Территория и этнический состав кавказской албании кратко
Обновлено: 04.07.2024
Занимала земли в нижнем течении рек Аракс и Кура, охватывала северные области современного Азербайджана и значительную часть Дагестана, достигала побережья Каспийского моря. Население Кавказской Албании (албанцы, удины, гаргары, гилы, леги и др.) говорило на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Государство сформировалось ко II веку до н. э. на основе объединения 26 племён. До VI века н. э. столица Кавказской Албании - Кабала, затем - Барда (Партав).
Первое упоминание в источниках о кавказских албанцах связано с их участием в составе персидских войск в битве при Гавгамелах против армии Александра Македонского. По сведениям античных (Страбон и др.), а также армянских авторов (Егише, Мовсес Хоренаци, Корюн и др.), во главе государства стояли цари. Со 2-й половины I века н. э. в Кавказской Албании правила династия албанских Аршакидов. Заметную роль играли знать и храмовое жречество. Население Кавказской Албании (в основной массе - свободные общинники) занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством, садоводством.
В столице и др. городах (Телеба, Гелда, Гетара, Тагода и др.) развивались ремесло и торговля. Жители Кавказской Албании поклонялись Луне (главное божество) и Солнцу. Религиозные обряды сопровождались жертвоприношениями. В I веке до н. э. - I веке н. э. Кавказская Албания совместно с Великой Арменией и Иберией вела борьбу с римской экспансией в Закавказье. В IV веке, в период правления царя Урнайра, значительно расширились границы государства (от Главного Кавказского хребта до реки Аракс).
После принятия Урнайром христианства оно стало государственной религией. По преданию, распространение христианства связано с проповеднической деятельностью апостола Елисея, ученика апостола Фаддея. Албанскую церковь возглавлял автокефальный католикос. В конце IV века, по договору между сасанидским Ираном и Римской империей, Кавказская Албания, восточные области Армении и Грузии перешли под власть Сасанидов. В районе современного Дербента был размещён сасанидский гарнизон.
Политическое, экономическое и религиозное давление со стороны Сасанидов (смотрите Йездегерд III) стало причиной Вардана Мамиконяна восстания, охватившего Армению, Иберию и Кавказскую Албанию. В 457 году вспыхнуло восстание под предводительством албанского царя Ваче. Это привело к упразднению в 461 году царской власти и превращению Кавказской Албании в марзпанство (наместничество) Сасанидской державы. В результате нового антииранского восстания 482-484 годы власть албанских царей была восстановлена.
В 630-705 годах во главе государства стояли цари из династии Михранидов. В годы правления наиболее известного представителя этой династии Джеваншира получила распространение албанская письменность (по преданию, создана Месропом Маштоцем), развивалась культура, историография (летописец Мовсес Каланкатуаци). С VIII - до конца IX веков Кавказская Албания входила в состав Арабского халифата как часть наместничества Арминия (с центром в Двине). К конце X века Кавказская Албания как самостоятельное государство прекратила своё существование, её территория была поделена между княжествами и ханствами Восточного Закавказья. Большинство жителей бывшей Кавказской Албании подверглись исламизации (смотрите Ислам), проводившейся сначала арабами, а с XI века тюркскими правителями.
Сразу стоит отметить немаловажный факт — об этническом составе албанского населения достоверной информации по сей день не имеется . Именно достоверной! Первые же более-менее доступные сведения об албанских племенах отображены в трудах Геродота и Страбона, относящиеся к IV веку до н.э. Но и они в данный момент не вызывают консенсуса среди ученых кругов из-за неточности информации. В данной же статье мы попытались обобщить все общеизвестные сведения в кратком изложении.
Кто вообще такие эти албанцы?
Как мы поняли, население Албании было этнически разнообразным и не состояло исключительно из албан . В частности, в Албании жили племена, принадлежащие к разным языковым семьям — восточной или нахско-дагестанской группе кавказской языковой семьи, тюркской языковой семье и иранской группе индоевропейской языковой семьи . Обо всем по порядку.
Сведения Страбона
Следует учитывать, что в раньше в ученых кругах использовались безответственные, научно некорректные выражения и представления о языковой принадлежности албанских народов . Например, что касается языка албан , то русский ученый К. Тревер писала на основании информации Страбона, что албанское население говорило на 26 языках . Это отчасти верно, ведь об этом пишет и сам Страбон:
Кавказоязычные албанские племена
Условия многоязычия на Кавказе зафиксированы и в раннесредневековых источниках. Но нет упоминания о языковом разнообразии людей, живущих в центральной части Албании, а именно — на правом и левом берегу реки Кура . Это очередной факт.
Но тем не менее, сегодня можно на 85% долей точности сделать вывод, что языки албанских племен, известные в источниках как лпин, джилов, легов, лаков и других , можно отнести к нахско-дагестанской группе кавказской языковой семье .
Удины — прошлое и настоящее
Один из албанских племен , представляющих интерес для изучения и в настоящее время считающихся прямыми потомками албан-утиев являются удины . Этот народ в настоящее время входит в число этносов, населяющих Азербайджанскую Республику . У удин сегодня имеется своя общность, образовательные культурные центры и конечно же церковь . Кроме того, сегодня удины находятся под охраной государства .
По поводу удинов, прежде всего стоит отметить, что:
- Во-первых, современный язык удин относится к южной группе кавказской языковой семьи , а не к восточной группе, как утверждают некоторые далекие от албанистики пропагандисты.
- Во-вторых, современные удины, очень вероятно, что являются потомками древних утиев . Древние же ути в античности проживалина территории современного Карабаха , наряду с другими албанскими племенами — нахчами и гаргарами .
Группа удинов на фоне освобожденной от армянской оккупации албанской церкви Худавенг в Кельбаджаре (2020 г.)
Группа удинов на фоне освобожденной от армянской оккупации албанской церкви Худавенг в Кельбаджаре (2020 г.)
Нападки армянской церкви на албан-удинов
Но как так получилось, что удины вынуждены были покинуть свои родные места? В частности, появление удинов в их нынешних поселениях в Габалинском и Огузском районах Азербайджана относится к XVIII веку . Все дело в том, что удины на протяжение веков становились объектами нападок и давления со стороны Армянской Апостольской церкви (Учкилсе / Эчмиаздин) . Последняя вечно враждовала с Албанской Апостольской церковью с центром в Ганджасаре (Агвянг) и считала ее своей частью . Но албанцы (удины) постоянно находились в борьбе. Впрочем, и сегодня мнения армянских шовинистов относительно этого не изменилось.
Ситуация поменялась, когда в регион пришла Россия . Заручившись доверием царских властей, армяне начали открытую масштабную экспансию против албанского наследия . Дело завершилось тем, что 11 марта 1836 года император Николай I подписал распоряжение, согласно которому все материально-культурное наследие албан-удинов переходило под контроль армян .Это явилось фактической ликвидацией многовековой Албанской Апостольской церкви .
После этого, оставшиеся на территории Карабаха албаны со временем арменизировались и стали креститься в Армянской Апостольской церкви . Остальные же албаны, не принявшие канонов армянской церкви, переселились в глубинные районы Азербайджана, в основном в Шеки, Огуз и Габалу .
В исторической науке уже давно известно о полиэтничности Кавказской Албании, однако не все исследователи сходятся в том, когда и какие именно племена населяли территорию Кавказской Албании, на каких языках они говорили и где их следует локализовать. Между тем, выявление этнической принадлежности и ареала расселения племён Кавказской Албании имеют весьма важное значение для установления её этнических границ, часто не совпадавших с политическими. Данная статья является попыткой исследования этнического состава населения одной из административных единиц Кавказской Албании – области Пайтакаран.
Область Каспиана античных источников, Каспк/Казбк – армянских источников, Пайтакаран/Баласакан (армянских авторов и албанского историка Моисея Каланкатуйского), Баласакан/Байлакан (персидских и арабских источников) была расположена в юго-восточной части Северного Азербайджана на правобережье Куры, охватывая части Мильской и Муганской степи, вплоть до Каспийского моря на востоке [21, 97-98]. Со второй половины IV в.н.э. Пайтакаран (Байлакан, Баласакан) стал стабильно областью Кавказской Албании [21, 98], пограничной на западе с албанской областью Утия.
Ещё античные авторы (Гекатей, Геродот, Страбон и др.) сообщают, что на указанной территории обитали такие племена как айнианы, анариаки, каспии, мюки и др. Раннесредневековые армянские авторы (Фавстос Бузандаци, Егише, Лазар Парпеци и Хоренаци) упоминают здесь акациров, албан, баласчи (багасчи), гуннов, парсиев, хазар. Албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает о проживании в этой области албан, балаканцев, каспиев и др. [20, 258]
Таким образом, по данным различных источников, в древности и раннем средневековье в области Пайтакаран обитали айнианы (энианы), албаны, анариаки (энареи, парсии), баласичи (багасичи), гунны (акациры), каспии, мюки, парсии и хазары.
Что касается греческого оружия в Хани, то, вовсе не отрицая таковую возможность, да и само пребывание здесь греков (о чём, возможно, говорит и его средневековое название Юнан – дословно: “греческий”), исследователи полагают, что слово “греческое” у Страбона является ошибкой [24, 125].
Албаны. Впервые албаны упоминаются в источнике (относящемся, правда, ко II в.н.э.) в связи с событиями IV в. до н.э. (Arr., III, 8, 4). В сражении при Гавгамеле в 331 г. до н.э. отряды албан сражались в составе ахеменидского войска. Были ли албаны в тот период отдельным племенем или же союзом племён (если союзом племён, то в количественном отношении значительно отличавшемся от племён, позже входивших в состав Албанского царства), мы не знаем.
Изначально (с IV в. до н.э.) территорией обитания албан были земли от реки Куры до Кавказских гор. В данном случае речь идёт не о границах Албанского царства, а о территории расселения собственно племени албан [24, 126-127].
Принадлежность албанского языка к северовосточнокавказской (нахско-дагестанской) семье языков не вызывает сомнений ни у одного современного серьёзного исследователя [11; 25, 676, сл.].
Намёк на проживание албан в области Пайтакаран мы находим у Моисея Каланкатуйского (I, 12), а также у Моисея Хоренского (III, 3). Очевидно, небольшое количество албан переселилось в эту область значительно позже, а точнее – после вхождения её в состав Албании (IV в.н.э.).
Анариаки (энареи, парсии). Племя анариаков (энареев) обитало в области Утия (Вития, Отена). О нём сообщают античные авторы – Геродот (Herod., I, 105; IV, 67), Гиппократ (Hippokr., 29-30), Полибий (Polyb., V, II, 9), Страбон (Strabo XI, VI, 1; XI, VII, 1; XI, VIII, 8), Плиний (Plin., VI, 46) и Птолемей (Ptol., VI, 44, 9).
Согласно Страбону, анариаки обитали на берегу Каспийского моря рядом с мардами (амардами), гирканцами, кадусиями и утиями (Strabo XI, VI, 1; XI, VIII, 8). Он сообщает, что анариаков, живущих в Утии, “теперь называют парсиями” (Strabo XI, VII, 1). Интересно отметить, что Фавст Бузанд (V, 14), рассказывая о событиях IV в. до н.э., упоминает рядом с областью Пайтакаран область Parsk’ (“страну парсов”), которую, по-видимому, можно отождествлять с парсиями-анариаками Страбона. Можно полагать, что парсии ещё во времена Фавста Бузанда (IV в.н.э.) обитали в Пайтакаране. Есть некоторые основания полагать, что парсии происходили из среды тех племён, откуда вышли и предки персов [13, 170].
Некоторые учёные считают, что анариаки не название определённого племени, а общее обозначение племён, говоривших на неиранских языках [17, 448]. Однако надо отметить, что те или иные арийские племена нередко называли родственные, но враждебные им племена “неарийцами” [13, 373]. Поэтому нет бесспорных оснований для причисления анариаков-парсиев Страбона к неираноязычным племенам. Другие исследователи исправляли название “анариаков” на “араниаков”, полагая, что оно, возможно, происходит от имени легендарного прародителя албанских племён – Арана [28, 143]. И, наконец, третьи полагают, что название “анариаки” возникло на почве ассоциации с геродотовскими энареями, представлявшими собой особую касту скифских жрецов [18, 52].
Об энареях Геродот пишет: “На тех скифов, которые ограбили храм в Аскалоне, равно как и на потомство их, божество ниспослало женскую болезнь. Поступок этот был, по словам скифов, причиною господствующей у них болезни и того, что приходящие в скифскую землю иноземцы находят больных, которых скифы называют энареями, в таком положении” (Herod., I, 105). В другом месте Геродот сообщает: “По словам энареев, женоподобных мужчин (разрядка моя – Р. М.), искусство гадания даровано им Афродитою” (Herod., IV, 67).
Энарееев отмечает также Гиппократ (V-IV вв. до н.э.): “между скифами встречается множество евнухов (разрядка моя – Р. М.), …называются такие мужчины “энареями”. Причину такого явления туземцы приписывают божеству…” (Hippokr., 29-30).
Баласчи (багасчи). Этноним баласчи или багасчи (где чи/чик – этнический показатель) упоминает Фавст Бузандаци (III, 7), у Егише встречается форма – баласакан или багасакан, а Моисей Каланкатуйский (III, 20) отмечает этот этноним в виде балакан. Скорее всего, этноним балас (багас) – это обобщающее название населения Баласакана = Бейлагана.
Область Баласакан (Пайтакаран), очевидно, получила своё название от народа баласов или багасов. В “Армянской географии” (VII в.) Daшti Balasakan (дословно: “Баласаканская степь”) упоминается как одна из провинций Албании. Позже, вероятно, в результате стяжения слогов возникли формы Beylakan () , Beylaьan () и Daшti Beylakan ( ) (ср.: 26, прим. 143).
Гунны. Гуннские и гунно-булгарские племена, в том числе и племя акацир (акатзир, акатир, аказир), стали вторгаться на территорию Кавказской Албании уже с начала V в., а со второй половины того же века они стали оседать на её территории. Определённо известно о долговременном пребывании гуннов в области Утия, соседней с Пайтакараном [16, 41-68]. Гунны и булгары, безусловно, были тюркскими племенами, что подтверждает “История” Феофилакта Симокатты – источник конца VI – начала VII вв. В этом труде сообщается о “племени гуннов, которых наша “История” неоднократно называла тюрками”.
Каспии. Основным населением области Пайтакаран, в древности называвшейся Каспиана, были племена каспиев. Каспиев знают как античные, так и древневосточные источники. Однако, свидетельства арамейских текстов из Египта [1; 4; 7; 8; 9; 10], проливают новый свет на историю этого народа.
Наиболее ранние сведения о каспиях содержатся в арамейских документах с острова Элефантина (Египет), датируемых второй половиной V в. до н.э. [7; 8; 9; 10]. Термин kspi, содержащийся в нескольких элефантинских папирусах, исследователи переводят как этнический термин – “каспий” [см.: 8, 5, сл.; 16, 195, 208, сл.], так как при перечислении свидетелей в конце каждого папируса указывается их этническая принадлежность [9, 45, 49]. Это подтверждается и данными папирусов из Мемфиса.
Каспии (κασπιοι), по Геродоту, племя в XI и XV округах Персидского царства (Herod., III, 92, 93). Геродот описывает одежду и вооружение каспиев: “Каспии были одеты в хитоны из шерсти, имели туземные луки из тростника и акинаки” (Herod., VII, 67). Далее он отмечает каспиев среди народностей, сражавшихся верхом на лошадях (Herod., VII, 86).
Имена каспиев, обнаруженные в папирусах из Элефантины, следующие: Атарли, Багазушта, Базу, Барбари, Беф Вайавабил, Ва(…) [мужское имя], Дарга (Дарги), Инбулийа, Иппулиа, Мисдаи, Пуллийан, Убил (Вабил, Йабил), Хайхе, Шатибара, Шатибарзана [22, 75; 24, 96-98]. Некоторые из перечисленных имён бесспорно иранские, остальные же исследователями определяются по-разному, как вавилонские и даже египетские (одно имя – Хайхе), по крайней мере, как неиранские [22, 76]. Имена каспиев Шатибара и Шатибарзана относятся к именам северо-западного иранского типа, а происхождение имени Барбари локализуется к западу от собственно Мидии и, возможно, оно было местного происхождения. Установить этническую принадлежность племени каспиев на основании всего нескольких имён не представляется возможным. Несмотря на наличие среди них имён северо-западного иранского типа, эти имена могли быть восприняты каспиями в связи с распространением иранского этноса в юго-западном Прикаспии. Не исключено, что они были восприняты каспиями вследствие нахождения их на военной службе у Ахеменидов. Имеющиеся данные могут указывать на то, что каспии были народом, в основе неиранским, но рано иранизировавшимся и этот процесс (иранизации местного населения), уходящий корнями ещё в доахеменидский период, активно проходил уже в ахеменидское время [24, 109-110].
Каспиев упоминают также раннесредневековые армянские авторы (Фавстос Бузандаци, V, 14; Мовсес Хоренаци, II, 53; Агафангел, 19; “Армянская география”). Каспиев они именуют Kaspk’, здесь, как и в арм. Parsk’, k’- показатель множественного числа и этнической принадлежности. Ср. также название одной из высочайших вершин Кавказа – Казбек (Kazbik) с указанием Страбона на то, что местные жители называли Кавказские горы Каспием (Strabo XI,II,15) [23, 44-47]. К названию каспиев возводят также название города Казвин (из *Kaspen) [5, 18]. Арамейская форма также следовала именно такому произношению с -sp-. По-видимому, kasp- было местным этнонимом [24, 110].
Интересен также факт, что в Восточной Грузии с раннего средневековья [Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей, 24, 28] и в течение длительного времени в источниках зафиксированы крепость и область Каспи – и по сей день в полусотне километров к северо-западу от Тбилиси существует Каспийский район с райцентром Каспи. Археологический материал свидетельствует о существовании города Каспи с V в. до н.э. [29, 42-43]. Ещё З.И.Ямпольский связывал название города Каспи в восточной Грузии с этнонимом племени каспиев [30, 273-274]. Здесь же нужно отметить, что в конце I – начале II вв. Флавий (Ios. Fl., “Иудейские древности”, XVIII, 4, 4) и Тацит (Tac., Ann., VI, 33) называют Дарьяльское ущелье “Каспийским проходом” или “Каспийской дорогой”.
Кавказская Албания – государство, образовавшееся во втором веке до нашей эры. Занимало территории южнее Кавказского хребта, частично на землях современной Армении, Грузии, Азербайджана и Дагестана. Так неправильно перечислять, так как это три самостоятельных государства и одна республика — часть России. Но писать, что Кавказская Албания находилась на территории современной России совсем неправильно.
И совсем не стоит путать Кавказскую Албанию с современным государством Албания. Тут совсем ничего общего не имеется, ни народы, ни территории не пересекались — просто названия случайно совпали.
Племя албан, возможно наиболее крупное, а значит и влиятельное, и другие 25 племён (гаргары, гелы, утии и т.д.) видимо имели какие-то общие экономические и политические интересы, что и сформировало новое государство. По имении этого народа государство стало называться Албанией, а народы албанами, теряя свои предыдущие названия.
До шестого века нашей эры столица Кавказской Албании находилась в городе Кабала, а затем Барда (Партав). Оба города существуют до сих пор, находятся в Азербайджане.
В одном из первых упоминаний про албанцев говорится об их участии в битвах против Александра Македонского. Описывают их и античные авторы, например Страбон (1 век до нашей эры), и армянские авторы, например Егише (5 век нашей эры).
Дагестан в составе Кавказской Албании
Исторические процессы сложились так, что примерно в 5 веке Кавказская Албания вошла в состав государства Сасанидов (Персии или Иран по-современному). То есть оно уже не было независимым, но существовало как отдельный регион. В это время к Кавказской Албании добавились территории до Каспийского моря, а на севере по побережью дошла до Дербента.
Дербент — служил границей между Азией и Европой. Дербент тогда назывался Чол, и примерно тогда же шахиншах сасанидский Йездигерд II начал строить здесь крепость из сырца и назвал её Шахристан. А еще примерно через 50 лет Хосров I Ануширван построил заново стены из камня и стал назваться город — Дербент (Дарбанд – ворота, узел).
Религия
В период СССР проводились обширные археологические исследования в Кабале, Чухур-Габале, Топрах-кале, Мингечауре и еще много где.
Они дали информацию, что население в начале формирования государства было языческим, поклонялись Гелиосу — богу Солнцу, Селене – богине Луны и Зевсу – богу Неба, а главным божеством была богиня Луны. С 3 по 5 век, повсеместной религией становится христианство. А с появлением ислама и арабскими завоеваниями часть территорий переходит ислам. Это происходит, начиная где-то с 7 века.
Я даю простые цифры, но за ними скрываются сложные и длительные процессы и судьбы народов. Разобраться в которых под силу только целеустремлённым, мотивированным людям.
Кавказская Албания храм села Киш Кавказская Албания, древнейший храмовый комплекс Пери-Кала Кавказская Албания храм около села Кум
Культура Кавказской Албании
Письменные источники уже античных времен сообщают о занятии земледелием, ремёслами и скотоводством. Видимо народ достиг хороших результатов, что способствовало развитию торговли.
Ямы с кувшинами для хранения зерна, следовательно, гончарное ремесло, ручные мельницы, бронзовые и серебряные предметы утвари, изделия из стекла, ювелирные изделия — всё это богатые археологические находки той эпохи.
Отдельное внимание монетам. Их много как своих албанских, так и из других стран. Это говорит о том, что чеканилась своя единая для страны деньги, так и то, что активно велась торговля с соседями.
Благодаря хорошо развитой архитектуре до наших дней сохранилось немало объектов. В основном это храмы. Есть языческие, но большей частью христианские на стенах, которых остались надписи – свидетельство о наличии письменности. К сожалению, отдельных письменных источников нет, но есть упоминания о том, что они были. Албанская письменность появилась с приходом христианства, так адаптировалась новая религия. А потом она заменилась на армянскую письменность.
Читайте также: