Типологические особенности древнерусской культуры кратко

Обновлено: 28.06.2024

Древнерусская культура восходит корнями к моменту образования государства и проходит свой путь вплоть до татаро-монгольского нашествия. Культура Древней Руси развивалась в период с X по XIII в. и была напрямую связана с социальной, политической и экономической ситуацией в обществе.

Главная характеристика данного этапа развития государства – это земледелие, обусловившее неторопливое развитие культуры в целом. Вместе с тем главная роль в видении мира принадлежала христианству, которое активно развивалось в государстве на тот момент. Все творения приписывались Божьим заслугам, а любая деятельность творческих людей пропадала в тени религии.

Выделяют два этапа развития культуры Древней Руси, которые появились в разные периоды ее становления:

  • Культура Киевской Руси в XI веке
  • Первая половина XII – начало XIII века, период феодальной раздробленности

Первоначально древнерусская культура развивалась достаточно быстро, в связи с чем Русь именовалась одним из самых развитых государств. Об этом говорят два источника, послужившие данной тенденции процветания культуры:

  • Язычество, считавшееся первой восточнославянской культурой, оказавшей влияние на развитие всей культуры Средних веков.
  • Византийская культура, которая формировалась в условиях христианства.

После того, как в 988 г. Русь стала христианской, и религия стала одним столпов на которых держится государство, активное развитие получили философия, литература, зодчество, язык, образование и политика. После принятия христианства и при проведении новых реформ начали появляться школы и библиотеки, которые повлияли на рост грамотности населения.

В X веке Кирилл и Мефодий, которые были двумя православными монахами, придумали первый русский алфавит, что позволило распространить образование не только в высшем обществе, коим являлись духовенство, князья и знать, но и сделать его доступным для всех остальных – купцов, ремесленников, пользовавшихся им в быту.

Литература Древней Руси

Исторически развитие литературы в Древней Руси принято делить на два этапа:

  • В IX-XII вв. литература активно развивалась вместе с объединением двух ключевых городов – Новгорода и Киева в качестве неотъемлемой части культуры государства Древней Руси
  • По мере того как развивались другие древнерусские центры (Суздаль, Смоленск, Владимир) в литературу начали вносить изменения, в ней появлялись иные особенности, обычаи и течения.

Больше влияние на развитие литературы Древней Руси оказали религиозные тексты, которые переводили и переписывали с греческого и латыни. Авторы Древней Руси придерживались только христианской трактовки своих мыслей, т.к. религиозное мировоззрение доминировало на этой территории.

Все книги писали на пергаменте от руки, владеть ими могли лишь состоятельные слои общества.

Важной частью древнерусской культуры были фольклор и устная поэзия, благодаря которым информация в обществе передавалась из поколения в поколение.

Архитектура Древней Руси

Архитектурное искусство также получило большой импульс во времена возникновения христианства. Каменные здания сменили деревянные постройки. Создавали их не только греческие мастера, но и русские. Все здания старались строить в однообразной стилистике. Постепенно росло число храмов, церквей и соборов.

Живопись Древней Руси

Религия также оказала значительное влияние на искусство живописи. Так, в X веке на Руси появился новый жанр, перенятый у Византии – иконопись. Иконы писали на деревянных досках с помощью натуральных красок. Обычно изображали Богоматерь, Иисуса и разнообразных святых.

Само содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства дают основание сделать вывод, что по своим типологическим чертам она существенно отличалась от культур раннефеодальных европейских цивилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типологических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории. Первой такой особенностью стала бинарность культуры, отчетливо проявляющаяся и в художественной культуре Руси. В древнерусской культуре она воплотилась в феномене двоеверия — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо более высокую ступень. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставание с языческими капищами (что произошло не очень легко) и восприятие идущих из Византии духовных ценностей русской культуры происходило без излишней теософичности и рационалистичности, с сохранением жизнеутверждающего духа народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.

Второй особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность. Вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории, что позволило рассматривать Русь как составную часть всемирной истории. Соответственно вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все историче- ские события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начи- нает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этиче-

Русская культура эпохи Киевской Руси

Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее каноничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее соборное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного произведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеализированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных деталей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность происходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того времени, часто оставаясь безымянными, пережили века.

В-третьих, среди важнейших особенностей древнерусской культуры следует отметить приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира. Прежде всего это касается философии, которая из трех возможных форм (нравст- венно-практического, или сократовского метода, аристотелевского метода логического анализа и метода художественного творчества) предпочитала первый и третий. Судя по всему, это было связано с анонимностью древнерусской культуры. Ведь для познания необходима личностная активность и ощущение ценности нового знания, потребность в индивидуальном поиске нового; для понимания же достаточно приобщения к общей истине, приложения ее к собствен-

Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа. Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин — архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял увидеть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия, выраженный методами художественного творчества. Поэтому известный русский философ В.В. Зеньковский назвал стиль древнерусской культуры мистическим реализмом, когда все вещественное, материальное служит лишь средством для выражения высшей истины и красоты, а во всех предметах

è явлениях мира, творениях искусства видят не только внешние, но

è внутренние пласты Бытия, духовный, божественный мир.

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1995.

3. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

4. История русского искусства. Т.I. М., 1991.

5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

6. Лесной-Парамонов С. Откуда ты, Русь? Р-н-Д., 1997.

7. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

8. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1. М., 1993.

9. Мир русской культуры. М., 2004.

10. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. Смоленск, 1993.

В мировой религии прослеживались типологические черты, которые преодолевали культурно-национальную замкнутость и осуществляли единство на основе раскрытия духовных ценностей. С помощью религии происходило осознание культурного наследия социума, что способствовало выработки представлений о единстве народа, которое уже осуществлялось с помощью духовной общности, а не сопоставлялась с природными явлениями. Эпохи русского средневековья присуще смена мифологического мировоззрения на непосредственный опыт философского мышления.
В этот период самоопределение христианства на Руси имело свои геополитические, генетические, духовно-исторические основания. Это связано с тем, что восточное славянство свое начало берет от индоевропейского единства, а культурно-историческое развитие вызвало к жизни христианское вероучение, непосредственно связанного с Византией.
Развитию христианизации Руси способствовало самостоятельный выбор православия и внутренняя подготовленность древнерусской культуры к принятию и пониманию заимствованных ценностей.
Русское средневековое духовенство и религиозная культура повседневности хорошо прослеживается в трудах русского историка церкви того времени С.И.Смирного. Его научно-литературная деятельность представляет собой ярко отображающее основные и значимые черты духовных интересов и содержания. Но, даже читая и анализируя эти труды, нельзя полномасштабно охарактеризовать эту деятельность, оставленную после себя С.И. Смирновым — не немалое и весьма ценное научно-литературное наследие. Попытаемся выделить наиболее крупные и важные его моменты.


1. Русское средневековое духовенство и религиозная культура повседневности.

1.1. Русское средневековое духовенство.

В духовной жизни русского средневековья преобладало религия, обуславливающая неоспоримую роль церкви, в виде самого значимого института культуры. Кроме этого церковь стремилась в лице папства взять господство над христианским миром. Главная ее задача заключалась в сохранении культуры путем обмирщения, в развитии — путем углубления религиозности.
Но стоит отметить, что сама русская средневековая культура довольна, противоречива, так как в ней отражается раздробленность бытия и тяга к всеединству, христианская универсальность человека, страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию[3].
Православие, после принятия христианства, постепенно начинает оказывать влияние на культуру и этническое сознание. Влияние русской церкви распространялось на все сферы общественной жизни. Церковные и государственные праздники, государственные акты, богослужения и освещение по поводу начала и окончания любого мероприятия, регистрация актов, регистрации рождений, браков и смерти все это было в ведении церкви.
Становления русского православия основано на взаимодействии триады, включающий греческую веру, источником которой являются священники и монахи Византии, славянское язычество, и русский народный характер, который по-своему принял византийское православие и придал ему новые черты.
Русская средневековая культура повседневности и условия жизни русского народа определили своеобразное толкование сущности религии, в православии стал наблюдаться перевес культа (обряд) над учением и моральной стороной христианства. Человеческие пороки (пьянство, драка) выступали меньшим грехом в отличие, от нарушенного поста. Христианство русский народ усваивал по прологу (жития святых), а не по Библии, просвещался богослужением, поклонением святыням. Православие средневекового общества выступило этическим регулятором, т.е. основой его духовной жизни, культурных ценностей и общественных идеалов.
Следует отметить, что духовенство русского средневековья было наиболее образованным слоем общества. В своих трудах деятели церкви выдвигали основные и значимые идеи необходимые обществу, которые осмысляли пути развития русской культуры и положение России в мире

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

В мировой религии прослеживались типологические черты, которые преодолевали культурно-национальную замкнутость и осуществляли единство на основе раскрытия духовных ценностей. С помощью религии происходило осознание культурного наследия социума, что способствовало выработки представлений о единстве народа, которое уже осуществлялось с помощью духовной общности, а не сопоставлялась с природными явлениями. Эпохи русского средневековья присуще смена мифологического мировоззрения на непосредственный опыт философского мышления.
В этот период самоопределение христианства на Руси имело свои геополитические, генетические, духовно-исторические основания. Это связано с тем, что восточное славянство свое начало берет от индоевропейского единства, а культурно-историческое развитие вызвало к жизни христианское вероучение, непосредственно связанного с Византией.
Развитию христианизации Руси способствовало самостоятельный выбор православия и внутренняя подготовленность древнерусской культуры к принятию и пониманию заимствованных ценностей.
Русское средневековое духовенство и религиозная культура повседневности хорошо прослеживается в трудах русского историка церкви того времени С.И.Смирного. Его научно-литературная деятельность представляет собой ярко отображающее основные и значимые черты духовных интересов и содержания. Но, даже читая и анализируя эти труды, нельзя полномасштабно охарактеризовать эту деятельность, оставленную после себя С.И. Смирновым — не немалое и весьма ценное научно-литературное наследие. Попытаемся выделить наиболее крупные и важные его моменты.


1. Русское средневековое духовенство и религиозная культура повседневности.

1.1. Русское средневековое духовенство.

В духовной жизни русского средневековья преобладало религия, обуславливающая неоспоримую роль церкви, в виде самого значимого института культуры. Кроме этого церковь стремилась в лице папства взять господство над христианским миром. Главная ее задача заключалась в сохранении культуры путем обмирщения, в развитии — путем углубления религиозности.
Но стоит отметить, что сама русская средневековая культура довольна, противоречива, так как в ней отражается раздробленность бытия и тяга к всеединству, христианская универсальность человека, страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию[3].
Православие, после принятия христианства, постепенно начинает оказывать влияние на культуру и этническое сознание. Влияние русской церкви распространялось на все сферы общественной жизни. Церковные и государственные праздники, государственные акты, богослужения и освещение по поводу начала и окончания любого мероприятия, регистрация актов, регистрации рождений, браков и смерти все это было в ведении церкви.
Становления русского православия основано на взаимодействии триады, включающий греческую веру, источником которой являются священники и монахи Византии, славянское язычество, и русский народный характер, который по-своему принял византийское православие и придал ему новые черты.
Русская средневековая культура повседневности и условия жизни русского народа определили своеобразное толкование сущности религии, в православии стал наблюдаться перевес культа (обряд) над учением и моральной стороной христианства. Человеческие пороки (пьянство, драка) выступали меньшим грехом в отличие, от нарушенного поста. Христианство русский народ усваивал по прологу (жития святых), а не по Библии, просвещался богослужением, поклонением святыням. Православие средневекового общества выступило этическим регулятором, т.е. основой его духовной жизни, культурных ценностей и общественных идеалов.
Следует отметить, что духовенство русского средневековья было наиболее образованным слоем общества. В своих трудах деятели церкви выдвигали основные и значимые идеи необходимые обществу, которые осмысляли пути развития русской культуры и положение России в мире . Именно в период раздробленности Руси и монголо-татарского нашествия русская православная церковь выступала носителем православной веры, которая позволила поддержать в народном сознании единство Руси. С середины XIV в. постепенно начинается культурный подъем, активно происходит процесс формирования религиозно-культурного самоопределения народа, для средневековой русской религиозной культуры типичным было мистическое и символическое объяснение явлений природы.
Высшим признавался труд молитвенный, созерцательный, который подразумевал творчество самого себя в сотрудничестве с Богом. Православие, таким образом, сформировало основополагающие черты общественного сознания и всю систему базовых ценностей[5].
Церковная идеология, которая господствовала в то время давала теологическое освящение светской государственной власти, всецело подчиняла общественное сознание, обладала огромным наследием, в связи, с чем первые проблески социального протеста и свободомыслия приобретали форму богословских ересей, высший пик которых наблюдался в XIV–XVI вв.
Первой оригинальной ересью русского средневековья, возникшей в середине XIV в. в Новгородско-Псковских землях, стало стригольничество, в основе которого была критика официальной церкви в отношении ее догматов и внутренней организации. Стригольники уклонялись от церковных обрядов, но благодаря им на Руси сформировались гуманистические требования общечеловеческого и социального равенства, религиозной веротерпимости, свободомыслия, в обществе пробудилась страсть к спору, полемике[9].
За время своего обособленного существования русская церковь прониклась множеством разнообразных обрядов, которые разобщали ее с общеправославной традицией. Особенно стоит отметить беспорядочность и небрежность в богослужении, отсутствие единообразного богослужебного чина, это выражалось в сохранении местных различий в порядке совершения обрядов и служб, в разных составах почитаемых святых и отсутствии единообразных богослужебных текстов.


1.2. Типологические особенности древнерусской культуры в трудах русского историка церкви С. Смирнова.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проявление типологических особенностей русской культуры в художественном. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Проявление типологических особенностей русской культуры в художественном творчестве Выполнила: Беляева Анастасия, 275 группа

Само содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства дают основание сделать вывод, что по своим типологическим чертам она существенно отличалась от культур европейских цивилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типологических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории. Само содержание древнерусской культуры, характер и направление ее развития, выдающиеся памятники искусства дают основание сделать вывод, что по своим типологическим чертам она существенно отличалась от культур европейских цивилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типологических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории.

Бинарность культуры Первой такой особенностью стала бинарность культуры, отчетливо проявляющаяся и в художественной культуре Руси. В древнерусской культуре она воплотилась в феномене двоеверия в художественной культуре - в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств, поднявшем художественную культуру древней Руси на гораздо более высокую ступень.

Однако полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставшись с языческими капищами (что произошло не очень легко) и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней теософичности и рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух на родной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности - чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества - сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры. Однако полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставшись с языческими капищами (что произошло не очень легко) и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней теософичности и рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух на родной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности - чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества - сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.

Яркий пример - совпадение календарно-земледельческого культа с церковными праздниками. Языческая архаика сохранилась и в музыкальном фольклоре, и в обрядовой поэтике, определяя жизненный уклад не только Древней Руси, но и продолжая присутствовать в крестьянском быту послепетровской России. С распространением христианства и появлением новых художественных образцов культурного творчества (книга, икона, фреска, каменные храмы) утверждаются нормы поведения и духовные ценности православия, но фольклорно-мифологическое содержание языческой культуры древних славян не растворяется, а переосмысляется в недрах русской культуры, в период расцвета классической литературы и искусства приобретая значение народного идеала веры. Он воплощается авторами в былинно-сказочных и исторических образах, передавая эстетические и этические смыслы культурной традиции в структуре художественного произведения. Яркий пример - совпадение календарно-земледельческого культа с церковными праздниками. Языческая архаика сохранилась и в музыкальном фольклоре, и в обрядовой поэтике, определяя жизненный уклад не только Древней Руси, но и продолжая присутствовать в крестьянском быту послепетровской России. С распространением христианства и появлением новых художественных образцов культурного творчества (книга, икона, фреска, каменные храмы) утверждаются нормы поведения и духовные ценности православия, но фольклорно-мифологическое содержание языческой культуры древних славян не растворяется, а переосмысляется в недрах русской культуры, в период расцвета классической литературы и искусства приобретая значение народного идеала веры. Он воплощается авторами в былинно-сказочных и исторических образах, передавая эстетические и этические смыслы культурной традиции в структуре художественного произведения.

Анонимность культуры Второй особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность. Дело в том, что вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории, что позволило рассматривать Русь как составную часть всемирной истории. Соответственно вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни начинается духовная борьба

Поэтому древнерусская культура и не считается с индивидуальностью одного человека, в том числе и писателей, живописцев, музыкантов, а представляет собой единое и нерасчленимое целое - в совокупности всех творческих усилий. Подобной коллективности и сплоченности нет ни в одной западной культуре. Это свойство коллективности не будет утрачено и после XVII в. Даже в XIX и XX вв. творческая личность еще с трудом вычленяет себя из общекультурного целого, ощущая себя его составной частью, компонентом, голосом в общем хоре не только художественной культуры, но и всей культуры в целом. Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее каноничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее соборное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного произведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеализированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных деталей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность происходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того времени, часто оставаясь безымянными, пережили века. Поэтому древнерусская культура и не считается с индивидуальностью одного человека, в том числе и писателей, живописцев, музыкантов, а представляет собой единое и нерасчленимое целое - в совокупности всех творческих усилий. Подобной коллективности и сплоченности нет ни в одной западной культуре. Это свойство коллективности не будет утрачено и после XVII в. Даже в XIX и XX вв. творческая личность еще с трудом вычленяет себя из общекультурного целого, ощущая себя его составной частью, компонентом, голосом в общем хоре не только художественной культуры, но и всей культуры в целом. Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее каноничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее соборное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного произведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеализированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных деталей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность происходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того времени, часто оставаясь безымянными, пережили века.

Приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры Третья важнейшая особенность древнерусской культуры - приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира. Прежде всего это касается философии, которая из трех возможных методов -нравственно-практического, или сократовского, метода, аристотелевского метода логического анализа и метода художественного творчества - предпочитала первый и третий.

Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа. Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин - архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял увидеть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела, это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия. Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа. Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин - архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял увидеть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела, это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия.

Читайте также: