Территория и этнический состав кавказской албании кратко

Обновлено: 04.07.2024

За­ни­ма­ла зем­ли в ниж­нем те­че­нии рек Аракс и Ку­ра, ох­ва­ты­ва­ла северные об­лас­ти современного Азер­бай­джа­на и зна­чительную часть Да­ге­ста­на, дос­ти­га­ла по­бе­ре­жья Кас­пий­ско­го мо­ря. На­се­ле­ние Кавказской Албании (ал­бан­цы, уди­ны, гар­га­ры, ги­лы, ле­ги и др.) го­во­ри­ло на язы­ках лез­гин­ской вет­ви на­хско-да­ге­стан­ской се­мьи. Государство сфор­ми­ро­ва­лось ко II веку до н. э. на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния 26 пле­мён. До VI века н. э. сто­ли­ца Кавказской Албании - Ка­ба­ла, за­тем - Бар­да (Пар­тав).

Пер­вое упо­ми­на­ние в ис­точ­ни­ках о кавказских ал­бан­цах свя­за­но с их уча­сти­ем в со­ста­ве персидских войск в бит­ве при Гав­га­ме­лах про­тив ар­мии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го. По све­де­ни­ям ан­тич­ных (Стра­бон и др.), а так­же армянских ав­то­ров (Еги­ше, Мов­сес Хо­ре­на­ци, Ко­рюн и др.), во гла­ве государства стоя­ли ца­ри. Со 2-й половины I века н. э. в Кавказской Албании пра­ви­ла ди­на­стия албанских Ар­ша­ки­дов. За­мет­ную роль иг­ра­ли знать и хра­мо­вое жре­че­ст­во. На­се­ле­ние Кавказской Албании (в основной мас­се - сво­бод­ные об­щин­ни­ки) за­ни­ма­лось плуж­ным зем­ле­де­ли­ем, от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом, са­до­вод­ст­вом.

В сто­ли­це и др. го­ро­дах (Те­ле­ба, Гел­да, Ге­та­ра, Та­го­да и др.) раз­ви­ва­лись ре­мес­ло и тор­гов­ля. Жи­те­ли Кавказской Албании по­кло­ня­лись Лу­не (главное бо­же­ст­во) и Солн­цу. Ре­лигиозные об­ря­ды со­про­во­ж­да­лись жерт­во­при­но­ше­ния­ми. В I веке до н. э. - I веке н. э. Кавказская Албания совместно с Ве­ли­кой Ар­ме­ни­ей и Ибе­ри­ей ве­ла борь­бу с римской экс­пан­си­ей в За­кав­ка­зье. В IV веке, в пе­ри­од прав­ле­ния ца­ря Ур­най­ра, зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись гра­ни­цы государства (от Главного Кав­каз­ско­го хреб­та до реки Аракс).

По­сле при­ня­тия Ур­най­ром хри­сти­ан­ст­ва оно ста­ло государственной ре­ли­ги­ей. По пре­да­нию, рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва свя­за­но с про­по­вед­нической дея­тель­но­стью апостола Ели­сея, уче­ни­ка апостола Фад­дея. Албанскую цер­ковь воз­глав­лял ав­то­ке­фаль­ный ка­то­ли­кос. В конце IV века, по до­го­во­ру ме­ж­ду са­са­нид­ским Ира­ном и Римской им­пе­ри­ей, Кавказская Албания, восточные об­лас­ти Ар­ме­нии и Гру­зии пе­ре­шли под власть Са­са­ни­дов. В рай­оне современного Дер­бен­та был раз­ме­щён са­са­нид­ский гар­ни­зон.

По­ли­тическое, эко­но­мическое и ре­лигиозное дав­ле­ние со сто­ро­ны Са­са­ни­дов (смотрите Йездегерд III) ста­ло при­чи­ной Вар­да­на Ма­ми­ко­ня­на вос­ста­ния, ох­ва­тив­ше­го Ар­ме­нию, Ибе­рию и Кавказскую Албанию. В 457 году вспых­ну­ло вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом албанского ца­ря Ва­че. Это при­ве­ло к уп­разд­не­нию в 461 году цар­ской вла­сти и пре­вра­ще­нию Кавказской Албании в мар­зпан­ст­во (на­ме­ст­ни­че­ст­во) Са­са­нид­ской дер­жа­вы. В ре­зуль­та­те но­во­го ан­ти­иран­ско­го вос­ста­ния 482-484 годы власть албанских ца­рей бы­ла вос­станов­ле­на.

В 630-705 годах во гла­ве государства стоя­ли ца­ри из ди­на­стии Ми­хра­ни­дов. В го­ды прав­ле­ния наи­бо­лее из­вест­но­го пред­ста­ви­те­ля этой ди­на­стии Дже­ван­ши­ра по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние албанская пись­мен­ность (по пре­да­нию, соз­да­на Мес­ро­пом Маш­то­цем), раз­ви­ва­лась куль­ту­ра, ис­то­рио­гра­фия (ле­то­пи­сец Мов­сес Ка­лан­ка­туа­ци). С VIII - до конца IX веков Кавказская Албания вхо­ди­ла в со­став Арабского ха­ли­фа­та как часть на­ме­ст­ни­че­ст­ва Ар­ми­ния (с цен­тром в Дви­не). К конце X века Кавказская Албания как са­мо­сто­ятельное государство пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние, её тер­ри­то­рия бы­ла по­де­ле­на ме­ж­ду кня­же­ст­ва­ми и хан­ст­ва­ми Восточного За­кав­ка­зья. Боль­шин­ст­во жи­те­лей бывшей Кавказской Албании под­верг­лись ис­ла­ми­за­ции (смотрите Ислам), про­во­див­шей­ся сна­ча­ла ара­ба­ми, а с XI века тюркскими пра­ви­те­ля­ми.

Сразу стоит отметить немаловажный факт — об этническом составе албанского населения достоверной информации по сей день не имеется . Именно достоверной! Первые же более-менее доступные сведения об албанских племенах отображены в трудах Геродота и Страбона, относящиеся к IV веку до н.э. Но и они в данный момент не вызывают консенсуса среди ученых кругов из-за неточности информации. В данной же статье мы попытались обобщить все общеизвестные сведения в кратком изложении.

Кто вообще такие эти албанцы?

Как мы поняли, население Албании было этнически разнообразным и не состояло исключительно из албан . В частности, в Албании жили племена, принадлежащие к разным языковым семьям — восточной или нахско-дагестанской группе кавказской языковой семьи, тюркской языковой семье и иранской группе индоевропейской языковой семьи . Обо всем по порядку.

Сведения Страбона

Следует учитывать, что в раньше в ученых кругах использовались безответственные, научно некорректные выражения и представления о языковой принадлежности албанских народов . Например, что касается языка албан , то русский ученый К. Тревер писала на основании информации Страбона, что албанское население говорило на 26 языках . Это отчасти верно, ведь об этом пишет и сам Страбон:

Кавказоязычные албанские племена

Условия многоязычия на Кавказе зафиксированы и в раннесредневековых источниках. Но нет упоминания о языковом разнообразии людей, живущих в центральной части Албании, а именно — на правом и левом берегу реки Кура . Это очередной факт.

Но тем не менее, сегодня можно на 85% долей точности сделать вывод, что языки албанских племен, известные в источниках как лпин, джилов, легов, лаков и других , можно отнести к нахско-дагестанской группе кавказской языковой семье .

Удины — прошлое и настоящее

Один из албанских племен , представляющих интерес для изучения и в настоящее время считающихся прямыми потомками албан-утиев являются удины . Этот народ в настоящее время входит в число этносов, населяющих Азербайджанскую Республику . У удин сегодня имеется своя общность, образовательные культурные центры и конечно же церковь . Кроме того, сегодня удины находятся под охраной государства .

По поводу удинов, прежде всего стоит отметить, что:

  1. Во-первых, современный язык удин относится к южной группе кавказской языковой семьи , а не к восточной группе, как утверждают некоторые далекие от албанистики пропагандисты.
  2. Во-вторых, современные удины, очень вероятно, что являются потомками древних утиев . Древние же ути в античности проживалина территории современного Карабаха , наряду с другими албанскими племенами — нахчами и гаргарами .

Группа удинов на фоне освобожденной от армянской оккупации албанской церкви Худавенг в Кельбаджаре (2020 г.)

Группа удинов на фоне освобожденной от армянской оккупации албанской церкви Худавенг в Кельбаджаре (2020 г.)

Нападки армянской церкви на албан-удинов

Но как так получилось, что удины вынуждены были покинуть свои родные места? В частности, появление удинов в их нынешних поселениях в Габалинском и Огузском районах Азербайджана относится к XVIII веку . Все дело в том, что удины на протяжение веков становились объектами нападок и давления со стороны Армянской Апостольской церкви (Учкилсе / Эчмиаздин) . Последняя вечно враждовала с Албанской Апостольской церковью с центром в Ганджасаре (Агвянг) и считала ее своей частью . Но албанцы (удины) постоянно находились в борьбе. Впрочем, и сегодня мнения армянских шовинистов относительно этого не изменилось.

Ситуация поменялась, когда в регион пришла Россия . Заручившись доверием царских властей, армяне начали открытую масштабную экспансию против албанского наследия . Дело завершилось тем, что 11 марта 1836 года император Николай I подписал распоряжение, согласно которому все материально-культурное наследие албан-удинов переходило под контроль армян .Это явилось фактической ликвидацией многовековой Албанской Апостольской церкви .

После этого, оставшиеся на территории Карабаха албаны со временем арменизировались и стали креститься в Армянской Апостольской церкви . Остальные же албаны, не принявшие канонов армянской церкви, переселились в глубинные районы Азербайджана, в основном в Шеки, Огуз и Габалу .

В исторической науке уже давно известно о полиэтничности Кавказской Албании, однако не все исследователи сходятся в том, когда и какие именно племена населяли территорию Кавказской Албании, на каких языках они говорили и где их следует локализовать. Между тем, выявление этнической принадлежности и ареала расселения племён Кавказской Албании имеют весьма важное значение для установления её этнических границ, часто не совпадавших с политическими. Данная статья является попыткой исследования этнического состава населения одной из административных единиц Кавказской Албании – области Пайтакаран.

Область Каспиана античных источников, Каспк/Казбк – армянских источников, Пайтакаран/Баласакан (армянских авторов и албанского историка Моисея Каланкатуйского), Баласакан/Байлакан (персидских и арабских источников) была расположена в юго-восточной части Северного Азербайджана на правобережье Куры, охватывая части Мильской и Муганской степи, вплоть до Каспийского моря на востоке [21, 97-98]. Со второй половины IV в.н.э. Пайтакаран (Байлакан, Баласакан) стал стабильно областью Кавказской Албании [21, 98], пограничной на западе с албанской областью Утия.

Ещё античные авторы (Гекатей, Геродот, Страбон и др.) сообщают, что на указанной территории обитали такие племена как айнианы, анариаки, каспии, мюки и др. Раннесредневековые армянские авторы (Фавстос Бузандаци, Егише, Лазар Парпеци и Хоренаци) упоминают здесь акациров, албан, баласчи (багасчи), гуннов, парсиев, хазар. Албанский историк Моисей Каланкатуйский сообщает о проживании в этой области албан, балаканцев, каспиев и др. [20, 258]

Таким образом, по данным различных источников, в древности и раннем средневековье в области Пайтакаран обитали айнианы (энианы), албаны, анариаки (энареи, парсии), баласичи (багасичи), гунны (акациры), каспии, мюки, парсии и хазары.

Что касается греческого оружия в Хани, то, вовсе не отрицая таковую возможность, да и само пребывание здесь греков (о чём, возможно, говорит и его средневековое название Юнан – дословно: “греческий”), исследователи полагают, что слово “греческое” у Страбона является ошибкой [24, 125].

Албаны. Впервые албаны упоминаются в источнике (относящемся, правда, ко II в.н.э.) в связи с событиями IV в. до н.э. (Arr., III, 8, 4). В сражении при Гавгамеле в 331 г. до н.э. отряды албан сражались в составе ахеменидского войска. Были ли албаны в тот период отдельным племенем или же союзом племён (если союзом племён, то в количественном отношении значительно отличавшемся от племён, позже входивших в состав Албанского царства), мы не знаем.

Изначально (с IV в. до н.э.) территорией обитания албан были земли от реки Куры до Кавказских гор. В данном случае речь идёт не о границах Албанского царства, а о территории расселения собственно племени албан [24, 126-127].

Принадлежность албанского языка к северовосточнокавказской (нах­ско-дагестанской) семье языков не вызывает сомнений ни у одного совре­менного серьёзного исследователя [11; 25, 676, сл.].

Намёк на проживание албан в области Пайтакаран мы находим у Моисея Каланкатуйского (I, 12), а также у Моисея Хоренского (III, 3). Очевидно, небольшое количество албан переселилось в эту область значительно позже, а точнее – после вхождения её в состав Албании (IV в.н.э.).

Анариаки (энареи, парсии). Племя анариаков (энареев) обитало в области Утия (Вития, Отена). О нём сообщают античные авторы – Геродот (Herod., I, 105; IV, 67), Гиппократ (Hippokr., 29-30), Полибий (Polyb., V, II, 9), Страбон (Strabo XI, VI, 1; XI, VII, 1; XI, VIII, 8), Плиний (Plin., VI, 46) и Птолемей (Ptol., VI, 44, 9).

Согласно Страбону, анариаки обитали на берегу Каспийского моря рядом с мардами (амардами), гирканцами, кадусиями и утиями (Strabo XI, VI, 1; XI, VIII, 8). Он сообщает, что анариаков, живущих в Утии, “теперь называют парсиями” (Strabo XI, VII, 1). Интересно отметить, что Фавст Бузанд (V, 14), рассказывая о событиях IV в. до н.э., упоминает рядом с областью Пайтакаран область Parsk’ (“страну парсов”), которую, по-видимому, можно отождествлять с парсиями-анариаками Страбона. Можно полагать, что парсии ещё во времена Фавста Бузанда (IV в.н.э.) обитали в Пайтакаране. Есть некоторые основания полагать, что парсии происходили из среды тех племён, откуда вышли и предки персов [13, 170].

Некоторые учёные считают, что анариаки не название определённого племени, а общее обозначение племён, говоривших на неиранских языках [17, 448]. Однако надо отметить, что те или иные арийские племена нередко называли родственные, но враждебные им племена “не­арийцами” [13, 373]. Поэтому нет бесспорных оснований для причисления анариаков-парсиев Страбона к неираноязычным племенам. Другие исследователи исправляли название “анариаков” на “араниаков”, полагая, что оно, возможно, происходит от имени легендарного прародите­ля албанских племён – Арана [28, 143]. И, наконец, третьи полагают, что название “анариа­ки” возникло на почве ассоциации с геродотовскими энареями, представлявшими собой особую касту скифских жрецов [18, 52].

Об энареях Геродот пишет: “На тех скифов, которые ограбили храм в Аскалоне, равно как и на потомство их, божество ниспослало женскую болезнь. Поступок этот был, по словам скифов, причиною господствующей у них болезни и того, что приходящие в скифскую землю иноземцы находят больных, которых скифы называют энареями, в таком положении” (Herod., I, 105). В другом месте Геродот сообщает: “По словам энареев, женоподобных мужчин (разрядка моя – Р. М.), искусство гадания даровано им Афродитою” (Herod., IV, 67).

Энарееев отмечает также Гиппократ (V-IV вв. до н.э.): “между скифами встречается множество евнухов (разрядка моя – Р. М.), …называются такие мужчины “энареями”. Причину такого явления туземцы приписывают божеству…” (Hippokr., 29-30).

Баласчи (багасчи). Этноним баласчи или багасчи (где чи/чик – этнический показатель) упоминает Фавст Бузандаци (III, 7), у Егише встречается форма – баласакан или багасакан, а Моисей Каланкатуйский (III, 20) отмечает этот этноним в виде балакан. Скорее всего, этноним балас (багас) – это обобщающее название населения Баласакана = Бейлагана.

Область Баласакан (Пайтакаран), очевидно, получила своё название от народа баласов или багасов. В “Армянской географии” (VII в.) Daшti Balasakan (дословно: “Баласаканская степь”) упоминается как одна из провинций Албании. Позже, вероятно, в результате стяжения слогов возникли формы Beylakan () , Beylaьan () и Daшti Beylakan ( ) (ср.: 26, прим. 143).

Гунны. Гуннские и гунно-булгарские племена, в том числе и племя акацир (акатзир, акатир, аказир), стали вторгаться на территорию Кавказской Албании уже с начала V в., а со второй половины того же века они стали оседать на её территории. Определённо известно о долговременном пребывании гуннов в области Утия, соседней с Пайтакараном [16, 41-68]. Гунны и булгары, безусловно, были тюркскими племенами, что подтверждает “История” Феофилакта Симокатты – источник конца VI – начала VII вв. В этом труде сообщается о “племени гуннов, которых наша “История” неоднократно называла тюрками”.

Каспии. Основным населением области Пайтакаран, в древности называвшейся Каспиана, были племена каспиев. Каспиев знают как античные, так и древневосточные источники. Однако, свидетельства арамейских текстов из Египта [1; 4; 7; 8; 9; 10], проливают новый свет на историю этого народа.

Наиболее ранние сведения о каспиях содержатся в арамейских документах с острова Элефантина (Египет), датируемых второй половиной V в. до н.э. [7; 8; 9; 10]. Термин kspi, содержащийся в нескольких элефантинских папирусах, исследователи переводят как этнический термин – “каспий” [см.: 8, 5, сл.; 16, 195, 208, сл.], так как при перечислении свидетелей в конце каждого папируса указывается их этническая принадлежность [9, 45, 49]. Это подтверждается и данными папирусов из Мемфиса.

Каспии (κασπιοι), по Геродоту, племя в XI и XV округах Персидского царства (Herod., III, 92, 93). Геродот описывает одежду и вооружение каспиев: “Каспии были одеты в хитоны из шерсти, имели туземные луки из тростника и акинаки” (Herod., VII, 67). Далее он отмечает каспиев среди народностей, сражавшихся верхом на лошадях (Herod., VII, 86).

Имена каспиев, обнаруженные в папирусах из Элефантины, следующие: Атарли, Багазушта, Базу, Барбари, Беф Вайавабил, Ва(…) [мужское имя], Дарга (Дарги), Инбулийа, Иппулиа, Мисдаи, Пуллийан, Убил (Вабил, Йабил), Хайхе, Шатибара, Шатибарзана [22, 75; 24, 96-98]. Некоторые из перечисленных имён бесспорно иранские, остальные же исследователями определяются по-разному, как вавилонские и даже египетские (одно имя – Хайхе), по крайней мере, как неиранские [22, 76]. Имена каспиев Шатибара и Шатибарзана относятся к именам северо-западного иранского типа, а происхождение имени Барбари локализуется к западу от собственно Мидии и, возможно, оно было местного происхождения. Установить этническую принадлежность племени каспиев на основании всего нескольких имён не представляется возможным. Несмотря на наличие среди них имён северо-западного иранского типа, эти имена могли быть восприняты каспиями в связи с распространением иранского этноса в юго-западном Прикаспии. Не исключено, что они были восприняты каспиями вследствие нахождения их на военной службе у Ахеменидов. Имеющиеся данные могут указывать на то, что каспии были народом, в основе неиранским, но рано иранизировавшимся и этот процесс (иранизации местного населения), уходящий корнями ещё в доахеменидский период, активно проходил уже в ахеменидское время [24, 109-110].

Каспиев упоминают также раннесредневековые армянские авторы (Фавстос Бузандаци, V, 14; Мовсес Хоренаци, II, 53; Агафангел, 19; “Армянская география”). Каспиев они именуют Kaspk’, здесь, как и в арм. Parsk’, k’- показатель множественного числа и этнической принадлежности. Ср. также название одной из высочайших вершин Кавказа – Казбек (Kazbik) с указанием Страбона на то, что местные жители называли Кавказские горы Каспием (Strabo XI,II,15) [23, 44-47]. К названию каспиев возводят также название города Казвин (из *Kaspen) [5, 18]. Арамейская форма также следовала именно такому произношению с -sp-. По-видимому, kasp- было местным этнонимом [24, 110].

Интересен также факт, что в Восточной Грузии с раннего средневековья [Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей, 24, 28] и в течение длительного времени в источниках зафиксированы крепость и область Каспи – и по сей день в полусотне километров к северо-западу от Тбилиси существует Каспийский район с райцентром Каспи. Археологический материал свидетельствует о существовании города Каспи с V в. до н.э. [29, 42-43]. Ещё З.И.Ямпольский связывал название города Каспи в восточной Грузии с этнонимом племени каспиев [30, 273-274]. Здесь же нужно отметить, что в конце I – начале II вв. Флавий (Ios. Fl., “Иудейские древности”, XVIII, 4, 4) и Тацит (Tac., Ann., VI, 33) называют Дарьяльское ущелье “Каспийским проходом” или “Каспийской дорогой”.

Кавказская Албания – государство, образовавшееся во втором веке до нашей эры. Занимало территории южнее Кавказского хребта, частично на землях современной Армении, Грузии, Азербайджана и Дагестана. Так неправильно перечислять, так как это три самостоятельных государства и одна республика — часть России. Но писать, что Кавказская Албания находилась на территории современной России совсем неправильно.

Карта Кавказской Албании

И совсем не стоит путать Кавказскую Албанию с современным государством Албания. Тут совсем ничего общего не имеется, ни народы, ни территории не пересекались — просто названия случайно совпали.

Племя албан, возможно наиболее крупное, а значит и влиятельное, и другие 25 племён (гаргары, гелы, утии и т.д.) видимо имели какие-то общие экономические и политические интересы, что и сформировало новое государство. По имении этого народа государство стало называться Албанией, а народы албанами, теряя свои предыдущие названия.

До шестого века нашей эры столица Кавказской Албании находилась в городе Кабала, а затем Барда (Партав). Оба города существуют до сих пор, находятся в Азербайджане.

В одном из первых упоминаний про албанцев говорится об их участии в битвах против Александра Македонского. Описывают их и античные авторы, например Страбон (1 век до нашей эры), и армянские авторы, например Егише (5 век нашей эры).

Дагестан в составе Кавказской Албании

Исторические процессы сложились так, что примерно в 5 веке Кавказская Албания вошла в состав государства Сасанидов (Персии или Иран по-современному). То есть оно уже не было независимым, но существовало как отдельный регион. В это время к Кавказской Албании добавились территории до Каспийского моря, а на севере по побережью дошла до Дербента.

Дербент — служил границей между Азией и Европой. Дербент тогда назывался Чол, и примерно тогда же шахиншах сасанидский Йездигерд II начал строить здесь крепость из сырца и назвал её Шахристан. А еще примерно через 50 лет Хосров I Ануширван построил заново стены из камня и стал назваться город — Дербент (Дарбанд – ворота, узел).

Религия

В период СССР проводились обширные археологические исследования в Кабале, Чухур-Габале, Топрах-кале, Мингечауре и еще много где.

Они дали информацию, что население в начале формирования государства было языческим, поклонялись Гелиосу — богу Солнцу, Селене – богине Луны и Зевсу – богу Неба, а главным божеством была богиня Луны. С 3 по 5 век, повсеместной религией становится христианство. А с появлением ислама и арабскими завоеваниями часть территорий переходит ислам. Это происходит, начиная где-то с 7 века.

Я даю простые цифры, но за ними скрываются сложные и длительные процессы и судьбы народов. Разобраться в которых под силу только целеустремлённым, мотивированным людям.

Кавказская Албания храм села Киш Кавказская Албания, древнейший храмовый комплекс Пери-Кала Кавказская Албания храм около села Кум

Культура Кавказской Албании

Письменные источники уже античных времен сообщают о занятии земледелием, ремёслами и скотоводством. Видимо народ достиг хороших результатов, что способствовало развитию торговли.

Ямы с кувшинами для хранения зерна, следовательно, гончарное ремесло, ручные мельницы, бронзовые и серебряные предметы утвари, изделия из стекла, ювелирные изделия — всё это богатые археологические находки той эпохи.

Отдельное внимание монетам. Их много как своих албанских, так и из других стран. Это говорит о том, что чеканилась своя единая для страны деньги, так и то, что активно велась торговля с соседями.

Благодаря хорошо развитой архитектуре до наших дней сохранилось немало объектов. В основном это храмы. Есть языческие, но большей частью христианские на стенах, которых остались надписи – свидетельство о наличии письменности. К сожалению, отдельных письменных источников нет, но есть упоминания о том, что они были. Албанская письменность появилась с приходом христианства, так адаптировалась новая религия. А потом она заменилась на армянскую письменность.

Читайте также: