Профессиональный стандарт внутренний аудитор кратко

Обновлено: 08.07.2024

Часть разработчиков сослалась на рассогласованность действий с другими участниками процесса, часть не смогла представить вразумительных объяснений причин задержки.

С 11 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2017 N 502-ФЗ
"О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации". В соответствии с ним, обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем будет являться основанием для проведения внеплановой проверки.

С января 2018 года МРОТ составит 9 489 руб. (85 % от прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года). С января 2019 года МРОТ планируется довести до 100 % размера прожиточного минимума.

Профессиональный стандарт внутреннего аудитора применяется при модернизации кадровой документации организации: её должностных инструкций, правил внутреннего распорядка и т.д. Также документ имеет широкий спектр дополнительных возможностей. Так, его можно использовать при разработке KPI, рекомендаций по повышению уровня работников или отбраковки несоответствующих по качеству кандидатов.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Современная правовая база профстандартов

Создание полноценной нормативной базы по должностным стандартам началось в 2013 году, когда было принято Постановление Правительства №23, где документировался порядок их составления.

В 2015 году в действие вступил Федеральный закон №ФЗ-122. Данный ФЗ дополнил положениями о профстандартах Трудовой кодекс и законодательство об образовании. Так, в ТК была введена статья 195.3, документирующая процессы их практического использования организациями-нанимателями.

В следующем году Правительство приняло Постановление №584, определившее порядок применения профстандартов в бюджетных организациях разного уровня и компаниях, большая часть которых принадлежит государству.

Основные аспекты их практического использования были обобщены и разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта внутреннего аудитора

В 2015 году Минтруд утвердил профстандарт для аудитора (08.023). Данный документ содержит четыре части.

В его начале перечислены цель, вид и группа профессии аудитора, а также их отношение к классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.

В следующей части указаны семь профильных функций аудитора и семнадцать их составляющих. Каждая функция состоит из двух-трёх частей. Так, функция по методическому обеспечению аудита включает:

  • обучение работников аудиторской компании и повышение их квалификации;
  • разъяснение сотрудникам принципов профильного законодательства;
  • разработка документов, регламентирующих деятельность аудиторов, и отслеживание их актуализации.

В третьей части содержится более подробная информация по функциям и их частям.

Для функций указано:

  • специалисты по аудиту, класс которых достаточен для их выполнения;
  • нужный им уровень опыта и образования;
  • особые условия их допуска к работе;
  • прочие данные вспомогательного характера.

Например, для вышеупомянутой функции по методическому обеспечению аудита указаны:

  • Три класса специалистов, готовых к её выполнению.
  • Образование – высшее, уровня специалитета или магистратуры. Также требуется дополнительное профильное образование и повышение квалификации.
  • Опыт работы – от пяти лет, в том числе от трёх в аудиторской фирме.
  • Дополнительно специалисту требуется членство в СРО аудиторов.
  • Особо указано на необходимость соблюдения аудитором норм профессиональной этики.

Также указаны коды специалистов по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.

По составляющим функций в разделе предоставлена следующая информация:

  • трудовые операции аудитора;
  • нужные ему знания и умения;
  • данные вспомогательного характера.

Например, для деятельности по обучению работников аудиторской компании и повышению их квалификации указаны:

  • Пять трудовых операций – анализ необходимости в проведении обучения по конкретным направлениям, планирование образовательных процессов и т.д.
  • Одиннадцать умений в практических областях – подготовка соответствующих образовательных материалов, работа на компьютере с СПС и т.д.
  • Тринадцать знаний теоретического характера – основы делопроизводства, методы работы с информацией и пр.

Такое тщательное описание функций и их элементов объясняется тем, что именно на этот раздел ориентируются менеджеры при составлении должностных инструкций, норм штатного расписания и иной кадровой документации.

В заключительной части находятся сведения о тех организациях, которые занимались созданием этого должностного стандарта.

Внимание! Параметры квалификации внутреннего аудитора, взятые из профстандарта, могут служить основанием для предъявления требований к специалисту о необходимости получения им дополнительного образования.

Вопросы применения должностных стандартов

Как профстандарты используются для отсева недостаточно подготовленных кандидатов?

Работодатель, если у него официально внедрена система профстандартов, может, ссылаясь на их критерии, написать об отсутствии у кандидата необходимых деловых качеств.

В каких случаях профстандарты обязательны?

Для работодателя они носят обязательный характер, если:

  • Для специальности в действующем законодательстве установлены квалификационные нормативы (ст. 195.3 ТК).
  • Представители каких-то отраслей обладают правами на льготы и компенсации, либо для них определены профессиональные ограничения (ст. 57 ТК).
  • В качестве нанимателя выступает бюджетная организация или компания, большая часть которой находится в госсобственности (Постановление Правительства 584).

В иных ситуациях они носят добровольно-рекомендательный характер.

Как происходит переход на профстандарты?

Рекомендуется использовать следующий порядок операций:

  • Написание регламента, где определены ключевые аспекты перехода: этапы, ответственные за них и т.п.
  • Исследование тех аспектов деятельности организации, которые связаны с управлением персоналом. Анализируется нагрузка работников, параметры их квалификации и прочие подобные моменты.
  • Проверяется качество документов по персоналу: трудовых договоров, правил внутреннего распорядка и т.д.
  • В соответствии с подходящими по профилю профстандартами вносятся необходимые изменения в документацию.

Началом данных процессов является издание директором приказа о переходе организации на профстандарты.

Насколько актуальны положения ЕКС и ЕТКС?

Как указано Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253, они могут использоваться наряду с профстандартами, и работодатель сам выбирает, какой документ в приоритете, если между ними возникают противоречия. Но с начала 2020 года именно профстандарты обязательны в бюджетном секторе.

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

Определение внутреннего аудита

Настоятельно рекомендуемые руководства:

Изменение Стандартов

Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется. Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще. Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

IIA , который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам ( The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

Условно, можно назвать 3 драйвера изменений. Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

Стандарты в российских компаниях

В мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются именно международные Стандарты, разработанные IIA . Поскольку Стандарты – это свод общих принципов, их использование возможно практически в любой стране, в т.ч. и в России. Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем – там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, например, Росимущества. Институт внутренних аудиторов проделал большую работу по включению ссылок на Стандарты в Кодекс корпоративного управления, (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)) и методические документы Росимущества (см. перечень документов Росимущества далее по тексту).

Законодательство

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, сентябрь 1998 г., (письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 N 87-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, апрель 2005 г., (письмо ЦБ РФ от 02.11.2007 N 173-Т)

Документ Международной ассоциации страховых надзоров (письмо Банка России от 10.08.2016 N ИН-015-53/60)

Правительство РФ уже выпустило несколько постановлений о том, что всем гос. учреждениям нужно применять те же подходы к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, которые предусмотрены международным стандартами.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017)

Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

В рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления" (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р)

Также и Счетная Палата РФ:

Стратегия утверждена Коллегией Счетной палаты РФ 24.12.2013

Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов организаций. Поэтому принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

Принят Межпарламентской Ассамблей государств – участников Содружества Независимых Государств, Постановление от 16.04.2015 г. № 42-13

С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:

Профессиональный стандарт "Внутренний аудитор", утвержденный в 2015 году Министерством труда и соцзащиты РФ, стал важным шагом в развитии профессии внутреннего аудитора. В документе подробно описаны цели внутреннего аудита в компании, функции и квалификационные уровни внутреннего аудитора.

Все компании, в которых есть служба внутреннего контроля или служба внутреннего аудита, используют этот профстандарт при разработке должностных инструкций, планировании обучения персонала и формировании кадровой политики.

Как создавались профессиональные стандарты внутреннего аудита

стандарты внутреннего аудита института внутренних аудиторов

Работа над профстандартом шла 2 года. Приступил к проекту Институт внутренних аудиторов в мае 2013 года. И только 24 июня 2015-го года документ утвердили в Министерстве труда и соцзащиты РФ приказом №398н. Все это время обрабатывались отзывы на проект документа от Министерства финансов и Министерства экономического развития.

После того, как профстандарт внутреннего финансового аудита был утвержден в Минтруда РФ, его зарегистрировали в Министерстве юстиции. И уже с 14 августа 2015 документ вступил в действие.

Трудовые функции внутреннего аудитора

В профстандарте описаны цель трудовой деятельности и функции внутреннего аудитора в компании. Там сказано, что специалист должен проводить независимые внутренние аудиторские проверки и консультации по вопросам ведения бухгалтерской отчетности, управления рисками и эффективности менеджмента в целом.

Также специалисту поручается:

  • проверка достоверности данных о финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ результатов деятельности деятельности организации и обеспечение сохранности ее активов;
  • управление службой внутреннего аудита;
  • контроль за соответствием всех хозяйственных, кадровых и прочих мероприятий в компании, требованиям действующего законодательства и положениям внутренним нормативным актам.

Однако, трудовые функции внутреннего аудитора еще зависят от его квалификационного уровня.

Уровни квалификации внутреннего аудитора

Квалификация специалиста определяет, чем будет он заниматься в компании. И какие навыки, образование и опыт работы у него для этого должны быть. В профстандарте “Внутренний аудитор” описано всего 2 квалификационных уровня специалиста: шестой и седьмой.

  • Внутренний аудитор 6-го уровня квалификации — может проводить внутренние аудиторские проверки, но не руководить ими. Это — специалисты с высшим образованием уровня бакалавр и опытом работы от 2-х лет в любой области деятельности компании. Сюда же относятся специалисты с международными дипломами и сертификатами о прохождении курсов переподготовки и повышения квалификации в области внутреннего аудита.
  • Специалист 7-го уровня квалификации может управлять службой внутреннего аудита, а также проводить внутренние проверки самостоятельно или в составе группы. У внутреннего аудитора этого уровня должен быть диплом о высшем образовании не ниже магистра или “специалитет”.

Что касается высшего образования — здесь жестких требований нет. Внутренний аудит проводится в различных компаниях, поэтому у специалиста как 6-го, так и 7-го квалификационного уровня может быть высшее образование по любой специальности. Однако ему обязательно нужно получить дополнительное образование в области внутреннего аудита. Это могут быть курсы переподготовки, повышения квалификации по внутреннему аудиту или программы международной сертификации.

Для чего необходим профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт подробно описывает, что должен знать и делать внутренний аудитор, чтобы вовремя выявлять, оценивать и снижать какие-либо риски в компании.

Компаниям наличие такого профстандарта позволяет:

  • ввести единую терминологию при формировании внутренней нормативной базы служб внутреннего аудита (положение о подразделении, должностные инструкции и пр.);
  • упорядочить наименования должностей работников служб внутреннего аудита;
  • сформировать требования к опыту работы, знаниям и умениям для подбора, оценки и обучения внутренних аудиторов;
  • разрабатывать программы профессиональной подготовки и повышения квалификации как в организациях, так и на базе высших учебных заведений.

Большинство работодателей уже применяют профессиональные стандарты при подборе специалистов в службу внутреннего аудита, когда планируют обучение, аттестацию работников и разрабатывают систему оплаты труда. Вузы и учебные центры используют стандарт при разработке образовательных программ и программ повышения квалификации.

Для специалистов профстандарт стал неким ориентиром по обучению и профессиональному росту. Чтобы соответствовать требованиям и продвигаться по карьере, внутреннему аудитору необходимо постоянно обучаться и повышать свою квалификацию. Проще всего это делать на онлайн-курсах Финансовой академии Актив.


Аудиторские стандарты, разработанные и утвержденные локальными актами организации, оказывающей аудиторские услуги, принято называть внутрифирменными. Целью внутрифирменных аудиторских стандартов является упорядочение и детализация правил и методов проведения аудита, повышение удобства и эффективности работы.

Каким аудиторским стандартам может подчиняться деятельность профессионального аудитора?

Аудиторские стандарты — это систематизированный комплекс правил, регулирующий деятельность профессионального аудитора. Комплекс включает в себя положения, позволяющие:

  • оптимизировать и сделать более эффективной работу по аудиторским проверкам;
  • минимизировать риски ошибок и заблуждений при формировании аудиторского мнения и профессиональных оценок;
  • обеспечить эффективный контроль качества на всех участках и этапах работы;
  • привести деятельность и поведение аудитора в соответствие с установленными этическими нормами и принципами.

Комплексы аудиторских стандартов могут подразделяться по территориально-национальному признаку:

По принципу возникновения для аудиторской фирмы аудиторские стандарты делятся:

  • на внешние — установленные на государственном или международном уровне;
  • внутренние — разработанные и принятые самой фирмой на основе внешних.

Нюансы разработки внутрифирменных стандартов аудита

Для чего разрабатываются внутрифирменные аудиторские стандарты?

Чтобы разобраться в этом, следует рассмотреть еще одну систему классификации и структурирования стандартов. По этой системе аудиторские стандарты могут быть:

  • общие — устанавливают и конкретизируют цели и принципы аудита;
  • рабочие — описывают технологию выполнения аудиторских мероприятий и процедур;
  • стандарты отчетности — конкретизируют требования к содержанию и структуре аудиторских отчетов.

При этом описание рабочих технологий в стандартах носит достаточно обобщенный характер. Например, Международный аудиторский стандарт 315 формулирует общие требования для аудитора по знанию аудируемого субъекта и его среды. Однако, поскольку аудиторы могут работать в очень разных сферах бизнеса, то и применение требований к знанию субъекта и среды может иметь свои нюансы. Если аудиторы выходят проверять высокотехнологичное производство с особыми условиями труда, им потребуются одни знания для разработки процедур и оценки рисков, если проверяют кредитную организацию — другие. Поэтому на внутреннем уровне в фирме желательно конкретизировать и детализировать обобщенный процесс, изложенный в стандарте, применительно к специфике аудируемого субъекта. Например, в организации могут быть разработаны отдельные методички и инструкции для аудита промышленных предприятий и для кредитных организаций. Эти документы и будут относиться к внутрифирменным аудиторским стандартам.

Основное требование к таким документам — они могут дополнять и расшифровывать требования внешних стандартов, но не должны эти требования изменять.

Общераспространенные требования к внутренним аудиторским стандартам

Внутренние аудиторские стандарты являются авторской интеллектуальной собственностью фирмы. Зачастую их содержание может составлять коммерческую тайну.

При этом уникальная внутренняя система аудиторских стандартов все же должна соответствовать некоторым критериям:

  • практической полезности и логичности — объемные внутренние методические материалы (а объемные они почти всегда) должны быть понятны читающему и содержать только такую информацию, которая действительно пригодится аудитору в работе;
  • взаимосвязанности и согласованности — все используемые термины и определения должны быть едиными во всех документах, а каждый новый документ должен базироваться на положениях предыдущих и занимать свое место в структурированной системе;
  • полноты — содержание каждого документа должно максимально полно и подробно раскрывать рассматриваемый в нем аспект.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аудиторская фирма имеет право заключить с сотрудниками соглашение о неразглашении информации, включенной во внутренние аудиторские стандарты, а также о запрете применять эту информацию в случае работы вне данной фирмы.

Утверждение внутрифирменных аудиторских стандартов

Если внутренними регламентами аудиторской организации не предусмотрен иной порядок, то разработанные внутрифирменные аудиторские стандарты утверждает руководитель.

Внутренние аудиторские стандарты подлежат обязательному пересмотру и повторному утверждению в случаях:

  • внесения изменений во внешние применяемые стандарты;
  • внесения изменений в национальное законодательство, если такие изменения могут оказать влияние на применение внутренних аудиторских стандартов в работе;
  • в случае изменения собственника аудиторской организации.

Внутрифирменные аудиторские стандарты и стандарты внутреннего аудита фирмы: в чем различия?

Внутренние аудиторские стандарты не следует путать с регламентами для внутреннего аудита обычной организации. Аудиторские стандарты предназначены для регулировки деятельности профессиональных аудиторов, которые по отношению к аудируемому субъекту являются внешними. Если же в структуре субъекта (организации) имеется работник или подразделение, выполняющее аудиторские функции для внутренних целей субъекта, то речь идет о внутреннем аудите. При этом деятельность внутреннего аудитора тоже может регламентироваться внутренними локальными актами субъекта — стандартами внутреннего аудита.

Итоги

Внутрифирменные аудиторские стандарты — комплекс уникальных авторских документов, регулирующих деятельность сотрудников аудиторской организации. Основное их назначение — уточнять, дополнять и детализировать положения внешних общих аудиторских стандартов для эффективного применения в работе. Положения внутрифирменных аудиторских стандартов не должны изменять общие установки, определяемые внешними (общими) аудиторскими стандартами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: