История логопсихологии и логопедии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Логопсихология — одна из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно рече­вые нарушения являлись предметом изучения логопе­дии. Начало изучения детей с речевой патологией отно­сится к концу XIX — началу XX в. Возникновение ло­гопсихологии как отдельной отрасли специальной психологии можно отнести к 60-м гг. XX в. До этого времени логопсихология являлась частью дефектоло­гии — комплексной науки, включающей как разносто­роннее изучение причин и механизмов отклоняющего­ся развития, так и разработку научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воз­действий применительно к детям, имеющим различные недостатки в психофизиологическом и личностно-социальном развитии. Взгляды зарубежных исследователей конца XIX — начала XX в. на познавательную деятель­ность детей с недоразвитием речи, а также работы оте­чественных ученых способствовали становлению лого­психологии как отдельной научной отрасли.

Зарубежные исследования проблемы психического развития детей

С речевыми дефектами

Недоразвитие речи и отставание в развитии высших форм мыслительной деятельности у детей с тяжелой первичной речевой патологией, возникающей на органической основе, представляет собой одну из наиболее важных, но малоразработанных проблем логопедии и специальной психологии. Не случайно поэтому в зару­бежной литературе вопрос о состоянии высших психи­ческих функций у детей с алалией вызывает много тол­кований и споров. Острота вопроса связана с тем, что исследования недостаточности речемыслительной дея­тельности у детей этой категории, так или иначе на­правленные на разработку проблемы взаимоотношения речи и мышления, осуществляются с различных, час­то противоположных теоретических позиций.

В конце прошлого и начале текущего века вопросы нарушения детской речи и мышления центрального орга­нического происхождения рассматривались в контексте и по аналогии с анализом патологии речи и мышления у взрослых больных с афазией (А. Куссмауль, П. Мари и др.). Этим авторам в анализе нарушений мыслитель­ной деятельности при афазии и алалии были свойствен­ны те достоинства и недостатки, которые присущи их теоретическим воззрениям на патологию речи и других высших психических функций.

Таким образом, А. Пик и Ф. Лотмар придержива­лись точки зрения прямой обусловленности расстройств мышления речевыми нарушениями. По X. Хэду сама постановка вопроса о том, каким образом расстройство речи обусловливает расстройство мышления (или наобо­рот), является неправомерной, поскольку формулиро­вание мысли и ее речевое выражение есть одно и то же или два аспекта одного и того же. X. Хэда считал, что при поражении низших отделов нервной системы речь является изолированной от мышления, она может быть нарушена, несмотря на сохранность мышления, но ког­да поражена кора головного мозга, являющаяся носи­телем высших форм интеграции, тогда расстройство идет уже не по линии отделения речи от мышления, а по линии потери способности оперировать символами, что сказывается одновременно в расстройствах и мыслитель­ной и речевой деятельности.

/) нарушения, в основе которых лежит невроло­гическое органическое поражение;2) расстройства собственно в сфере организации деятельности, которые прежде всего лежат в осно­ве недостаточности логических и рассуждающих ум­ственных способностей.

Вработе американского психолога А.Л. Бентона пред­ставлен достаточно подробный анализ современного со­стояния проблем изучения познавательной функции у детей с афазией. Автор считает, что большинство иссле­дований в этой области сосредоточены на эксперимен­тальной проверке двух основных гипотез о характере связи языковых и интеллектуальных нарушений у де­тей с недоразвитием речи. В соответствии с этим суще­ствуют два ведущих направления исследований.

Оценивая стратегию современных исследований по­знавательных функций у детей, страдающих наруше­ниями речи, А.Л. Бентон справедливо отмечает, что по­давляющее большинство работ, независимо от позиций авторов, направлено на оценку состояния когнитивной способности восприятия временных последовательнос­тей, перцептивно-моторных навыков или ассоциативного научения. Тем не менее автор считал, что данный под­ход не дает исчерпывающей информации о структуре и характеристиках познавательной сферы и ее нарушени­ях, характерных для различных дефектов речи в детс­ком возрасте. Для достижения этой цели необходимо проведение комплексных исследований всех психичес­ких процессов и взаимосвязей между ними.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. — № 4.

Глава 3. Обзор речевых нарушений

3.1. Краткая история логопедии и логопсихологии

Логопедия наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами обучения и воспитания. Исторически сложилось так, что логопедия и логопсихология развивались с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с серединыXIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые (локализационисты) настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие (антилокализационисты) утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг. Наряду с осмыслением мозговых механизмов речи постепенно накапливались сведения о различных видах речевых нарушений, появились работы лингвистов, рассматривавших эти расстройства как своеобразный естественный эксперимент, который позволяет совершенствовать представления об устройстве языка и организации речевого процесса.

Таким образом, предпосылки для становления логопедии как науки закладывались этими науками, а также в определенной мере сурдопедагогикой, для которой формирование речи является одной из центральных проблем.

Логопедия — наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами обучения и воспитания. Исторически сложилось так, что логопедия и логопсихология развивались с опорой на знания, накопленные педагогикой и медициной. Научное изучение речевой патологии и ее коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, т.е. примерно с серединыXIX в. Пионерами науки о речевых расстройствах являются невропатологи П.Брока (1861) и К.Вернике (1873), первый из которых показал, что моторные функции речи локализуются в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (у правшей) головного мозга, а второй описал центр сенсорной стороны речи — в задней трети левой височной извилины. Эти открытия положили начало дискуссии о том, с какими отделами мозга связана работа речевой системы. Эта дискуссия длилась несколько десятилетий. Одни ученые (локализационисты) настаивали на строгой привязке этих функций к определенным центрам, другие (антилокализационисты) утверждали, что за эти функции отвечает весь мозг. Наряду с осмыслением мозговых механизмов речи постепенно накапливались сведения о различных видах речевых нарушений, появились работы лингвистов, рассматривавших эти расстройства как своеобразный естественный эксперимент, который позволяет совершенствовать представления об устройстве языка и организации речевого процесса.

Таким образом, предпосылки для становления логопедии как науки закладывались этими науками, а также в определенной мере сурдопедагогикой, для которой формирование речи является одной из центральных проблем.

В истории формирования научной школы логопедии прослеживаются три основных этапа (Селиверстов В. И., 1997):

- поиск и становление педагогических основ логопедии (до 1950 г.);

- обоснование и развитие комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению нозологически разных речевых расстройств (до 1978 г.);

- выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Логопсихология, будучи прикладной дисциплиной, развивалась в тесном взаимодействии с логопедией. На первом этапе происходило накопление отдельных клинических наблюдений психических особенностей лиц с нарушениями речи. Косвенно представления об этих особенностях формировались и в связи с оказанием им психологической помощи. Так, например, накапливались сведения о когнитивных функциях у лиц с речевыми расстройствами (Р.А.Белова-Давид, Р.Е.Левина, В. И.Лубовский и др.), их личностных особенностях (И.А. Сикорский, В. С. Кочергина, Н.П.Тяпугин), предлагались методы коррекции, основанные на определенных положениях психологической теории (Г. Д. Неткачев, В.В.Оппель).

Для следующего этапа развития логопсихологии характерно нарастающее применение все более широкого арсенала экспериментально-психологических методик и формулирование двух основных теоретических подходов к объяснению психических феноменов, наблюдающихся при нарушениях речи — синдромоориентированного (нейропсихологического) и личностно ориентированного (концепция внутренней картины дефекта).

Общим для речевых расстройств любой этиологии является затруднение коммуникативных и в той или иной степени когнитивных функций человека (Сильверман Ф., 1980; Белякова Л. И., СаитбаеваЭ.Р., Матанова В., 1989; Скиннер К.М., 1989; Тарасов Д.И., ВасиленкоЮ.С., 1996; Диан Э., Вирс С., Бенхам Ф., 1989; Миллер С., Уотсон В., 1992; Монделерс Б., 1996). Указанные обстоятельства делают речевые нарушения личностно значимыми, однако эта значимость опосредована особенностями самой личности и ее социального окружения.

Следует подчеркнуть, что не только в отечественной, но и в мировой науке подавляющее количество психологических исследований посвящено заиканию; в отношении заикающихся предлагаются разнообразные методы психологической помощи. Значительно реже и менее систематично таким исследованиям подвергались лица с другими речевыми расстройствами, но среди них в наибольшей степени страдающие афазией.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История развития логопсихологии Автор: Зеленых Ольга Евгеньевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития логопсихологии Автор: Зеленых Ольга Евгеньевна

История развития логопсихологии Автор: Зеленых Ольга Евгеньевна

Первые исследования, направленные на изучение детей с нарушениями речи, относ.

Первые исследования, направленные на изучение детей с нарушениями речи, относятся к концу XIX – началу XX века. Начинает активно разрабатываться вопрос о взаимоотношении речи и мышления в структуре речевого дефекта. Научные интересы исследователей того времени были ориентированы на изучение детей с тяжелой речевой патологией, возникающей на органической основе.

Выделяют три основных этапа в развитии логопсихологии: - поиск и становление.

Выделяют три основных этапа в развитии логопсихологии: - поиск и становление педагогических основ логопедии (до 1950 г.); обоснование и развитие комплексного медико-педа-гогического подхода к изучению и преодолению нозологически разных речевых расстройств (до 1978 г.); - выделение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

научные исследования до 30-х годов XX века имеют преимущественно описательный.

научные исследования до 30-х годов XX века имеют преимущественно описательный характер. В 1930-е годы под влиянием идей Л.С. Выготского утверждаются положения о социально обусловленной природе высших форм психической деятельности, их прижизненном формировании и опосредованном системном строении. Экспериментально доказывается, что в опосредствовании психических процессов ведущая роль принадлежит речи. .

Значимое место занимает научная концепция Р.Е. Левиной. Одно их первых иссле.

Р.Е. Левина пересмотрела классификационные представления в логопедии. На осн.

Р.Е. Левина пересмотрела классификационные представления в логопедии. На основе психологических и психолингвистических критериев нарушения речи подразделяются на: нарушение средств общения (фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР); нарушения в применении средств общения (заикание). В 1950-60-х гг. Р.Е. Левина занимается теоретическим обоснованием ОНР у детей и разработкой методов его преодоления.

К началу1970-х гг. актуальность теоретических и практических разработок психо.

К началу1970-х гг. актуальность теоретических и практических разработок психологической направленности в отношении детей с речевой патологией становится очевидной, так как без глубокого знания психологических особенностей детей с нарушенной речью невозможно создание эффективных средств обучения и воспитания детей. Однако содержание научных разработок направлено в основном на дальнейшее изучение вопроса о взаимосвязи речи и других психических процессов у детей с алалией.

С середины 90-х гг. логопсихология развивается в направлении двух подходов:

С середины 90-х гг. логопсихология развивается в направлении двух подходов:

Исследования в 1980-90-х гг. Изучение познавательной сферы детей-логопатов: Л.

Исследования в 1980-90-х гг. Изучение познавательной сферы детей-логопатов: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелёва, Г.С. Сергеева, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, А.П. Воронова - разные виды восприятия; И.Т. Власенко, Т.Н. Синякова, Т.А. Фотекова, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин - мышление; Л.И. Белякова, Е.М. Мастюкова, Э.Л. Фигередо - память; В.П. Глухов - воображение. Эмоционально-волевая сфера и личностное развитие - В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, Г.А. Волкова Коммуникативная деятельность - Л.Г. Соловьёва, О.С. Павлова

Актуальные проблемы логопсихологии: .

Актуальные проблемы логопсихологии: .

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Краткое описание документа:

Первые исследования, направленные на изучение детей с нарушениями речи, относятся к
концу XIX – началу XX века.

Начинает активно разрабатываться
вопрос о взаимоотношении речи и мышления в структуре речевого дефекта.

Научные интересы исследователей того времени были ориентированы на изучение детей с тяжелой речевой патологией, возникающей на органической основе.

Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей лиц с различными расстройствами речи, а также разрабатывает варианты использования психологических технологий в процессе комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

Объект логопсихологии и ее связь с другими науками

Логопсихология занимается изучением причин, механизмов, симптомов, структуры нарушений в познавательной, волевой и эмоциональной сфере, а также межличностных отношений ребенка с нарушенным речевым развитием.

Объект изучения этого направления можно определить тем, что при соответствующих речевых нарушениях наблюдаются и разные особенности психического процесса, состояния и свойств. Их важно учитывать в коррекционной, психологической и педагогической работе.

Цель логопсихологии состоит в предоставлении помощи в успешной социализации детям с различными формами речевых нарушений. Логопсихология представляет собой прикладную дисциплину, ее развитие проходило в рамках логопедии.

Логопсихология связана и с другими науками. Например, для того чтобы заниматься коррекцией и профилактикой нарушений речи и для всестороннего воздействия на личность, необходимы знания в области симптоматики речевых нарушений, их этиологии, механизмов, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Цель и задачи логопсихологии

Объектом логопсихологии является система психологической помощи людям, которые имеют нарушения речи. Предметом логопсихологии являются особенности психического развития людей, обладающих различными формами речевых нарушений.

Цель науки состоит в оказании психологической помощи лицам с нарушениями речи. В соответствии с этой целью необходимо определить круг задач, которые делятся на теоретические и практические.

Готовые работы на аналогичную тему

В состав теоретических задач входят:

  • Исследование закономерностей формирования познавательной деятельности при наличии речевых нарушениях разной степени этиологии и тяжести (например, при сохранном слухе и интеллекте);
  • Исследование особенностей социально-личностного развития лиц с различными нарушениями речи;
  • Психологическое обоснование степени эффективности методов, которые используются для коррекционного, педагогического и психологического воздействия на психическое развитие человека с соответствующими видами речевого нарушения ведущего характера;
  • Формирование и использование методов дифференциальной диагностики, которые дают возможность определить первичное речевое нарушение среди похожих по внешним проявлениям состояний;
  • Формирование и применение методов логопсиходиагностики;
  • Исследование механизма и условий профессионального взаимодействия логопедов и психологов в рамках единого коррекционно-образовательного пространства.

В состав практических задач логопсихологии можно включить:

  • Диагностику познавательной сферы ребенка, обладающего нарушением речи ведущего характера с точки зрения целостного подхода;
  • Диагностика аспектов социально-личностного развития ребенка с нарушениями речи ведущего характера;
  • Психологическую коррекцию нарушений в познавательной сфере, отклонений личностного и социального развития детей этой категории;
  • Профилактику вторичных нарушений в психическом развитии у детей и взрослых с нарушенной речью с помощью системы мер различного характера с макро- и микроокружением.

Становление логопсихологии как науки

Исследование речевых нарушений происходило в несколько этапов. Начало изучения индивидов (детей) с нарушениями речи можно отнести к клиническому этапу (конец XIX — начало XX века).

Одна из первых классификаций нарушений речи была предложена в виде типологии в 1877 год (А. Куссмауль). Автор подверг критическому анализу представления о видах речевых нарушений, сложившихся ранее. Он провел их систематизацию, упорядочение терминологии.

Примерно до 80-х гг. XX века психологическая литература содержала лишь разрозненные упоминания психологических проблем индивидов с речевыми нарушениями. Только после данного периода стали появляться специальные труды, которые были посвящены отдельным вопросам психологической диагностики и коррекции (Виноградова, Цветкова, Глозман и др.).

На втором, педагогическом этапе ученые (Хватцев, Pay, Правдина, Ляпидевский и др.) вносят коррективы в клиническую классификацию. В этом процессе существенно поменялись представления о некоторых видах нарушений, которые ранее относились к одной форме. В это же время значительно пополняется содержательная характеристика речевого расстройства. Это позволяет преодолеть фрагментарность описаний, характерных для начала века.

Внесенные коррективы не смогли привести к значительным изменениям терминологического аппарата клинической классификации, хотя смысловой объем терминов и соответствующие понятия перестают являться однозначными.

В процессе дальнейшего становления логопедии, развития ее теоретической базы и подхода к речевым нарушениям с точки зрения развития и системного представления о речевой деятельности ученые все больше стали осознавать неприемлемость прямого переноса клинических построений, в основу которых легли симптоматические трактовки речевых нарушений.

Сегодня логопедический подход к исследованию речевых нарушений сменился на логопсихологический. В российской логопсихологии стали использовать традиционную классификацию речевых нарушений (клинико-педагогическую и психолого-педагогическую по Левиной) и современную классификацию (в частности, МКБ-10).

Читайте также: