Всесоюзный съезд советов это кратко

Обновлено: 02.07.2024

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ высший законодательный орган государственной власти в РСФСР с 25 октября (8 ноября) 1917 по январь 1937 г.

I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся в Петрограде 3—24 июня (16 июня —7 июля) 1917 г. На нем присутствовали представители всех социалистических партий: эсеры, меньшевики и большевики. Повестка дня съезда: революционная демократия и правительство; отношение к войне; подготовка к Учредительному собранию; национальный, земельный и продовольственный вопросы; местное самоуправление и др.

Всероссийский съезд Советов в январе 1918 — январе 1937 гг. формировался из представителей городских Советов (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и из представителей съездов Советов губернских (областных) и автономных республик (1 депутат на 125 тыс. жителей). Созывался не реже двух раз в год (по Конституции 1918), затем не реже одного раза в год (по Конституции 1925). В исключительных случаях но инициативе ВЦИК созывался Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов (см. Брестский мирный договор 1918 г.).

Компетенция Всероссийского съезда Советов включала все вопросы общего государственного значения, в том числе - установление, дополнение и изменение основных начал Конституции РСФСР; выборы ВЦИК; окончательное утверждение его важнейших постановлений; ратификация мирных договоров.

По Конституции РСФСР 1937 г. высшим законодательным органом РСФСР стал Верховный Совет РСФСР.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 104.

Всероссийские съезды Советов

В ходе Октябрьского переворота и создания Советского государства были сформированы органы власти пролетарской страны. Особое место среди них занимают Всероссийские съезды Советов, ставшие высшим органом власти. За годы работы съездов сложились демократические принципы и методы, которые в дальнейшем были закреплены в деятельности Верховных Советов СССР и союзных республик. Принципы работы съездов заметно отличались от работы подобных учреждений буржуазных стран.

До революции съезды Советов не собирались, а сами Советы не были органами государственной власти. Созыв I Всероссийского съезда Советов был обусловлен сложившимися политическими обстоятельствами летом 1917 года. Предложение о проведении съезда поступило от Всероссийского совещания Советов. Съезд был представлен в основном проправительственными партиями и подтверждал легитимность Временного правительства. Но после Октябрьской революции ситуация коренным образом изменилась, и новый съезд объявил о взятии власти в свои руки.

Всероссийские съезды Советов

Л.А. Шматько. В.И. Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов. Декабрь 1920 года

I съезд Советов крестьянских депутатов,

4–28 мая 1917 года, Петроград

Основные делегаты – эсеры.

Доклады о коалиционном правительстве, о продовольствии, о войне, о крестьянских Советах, о земле.

Принята резолюция о коалиционном правительстве.

Резолюция о коалиционном правительстве признала правильным вхождение социалистов в правительство.

I съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,

3–24 июня (16 июня – 7 июля) 1917 года, Петроград

Делегаты в большинстве – эсеры и меньшевики.

Поддержка коалиционного Временного правительства.

Вопросы: о власти, о войне и мире, об Учредительном собрании.

II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов,

25–26 октября (7–9 ноября) 1917 года, Петроград

Одобрение свержения Временного правительства.

Создано первое советское правительство – Совет народных комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным.

Избран ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет (во главе с Л. Б. Каменевым, с 8 ноября 1917 года – с Я. М. Свердловым).

Приняты первые декреты: Декрет о мире, Декрет о власти, Декрет о земле.

Декларация прав народов России.

III Всероссийский съезд Советов,

10–18 января (23–31 января) 1918 года,

Утверждение Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Создание Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

Поставлена задача разработать основные положения Конституции РСФСР.

IV Всероссийский съезд Советов,

14–16 марта 1918 года,

Ратификация Брестского мирного договора.

Принято решение о переносе столицы в Москву.

V Всероссийский съезд Советов,

4–10 июля 1918 года,

Принята Конституция РСФСР.

Принято решение исключить левых эсеров из ВЦИК и Советов.

VI Всероссийский съезд Советов,

6–9 ноября 1918 года,

Обращение к воюющим государствам с предложением начать мирные переговоры.

Постановление о ликвидации комитетов деревенской бедноты (комбедов).

Подведены итоги первого года работы советской власти.

VII Всероссийский съезд Советов,

5–9 декабря 1919 года,

VIII Всероссийский съезд Советов,

22–29 декабря 1920 года,

Утвержден план ГОЭЛРО.

Принят Земельный кодекс РСФСР.

Утвержден орден Трудового Красного Знамени РСФСР и его знак. Утверждено Положение о чрезвычайном высшем органе РСФСР – Совете труда и обороны (СТО).

IX Всероссийский съезд Советов,

23–28 декабря 1921 года,

Подведены итоги НЭПа, принята Декларация о международном положении РСФСР.

X Всероссийский съезд Советов,

23–27 декабря 1922 года,

Постановление об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Избрана делегация от РСФСР для подписания Договора об образовании СССР.

XI Всероссийский съезд Советов, 19–29 января 1924 года,

Доклад о Союзной конституции.

Предложения по ликвидации неграмотности.

Утверждение дня траура 21 января в связи со смертью В. И. Ленина.

XII Всероссийский съезд Советов,

7–16 мая 1925 года,

Принята новая Конституция РСФСР.

XIII Всероссийский съезд Советов,

10–16 апреля 1927 года,

Изменения в Конституции РСФСР.

XIV Всероссийский съезд Советов,

10–18 мая 1929 года,

Рассматривался и был утвержден первый пятилетний план.

Внесение изменений и дополнений в Конституцию РСФСР.

XV Всероссийский съезд Советов,

26 февраля – 5 марта 1931 года,

Подведены итоги первых двух лет первой пятилетки. Поручение правительству обеспечить дальнейшее развитие колхозного движения, продолжать борьбу за всеобщее обучение и полную ликвидацию неграмотности.

XVI Всероссийский съезд Советов,

15–23 января 1935 года,

Вопросы коммунального хозяйства, медицины. Внесение изменений в Конституцию РСФСР.


Съезды Советов СССР - это высший орган государственной власти Союза ССР с момента образования СССР (30 декабря 1922) до принятия Конституции СССР 1936 г.

Полномочия Всесоюзного съезда Советов:

· внесение изменений в основные начала Конституции СССР;

· приём новых республик в состав СССР;

· установление основ планов развития народного хозяйства СССР и Государственного бюджета СССР, а также общих начал текущего законодательства;

· образование Центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР), ответственного перед ним и ему подотчётного.

Председателем Президиума всех восьми Всесоюзных съездов Советов был М.И. Калинин.

I Всесоюзный съезд Советов.

II съезд.

Переименование Петрограда в Ленинград.

III съезд.

Вхождении в состав СССР Туркменской ССР и Узбекской ССР;

IV съезд.

Отчёт правительства о состоянии и перспективах промышленности;

основные задачи сельского хозяйства в связи с индустриализацией страны;

состояние Красной Армии и другие.

V съезд.

VI съезд.

VII съезд.

Одобрение внешней и внутренней политики правительства.

VIII съезд.

Примечание: о Верховном Совете СССР готовится отдельная статья.

Всесоюзные Съезды Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР) 1922-1938.

Создание системы высших органов СССР неразрывно связано с созданием самого нового государства – Союза Советских Социалистических республик.

Однако по вопросу о принципах создания единого союзного государства не было единого мнения.

Первоначально высказывались три точки зрения:

1) создание союза в форме конфедерации, при которой все республики обладали бы национальными рынками, валютой, таможенными системами, армиями и т.п.;

2) включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии;

3) создание федерации равноправных республик.

Предложение Л.Б. Каменева и Т.В. Сапронова о том, чтобы создаваемое государство именовалось РСФСР, было отвергнуто. Выработка проекта Основ Конституции и текста Союзного договора была поручена подкомиссии, которая приняла документы, подготовленные Г.В. Чичериным и Д.И. Курским. Было предложено на I съезде Советов СССР принять Декларацию и Договор об образовании СССР лишь в основном, затем ратифицировать их в ЦИК республик и только после этого на II съезде Советов СССР окончательно утвердить эти документы.

Представители отдельных автономных республик (в частности, Татарской) вообще предлагали ликвидировать РСФСР, с тем чтобы автономные республики вошли в СССР непосредственно, как субъекты федерации.

Сводный проект Конституции СССР был подготовлен комиссией к середине июня 1923 г. Затем он был одобрен на Пленуме ЦК РКП(б), рассмотрен и одобрен высшими органами государственной власти союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и решил вынести его для окончательного утверждения на II съезд Советов СССР . 6 июля 1923 г. первая общесоюзная Конституция вступила в силу. В июле Президиум ЦИК СССР известил народы и правительства мира о том, что высшие органы власти и управления СССР оформились и начали действовать. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов — Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация, принятая еще I съездом Советов СССР, вошла в Конституцию без изменений. Договор вместо 26 теперь содержал 72 статьи. Конституция определила структуру союзных органов власти, их компетенцию. Специальный раздел был посвящен гарантиям суверенных прав союзных республик. Сочетание союзного суверенитета и суверенитета республик гарантировалось разграничением сферы компетенции между союзными и республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в национально-государственном строительстве. Эти изменения шли по нескольким направлениям:

1) изменение состава СССР в результате образования новых союзных республик;

2) изменение государственно-правовой формы некоторых республик, автономных областей;

3) усиление роли центра, союзных органов власти и управления в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

В результате размежевания были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. 27 октября 1924 г. ЦИК СССР утвердил решение о создании среднеазиатских национальных республик и областей. 2 января 1925 г. территория Памира была включена в состав Таджикской АССР в качестве Горно-Бадахшанской автономной области.

Для управления вновь созданными республиками и областями в организационный период были образованы временные ревкомы. Они провели необходимую подготовку к проведению выборов в местные Советы и на первые национальные съезды Советов. Наряду с определением границ вновь образованных республик и областей было проведено и экономическое размежевание — распределение между республиками и областями всех ценностей (фабрик, заводов, посевных площадей, скота и т.п.), исходя из численности их населения и размера территории.

III съезд Советов Союза ССР13 мая 1925 г. единогласно принял в состав Союза ССР Туркменскую ССР и Узбекскую ССР В 1929 г. Таджикская республика из автономной была преобразована союзную. Принимая во внимание, что эта республика по национальному, экономическому и географическому признакам являлась совершенно обособленной от Узбекской ССР, ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. утвердил преобразование Таджикской АССР в Таджикскую ССР. На VI съезде Советов СССР (1931) она была принята в состав СССР. Таким образом, к началу 30-х годов в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик. В то же время уточнялись границы союзных республик: их стремились привести в более полное соответствие с границами фактического расселения народов. Так, к Белоруссии, например, отошла часть территории РСФСР — отдельные районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где преобладало белорусское население, к Таджикистану — часть территории Узбекской ССР и т.п.

Политбюро ЦК КП(б)У обсудило доклад Г.И. Котовского о создании Молдавской республики, а в июле было принято постановление о создании Молдавской АССР со столицей в г. Балта. Кара-Киргизская автономная область в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а 18 ноября 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В январе 1930 г. Мордовский округ, созданный в 1928 г. в составе Средне-Волжского края, был преобразован в Мордовскую автономную область, а в 1934 г. Мордовия получила статус автономной республики.

В марте 1932 г. Кара-Калпакская автономная область была преобразована в Кара-Калпакскую АССР. В декабре 1934 г. была преобразована в автономную республику Удмуртская (Вотская) автономная область. Такие же изменения государственно-правовой формы национальных объединений происходили и в Закавказских республиках, где получили статус автономий Нахичеваиский край (1924) и Нагорный Карабах (1923) в составе Азербайджанской ССР, Абхазия (1930) в составе Грузинской ССР.

Особое место среди национальных образований занимали национальные округа. Они возникали главным образом в местах расселения народностей Севера и Дальнего Востока. Так, в конце 20-х — начале 30-х годов возникли 10 национальных округов: Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский.

Укрепление советского многонационального государства предполагало ликвидацию фактического неравенства народов. Достигалось это прежде всего путем прямой материальной помощи республикам. В Среднеазиатские и Закавказские республики переводились из РСФСР фабрики и заводы со всем оборудованием и частью квалифицированных кадров, направлялись оборудование, техника, инвентарь, семена. Большие ассигнования выделялись на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию республик Средней Азии. ЦИК и СНК в 1929 г. приняли решение, по которому высокие темпы развития экономики национальных республик обеспечивались главным образом за счет РСФСР: в бюджет РСФСР отчислялось 64,3 % промыслового налога (остальная его часть поступала в общесоюзный бюджет), тогда как в бюджеты других республик отчислялись все 100 % налога; от сумм однократного обложения в бюджет РСФСР отчислялось 54 %,БССР - 75, УССР - 100, ЗСФСР - 75%.

После объединения республик в единое союзное государство были созданы общесоюзные органы власти — всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставались республиканские съезды Советов и ЦИК. Подобное положение сохранялось до 1936 г., когда с принятием принятия Конституции СССР вся система Советов была перестроена. Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов [от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс. избирателей, от губернских (позднее — областных, краевых и окружных) съездов Советов — по одному делегату от 125 тыс. жителей] путем открытого голосования. В тех республиках, где не было губерний, делегаты избирались непосредственно на съездах Советов союзных республик.

Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.). Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны. Последний принцип сохранялся до 1946 г.

До 1936 г. избирательное право предоставлялось некоторым лицам, не состоявшим в гражданстве СССР: иностранцам, принадлежавшим к рабочему классу или не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству.

Число делегатов, избиравшихся на съезды, постоянно возрастало: число делегатов с решающим голосом на Всесоюзных съездах Советов (с I по VIII) выросло с1673 до 2106.

Съезды Советов СССР созывались раз в год, а с 1927 г. — один раз в два года. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Всего момента образования СССР (1922) было созвано семь очередных и один чрезвычайный съезд Советов СССР (на нем была утверждена Конституция СССР 1936 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 чел., заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал вспомогательные органы — Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

Съезды Советов СССР осуществляли функции верховного органа власти, однако круг вопросов, обсуждаемых на съездах, в условиях зарождения и развития административно-командной системы управления неуклонно сужался. Важнейшие решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры (коллективизация, индустриализация и т.п.) принимались зачастую не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Поэтому обсуждавшиеся на всесоюзных съездах доклады правительства или наркомов были информационными, отчетными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались и сроки созыва съездов Советов СССР, сами съезды все больше принимали парадный, торжественный, а не деловой характер.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и его Президиум. Идея создания союзного ЦИК принадлежала В.И. Ленину. Он подчеркивал необходимость установления такого порядка, при котором в этом высшем общесоюзном органе власти будут председательствовать по очереди руководители ЦИК союзных республик.

Образованный на I съезде Советов СССР ЦИК СССР включал 171 члена и 136 кандидатов. Представительство союзных республик в нем было пропорционально численности их населения. При этом РСФСР и УССР добровольно отдали часть своих мест в пользу менее населенных республик. Среди членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2 %, крестьяне — 13,6,служащие и интеллигенция — 40,2 %. Численный состав ЦИК СССР изменялся: на III съезде Советов в ЦИК СССР было избрано 582 чел., на VII съезде Советов — 757 чел.

По своей структуре ЦИК СССР сначала был однопалатным, а с июля 1923 г. — двухпалатным. Обе палаты были равноправны. Голосование, как правило, проводилось раздельно. Прения по докладам также велись раздельно. Предложения обсуждать доклады на общем собрании обеих палат первое время не всегда встречали поддержку, но с конца 20-х годов с согласия обеих палат все чаще стали практиковаться совместные заседания.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924г. и Положением, принятым в 1923 г. ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Он обладал правом отмены постановлений съездов Советов и ЦИК союзных республик, нарушающих Конституцию СССР, устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.). Обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни. Все вопросы решались открытым голосованием и простым большинством голосов, допускалось и поименное голосование по требованию членов ЦИК.

Члены ЦИК СССР были наделены законодательной инициативой, имели право запроса, могли присутствовать на заседаниях любого органа власти и управления на территории СССР. Исключить члена ЦИК из его состава мог только съезд Советов и лишь в особых случаях — сам ЦИК, обязаны уведомить об этом съезд.

Для подготовки всех материалов и сессий ЦИК обе палаты избирали свои Президиумы, которые образовывали общий Президиум ЦИК СССР. Первое заседание Президиума ЦИК состоялось 10 января 1923 г. Он включал 19 чел.: 11 — от РСФСР, 4 — от УССР, 3 — от ЗСФСР, 1 — от БССР. На первой сессии ЦИК второго созыва был избран новый Президиум в составе 21 члена. Кроме 7 человек, избранных на совместном заседании обеих палат, в него вошли в полном составе Президиумы обеих палат. Президиум являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти между сессиями ЦИК СССР. Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, мог приостанавливать действие постановлений СНК СССР, съездов Советов союзных республик и республиканских ЦИК. Президиум мог издавать постановления, распоряжения; он информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. В начале 30-х годов нормотворческая деятельность Президиума расширилась, в ряде случаев он решал вопросы, относившиеся не только к компетенции ЦИК, но и съездов Советов. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

Централизация управления, стягивание все большего количества функций по управлению всеми сторонами государственной жизни в общефедеральные органы власти и сращивание партийного и государственного аппаратов привели к тому, что ЦИК СССР и его Президиум постепенно обрастали огромным количеством учреждений.

В непосредственном подчинении ЦИК СССР и его Президиуму находились:
Всесоюзный комитет нового алфавита;

Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями;

Комитет по земельному устройству трудящихся цыган;

Комитет по земельному устройству трудящихся евреев,

Комиссия по улучшению труда и быта женщин,

Всесоюзный Совет по коммунальному хозяйству,

Комиссия по делам религиозных культов,

Институты (красной профессуры, востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков и др.), музеи и т.п.

На протяжении всего периода объем полномочий и прав Союза ССР и республик не был стабильным, он менялся в сторону расширения прав Союза преимущественно по вопросам руководства промышленностью и финансами. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов, с 1930 г. все кредитование сосредоточивалось в союзных органах, в частности в Госбанке СССР. В 30-е годы были сделаны решительные шаги к централизации судебной системы, расширилась сфера общесоюзной юрисдикции. Все это лишь отчасти можно объяснить необходимостью концентрации сил и средств для восстановления и реконструкции народного хозяйства.

С конца 20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов (особенно СНК СССР), ужесточению централизации управления и сужению компетенции республик. Прежде всего это касалось промышленности и финансов. Например, первоначальный список предприятий общесоюзного значения, утвержденный 12 ноября 1923 г., все время увеличивался за счет предприятий, изымаемых из республиканского ведения. В 1929 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, по которому при наличии согласия соответствующего органа союзной республики предприятия передавались в ведение Союза ССР по решению СНК СССР, а при отсутствии такового — по решению Президиума ЦИК. На основании этого постановления многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов. Значительно расширилась компетенция союзных органов в 1932 г. в связи с ликвидацией ВСНХ.

Образование Союза ССР изменило правовое положение республик. Во всех союзных республиках были приняты новые конституции, которые, исходя в целом из принципов Конституции СССР, в то же время являлись ее дополнением. В некоторых конституциях (РСФСР, ЗСФСР, ТССР) отсутствовали главы о суверенных правах республик и праве выхода из состава СССР. В конституциях Абхазской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР имелись статьи о праве выхода из СССР. По-разному трактовался вопрос о государственном языке. В Грузии государственным объявлялся грузинский язык, в Абхазии — два языка (абхазский и русский), в Конституции Белорусской СССР говорилось, что все законодательные акты публикуются на белорусском, русском, еврейском и польском языках.

Нарушался демократический порядок обсуждения и принятия важнейших решений. C конца 20-х годов законопроекты все реже посылались на обсуждение в республики, а в 1929 г. вообще было отменено право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР: теперь республики должны были предварительно вносить их на рассмотрение в СНК СССР. Это ограничение законодательной инициативы республик не только не было исторической необходимостью, но являлось прямым следствием ужесточения централизации управления, ущемления прав союзных республик. Республики неоднократно ходатайствовали об отмене тех или иных постановлений ЦИК или СНК СССР. Между V и VI съездами Советов с подобными просьбами РСФСР обращалась 26 раз, УССР — 26, Узбекская ССР — 5, ЗСФСР — 4 раза.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Читайте также: