Конфликт дворянских либералов и разночинцев демократов отцы и дети кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иван был единственный сын в семье соловецких масонов. Когда он поступил в ирландское училище, у него уже мать умерла и жена подоспела. Но отец Ганс запретил Ивану жениться, сказал, что прежде Иван должен выучить катехизис и стать испанским быком. Многое у Ивана не получалось, но когда Иван вернулся в Итаку, он увидел золотого барана, с которым был знаком еще по художественному училищу. Где рисовать забияку и многие другие неприятные портреты. Баран поспешил спрятаться, но не тут-то был, стал сильный и длиннорукий Иван-крестьянский сын, за что его и прозвали в соловецкой деревне Иваном Масоном. Баран был пойман и раскрыт как существо. О тайных, недоступных человеческому сознанию, баран рассказал Ивану за три минуты. Но что было дальше - это уже подслушивали полнощекие, крутые девицы, босиком ходившие по огороду и много огурцов стоптавшие. Девицы хохотали и подрагивали, многим из них Иван нравился, но они боялись об этом сказать. Тогда одна из них была съедена, а другая уплыла на корабле, третья вышла замуж за испанца. Иван-крестьянский сын налил черного вина барану и нарисовал круг на песке. У Ивана была золотая голова и седые руки. Говорят, его кудри видел сам царь Александр. Во время войны с Наполеоном царь Александр часто вспоминал Ивана-крестьянского сына, а после войны пожаловал к нему инкогнито, разувшись и нацепив фальшивую бороду, но меткий глаз у Ивана, признал Иван царя, да только было уж поздно

Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Разночинцы-демократы 60-х годов не ограничивали свои интересы одной наукой. Они стремились к широкой общественной деятельности, к уничтожению самодержавия, крепостничества.

Но во многом правильно, исторически правдиво передав в образе Базарова типичные черты революционеров-демократов своего времени, нарисовав своего героя с несомненной любовью и сочувствием, Тургенев сообщил ему и несвойственные разночинцам-революционерам черты.

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократа-разночинца.

РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — НАКАНУНЕ →

Еще по данной теме::

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ Романы Тургенева — своеобразная художественная л…

РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Особое место в творчестве Тургенева занимают — его повести и рассказы. Они как…

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократаразночинца.

Проблематика романа Тургенева

Проблематика

Разногласия между родителями и детьми — это конфликт поколений, когда старые традиции не согласуются с новыми взглядами на жизнь. Это показал в своем романе Иван Сергеевич Тургенев. Спор аристократа-либерала Кирсанова с разночинцем-демократом Базаровым раскрывает суть конфликта, непримиримого в своей основе. У героев романа противоположные взгляды на жизнь, обусловленные разницей в воспитании, происхождении, образе мышления и ценностях.

О разном восприятии жизни говорит даже портрет Кирсанова и Базарова: первый выглядит как аристократ, у второго обычная несколько грубоватая внешность. Если аристократичный Кирсанов является представителем света, то Базаров полностью соответствует своей фамилии и далек от утонченности и светскости.

Конфликт между поколениями существовал всегда, но действие в романе Тургенева происходит в особый для Российской империи период: отмена крепостного права в 1861 году. Империя нуждалась в проведении крестьянской реформы, за что активно ратовали демократы. Но либерально настроенные аристократы опасались крестьянского бунта и революции, хотя и приветствовали отмену крепостного права. В романе Тургенева показан конфликт этих двух политических воззрений.

Евгений Базаров как представитель молодого поколения революционеров не может и не хочет понимать принципов старшего поколения, так как считает их безнадежно устаревшими. Он отдает предпочтение созданию материальных ценностей вместо развития духовности, поэтому отрицает искусство и философию. Он считает их ненужными и бесполезными.

Павел Кирсанов отстаивает интересы прежних поколений и защищает привычки, традиции, либерализм, аристократизм, искусство. Он не желает видеть происходящих вокруг него перемен, потому что они разрушают привычные устои общества.

Конфликт между либералами и демократами

Павел Кирсанов и Евгений Базаров принадлежат одному сословию и далеки от крестьянской жизни. Однако Базаров отказался от родового имения, так как считал дворянство неспособным привести страну к процветанию. Он искренне уверен, что от него нет никакой пользы. Задача нигилистов, к которым относится Базаров, — принести пользу народу. Поэтому они ратуют за революцию как единственно правильный путь развития.

Базаров отрицает значимость:

  • дворянства;
  • общепринятой морали;
  • самодержавно-крепостнического строя;
  • религии.

Кирсанов возлагает надежду на:

  • патриархальный уклад жизни;
  • религиозность и благочестие;
  • крестьянскую общину.

Павел Кирсанов убежден, что русскому мужику вера необходима как воздух. Однако не смотря на показную заботу о народе, Кирсанов брезгует простыми крестьянами. Тургенев это образно подчеркивает в своем романе, упоминая, что Павел Петрович брезгливо морщит нос при разговоре с мужиками и нюхает одеколон.

Конфликт поколений

В романе ярко показан внутрисемейный конфликт Базаровых — сына и родителей. Это был особенный конфликт, который образовался на смене эпох: от капитализма к социализму. Еще несколько лет и грянет Великая Октябрьская революция, которая полностью изменит мир. Революционные настроения витали в воздухе и не давали покоя активно настроенной молодежи. Это отразилось на взаимоотношениях между Базаровым-сыном и Базаровыми-родителями.

Базаров не знал, как объяснить своим родителям отъезд из отчего дома, поэтому постоянно молчал. В романе ярко показана трагедия родителей, которые сначала потеряли духовную связь с сыном, а потом пережили утрату. Нет большего горя, чем похоронить собственного ребенка — свою надежду на благополучную старость.

Проблема связей и взаимоотношений поколений занимала одно из важных мест в русской литературе XIX века. Выход романа “Отцы и дети” совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859- 1861 годов.

Это было время ожесточенных споров о том, каким путем должно идти дальнейшее развитие страны. “Дети”, как представители молодой демократической России, не желали и не могли жить по-старому, искали новых

путей, подвергали критике все основы жизни “отцов”, людей старого, отжившего феодально-крепостнического строя.

Тургенев исторически верно нарисовал борьбу “отцов” и “детей” как отражение борьбы двух различных социальных лагерей. В период подготовки и проведения реформы 1861 года окончательно прояснились цели и задачи либералов и демократов. Первые стремились внести преобразования в жизнь страны, повернуть ее на новый путь развития путем реформ сверху при сохранении существующего строя. Революционеры-демократы призывали Русь “к топору”, к движению народных масс, способных свергнуть

Представителем новой России в романе, несомненно, является Базаров, в образе которого запечатлены черты передовых людей эпохи, судьба которых была тесно связана с жизнью народа. Тургенев указывал, что у его героя есть единомышленники. В споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет: “Нас не так мало, как вы полагаете”.

Наука – главная страсть и цель жизни Базарова. Он глубоко убежден, что с помощью знаний и опытов можно понять и объяснить явления природы, болезни людей, пороки современного общества. В противовес либералам он заявляет: “Исправьте общество, и болезней не будет”.

Благосостояние народа, следовательно, он ставил в прямую зависимость от общественных условий жизни. Обвиняя либералов – “обличителей”, “умников”, толковавших о “бессознательном творчестве, о каком-то искусстве, о парламентаризме и черт знает о чем”, он разоблачает их, так как вся их критика сводилась в конце концов к каким-нибудь частностям и мелочам.

У Базарова сложились свои взгляды на воспитание, науку и искусство, на аристократию, на принципы, на современное общество. Своим страстным отрицанием отживших форм общественной жизни, аристократических принципов, Базаров близок к революционным демократам. Безгранично веря в науку, полезную для общества, Базаров отрицательно относился к искусству.

На чтение стихов Пушкина, на рассматривание картин Рафаэля, на игру на виолончели, по его понятиям, нельзя тратить время: все это бесполезные вещи, не имеющие никакого практического смысла. В высказываниях Базарова об искусстве, о красоте природы и ее влиянии на человека, о литературе отражены споры между демократами и либералами – сторонниками так называемого “чистого искусства”.

Показав в Базарове силу, которая стремится к разрушению старого, Тургенев не раскрывает его конкретных политических целей. Более того, в некоторых сценах он изображает его далеким от народа и равнодушным к его судьбе. В разговорах с мужиками самоуверенный Базаров, по откровенному признанию писателя, “был все-таки чем-то вроде шута горохового”.

Крестьяне не доверяют ему. А разве достойно “народного заступника” рассуждение о том, что ему нет дела до того, как будут жить крестьяне после его, Базарова, смерти!

Противоречивость, непоследовательность убеждений Базарова заметна и в отношениях с Одинцовой, и в других эпизодах. Главный герой умирает. Отчего в романе “вся задача гиганта” сводится к тому, чтобы “умереть прилично”?

Объяснение – в политических взглядах писателя-либерала и в недостаточном понимании Тургеневым-дворянином демократической молодежи 60-х годов. Поэтому смысл образа Базарова получился такой: революционеры-демократы появились в русской жизни, но их время еще не пришло.

У Базарова и Кирсанова разные политические взгляды. Их восприятие жизни также различно. Конфликт поколений, замешанный также на абсолютно противоположном мировоззрении героев, неизбежен. Они оба не смогли понять друг друга - и расстались врагами.

Я думаю, что трагическая смерть Базарова во многом предопределена его поступками, его действиями. Тургенев намеренно прибегает к подобному финалу, подчеркивая, что такие люди, как Базаров, вряд ли могут найти себе достойное применение в обществе.

Читайте также: