Мировой суд кратко 1864

Обновлено: 20.07.2024

Отмена крепостного права в России повлекла за собой серию реформ, призванных привести в соответствие с новыми порядками весь государственный строй. Одной из важнейших в этом отношении была судебная реформа, одним из результатов которой стало создание мировых судов.

Деятельность дореформенного суда, строившегося на архаичном принципе сословности, была сложной, запутанной и недоступной значительной части населения – крепостного крестьянства. Для горожан – не дворян существовал особый суд – городской магистрат; для духовенства, военного, морского и некоторых других ведомств также были специальные суды; торговые иски рассматривались в коммерческих судах. Судопроизводство носило формально-канцелярский характер: дела рассматривались без участия сторон при закрытых дверях. Многолетняя судебная волокита приводила к тому, что в судах накапливались залежи нерешенных дел. Характерной чертой российского суда была неприкрытая зависимость судей от административных органов управления. Все эти недостатки, являвшиеся тормозом в развитии страны, настоятельно требовали проведения судебной реформы.

По судебной реформе, отличавшейся определенной стройностью, в России вводились две системы судебных учреждений: суды с назначаемыми (окружные суды и судебные палаты) и избираемыми (мировые судьи и съезды мировых судей) судьями.

Каждый уезд с входившим в него городом, а иногда и отдельный крупный город составляли мировой округ, подразделявшийся на участки, в каждом из которых действовал мировой судья. Число участков мирового округа, как правило, не превышало 3-4-х. Так, по Нижегородской губернии на 1883 г. значилось: в Н. Новгороде и Нижегородском уезде – 8, Ардатовском – 3, Арзамасском – 3, Балахнинском – 3, Васильском – 3, Горбатовском – 3, Княгининском – 3, Лукояновском – 2, Макарьевском – 3, Семеновском – 3, Сергачском – 2 участка.

Мировые судьи избирались местными органами городского и земского самоуправления (городскими думами и уездными земскими собраниями) сроком на 3 года. Право быть избранными мировыми судьями предоставлялось лицам, имевшим определенный ценз – возрастной (не моложе 25 лет), образовательный (высшее или среднее учебное заведение), служебный и имущественный цензы. Требуемый размер земельных владений устанавливался отдельно по каждому уезду, но нигде не опускался ниже 400 десятин. Эквивалентом ему являлось другое недвижимое имущество, оцениваемое в сельской местности не ниже 15 тыс. рублей, в городах – не ниже 3 тыс., в столицах – не ниже 6 тыс. рублей. Анализ ряда послужных списков мировых судей Балахнинского, Лукояновского, Нижегородского и Семеновского мировых округов подтверждает это: судья Н.И. Кичеев владел домом в Москве, А.Е. Глебский – в Н. Новгороде, А.Л. Ливанов – 582 десятинами, А.Ф. Костин – 510, Н.М. Ленивцев – 500, И.А. Махотин – 486, А.Н. Шебуев – 450 десятинами земли.

Кроме всевозможных цензов, существовал и ряд других ограничений при избрании в мировые судьи: не могли быть мировыми судьями лица, состоящие под следствием и судом, осужденные, исключенные со службы по суду, несостоятельные должники и состоящие под опекой за расточительность, а также священнослужители.

Кроме участков мировых судей, тем же порядком и на тот же срок избирались почетные мировые судьи. В отличие от участковых они не получали жалованья и исполняли судейские обязанности периодически, не оставляя повседневных занятий (участковые судьи не имели права занимать какие бы то ни было другие государственные и общественные должности, кроме попечительств в богоугодных и учебных заведениях). Почетные мировые судьи обладали всеми правами участкового судьи. В их компетенцию входило разбирательство дел в пределах всего мирового округа, если заинтересованные стороны предпочитали обратиться к данному почетному, а не участковому судье.

Почетными мировыми судьями избирались, как правило, местные помещики. В частности, в Нижегородской губернии ими были представители наиболее известных и родовитых дворянских фамилий – Бобоедовы, Бологовские, Демидовы, Жадовские, Званцевы, князья Звенигородские, Зубовы, Зыбины, Килевейны, Левашовы, Мартыновы, Приклонские, Русиновы, Савельевы, князья Трубецкие, Турчаниновы, Хвощинские, Хотяинцевы.

Избранные участковые и почетные мировые судьи утверждались Первым департаментом Правительствующего Сената, местным властям не подчинялись и были несменяемыми. Временное отстранение от должности допускалось только в случае предания их суду, а окончательное отрешение – лишь по приговору уголовного суда.

Анализ описей фондов мировых судей Нижегородской губернии дает представление о характере дел, рассматриваемых в мировых судах. Это – мелкие кражи, поджоги, мошенничество, хулиганство, сквернословие, клевета, оскорбление, побои, покушение на изнасилование (единичные случаи), прелюбодеяние, разврат, жестокое обращение в семье, незаконная торговля вином, применение в торговле неточных весов, нарушение строительных уставов, незаконное выселение, восстановление в правах наследства, нарушение частных владений. Значительный процент составляли дела о незаконных порубках леса.

Решения мирового судьи о виновности и наказании считались окончательными, если приговор о денежном взыскании считались окончательными, если приговор о денежном взыскании не превышал 15 рублей, а арест 3 дней.

По окончательным решениям допускались только кассационные протесты и жалобы, если стороны считали, что при рассмотрении дела были нарушены процессуальные формы судопроизводства.

Контролирующей инстанцией для мировых судей был съезд мировых судей, состоящий из всех участковых и почетных судей. В зависимости от характера рассматриваемых дел съезд был апелляционной или кассационной инстанцией. По окончательным решениям мировых судей съезд рассматривал только кассационные протесты и жалобы, по неокончательным принимал апелляционные жалобы о пересмотре дела по существу. Решения мирового съезда были окончательными и могли отменяться Сенатом только в кассационном порядке.

Деятельность мировых судей в подавляющем большинстве встречала положительное отношение в обществе. В частности, в фондах мировых судей и съездов мировых судей Нижегородской губернии обнаружено лишь одно дело с жалобой на мирового судью. Разумеется, жалоб на решения мировых судей было значительно больше, но в сравнении с дореформенными уездными судами мировые судьи, бесспорно, действовали более эффективно.

Количество почетных мировых судей по Нижегородской губернии в результате введения в действие судебно-административных учреждений 1889 г. практически не изменилось. Так в 1883 г. по губернии насчитывалось 69 почетных мировых судей, а в 1901 г. – 67. При этом необходимо отметить, что почетный мировой судья мог исполнять эти обязанности в нескольких уездах (например, К.С. Зыбин был почетным судей в Княгининском и Нижегородском, а Г.Р.Килевейн – в Нижегородском и Балахнинском уездах) и даже проживать в другой губернии (почетный мировой судья по Княгининскому уезду Д.Б.Нейдгард имел постоянное местожительство в Калуге).

Институт мировых судей был формально восстановлен в 1912 г., но практически возврат к ним не был полностью осуществлен из-за начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны и последующих событий.

До реформы

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

Реформа

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Судебная система государства находилась в особенно плачевном состоянии: суд действовал на законодательстве Петра I, Екатерины II и даже в отдельных случаях на Соборном уложении 1649 г.

Дореформенный суд был сильно устаревшим, он делился на множество судебных органов: суды для крестьян, горожан, дворян, коммерческий суд, совестный, межевой и др. суды. Кроме того, губернские правления, органы полиции и др. также выполняли судебные функции.

Дореформенный суд отличался взяточничеством, низкой юридической грамотностью судей, ограниченностью (суды решали дела, рассматривая лишь письменные материалы следствия).

Подготовка судебной реформы шла более 10 лет. Еще в 1861 г. Государственному совету представили более десятка законопроектов с предложениями изменений судебной системы, а в 1862 г. в суды был разослан проект преобразований, который был создан комиссией, которую возглавлял статс-секретарь Госсовета С.И. Зарудный.

Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство. Что нового было в этом проекте?

Бессословность.
Отмена системы формальных доказательств.
Отделение суда от администрации.
Установление состязательности, гласности.
Отделение судебной власти от обвинительной.
Введение института присяжных заседателей и адвокатуры.

20 ноября 1864 г. император утверждает четыре закона:


Учреждение судебных установлений.
Устав уголовного судопроизводства.
Устав гражданского судопроизводства.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные (волостные, мировые суды, мировые судьи и их съезды) и общие (окружные, создаваемые для нескольких уездов), судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по уголовным и гражданским делам) департаменты Сената.

Но в духовной, военной, коммерческой, крестьянской сфере действовали свои юрисдикции.

Мировые судьи. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ состоял из уезда и входящих в него городов. Он делился на мировые участки с деятельностью в них мировых судей. Съезды мировых судей были обязаны рассматривать кассационные жалобы и протесты и окончательно решать дела, которые начали участковые мировые судьи.

Деятельность мировых судей

Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках” с санкциями: кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на них возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов. Состояли из председателя суда и членов суда.

Суд присяжных заседателей

На их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными заседателями священники, профессиональные юристы, учителя, военные, наемные рабочие и прислуга.

Институт следователей

Он учреждался при окружных судах, следователи должны были под надзором прокуратуры вести предварительное расследование преступлений на участках, которые были закреплены за ними.

Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).


Здание судебных установлений

Судебные палаты

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии:

губернского и уездного предводителей дворянства;
городского головы губернского города;
волостного старшины.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей. Они могли заново рассматривать уже решённое дело.

Кассационные департаменты Сената

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную силу, дела о служебных преступлениях.

Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое присутствие Сената, которое рассматривало политические дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов показали, что суд перестал служить опорой существующего в России строя. Особенно ясно это проявилось в оправдании Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью оправдал Засулич. Поэтому последовала серия законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России. Они могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением порядка.
Кроме того, был создан новый институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов являлся Совет присяжных поверенных.

Система нотариальных контор

Она создавалась для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг. Система учреждалась в губернских и уездных городах.

Значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и прогрессивной.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение-защита);
  • Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных);
  • Учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Как видим, судебная реформа была значительным и прогрессивным шагом.


Судебная система России по реформе 1864 г.

Но у нее были недостатки и ограничения, связанные с

-компетенцией суда присяжных;
-особым порядком предания суду должностных лиц;
-относительной (а не полной) независимостью судей от администрации (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению);
-сохранением сословных судов (для крестьян, духовенства, высших чиновников и военных).

Судебная реформа 1864 года Александра 2

Принципы, лежащие в основе судопроизводства

— Бессословность суда, т. е. формальное равенство всех сословий перед законом.

— Несменяемость судей и их независимость от администрации.

— Гласность (открытые судебные заседания, кроме Сената) судопроизводства.

— Состязательность процесса (прокурор — присяжный поверенный (адвокат))

Изменения в судебной системе

— Создание института присяжных заседателей (из разных сословий) для рассмотрения сложных уголовных дел.

— Введение института судебных следователей (предварительное следствие изымалось из ведения полиции).

— Учреждение адвокатуры (присяжные и частные поверенные).

— Создание института нотариусов.

— Введение выборности ряда судебных органов (мировые судьи избираются земскими уездными собраниями и городскими думами на 3 года).

— Следствие по политическим делам ведёт жандармерия.

— К смертной казни могут приговорить лишь Особое присутствие Сената и военный суд.

— Изменение системы наказаний: отменены клеймение и (для женщин) телесные наказания.

— Телесные наказания только для ссыльных, каторжных, в армии — для штрафников (плети), для крестьян — розги

Высшая судебная инстанция

Император - Мог корректировать решения судебных инстанций за счёт мер административного воздействия

Сенат - Кассационная инстанция

Судебный округ (несколько губерний)

Судебная палата - Первая судебная инстанция для политических преступлений

Окружной суд (Коронный судья (назначался императором), Присяжные заседатели)

Съезд мировых судей

Мировой суд - Мировые судьи (избирались уездными земскими собраниями)

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряду реформ 1860–1870х гг.

Схема судебная реформа Александра 2 1864 года

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Читайте также: