Черты романтизма в балладе светлана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Романтизм, сменив сентиментализм и пред романтизм, отразил настроения неверия, безнадежности, которые проявились в европейском самосознании на рубеже XVIII-XIX веков. В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом национального и личного самосознания, характерным для первого десятилетия после окончания Отечественной войны 1812 года. Русский романтизм условно можно разделить на два течения: психологический и гражданский.

Основные признаки психологического романтизма в литературе — утверждение того, что зло заключается в помраченной грехом природе современного человека и что для победы над этим злом необходимо внутреннее перерождение самого человека путем самовоспитания.

В. А. Жуковский яркий представитель этого направления. В историю русской поэзии он вошел, прежде всего, как балладник. Жуковский называл балладу своим излюбленным родом поэзии. Именно это лиро-эпическое произведение, в котором сочетаются фантастический, легендарно-исторический и драматико-героический жанры, соответствовало романтическому мироощущению поэта. Тематика баллад В. А. Жуковского разнообразна: проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни, нравственного долга, совести.

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Сели. кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут. пусто все вокруг;

Степь в очах Светланы;

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит.

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

В конце баллады все страшное оказывается сном, и появляется любящий, живой и

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллад характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада – один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а вновь появляющийся персонаж (жених), из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.

Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась…

Лучший друг нам в жизни сей –
Вера в Провиденье.
Благ Зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон,
Счастье – пробужденье.

Традиционно с главным признаком романтизма отождествлялось изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Такие люди – неординарные личности, с особенным умонастроением и мироощущением. Мечтательная созерцательность, чуткость к окружающей действительности удивительным образом сочетается в них с цельностью характера, внутренней убежденностью и ощущением свободы.

Именно такой предстает главная героиня Жуковского – Светлана. Эта хрупкая, застенчивая, робкая девушка, привыкла покорно выполнять божии заповеди и не роптать на судьбу. В то же время она обладает горячей, искренней убежденностью в своих принципах, неким твердым внутренним стержнем, помогающим не сбиться с ориентиров выбранного пути. Светлана самозабвенно верит в Бога и уверенно следует его стезей.

Автор акцентирует особое внимание на эмоциях Светланы, ее душевных переживаниях, она обладает отличной интуицией и очень тонко улавливает малейшие изменения окружающей действительности. Отправляясь на венчание с мнимым женихом из зазеркалья, она сразу чувствует неладное, несмотря на внешне благополучную картину. Интуиция помогает Светлане выстоять в самых сложных испытаниях: инстинктивно она все делает правильно и, таким образом, остается живой и невредимой.

Символика и образность – еще одна романтическая особенность баллады. Жуковский использует образно-романтическую систему: ночь, природная стихия, свеча, луна. Особый романтический смысл приобретает и смерть, изображаемая как средоточие ужаса, мрачная зияющая бездна.

Характерно, что Жуковский противопоставил в балладе белый и черный цвета, как некое противостояние темных и светлых сил. Традиционно, цветопись выполняла особую функцию в творчестве писателей романтического направления, так, например, у Жуковского она отражает мотив борьбы и противостояния, выполняет определенную идейно-художественную нагрузку.

Таким образом, произведение В.А. Жуковского совмещает целый спектр основных романтических особенностей, позволяющих его отнести к направлению романтического жанра.

Баллада Жуковского "Светлана" сочетает в себе элементы двух литературных направлений — сентиментализма и романтизма. Сентиментализм в произведении проявляется в том, что автор создаёт особую атмосферу чувственности, душевных переживаний с помощью образа героини. Это милая, кроткая, молчаливая и робкая девушка, мечтающая о своём женихе. Она религиозна, робка и застенчива. Так же в стиле сентиментализма Жуковский рисует образы подружек Светланы, обряды гадания и свадьбу. Для психологического романтизма, который присутствует в балладе, характерно утверждение, что зло заключается в греховной натуре человека, избавление от него возможно через самоанализ и самовоспитание. Грех Светланы в том, что она нарушает тайну загробного мира, пытаясь заглянуть в будущее и узнать свою судьбу. Это оборачивается страшным сном: за ней приезжает жених, который оказывается мертвецом. Эпизод сна, его элементы (похищение Светланы женихом, пейзаж, гроб в избушке, карканье ворона, одинокая церквушка) являются признаками романтического стиля, как и счастливая концовка произведения: всё страшное оказывается лишь сном и появляется настоящий жених. Конец произведения так же продиктован канонами романтизма: религиозность, страх перед мистическим началом, покорность Светланы судьбе и смирение оказываются сильнее искушений. С помощью молитвы девушка спасается от наваждения и соединяется со своим женихом — это вознаграждение за веру в Духа Господня и победа над собственными предрассудками.

Анализ баллады светлана

В сюжете используется часто встречающийся в германских сказаниях мотив похищения живой невесты мертвым женихом. Литературоведы называют балладу Жуковского символом российского романтизма.

История создания

Его считают основоположником этого направления в поэзии.

Баллады жуковского

В основе сюжета лежит страшная история о том, как к девушке приезжает мертвый жених, погибший в сражении. Он привозит невесту к своей могиле и утаскивает в адскую бездну. Вина Линоры была в том, что она не могла примириться со смертью своего суженого, роптала и кляла Бога.

Поэма Бюргера заинтересовала Жуковского, и он сделал ее три перевода. Первые два поэт адаптировал к русской действительности и даже изменил имя главной героини.

Это следующие произведения:

Анализ и краткое содержание

В ней действуют следующие герои :

Черты романтизма в балладе светлана

  1. Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
  2. Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
  3. Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
  4. Черный ворон — вестник смерти.
  5. Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.

Крещенское гадание

Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.

Баллада светлана жуковский

Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.

Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.

Вернуться назад она не может, так как метель никак не стихнет. Тогда девушка, перекрестившись, отворяет дверь и входит в избушку.

Страшное видение и счастливый конец

В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.

Сюжет баллады жуковского светлана

Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.

Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.

Жанр и направление

Фантастика произведения относится сразу к двум культурам:

  • русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
  • немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.

Главная особенность произведения Жуковского — использование символики русского фольклора.

Это следующие образы:

  • Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
  • Черный ворон, предвещающий смерть.
  • Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
  • Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.

Характеристика героев

В чем смысл баллады светлана

Девушка не может быть такой же веселой и беспечной, как ее подруги. Она постоянно молится о возвращении жениха. Но в крещенский вечерок любопытство одерживает верх над праведностью, и Светлана решает погадать. Согласно описанию, девушка не идеальна, но ее можно считать образцовой. В отличие от Леноры и Людмилы, Светлана не ропщет, а прилежно молится Богу.

Даже в момент страшного видения она скорее испытывает испуг, но не отчаяние. Девушка готова смириться с горькой судьбиной, но не роптать на Бога и не обвинять в том, что он ее не слышит.

Наградой за стойкость Светлане служит возвращение ее возлюбленного. В стихотворении лишь несколько слов посвящено описанию жениха, но по ним видно, что это человек честный и порядочный, достойный такой невесты, как Светлана.

Раскрытие темы и проблематика

 жуковский

Основная мысль баллады состоит в том, что человеку не стоит верить в приметы и вещие сны. В трудный момент его поддержит вера в себя и Бога. Если он будет твердым в своих убеждениях, то все плохое обойдет стороной.

Читайте также: