Положение старообрядцев при николае 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Положение христиан-старообрядцев в России в XVII столетии во многом было похоже на положение первых христиан в Римской империи. Как древние христиане были вынуждены скрываться в катакомбах, так и русские православные старообрядцы скрывались от государственных и церковных властей. От всех русских людей требовалось верить так, как приказывало новое начальство. По настоянию патриарха Иоакима царевна Софья в 1685 году издала против старообрядцев 12 грозных статей. Вот некоторые из них.

— Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места.

— Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам: дадут им или поесть, или только испить воды.

— Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых старообрядцы только приютились.

— Все имущество старообрядцев отбирать и отписывать великим госсударям.

В России настало лютое время: сотнями и тысячами сжигали людей, резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали; тюрьмы и подземелья монастырей были переполнены страдальцами за Христову веру. Духовенство и гражданское правительство безпощадно истребляли своих же родных братьев — русских людей. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и женщин и даже детей.

Преследуемые христиане бежали в пустыни, леса, в горы. Но и там их отыскивали, жилища и скиты разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний и, если они не изменяли старой вере, предавали мучениям до смерти.

Бывало, что гонители уходили. Но в большинстве случаев преследуемые погибали.

Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Они временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. За два века старообрядчество приобрело бесценный опыт выживания в невероятно тяжелых условиях.

Император Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, мусульманское, иудейское. И только одни старообрядцы не имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их уже не сжигали массами, но отдельные случаи сожжения и других смертных казней были нередки. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Однако никакими гражданскими правами в государстве они не обладали. В таком же положении они находились и при преемниках Петра. Императрица Анна Иоанновна даже решилась на войсковую операцию за пределами Российской империи для поимки скрывавшихся старообрядцев.

Только в царствование Екатерины II (1762-1796) старообрядцы вздохнули несколько свободнее. Но к концу царствования Александра I опять начали появляться указы, стеснявшие духовную жизнь старообрядчества. При Николае I (1825-1855) старообрядцы жестоко преследовались, причем не только на территории России, но и за рубежом.

Лишь в начале XX века, после Манифеста о веротерпимости, изданного Николаем II, старообрядцы получили возможность открыто устраивать в родном отечестве крестные ходы, звонить в колокола, организовывать общины, строить храмы. С 1905 по 1917 год ими было обновлено и выстроено около тысячи храмов!


Вслед за этим появились указы и вообще относительно всей религиозной жизни старообрядчества, как поповцев, так и беспоповцев. Вновь принимаются законы, лишающие староверов элементарных прав. С 1834 г. старообрядцам запрещено вести метрические книги (раньше выписки из них являлись юридическим документом и заменяли собой паспорт) – таким образом староверы оказывались вне закона. Не признавались старообрядческие браки, а дети староверов являлись по законам того времени незаконнорожденными. Они не имели прав ни на наследство, ни на фамилию отца.

Не только попов, но и видных мирян стали теперь без суда и следствия отправлять в ссылку и подвергать телесным наказаниям. Это касалось всех старообрядцев, в том числе и предпринимателей, начавших свои торговые обороты с самого издания екатерининской Жалованной грамоты городам (1785), людей, фабричная и торговая деятельность которых кормила и давала работу сотням тысяч подданных империи. Законы 1846—1847 гг. запрещали староверам приобретать недвижимость и землю, вступать в купеческие гильдии, быть избранными на общественные должности. Целые старообрядческие селения были отданы под полицейский надзор.


Николай I царствовал в Российской империи с 1825 по 1855 год. Религиозная политика Николая I была такой же консервативной по духу, как и вся остальная. В привилегированном положении находилось православное население. Власти поощряли переход в православие, в отношении представителей других конфессий вводились ограничения.

В отношении христиан

В христианстве было два направления, с которыми РПЦ имела сложные отношения. Во-первых, это старообрядцы и различные старообрядцы, например, молокане, а во-вторых, униаты и различные западные христиане, особенно, католики в западных губерниях.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

Религиозную политику в отношении христиан при Николае I наглядно можно представить в следующей таблице:

Год

Событие

Указ Николая I о заселении сектантами, духоборами и молоканами Закавказья

Полоцкий собор, воссоединение униатов Беларуси и Волыни с православием

Появление первого старообрядческого митрополита – Амвросия Белокриницкого, хотя сам он находился на территории Австро-Венгрии

Заключение Конкордата между Россией и Святым Престолом

С целью распространения православия при Николае I велась миссионерская деятельность среди народов Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. Несмотря на это, в 1841 году в Российской империи появился баптизм. Ее приверженцами стали сначала немцы, а потом и славяне. К католикам отношение ухудшилось из-за восстания в Польше 1830-1831 годов.

Полоцкий собор 1839

Рис. 2. Полоцкий собор 1839.

В отношении евреев

Еврейская община Российской империи к 1830-ым годам, то есть после подавления восстания в Царстве Польском, стала самой многочисленной в мире. Как правило, евреи проживали в малых городах или в сельской местности. Основными их занятиями были ремесло и торговля. В 1791 году, то есть еще за пять лет до рождения императора, для них была введена черта оседлости. Евреи обязаны были проживать на бывших территориях Речи Посполитой и Крымского ханства. При Николае I в отношении евреев были введены следующие меры:

  • Насильственное крещение.
  • Присвоение русских фамилий и имен. Это давало право жить за “чертой оседлости”.
  • Распространение рекрутского набора на детей из еврейских семей с августа 1827 года. Их стали призывать в “школы кантонистов” с 12 лет. Накануне Крымской войны 2% всех кантонистов были евреями.
  • В 1830-ые власти пытались переселять евреев в Сибирь с целью ее освоения.
  • В 1844 году была ликвидирована самостоятельность еврейских общин – кагалов.

Школы кантонистов существовали с 1805 года. Они представляли собой учебные заведения самого низкого разряда для солдатских детей и сирот. В них мальчики готовились к воинской службе и изучали основаны чтения, письма и закона Божьего. В школах царил жесткий порядок, близкий к армейскому.


Рис. 3. Император Николай I.

Что мы узнали?

Кратко о религиозной политике Николая 1 следует знать, чтобы представлять отношения властей и различных религиозных конфессий в Российской империи в середине XIX века. Наибольшим успехом религиозной политики Николая I стало воссоединение униатства и православия.


В уроке рассказывается о восстании в Царстве Польском 1830–1831 годов и его последствиях. Описывается политика российского правительства в отношении Финляндии, Средней Азии и Западных губерний. Рассматривается положение евреев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик"

Среди православных верующих было распространено почитание старцев. Они активно проповедовали и вели праведный образ жизни, чем заслуживали почёт и уважение. Монаха Серафима Саровского можно назвать одним из самых известных старцев первой половины XIX века.


Он предсказал многие события, которые произошли в России в последующие десятилетия. Подробнее о религиозных течениях в Российской империи вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае и Прибалтике. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века. Политика России в Средней Азии.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин: ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма; несоблюдение российскими властями конституции 1815 года; желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года. Т. е. государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.


Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс (современный Хельсинки).


Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.

Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.


Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты.

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.


Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

Им присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.


Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.


Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

Униатство подразумевает соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом. Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Российское правительство пыталось наладить отношения и с ними. Так, в 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

Подведём итоги: В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.

Читайте также: