бог ему помог), улаживаются семейные несчастья, сглаживаются неприятности на работе, подается помощь в беде и горе.
В городе Сергиев –Посад есть памятник Сергию Радонежскому. Бронзовый памятник стоит у самых врат основанной преподобным Троице-Сергиевой лавры. Сергий изображен здесь в простом монашеском одеянии с благословляющим перстом, а в левой руке он держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития. Преподобный Сергий словно бы выходит из лавры в мир, благословляя и напутствуя всех нас на жизнь в мире, согласии и любви"
Сергий Радонежский учил людей жить честно, и следовать совести. Когда вы делаете что-то неправильно - обижаете друг друга, причиняете боль близким людям, что вы при этом чувствуете?
Дети. Нам грустно, настроение плохое, одиноко, хочется помириться
Воспитатель. Вы задумываетесь о своем отношении к близким, о совершенных поступках. Пробуждение совести заставляет вас покаяться – пожалеть о содеянном, и попросить прощения у ближних.
Воспитатель .Ребята, а давайте поиграем в игру.
Цель: познакомить детей с правилами поведения дома и на улице, с последствиями наших поступков. В комлект игры входят карточки ( с магнитом), состоящие из двух частей. На левой половинке изображены поступки, а на правой- их последствия. Ребенок берет левую половинку изображения , подбирает ей соответствующую пару, крепит на магнитную доску и объясняет свой выбор.
Воспитатель. Я слышу колокольный звон. Куда на этот раз он нас перенесет.
Дети подходят к декорациям музея игрушки
Воспитатель . Я, кажется догадалась куда мы попали. Это музей деревянной игрушки.
Показ Художественно- педагогическго музея игрушки
В детский сад идти велят.
Воспитатель. Ребята, колокольный звон нас вернул назад в детский сад. Вам понравилось путешествие?
-А чем оно вам понравилось?
-Что нового вы узнали ?
-Как звали Преподобного Сергия в детстве? (Варфоломей)
-Как звали его родителей? (Кирилл и Мария)
-Как звали братьев Преподобного Сергия?.Какой монастырь основал Сергий Радонежский?
-В каком городе находится Троице-Сергиева лавра?
-Чему учит нас своим примером Сергий Радонежский?
-Почему к нему шли люди?
-Чем вам понравился Сергий Радонежский?
-А помогаете ли вы кому- нибудь и чем (маме, папе, сестренке, братику, другу, бабушке и т.д.)?
- С какими словами ассоциируются слова добро и зло?
- А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?
- Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к выводу, что доброта - это забота о благе других. Быть добрым - значит проявлять заботу обо всем, что есть на земле. Доброта проявляется в отношениях с людьми, с животными, с природой. Быть добрым - значит заботиться о людях и обо всем окружающем не меньше, чем о себе самом. Для этого нужно прилагать усилия и работать над собой ежедневно )
Воспитатель. Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “ Каждый кувшин изливает то, что содержит ”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
Воспитатель. Ребята, а сейчас возьмите карандаши и бумагу и нарисуйте то, что вам понравилось и запомнилось сегодня. Может быть это будет маленький Варфаламей или как Сергий жил и работал в один в лесу , а может быть большой медведь или какая- то деревянная игрушка. А дома родителям покажите свой рисунок и расскажите, что вы узнали сегодня нового.
Звучит песни “Дорогою добра”
Дети рисуют и по- очереди рассказывают о своих рисунках.
Воспитатель. И в заключении я хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам. И на память о нашем сегодняшнем путешествии хочу подарить вам маленькие иконки с изображением Сергия Радонежского.
Читайте также: