Типы политического сознания кратко

Обновлено: 28.06.2024

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Политическое сознание — это совокупность знаний, оценок, представлений и идей, которые выражают интересы социальных субъектов: индивидов, групп, классов, государства.

Оно является отражением реальной политики в сознании людей: зависит от условий жизни социального субъекта и является реакцией на общественно-политическую жизнь.

Сущность представлений о политике многофакторна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Может прогнозировать развитие различных процессов в политике, тем самым влияя на них.
  2. От его уровня зависит характер политической деятельности индивидов и объединений.
  3. Это одновременно процесс и результат освоения политической реальности.

Какие функции выполняет политическое сознание

Политическое сознание выполняет ряд функций.

  1. Регулятивная. Регулирует социальное поведение людей. Сознание широких слоев общества и установки власти в совокупности определяют эффективность политической системы.
  2. Познавательно-информационная. Помогает людям усвоить необходимую информацию, ориентироваться в политике, определить свое место в общественно-политической жизни. Это необходимо, поскольку в современности невозможно не сталкиваться с политикой: она присутствует в каждой сфере жизни, от экономической до бытовой.
  3. Оценочная. Формирует нравственные оценки, выводы людей относительно явлений и проблем в политике. На основе этой оценки формируются взгляды и убеждения.
  4. Мобилизующая. Способствует формированию гражданственности — осознанию не только обязанностей перед государством, но и своих прав, свобод и интересов. Это мобилизует перейти от пассивности к активному конкретному участию в общественно-политической жизни.
  5. Интегрирующая. Способствует тому, что социальные группы объединяются на основе общих ценностей, взглядов и мнений.
  6. Прогностическая. Прогнозирует развитие политики и отношений между ее субъектами.

Уровни политического сознания

В современной науке выделяют 4 основных уровня, на которых существуют представления о политике.

  1. Государственный. На этом уровне разрабатывается и обосновывается официальная политика страны. Правящие силы стремятся выразить общие интересы через нормативные и правовые документы. Политическая действительность воспринимается позитивно-прагматически: ориентирована на достижение выгоды в процессе управления.
    Проявления: законопроекты, программы, решения, конституции, поправки к статьям и т. д.
  2. Теоретический. Тесно связан с наукой и идеологией. Представляет собой теории и концепции, исследующие проблемы в политике и принципы ее построения.
    Проявления: идеи, концепты, точки зрения, взгляды, политические программы, декларации, доктрины.
  3. Эмпирический. Отражает политическую действительность на практике. Характеризует практический опыт конкретного субъекта.
    Проявления: ощущения, представления, переживания.
  4. Обыденный. Является совокупностью идей и взглядов, возникающих из будничной жизни. Имеет идеологические и теоретические элементы. Этот уровень нестабилен и зависит от эмоций, когнитивного фактора и личного опыта субъекта.
    Проявления: чувства, настроения, эмоции.

Формы политического сознания

Существуют классификации по разным признакам. Основным критерием является субъект политики.

Классификация по субъекту политики:

  1. Индивидуальное — информация, мотивация и ценности, обеспечивающие познание политики личностью и ее участие.
  2. Групповое — установки и мотивы конкретных классов, слоев, групп, партий.
  3. Массовое — общественное мнение, настроения и действия широких групп населения.

У индивидуального политического сознания несколько источников:

  1. Семья: воспитание, социально-психологический багаж.
  2. Информация: через общение и средства массовой коммуникации.
  3. Личный опыт.

Виды политического сознания

Типы сознания

Радикализм в общем смысле представляет собой бескомпромиссную приверженность крайним взглядам и концепциям. В политике радикальное сознание направлено на коренное изменение существующих институтов.

Правый радикализм также известен как архаизм. Он призывает к активным действиям, направленным на то, чтобы восстановить ушедший в прошлое, как правило, религиозный строй.

Левый радикализм стремится к установлению нового строя, которого до этого не существовало в истории. Внутри такого сознания существует больше различных течений, чем в правом радикализме. Примером является анархизм — движение, отрицающее любое проявление власти над личностью.

Либерализм и консерватизм относят к умеренным видам.

Сторонники либерализма провозглашают права и свободы человека наивысшей ценностью. Как правило, либеральные течения являются демократическими.

Сторонники консервативного направления привержены традиционным ценностям. Традиции общества ставятся превыше всего. Они редко предлагают изменить общество, в отличие от правых радикалов. Являются скорее реакционерами, чем реформаторами.


Политическое сознание представляет собой одну из основных форм общественного сознания, возникая вместе с появлением политической власти и государственности.

В наиболее общем смысле политическое сознание — это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

  • индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);
  • групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознания выступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

Политические установки и выводы

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

  • регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);
  • оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);
  • интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);
  • познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);
  • прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);
  • мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Типологию политического сознания проводят по разным критериям. В научной практике чаще других используется ставшая классической следующая типология:


Различные течения консерватизма объединяет одна общая функция — идейно-политическое оправдание и стабилизация исторически изживших себя общественных структур. Все виды этого политического сознания отображают особенности политического мышления тех социальных слоев, положению которых в обществе угрожают новые тенденции общественного развития и которые испытывают страх перед социальным прогрессом. На Западе известны следующие типы консервативного сознания: традиционалистское, либертаристское (от фр. liberte — свобода), неоконсервативное. В России правомерно выделить консервативно-элитарный и неоконсервативный виды.


Либерализм возник с развитием буржуазного общества как критика феодальной регламентации экономической и социально-политической жизни. Носители этого сознания выступали за свободное предпринимательство, свободный рынок, буржуазную демократию и гражданские права. Из традиционного либерализма со временем развилось несколько современных направлений, которые придают особое значение свободе индивидуальности, конституционной деятельности правительства, верховенству закона, равенству людей, понимаемому как равенство возможностей, прав, а не как равенство статусов и результатов, терпимости к различным точкам зрения, конструктивным социальным программам и изменениям и т.д. Одна из наиболее существенных отличительных черт либерализма состоит в том, что критика существующей политической системы направлена на ее укрепление, а не на разрушение.


Радикализм как тип политического сознания характеризуется смысловой неопределенностью, правым и левым пределом политического спектра конкретного общества. Радикализм определяется как социальный критицизм, при этом критика существующей политической системы предполагает ее изменение. Позитивной чертой радикализма является его способность к формированию новых отношений и политических институтов. Левый радикализм на Западе характеризуется ярко выраженной антикапиталистической ориентацией. Из разновидностей левого радикализма можно выделить: социал-демократическое, социалистическое, коммунистическое и анархическое сознание. Все элементы этих типов леворадикального сознания присутствуют и в современной России.


Если обратиться к истории, то следует признать, что ни одно леворадикальное движение не создало демократического общества. Даже социал-демократия, которая способствовала важным переменам в капиталистическом обществе, не привела к преодолению его базовых структур. Вместе с тем, популярность идей леворадикалов в мире весьма высока. Это связано, прежде всего, с тем, что многие из них, и, в первую очередь, социал-демократы, выдвигают как основную задачу защиту прав человека и обеспечение его социальной безопасности, что повсюду составляет непременную базу прогресса. Большинство течений левого радикализма признают сегодня идею смешанной экономики и демократию как строй, который гарантирует достоинства человека труда и выступает инструментом контроля над власть имущими. В свете триумфальных побед социал-демократов на последних парламентских выборах в Германии и в Великобритании многие политические футурологи говорят о том, что ХХI век будет веком именно социал-демократии, а не неоконсерваторов и даже не неолибералов.

К разновидностям правого радикализма обычно относят расизм, фашизм, псевдолевый экстремизм.


Говоря о двух разновидностях радикализма, следует обратить внимание на существование следующей закономерности, а именно: при определенных условиях возможно смыкание интересов, политических лозунгов и даже действий правых и левых радикалов.

Структура политического сознания

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.

Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.

Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.

Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

Политическое сознание относится к способности индивида критически анализировать политические, экономические и социальные силы, формирующие общество, и свой статус в нем.

Растущее число исследований политического сознания говорит о том, что высокий уровень социально-политического сознания у подростков предсказывает ряд ключевых результатов, включая устойчивость общества и гражданскую активность.

Политическое сознание можно назвать политическим состоянием ума человека. Это состояние ума основано на личном знании политики, положении индивида в политической системе и истории, а также действиях, способных повлиять на политическую реальность. Политическое сознание тесно связано с понятиями политической идентичности, политического участия, политической культуры и идеей общественного договора между народом и государством.

Политическая идентичность — это воспринимаемая связь между индивидом и политическим сообществом (группой, имеющей политические интересы и цели) и между отдельными лицами политического сообщества.

Сознание обладает некоторыми четко дифференцированными свойствами: динамизмом, единством или цельностью. Сознание предрасполагает человека действовать сбалансированно между его мировоззрением и воспринимаемыми им фактами в настоящем. Политическая осведомленность является результатом обработки информации, чтобы собрать общее представление о глобальной ситуации, для ее анализа и принятия решений.

Общественное сознание, со своей стороны, может быть определено как знание человека о состоянии других членов его сообщества. Социально сознательный человек справедливо осознает, как окружающая среда может способствовать или вредить развитию окружающих людей. Социальное сознание предполагает, что человек понимает потребности ближнего и стремится сотрудничать через различные социальные механизмы.

Несомненно, именно молодежь является движущей силой политической и социальной организации: от их осознания процессов, происходящих в обществе и в стране, от интереса к политике зависит и уровень участия в государственных делах.

Участие молодежи в политической жизни имеет решающее значение для
социальной и человеческой системы, поскольку молодые люди учатся развиваться в межкультурном и разнообразном пространстве.

Участие в политической жизни — это любое действие, совершаемое отдельным лицом или группой с целью воздействия на то или иное решение в государственных делах. Эти действия могут быть направлены на выбор государственных должностей, действия политических субъектов и саму государственную политику.

Таким образом, участие включает в себя все добровольные мероприятия, осуществляемые гражданами в индивидуальном порядке и направленные на то, чтобы прямо или косвенно влиять на политические выборы на различных уровнях политической системы.

Таким образом, механизмы и пространства политического участия являются живым выражением демократии, ее суть заключается в правильном управлении этими пространствами, в соответствии с их целями и задачами, с тем чтобы оказать решающее влияние на построение государственной политики.

Ценности, концепции и отношения, ориентированные на конкретно политическую сферу, то есть совокупность элементов, формирующих субъективное восприятие населением власти, называются политической культурой. Понятие политической культуры столь же старо, как и само размышление о политической жизни сообщества.

Для обозначения того, что мы сегодня называем политической культурой, говорилось о личности, темпераменте, обычаях, национальном характере или коллективном сознании, всегда охватывая субъективные аспекты социальных и политических явлений.

Идея общественного договора — это теория, разработанная Руссо, которая ссылается на обязательство гражданина перед государством, когда оно интегрируется в общество, находящееся под управлением последнего.

Таким образом, социальный договор относится к символическому договору, который устанавливается между гражданином и государством. Когда человек принадлежит к определенному обществу, он берет на себя ряд обязательств, которые также дают ему некоторые права.

Субъекты политического сознания

Субъектами политического сознания выступают существующие в каждом обществе различные социальные группы.

В социальных науках социальной группой называют двух или более человек, которые взаимодействуют друг с другом, имеют схожие характеристики и обладают коллективным чувством единства. Это очень широкое определение, поскольку оно включает группы всех размеров.

Общество можно рассматривать как большую группу, хотя большинство социальных групп значительно меньше. Общество также можно рассматривать как людей, которые взаимодействуют друг с другом, разделяя общие черты, относящиеся к культуре и территориальным границам.

Социальная группа демонстрирует некоторую степень социальной сплоченности и представляет собой нечто большее, чем простое собрание или совокупность индивидов (таких, как люди, ожидающие на автобусной остановке или люди, стоящие в очереди). Характеристики, общие для членов группы, могут включать интересы, ценности, представления, этническое или социальное происхождение и родственные связи.

Известный социальный психолог Музафер Шериф сформулировал техническое определение социальной группы. Это социальная единица, состоящая из множества индивидов, взаимодействующих друг с другом. Ее характеристики:

  • общие мотивы и цели;
  • принятое разделение труда;
  • установленные статусные отношения;
  • принятые нормы и ценности в отношении вопросов, касающихся группы;
  • разработка санкций (таких, как поощрение или наказание), если нормы соблюдались или нарушались.

Существуют различные социально-политические группы или типы групп интересов:

Группы деловых и экономических интересов выступают за экономическую выгоду своих членов. Группы экономических интересов разнообразны, и внутри них существует большое количество конкурирующих групп. В эту категорию входят группы, представляющие деловые, трудовые, профессиональные и сельскохозяйственные интересы.
Группы деловых интересов, как правило, продвигают корпоративные интересы или интересы работодателей.

Группы по трудовым интересам отстаивают экономические интересы работников и торговых организаций. В дополнение к этому профсоюзы также часто организовывали возможности для прямого участия граждан, наряду с просвещением общественности, рабочего класса.

Помимо профсоюзов развиваются новые виды групп по трудовым интересам, представляющие работников, не относящихся к основной рабочей силе, таких как низкооплачиваемые или внештатные работники.

Некоторые из самых ранних профсоюзов в США были созданы женщинами в текстильной промышленности в таких городах, как Лоуэлл, штат Массачусетс. Национальный профсоюз (NLU) был первой американской федерацией профсоюзов, созданной в 1866 году. В эти первые дни профсоюзы выступали против опасных условий труда и за регулирование условий труда женщин и детей. Они также настаивали на восьмичасовом рабочем дне и праве на забастовку.

Сила групп трудовых интересов сохранялась и в XIX веке. Одним из примеров была Американская федерация труда, большая зонтичная группа, состоящая в основном из местных жителей, участвующих в профсоюзах ремесленников. В то время как в 1920-е годы рабочая сила была более дезорганизованной, во время и сразу после Второй мировой войны наблюдался непрерывный рост профсоюзов, включая создание Конгресса промышленных организаций (CIO).

Группы профессиональных интересов представляют экономические интересы представителей различных профессий, включая врачей, инженеров и юристов. В то время как трудовые группы сосредоточены на промышленном труде, группы по профессиональным интересам представляют представителей различных профессий.
Эти группы также часто устанавливают правила для своих членов, в том числе правила сертификации и поведения, включая профессиональные кодексы этики.
Профессиональные организации предоставляют прямые экономические выгоды своим членам. Эти преимущества включают личное или профессиональное страхование, возможности профессионального развития.

Группы сельскохозяйственных интересов — это тип группы экономических интересов, которые представляют фермеров. Эти интересы включают такие вопросы, как цены на урожай, зонирование землепользования, государственные субсидии и международные торговые соглашения.

Группы экологических интересов — это группы общественных интересов, которые отстаивают интересы охраны природы и экологические проблемы. Их работа приносит пользу более широкому сообществу, помимо их собственного активного членства. Они выступают за сохранение природы и экологические проблемы. Различные типы групп экологических интересов включают охрану природы, экологическую справедливость, экологию и зеленый экологизм.

Группы по защите интересов потребителей выступают в защиту прав потребителей и информации. Эти группы сосредоточены на ряде различных вопросов, включая безопасность продукции, вопросы цен и уведомление потребителей о ценах и качестве продукции. Они также обеспечивают противостояние интересам бизнеса, делают рыночные обмены более прозрачными и помогают потребителям делать более обоснованный выбор.

Группы интересов потребителей можно считать группами общественных интересов, поскольку их работа приносит пользу потребителям, а не предоставляет исключительные экономические выгоды закрытому кругу участников.

Группы по идеологическим интересам объединяются по вопросам, и их работа основана на глубоко укоренившихся убеждениях. Группы по интересам представляют людей или организации, у которых есть общие проблемы и интересы.

Идеология любой данной группы может варьироваться от регрессивной или консервативной до либеральной или либертарианской, прогрессивной или радикальной. Эти типы групп интересов используют различные стратегии, включая образование, представительство, участие и пропаганду (в том числе лоббирование интересов и судебные разбирательства).

Идеология — доктрина, философия, совокупность убеждений или принципов, принадлежащих отдельному лицу или группе.

Группы общественных интересов выступают за то, что они считают общественным благом. Они представляют людей или организации с общими проблемами и интересами.
Группы общественных интересов работают над вопросами, которые затрагивают широкую общественность, а не ограниченную группу членов. Одной из проблем, с которыми сталкиваются группы общественных интересов, является трудность определения единой идеи общественного блага в плюралистическом обществе.

Плюрализм — социальная система, основанная на взаимном уважении культур друг друга среди различных групп, составляющих общество, в которой подчиненные группы не должны отказываться от своего образа жизни и традиций и могут выражать свою культуру и участвовать в общественной жизни без предрассудков.

Примером может служить образование, где большинство согласны с тем, что образование является общественным благом, но существуют серьезные разногласия по поводу того, как этого достичь, или по поводу того, какое образование было бы лучшим.

Группы по отдельным вопросам сосредоточены на пропаганде вокруг одной определяющей проблемы. Это может быть широкий спектр вопросов, включая аборты, налогообложение и права животных. Их членство часто полностью посвящено одной глобальной проблеме и мотивировано личным опытом или участием в текущих общественных движениях.

Разновидности политического сознания

Индивидуальным политическим сознанием называют политическое мировоззрение каждого индивида по отношению к политическому процессу. В нем отражены не только идеологические представления отдельного человека, но и его чувства и настроения по поводу общественно-политических событий.

Групповое политическое сознание относится к различным социальным сообществам людей (социально-классовых, этнических, демографических, профессиональных, территориальных). Групповое политическое сознание в политологии относится к явлению, при котором члены группы социальной идентичности осознают, как их групповая идентификация влияет на их положение в обществе, и поэтому объединяются для осуществления коллективных действий в защиту своих общих интересов.

Ее основой является масса людей, состоящих в обществе. Массовое политическое сознание отличается от группового тем, что оно более неопределенное, т. к. не представляет интересы определенных групп и слоев населения. Данная разновидность политического сознания представляет интерес для правительства, политиков, бизнесменов, потому что влияя на общественное мнение легко решать важные для них и общества проблемы.

Структура политического сознания

Структура политического сознания имеет много разных уровней.

Субъекты политического сознания. Исходя из того, что политическое сознание является формой социального сознания, можно сказать, что его субъектами являются общественные классы, профсоюзы, народы, территориальные общности и т. д.

Уровни политического сознания. Еще одной основной основой для выявления элементов в структуре политического сознания является степень понимания политической реальности:

1. Государственное политическое сознание. На этом уровне политические решения принимаются путем разработки различных законов, работы над социальными программами, сводом законов (например, конституции) и т. п. Власть обязана доказывать обоснованность приверженность к существующим в стране политическим порядкам и способам управления обществом.

2. Теоретическое политическое сознание. Политические науки нужны для понимания разных концепций, теорий, идеологий. Политическое сознание на теоретическом уровне занимается:

  • постановкой и поиском решений политических задач и целей (современных или существующих давно);
  • определением путей решения насущных политических проблем;
  • разработкой теоретических подходов к контролю над обществом.

3. Эмпирическое политическое сознание. Данный уровень сознания основан на прямых практических действиях, таких как участие людей в политическом процессе. Оно отражает текущие представления и переживания социальных слоев.

4. Обыденное политическое сознание. Для него характерны идеи и мнения, возникающие непосредственно в повседневной жизни, взглядов социальных классов, слоев или группы людей. Данный уровень имеет ярко выраженные социально-психологические характеристики (настроения, чувства, эмоции), что придает ему особый динамизм, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как человеческая способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении. Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества.


Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня, три составных элемента политического сознания:

1) обыденный уровень — политическая психология;

2) теоретический уровень — политическая идеология;

3) мотивационно-поведенческий уровень — установка на определенного рода действия.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например, привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет свою определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то социальные эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Одним из важнейших элементов политической психологии являются политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий.

Установка формируется под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваивается индивидом из общественного сознания. Другой важный элемент политической психологии — стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий.

Кроме установки и стереотипов, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы. Она также предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Установка на определенного рода действия вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, их убеждениями и мировоззрением, могут стать мотивами их поведения.

В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе также способствует формированию политического сознания. Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание делится на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное.

По субъектам-носителям политическое сознание подразделяют на индивидуальное, групповое, массовое, общественное, по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

Читайте также: