Модели взаимоотношений врача и пациента по витчу кратко

Обновлено: 04.07.2024

Американский специалист в области биоэтики Р. Витч выделяет четыре модели, которые встречаются в современной медицине: техническая, сакральная, коллегиальная и контрактная.

Модель технического типа-одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого, врача, который полагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные больному, а принятие решения возложить на плечи пациента, при этом врач обманывает себя, даже если признать, что в критических ситуациях, там, где необходимо сделать решающий выбор, такой образ действий был бы в моральном смысле здравым и ответственным. Более того, даже если в процессе принятия решения врач смог бы избежать суждений морального и иного ценностного характера, даже если бы ему удалось на деле осуществить неосуществимый идеал свободы от ценностных суждений, то такой образ действий был бы оскорбительным для него самого с моральной точки зрения. Он превратился бы в техника, в водопроводчика, который соединяет трубы и промывает засорившиеся системы, не мучаясь никакими вопросами.

Модель сакрального типа - моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок. Данная модель впадает в другую крайность, превращая врача в нового священника. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: “Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда”. Пациент лишен возможности принимать решения, он перекладывает ответственность на врача. И хотя группа медиков-профессионалов может утверждать этот принцип в качестве принципа профессиональной морали, ясно, что в обществе существует гораздо более широкий набор моральных норм:

а) Приносить пользу и не наносить вреда. Некоторые этики считают принесение пользы и ненанесение вреда двумя различными принципами, придавая больший моральный вес последнему принципу. Это характерно и для профессиональной медицинской этики.

б) Защита личной свободы. Фундаментальной ценностью нашего общества является личная свобода. Личная свобода и врача, и пациента должна защищаться, даже если кажется, что это может нанести какой-то вред. Вот почему определенным пациентам, заранее осведомленным законным образом, общество разрешает отказываться от процедуры переливания крови или от других видов медицинской помощи, хотя большинству людей кажется, что в результате этого больному наносится огромный вред.

в) Охрана человеческого достоинства. Равенство всех людей в их моральных качествах означает, что каждый человек обладает основными достоинствами. Личная свобода выбора, контроль за своим телом и собственной жизнью содействуют реализации человеческого достоинства. Многие шаги в процессе госпитализации, оказания медицинской помощи и содержанию пациентов, особенно тяжело больных, заключают в себе угрозу человеческому достоинству. Истощенному человеку, которого с жизнью связывают внутривенные катетеры, трудно поддерживать чувство собственного достоинства. И ничего нет удивительного в том, что некоторые больные предпочитают возвратиться домой и там умереть. Ведь именно там, под родным кровом, они обретают силы и чувство собственного достоинства.

г) Говорить правду и исполнять обещания. Можно лишь сожалеть о том, что эти основы человеческого взаимодействия низведены до минимума ради того, чтобы провести принцип ненанесения вреда пациенту. Эта проблема более широкая, и она не сводится к тому, говорить ли правду больному с терминальной раковой опухолью. Эта проблема возникает уже тогда, когда мальчику, которому делают прививку от кори, говорят: “Она не причинит тебе ни малейшего вреда”. Каждый подобный случай – это покушение на достоинство, свободу и гуманность. Иногда такие действия могут быть оправданы, однако оправдательные аргументы должны быть очень весомыми.

д) Соблюдай справедливость и восстанавливай ее. Моральные нормы широких слоев общества выходят за пределы обязанности оказания пациенту помощи и ненанесения ему вреда еще в одном требовании – требовании справедливого распределения услуг в здравоохранении. Если охрана здоровья – право, то это право – для всех. В данный момент истории вопрос о справедливости в распределении медицинских услуг вызывает особую озабоченность вследствие высокого уровня дискриминации

Модель коллегиального типа - некоторые специалисты говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это друг больного. Именно в модели коллегиального типа доверие играет решающую роль. Когда два человека действительно отстаивают общие цели, их доверие оправдано. Это солидарный способ взаимодействия соратников. Здесь налицо равенство и уважение. Однако этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми превращают принцип общих интересов, необходимых для модели коллегиального типа, в пустую мечту.

Модель контрактного типа - модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, основанная на контракте или соглашении. В нем два индивида или две группы людей действуют на основе взаимных обязательств и ожидающейся взаимной выгоды. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнения обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Лишь в модели контрактного типа может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенство в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой.

Модель 1: инженерная

Для многих врачей и пациентов – это наиболее предпочтительная модель: решите за меня, сделайте за меня, а вы мне не сказали, не предупредили. Уважайте выбор пациентов и, тем не менее, старайтесь вовлекать их в принятие решений относительно лечения или хотя бы понимания происходящего. Какие этапы лечения будут, на каком этапе вы сейчас, необходимость профилактических осмотров и выполнения рекомендаций. Иначе, согласитесь, странно ждать большой осознанности и ответственности от пациента, а вот жалоб и недовольства может быть много.

В то же время, такая модель поведения может быть успешной при работе с детьми и пожилыми людьми. Если же мы говорим про пациентов нового поколения, то они скорее хотят более партнерских отношений с врачом, большего понимания происходящего.

Пациент должен получить от врача достаточную информацию на доступном языке о своем состоянии здоровья, комментарии по результатам диагностики, вариантах лечения, прогнозах. Либо, если пациент придет уже с какой-то информацией, пусть даже полученной в интернете относительно своего заболевания, то врач с уважением отнесется к этому, не испытывая раздражение. Врач будет прояснять, объяснять, рассказывать, развенчивать мифы. В любом случае, это должен быть диалог.

Данная модель учитывает, что у врача и пациента есть свои права и обязанности. В случае, если пациент не получает того, что хочет, он в праве заменить врача или даже клинику.

Данная модель может быть оправданной, когда речь идет о помощи в экстренных ситуациях, когда нет времени говорить и объяснять, вернее все объяснения будут после. В другой же ситуации – это модель высокого риска в плане развития конфликтов.

Уважайте выбор пациентов и, тем не менее, старайтесь вовлекать пациентов в принятие решений, относительно лечения или хотя бы понимания происходящего, какие этапы лечения будут, на каком этапе вы сейчас, необходимость профилактических осмотров. И выполнения рекомендаций. Иначе, согласитесь, странно ждать большой осознанности и ответственности от пациента, а вот жалоб и недовольства может быть много.

В то же время, такая модель поведения может быть успешной при работе с детьми и пожилыми людьми, но не значит, что будет эффективна при разговоре с их родственниками. Если же мы говорим про пациентов нового поколения, то они скорее пойдут искать другого врача, так как хотят более партнерских отношений с врачом, большего понимания происходящего.

Так или иначе, когда мы говорим про пациентов коммерческой медицины - это контрактные отношения, где у каждой стороны свои обязательства. А порой есть еще одна сторона – страховая компания. Данная модель учитывает , что все-таки врач и пациент не коллеги и у каждого есть свои права и обязанности, и в случае, если пациент не получает того, что хочет, он в праве заменить врача или даже клинику.

Общее описание четырех базовых моделей для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами: инженерная, пасторская, коллегиальная и контрактная (договорная). Их сравнительная характеристика, использование и значение.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2015
Размер файла 17,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Модели врачевания по Роберту Витчу

медицинский пациент коллегиальный витч

Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели:

2. пасторскую (патерналистскую),

3. коллегиальную и

4. контрактную (договорную).

С точки зрения Витча, эти модели неравноценны по своему моральному значению и представляют собой иерархию от наименее морально обоснованной инженерной модели к наиболее обоснованной - контрактной.

Смысл врачевания сводится к манипулированию с телом пациента. Врач с помощью определенных физических воздействий стремится вернуть физиологический механизм человека в положение равновесия. Инженерная модель строится на представлении о медицинской деятельности как о сфере прикладного применения объективного научного знания о природных механизмах жизнедеятельности человеческого организма. Объективное знание определяет выбор метода лечения, которое осуществляется как техническая процедура. Предполагается, что это знание ценностно нейтрально, а поэтому выбор лечебного воздействия не зависит от личностных предпочтений и интересов врача. Благо пациента (состояние здоровья) также уясняется через совокупность объективных признаков: биохимических показателей, значений артериального давления, газообмена, данных рентгенографии и т.п.

Поскольку пациент не обладает необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то учет его мнения при выборе лечебного мероприятия не только бесполезен, но и может быть вреден из-за привнесения субъективных оценок. Его личное мнение о собственном благе (здоровье), поскольку оно необъективно и ненаучно, с точки зрения знающего медика-профессионала считается не заслуживающим внимания.

В то же время предполагается, что, поскольку врач руководствуется сугубо объективными знаниями, на его выбор не оказывают влияния собственные субъективные предпочтения и интересы. Поэтому властное доминирование врача признается не только естественным, но и благим для пациента.

В здравоохранении технократизм, характерный для инженерной модели, морально ущербен, поскольку практически низводит личность больного человека до статуса неодушевленного предмета, что, отметим, приходит в резкое противоречие с принципом уважения автономии пациента.

В принципе критика идеологии инженерной модели обоснованна и справедлива в той степени, в которой речь идет об ее универсализации, то есть превращении в некую базисную, основополагающую модель врачевания. Современный моральный стандарт медицинской деятельности предписывает самым решительным образом не допускать деперсонализации отношения врача к пациенту, требует уважения его как личности.

В рамках патерналистской модели отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Собственно, и в последнем случае священник традиционно именуется отцом или батюшкой, а прихожанин - сыном или дочерью.

В этой модели, если сравнить ее с предыдущей, заметен существенный прогресс в моральном содержании взаимоотношений между врачом и пациентом. Это уже не безличная манипуляция с предметом, характерная для инженерной модели. Патерналистское отношение наполнено субъективным содержанием и строится как определенного рода межличностное общение. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему, благотворительность, милосердие и справедливость.

Думается, что патернализм является естественной и самой адекватной формой отношения врачей к больным детям и другим пациентам с ограниченной дееспособностью. То обстоятельство, что в момент принятия ответственного решения интересы ребенка или психиатрического больного могут быть защищены за счет участия их законных представителей (например, родителей), нисколько не умаляет уместности и моральной оправданности патерналистского отношения к ним в контексте рутинных отношений врачевания.

Гораздо большие возможности для реализации ценностей автономной личности создает коллегиальная модель отношений между медицинским работником и пациентом. Больной в рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы играть свою роль, пациент должен получить от врача достаточное количество правдивой информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания, возможных осложнениях и т.д. Будучи в некоторой степени уравнен в отношении информированности с медиками, пациент становится в состоянии принимать участие в выработке конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя как коллега лечащего врача. В данном случае он реализует неотъемлемое право личности на свободу выбора.

Однако подобного рода гармония интересов редко достижима. Медработник и пациент могут придерживаться различных ценностных ориентации, они могут относиться к различным социальным классам и этническим группам. Совпадение интересов очень часто является не правилом, а исключением из правил реального общественного устройства. Коллегиальная модель не соответствует требованиям социального реализма, как полагает Р. Витч, и представляет собой обычно неосуществимую мечту.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существует достаточно представительная область, в которой отношения между врачом и пациентом действительно могут носить коллегиальный характер. Речь идет о случаях длительно текущих хронических заболеваний. Объем знаний, приобретенных такими пациентами за многие десятилетия болезни, в определенных аспектах может оказаться значительно более обширным, чем у молодого и даже не очень молодого врача. Добавим сюда их личный опыт реагирования на определенное лечение, пищевые продукты, их опыт переживания осложнений и т.д.

В подобной ситуации общение больного и медика может приближаться к идеалу коллегиальной модели, напоминая консилиум профессионалов, в котором знания одного дополняют и уточняют знания другого, а решение о том или ином медицинском назначении вырабатывается совместно.

Рассмотренные модели взаимоотношений между врачом и пациентом можно классифицировать и по иным основаниям. Их можно различать по тому, каким - монологичным или диалогичным - представляется в них взаимодействие между врачом и пациентом.

Диалогичной моделью может считаться такая, при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему с разных сторон и как бы дополняющих познания друг друга для более точного отображения истинного положения дел.

Подобные документы

Отношения между врачом и больным как основа любой лечебной деятельности, принципы их формирования и критерии оценки. Модели данных взаимоотношений: инженерная, пастырская, коллегиальная и контрактная, их отличительные особенности и регулирование.

презентация [551,8 K], добавлен 10.04.2015

Становление взаимоотношений между пациентами и медицинскими работниками. Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения. Взаимоотношение основанное на специфике состояния и особенностей пациента. Этические проблемы и развитие трансплантологии.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 26.02.2009

Значение общения в лечебной деятельности. Коммуникативная сторона профессиональных взаимоотношений между врачом и больным. Влияние врача на самосознание больного. Значение способности врачей эффективно общаться с пациентами для качества врачебной помощи.

презентация [596,9 K], добавлен 22.11.2014

Основные модели взаимоотношений медицинского работника и пациента и их значение в современной фармацевтической деятельности. Содержание патерналистичской модели взаимоотношений. Модель врачевания, основанная на специфике клинического состояния больного.

курсовая работа [33,9 K], добавлен 24.01.2017

Описания использования научно обоснованных доказательств медицинскими работниками и организаторами здравоохранения. Исследование основных положений и инструментов доказательной медицины. Клинические практические руководства и систематические обзоры.

презентация [1,2 M], добавлен 07.10.2013

Взаимоотношения врача и больного как одна из проблем медицинской этики. Нормативно-правовые акты, регламентирующие право граждан на информацию о состоянии здоровья в Российской Федерации. Информированность - адекватное понимание пациентами ситуации.

презентация [1,3 M], добавлен 12.11.2017

Теоретические сведения по математическому моделированию как методу познания: классификация моделей, значение метода для медицины, частный случай математической модели фармакокинетики. Использование математического аппарата в доказательной медицине.

По классификации Роберта Вича существует 4 модели взаимоотношений врача и пациента:

Коллегиальная. Данная модель в своем крайнем варианте является пациент-центрированной. Пациент здесь играет активную роль, с ним согласовываются все решения врача. На сегодняшний день это самая притягательная с моральной точки зрения модель. Врач и пациент выступают как равные коллеги именно в борьбе с болезнью. Социальный статус, возраст, образование и т. д. не влияют на данное равноправие. Единственной долей некоторого лицемерия здесь выступает тот факт, что врач не испытывает страданий больного, со всеми вытекающими отсюда психологическими и моральными проблемами.

Контрактная. Взаимоотношения врача и пациента базируются на негласном (в некоторых случаях, правда, оформляемом процессуально-юридически) договоре о взаимном уважении прав друг друга. Пациента оповещают о том, как проходит лечение, от него не скрывают информацию, но решение принимает врач, обосновывая его для пациента.

Читайте также: