Историзм романа война и мир кратко

Обновлено: 30.06.2024

Работа над романом “Война и мир” продолжалась 7 лет (с 1863 по 1869 годы). Толстой начинает свой роман с 1805 года. Он намерен был провести героев и героинь через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 годов и закончить его 1856 годом.

То есть роман должен был охватывать большой исторический период. Однако в процессе работы над ним Толстой постепенно суживал его хронологические рамки и так пришел к созданию нового романа.

В этой книге слились важнейшие изображения в мировой истории событий и глубокий анализ человеческих душ. И хотя хронологические

рамки были сужены с 1805 по 1820 годы, Толстой вышел за пределы личной судьбы героев и создал грандиозную эпическую картину русской жизни начала прошлого века.

“Война и мир” – одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

показан русский национальный быт и, главное, – история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным стержнем произведения. “Война и мир” – произведение, в котором писатель стремился дать ответы на вопросы: в чем призвание русской интеллигенции? Что должны делать мыслящие люди, чтобы принести пользу Родине? К чему может привести преклонение перед сильной личностью? Какова вообще роль личности и народа в истории?

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа.

Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа.

В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле.

В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий : одна – воплощенная в Ростовых, Пьере, Андрее Болконском, другая – светское общество.

Для Толстого светское общество – это символ лживости, притворства. Это Анна Павловна Шерер, изображающая энтузиастку, предлагающая гостям виконта, потом аббата. Мысль, чувство, искренность для нее где-то в другом месте. Это постоянный гость в салоне Анны Павловны – князь Василий, который говорит как “заведенные часы”.

И здесь подчеркивается автоматизм, отсутствие свободы, лицемерие ставшее сущностью человека. Это и красавица Элен, которая всегда и всем одинаково красиво улыбается. При первом появлении Элен ее неизменная улыбка упомянута трижды. “Маленькой княгине” Болконской не прощается ее вполне невинное кокетство только потому, что и с хозяйкой гостиной, и с генералом, и со своим мужем, и с его другом Пьером она разговаривает одинаковым капризно-игривым тоном, и князь Андрей раз пять слышит от нее точно ту же фразу о графине Зубовой.

Старшая княжна, не любящая Пьера, смотрит на него “тускло и неподвижно”, не изменяя выражения глаз. Даже и тогда, когда она взволнованна (разговором о наследстве), глаза у нее остаются те же, как старательно подмечает автор, и этой внешней детали довольно для того, чтобы судить о скудости ее натуры. Б

Ерг всегда говорит очень точно, спокойно и учтиво, не расходуя при этом никаких духовных сил, и всегда о том, что касается его одного. Та же безукоризненность открывается в государственном преобразователе и внешне поразительно активном деятеле Сперанском, когда князь Андрей замечает его холодный, зеркальный, отстраняющий взгляд, видит ничего не значащую улыбку, слышит металлический, отчетливый смех. В другом случае “оживлению жизни” противостоит безжизненный взгляд царского министра Аракчеева и такой же взгляд наполеоновского маршала Даву.

Сам великий полководец Наполеон, всегда доволен собой. Как и у Сперанского, у него “холодное, самоуверенное лицо”, “резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Однако, раскрывая мимолетные движения человеческой души, Толстой иногда вдруг оживляет эти металлические, отчетливые фигуры, эти зеркальные глаза, и тогда князь Василий перестает быть самим собой, ужас смерти овладевает им, и он рыдает при кончине старого графа Безухова. “Маленькая княгиня” испытывает искренний и неподдельный страх, предчувствуя свои тяжкие роды.

Маршал Даву на мгновение забывает свою жестокую обязанность и способен увидеть в арестованном Пьере Безухове человека, брата. Всегда самоуверенный Наполеон в день Бородинского боя испытывает смятение и беспокойное чувство бессилия. Толстой убежден, что “люди как реки”, что в каждом человеке заложены все возможности, способности любого развития.

Они мелькают и перед застывшими, самодовольными людьми при мысли о смерти и при виде смертельной опасности, однако у этих людей “возможность не превращается в действительность”. Они не способны сойти с привычной дорожки, они так уходят из романа духовно опустошенными, порочными, преступными. Внешняя неизменность, статичность оказываются вернейшим признаком внутренней холодности и черствости, духовной инертности, безразличия к жизни общей, выходящей за узкий круг личных и сословных интересов.

Все эти холодные и лживые люди не способны осознать опасность и трудное положение, в каком находится русский народ, переживающий нашествие Наполеона, проникнуться “мыслью народной”. Воодушевиться они могут лишь фальшивой игрой в патриотизм, как Анна Павловна Шерер или Жюли Карагина, шифоньеркой, удачно приобретенной в тот момент, когда отечество переживает грозное время, как Берг, мыслью о близости к высшей власти или ожиданием наград и передвижений по служебной лестнице, как Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения. Их призрачная жизнь не только ничтожна, но и мертва. Она тускнеет и рассыпается от соприкосновения с настоящими мыслями и чувствами.

И этому пустому, фальшивому миру Толстой противопоставляет другой мир, который особенно близок и дорог ему – мир Ростовых, Пьера Безухова, Андрея Болконского.

Когда Пьер Безухов впервые вошел в гостиную Анны Павловны, она испугалась, потому что в Пьере было то, что не свойственно свету – умный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной. Толстой называет Пьера ребенком. Он наивен, он не понимает, что попал в игрушечный домик, он хочет с заводными игрушками говорить о мировой политике.

Он принимает Элен за “гений чистой красоты”. И “улыбка у него была не такая как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда, приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое, детское, доброе”.

Улыбка его словно говорила: “мнения мнениями, а Вы видите какой я добрый и славный малый”.

Толстой всегда считал, что улыбка человека говорит о многом: “если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно, если она не изменяет его, то оно обыкновенно, если она портит его, то оно дурно”. И Толстой внимательно следит за улыбками людей. О Вере Ростовой он говорит: “Улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает, напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно”.

Всему этому миру, людям света знает цену Андрей Болконский. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – это заколдованный круг, который он видит и из которого хочет вырваться. Для этого он и идет на войну.

У князя Андрея “скучающий взгляд”, на лице его чередуются выражения скуки, усталости и досады. Однако в портрете Андрея Толстой отражает противоречие между демонстративным выражением скуки и внутренней страстью борения. Это проявляется в разговорах Андрея с Пьером.

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Историзм в романе "Война и Мир"

Студент № 127 группы

название факультета: лечебное дело

Фамилия И.О. Петроченко Екатерина Евгеньевна

Проверил: КИН, доцент

Бакшеев Андрей Иванович

История есть в каждом человеке, группе людей, городах, странах; история охватывает всю планету, находя место в каждой науке, в каждой деятельности. Испокон веков люди дорожили своим прошлым. Старики рассказывали молодому поколению истории своей жизни, летописцы фиксировали важные события истории своего государства. Стремясь запечатлеть какое-то историческое событие, люди используют различные творческие приемы: отражают историю в фильмах, художественной литературе, театральных постановках. Ярким примером исторического произведения является роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и Мир", в котором автор описывает события, начинающиеся с 1805 года. В романе представлено описание Отечественной войны не с точки зрения историков, предоставляющих сухие факты, а с точки зрения народа. Толстой убежден в том, что историю творит не конкретное лицо - генерал или император , - историю творит народ. Говоря о народе, Лев Николаевич описывает его с двух сторон: с одной стороны, русский народ - целостное единство, скрепленное нравственными идеалами, которое стремится вернуть мир, отразив атаку противника. С другой стороны, народ - это личности, каждая из которых имеет собственную историю, мировоззрение, характер , преследует разные цели. Именно поэтому, стремя найти баланс между историей государства и историей личности, писатель как бы "перескакивает" с одной человека на другого, с описания конкретного места на описание событий масштаба города и страны.
Толстой акцентирует внимание читателя на уникальности русского народа. Даже находясь на войне, люди не забывают о своих повседневных делах и заботах: кто-то ждет недельное жалование, кто-то повышения по службе. Однако в минуту опасности личные амбиции и желания отходили на второй план, люди сплачивались, образуя то самое "единство", главной целью которого было выстоять и победить. Именно эту способность русского народа воспевал Толстой, именно она, по его мнению, помогла русским победить в войне 1812 года. Французы же из представления Льва Николаевича акцентировались в первую очередь каждый сам на себе, а уже потом на народе и общей миссии. Разрозненность и культ личности обрекла армию Наполеона на поражение.
Толстой преследовал цель раскрыть силу характера русского народа , с одинаковой силой проявляющегося в мирной жизни и в больших, этапных исторических событиях, поэтому он с такой детальностью описывает предметы быта, обстановку комнат, особенности костюмов; большое внимание уделяется мимике, жестам, мыслями героев романа. Показывая историю в глобальном плане, автор не забывает об истории личностной, о том, что у каждого человека есть свое прошлое, свой опыт и свои убеждения, которые толкают его к определенным поступкам. Лев Николаевич убежден, что история государственная и история личностная неразрывно связаны и что одно является следствием другого.
Главной особенностью произведения является представление исторических событий через призму авторской точки зрения. Толстой не только не дает точных исторических фактов (не зря бытует мнение, согласно которому "нельзя учить историю по "Войне и миру"), но и намеренно их искажает, гиперболизирует описание исторических лиц, событий. Так, автор представляет Наполеона как очень толстого маленького человека с "толстыми ляжками", "круглым животом", и, надо сказать, эти детали акцентируются писателем через множественное повторение. Кутузов Толстого напротив же, гиперболизированно старый и дряхлый, с дрожащими руками и тихим голосом. Однако Лев Николаевич не искажает основного предназначения этих героев, придавая им черты со своей точки зрения, он не уменьшает величия исторических деятелей.
Огромное значение автор уделяет описанию характеров своих героев. Каким-то из них он импонирует (Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский), к каким-то испытывает презрение (Элен Курагина), однако все из его героев имеют значение в романе. Кто-то из героев является олицетворением процесса поиска себя и своего места в жизни, за историей кого-то наблюдается рост героя как личности, а кто-то, напротив, деградирует, погрязнув в зависти, корысти и злобе. Лев Николаевич был не только гениальным писателем, но и удивительно чутким психологом, разбирающимся во всех тонкостях человеческой души. Толстой был убежден, что открытость человека, его умение сострадать, желание изменять себя в лучшую сторону, развивать в себе личностные качества открывает ему пути к народу, миру. Черствые, равнодушные люди, по мнению писателя, остаются в состоянии войны с собой и обществом.
Лев Николаевич достаточно категорично отрицает идиализацию войны, представление ее как действие масштабное, а сам историзм ему чужд. Это проявляется в небрежном отношении писателя к, казалось бы, ключевым деталям. Например, мы не вспомним в каком месте упал Андрей Болконский. На Праценских высотах, и это, надо заметить, ключевой участок. Однако упоминание этого момента намеренно игнорируется. История в романе начинается с 1805 года, заканчивается в 1863. При этом повествование не сбивается, не уходит в другое русло и не акцентируется на определенных исторических событиях. В романе нет "важных" и "неважных" событий; бал, на котором присутствует Наташа Ростова приравнивается по значимости к битве под Аустерлицем, что говорит об отношении Толстого к жизни в целом, его философии. Писатель не делит жизнь геров на определенный этапы, события - роман строится как вечный.
Другой отличительной особенностью романа является "человечность". Герои романа не идеальны, не типированы; им присущи все человеческие качества - зависть, любовь, эгоизм и сострадание. Представляя события с человеческой стороны писатель проникал и в их подлинную историческую сущность. Само изображение правды исходит из народной точки зрения на сущность войны. Для более точного понимания специфики характеров своих героев, Толстой акцентирует внимание на их мыслях, суждениях, выражающихся через монологи. Одним из самых запоминающихся является монолог Андрея Болконского о "небе над Аустерлицем". Момент, когда Болконский посмотрел на небо, стал для героя переломным, изменив его представления о войне и о жизни в целом.
Роман является антиисторическим, т.к. в повествовании опускаются главные исторические события, происходящие в представленный промежуток времени; бОльшее внимание уделяется быту народа, его идеологии. Однако "Война и мир" на ступень выше других романов. У этого произведения нет "ни конца ни начала", действия в нем выходят за рамки описываемых событий. Роман – попытка построить заново окружающую жизнь, оживить мысль.

В исследовании, посвященном "Войне и миру", к этим соображениям важно присоединить еще замечания о существенном различии между критериями историчности в историческом романе, с одной стороны, и эпопее - с другой. Исторический роман - жанр позитивный, отличающийся определенностью в изображении эпохи. Классический образец жанра - романа, там, где автор ставит своей задачей с наибольшей яркостью раскрыть своеобразие данной эпохи, отличающее ее от предшествующего и в особенности от последующего. Несомненно, одно, что яркость колорита была всегда главной задачей исторического романиста. Это объяснялось тем, что исторический роман возникал всегда как попытка художественной реконструкции определенного момента прошлого. Эпопея же, подобно исторической песне, возникала как отклик на текущие события, на недавнее прошлое. В эпопее важно не то, что отличает прошлое от настоящего, а то, что роднит прошлое с настоящим. Поэтому эпопея как отстоявшийся литературный жанр ориентирована не на истерический колорит эпохи, не на своеобразие прошлого, отличающее его от последующих эпох, а на общее, коренное, исконное, равно присущее и прошлому и настоящему. Это, разумеется, не значит, что эпопея лишена историзма; это значит, что основной смысл эпопеи - раскрыть в исторически конкретном непреходящее, показать то, что присуще народной жизни на большом отрезке времени, - ее коренные внутренние начала, отражающиеся и в народных судьбах, и в исторических положениях, и в характерах; показать то, что вырастает из этих начал с внутренней необходимостью, объединить на одном полотне прошлое с настоящим. Эпопея - жанр обобщающий, в котором общенациональное господствует над историческим.
Эпоха 1812 года замечательна тем, что в ней с особенной силой сказались общенациональные свойства русского народа. Сила Толстого в том, что он сумел раскрыть эти свойства. Отсюда эпопейные принципы повествования в "Войне и мире", этим объясняется то, что "Война и мир" является не столько историческим романом, ограниченным рамками изображаемого периода, сколько перспективным обозрением русской жизни - и раскрытием русского народного характера.
Историчность "Войны и мира" нельзя измерять критериями научного трактата или общими жанровыми шаблонами исторического романа. У "Войны и мира" с его эпической сущностью есть свои художественные нормы и критерии историзма, сказывающиеся и в общей композиции исторического плана, и в изображении исторического события, и в разработке исторического характера. Но при этом "Война и мир", в силу особенностей толстовского реализма, в силу сближения метода художественной прозы с методом публицистики, философского трактата и истерического повествования, более чем какое бы то ни было другое художественное произведение предшествующей или современной ему литературы вводит в художественную ткань элементы чистого историзма, которые, казалось бы, вовсе не обязательны для истерического романа. Верность истерическому факту, с одной стороны, и внутренней исторической правде - с другой, Толстой считал обязательным законом для писателя и соблюдал ее с тщательностью, которая может быть образцом для строгой науки. Это обеспечивало Толстому такую адекватность истерического изображения, что его роман во многих отношениях мог предвосхитить наблюдения и выводы истерической науки. Факты, документированные в исторических исследованиях, включаются в ход романа на всем его протяжении. Смысл включения в роман фактов, засвидетельствованных историей, заключается еще и в том, что все повествование, сплетенное с ними в одну неразрывную ткань, поднимается на уровень исторической достоверности. Толстой стремился к достоверности, более значительной, чем достоверность, доступная современным ему историческим описаниям; поэтому безусловные факты и художественное повествование сливались у него в один ряд. Композиционными средствами, благодаря слиянию основного повествовательного потока с исторически документированными фактами, художественный вымысел поднят в непосредственном эстетическом восприятии на степень исторической достоверности. И в этом также одна из основ историзма "Войны и мира".

Таким образом, в использовании Толстым исторических первоисточников мы обнаруживаем не механическое сочетание достоверных фактов с вымыслом, а глубокое единство строгого знания и творческого начала. Не отступая от внутренней правды в вымысле, Толстой никогда не ограничивался простой пересадкой исторического факта в ткань романа. Факты и документы подвергались строжайшему отбору по признаку их исторической верности и потенциальной художественной силы. Контекст давал им образное звучание, которое усиливалось скрытой или явной интерпретацией. Психологическая разработка фактов служила главным методом художественного освоения материала, но наряду с этим и сюжетно-фабульное развитие скупых данных источника оказывалось средством образного раскрытия их смысла. Вымысел не примыкал к факту, а вырастал из него, становясь его художественным, многоплановым видением. Живое воплощение факта вело к его драматической разработке - высшей форме образного раскрытия явлений.

Великая эпопея Толстого - не только художественное произведение, но необыкновенный синтез искусства и знания, в котором историческая достоверность достигла наивысшей степени, доступной художнику.
Сюжет. В романе обилие глав и частей, большинство из которых имеют сюжетную законченность. Короткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.
I Том. Действия I тома описывают события войны в союзе с Австрией против Наполеона в 1805—1807 годах. Действие начинается с приёма у приближённой императрицы Анны Павловны Шерер, где мы видим весь высший свет Петербурга. Этот приём является своего рода экспозицией: здесь мы знакомимся со многими наиболее важными героями романа. Из Петербурга действие переносится в Москву на именины графини Ростовой и её дочери Наташи. Здесь мы знакомимся со всей семьей Ростовых: графиней Натальей Ростовой, её мужем графом Ильей Ростовым, их детьми: Верой, Николаем, Наташей и Петей, а также племянницей графини Соней. Обстановка в семье Ростовых противопоставляется приёму Шерер: здесь все проще, искренней, добрей.

…(Действия: приехавшие гости ищут выгоду для себя в полезных знакомствах, выделяются два персонажа которые противопоставлены высшему обществу(Андрей Болконский и Пьер Безухов), большинство разговоров на этом балу посвящено политике и грядущей войне с Наполеоном, несмотря на это, большинство диалогов гостями ведётся на французском, знакомство Наташи и Андрея, ранение Андрея на войне, ранение Николая Ростова, приезд Пьера Безухова…)

II Том. Второй том можно поистине назвать единственным „мирным“ во всем романе. Он отображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Большая часть его посвящена личным отношениям героев, теме любви и поиска смысла жизни.

Основные события 2 тома:

III Том.
Вторжение Наполеона в Россию. Наполеон приезжает к армии в Польшу. Французские войска переходят через Неман. Александр I в Вильно.
Андрей Болконский отправляется на поиски Анатоля Курагина. В Лысых Горах Андрей ссорится с отцом из-за француженки и отправляется на войну. Андрей Болконский решает служить не в штабе, а в действующей армии. Во время дела при Острове Ростов берет в плен французского офицера.
Петя просится на военную службу. Пьер, осознав свои чувства к Наташе, решает не бывать у Ростовых. Петя Ростов поражен приездом государя.
Андрей пишет письмо об опасности в Лысые Горы. Алпатыч по поручению старого князя едет в Смоленск к губернатору. Андрей Болконский просит отца покинуть Лысые Горы. Болконские едут в Богучарово. Багратион пишет письмо Аракчееву с обвинением против Барклая де Толли.
Два противоположных кружка-салона — Шерер и Элен — толкуют о войне. Слухи о назначении Кутузова главнокомандующим. Французы движутся к Москве.
Главнокомандующий Кутузов приезжает на смотр войск в Царево-Займище. Андрей Болконский знакомится с Денисовым. Денисов планирует партизанскую войну и рассказывает свой план Кутузову.
Жюли Друбецкая, собираясь уезжать из Москвы, устроила прощальный вечер. Все одержимы патриотизмом, берутся штрафы за французский язык. Пьер уезжает к войску под Бородино.
Бородинское сражение. Накануне Бородинского сражения Андрей Болконский беседует с Пьером о войне. Наполеон составляет диспозиции боя. На поле боя Пьер наблюдает за солдатами батареи Раевского. Русские оставляют и вновь отбивают свою позицию. Все испытанные приемы Наполеона безуспешны. Кутузов уверен в успехе. Полк Андрея Болконского под сильным артиллерийским огнем. Андрей тяжело ранен. На перевязочном пункте Андрей видит Анатоля Курагина, которому отняли ногу, и прощает его. Толстой рассуждает о значении Бородинского сражения. В Филях собирается военный совет.

В связи с планом нового замужества Элен Безухова переходит в католичество. В обществе нескольких солдат Пьер возвращается в Можайск. После ночлега едет в Москву. В приемной Растопчина адъютант рассказывает о деле Ключарева и Верещагина. Растопчин предлагает Пьеру прекратить связь с масонами и поскорее оставить Москву. Пьер уезжает из дома.

Ростовы собираются покинуть Москву. Наташа сначала с энтузиазмом упаковывает ковры, посуду и другие ценности, готовя их к эвакуации. Но потом она же заставляет слуг снять с подвод часть домашнего скарба семьи, чтобы освободить место для раненых русских солдат, которых не на чем вывезти из побежденного города. Наполеон ожидает депутацию из Москвы. Император отдает приказ вступать в город, который уже пуст.
В городе грабят лавки, толпа преследует полицеймейстера. Растопчин недоволен ходом дел в Москве. Отдает Верещагина на растерзание толпы.
Французские войска вступают в Москву, грабят и сжигают ее. Пьер решает остаться в Москве и убить Наполеона.
Пьер пытается осуществить свой замысел. Бродя по улицам горящей Москвы, он спасает ребенка. Французские солдаты заключают Пьера под стражу.

IV Том. Основные события: Н. Ростов и княжна Марья. Безухов в плену. Каратаев. Смерть князя Андрея. Тарутинское сражение. Наполеон в Москве. Бегство французов. Отряды Денисова и Долохова. Смерть Пети Ростова. Речь Кутузова под Красным. Березинская переправа. Безухов в Москве.

По книге Толстого весь мир учился и учится Россия.

В 1887 году американец Джон Форест писал Толстому: «Ваши персонажи для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют столь же неотъемлемую часть русской жизни.

38) Творчество А.П. Чехова. Основные произведения и сюжеты.

Чехов Антон Павлович, русский писатель, родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге в семье купца третьей гильдии. С детства помогал отцу в лавке, в 1879 г., окончив таганрогскую гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 г. и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой.

Этим различия между художником и историком, разумеется, не исчерпываются. Достаточно сослаться хотя бы на то, что художник имеет право прибегать к вымыслу, а историк – нет; более того, художник имеет право ограничиться вымыслом в фактическом содержании своей фабулы, имея в виду верность типа, а не факта. Важно, что критерии историчности для искусства и для научного труда существенно различны, хотя бы конечная их цель и была одинакова. Без этой оговорки принципиального порядка нельзя приступать к вопросу об историчности художественного произведения.

Исторический роман – жанр позитивный, отличающийся определенностью в изображении эпохи. Классический образец жанра – романы В. Скотта, в которых автор ставил всегда своей задачей с наибольшей яркостью раскрыть своеобразие данной эпохи, отличающее ее от предшествующего и в особенности от последующего. Дело, разумеется, не в том, насколько верно это своеобразие освещено в том или ином произведении. Несомненно одно, что яркость колорита была всегда главной задачей исторического романиста. Это объяснялось тем, что исторический роман возникал всегда как попытка художественной реконструкции определенного момента прошлого, и романиста привлекало поэтому то новое и неожиданное для его современников, что ему удавалось подметить в прошлом.

Верность истерическому факту, с одной стороны, и внутренней исторической правде – с другой, Толстой считал обязательным законом для писателя и соблюдал ее с тщательностью, которая может быть образцом для строгой науки. Это обеспечивало Толстому такую адекватность истерического изображения, что его роман во многих отношениях мог предвосхитить наблюдения и выводы истерической науки.

Сочетание художественной, то есть образной, природы этого отрывка с формой военно-истерического документа здесь очевидно. Начало шенграбенского эпизода в своей основе представляет собой сжатый военно-истерический обзор. Строгий анализ положения кутузовской армии является теоретическим рассуждением, уясняющим логику действий русского командования. Как и во многих других главах романа, здесь введен в ткань повествования документально обоснованный обзор исторических фактов, элемент чистого историзма, взятый из научно-исторического жанра.

Читайте также: