Переселение армян из крыма на дон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Город Нахичеван, ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону, и пять окружных сел: Чалтырь, Крым(Топти), Мец-Сада, Покр-Сала и Нисветай основаны в царствование Екатерины Второй армянами, выведенными с Крымского полуострова.

История Армении и армянского народа богата бурными событиями, приводившими нередко к полному разорению и опустошению страны, а также истреблению значительной части ее населения. Вслед за византийцами в 1065 году Армению наводнили турки-сельджуки, нанесшие окончательный удар разоренной стране. Богатая и цветущая столица Армении - Ани - превратилась в развалины. Население этой части Армении, в частности, жители Ани, в ХII и ХIII веках стали покидать свою родину.

Южное Поволжье издавна привлекало внимание армян, задолго до их массового переселения, как точка пересечения многих торговых путей. Ввиду этого часть переселенцев двинулаcь на север, к берегам Волги, в места, заселенные татарами, где и обосновалась в когда-то знаменитом Аксарае. Здесь переселенцы-армяне сосредоточили в своих руках всю торговлю края, завязав торговые отношения с Персией, Крымом и т.д.; занимались они также ремеслами и земледелием.

Несмотря на свое материальное благополучие, армяне тяготились своим бесправным положением. Все увеличивающиеся поборы, чинимые татарами и преследование христианской религии, а также все учащающиеся набеги ногайцев склонили армян к решению покинуть Аксарай. Начатые аксарайскими армянами тайные переговоры с генуэзцами, обитающими в Крыму, увенчались успехом: они получили согласие кафского консула на их переселение в Крым. Кафа (нынешняя Феодосия) была крупным торговым центром в Крыму, управляющаяся своим консулом, подчинявшимся Генуе.

Узнав об этом замысле, татары стали чинить припятствия их уходу, предвидя большой материальный ущерб от ухода трудолюбивых анийцев. Но несмотря на угрозы, с оружием в руках аксарайские армяне в начале ХIV века проложили себе дорогу в Крым, куда и прибыли в 1330 году после долгих и мучительных скитаний по безлюдным степям. Здесь они энергично принялись за устройство своей новой жизни, в чем немало преуспели, способствуя при этом развитию экономики Крыма.

Так продолжалось до 1475 года, пока турецкий султан Магомет II не снарядил большой флот, которому повелел разорить Кафу. Богатейший город был взят турками и разорен дотла. Крым стал подвластен Оттаманской империи, хотя и управлялся своим ханом, назначенным турецким султаном. Те из армян, кто уцелел, со временем сумели восстановить свое влиние в экономической жизни полуострова. Вместе с греками они составляли значительную часть городского населения в Крыму.

Чтобы упрочить свое влияние в Крыму после войны с Турцией и заключения Кучук-Кайнарджийского мира в 1774 году, русское правительство возвело на престол в Крыму своего ставленника Шагин-Гирея. Чтобы еще более экономически ослабить ханство, правительство Екатерины Второй решило выселить из Крыма армян и греков под предлогом защиты единоверцев-христиан. Это был хорошо продуманный и очень хитрый шаг, так как уплачиваемые ими подати составляли главную часть доходов хана. Другой причиной переселения армян было желание поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Девятого марта 1778 года Екатерина дала такой указ князю Г.А.Потемкину: "Данным сего числа нашему генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому рескриптом повелели мы живущих в Крыму греков, армян и грузин, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и пожелают поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях, то не токмо всех оных нашим прибывающим в Крыму военным начальникам принимать со всею ласкою и всепомоществованием к препровождению их к новороссийскому и азовскому губернаторам. "

Агенты русского правительства немедленно вошли в тайные переговоры с армянским высшим духовенством и той зажиточной верхушкой городского населения, которые имели торговые дела в России и не прочь были бы переехать в новый край, развернув там торговлю. Что же касается основной массы армян, то они сначала отнеслись к уговорам переселиться с недоверием. Многие стали открыто протестовать и категорически отказывались ехать на новое место. Были и такие, которые предпочли скрыться, лишь бы не попасть в списки переселенцев. Слухи о переселении армян быстро дошли до хана, который потребовал разъяснений от генерал-поручика А.В. Суворова. Последний ответил: "Императрица по человеколюбию своему и долгу христианскому соизволяет переселить их, христиан, в свои границы. что особы вашей касается, предохранено и награждено будет". Это объяснение не только не успокоило хана, но и привело его в бешенство. Также взволнованы были и татары, по признанию которых, они теряли христиан "как душу из тела". Отношение татарских правящих кругов к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит счел за благо скрыться в Кафе у своей паствы.

Заманчивые предложения русского правительства и страх, внушаемый армянам разговорами о том, что турецкий султан готовится вытеснить русских из Крыма, оставив армян без попечительства христианского государства, возымели свое действие, и первая партия переселенцев под командованием донских казаков пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая - 22 августа, третья - 8 сентября и последняя партия - 18 сентября, когда А.В. Суворов и сообщил императрице: "Вывод крымских христиан кончен!" Общее количество выведенных из Крыма армян - 12 695 человек. Главный контингент составили жители Кафы.

В конце августа 1778 года крымские армяне разными партиями вступили в обещанные им земли, достоверно не зная ни о конкретном месте своего поселения, ни о привилегиях, обещанных им представителями русского правительства от имени Екатерины. Решительности действий царского правительства отнюдь не соответствовала сама организация переселения. Не хватало провианта и транспорта, не были отведены участки земли. Дойдя в таких условиях до Екатеринослава, переселенцы вынуждены были остановиться. Здесь им пришлось остаться на зиму, и привыкшие к теплу южные жители в полной мере испытали - что такое русская зима, которая в тот год была особенно суровой. Голод, холод и различные заболевания уносили жизни, в основном, стариков и детей. Умер и духовный предводитель армян архимандрит Петрос Маркосян.

С наступлением весны 1779 года переселенцы обратились с жалобой на свои беды к А.В. Суворову. Но что мог сделать военный человек, который уже выполнил возложенную на него миссию - в кратчайший срок вывод более 30 тысяч христиан из Крыма. Теперь их судьба зависела от местных чиновников, которые не торопились заняться судьбой несчастных. Армянам стала ясно: необходимо искать покровителя, который мог бы ходатайствовать за них при императорском дворе. Таковым, по их мнению, мог стать молодой архиепископ Иосиф Аргутинский, возглавляющий астраханскую епархию.

Переселенцам опять пришлось перезимовать в землянках. Люди побогаче покупали себе дома в слободах Полуденка, Солдатской и Доломановской, частично в Старочеркасске, Азове и Таганроге. В ноябре 1780 года на Дон приехал архиепископ Иосиф Аргутинский, который 21 апреля 1781 года официально положил начало новому городу и пяти окружным селениям. Город был назван Нахичеваном, что означает "первый привал". Вслед за основанием сел и города был учрежден армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором сосредотачивалось внутреннее управление городом и селениями. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела - армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением уголовных, которые передавались в общий отдел и решались согласно действовавшим общегосударственным законам.

Много позже, в 1881 году, был учрежден герб города Нахичевана: он изображал щит, разделенный на две половины наискось. В верхней половине на серебряном поле были изображены золотые пчелы (их пятеро - по числу сел), а в нижней половине на зеленом поле - золотой улей.

Нахичеван (в ХХ веке название города будет произноситься в женском роде) стал промышленно-торговым центром края. Здесь за короткое время появились кожевенные заводы, на которых выделывался черный и красный сафьян, экспортируемый за границу; возникли свечные, черепичные, кирпичные, винокуренные заводы. Берег Дона покрылся тутовыми рощами, так как армяне занялись и шелководством. Стараниями Аргутинского на собранные средства среди зарубежных купцов-армян были открыты школы, богодельня, а также дополнительно оборудована купленная в Санкт-Петербурге типография - первая на юге России, существовавшая при монастыре Сурб-Хач. Многие зарубежные путешественники того времени оставили письменные свидетельства о Нахичеване, характеризуя его как город очень необычный, с непередаваемым восточным колоритом. Из известных русских гостей назовем генерала Раевского вместе с Пушкиным, которые, направляясь в Крым, не могли миновать Нахичевана, о чем писал в своих письмах к дочери прославленный генерал. Рядом с процветающим Нахичеваном Ростов-на-Дону, лишь в 1807 году названный городом, смотрелся маленьким уездным городишкой. Развивался и застраивался армянский город по плану, весьма схожему с тем, по которому застраивался и Васильевский остров в Санкт- Петербурге: недаром и улицы, ведущие к Дону, в Нахичеване стали называться линиями.

Все поменялось с развитием на Дону капиталистических отношений: это 1860-е годы. Ростов стал быстро расти и развиваться, в то время, как его сосед, отказавшись от строительства железной дороги, теряет свое экономическое значение. Ростов становится и крупным торговым портом, через который стали проходить (проходят и поныне) все основные торговые пути юга России. В 1871 году введенное в Нахичеване городовое положение 1870 года придало городу статус типичного российского города, и армянский магистрат перестал существовать. В 1874 году армянское население на общих основаниях стало призываться отбывать воинскую повинность. Так закончилось действие тех льгот и привилегий, которые даровала выходцам из Крыма Екатерина Вторая. Ей благодарные армяне воздвигли памятник на центральной площади города. В 1917 году революционно настроенная толпа свергла статую императрицы с пьедестала.

Город Нахичеван дал миру много талантливых людей. Этот список начинает Микаэл Налбандян, писатель, поэт, революционер. Продолжается он именами Мартироса Сарьяна, Мариэтты Шагинян, архитекторами Марком Григоряном и Оганесом Халпачьяном, поэтами Рафаэлом Патканяном и Оноприосом Анопьяном, переведшим на армянский язык все произведения Лермонтова, и многих других.

Слившись с Ростовом-на-Дону в 1929 году, армянский город перестал существовать как самостоятельная административная единица, превратившись в Пролетарский район нынешней донской столицы. Последним шрамом на его лице стало уничтожение в начале 1960-х годов собора Святого Григория Просветителя (Сурб Лусоворича), храма, первый камень которого освятил еще Иосиф Аргутинский, храма, возведенного по проекту известного архитектора Старова. Нынче на площади имени Карла Маркса на месте алтаря собора открыт памятный знак.

В 1988 году в Ростове-на-Дону было создано культурно-просветительское общество "Нор-Нахичеван", которое занимается возрождением культуры и национальных традиций донских армян.

ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ

На юге России на донской земле есть уголок, где компактно проживают потомки анийских армян. Это Мясниковский район Ростовской области. Прожив шесть столетий в Крыму и более двух столетий – в России, потомки жителей древней столицы Армении сберегли свой диалект армянского языка, обычаи, обряды, особенности народного быта.
Армянская колония Дона была образована в 1779 г. переселенцами — армянами из Крыма и имеет весьма своеобразную историю, уходящую корнями в далекое прошлое…
История Армении и армянского народа полна драматических событий, приводивших нередко к полному разорению и опустошению страны и истреблению значительной части ее населения. Вслед за византийцами, в 1065 году Армению наводнили турки-сельджуки, нанесшие окончательный удар окровавленной стране. Богатая и цветущая столица средневековой Армении – Ани была разорена. Население этой части Армении и, в частности, жители Ани в XII–XIII столетиях стали покидать свою Родину и искать пристанище в чужих краях, в т.ч. и в Крыму.


Городские стены Ани



Императрица Екатерина II (1729 -1796)


Указ Екатерины II о переселении крымских армян


Карта переселения армян с Крыма на Дон

Переселение приняло массовый характер в августе и сентябре, в основном закончилось в середине сентября 1779 года.
По данным ведомостей Суворова, за август-сентябрь1778 года выехало из Крыма 31386 человек, из них: греков — 18407 душ, армян — 12598, грузин — 219, валахов — 162. Из городов — Каффа ( Феодосия), Бахчисарай, Карасубазар, Козлов ( Евпатория), Акмечеть ( Симферополь), Сур Хат ( Старый Крым), а также крестьяне из ряда деревень: Татлы или Топлу, Мелик, Камышлак, Сала, Чуруксу, Султан-Салы, Орталанк или Урталак, Топчак и др.
Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию. Помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары.


Переселенцы, как в пути переезда, так и на новых местах, предназначенных для них, претерпели много страданий, лишений и бедствий. Если принять во внимание тогдашнее положение нового края, — отсутствие дорог, пустынность территории, крайний недостаток в продовольствии и топливе, — то нетрудно представить себе их положение. Каждый третий погиб, могилы родных и близких были оставлены армянами на всем пути от Крыма до Дона.



АРМЯНСКИЕ СЕЛА НА ДОНУ

Село Чалтырь

Село Крым

Село Большие Салы

Село Султан-Салы

Султан-Салы, как и Большие Салы, основали переселенцы из крымских деревень Сала, Камышлик, Мелек, Джуровсу, Бурунчук. Поначалу село было не таким уж маленьким. По переписи 1793 года в нем проживали 248 человек ( для сравнения, в том же году в Чалтыре – 405, в Крыму – 372, в Больших Салах – 262, в Несветае – 254 человека). Но затем население Чалтыря и Крыма увеличилось довольно сильно, а в селе Султан-Салы, находящемся вдали от транзитных дорог — не очень.
На окраине села стоит церковь Сурб Геворк, построенная в 60-х годах XIX века по проекту архитектора Муратова и при его непосредственном участии. Это самое старое сооружение здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. Здание отличается богатством объемов: самый крупный квадратный в плане зал перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном; шатровая колокольня со звонницей, прямоугольный низкий притвор, крупное полукружие апсиды. Церковь Геворка – интересный памятник архитектуры и истории. Поверхность здания испещрена следами пулеметных и снарядных попаданий времен Великой Отечественной войны.
Рядом с храмом стоит здание бывшей приходской школы, построенное сразу же после окончания строительства храма.
На местном кладбище похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в небе донской земли. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5, и в группе 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе С-Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Село Несветай

На северо-восточной окраине нашего района расположено небольшое село Несветай. Первоначально армяне построили свои жилища у речки Тузлов, в низине. Но неоднократные наводнения, весенние паводки вынудили их подняться на возвышенность.
На северной окраине во второй половине XIX века поселенцы воздвигли церковь неповторимой красоты. Назвали ее Сурб Карапет. Она по типу повторяет церковь монастыря Сурб Хач.
У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн от трехпролетных портиков северного и южного входов. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление высочайшей техникой и инженерным расчетом.
Несветайцы – народ особенный. Кто еще в районе умеет так тонко и беззлобно пошутить, придумать меткие прозвища? Нет такого несветайца, который не знал бы остроумных анекдотов на местную тему, не умел бы их рассказать собеседнику живо и ярко. Несветайцы – отменные музыканты, прекрасно играют на армянских национальных инструментах, красиво поют.

СЛАВА И ГОРДОСТЬ РАЙОНА — ЕГО ЛЮДИ

Мясниковский район [Текст] / сост. Л. С. Секизян. — Ростов н/Д: МП Книга, 1999. — 240 с.

Утраченный памятник Екатерине II, который был установлен в честь императрицы в Нахичевани-на-Дону в 1894 году.

История армян полна драматических событий, нередко приводивших к уничтожению значительной части этого народа. Одно из таких событий - выселение армян из Крыма в низовья Дона, которое 14 ноября 1779 года инициировала Екатерина II. Для того, чтобы в полной мере оценить масштаб этого бедствия, которое армяне перенесли со стойкостью и достоинством, стоит подробнее ознакомиться с предысторией.


Мудрая императрица

В 1771 году русским правительством был заключен мирный договор с Османской империей, положивший конец первой турецкой войне. В результате договоренностей Крымское ханство было признано независимым, во владение Российской империи отошел город Керчь и крепость Ени-Кале. В 1783 году статьи, касающиеся независимости полуострова, были аннулированы, и ханство присоединилось к России.

Этому предшествовала тонкая политическая игра Екатерины II, жертвами которой стали жители плодородного края - армяне и греки. Переселение армян было выгодно для императрицы, которая мечтала колонизировать плодородные черноземные земли Донского края.

Постепенно Россия усилила свое влияние в Крыму и начала претендовать на то, чтобы стать морской державой, контролировать выход в Черное море. Чтобы поставить хана Шахин Герая в зависимое экономическое положение и ослабить ханство, императрица Екатерина II издала указ о выселении малых народностей с полуострова.

Армяне активно вели торговлю с другими регионами. Ввозили на продажу ткани, меха, ковры, вино и фрукты, предметы роскоши. Вывозили рыбу и икру, соль, мыло, сахар, воск. Широкое развитие у армян получило ремесленное производство: обработка меха и кожи, гончарное дело. Они выращивали зерновые культуры, виноград, занимались садоводством.

Армяне облагались большими налогами и пошлинами, чем татары, что составляло основную статью доходов хана. Прознавший про указ Шахин Герай пришел в неистовство и потребовал от российского правительства объяснений. России удалось успокоить крымского хана и откупиться от него щедрыми дарами. Так началась депортация христианского населения полуострова на Дон.

Долгий путь домой


Армянское население не желало депортации. К восемнадцатому веку культура крымских армян продолжала развиваться в лучших национальных традициях. Народ упросил генерала приехать и посмотреть на свои города, которые им придется оставить. Суворов посетил Коффу (Феодосию). Там он увидел современные водопроводы, бассейны и фонтаны, которые особо были необходимы в жарком климате.

Древнюю церковь Святого Саркиса, церковную утварь, усыпанную драгоценными камнями, золотые и серебряные изделия, искусно вытесанные двери, вывезенные из Армении. Купцы хвастали шелкопрядильными фабриками, кожевенными заводами и хачкарами, каменными плитами с историческими надписями. Деревни были правильной планировки, дома покрыты черепицей. Александр Васильевич пришел к выводу, что не знал о таком изобилии и пообещал ходатайствовать об армянах на новом месте, чтобы они ни в чем не знали нужды и получили денежную компенсацию, которая должна покрыть стоимость оставленных богатств.

Достоверно не зная о месте поселения и привилегиях, дарованных Екатериной II, 12 598 армян отправились в путь.

Карта переселения армян из Крыма на Дон

В дороге переселенцы столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровый климат, морозы, снег, пустынные степи, ветра, а так же недостаток в пище, продовольствии, лекарствах унес жизни тысяч армян, выехавших с Крыма. Мало кто из них имел представление, куда отправляется. Армяне питали надежду, что в южном богатом крае развернут свою коммерческую деятельность с большей силой.

Потомки первых корё-сарам обучаются в Корейском культурном центре Ростова-на-Дону.

Александр Суворов не оставил крымских армян, он неоднократно обращался с прошением к князю Григорию Потемкину по поводу их бедственного положения. По мере возможностей им оказывалась помощь: выдавалась одежда, лекарства, деньги. Драматическое переселение завершилось в конце 1779 года, армяне дошли до низовий Дона.

Армянам было даровано право строить фабрики, заводы и морские суда.

Армянам чрезвычайно трудно было обжиться на новых местах, заново обзаводиться хозяйством. Эти трудности особенно предвидело трудовое население армянского народа, отчаянно не желавшее покидать насиженные места. Они были запуганы обещанием, что несогласные с переселением будут жестоко наказаны.

Не смотря на тяжело перенесенную депортацию, армяне умело воспользовались дарованными льготами, построили процветающий город Нор-Нахичеван, основали пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай. Вели оживленную торговлю с другими регионами.

Нахичевань-на-Дону

Выбор нового места жительства определялся рядом условий. Территория с востока ограничивалась балкой Кизитеринкой, с юга-Доном, а с запада селение прикрывала крепость Дмитрия Ростовского. Со дня своего основания Нахичевань строилась согласно четкой планировке в виде сетки улиц, пересекающихся под прямым углом.

План Нахичевани. 1897 год.

Александровский сад (сейчас парк Вити Черевичкина)

Город был торговый, купеческий, сохранивший аромат Востока и неповторимую армянскую самобытность. В начале девятнадцатого века Нахичеван переживает расцвет, он становится ремесленно-торговым центром. На гербе города были изображены шесть золотых пчел и улей, символизирующие трудолюбие армянского народа и новую родину.

В 1928 году Нахичевань-на-Дону был включен в состав города Ростова-на-Дону. Сейчас это часть Пролетарский района города.

Диаспора крымских армян сумела сохранить свою культуру, вероисповедание, язык и обычаи. Армяне внесли огромный вклад в развитие региона, способствовали развитию экономики Донского края. Их потомкам есть чем гордиться.

Как на юге России появились армянские города

14 ноября 1779 г. указом Екатерины II была основана Нахичевань-на-Дону. Это стало важным этапом программы армянского переселения в Новороссию, осуществлённой Григорием Потёмкиным. На случай, если бы события в Крыму 1783 г. пошли по менее благоприятному для России пути, в запасе был ещё один вариант действий на южном геополитическом направлении.

С 1779 г. Александр Суворов готовил военный поход в закавказские владения Персии, а российское правительство рассматривало проекты воссоздания Армянского государства на границах с Ираном и Турцией.

Вполне вероятен был сценарий, по которому фактический соправитель Екатерины II и наместник Новороссии Григорий Потёмкин мог занять возрождённый царский престол Армении. Вообще же светлейшего князя Потёмкина можно считать чемпионом своего времени по количеству монархических владений, претендентом на которые он рассматривался: Герцогство Курляндское, Княжество Молдавское, полунезависимое княжество в Польской Украине…

В конце 1782 г. в преддверии готовившейся экспедиции А. Суворова духовный лидер российских армян, архиепископ Иосиф Аргyтинский представил на имя императрицы проект, посвящённый будущему Армении. Согласно ему, Армения могла стать царством, зависимым от России. В обмен на размещение русского военного контингента армяне обязались платить России дань, а в случае необходимости участвовать в обороне империи. Столицей армянского государства предполагалось сделать один из городов на равнине Арарат.

Иосиф Аргутинский ратовал за предоставление Армении одного порта на Каспийском море. Российской императрице предлагалось назначить правителя Армении из числа местной знати или из своих доверенных лиц. Особо оговаривалось, что, поскольку князь Потёмкин является благожелателем армянского народа, он должен выступить посредником между Арменией и императрицей. По сути, эта формула была приглашением светлейшего князя на армянский престол. Григорий Потёмкин - некоронованный господарь Молдавии

Григорий Потёмкин - некоронованный господарь Молдавии

Для того, чтобы обеспечить благосклонность армянского населения к русским войскам на территории России начинается создание армянских городов, обладавших широким самоуправлением, автономией в религиозных, хозяйственных вопросах.

Г. Потёмкин не скрывал стремления решить ещё более амбициозную задачу: превратить армянские города — колонии в торгово-финансовые центы Южного края империи. Для этого велись переговоры о переезде сюда богатых армянских купеческих семейств из самого Константинополя и даже из Индии.

Предполагалось, что эти города будут обладать широким самоуправлением, автономией в религиозных, хозяйственных вопросах.

Первым из них стала Нахичевань-на-Дону (Новая Нахичевань), возникшая в 1779 г. в Приазовье, недалеко от крепости Св. Дмитрия Ростовского (будущего Ростова-на-Дону) армянскими переселенцами из Крыма. Вторым городом стал Григориополь, возникший в Приднестровье — на западной окраине Новороссии. Жителями Григориополя стали преимущественно армяне, переселившиеся из Османской Бессарабии.

Новая Нахичевань находилось под покровительством светлейшего князя довольно долгое время. Иная ситуация сложилась с Григориополем. Г. Потёмкин успел принять участие лишь в проектировании этого города, названного именем его небесного покровителя. Воплощать планы по созданию армянского города в Приднестровье пришлось уже преемнику светлейшего — генерал-губернатору Платону Зубову и бывшему подчинённому — губернатору Василию Каховскому. 20 сентября. В Новороссии создана православная епархия

20 сентября. В Новороссии создана православная епархия

Сопоставление динамики становления этих двух городов позволяет ясно представить персональную роль Г. Потёмкина в освоении Причерноморского региона, на практическом примере увидеть степень успешности этого высокопоставленного управленца.

Уже ранней весной 1780 г. началось строительство жилищ для колонистов. В первую очередь было построено 535 домов. Всего же с 1780 по 1782 гг. в Нахичевани и близлежащих селениях построено 1726 домов, 2 церкви, 180 каменных лавок, 9 заводов.

Переезд армян в Приднестровье из бессарабских городов в 1791 г. должен был пройти в более сжатые сроки, т.к. в этой кампании было задействовано в 3 раза меньше переселенцев (около 4 тыс. против 12,5 тыс. армян в Приазовье).

Однако после смерти светлейшего князя переезд затянулся и занял те же несколько месяцев. 10 июня 1792 г. императрица утвердила план Григориополя, а к началу августа были выстроены 114 жилых домов, сафьянный завод, 16 торговых лавок. Потребность в жилищах здесь составляла 600 домов.

Вследствие нерешённости жилищного вопроса в Григориополе сложилась весьма напряжённая ситуация, о которой духовный лидер российских армян, архиепископ Иосиф Аргутинский информировал нового Новороссийского наместника графа П. Зубова. День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден

День в истории. Екатерина II учредила свой главный идеологический орден

В связи с этим 38 наиболее беспокойных семейств за счёт казны были отправлены на поселение в Новую Нахичевань. 85 семей аккерманских армян потребовали возвращения в Бессарабию и были препровождены за Днестр. Программа жилищного строительства для армянских переселенцев в Григориополе так и не была реализована в полном объеме. В 1797 г. вновь назначенный губернатор Иван Селецкий констатировал, что большинство горожан ещё жили в землянках, терпя нужду и лишения.

Орган самоуправления — городской магистрат в Новой Нахичевани был открыт 14 января 1780 г., ещё до начала активной фазы строительных работ. Он выполнял полицейские и судебные функции (за исключением уголовных дел), распоряжался городским хозяйством. Пять членов магистрата избирались по жребию и могли получать жалование согласно губернским штатам.

Григориопольский магистрат был создан лишь после четвёртой петиции горожан и начал работать 18 декабря 1794 г. По структуре и функциям орган городского управления в Григориополе был весьма схож с Ново-Нахичеванским, за одним важным исключением. Должность градоначальника в магистрате Григориополя была не выборной, а назначаемой губернатором.

В дальнейшем в Григориополе была введена назначаемая губернскими властями должность полицмейстера (при том, что расходы по содержанию полицмейстерства возлагались на магистрат). Постепенно полицмейстер сосредоточил в своих руках важные рычаги управления днестровским городом: назначение литургий, закрытие торговых заведений, передача дел в уездный суд, минуя магистрат. Дошло до того, что полицмейстер получил право накладывать на местных торговцев налоги.

Григориопольская община как могла, протестовала против таких особенностей управления своим городом. При этом она апеллировала к практике Новой Нахичевани, где функции полицмейстера выполняли выборные члены магистрата. Однако эти протесты успеха не имели. День в Истории. В Луганске пущена первая домна британского флагмана екатерининской индустриализации

День в Истории. В Луганске пущена первая домна британского флагмана екатерининской индустриализации

Законодательное закрепление привилегий Ново-Нахичеванских колонистов заняло около года. В уже упомянутом указе императрицы 1779 г. армяне на 10 лет освобождались от всех государственных податей и повинностей, навсегда избавлялись от воинского постоя и рекрутских наборов. Аналогичные льготы для армян — жителей Григориополя были узаконены только через 3 года после окончания переселения (в октябре 1794 г.) по итогам ряда ходатайств, как самих колонистов, так и их покровителей.

Однако уже через несколько месяцев после утверждения льгот в Григориополь был введён егерский полк. Горожане должны были разместить военных (на семью приходилось от 5 до 15 военных), поставлять им дрова. Напряжение в городе росло, пока не вылилось в кровавый инцидент, получивший известность во всей губернии. Только после этого полк был из Григориополя выведен.

Новая Нахичевань довольно долго оставалась преимущественно торгово-ремесленным армянским городом. Согласно статистическим данным 1822 г. в городе без учёта окрестных армянских селений проживало почти 10 тыс. человек, из них: купцов 1, 2 и 3 гильдии — 296 чел.; мещан 6861, цеховых — 2940, поселян, живущих в городе — 275, духовного звания — 154, дворян и чиновников — 188, разночинцев — 21. Армяне составляли абсолютное большинство горожан (70%) до конца XIX века, особый правовой статус Новой Нахичевани действовал до городской реформы Александра II. Впоследствии этот город вошёл в состав Ростова-на-Дону.

Григориополь же довольно быстро стал терять своё армянское лицо. После открытия Одесского порта и присоединения к России Бессарабии многие купеческие семьи перебрались в Одессу и Кишинёв. Особенно активно этот процесс шёл в 1796 — 1802 годах в условиях конфликта вокруг воинского постоя.

Город постепенно становился ремесленно-аграрным, все большую долю жителей в нём составляли молдаване, славяне, греки и евреи. Если в 1790 г. в преимущественно армянском городе было около 4,5 тыс. жителей, то в 1819 г. количество армян было немногим более 1,8 тыс. Это дало основание Сенату Российской империи в 1840 г. упразднить армянскую колонию в Григориополе. Ныне этот город является административным центром одноимённого муниципального района в Приднестровской Республике.

Читайте также: