История строительства в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Строительное производство в России неоднократно испытывало периоды взлетов и падений. По дошедшим до нас памятникам белокаменного строительства можно предположить, что до наше­ствия татар каменное строительство в нашей стране было на до­вольно высоком уровне, хотя в России — лесной стране — они были исключениями, а постройки из дерева как недолговечные с того времени не сохранились.

Каменное церковное и крепостное строительство возродилось по­сле свержения татаро-монгольского ига в XV—XVII вв. в Москве,

Ярославле, Владимире и других городах Золотого кольца. Но это было уже в основном кирпичное строительство.

Мощный толчок к развитию строительного производства в Рос­сии дало правление Петра I. Были привлечены передовые зодчие Запада и невостребованные ранее отечественные молодые высо­коквалифицированные специалисты. Реформы Петра 1 требовали новых портов и крепостных сооружений, новых военных город­ков, даже новой столицы. Они дали мощный импульс к развитию науки и техники, живописи и зодчества. Градостроительная куль­тура России вышла на новые рубежи. Появились замечательные отечественные архитекторы, такие как Захаров, Казаков, Баже­нов. Были построены великолепные дворцы, усадьбы, парки, пру­ды и мосты, внедрены самые передовые по тому времени техно­логии. Сейчас даже трудно поверить, что благодаря специально сконструированным лесам 100-тонные колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге устанавливались за один час.

Однако затем, при менее энергичных правителях, наступили времена отставания всего промышленного производства, в том числе и строительства. К началу революционных потрясений XX в. годовой объем капитальных вложений в России составлял всего 500 млн руб. На стройках отсутствовали строительные машины. Уро­вень механизации земляных работ, например, составлял 3% бла­годаря наличию машин иностранного производства. Такие матери­алы, как краски, стекло, металл, рубероид, керамика, ввозились из-за рубежа.

Как положительное следует отметить качество кирпичной клад­ки и темп строительства железных дорог (1,5 — 2 тыс. км в год).

Спад уровня строительства продолжался до 30-х гг. XX в., когда наметились сдвиги в области технологии и организации работ. Начали внедрять подрядный способ, использовать ручные арма­турные станки и бетономешалки, простейшие кран-укосины для подъема материалов и т. д.

За десятилетие с 1930 по 1940 г. строительная индустрия Рос­сии значительно выросла. Ежегодный объем капитальных вложе­ний составлял 3 млрд руб. Были введены в строй такие гиганты, как Магнитогорский, Кузнецкий, Макеевский металлургические комбинаты с городами-спутниками, ДнепроГЭС, Волго-Донск

канал, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, Уралмаш и Россель- маш и др. Стали осваиваться поточные методы проведения работ, были созданы ЦИТ (Центральный институт труда) и другие на­учно-исследовательские институты.

Великая Отечественная война затормозила развитие строитель­ной индустрии России. Было разрушено 1710 городов, 70 тыс. дере­вень, 30 тыс. промышленных предприятий, 6 млн зданий, 65 тыс. км железных дорог. На восстановление разрушенного хозяйства ушло много лет. Кроме того, опасность нападения извне отвлекала боль­шую часть ресурсов на совершенствование военного потенциала. Однако к началу 70-х гг. XX в. кроме восстановленных объектов было построено примерно 15 тыс. новых промышленных предприя­тий, таких как АЗЛК, КамАЗ, Норильский производственный комп­лекс, Красноярская, Братская и Усть-Илимская ГЭС, Атоммаш, высотные здания в Москве.

Ориентация на широкое внедрение сборных железобетонных конструкций и деталей, при всей противоречивости этого курса, в значительной степени помогла решить затруднения с жилым фондом. Однако в 1970—1980-х гг. (времена застоя) затормози­лось развитие всей промышленности, в том числе и строительной отрасли.

В настоящее время в регионах страны, имеющих финансовые возможности, строительство стало вновь выходить на современ­ный уровень. Появились новые эффективные строительные ма­шины и материалы, передовые технологии и методы труда. Отме­чается существенное повышение производительности труда и ка­чества работ.

Задачи, которые стоят сейчас перед страной в области капи­тального строительства, — возродить отечественное машиностро­ение и отрасль производства строительных материалов, внедрить в широких масштабах самые передовые технологии, поднять куль­туру строительного производства, подготовить новое поколение строителей-профессионалов, способных решать эти задачи. Успеш­ному осуществлению такого курса способствуют мероприятия по совершенствованию организации и технологии строительного про­изводства, внедрению новых методов управления, решению проб­лем с финансированием и материально-техническим снабжением строительства.

При Николае II на территории Российской империи было 279 электростанций. В московском регионе даже действовала своя энергосистема, распределявшая по всем близлежащих районам электричество, производимое на станциях Орехово-Зуево, Павловского Посада, Электрогорска и самой Москвы. Она стала предтечей появившегося при большевиках плана ГОЭЛРО.

Гиганты машиностроения

С чем, казалось бы, совершенно невозможно спорить, так это с успехами советской индустриализации. Сталин тогда поставил задачу из страны, ввозящей станки и оборудование, стать страной, которая производит всё сама.

Результат хорошо известен: за три неполных пятилетки был создан промышленный потенциал, достаточный, чтобы выиграть самую кровопролитную войну в истории. Всё так, но всмотримся в детали: все ли наши гиганты тяжёлого машиностроения были созданы именно в СССР?

Брянский, Калужский и Мытищинский машиностроительные, Мариупольский металлургический, угледобыча на Донбассе и Кузбассе, Луганский паровозостроительный (сейчас тепловозостроительный), Днепровагонмаш и Тульский завод железнодорожного машиностроения – все они построены задолго до революции и продолжают играть важную роль в экономике страны (точнее уже двух – России и Украины).

Стальные магистрали

Открытие моста через Амур и стало официальным завершением строительства Транссибирской магистрали, хотя движение по большинству участков было открыто ещё в 1903-ем, когда заработала Кругобайкальская железная дорога. Эта стройка была поистине титанической, сравнимой с созданием Великой Китайской стены или египетских пирамид, а уж её значение для современной российской и даже мировой экономики невозможно переоценить.

Трудно поверить, но одновременно с постройкой Транссиба Россия могла себе позволить сооружать и другие железные дороги, хотя, кажется, что проект такого масштаба должен был приковать к себе все производительные силы империи. Попутно стальные магистрали тянутся и на Кавказе, в Средней Азии и даже на Кольском полуострове – знаменитая Мурманская дорога, построенная в кратчайшие сроки и в тяжелейших условиях Первой мировой войны. Она и сейчас является основной нитью, связывающей наш северный порт с центральной Россией.

Тема интересная, и я ее продолжу по мере возможности. Рекомендую посмотреть очень интересный цикл передач "Неизвестная Россия", хоть кое-что и спорно, но очень захватывающе.

Здания, предназначенные для осуществления производственно-технологических процессов, связанных с выпуском определенного вида продукции, называются промышленными.
Началом промышленного строительства в России можно считать вторую половину XVIII века. В это время началось бурное развитие металлургической, металлообрабатывающей, стекольной, кожевенной, текстильной и оборонной промышленности. Заводы того периода состояли из большого количества цехов, мастерских, изготавливавших все необходимое для производства готовой продукции: оборудование, слесарные инструменты и др. Первые производственные здания строились преимущественно из дерева. В конце XVIII и начале XIX веков в промышленном строительстве стали использовать камень, кирпич и металл.

В первой половине XIX века промышленное строительство, в основном, развивалось на Урале. Во второй половине этого столетия прокатные, литейные, доменные, мартеновские и другие цеха металлообрабатывающей промышленности, а также многоэтажные здания легкой промышленности стали сосредотачиваться преимущественно в Петербурге, Москве, Каменске (Днепродержинске) и других крупных центрах на территориях Польши, Прибалтики и Сибири.

Большой размах промышленного строительства повлек за собой и совершенствование проектного дела в строительстве. Были созданы государственные специализированные проектные научно-исследовательские институты и строительные организации. Уже в 1930 году в стране заработали такие крупные организации как: Теплопроект, Гидроэнергопроект, Гипрозем, Гипромаш, Госпроектстрой (впоследствии Промстройпроект) и др.

С середины 1950-х годов для одноэтажных многопролетных промышленных зданий массового значения была установлена унифицированная сетка колонн 18х12 и 24х12 м, для многоэтажных зданий – единая сетка колонн 6х6 м, а при полезной нагрузке до 750 кг/м2 – 12х6 м. В 1961 году был создан Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ЦНИИпромзданий) для решения проблем совершенствования промышленного строительства. Работу по разработке и совершенствованию теорий расчета строительных конструкций и зданий вели крупные научные центры: ЦНИИСК, НИИЖБ, Проектстальконструкция, Промстройпроект и др. В решении многих промышленных комплексов, зданий и сооружений находили применение новейшие технологии производства промышленной продукции и соответствующие архитектурно-строительные решения. Среди таких объектов промышленного производства следует отметить Череповецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, Коршуновский и Качкарский горно-обогатительные комбинаты, Конаковскую, Братскую и Красноярскую ГЭС, Назаровскую и Славянскую ГРЭС, первую опытную АЭС в г. Обнинске, а также Белоярскую и Нововоронежскую АЭС, крупные химические и автомобильные комплексы в г. Тольятти, Набережных Челнах, Братский лесопромышленный комплекс и др.

В 1960-1980-е годы проектирование и строительство промышленных объектов продолжали развиваться и совершенствоваться, подкрепленные хорошей нормативной базой, разработанной ведущими научно-исследовательскими и проектными институтами. Основное промышленное строительство было сосредоточено в районах, связанных с производством электроэнергии, нефти, газа, химии и нефтехимии.

С начала 1990-х годов в результате перехода на рыночную экономику и сокращения объемов промышленного строительства многие крупные предприятия строительной индустрии прекратили выпуск конструкций и изделий, а проектные и научно-исследовательские институты оказались невостребованными и вынуждены были перепрофилироваться на гражданское строительство.
Современное промышленное строительство связано, прежде всего, с развитием энергетики, добычи и переработки нефти и других полезных ископаемых, а также с обслуживающими предприятиями машиностроительной отрасли, легкой и пищевой промышленности. Многие промышленные предприятия прошлого перепрофилированы, технически перевооружены и реконструированы с использованием новейших технологий, в том числе и зарубежных.

Московский международный деловой центр

Высотное строительство начиналось в России с византийской строительной традиции, которая была использована в постройке церквей; здания ставились с круглым куполом, с прямоугольным основанием, белокаменными, плотно сбитыми, приятными для глаза. Отдельно стоящих колоколен не было. Когда Византии уже не стало, в Италии появилась мода на колокольни (campanile). Россияне не могли стоять в стороне и, превозмогая отвращение к “ненавистным латинянам”, пригласили их строить колокольни в Москве. В начале XVI века итальянцы построили колокольню Ивана Великого. В 1600 году мы своими силами добавили еще один ярус, и колокольня, достигнув высоты 81 метр, на 100 лет стала самым высоким зданием в России.

  • Высотное строительство по-русски: не без вельможей хитрости

Меншиковская башня еще стояла, когда другой объект начал набирать высоту. В день святых Петра и Павла (12 июля) в 1703 году в Петербурге на Заячьем острове началось строительство Петропавловского собора. Он был деревянный, построили его быстро, и уже в 1704 году над Санкт-Петербургом появился крест (1 апреля 1704 года — день освящения собора). Но башня Меншикова была выше, это было неправильно, поэтому собор разобрали и в 1712 г. на его месте стали строить новый — из камня. В 1723 году, возможно, в день, когда в Меншикову башню попала молния, на Петропавловскую колокольню устанавливали шпиль.

В 1724 году строительство колокольни было завершено. Высота — 112 метров, по сложившейся традиции, из них 30 метров — шпиль.

  • Высотное строительство в России: превзойти себя

Спустя еще 20 лет эту высоту задумали превзойти. Был сделан проект колокольни Смольного монастыря высотой 140 метров (проект был без шпиля), и даже начали строительство фундамента, но, то ли из-за отсутствия денег, то ли из-за отсутствия шпиля, стройку остановили.

В середине XIX века на Петропавловской колокольне в ходе реставрации были заменены деревянные элементы шпиля на более длинные, металлические. В результате, с 1858 года и по сей день высота колокольни вместе с крестом составляет 122,5 метра.

  • Высотное строительство по-московски: высотки для людей
  • Высотное строительство в Москве: высота в масштабе сметы

Лахта-центр — проектная высота 462 метра.

  • Высотное строительство в Росии: завершение круга истории?

Читайте также: