Тит флавий климент кратко

Обновлено: 28.04.2024

[Werke], Bd 1—4, Lpz., 1905—36; Bd 2—3, В-, 1960—703 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte. ).

M и p т о в Д., Нравств. учение K. . СПБ, 1900 ; История философии, т. 1, М., 1940 , с. 389—90; V o l k с r W., Пег wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrimis, В.— Lpz. 1952 ; O s-b o r n E. F., The philosophy of Clemens of Alexandria, Camb., 1957.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Соч.: Opera quaeextant omnia, t. 1–2, P., 1857 (Migne J. P., Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 8–9); The writings. Transl. by W. Wilson, v. [1 ]–2, Edin., 1867–69; [Werke. Griechisches Original ], Bd 1–4, Lpz., 1909–39 (Bd 1–2, 2 Aufl., 1936–39; Bd 3–4, 1909–36); Ausgewählte Schriften, aus d. griech. übersetzt von О. Stählin, Bd 1–5, Münch., 1934–38 (Bibliothek d. Kirchenväter, 7, 8, 17, 19, 20); в рус. пер. H. Корсунского: Кто из богатых спасется, Я., 1888.

Лит.: Скворцов К., Философия отцов и учителей церкви, К., 1868; Миртов Д., Нравственное учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; История философии, т. 1, М., 1940, с. 389–90 и др. (см. Указатель); Fауe E. de, Clément d'Alexandrie, 2 éd., P., 1906; Daskalakis M. J., Die eklektischen Anschauungen des Clemens von Alexandria und seine Abhängigkeit von der griechischen Philosophie, Lpz., 1908; Τоllington R. В., Clement of Alexandria, v. 1–2, L., 1914; Meifоrt J., Der Platonismus bei Clemens Alexandrinus, Tübingen, 1928; Ρohlenz M., Klemens von Alexandria und sein hellenistisches Christentum, Gött., 1943; Mondesert C., Clément d'Alexandrie, P., 1944; Völker W., Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus, В.–Lpz., 1952; Osbоrn Ε. F., The philosophy of Clemens of Alexandria, Camb., 1957.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κλήμης Άλεξανδρεύς Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ок. 150 — между 211 и 215) — христианский богослов и писатель. Родился, вероятно, в Афинах в языческой семье. Получил широкое образование, затем путешествовал по Греции, Южной Италии, Малой Азии, переходя от одного учителя философии к другому. Обращен в христианство своим последним учителем Пантеном. который был первым известным нам главой христианской катехитической школы в Александрии и которого Климент Александрийский сменил на этом посту после его смерти. В 202 или 203 он был вынужден покинуть Александрию из-за преследования христиан императором Септимием Севером и нашел убежище в Палестине у своего бывшего ученика иерусалимского епископа Александра.

Христианство Климент Александрийский считал единственной истинной философией. Его основные труды — трилогия “Увещание к эллинам”, “Педагог” и “Строматы” (“Ковер из лоскутков”) — представляют собой программу духовного совершенствования на основе согласования христианской веры и истинных элементов греческой философии. По Клименту, философия была для греков тем же, чем Закон Моисеев для евреев — подготовительным учением, ведущим к истине, которая была воплощена в Логосе, т. е. в Христе. В “Увещании к эллинам”, имеющем целью обращение язычников в христианскую веру, он критикует языческие верования, разбирает различные решения греческой философии относительно первопричины мира, сопоставляя их с писаниями пророков, и увещевает читателей оставить язычество ради христианства. “Педагог” предназначен для нравственного наставления новообращенных. В нем Климент Александрийский представляет Христа в качестве Воспитателя верующих, дает ряд предписаний по поводу отдельных сторон повседневной жизни, основываясь, однако, на принципе разумной меры и не предлагая в качестве жизненного идеала христианина. 3-я часть программы — изложение христианского учения — была реализована лишь отчасти в трактате “Строматы”, Оставшемся незавершенным. Климент Александрийский прежде всего ставит вопрос об отношении христианства к греческой философии и культуре. Христианство — это истинная философия, которая представляет собой не что иное, как знание о Христе, или Логосе. Один и тот же Логос вдохновлял философов, говорил устами пророков и воплотился в Христе. Разница в том, что философы знали Логос лишь неполно и туманно, христианин же имеет во Христе полное и очевидное понимание. Истинная философия присутствует в Писании, поскольку хронологически Моисей предшествует Платону, а сама греческая философия имеет много заимствований из Писаний пророков. Истинный мудрец — это христианин, достигший высшей степени совершенства нравственной жизни и богословского знания, или истинный “гностик”. Описывая истинного, т. е. христианского, гностика, Климент Александрийский противопоставляет его ложным гностикам-еретикам. В отличие от них вера для Климента не противоположна истинному знанию духовных реальностей, или гнозису, но является его основанием. Кроме названных работ из наследия Климента Александрийского сохранилась гомилия “Кто из богатых спасется?”, в которой доказывается, что и богатый может быть спасен, поскольку из Царствия Божия исключен не богатый, а грешник, упорствующий в своем грехе.

Представления Климента Александрийского о множественности источников христианского знания создало основу для программы катехитической школы в Александрии, повлияв и на богословскую систему Оригена, а его разделение христиан на верующих и гностиков предвосхитило появление монашества.

Соч.: Griechische christliche Schriftsteller, Bd 12, 15, 17, 39. В., 19051936; в рус. пер.: Кто из богатых спасется? Увещание к эллинам. Ярославль, 1888; Педагог. Ярославль, 1890; Строматы. Ярославль, 1892.

Лит.: Миртов Д. П. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1990; Попов К. Д. Вера и ее отношение к христианскому знанию по учению Климента Александрийского.— “Труды Киевской духовной академии”, 1887; Volker W. Der wahre Gnostiker Clemens Alexandrinus. B., 1952; Osborn E. F. The Philosophy of Clement f Alexandria. Cambr., 1954; DaniélouJ. Histoire des doctrines chrétiennes avant Nicée, t. II. P., 1961; MehatA. Étude sur les Stromales de Clément d'Alexandrie. P., 1966; Lilla S. R. C. Clement of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxf., 1971.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Родился, по одним данным, в Афинах, по другим, в Александрии, в состоятельной и, вероятно, знатной языческой семье. Хорошо изучил философию Платона и стоиков; был посвящен в языческие мистерии.

Из любви к знанию он стал изучать еврейство и Христианство и, убедясь в превосходстве последнего, крестился уже в зрелом возрасте, слушал в разных местах лучших христианских учителей и, встретив в Александрии Пантена, остался при нем, а когда Пантен отправился с миссионерской целью в Индию, был избран вместо него, в 190 г., на должность главного наставника и начальника Александрийского огласительного училища, с возведением в сан пресвитера. Его учеником, в частности, был св. Александр, епископ Иерусалимский.

В 202 г., во время гонения Септимия Севера, он удалился в Каппадокию. Данные о дальнейшей его жизни отрывочны, неизвестно, возвратился ли в Александрию.

Скончался около 217 года.

Сведения о Клименте Александрийском сообщаются у Евсевия, Иеронима, Епифания, Кирилла Александрийского и Фотия. Более подробные исследования о нем - Тильемона, Фабриция, Селлье, также в "Патрологии" Мелера; изложение и критика его доктрин - у Фреппеля ("Cours de l'éloquence Chrétienne", П., 1865), B. Ф. Певницкаго ("Труды Киевской духовной академии"), Дмитревского ("Александрийская школа", Казань, 1884), Ливанова "Климент Александрийский и его сочинения" (в "Православном Обозрении", 1867).

Имя Климента Александрийского, учителя Церкви, до конца XVI века значилось среди имён святых в Римском мартирологе под 4 декабря, изъято оттуда при очередном редактировании мартиролога при папе Римском Клименте VIII [1]. О православном почитании Климента Александрийского как святого данных нет.

Сочинения

В трех сочинениях, образующих как бы трилогию, — в "Увещании язычникам" (λογος προτρεπτικός), "Строматах" (στρωματεΐς - ковры) и "Педагоге" (παιδάγωγυς), Климент рассматривает язычество, с его наукой и образованностью ("Увещание"), Христианство, в его отношениях к язычеству и философии ("Строматы") и само в себе ("Педагог"), создавая таким образом теорию взаимного соглашения веры и знания, религии и науки.

Вопреки учению Тертуллиана, Лактанция и других, которые провозглашали науку, как имеющую происхождение в язычестве, произведением дьявола, Климент учит, что нет веры без знания, как и знания без веры; гармония веры и знания (γνωστική πίστις) есть высшая ступень духовного развития, совершеннейшая философия. Вера есть начаток знания (даже философы языческие начинали верой в свои теоремы, которые потом развивали в полные системы); в своем начале она не основывается на доказательствах, но должна превратиться в разумное знание. На вере, как на основании, должно воздвигнуться здание ведения, которое имеет несколько степеней, но содержание которого - одно и то же у простого верующего и у ученого. Средства к достижению полной гармонии веры и знания заключаются в изучении всего круга наук, преподававшихся и в язычестве - грамматики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и особенно диалектики, которая есть ограда и для самих догматов веры (мысль буквально повторяющаяся и у Василия Великого). Все эти науки служат лишь ступенями к высшему знанию, которое есть философия, а она, в свою очередь, есть вспомогательное средство для веры, приближающее ее к разумению. Истинный философ возвращается туда же, откуда вышел; выше открытого верой он не может подняться, она есть критерий всякой философии. Основная идея этой схемы христианского образования тожественна с учением Филона, стремившегося слить в одно целое ветхозаветный иудейский супранатурализм и языческий идеализм; но она развита Климентом Александрийским в применении к христианству вполне своеобразно.

Лучшая часть в сочинениях Климента Александрийского - его полемика и апологетика. Его опровержение иудейства и особенно язычества настолько сильно и основательно, что последующим учителям Церкви в этом отношении приходилось лишь варьировать его доказательства.

Сочинения Климента Александрийского составляют доселе во многих частях один из первоисточников для изучения античной мифологии и философии, так как только в них имеются многие сведения о первой и многие отрывки из второй. О языческих мифах и философских учениях Климент судит не иначе, как на основании первоисточников и подлинных слов философов, своеобразно систематизируя мифологию (он делит развитие ее на семь периодов) и обнаруживая особенные симпатии к некоторым философским системам (к Платону и стоикам, что дает повод многим историкам считать его, и не без некоторого основания, не столько христианским богословом, сколько стоическим или платоническим философом), в которых Климент Александрийский видит следы сохранившегося первобытного божественного откровения и даже прямых заимствований из Св. Писания. Часть истин христианского учения, по его мнению, содержалась в язычестве, как плод в скорлупе; между философией и Евангелием нет полной противоположности — это как бы "две ветви одного древа". Доказывая превосходство христианства перед язычеством, Климент Александрийский незаметно для себя пришел, таким образом, к сглаживанию различия между ними, руководимый непреодолимым стремлением объединить религию и науку в одно нераздельное целое. Дальше, однако, Климент Александрийский не пошел и спас для себя веру в церковный догмат, как догмат. Догматическое учение Церкви у Климента Александрийского изложено в размерах почти катехизических, но и оно имело большое значение для его времени, когда церковная догматика почти вовсе не была разработана.

Особенно сильно сказалось влияние платонизма и стоицизма в нравственном учении Климента Александрийского. Самый принцип его морали есть принцип Платона и стоиков. Нравственное совершенство человека находится в прямой зависимости от его разумности: всякое действие хорошо или худо настолько, насколько оно есть продукт знания или незнания. "Жизнь истинно христианская есть система действий разумных". Климент казуистически регламентирует весь внешний быт и поведение христианина в его обыденной жизни. Его "Педагог" представляет в этом отношении драгоценный первоисточник для культурной и бытовой истории греко-римского мира его времени. Критикуя жизнь язычников и полуязыческую внешнюю жизнь самих христиан своего времени, Климент Александрийский подробно говорит о домашней мебели, пище, одежде, посуде, приборах, о том, как вести себя в собрании, чем развлекаться, о деторождении, об употреблении украшений и драгоценностей, об убранстве волос у женщин и бороды у мужчин, об истинной красоте лиц обоего пола, о банях и т. д., одним словом - дает первый христианский "Домострой". Одежда христианам рекомендуется белая, что означает чистоту нрава и непорочность жизни. Цветная одежда неприлична; древние лакедемоняне хорошо делали, что позволяли их носить только публичным женщинам. Многие живут для того только, чтобы есть, а не для того едят, чтобы жить, как указывает природа. Поваренное искусство - самое вредное.

Для истории социологических идей христианства весьма важно сочинение Климента Александрийского "о том, какой богач спасется" (Τίς ό σωζόμενος πλούσιος), составляющее толкование двух мест из Евангелия (Мк. 10, 17-31 и Лк. 10, 30-37). Поставленный вопрос автор решает в том смысле, что от богатых людей христианство вовсе не требует безусловного отречения от богатства, особенно унаследованного, а лишь целесообразного, общеполезного его употребления; оно требует отречения лишь от пристрастия к нему, составляющего духовный недуг. В этом же сочинении находится яркая картина нравов того времени - очерк клиента-тунеядца и льстеца.

Общий недостаток всех сочинений Климента Александрийского - непомерный аллегоризм в толковании Св. Писания, являющийся у него не как случайность, но как плод особой его теории, по которой он устанавливает деление христиан на две категории — несовершенных (простых) и совершенных. Простой, буквальный смысл Св. Писания может удовлетворять лишь "простых"; совершенным же христианам открывается высшее ведение, через аллегорическое толкование Писания.





Климент Александрийский

О нем известно немного. Тит Флавий Климент родился в 150 г. в языческой семье, образование получил в Афинах. Около 175 г. он приезжает в Александрию, принимает христианство, затем посвящается в сан пресвитера и в течение ряда лет руководит огласительным училищем [1] . Во время гонений на христиан 202-203 гг. при императоре Септимии Севере Климент навсегда оставляет Александрию и умирает за ее пределами (в Египте) ок. 215 г.

Тит Флавий Клеменс, также известный как Климент Александрийский (Греческий: Κλήμης ὁ Ἀλεξανδρεύς ; c. 150 г. н.э.– н.э. 215 г. н.э.), [4] был Христианский богослов и философ, преподававший в Катехетическая школа Александрии. Среди его учеников были Ориген и Александр Иерусалимский. Приняв христианство, он был образованным человеком, знакомым с классическая греческая философия и литература. Как показывают три его основных произведения, Климент находился под влиянием эллинистической философии в большей степени, чем любой другой христианский мыслитель своего времени, и, в частности, на него. Платон и Стоики. [5] Его секретные работы, которые существуют лишь в виде фрагментов, предполагают, что он был знаком с дохристианскими Еврейский эзотеризм и Гностицизм также. В одной из своих работ он утверждал, что греческая философия зародилась среди не-греков, утверждая, что и Платон, и Пифагор преподавали египетские ученые. [6]

Содержание

биография

Ни дата рождения, ни место рождения Климента неизвестны с какой-либо степенью уверенности. Предполагается, что он родился примерно в 150 году нашей эры. Епифаний Схоластик, он родился в Афинах, но существует также традиция Александрийский рождение. [7] [8]

Его родители были язычники а Климент был обращен в христианство. в Protrepticus он демонстрирует обширные познания в греческой мифологии и мистические религии, который мог возникнуть только в результате исповедания религии его семьи. [7]

Отвергнув язычество в молодости из-за его предполагаемого морального разложения, он путешествовал по Греция, Малая Азия, Палестина, и Египет. Путешествие Климента было в первую очередь религиозным мероприятием. В Греции он встретил Ионический теолог, который был идентифицирован как Афинагор Афинский; на востоке его обучал ассирийец, иногда отождествляемый с Татиан, и еврей, возможно Феофил Кесарийский. [9]

Примерно в 180 году нашей эры Климент достиг Александрия, [10] где он встретился Пантэн, который преподавал в Катехизической школе Александрии. [11] Евсевий предполагает, что Пантэн был главой школы, но существуют разногласия по поводу того, были ли институты школы формализованы таким образом до времени Ориген. [12] [13] [примечание 1] [15] Климент учился у Пантэна и был рукоположен в священники. Папа Юлиан до 189. В остальном практически ничего не известно о личной жизни Климента в Александрии. Возможно, он был женат - предположение, подтвержденное его работами. [16]

Вовремя Северские гонения 202–203 гг. Климент покинул Александрию. В 211 г. Александр Иерусалимский написал письмо с благодарностью за его церковь Антиохия, [17] что может означать, что Климент жил в Каппадокия или Иерусалим в то время. Дата и место его смерти неизвестны.

Богословские труды


Трилогия

Три основные работы Клемента дошли до наших дней, и все вместе они называются трилогией: [18]

  • то Protrepticus (Увещевание) - написано c. 195 г. н.э. [19]
  • то Педагог (Репетитор) - написано c. 198 г. н.э. [19]
  • то Строматы (Разное) - написано c. 198 г. н.э. - ок. 203 г. н.э. [19]

Protrepticus


Климент критикует греческое язычество в Protrepticus на том основании, что его божества являются ложными и плохими моральными примерами. Он нападает на мистические религии за их ритуализм и мистицизм. [23] В частности, поклонники Дионис он высмеивает их за их семейные ритуалы (например, использование детских игрушек на церемониях). [24] В некоторых случаях он предполагает, что языческие божества основаны на людях, но в других случаях он предполагает, что они человеконенавистнический демонов, и он цитирует несколько классических источников в поддержку этой второй гипотезы. [25] Климент, как и многие доникейские отцы церкви, положительно пишет о Euhemerus и другие философы-рационалисты на том основании, что они, по крайней мере, видели недостатки язычества. Однако больше всего он хвалит Платона, чей апофатический воззрения на Бога являются прообразом христианства. [26]

Фигура Орфей занимает видное место в повествовании Протрептика, и Климент противопоставляет песню Орфея, олицетворяющую языческие суеверия, с божественным Логотипы Христа. [27] Согласно Клименту, только через обращение в христианство можно в полной мере участвовать в Логосе, который является универсальной истиной. [28]

Педагог


Хотя Христос, как человек, создан в образ Бога, только он один разделяет подобие Бога Отца. [33] Христос и есть безгрешный и апатичный, и, таким образом, стремясь подражать Христу, можно достичь спасения. Для Климента грех является непроизвольным и, следовательно, иррациональным [άλογον], устраняемым только мудростью Логоса. [34] Божье водительство от греха, таким образом, является проявлением Вселенская любовь Бога к человечеству. Игра слов на λόγος и άλογον характерна для произведений Климента и, возможно, восходит к Эпикурейский вера в то, что отношения между словами глубоко отражают отношения между объектами, которые они обозначают. [35]

Климент выступает за равенство половна том основании, что спасение распространяется на всех людей в равной степени. [36] Необычно то, что он предполагает, что Христос не является ни женщиной, ни мужчиной, и что Бог Отец имеет как женские, так и мужские аспекты: евхаристия описывается как молоко из груди (Христа) Отца. [37] [38] Климент поддерживает женщин, играющих активную роль в руководстве церковью, и приводит список женщин, которых он считает вдохновляющими, в который входят как библейские, так и классические греческие деятели. Было высказано предположение, что прогрессивные взгляды Клемента на гендер, изложенные в Педагог находились под влиянием Гностицизм, [37] однако позже в своей работе он возражает против гностиков, что Вера, а не эзотерическое знание [γνῶσις], требуется для спасения. Согласно Клименту, именно через веру во Христа человек просвещается и приходит к познанию Бога. [39]

Во второй книге Климент дает практические правила христианской жизни. Он выступает против чрезмерного увлечения едой и выступает за хорошее манеры за столом. [40] Запрещая пьянство, он пропагандирует умеренное употребление алкоголя. 1 Тимофею 5:23. [40] Климент выступает за простой образ жизни в соответствии с врожденной простотой христианства. монотеизм. Он осуждает сложную и дорогую мебель и одежду и выступает против чрезмерно страстной музыки и духов, но Климент не верит в отказ от мирских удовольствий и утверждает, что христианин должен иметь возможность выражать радость в Божьем творении через веселье и вечеринки. [41] Он выступает против ношения гирлянд, потому что сбор цветов в конечном итоге убивает прекрасное творение Бога, а гирлянда напоминает терновый венец. [42] Климент угощает секс в некоторой степени. Он утверждает, что оба распущенность и половое воздержание неестественны, и что главная цель человеческая сексуальность это деторождение. [43] Он утверждает, что супружеская измена, совокупление с беременными, сожительство, гомосексуализм, и проституция всего следует избегать, поскольку они не будут способствовать созданию законного потомства. [44]

В своей третьей книге Климент продолжает в том же духе, осуждая косметика на том основании, что это душа, а не тело, нужно стремиться украсить. [45] Клемент также выступает против окрашивания мужских волос и мужских удаление волос как быть женоподобный. Он советует тщательно выбирать компанию, чтобы не быть испорченным безнравственными людьми, и, утверждая, что материальное богатство не является грехом само по себе, слишком вероятно, что оно отвлечет человека от бесконечно более важного духовного богатства, которое находится во Христе. [46] Работа заканчивается избранными отрывками из Священных Писаний, поддерживающими аргумент Климента, и после молитвы лирикой гимн. [47]

Строматы


Климент описывает Строматы как произведение на различные темы, которые возникают в тексте, как цветы на лугу. [48]

Содержание Строматы, как следует из названия, разные. Его место в трилогии оспаривается - Климент первоначально намеревался написать Didasculus, работа, которая дополнит практическое руководство Педагог с более интеллектуальным образованием в области теологии. [49] В Строматы менее систематичен и упорядочен, чем другие работы Клемента, и теоретизировал его Андре Меха что он был предназначен для ограниченного, эзотерического читателя. [50] Несмотря на то что Евсевий написал из восьми книг сочинения, несомненно, сохранились только семь. Фотий, писавший в девятом веке, нашел различные тексты, приложенные к рукописям семи канонических книг, которые привели Даниэль Хейнсиус предположить, что оригинальная восьмая книга потеряна, и он идентифицировал текст, который якобы был из восьмой книги, как фрагменты Гипотипы. [51]

Первая книга начинается с темы греческой философии. В соответствии с другими его сочинениями, Климент утверждает, что философия имела пропедевтический роль для греков, аналогичная функции закон за евреи. [52] Затем он приступает к обсуждению происхождения греческой культуры и технологий, утверждая, что большинство важных фигур в греческом мире были иностранцами и (ошибочно) что Еврейская культура оказал самое значительное влияние на Грецию. [53] В попытке продемонстрировать первенство МоисейКлимент приводит расширенную хронологию мира, в которой он датирует рождение Христа 25 апреля или мая 4-2 г. до н. Э., А сотворение мира - 5592 г. до н. Э. В конце книги обсуждается происхождение языков и возможность еврейского влияния на Платона. [54]

Вторая книга в значительной степени посвящена соответствующие роли веры и философского аргумента. Клемент утверждает, что, хотя оба важны, страх перед Богом прежде всего, потому что через веру человек получает божественную мудрость. [55] Клименту, писание - это изначально истинная примитивная философия, которую человеческий разум дополняет через Логос. [56] Вера добровольна, и решение поверить - решающий фундаментальный шаг в приближении к Богу. [57] [58] Оно никогда не бывает иррациональным, поскольку основано на знании истины Логоса, но все знание исходит из веры, поскольку первые принципы недоказуемы вне систематической структуры. [59]

Клемент начинает четвертую книгу с запоздалого объяснения неорганизованного характера работы и дает краткое описание своих целей в отношении оставшихся трех или четырех книг. [65] Четвертая книга посвящена мученичество. Хотя все добрые христиане не должны бояться смерти, Климент осуждает тех, кто активно ищет мученическую смерть, утверждая, что они недостаточно уважают Божий дар жизни. [66] Он неоднозначно относится к тому, могут ли какие-либо верующие христиане стать мучениками в силу того, как они умерли, или же мученичество предназначено для тех, кто прожил исключительную жизнь. [67] Марциониты не могут стать мучениками, потому что не верят в божественность Бога-Отца, поэтому их страдания напрасны. [68] Затем следует отступление к теме богословия. эпистемология. По словам Клемента, невозможно эмпирически проверить существование Бога Отцапотому что Логос имеет значение откровения, не поддающегося анализу, хотя Христос был объектом чувств. У Бога не было начала, и это универсальный первый принцип. [69]

Пятая книга возвращается к теме веры. Климент утверждает, что истину, справедливость и добро можно увидеть только разумом, а не глазами; вера - это способ доступа к невидимому. [70] Он подчеркивает, что познание Бога может быть достигнуто только через веру, если нравственные ошибки человека исправлены. [71] Это соответствует более раннему утверждению Климента о том, что мученичество может быть достигнуто только теми, кто практикует свою веру во Христа через добрые дела, а не теми, кто просто исповедует свою веру. Бог полностью превосходит материю, и поэтому материалист не может по-настоящему познать Бога. Хотя Христос был воплощением Бога, важно его духовное, а не физическое понимание. [71]

В начале шестой книги Климент намеревается продемонстрировать, что произведения греческих поэтов произошли от пророческие книги Библии. Чтобы укрепить свою позицию о том, что греки были склонны к плагиату, он приводит многочисленные примеры такого неуместного присвоения со стороны классических греческих авторов, о которых сообщалось из вторых рук. О плагиате, анонимный аноним в третьем веке до нашей эры. работу иногда приписывают Aretades. [72] Затем Климент отвлекается от темы греха и ад, утверждая, что Адам не был совершенен при сотворении, но имел возможность достичь совершенства. Он широко поддерживает универсалист доктрина, утверждающая, что обетование Христа о спасении доступно всем, даже осужденным на ад. [73]

Другие работы

Помимо великой трилогии, единственной другой дошедшей до нас работой Климента является трактат Спасение для богатых, также известный как Кто такой Богатый Спасенный? Начав с резкой критики разлагающего воздействия денег и неправильного рабского отношения к богатым, Клемент обсуждает последствия Марка 10:25. [78] Богатые либо не убеждены в обещании вечной жизни, либо не знают о конфликте между обладанием материальным и духовным богатством, и хороший христианин обязан направлять их к лучшей жизни через Евангелие. [78] Слова Иисуса не следует понимать буквально - следует искать сверхнебесные [ὑπερουράνιος] значения, в которых раскрывается истинный путь к спасению. [79] Хранение материального богатства само по себе не является неправильным, если оно используется в благотворительных целях, но христиане должны быть осторожны, чтобы не позволить своему богатству доминировать над их духом. Отказ от греховных страстей важнее внешнего богатства. Если богатые хотят спасти, все, что им нужно сделать, это следовать две заповеди, и хотя материальное богатство не имеет ценности для Бога, его можно использовать для облегчения страданий соседей. [80]

Мы знаем названия нескольких утерянных произведений благодаря списку Евсевия. Церковная история, 6.13.1-3. Они включают Контуры, в восьми книгах и Против иудействующих. Другие известны только из упоминаний в собственных трудах Климента, в том числе О браке и О пророчестве, хотя немногие из них засвидетельствованы другими писателями, и трудно отделить произведения, которые он намеревался написать, от тех, которые были завершены. [87]

В Письмо Мар Саба был приписан Клименту Мортон Смит, но до сих пор остается много споров о том, подлинное ли это письмо Климента, древнего псевдоэпиграф, или современная подделка. [88] [89] Если оно подлинное, то его основное значение будет заключаться в том, что апостол Марк прибыл в Александрию из Рима и там написал более духовное Евангелие, которое он передал церкви в Александрии после своей смерти; если оно подлинное, то письмо отодвигает традицию, изложенную Евсевием, связывающую Марка с Александрией на столетие. [90]

Наследие

Евсевий является первым писателем, рассказавшим о жизни и творчестве Климента в его Церковная история, 5.11.1-5, 6.6.1 [заметка 2] Евсевий предоставляет список работ Климента, биографические данные и расширенную цитату из Строматы.

Фотий I Константинопольский пишет против богословия Климента в Bibliotheca, хотя он ценит образование Климента и литературные достоинства его работы. [92] В частности, он очень критически относится к Гипотипы, произведение библейского толкования, от которого сохранились лишь несколько фрагментов. Фотий сравнил трактат Климента, который, как и другие его сочинения, был в высшей степени синкретичным и содержал идеи эллинистического, иудейского и гностического происхождения, что отрицательно сказалось на преобладающей ортодоксии девятого века. [93] Среди конкретных идей Фотий считал еретик мы:

  • Его вера в то, что материя и мысль вечны и, следовательно, не исходят от Бога, что противоречит доктрине Creatio ex nihilo[94]
  • Его вера в космические циклы до сотворения мира, после Гераклит, имеющего внебиблейское происхождение [95]
  • Его вера в то, что Христос как Логос был в некотором смысле создан вопреки Иоанна 1, но после Филон[96]
  • Его двойственное отношение к докетизм, еретическое учение о том, что земное тело Христа было иллюзией [97]
  • Его вера в то, что канун был создан из спермы Адама после того, как он эякулированный ночью [98]
  • Его вера в то, что Бытие 6: 2 подразумевает, что ангелы предавались коитус с человеческими женщинами (в римско-католической теологии ангелы считаются бесполыми) [99]
  • Его вера в реинкарнацию, то есть переселение душ. [100]

Как один из первых отцов церкви, чьи труды сохранились, он является предметом значительного количества недавних академических работ, сосредоточенных, среди прочего, на его толковании Священных Писаний, его богословии Логоса и пневматологии, а также на отношениях между его мысли и нехристианской философии, и его влияние на Ориген. [101]

Почитание

Вплоть до семнадцатого века Климент почитался как святой в Римская католическая церковь. Его имя можно было найти в мартирологиях, и его праздник приходился на четвертое декабря, но когда Римский Мартиролог был пересмотрен Папой Климент VIII его имя было исключено из календарь по совету кардинала Бароний. Бенедикт XIV поддержал это решение своего предшественника на том основании, что о жизни Климента мало что известно, что он никогда не был публичным культ в церкви, и что некоторые из его доктрин были если не ошибочными, то по крайней мере подозрительными. [102]

Хотя Климента не очень почитают в Восточное христианство, то Пролог Охрида неоднократно называет его святым, [103] [104] как и различные Православный власти, включая Греческий Столичный Каллиникос Эдессы. [105]

В Коптский традиция считает Климента святым. [106] [107] Коптская православная христианская академия Святого Климента в Нэшвилле, штат Теннесси, носит его имя. [108]

Климента вспоминают в Англиканство. [109] Так же независимый Кафедральный собор Вселенской католической церкви в г. Даллас посвящен ему.

Читайте также: